Аят 124
وَإِذِ ابْتَلَى إِبْرَاهِيمَ رَبُّهُ بِكَلِمَاتٍ فَأَتَمَّهُنَّ قَالَ إِنِّي جَاعِلُكَ لِلنَّاسِ إِمَاماً قَالَ وَمِن ذُرِّيَّتِي قَالَ لاَ يَنَالُ عَهْدِي الظَّالِمِينَ .124
124. И вот, Господь испытал Ибрахима словами, а потом завершил их. Он сказал: «Поистине, Я сделаю тебя для людей имамом». Он сказал: «И из моего потомства?» Он сказал: «Не объемлет завет Мой неправедных».
1. Шейх Садук привёл, что Муфаззаль ибн Умар сказал:
Я спросил у Имама Садыка (А) о словах Аллаха: «И вот, Господь испытал Ибрахима словами».
Он сказал: «Это те слова, которые принял Адам от своего Господа, и Он обратился к нему. И это — слова: “О Господь мой, я прошу Тебя ради Мухаммада, Али, Фатимы, Хасана и Хусейна, чтобы Ты обратился ко мнеˮ. И Господь его обратился к нему (и простил его): поистине, Он — Обращающийся, Милостивый».
Я спросил: «А что значит “а потом завершил ихˮ?»
Он сказал: «То есть он завершил их до Каима (Имама Махди) — двенадцать Имамов, девять которых из потомства Хусейна (А)».
Я сказал: «Объясни же мне слова Аллаха: “И сделал Он это словом, пребывающим в потомстве его, — может быть, они вернутсяˮ (43: 28)!»
Он сказал: «Он имел в виду имамат, который Он установил в потомстве Хусейна до Судного Дня».
Я спросил: «О сын Посланник Аллаха! Почему же имамат был установлен среди потомства Хусейна (А), а не потомства Хасана (А), тогда как оба они — потомки Посланника Аллаха (С), его внуки и господа юношей Рая?»
Он сказал: «Муса и Харун оба были пророками и двумя братьями. Однако Аллах установил пророчество среди потомков Харуна, а не потомков Мусы, и не было никого, кто сказал бы: “Почему Аллах поступил так?ˮ Имамат — это халифат Аллаха, и никто не может говорить: “Почему Аллах установил его среди потомков Хусейна (А), а не потомков Хасана (А)?ˮ. Ибо Аллах — Мудрый во всех Его делах, “Его не спросят о том, что Он совершает, но они будут спрошеныˮ (21: 23)».
(«Хисаль», С. 304).
2. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Ибрахим (А) был пророком, но не имамом, пока Аллах не сказал ему: Поистине, Я сделаю тебя для людей имамом». Он сказал: «И из моего потомства?» Он сказал: «Не объемлет завет Мой неправедных»: тот, кто поклонялся (когда-либо в своей жизни) идолам, не может быть имамом.
(«Кафи», том 1, С. 133).
3. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Аллах сделал Ибрахима (А) рабом прежде чем сделал его пророком, и Он сделал его пророком прежде чем сделал его посланником, и сделал его посланником прежде чем сделал его другом (халиль), и сделал его другом прежде чем сделал его имамом. И когда в нём были собраны все эти вещи, О сказал: «Поистине, Я сделаю тебя для людей имамом». И поскольку это (положение) было великим в глазах Ибрахима (А), он сказал: «“И из моего потомства?ˮ Он сказал: “Не объемлет завет Мой неправедныхˮ». То есть невежественный человек не может быть богобоязненным имамом.
(«Кафи», том 1, С. 133).
4. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:
«И вот, Господь испытал Ибрахима словами, а потом завершил их» — завершил их через Мухаммада (С), Али (А) и Имамов из потомства Али (А), и таково слово Аллаха: «потомками одни от других, и Аллах — Слышащий, Знающий» (3: 34).
А потом Аллах сказал: «“Поистине, Я сделаю тебя для людей имамомˮ. Он сказал: “И из моего потомства?ˮ Он сказал: “Не объемлет завет Мой неправедныхˮ». Ибрахим сказал: «О мой Господь! Среди моих потомков будут неправедные?» Он сказал: «Да, такой-то, такой-то и такой-то (то есть узурпаторы халифата) и те, кто последует за ними». Он сказал: «О мой Господь, ускорь же для Мухаммада и Али то, что Ты обещал мне относительно них, и ускорь Твою помощь им!» И на это указал Аллах, сказав: «Кто отвратится от религии Ибрахима, кроме того, кто оглупил свою душу? Мы избрали его уже в ближнем мире, а в будущем, он, конечно, среди праведников» (2: 130). И его религия — это имамат. Когда же он поселил своё потомство в Мекке, сказал: «Господи! Сделай это страной безопасной и надели обитателей ее плодами, — тех из них, кто уверовал в Аллаха и в последний день» (2: 126). И он сказал, делая исключение: «тех из них, кто уверовал», страшась, что Аллах опять скажет ему «нет», как Он сказал при его первой просьбе: «Он сказал: “И из моего потомства?ˮ Он сказал: “Не объемлет завет Мой неправедныхˮ». И когда Аллах сказал: «А тем, которые не уверовали, Я дам в пользование ненадолго, а потом силой приведу их к наказанию огнем» (2: 126), он спросил: «О Господь мой! Кому же Ты дашь в пользование ненадолго?» Он сказал: «Тем, кто не будет веровать в Мои знамения — такой-то, такой-то и такой-то (то есть узурпаторы халифата)».
(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 76).
5. Айаши привёл, что Имам Бакир (А) сказал:
«Не объемлет завет Мой неправедных» — то есть неправедный не может быть имамом.
(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 77).
6. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:
«Поистине, Я сделаю тебя для людей имамом» — если бы было у Аллаха имя более высокое, чем «имам», Он назвал бы нас им.
(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 77).
7. Саад ибн Абдуллах привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Отрицают ли они Имама, подчинение которому обязательно? Клянусь Аллахом, нет на земле положения более высокого и величественного, чем положение того, подчинение кому обязательно! В течение долгого времени низводились Ибрахиму (А) откровения, пока Аллах не решил почтить и возвысить его. И сказал Он: «Поистине, Я сделаю тебя для людей имамом» — и понял Ибрахим (А), какое достоинство заключалось в этом. И сказал он: «И из моего потомства» — то есть: сделай имамат также и в моём потомстве. Но Аллах сказал: «Не объемлет завет Мой неправедных».
(«Мухтасар басаир дараджат», С. 60).
8. Шейх Туси привёл от Абдуллаха ибн Масуда:
Мы были с Посланником Аллаха (С), и он сказал: «Обо мне была мольба моего отца Ибрахима». Мы спросили: «О Посланник Аллаха! Как мольба твоего отца Ибрахима была о тебе?»
Он сказал: «Аллах внушил ему в откровении: “Поистине, Я сделаю тебя для людей имамомˮ. И возрадовался он и сказал: “О Господь мой! И из моего потомства — имамы, подобные мне?ˮ И Аллах внушил ему в откровении: “О Ибрахим! Я не заключу с тобой завет, который не буду выполнятьˮ. Он спросил: “О Господь мой! Почему же Ты не будешь выполнять такой завет со мной?ˮ Он сказал: “Я не заключу с тобой завет о неправедных из твоего потомстваˮ. Он спросил: “О Господь мой! А кто те из моего потомства, которых не объемлет твой завет?ˮ Он сказал: “Кто поклонится идолам вместо Меня. Такого Я не сделаю имамом никогда, и он не может быть имамомˮ. И Ибрахим (А) сказал: “Отдали меня и моих детей, чтобы мы поклонялись идолам. Господи! Ведь они сбили с пути многих людейˮ (14: 35-36)».
И Посланник Аллаха (С) сказал: «Эта мольба достигла меня и моего брата Али. Мы не поклонялись идолам никогда. И Аллах сделал меня пророком, а Али — преемником».
(«Амали», том 1, С. 388).
Аят 125
وَإِذْ جَعَلْنَا الْبَيْتَ مَثَابَةً لِّلنَّاسِ وَأَمْناً وَاتَّخِذُواْ مِن مَّقَامِ إِبْرَاهِيمَ مُصَلًّى وَعَهِدْنَا إِلَى إِبْرَاهِيمَ وَإِسْمَاعِيلَ أَن طَهِّرَا بَيْتِيَ لِلطَّائِفِينَ وَالْعَاكِفِينَ وَالرُّكَّعِ السُّجُودِ .125
125. И вот, сделали Мы этот Дом сборищем для людей и надежным местом: «Возьмите себе место Ибрахима местом моления». И Мы заповедали Ибрахиму и Исмаилу: «Очистите Мой Дом для совершающих обход, и пребывающих, и преклоняющихся, и падающих ниц!»
1. Али ибн Ибрахим Кумми привёл:
«Сборище для людей» — то есть место, к которому они возвращаются.
(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 68).
2. Шейх Туси привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Обязательный намаз тавафа из двух ракятов надо читать только за местом Ибрахима (макам ибрахим), согласно слову Аллаха: «Возьмите себе место Ибрахима местом моления». Если ты прочитал его в другом месте, то должен повторить его.
(«Тахзиб», том 5, С. 137).
3. Айаши привёл от Абу Сабаха:
Я спросил у Имама Садыка (А) о человеке, который совершил хадж или умру, но забыл прочитать два ракята молитвы в тавафе у места Ибрахима. Он сказал: «Если он все еще там, то должен восполнить эти два ракята у места Ибрахима, ибо Аллах говорит: “Возьмите себе место Ибрахима местом моленияˮ. Если же он уже уехал оттуда, то я не велю ему вернуться».
(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 77).
4. Али ибн Ибрахим привёл, что Имам Садык (А) сказал:
«И Мы заповедали Ибрахиму и Исмаилу: “Очистите Мой Дом для совершающих обход, и пребывающих, и преклоняющихся, и падающих ниц!ˮ» — то есть запретите многобожникам входить туда.
(«Тафсир» Кумми, том 1, С 69).
5. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Аллах сказал: «Очистите Мой Дом для совершающих обход, и пребывающих, и преклоняющихся, и падающих ниц!». А потому рабу подобает не входить в Мекку иначе как в состоянии очищения, смыв с тела свой пот и омыв себя.
(«Кафи», том 4, С. 400).
Добавить комментарий