Аяты 224

وَلاَ تَجْعَلُواْ اللّهَ عُرْضَةً لِّأَيْمَانِكُمْ أَن تَبَرُّواْ وَتَتَّقُواْ وَتُصْلِحُواْ بَيْنَ النَّاسِ وَاللّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ .224

224. И не делайте Аллаха предметом ваших клятв, что вы благочестивы и богобоязненны и упорядочиваете среди людей. Поистине, Аллах — Слышащий, Знающий!

 

1. Шейх Кулейни привёл от Имама Садыка (А):

«И не делайте Аллаха предметом ваших клятв, что вы благочестивы и богобоязненны и упорядочиваете среди людей» — если тебя позвали, чтобы упорядочить дела между двух человек, то не говори: «На мне клятва, что не буду так делать».

(«Кафи», том 2, С. 167).

 

2. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Не клянитесь Аллахом правдиво или ложно, ибо Он говорит: «И не делайте Аллаха предметом ваших клятв».

(«Кафи», том 7, С. 434).

 

3. Айаши привёл от Мухаммада ибн Муслима:

Я спросил Имама Садыка (А) о словах Аллаха: «И не делайте Аллаха предметом ваших клятв, что вы благочестивы и богобоязненны и упорядочиваете среди людей».

Он сказал: «Имеются в виду слова человека: “Да, клянусь Аллахом, нет, клянусь Аллахомˮ (то есть когда он много говорит это)».

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 131).

 

4. Он также привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«И не делайте Аллаха предметом ваших клятв» — это когда человек клянётся никогда не говорить со своим братом, или не говорить со своей матерью, или подобное этому.

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 131).

 

Аят 225

لاَّ يُؤَاخِذُكُمُ اللّهُ بِاللَّغْوِ فِيَ أَيْمَانِكُمْ وَلَكِن يُؤَاخِذُكُم بِمَا كَسَبَتْ قُلُوبُكُمْ وَاللّهُ غَفُورٌ حَلِيمٌ .225

225. Аллах не взыскивает с вас за пустословие в ваших клятвах, но взыскивает за то, что приобрели ваши сердца. Поистине, Аллах — Прощающий, Терпеливый!

 

1. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«Аллах не взыскивает с вас за пустословие в ваших клятвах» — «пустословие» — это слова человека: «Да, клянусь Аллахом, нет, клянусь Аллахом» (то есть когда он постоянно повторяет это). Эти слова не имеют силы.

(«Кафи», том 7, С. 443).

 

 

Аят 226

لِّلَّذِينَ يُؤْلُونَ مِن نِّسَآئِهِمْ تَرَبُّصُ أَرْبَعَةِ أَشْهُرٍ فَإِنْ فَآؤُوا فَإِنَّ اللّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ .226

226. Тем, которые поклянутся о своих женах, — выжидание четырех месяцев. И если они возвратятся, то, поистине, Аллах — Прощающий, Милосердный!

 

1. Шейх Кулейни привёл от Мухаммада ибн Сулеймана:

Я спросил у Имама Джавада (А): «Да буду я твоей жертвой! Почему срок выжидания (идды) разведённой — три месячных цикла или три месяца, а срок выжидания той, чей муж умер, — четыре месяца и десять дней?»

Он сказал: «Срок выжидания разведённой составляет три цикла, чтобы выяснилось, что в её чреве нет ребёнка. Что же касается срока выжидания той, у которой умер муж, то Аллах поставил условие в пользу женщин и поставил условие против женщин, и не причинил им угнетения в этих условиях ни в чем. Условие, поставленное в пользу женщин, — то, что при ила (клятва не совокупляться с женой) срок составляет четыре месяца, как сказал Аллах: “Тем, которые поклянутся о своих женах, — выжидание четырех месяцевˮ. И не разрешен никому срок больше четырёх месяцев, ибо Аллах знал, что это — крайний срок терпения женщины без сношения с мужчиной. Условие же, поставленное против них, — это то, что срок выжидания той, у которой умер муж, составляет четыре месяца и десять дней. Итак, Аллах при ила поставил условие в пользу женщины и против мужчины, а при сроке выжидания той, у которой умер муж, взамен этого поставил условие в пользу мужчины и против женщины. Аллах сказал: “А те из вас, что упокоятся и оставят жен, — они выжидают сами с собой четыре месяца и десятьˮ (2: 234). И Он не упомянул десять дней при идде (сроке выжидания), кроме как при четырёх месяцах, ибо Он знал, что крайний срок их терпения — четыре месяца.

(«Кафи», том 6, С. 113).

 

2. Он также привёл от Халаби:

Я спросил у Имама Садыка (А) о мужчине, который не сближается с женой, хотя он не дал ей развод и не принёс клятву, что не будет с ней совокупляться. Он сказал: «Он должен сблизиться с ней». А потом он сказал: «Если мужчина принесёт клятву, что не будет сближаться со своей женой — и клятва эта состоит в том, что он скажет: “Клянусь Аллахом, я не буду сближаться с тобойˮ, или “клянусь Аллахом, я в гневе на тебяˮ, — он не может после этого четыре месяца сближаться с ней. Если же он после этого срока возвратится (к соитию с ней), то Аллах — Прощающий, Милосердный. А если не возвратится, то должен дать ей развод».

(«Кафи», том 6, С. 130).

 

3. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Если мужчина поклянётся, что не будет сближаться с женой, то она ничего не может возражать, и нет у неё права на него в течение четырёх месяцев. И нет на нем греха, если он не сближается с ней четыре месяца. Если же по истечении четырёх месяцев он также не сближается с ней, и она не возражает и довольна этим, то на нем нет никакого обязательства. Если же она видит проблему в этом и обращается к судье, то он должен или возвратиться (к соитию с ней), или дать ей развод. Когда у неё проходят месячные, он даёт ей развод, и ему лучше всего вернуть её, пока не прошли три месячных. И такова ила, о которой сказали Книга Аллаха и Сунна Пророка (С).

 

Аят 228

وَالْمُطَلَّقَاتُ يَتَرَبَّصْنَ بِأَنفُسِهِنَّ ثَلاَثَةَ قُرُوَءٍ وَلاَ يَحِلُّ لَهُنَّ أَن يَكْتُمْنَ مَا خَلَقَ اللّهُ فِي أَرْحَامِهِنَّ إِن كُنَّ يُؤْمِنَّ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ وَبُعُولَتُهُنَّ أَحَقُّ بِرَدِّهِنَّ فِي ذَلِكَ إِنْ أَرَادُواْ إِصْلاَحاً وَلَهُنَّ مِثْلُ الَّذِي عَلَيْهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ وَلِلرِّجَالِ عَلَيْهِنَّ دَرَجَةٌ وَاللّهُ عَزِيزٌ حَكُيمٌ .228

228. А разведенные выжидают сами с собой три периода, и не разрешается то, что сотворил Аллах с их утробами, если они веруют в Аллаха и в последний день. А мужьям их — достойнее их вернуть при этом, если они желают умиротворения. И для них — то же самое, что и на них, согласно принятому. Мужьям над ними — степень. Поистине, Аллах — Великий, Мудрый!

 

1. Шейх Кулейни привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«Период» — то, что между двумя месячными.

(«Кафи», том 6, С. 89).

 

2. Он также привёл от Зурары:

Я спросил у Имама Бакира (А): «Мужчина даёт развод жене, когда она очистится после месячных, без совокупления с ней (после месячных) и в присутствии двух справедливых свидетелей?»

Он сказал: «Когда она увидит кровь третьих месячных, срок её выжидания (идда) подошёл к концу, и она может снова выйти замуж».

Я сказал: «Люди Ирака передают, что Али (А) сказал: “Он обладает самым большим правом вернуть её, пока она не совершила гусль от третьих месячныхˮ».

Он сказал: «Они солгали».

(«Кафи», том 6, С. 89).

 

3. Айаши привёл от Мухаммада ибн Муслима:

Я спросил у Имама Бакира (А) о человеке, который дал развод своей жене: когда она отделяется от него? Он сказал: «Когда увидит кровь третьих месячных».

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 134).

 

4. От Абу Басира, что Имам Садык (А) сказал:

«А разведенные выжидают сами с собой три периода, и не разрешается то, что сотворил Аллах с их утробами» — то есть не разрешается скрывать свою беременность, если женщина получила развод, а муж не знает о её беременности. И до конца беременности он может вернуть её.

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 134).

 

5. Шейх Садук привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Женщина пришла к Посланнику Аллаха (С) и сказала: «О Посланник Аллаха! Каковы права мужа в отношении жены?»

Он сказал: «Чтобы она слушалась его и не совершала неподчинения ему, не отдавала в качестве милостыни что-либо из их дома, кроме как с его разрешения, не держала желательный пост, кроме как с его разрешения, не отказывала ему в половой близости ни в коем случае и не выходила бы из дома без его разрешения. Если же она выйдет без его разрешения, её проклянут ангелы небес, ангелы земли, ангелы гнева и ангелы милости, пока она не вернётся в дом».

Она спросила: «О Посланник Аллаха! Права кого являются самыми большими в отношении мужчины (кому он больше всех обязан)?»

Он сказал: «Его родителей».

Она спросила: «Права кого являются самыми большими в отношении женщины?»

Он сказал: «Её мужа».

Она спросила: «Разве мои права в отношении него не являются такими же?»

Он сказал: «Нет, даже на одну сотую часть».

(«Факих», том 3, С. 276).

 

6. Али ибн Ибрахим Кумми привёл:

Права мужчины в отношении женщины больше, чем права женщины в отношении мужчины.

(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 82).

 

Аят 229

الطَّلاَقُ مَرَّتَانِ فَإِمْسَاكٌ بِمَعْرُوفٍ أَوْ تَسْرِيحٌ بِإِحْسَانٍ وَلاَ يَحِلُّ لَكُمْ أَن تَأْخُذُواْ مِمَّا آتَيْتُمُوهُنَّ شَيْئاً إِلاَّ أَن يَخَافَا أَلاَّ يُقِيمَا حُدُودَ اللّهِ فَإِنْ خِفْتُمْ أَلاَّ يُقِيمَا حُدُودَ اللّهِ فَلاَ جُنَاحَ عَلَيْهِمَا فِيمَا افْتَدَتْ بِهِ تِلْكَ حُدُودُ اللّهِ فَلاَ تَعْتَدُوهَا وَمَن يَتَعَدَّ حُدُودَ اللّهِ فَأُوْلَـئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ .229

229. Развод двукратен: после него — либо удержать, согласно одобряемому, либо отпустить с благодеянием. И не дозволяется вам брать из того, что вы им даровали, ничего. Разве только они оба боятся не выполнить ограничений Аллаха. А если вы боитесь, что они не выполнят ограничений Аллаха, то не будет греха над ними в том, чем она себя выкупит. Таковы границы Аллаха: не преступайте же их! А если кто преступает границы Аллаха, те — несправедливые.

 

1. Шейх Кулейни привёл от Зурары, что Имам Садык (А) сказал:

«Всякий развод (талак), который не будет на основе сунны или на основе идды, недействителен».

Зурара сказал: «Объясни мне, что такое развод на основе сунны и развод на основе идды».

Имам (А) сказал: «Развод на основе сунны: когда мужчина желает дать развод своей жене, он должен подождать до того времени, когда у неё начнутся месячные, и она очистится от них. Тогда он, не вступая с ней в половые отношения, даёт ей развод один раз в присутствии двух свидетелей и оставляет её, пока не пройдут ещё два месячных. Таким образом, проходят три месячных цикла, после чего она расстаётся с ним, и после этого к ней могут свататься другие мужчины, за которых она может выйти замуж, если захочет. И на нём лежит обязанность давать ей жильё и обеспечивать её расходы, пока не закончится срок идды, и в течение этого времени они могут наследовать друг другу.

А что касается развода на основании идды (срока), то Аллах сказал о нём: “Разводитесь с ними в установленный для них срок, и отсчитывайте срокˮ. Если мужчина желает дать жене развод на основании идды, он должен подождать до того времени, когда у неё начнутся месячные, и она очистится от них. Тогда он, не вступая с ней в половые отношения, даёт ей развод один раз в присутствии двух свидетелей. После этого он может вернуть её, если захочет, прежде наступления новых месячных. Для этого он приводит свидетелей и разделяет с ней ложе. Она остаётся с ним до новых месячных. А когда они прошли, он даёт ей другой развод, без совокупления с ней, и приводит для этого свидетелей. А потом он может опять вернуть её, когда захочет, прежде её следующих месячных. Он приводит свидетелей для этого и разделяет с ней ложе, и она остаётся с ним до третьих месячных. А когда закончатся её третьи месячные, он даёт ей третий развод, без совокупления с ней, и приводит для этого свидетелей. И когда он сделал это, она расстаётся с ним и становится запретной для него, пока не возьмёт другого мужа (и разведётся с ним)».

Зурара спросил: «А если у неё нет месячных?»

Он сказал: «Такой женщине дают развод на основании сунны».

(«Кафи», том 6, С. 65).

 

2. Шейх Туси привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«Развод двукратен: после него — либо удержать, согласно одобряемому, либо отпустить с благодеянием»: «отпустить с благодеянием» — значит дать третий развод.

(«Тахзиб», том 8, С. 25).

 

3. Шейх Садук привёл, что Али ибн Хасан ибн Али ибн Фаззаль передал от своего отца:

Я спросил у Имама Резы (А): «Почему разведенная женщина становится запретной для своего бывшего мужа, пока не выйдет замуж за другого человека, и он даст ей развод или умрёт?»

Он сказал: «Аллах разрешил развестись два раза, сказав: “Развод двукратен: после него — либо удержать, согласно одобряемому, либо отпустить с благодеяниемˮ (2: 229). Аллаху ненавистен третий развод, и если человек совершил его, эта женщина становится запретной для него и не будет разрешённой, пока не выйдет замуж за другого. И это — для того, чтобы люди не считали развод лёгким и простым делом и не причиняли мучений женщинам.

(«Факих», том 3, С. 324).

 

4. Айаши привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Когда человек женится, он заключает завет, о котором Аллах сказал: «либо удержать, согласно одобряемому, либо отпустить с благодеянием».

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 135).

 

5. Абу Басир передал, что Имам Садык (А) сказал:

Женщина становится запретной для мужчины, если он дал ей развод, потом вернул, потом снова дал развод и снова вернул, а потом дал ей развод в третий раз. Тогда она становится запретной для него, пока не выйдет замуж за другого человека (и разведётся с ним). Аллах сказал: «Развод двукратен: после него — либо удержать, согласно одобряемому, либо отпустить с благодеянием», и «отпустить с благодеянием» значит дать развод в третий раз.

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 135).

 

6. Айаши привёл, что Имам Реза (А) сказал:

«Либо удержать, согласно одобряемому, либо отпустить с благодеянием»: удержание согласно одобряемому означает не причинять ей мучений, наделять её, не требуя возврата, и содержать её. А «отпустить с благодеянием» означает развод, согласно тому что ниспослано в Книге.

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 136).

 

7. Али ибн Ибрахим привёл:

«И не дозволяется вам брать из того, что вы им даровали, ничего. Разве только они оба боятся не выполнить ограничений Аллаха. А если вы боитесь, что они не выполнят ограничений Аллаха, то не будет греха над ними в том, чем она себя выкупит. Таковы границы Аллаха: не преступайте же их! А если кто преступает границы Аллаха, те — несправедливые» — это ниспослано о разводе хуль‘а («развод отделения»)[1].

(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 84).

 

8. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Развод отделения (хуль‘а) совершается тогда, когда жена говорит мужу: «Я не стану соблюдать никакие твои права: я буду выходить из дома без твоего разрешения, буду вступать в близость с другим мужчиной и не буду вступать в близость с тобой», или говорит: «Дай мне развод, иначе я ни в чем не буду подчиняться тебе». И когда она скажет так, для него будет дозволено забрать у неё всё то, что он давал ей, и то, что она давала ему из своего имущества. Если они оба согласны на развод, то он даёт ей развод после окончания месячных в присутствии свидетелей, и она отделяется от него после первого же развода. После этого он может свататься к ней наряду с другими, и если она согласится, снова выйдет за него, а если нет, то нет. Если же они снова заключат брак, то после этого он сможет дать ей развод только два раза (а не три, как обычно). И подобает ему предложить ей: «Возьми назад то имущество, которое я у тебя забрал, а ты снова станешь дозволенной для меня».

И нет никакого развода, кроме как после очищения от месячных, без совокупления и в присутствии двух справедливых свидетелей. Женщина же, получившая развод хуль‘а, вышедшая после этого замуж за другого мужчину и получившая от него развод, может снова выйти замуж за первого. Однако он может снова заключить с ней брак, если вернёт ей то, что взял у неё.

(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 84).

 

9. Шейх Туси привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Если мужчина что-то подарит женщине (имеется в виду добровольный дар), или женщина что-то подарит мужчине, они не имеют права вернуть это. Разве Аллах не сказал: «И не дозволяется вам брать из того, что вы им даровали, ничего», и не сказал: «Если же они соблаговолят чем-нибудь из этого для вас, то питайтесь этим на здоровье и благополучие» (4: 4)?

(«Тахзиб», том 9, С. 152).

 

10. Айаши привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«Таковы границы Аллаха: не преступайте же их! А если кто преступает границы Аллаха, те — несправедливые» — Аллах разгневался на прелюбодея и установил для него сто ударов в качестве наказания. И вот, если кто-то разгневается на него и ударит его больше чем сто раз — я буду непричастен к такому. Аллах сказал: «Таковы границы Аллаха: не преступайте же их».

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 137).

 

[1] Этот вид развода состоит в том, что жена вследствие неприязни к мужу и нежелания продолжать с ним семейную жизнь просит его о разводе и получает его взамен на свой отказ от махра (брачного дара) или какое-то иное вознаграждение.

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.