Аяты 126-129

وَإِذْ قَالَ إِبْرَاهِيمُ رَبِّ اجْعَلْ هَـَذَا بَلَداً آمِناً وَارْزُقْ أَهْلَهُ مِنَ الثَّمَرَاتِ مَنْ آمَنَ مِنْهُم بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ قَالَ وَمَن كَفَرَ فَأُمَتِّعُهُ قَلِيلاً ثُمَّ أَضْطَرُّهُ إِلَى عَذَابِ النَّارِ وَبِئْسَ الْمَصِيرُ .126

وَإِذْ يَرْفَعُ إِبْرَاهِيمُ الْقَوَاعِدَ مِنَ الْبَيْتِ وَإِسْمَاعِيلُ رَبَّنَا تَقَبَّلْ مِنَّا إِنَّكَ أَنتَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ .127

رَبَّنَا وَاجْعَلْنَا مُسْلِمَيْنِ لَكَ وَمِن ذُرِّيَّتِنَا أُمَّةً مُّسْلِمَةً لَّكَ وَأَرِنَا مَنَاسِكَنَا وَتُبْ عَلَيْنَا إِنَّكَ أَنتَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ .128

رَبَّنَا وَابْعَثْ فِيهِمْ رَسُولاً مِّنْهُمْ يَتْلُو عَلَيْهِمْ آيَاتِكَ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ وَيُزَكِّيهِمْ إِنَّكَ أَنتَ العَزِيزُ الحَكِيمُ .129

126. И вот сказал Ибрахим: «Господи! Сделай этот город безопасным и надели обитателей его плодами, — тех из них, кто веровал в Аллаха и в последний день». Он сказал: «А тем, которые не уверовали, Я дам в пользование ненадолго, а потом приведу их к наказанию огнем». Скверно это возвращение!

127. И вот, Ибрахим воздвиг основы дома, и Исмаил: «Господь наш! Прими от нас, ведь Ты, поистине — Слышащий, Знающий!

128. Господь наш! Сделай нас предавшимися Тебе и из нашего потомства — общину, предавшуюся Тебе, и покажи нам место нашего поклонения, и обратись к нам, ведь Ты — Обращающийся, Милосердный! 

129. Господь наш! И воздвигни среди них посланника из них, который прочтет им Твои знамения, и научит их писанию и мудрости, и очистит их, ведь Ты, поистине, — Великий, Мудрый!»

 

1. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Аллах велел Ибрахиму (А) построить Каабу, воздвигнуть её основы и показать людям их обряды. Ибрахим (А) и Исмаил (А) каждый день строили часть стены, пока не дошли до того места, где должен быть Черный камень. Тогда гора Абу Кубейс обратилась к Ибрахиму (А): «У меня есть для тебя нечто, переданное мне на хранение», — и дала ему камень, и он положил его на его место. Затем Ибрахим (А) обратился к людям с призывом к хаджу, говоря: «О люди! Я — Ибрахим, друг Аллаха! Поистине, Аллах велит вам совершать хадж к этому Дому — совершайте же его!». И ответил ему всякий, кто будет совершать хадж до Судного Дня, и первыми, кто ответили ему, были люди Йемена.

(«Кафи», том 4, С. 205).

 

2. Али ибн Ибрахим привёл:

Ибрахим (А) воззвал к своему Господу, чтобы Он даровал удел тем, кто уверовал. И Он ответил ему: «А тем, которые не уверовали» — им Я тоже дарую удел — «Я дам в пользование ненадолго, а потом приведу их к наказанию огнем».

(«Тафсир» Кумми, том 1, С 70).

 

3. Абу Али Табарси передал от Имама Садыка (А):

И вот сказал Ибрахим: «Господи! Сделай этот город безопасным и надели обитателей его плодами, — тех из них, кто веровал в Аллаха и в последний день» — имеются в виду плоды сердца. Аллах вселил в людей любовь к ним, чтобы они возвращались к ним.

(«Маджму байан», том 1, С. 385).

 

4. Али ибн Ибрахим Кумми привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Ибрахим (А) жил в пустыне Шама. Когда же Хаджар родила ему Исмаила (А), Сара впала от этого в глубокую печаль, ибо у неё не было от него ребёнка. И она мучала Ибрахима (А) из-за Хаджар и огорчала его. Ибрахим (А) пожаловался на это Аллаху, и Аллах внушил ему в откровении: «Женщина — как кривое ребро: если ты оставишь её — получишь от неё наслаждение, а если попытаешься выпрямить — сломаешь». А потом Аллах велел ему вывести Исмаила (А) и его мать. Он спросил: «О Господь мой! Куда же?» Аллах сказал: «В Мою святыню, в Моё безопасное место, в первый кусок земли, который Я сотворил, и это — Мекка».

И Аллах отправил к нему Джабраила с Бураком, и он перенёс Ибрахима, Хаджар и Исмаила и поставил их на место Дома Аллаха (Каабы). Ибрахим (А) пообещал Саре, что как только доставит их, вернётся назад. Когда они спустились на это место, там было дерево. Хаджар повесила на него накидку и села в её тени, дабы отдохнуть. Когда же Ибрахим (А) хотел вернуться к Саре, Хаджар сказала: «О Ибрахим! Оставляешь ли нас в месте, где нет ни друга, ни воды, ни посевов?» Он сказал: «Аллах повелел мне оставить вас здесь, и Он позаботится о вас».

И ушёл Ибрахим (А). Когда же он достиг до Куда — горы возле Зи Тува, — повернулся в их сторону и сказал: «Господи, я поселил из моего потомства в долине, не имеющей злаков, у Твоего дома священного. Господи наш! Пусть они выстаивают молитву, и сделай сердца людей склоняющимися к ним и отдели их плодами, — может быть, они будут благодарны!», а потом отправился, а Хаджар осталась там.

Когда же наступил день, Исмаил стал испытывать жажду и попросил воды. И Хаджар стала бегать по пустыне — там, где сейчас место для бега — крича: «Есть ли в этой пустыне люди?» И Исмаил скрылся от её взора, и она поднялась на Сафу, и предстал перед ней мираж пустыни, и она подумала, что это вода. Она спустилась с горы и снова побежала. И когда она достигла Мас‘а, Исмаил снова скрылся от её взора. Тогда снова перед ней предстал мираж около Сафы, и она побежала туда, пока не достигла Сафы. Оттуда она снова посмотрела (вниз). И так она делала семь раз.

На седьмой же раз, будучи на Марве, она взглянула на Исмаила и увидела воду, текущую под его ногами. Подбежав к нему, она стала сгребать вокруг воды камни, желая собрать (замма) её в одном месте. И потому этот источник был назван «замзам».

В то время племя Джурхум жило возле Арафата и Зиль-муджаз (местность недалеко от Арафата). Когда же в Мекке стал течь источник, к нему начали стекаться птицы и звери. Увидев, как они идут туда, люди Джурхума пошли за ними и увидели там женщину и ребёнка, сидящих под тенью дерева рядом с текущим источником. Они спросили у неё: «Кто ты и что ты тут делаешь с этим ребёнком?» Она сказала: «Я — умм валяд (рабыня) Ибрахима, друга Милостивого, а это — его сын. Аллах велел ему поселить нас тут». Они спросили: «Разрешишь ли нам быть тут рядом с тобой?» Она сказала: «Подождите, пока не придёт Ибрахим».

Когда же Ибрахим (А) пришёл к ним на третий день, она сказала: «О друг Аллаха! Тут есть племя Джурхум, и они спрашивают, позволишь ли ты им оставаться поблизости от нас? Разрешишь ли ты им?» Он сказал: «Да», — и тогда Хаджар разрешила им, и они поселились там и разбили там свои шатры.

Когда Ибрахим (А) посетил их во второй раз, он увидел, как их много вокруг Хаджар и Исмаила (А) и обрадовался этому. Когда Исмаил (А) вырос, каждый из них дал ему одного или двух баранов, и Хаджар и Исмаил жили этим. Когда же Исмаил (А) стал взрослым мужчиной, Аллах повелел Ибрахиму (А) воздвигнуть Дом (Каабу). Он спросил: «О Господь мой! На какой земле?» Он сказал: «На той земле, на которой Я установил свод для Адама, и от него озарилась святыня (Запретная мечеть)».

И этот купол оставался там до времени потопа Нуха (А). Когда же весь мир утонул, Аллах возвысил этот купол, и весь мир был под водой, кроме места Дома. Он назван «Бейт атик» («спасённый Дом» или «древний Дом»; в данном случае это выражение означает «спасённый Дом»), потому что он был спасён (утика) от потопа.

И когда Аллах велел Ибрахиму (А) возвести Дом, он не знал, на каком месте построить его. И Аллах низвёл Джабраила, и он указал ему на место Дома. Затем Аллах низвёл основания Дома из Рая. Камень же, который Аллах низвёл вместе с Адамом, был белее снега, но почернел от того, что к нему прикасались неверующие.

И так Ибрахим (А) возвёл Дом, а Исмаил (А) принёс камень с горы Зи-тува, поднял его к небу на девять локтей, а потом положил на его место. Тогда взял его оттуда Ибрахим (А) и положил туда, где он сейчас.

Когда же Ибрахим (А) возвёл дом, он сделал в нём две двери — дверь в сторону Востока и дверь в сторону Запада, и дверь в сторону Запада была названа «мустаджар». Ибрахим (А) накинул на неё ветви и листья деревьев, а Хаджар — накидку, что была с нею.

Когда Ибрахим (А) и Исмаил (А) закончили строительство, они начали совершать хадж. И спустился к ним Джабраил в день тарвия, восьмого зиль-хиджа, и сказал: «О Ибрахим! Встань и выпей от этой воды!», потому что в Мине и Арафате не было воды. И этот день был назван «тарвия» («напоением») из-за этого. А потом Джабраил вывел его в Мину, и он провёл там ночь, и он сделал с ним то же, что сделал с Адамом.

Когда Ибрахим (А) закончил возведение Дома и хадж, он сказал: «Господи! Сделай этот город безопасным и надели обитателей его плодами, — тех из них, кто веровал в Аллаха и в последний день». Он имел в виду плоды сердец, то есть сказал: внуши людям любовь к ним, чтобы они возвращались к ним.

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 69). 

 

5. Айаши привёл от Мунзира Саури:

Я спросил Имама Бакира (А) о Черном камне. Он сказал: «Три камня были ниспосланы с рая: Черный камень, который принял Ибрахим, место Ибрахима и камень детей Исраиля». А потом сказал: «Тот камень, который принял Ибрахим, был белым - белее снега, но почернел от грехов человеческих».

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 78).

 

6. От Джабира Джуфи, что Имам Бакир (А) сказал:

О Джабир! Как велика клевета людей Шама на Аллаха! Они думают, что когда Аллах поднялся на небеса, Он поставил Свою ногу на камень Бейта Макдис (Иерусалимского Храма)! Однако раб из рабов Аллаха поставил свою ногу на этот камень, и Аллах велел взять это место местом поклонения. О Джабир! У Аллаха нет равного или подобного. Пречист Он от качеств, которыми описывают Его описывающие и превыше Он выдумок тех, кто строит предположения. Он скрыт от взглядов глаз, не исчезает с исчезающими; нет ничего подобного Ему, и Он — Слышащий, Знающий!

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 78).

 

7. Абдуллах ибн Галиб передал, что Имам Саджад (А) сказал:

«Господи! Сделай этот город безопасным и надели обитателей его плодами, — тех из них, кто веровал в Аллаха и в последний день» — он имел в виду нас, своих друзей и шиитов своих преемников. «А тем, которые не уверовали, Я дам в пользование ненадолго, а потом приведу их к наказанию огнем» — Он имел в виду тех, кто отрицает преемников и отказывается следовать им. И таково, клянусь Аллахом, положение этой уммы.

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 78).

 

8. Абу Сальма передал, что Имам Садык (А) сказал:

Аллах низвёл Черный камень из рая Адама; Дом же (Кааба) был подобен белой жемчужине. Аллах вознёс его на небо, и остались его основы, и он (небесная Кааба) находится напротив этой Каабы (то есть напротив её на небесах). Каждый день туда заходят семьдесят тысяч ангелов и не возвращаются никогда. И Аллах велел Ибрахиму (А) и Исмаилу (А) воздвигнуть Дом на его основаниях.

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 79).

 

9. Передал Халаби:

У Имама Садыка (А) спросили: «Совершался ли хадж прежде Мухаммада (С)?» Он сказал: «Да, и подтверждение этого — в Коране. Шуейб сказал Мусе (А): “Я хочу женить тебя на одной из этих моих дочерей с тем, что ты наймешься у меня на восемь хаджейˮ (28: 27), и он не сказал: “на восемь летˮ. Хадж совершали Адам (А) и Нух (А), и Сулейман ибн Давуд (А) совершал хадж с джиннами, людьми, птицами и ветрами. Муса (А) совершал хадж на красном верблюде, говоря: “Лаббейк! Лаббейк!ˮ. И он таков, как сказал Аллах: “Поистине, первый дом, который установлен для людей, — тот, который в Бекке, — и в руководство для мировˮ (3: 96). И сказал: “И вот, Ибрахим воздвиг основы дома, и Исмаилˮ. И сказал: “Очистите Мой Дом для совершающих обход, и пребывающих, и преклоняющихся, и падающих ниц!ˮ (2: 125). Когда Аллах низвёл камень Адаму, Дом уже существовал.

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 79).

 

10. Абу Варка спросил у Имама Али (А):

«Что было первым ниспослано с неба?» Он ответил: «Первой вещью, ниспосланной с неба, был Дом — тот, который в Мекке. Аллах низвёл его в виде красного рубина. Однако народ Нуха стал творить нечестие на земле, и Аллах вознёс его (снова на небо), и таково Его слово: “И вот Ибрахим возносит основы дома, и Исмаилˮ».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 60). 

 

11. Али ибн Ибрахим Кумми привёл:

«Господь наш! И воздвигни среди них посланника из них» — то есть из потомков Исмаила (А). И потому Посланник Аллаха (С) сказал: «Обо мне просил мой отец Ибрахим (А)».

(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 71).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.