Аят 185
كُلُّ نَفْسٍ ذَآئِقَةُ الْمَوْتِ وَإِنَّمَا تُوَفَّوْنَ أُجُورَكُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ فَمَن زُحْزِحَ عَنِ النَّارِ وَأُدْخِلَ الْجَنَّةَ فَقَدْ فَازَ وَما الْحَيَاةُ الدُّنْيَا إِلاَّ مَتَاعُ الْغُرُورِ .185
185. Всякая душа вкусит смерть, и вам сполна будут даны ваши награды в День воскресения. Кто будет удален от Огня и введен в Рай, тот получил успех. А ближняя жизнь — только пользование обольщением.
1. Али ибн Ибрахим привёл от Абу Басира, что Имам Садык (А) сказал:
Когда наступит Судный день, будет призван Посланник Аллаха (С), и его облачат в одежду розового цвета, и он встанет по правую сторону Трона. Затем будет призван Ибрахим (А), будет облачён в белую одежду и встанет по левую сторону Трона. Потом будет призван повелитель верующих Али (А), будет облачён в розовую одежду и встанет по правую сторону от Пророка (С). Затем будет призван Исмаил (А), облачён в белую одежду и встанет по левую сторону от Ибрахима (А). Затем будет призван Хасан (А), облачён в розовую одежду и встанет по правую сторону от повелителя верующих (А). Затем будет призван Хусейн (А), облачён в розовую одежду и встанет по правую сторону от Хасана (А). Затем будут призваны остальные Имамы (А), облачены в розовую одежду и встанут по правую сторону друг от друга.
Затем будут призваны шииты, и они встанут перед ними (Имамами). Потом будет призвана Фатима (А) и женщины из числа её потомков и шиитов — и они войдут в Рай без расчёта. Затем будет провозглашено из внутренности Трона от Великого Господа и высшего горизонта: «Лучший отец — твой отец, о Мухаммад, и это — Ибрахим. Лучший брат — твой брат, и это — Али. Лучшие внуки — твои внуки, и это — Хасан и Хусейн. Лучший из погибших во чреве матери — ваш погибший, и это — Мухсин. Лучшие из праведных Имамов — из твоего потомства. Лучшие из шиитов — твои шииты. Поистине, Мухаммад, его преемник, его внуки и Имамы из его потомства — преуспевшие».
А затем им будет велено войти в Рай, и таково Его слово: «Кто будет удален от Огня и введен в Рай, тот получил успех».
(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 135).
2. Айаши привёл от Джабира, что Имам Бакир (А) сказал:
Когда умер Посланник Аллаха (С), Али (А) сказал: «“Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к нему мы возвращаемся!ˮ (2: 156). Каково же это горе, что постигло ближних и верующих, подобного которому не было никогда!»
Когда же Посланник Аллаха (С) был опущен в могилу, услышали голос призывающего со стороны крыши дома: «Поистине, Аллах желает удалить от вас скверну, Ахль уль-Бейт, и очистить вас полностью» (33: 33) — и мир вам, Ахль уль-Бейт, и милость Аллаха, и Его благословение. — «Всякая душа вкусит смерть, и вам сполна будут даны ваши награды в День воскресения. Кто будет удален от Огня и введен в Рай, тот получил успех. А ближняя жизнь — только пользование обольщением» — у Аллаха есть преемник для всякого ушедшего и утешение для всякого горя. Положитесь же на Аллаха и надейтесь на Него. Тот, кто (всё время) находится в печали, не получит награды.
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 233).
3. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Когда умер Посланник Аллаха (С), его тело лежало на земле (готовое для похорон), и в доме были Али, Фатима, Хасан и Хусейн (мир им), пришёл Джабраил и сказал: «Мир вам, о Ахль уль-Бейт милости! “Всякая душа вкусит смерть, и вам сполна будут даны ваши награды в День воскресения. Кто будет удален от Огня и введен в Рай, тот получил успех. А ближняя жизнь — только пользование обольщениемˮ. У Аллаха есть утешение для всякого горя и преемник для всякого ушедшего. Положитесь же на Аллаха и на Него надейтесь! Тот, кто (всё время) находится в печали, не получит награды. Это мой последний приход в ближний мир».
Они сказали: «Мы слышали голос, но не видели его».
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 233).
4. Он также привёл от Хишама ибн Салима, что Имам Садык (А) сказал:
Когда умер Посланник Аллаха (С), услышали голос со стороны дома, но не видели того, кто говорит: «“Всякая душа вкусит смерть, и вам сполна будут даны ваши награды в День воскресения. Кто будет удален от Огня и введен в Рай, тот получил успех. А ближняя жизнь — только пользование обольщениемˮ. У Аллаха есть утешение для всякого горя и преемник для всякого ушедшего. Положитесь же на Аллаха и на Него надейтесь! Тот, кто (всё время) находится в печали, не получит награды. Закройте срамные места (аурат) вашего Пророка!»
А когда его положили для омовения, раздался голос: «О Али! Не снимай с него рубахи!» И он совершил ему омовение в рубахе.
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 234).
5. Он также привёл от Зурары, что Имам Бакир (А) сказал:
«Всякая душа вкусит смерть» — тот, кто был убит, не вкусил смерть (то есть не умер собственной смертью). А потому он должен вернуться (при Раджаате), чтобы вкусить смерть.
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 234).
6. Он также привёл от Джабира ибн Язида, что Имам Бакир (А) сказал:
«Нет такого верующего, чтобы у него не было убийства и смерти (он будет убит и умрёт своей смертью). Кто был убит — будет собран (возвращён), чтобы умереть (своей смертью), а кто умер (своей смертью) — будет собран, чтобы быть убитым».
А потом он прочитал этот аят: «Всякая душа вкусит смерть и будет собрана».
Я спросил: «Почему ты прочитал “и будет собранаˮ?»
Он сказал: «Так был ниспослан этот аят Мухаммаду (С): “Всякая душа вкусит смерть и будет собранаˮ. Нет в этой умме праведного или нечестивца, который не умер бы и не был бы собран (то есть возвращён в Раджаате). Что касается верующих, то они будут собраны в радости и довольстве, а что касается нечестивцев, то они будут собраны под гневом Аллаха. Разве ты не слышал, как Аллах сказал: “И дадим Мы вкусить им наказания ближайшего, помимо наказания величайшегоˮ (32: 21), и как Он сказал: “О завернувшийся! Встань и увещевай!ˮ (74: 1-2)? Он имел тут в виду Мухаммада (С) и его приход в Раджаате, когда он будет увещевать. И Он сказал: “Ведь это — одна из величайших, в увещание для людейˮ (74: 35-36), — имея в виду Мухаммада (С), увещевающего людей при Раджаате. И Он сказал: “Он — тот, который послал Своего посланника с прямым путем и религией истины, чтобы проявить её выше всякой религии, хотя бы и ненавидели это многобожникиˮ (9: 33). Аллах сделает это в Раджаате. И Он сказал: “А когда Мы открыли пред ними врата жестокого наказания, вот — они там в отчаянииˮ (23: 77), — это Али ибн Аби Талиб (А), когда он вернётся в Раджаате».
И Джабир передал от Имама Садыка (А), что повелитель верующих Али (А) сказал: «“Может быть, пожелают те, которые неверные, стать мусульманамиˮ (15: 2) — так будет, когда выйду я с моими шиитами и выйдут Усман со своими шиитами, и мы станем убивать Омейядов — тогда “пожелают те, которые неверные, стать мусульманамиˮ».
(«Мухтасар басаиру дараджат», С. 17).
Аят 186
لَتُبْلَوُنَّ فِي أَمْوَالِكُمْ وَأَنفُسِكُمْ وَلَتَسْمَعُنَّ مِنَ الَّذِينَ أُوتُواْ الْكِتَابَ مِن قَبْلِكُمْ وَمِنَ الَّذِينَ أَشْرَكُواْ أَذًى كَثِيراً وَإِن تَصْبِرُواْ وَتَتَّقُواْ فَإِنَّ ذَلِكَ مِنْ عَزْمِ الأُمُورِ .186
186. Вы будете испытаны и в ваших имуществах и в вас самих, и вы услышите от тех, кому даровано писание до вас, и от тех, которые являются многобожниками, много обиды. А если вы будете терпеливы и богобоязненны, то это — из твердости в делах.
1. Шейх Нумани привёл от Абу Халида Кабули, что Имам Саджад (А) сказал:
«Я желал бы поговорит с людьми трижды, а потом пусть Аллах рассудит, как пожелает. Однако Его решение таково, чтобы мы терпели». А потом он прочитал этот аят: «И узнаете вы весть о нём после некоего времени» (38: 88), а потом прочитал: «И вы услышите от тех, кому даровано писание до вас, и от тех, которые являются многобожниками, много обиды. А если вы будете терпеливы и богобоязненны, то это — из твердости в делах».
(«Гейба», С. 132).
2. Шейх Садук привёл от Мухаммада ибн Синана, что Имам Реза (А) написал ему в ответе на письмо, где тот задавал ему некоторые вопросы:
«Вы будете испытаны и в ваших имуществах и в вас самих» — «в вашем имуществе»: через выплату закята, «в вас самих» — через терпение в ваших душах.
(«Уйун ахбар реза», том 1, С. 96).
Добавить комментарий