Достоинства этой суры 

1. Шейх Садук привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Читайте суру «Рассвет» в своих обязательных и желательных намазах, ибо это — сура Хусейна ибн Али (А). Кто читает её — будет вместе с Хусейном (А) в Судный День на его степени в Раю, и Аллах — Великий, Мудрый.

(«Савабу ль-амаль», С. 152).

 

2. В «Хавасу ль-куран» приведено, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Кто читает эту суру — Аллах простит ему по числу всех тех, кто её читает, и даст ему свет в Судный День. Кто привяжет эту суру к своей пояснице и соединится со своей женой законным способом — Аллах дарует ему ребёнка мужского пола, который станет светочем его глаз.

 

3. Имам Садык (А) сказал:

Кто прочитает эту суру на восходе солнца, будет защищён от всего (зла) до наступления следующего восхода. Кто привяжет эту суру к своей пояснице и соединится со своей женой законным способом — Аллах дарует ему ребёнка мужского пола, который станет светочем его глаз.

 

Аяты 1-4

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِِ

وَالْفَجْرِ .1

وَلَيَالٍ عَشْرٍ .2

وَالشَّفْعِ وَالْوَتْرِ .3

وَاللَّيْلِ إِذَا يَسْرِ .4

 

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

1. Клянусь зарёю

2. и десятью ночами,  

3. и чётом и нечетом,  

4. и ночью, когда она движется!

 

1. Шарафуддин Наджафи привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«Клянусь зарёю»: заря — это Каим — «и десятью ночами» — Имамы от  Хасана до Хасана (то есть от второго Имама Хасана Муджтабы до одиннадцатого Имама Хасана Аскари, мир им) — «и чётом» — повелитель верующих (А) и Фатима (А) — «и нечетом» — это Аллах, Единый, без сотоварищей — «и ночью, когда она движется» — это государство Хабтара (первого узурпатора и тех, кто был после него), и оно движется к государству Каима.

(«Тавилу ль-аят», том 2, С. 792).

 

2. Мухаммад ибн Аббас привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«Чёт» — это Посланник Аллаха (С) и Али (А), а «нечет» — это Аллах, Единый, Сокрушающий.

(«Тавилу ль-аят», том 2, С. 792).

 

3. Шейбани привёл в «Нахдж уль-байан», что Имам Садык (А) сказал:

«Чёт» — это Посланник Аллаха (С) и Али (А), а «нечет» — это Аллах.

 

Аяты 5-10

هَلْ فِي ذَلِكَ قَسَمٌ لِّذِي حِجْرٍ .5

أَلَمْ تَرَ كَيْفَ فَعَلَ رَبُّكَ بِعَادٍ .6

إِرَمَ ذَاتِ الْعِمَادِ .7

الَّتِي لَمْ يُخْلَقْ مِثْلُهَا فِي الْبِلَادِ .8

وَثَمُودَ الَّذِينَ جَابُوا الصَّخْرَ بِالْوَادِ .9

وَفِرْعَوْنَ ذِي الْأَوْتَادِ .10

5. Разве в этом — не клятва рассудительного?

6. Разве ты не видел, как поступил твой Господь с Адом,  

7. Ирамом, обладателем колонн,  

8. подобного которому не было создано в странах?

9. И с самудитами, которые пробивали скалы в долине,  

10. и с Фараоном, обладателем кольев.

 

1. Али ибн Ибрахим Кумми привёл:

«Разве ты не видел, как поступил твой Господь с Адом, Ирамом, обладателем колонн, подобного которому не было создано в странах?» — потом погиб Ад, и Аллах погубил его обитателей (адитов) завывающим ветром. «И с Фараоном, обладателем кольев» — он устанавливал колья, желая по ним взойти на небо.

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 417).

 

2. Шейх Садук привёл, что у Имама Садыка (А) спросили, почему Фараон был назван «обладателем кольев»? Он сказал:

Потому что когда он хотел подвергнуть человека мучениям, его тело растягивали на земле лицом вниз и прибивали его руки и ноги кольями. А иногда его растягивали так на доске и прибивали гвоздями. Потом его оставляли, покуда он не умрёт. И Аллах назвал его «обладателем кольев» из-за этого.

(«Илалу шараи», том 1, С. 89).

 

Аяты 14-23

إِنَّ رَبَّكَ لَبِالْمِرْصَادِ .14

فَأَمَّا الْإِنسَانُ إِذَا مَا ابْتَلَاهُ رَبُّهُ فَأَكْرَمَهُ وَنَعَّمَهُ فَيَقُولُ رَبِّي أَكْرَمَنِ .15

وَأَمَّا إِذَا مَا ابْتَلَاهُ فَقَدَرَ عَلَيْهِ رِزْقَهُ فَيَقُولُ رَبِّي أَهَانَنِ .16

كَلَّا بَل لَّا تُكْرِمُونَ الْيَتِيمَ .17

وَلَا تَحَاضُّونَ عَلَى طَعَامِ الْمِسْكِينِ .18

وَتَأْكُلُونَ التُّرَاثَ أَكْلاً لَّمّاً .19

وَتُحِبُّونَ الْمَالَ حُبّاً جَمّاً .20

كَلَّا إِذَا دُكَّتِ الْأَرْضُ دَكّاً دَكّاً .21

وَجَاء رَبُّكَ وَالْمَلَكُ صَفّاً صَفّاً .22

وَجِيءَ يَوْمَئِذٍ بِجَهَنَّمَ يَوْمَئِذٍ يَتَذَكَّرُ الْإِنسَانُ وَأَنَّى لَهُ الذِّكْرَى .23

14. Ведь Господь твой — в засаде.

15. А человек, когда испытает его Господь, почтит и облагодетельствует, говорит: «Господь мой почтил меня!».  

16. А когда Он испытает его и ограничит ему пропитание,  

17. то говорит он: «Господь мой унизил меня!» 

18. Так нет! Вы не почитаете сироту,  

19. не поощряете накормить бедняка,

20. пожираете наследство пожиранием настойчивым,  

21. и любите богатство любовью упорной.  

22. Так нет! Когда будет распростерта земля плоско,  

23. и придет Господь твой и ангелы рядами,

24. и приведут тогда Геенну — в тот день вспомнит человек, но к чему ему воспоминание?

 

1. Али ибн Ибрахим Кумми привёл:

«Ведь Господь твой — в засаде» — то есть хранящий, сущий над всякой душой.

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 417).

 

2. Али ибн Ибрахим Кумми передал:

«А человек, когда испытает его Господь» — то есть испытает его благами. «А когда Он испытает его и ограничит ему пропитание» — то есть сделает его бедным.

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 417).

 

3. Шейх Садук передал, что Имам Реза (А) сказал:

«А когда Он испытает его и ограничит ему пропитание» — то есть сузит ему пропитание и сделает его бедным.

(«Уйун ахбар реза», том 1, С. 179).

 

4. Али ибн Ибрахим Кумми привёл:

«Так нет! Вы не почитаете сироту, не поощряете накормить бедняка» — то есть не призываете к этому. И это — те, кто отняли права рода Мухаммада (С) и поедали имущество сирот, бедняков и странников из их числа. «Пожираете наследство пожиранием настойчивым» — то есть быстрым — «и любите богатство любовью упорной» — то есть собираете его и не тратите на пути Аллаха.

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 417).

 

5. Он также привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«Так нет! Когда будет распростерта земля плоско» — это землетрясение.

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 417).

 

6. Шейх Садук привёл, что Имама Резу (А) спросили об аяте: «И придет Господь твой и ангелы рядами». Он сказал:

Поистине, Аллах не описывается через приход или уход. Превыше Он того, чтобы было у Него передвижение и перемещение! Но в этом аяте Он имел в виду, что придёт повеление твоего Господа и ангелы рядами.

(«Уйун ахбар реза», том 1, С. 115).

 

7. Шейх Туси привёл, что Посланник Аллаха (С) сказал:

«Так нет! Когда будет распростерта земля плоско» — когда наступит Судный День, приведут Геенну за семьдесят тысяч поводьев, влекомые семьюдесятью тысячами ангелов. И она выдохнет пламя, так что если бы Аллах не сдержал её, сгорели бы небеса и земля.

(«Амали», том 1, С. 346).

 

Аяты 25-26

فَيَوْمَئِذٍ لَّا يُعَذِّبُ عَذَابَهُ أَحَدٌ .25

وَلَا يُوثِقُ وَثَاقَهُ أَحَدٌ .26

25. В тот день никто не накажет его наказанием

26. и никто не свяжет его оковами.

 

1. Шарафуддин Наджафи привёл от Ибн Харрабуза от Имама Бакира (А), что он сказал:

О Ибн Харрабуз! Знаешь ли ты, каково толкование (тавиль) этого аята: «В тот день никто не накажет его наказанием и никто не свяжет его оковами»? Это — второй (узурпатор). Аллах никого не накажет в Судный День таким наказанием, как его наказание.

(«Тавилу ль-аят», том 2, С. 795).

 

2. Али ибн Ибрахим привёл об этих аятах:

Это — второй (узурпатор).

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 418).

 

Аяты 27-30

يَا أَيَّتُهَا النَّفْسُ الْمُطْمَئِنَّةُ .27

ارْجِعِي إِلَى رَبِّكِ رَاضِيَةً مَّرْضِيَّةً .28

فَادْخُلِي فِي عِبَادِي .29

وَادْخُلِي جَنَّتِي .30

27. О ты, душа уверенная!

28. Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство!

29. Войди с Моими рабами.  

30. Войди в Мой рай!

 

1. Али ибн Ибрахим Кумми привёл:

Когда к верующему придёт смерть, призовёт призывающий от Аллаха: «О ты, душа уверенная» — в вилаяте Али (А). «Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство» — уверенной в вилаяте Али (А), снискавшей довольство через награду. «Войди с Моими рабами. Войди в Мой рай!» — и не будет у него другого желания, кроме как ответить на этот призыв.

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 418).

 

2. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал об этих аятах:

Это о Хусейне ибн Али (А).

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 418).

 

3. Шейх Кулейни привёл от Садира Сейрафи:

Я спросил у Имама Садыка (А): «Да буду я твоей жертвой, неприятно ли верующему в тот момент, когда у него отнимается дух?».

Он сказал: «Нет, клянусь Аллахом! Когда к нему приходит ангел смерти, он испытывает горе из-за этого, но ангел говорит ему: “О друг Аллаха! Не горюй, ибо, клянусь Тем, Кто отправил Мухаммада (С), я милостивее к тебе, чем сострадательная мать! Открой свои глаза и взгляни!ˮ. И тогда перед ним предстанут Посланник Аллаха (С), повелитель верующих (А), Фатима Захра (А), Хасан (А), Хусейн (А) и Имамы из их потомства (А), и будет сказано ему: “Вот, Посланник Аллаха (С), повелитель верующих (А), Фатима Захра (А), Хасан (А), Хусейн (А) и Имамы — твои друзьяˮ. И он откроет глаза и взглянет, и тогда воззовёт к его духу взывающий от Господа, говоря: “О ты, душа увереннаяˮ — уверенная в Мухаммаде (С) и его Ахль уль-Бейт (А) — “вернись к твоему Господу довольнойˮ — вилаятом — “и снискавшей довольствоˮ — через награду. “Войди с Моими рабамиˮ — то есть с Мухаммадом (С) и его Ахль уль-Бейт (А). “Войди в Мой рай!ˮ — и тогда не будет для него вещи более желанной, чем отделение его духа от тела и присоединение к этому призывающему».

(«Кафи», том 3, С. 127).

 

4. Мухаммад ибн Аббас привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Эти аяты были ниспосланы об Али ибн Аби Талибе (А).

(«Тавилу ль-аят», том 2, С. 795).

 

5. Шарафуддин Наджафи привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«Читайте суру “Рассветˮ в своих обязательных и желательных намазах, ибо это — сура Хусейна ибн Али (А). Устремитесь же к ней, дабы Аллах помиловал вас!»

Абу Усама спросил у него: «Как эта сура стала сурой Хусейна (А)?».

Он сказал: «Разве ты не видишь, как Аллах сказал: “О ты, душа уверенная! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди с Моими рабами. Войди в Мой рай!ˮ? Он имел в виду Хусейна ибн Али (А), и он — обладатель души уверенной, довольной и снискавшей довольство, и его сподвижники из рода Мухаммада (С) будут довольны Аллахом в Судный День, и Он будет доволен ими. Эта сура была ниспослана о Хусейне ибн Али (А) и его шиитах, и всех шиитах рода Мухаммада (С). Тот, кто постоянно читает её, — будет вместе с Хусейном (А) на его степени в Раю, и Аллах — Великий, Мудрый».

(«Тавилу ль-аят», том 2, С. 796).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.