Аят 104
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تَقُولُواْ رَاعِنَا وَقُولُواْ انظُرْنَا وَاسْمَعُوا ْوَلِلكَافِرِينَ عَذَابٌ أَلِيمٌ .104
104. О те, которые уверовали! Не говорите: «Упаси нас!», а говорите: «Посмотри на нас!» — и слушайте. А для неверных — наказание мучительное!
1. Имам Аскари (А) передал, что Имам Казым (А) сказал:
Когда Посланник Аллаха (С) пришёл в Медину, около него было множество мухаджиров и ансаров, и они задавали ему множество вопросов, обращаясь к нему с почтением и благородством, как и подобало ему. Ибо Аллах сказал им: «О вы, которые уверовали! Не поднимайте своих голосов выше голоса пророка и не обращайтесь к нему громко с речью, как обращаетесь друг к другу, чтобы не оказались тщетными ваши дела, а вы и не знаете» (49: 2). И был Посланник Аллаха (С) к ним милостивым и добрым и старался отвратить их от грехов, так что порой, когда он видел, как кто-то обращался к нему (громко), специально повышал свой голос над его голосом, дабы тот человек не оказался из тех, кого подразумевает этот аят, и дела его не стали тщетными. Однажды бедуин позвал его из-за завесы громким голосом: «О Мухаммад!», — и он ответил ему более громким голосом, желая тем самым, чтобы этот бедуин не впал в грех из-за того, что его голос стал выше голоса Пророка (С).
И бедуин сказал ему: «Расскажи нам о покаянии: до каких пор оно принимается?»
Посланник Аллаха (С) сказал ему: «О брат из числа арабов! Врата покаяния открыты для потомков Адама и не закрываются, пока солнце не взойдёт с Запада. И таково слово Аллаха: “Разве они ждут, что придут к ним ангелы, или придет твой Господь, или придет знамение Господа твоего?» — и это — восход солнца с Запада. — «В тот день, как придет знамение Господа твоего, не поможет душе ее вера, раз она не уверовала раньше или не приобрела в своей вере благаˮ (6: 158).
Что же касается слова «раинан» («упаси нас»), то это было одно из слов, которым мусульмане обращались к Пророку (С). Они говорили: «раинан», то есть: «обереги наши дела и выслушай нас, как мы слушаем тебя». Но в языке иудеев это слово имело значение «слушай, да сделает тебя Аллах глухим!» Когда иудеи увидели, что мусульмане обращаются к Пророку (С) этим словом, они сказали: «Раньше мы ругали Мухаммада тайно. Пойдемте же теперь и будем ругать его открыто!» И они стали обращаться к нему, говоря: «раинан», подразумевая тем самым ругательство.
Саад ибн Мааз Ансари понял их намерения и сказал: «О враги Аллаха! Да проклянет вас Аллах! Вы желаете ругать Посланника Аллаха и думаете, что мы не поймем вас?! Клянусь Аллахом, если я услышу это от кого-либо из вас, отрублю ему голову!»
И тогда Аллах ниспослал: «Из иудеев некоторые искажают слова на их местах и говорят: “Мы слышали и не повинуемся, выслушай неслыханное и упаси насˮ, — искривляя своими языками и нанося удары религии. А если бы они сказали: “Мы слышали и повинуемся, выслушай и посмотри на насˮ, — то это бы было лучше для них и прямее. Но проклял их Аллах за их неверие, и они не веруют, разве только немногие» (4: 46). И ниспослал Он: «О те, которые уверовали! Не говорите: “Упаси нас!ˮ» — потому что это слово используют ваши враги для того, чтобы ругать Посланника Аллаха (С), — «а говорите: “Посмотри на нас!ˮ» — то есть говорите то же самое, но посредством другого слова, ибо в нём не содержится того, что в том слове. «И слушайте» — когда Посланник Аллаха (С) говорит вам что-то, и подчиняйтесь. «А для неверных» — то есть для иудеев, ругавших Посланника Аллаха (С), — «наказание мучительное» — в ближнем мире, если они продолжат это, а в будущем мире для них — вечное пребывание в Огне.
(«Тафсир» Имама Аскари, С. 477).
Аят 105
مَّا يَوَدُّ الَّذِينَ كَفَرُواْ مِنْ أَهْلِ الْكِتَابِ وَلاَ الْمُشْرِكِينَ أَن يُنَزَّلَ عَلَيْكُم مِّنْ خَيْرٍ مِّن رَّبِّكُمْ وَاللّهُ يَخْتَصُّ بِرَحْمَتِهِ مَن يَشَاءُ وَاللّهُ ذُو الْفَضْلِ الْعَظِيمِ .105
105. Не хотели бы те из обладателей писания и многобожников, которые не веруют, чтобы вам ниспосылалось благо от вашего Господа, а Аллах избирает Своим милосердием, кого пожелает: ведь Аллах — Обладатель великой милости!
1. Имам Аскари (А) передал, что Имам Реза (А) сказал:
Аллах порицает иудеев, многобожников и насибитов, говоря: «Не хотели бы те из обладателей писания» — иудеев и христиан — «и многобожников» — и из многобожников, каковы насибиты, которым ненавистно поминание Аллаха, поминание Мухаммада (С) и достоинств Али (А), — «чтобы вам ниспосылалось благо от вашего Господа» — аяты, говорящие о достоинствах Мухаммада (С), Али (А) и их пречистого семейства. А потому они запрещают людям своей религии спорить с тобой, страшась, что ты опровергнешь их доводы и явишь им свои чудеса, и они уверуют в тебя. А потому они препятствуют им встречаться с тобой, говоря им, что ты околдуешь их своими словами, а потому лучше им не видеться с тобой.
А затем Он сказал: «А Аллах избирает Своим милосердием» - даёт успех в религии Ислама и подчинении Мухаммаду (С) и Али (А) — «кого пожелает: ведь Аллах — Обладатель великой милости» — по отношению к тем, кому Он даёт успех в религии и ведёт их к подчинению тебе и твоему брату Али (А).
(«Тафсир» Имама Аскари, С. 488).
2. Передал Хасан ибн Аби Хасан Дейлами, что Имам Бакир (А) сказал:
«Аллах избирает Своим милосердием, кого пожелает» — избранные Его милосердием — это Его Пророк (С), его преемник и их семейство. Аллах сотворил сто милостей и девяносто девять из них Он отдал Мухаммаду (С), Али (А) и их семейству, а одну простёр над всем остальным творением.
(«Тавилу ль-аят», том 1, С. 77).
Добавить комментарий