Достоинства этой суры

1. Шейх Садук передал, что Имам Садык (А) сказал:

Кто читает суру «Обвешивающие» во время обязательного намаза — Аллах дарует ему в Судный День безопасность от Огня, и Огонь не увидит его, и он не увидит Огонь. Он пройдёт через мост Геенны и не будет в Судный День подвергнут расчёту.

(«Савабу ль-амаль», С. 151).

 

2. В «Хавасу ль-куран» передано, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Кто читает эту суру — Аллах напоит его запечатанным нектаром в Судный День. Если его прочитать на место, где хранится что-то (например, склад, дом — переводчик), то Аллах защитит его от всякого бедствия.

 

3. Имам Садык (А) сказал:

Если прочитать эту суру на что-то — эта вещь будет защищена от насекомых земли.

 

Аяты 1-5

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِِ

وَيْلٌ لِّلْمُطَفِّفِينَ .1

الَّذِينَ إِذَا اكْتَالُواْ عَلَى النَّاسِ يَسْتَوْفُونَ .2

وَإِذَا كَالُوهُمْ أَو وَّزَنُوهُمْ يُخْسِرُونَ .3

أَلَا يَظُنُّ أُولَئِكَ أَنَّهُم مَّبْعُوثُونَ .4

لِيَوْمٍ عَظِيمٍ .5

 

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

1. Горе обвешивающим,

2. которые, когда отмеривают себе у людей, берут полностью,  

3. а когда мерят сами или вешают, убавляют!  

4. Разве не думают они, что будут воскрешены  

5. для великого дня?

 

1. Али ибн Ибрахим привёл:

«Горе обвешивающим» — который сбавляют вес у весов.

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 404).

 

2. Он также привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Эти аяты были ниспосланы Пророку (С), когда он пришёл в Медину. Люди Медины в то время были худшими из людей в отношении обвешивания, но после этого они улучшили свои весы. «Горе» же — это колодец в Геенне.

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 404).

 

3. Шарафуддин Наджафи привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«Горе обвешивающим» — уменьшающим твой хумс, о Мухаммад — «которые, когда отмеривают себе у людей, берут полностью» — то есть когда берут свою часть из добычи, берут её полностью — «а когда мерят сами или вешают, убавляют» — а когда у них спрашивают хумс рода Мухаммада (С), убавляют.

И Аллах сказал: «Горе в тот день обвиняющим во лжи!» (10-й аят той же суры) — относительно твоего преемника, о Мухаммад — «когда ему читают наши знамения, он говорит: “Сказки первых поколений!ˮ» — то есть отрицает Каима (А). Они скажут ему: «Мы не знаем тебя, и ты — не из числа потомков Фатимы», так же, как многобожники говорили Мухаммаду (С).

(«Тавилу ль-аят», том 2, С. 771).

 

4. Табарси привёл, что Имам Али (А) сказал:

«Разве не думают они, что будут воскрешены для великого дня?» — то есть: разве они не знают, что будут воскрешены?

(«Ихтиджадж», С. 250).

 

Аяты 7-28

كَلَّا إِنَّ كِتَابَ الفُجَّارِ لَفِي سِجِّينٍ .7

وَمَا أَدْرَاكَ مَا سِجِّينٌ .8

كِتَابٌ مَّرْقُومٌ .9

وَيْلٌ يَوْمَئِذٍ لِّلْمُكَذِّبِينَ .10

الَّذِينَ يُكَذِّبُونَ بِيَوْمِ الدِّينِ .11

وَمَا يُكَذِّبُ بِهِ إِلَّا كُلُّ مُعْتَدٍ أَثِيمٍ .12

إِذَا تُتْلَى عَلَيْهِ آيَاتُنَا قَالَ أَسَاطِيرُ الْأَوَّلِينَ .13

كَلَّا بَلْ رَانَ عَلَى قُلُوبِهِم مَّا كَانُوا يَكْسِبُونَ .14

كَلَّا إِنَّهُمْ عَن رَّبِّهِمْ يَوْمَئِذٍ لَّمَحْجُوبُونَ .15

ثُمَّ إِنَّهُمْ لَصَالُوا الْجَحِيمِ .16

ثُمَّ يُقَالُ هَذَا الَّذِي كُنتُم بِهِ تُكَذِّبُونَ .17

كَلَّا إِنَّ كِتَابَ الْأَبْرَارِ لَفِي عِلِّيِّينَ .18

وَمَا أَدْرَاكَ مَا عِلِّيُّونَ .19

كِتَابٌ مَّرْقُومٌ .20

يَشْهَدُهُ الْمُقَرَّبُونَ .21

إِنَّ الْأَبْرَارَ لَفِي نَعِيمٍ .22

عَلَى الْأَرَائِكِ يَنظُرُونَ .23

تَعْرِفُ فِي وُجُوهِهِمْ نَضْرَةَ النَّعِيمِ .24

يُسْقَوْنَ مِن رَّحِيقٍ مَّخْتُومٍ .25

خِتَامُهُ مِسْكٌ وَفِي ذَلِكَ فَلْيَتَنَافَسِ الْمُتَنَافِسُونَ .26

وَمِزَاجُهُ مِن تَسْنِيمٍ .27

عَيْناً يَشْرَبُ بِهَا الْمُقَرَّبُونَ .28

7. Так нет же! Ведь книга нечестивцев, конечно, в Сиджжине.

8. А что тебе даст знать, что такое Сиджжин?  

9. Книга начертанная!  

10. Горе в тот день обвиняющим во лжи,  

11. которые считают ложью День суда!  

12. Считает его ложью лишь всякий преступник грешный.

13. Когда читают ему Наши знамения, он говорит: «Сказки первых!»

14. Так нет! Покрыло ржавчиной их сердца то, что они приобретали.

15. Так нет же! Ведь они от своего Господа в тот день будут закрыты.  

16. И потом они ведь будут гореть в огне.  

17. Потом скажут: «Это — то, что вы считали ложью!» 

18. Так нет же! Ведь книга праведников в Иллийине  

19. А что тебе даст знать, что такое Иллийин?  

20. Книга начертанная!  

21. Свидетельствуют о ней приближённые.  

22. Поистине, ведь праведники в благоденствии, 

23. на ложах созерцают!  

24. Ты узнаешь в лицах их блеск благоденствия.  

25. Поят их нектаром запечатанным.  

26. Печать его — мускус. К этому пусть стремятся стремящиеся!  

27. Смесь его из таснима —  

28. источника, из которого пьют приближенные.

 

1. Али ибн Ибрахим передал:

«Так нет же! Ведь книга нечестивцев, конечно, в Сиджжине» — то, что записал им Аллах из наказания — в сиджжине. «Свидетельствуют о ней приближённые» — то есть ангелы, которые записывали за ними.

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 404).

 

2. Он также передал, что Имам Бакир (А) сказал:

«Сиджжин» — седьмая земля, «Илийин» — седьмые небеса.

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 404).

 

3. Он также передал, что Имам Садык (А) сказал:

«Так нет же! Ведь книга нечестивцев, конечно, в Сиджжине» — такой-то и такой-то (первый и второй узурпаторы). «А что тебе даст знать, что такое Сиджжин? Книга начертанная! Горе в тот день обвиняющим во лжи, которые считают ложью день суда!» — первый и второй узурпаторы. «Считает его ложью лишь всякий преступник грешный. Когда читают ему Наши знамения, он говорит: “Сказки первых!ˮ» — первый и второй узурпаторы: они обвиняли во лжи Посланника Аллаха (С). «И потом они ведь будут гореть в огне» — эти двое. «Потом скажут: “Это — то, что вы считали ложью!ˮ» — то есть скажут этим двоим и всем, кто следовал за ними. «Так нет же! Ведь книга праведников в Иллийине. А что тебе даст знать, что такое Иллийин? Книга начертанная! Свидетельствуют о ней приближённые» — ангелы, которые записывают за ними. «Источника, из которого пьют приближенные» — то есть Посланник Аллаха, Фатима, Али, Хасан, Хусейн и Имамы (мир им всем). И дальше Аллах сказал: «Грешники над верующими смеялись» — то есть первый, второй и их последователи.

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 405).

 

4. Шейх Кулейни передал, что Имам Казым (А) сказал:

«Так нет же! Ведь книга нечестивцев, конечно, в Сиджжине» — это те, кто был нечестивцами относительно прав Имамов (А) и испытывал к ним враждебность. «Потом скажут: “Это — то, что вы считали ложью!ˮ» — то есть повелитель верующих (А).

(«Кафи», том 1, С. 361).

 

5. Он также передал от Абу Хамзы Сумали, что Имам Бакир (А) сказал:

Аллах сотворил нас из высшего Илийина и сотворил сердца наших шиитов из того, из чего сотворил нас, а их тела сотворил из того, что кроме этого. Их сердца стремятся к нам, потому что они сотворены из того же, из чего сотворены мы. А потом он прочитал этот аят: «Так нет же! Ведь книга праведников в Иллийине. А что тебе даст знать, что такое Иллийин? Книга начертанная! Свидетельствуют о ней приближённые». И Он сотворил наших врагов из Сиджжина и сотворил сердца их шиитов из того же, из чего сотворил их, а их тела сотворил из того, что кроме этого. Их сердца стремятся к ним, потому что они сотворены из того же, из чего сотворены они. А потом он прочитал этот аят: «Так нет же! Ведь книга распутников, конечно, в Сиджжине. А что тебе даст знать, что такое Сиджжин? Книга начертанная!».

(«Кафи», том 2, С. 3).

 

6. Посланник Аллаха (С) сказал:

«Сиджжин» — ниже семи земель.

(«Тавилу ль-аят», том 2, С. 775).

 

7. Шейх Садук привёл от Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха (С) сказал Али (А):

О Али! Аллах, велик Он и свят, был, и не было ничего наряду с Ним. А потом Он сотворил меня и тебя двумя духами из света Своего величия. И мы были перед Троном Господа миров, прославляя Аллаха, освящая Его и восхваляя Его. И это — прежде сотворения небес и земель. Когда же Он хотел сотворить Адама, сотворил меня и тебя из одной глины, из глины Илийина, и Он замесил нас в этом свете, и мы были погружены во все света и реки Рая. Затем Он сотворил Адама и разместил в его чреслах эту глину и свет. И когда Он сотворил его, вывел его потомство из его чресл, и привёл их к речи и признанию Своего господства (рубубийя). И первым творением, признавшим Его господство, были я и ты, а потом — пророки, согласно их степени и близости к Аллаху. И сказал Аллах: «Сказали правду вы оба, и признали, о Мухаммад и Али, и опередили Моё творение в подчинении Мне, и такими вы и были в Моём предшествующем знании о вас, и вы — Мои избранные из Моего творения, а также Имамы из вашего потомства и ваши шииты. И такими Я сотворил вас».

О Али! Эта глина была в чреслах Адама, и мой и твой свет — перед ним (или между его глаз). И так этот свет меж глаз пророков и избранных передавался от одного из них к другому, пока этот свет и глина не достигли чресл Абдуль-Мутталиба. И тогда они разделились на две части. Из одной части Аллах сотворил меня и сделал меня пророком и посланником, а из другой части сотворил тебя и сделал тебя халифом, преемником и наместником. Когда я был в отношении величия Господа «на расстоянии двух луков, и даже ближе» (53: 9), Он сказал мне: «О Мухаммад! Кто из Моих творений больше всех подчиняется тебе?» Я сказал: «Али ибн Аби Талиб». Он сказал: «Возьми его халифом и преемником, ибо Я взял его халифом и преемником. О Мухаммад! Твоё имя и его имя были написаны на Моём Троне, прежде чем Я сотворил творения, из любви Моей к вам и ко всем, кто любит вас и подчиняется вам. И всякий, кто любит вас и подчиняется вам — будет у Меня на положении приближённых. И всякий, кто отвергает вас и отвращается от вас, будет у Меня на положении неверного, заблудшего".

О Али! Кто может разделить между нами, тогда как мы — из одного света и одной глины, и ты — самый близкий мне человек в ближнем и будущем мире? Твои дети — мои дети, твои шииты — мои шииты, и их друзья — мои друзья, и завтра вы — со мной в Раю.

(«Тавилу ль-аят», том 2, С. 773).

 

8. Шарафуддин Наджафи привёл от Хариса Хамдани:

В один из дней в вошёл к повелителю верующих Али ибн Аби Талибу (А), и он был в земном поклоне и плакал. И поднялся его голос в плаче. Я сказал: «О повелитель верующих! Твой плач причинил нам страдание и боль, и не видели мы тебя раньше в таком состоянии!»

Он сказал: «Я совершал земной поклон и молил моего Господа молитвой избранных, и тут Господь закрыл мои глаза и показал мне видение, которое привело меня в страх. Я увидел Посланника Аллаха (С) стоящим, и он говорил: “О Абу Хасан! Стала долгой моя разлука с тобой! Я тоскую по тебе, и Аллах исполнил то, что Он обещал мне о тебеˮ. Я сказал: “А что Он обещал тебе обо мне?ˮ. Он сказал: “Он обещал о тебе, Фатиме, Хасане, Хусейне и вашем потомстве высшие степени в Илийинеˮ.

Я спросил: “О Посланник Аллаха! А наши шииты?». Он сказал: “Наши шииты — с нами, и их дворцы будут под нашими дворцами (в Раю), а их жилища — перед нашими жилищамиˮ. Я сказал: “О Посланник Аллаха! А что будет с нашими шиитами в ближнем мире?ˮ. Он сказал: “Безопасность и благополучиеˮ. Я спросил: “А что будет с ними при наступлении смерти?ˮ. Он сказал: “Умирающий сам будет решать о себе, и ангелу смерти будет велено подчиняться ему. И он умрёт так, как сам пожелает. Наши шииты умирают в соответствии со степенью их любви к намˮ. Я спросил: “Есть ли у этого какие-либо признаки или мера?ˮ. Он сказал: “Чем больше наш шиит любит нас, тем больше его смерть будет похожа на глоток прохладной воды в жаркий день, радующий сердце. Остальные же наши шииты умрут так, как человек засыпает на своей постели, и момент смерти будет моментом их радостиˮ».

(«Тавилу ль-аят», том 2, С. 776).

 

9. Али ибн Ибрахим Кумми привёл:

«Так нет же! Ведь книга праведников в Иллийине» — то есть та награда, которая им записана.

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 405).

 

10. Он также привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Аллах сотворил нас из высшего Илийина, и сотворил сердца наших шиитов из того, из чего сотворил нас, а их тела сотворил из того, что кроме этого. Их сердца стремятся к нам, потому что они сотворены из того же, из чего сотворены мы. А потом он прочитал эти аяты: «Так нет же! Ведь книга праведников в Иллийине. А что тебе даст знать, что такое Иллийин? Книга начертанная! Свидетельствуют о ней приближённые. Поистине, ведь праведники в благоденствии, на ложах созерцают! Ты узнаешь в лицах их блеск благоденствия. Поят их нектаром запечатанным. Печать его — мускус». Если верующий выпьет воду, в ней будет запах мускуса.

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 405).

 

11. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«Кто оставит вино, даже и не ради Аллаха, — Аллах напоит его нектаром запечатанным».

У него спросили: «Даже и не ради Аллаха?»

Он сказал: «Да, для сохранения самого себя».

«К этому пусть стремятся стремящиеся!» — к тому, что упомянул Аллах из награды для верующих. «Смесь его из таснима» — это слово происходит от «саннама» в значении «высоко поднимать», ибо это — высшее питьё обитателей Рая и приходит к ним сверху, из источника, из которого пьют приближённые. И «приближённые» — это род Мухаммада (С). Аллах сказал: «И опередившие — опередившие. Они — приближённые» (56: 10-11), и это — Посланник Аллаха (С), Хадиджа, Али (А) и их потомство, последовавшее за ними. Аллах говорит: «И последовало за ними их потомство в вере» (52: 21). Приближённые пьют из таснима чистого, а остальные верующие — из смешанного.

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 405).

 

12. Мухаммад ибн Аббас привёл, что Джабир ибн Абдуллах Ансари сказал:

Посланник Аллаха (С) встал среди нас и поднял руку Али ибн Аби Талиба (А), так что стала видна белизна его подмышек, и сказал: «Аллах выделил меня посредством шесть качеств, и ты — соучастник в них». Я спросил: «О Посланник Аллаха, что это за шесть качеств?». Он сказал: «Я первый, кто выйдет из могилы, и Али — со мной; я — первый, кто перейдёт через Мост Сират, и Али — со мной; я — первый, кто войдёт во врата Рая, и Али — со мной; я — первый, кто поселится в Илийине, и Али — со мной; я — первый, кто соединится с гуриями, и Али также; я — первый, кого напоят нектаром запечатанным, и Али — также».

(«Тавилу ль-аят», том 2, С. 777).

 

13. Он также передал, что Посланника Аллаха (С) сказал:

«Смесь его из таснима» — это лучший напиток Рая: пьют из него Мухаммад и род Мухаммада, и они — приближённые, опередившие — Посланник Аллаха, Али, Фатима, Имамы, а также Хадиджа, и их потомки, последовавшие за ними в вере. Он даётся им сверху их домов.

(«Тавилу ль-аят», том 2, С. 777).

 

14. Он также передал от Джабира ибн Абдуллаха Ансари:

Я был у Пророка (С), когда вошёл Али ибн Аби Талиб (А). Посланник Аллаха (С) приблизил его к себе и вытер его лицо своей одеждой. А потом сказал: «О Абу Хасан! Не обрадовать ли тебя тем, чем обрадовал меня Джабраил?». Он сказал: «Да, о Посланник Аллаха». Он сказал: «В Раю есть источник, имя которому — тасним. Из него выходят две реки: если бы все корабли ближнего мира были там, они вместили бы их. На берегах таснима — деревья, ветви которых из жемчуга, а листва из шафрана. Там седалища из света, на них — сидящие люди, и на лбах их начертан свет. Это — верующие, это — те, кто любит Али ибн Аби Талиба (А)».

(«Тавилу ль-аят», том 2, С. 777).

 

15. Шейх Кулейни привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

На сердце каждого раба есть белая точка. Если он совершает грех, на этой белой точке выходит чёрная. Если он покается, эта черная точка уйдёт, но если продолжит совершать грехи, чернота увеличится, так что покроет собой белизну. И если она покроет собой белизну, этот человек никогда не вернётся к добру. И таково слово Аллаха: «Покрыло ржавчиной их сердца то, что они приобретали».

(«Кафи», том 2, С. 209).

 

16. Табарси передал, что Имам Садык (А) сказал:

Сердца покрываются ржавчиной. Но если человек будет поминать милости Господа, ржавчина уйдёт.

(«Маджму байан», том 10, С. 293).

 

17. Шейх Садук, привёл, что у Имама Резы (А) спросили об аяте: «Так нет же! Ведь они от своего Господа в тот день будут закрыты». Он сказал:

Аллах не описывается местом, так чтобы Он мог быть закрыт от Своих рабов, находясь в этом месте. Но Он имел в виду, что они будут закрыты от награды своего Господа.

(«Уйун ахбар реза», том 1, С. 115).

 

Аяты 29-36

إِنَّ الَّذِينَ أَجْرَمُوا كَانُواْ مِنَ الَّذِينَ آمَنُوا يَضْحَكُونَ .29

وَإِذَا مَرُّواْ بِهِمْ يَتَغَامَزُونَ .30

وَإِذَا انقَلَبُواْ إِلَى أَهْلِهِمُ انقَلَبُواْ فَكِهِينَ .31

وَإِذَا رَأَوْهُمْ قَالُوا إِنَّ هَؤُلَاء لَضَالُّونَ .32

وَمَا أُرْسِلُوا عَلَيْهِمْ حَافِظِينَ .33

فَالْيَوْمَ الَّذِينَ آمَنُواْ مِنَ الْكُفَّارِ يَضْحَكُونَ .34

عَلَى الْأَرَائِكِ يَنظُرُونَ .35

هَلْ ثُوِّبَ الْكُفَّارُ مَا كَانُوا يَفْعَلُونَ .36

29. Грешники над верующими смеялись,

30. и когда проходили мимо них, подмигивали друг другу,  

31. а когда возвращались к своей семье, возвращались, шутя.

32. И когда видели их, говорили: «Ведь они заблудшие!» 

33. Но они не были посланы хранителями над ними.  

34. В тот день те, которые уверовали, будут смеяться над неверными,

35. на ложах созерцая.  

36. Разве не будут вознаграждены неверные за то, что они совершали?

 

1. Мухаммад ибн Аббас привёл от Абайа ибн Риб‘и:

Али ибн Аби Талиб (А) проходил мимо курайшитов, которые злословили о нём и говорили: «Посмотрите! Его избрал Мухаммад и определил его (над нами)!» — и они подмигивали друг другу. И Аллах ниспослал: «Грешники над верующими смеялись, и когда проходили мимо них, подмигивали друг другу» — до конца суры.

(«Тавилу ль-аят», том 2, С. 780).

 

2. Он также передал, что Ибн Аббас сказал:

«Грешники над верующими смеялись, и когда проходили мимо них, подмигивали друг другу» — это было ниспослано о Харисе ибн Кейсе и людях, которые были с ним. Когда Али (А) проходил мимо них, они сказали: «Посмотрите на человека, которого избрал Мухаммад и выделил его из числа своего семейства!». И они смеялись и издевались. Когда же наступит Судный День, будут раскрыты врата между Раем и Адом, и Али (А) воссядет на ложе, опираясь. И будет сказано им: «Пожалуйте». Когда же они подойдут, будут закрыты врата перед ними, и он так же будет смеяться и издеваться над ними, как они смеялись и издевались над ним. И таково слово Аллаха: «В тот день те, которые уверовали, будут смеяться над неверными, на ложах созерцая. Разве не будут вознаграждены неверные за то, что они совершали?»

(«Тавилу ль-аят», том 2, С. 780).

 

3. Он также передал, что Имам Садык (А) сказал:

«Грешники над верующими смеялись» — это ниспослано об Али (А) и тех, кто смеялся над ним из числа Омейядов. Али (А) однажды прошёл мимо людей из числа Омейядов, и эти лицемеры стали злословить и издеваться над ним.

(«Тавилу ль-аят», том 2, С. 781).

 

4. Он также передал, что Имам Саджад (А) сказал:

Когда наступит Судный День, два ложа будут вынесены из Рая и поставлены перед Адом. А затем выйдет Али (А) и воссядет на них. И когда он воссядет на них, засмеётся, а когда засмеётся, перевернётся Ад, так что верх его станет низом. И выведут из Ада двух узурпаторов (первого и второго), и они встанут перед ним и скажут: «О повелитель верующих! О преемник Посланника Аллаха! Не помилуешь ли нас? Не заступишься ли за нас пред твоим Господом?" И он засмеётся над ними, а потом встанет и вернётся в Рай, а этих двоих вернут обратно в Ад. И таково слово Аллаха: «В тот день те, которые уверовали, будут смеяться над неверными, на ложах созерцая. Разве не будут вознаграждены неверные за то, что они совершали?».

(«Тавилу ль-аят», том 2, С. 781).

 

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.