يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِي لِلصَّلَاةِ مِن يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَى ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ .9

فَإِذَا قُضِيَتِ الصَّلَاةُ فَانتَشِرُوا فِي الْأَرْضِ وَابْتَغُوا مِن فَضْلِ اللَّهِ وَاذْكُرُوا اللَّهَ كَثِيراً لَّعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ .10

وَإِذَا رَأَوْا تِجَارَةً أَوْ لَهْواً انفَضُّوا إِلَيْهَا وَتَرَكُوكَ قَائِماً قُلْ مَا عِندَ اللَّهِ خَيْرٌ مِّنَ اللَّهْوِ وَمِنَ التِّجَارَةِ وَاللَّهُ خَيْرُ الرَّازِقِينَ .

9. О те, которые уверовали! Когда возглашено на молитву в день собрания, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Это лучше для вас, если вы знаете!

10. А когда окончена будет молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха, и поминайте Аллаха часто, — может быть, вы будете счастливы!

11. А когда они увидели торговлю или забаву, то устремились к ним и оставили тебя стоящим. Скажи: «То, что у Аллаха, лучше, чем забава и торговля». Аллах — Лучший из дающих удел!

 

1. Шейх Кулейни привёл, что Джабир ибн Язид спросил у Имама Бакира (А):

«Что означают слова Аллаха: “Устремляйтесь к поминанию Аллахаˮ?»

Он сказал: «Действуйте и поспешайте, ибо этот день тесен для мусульман, и награда их деяний в нём соответствует их стеснению в нём, и в нём удваивается воздаяние за благо и за зло. Абу Абдиллях (Имам Садык, мир ему) сказал: “Клянусь Аллахом, сподвижники Пророка (С) готовили себя для пятницы, начиная с четверга, ибо этот день тесен для мусульманˮ».

(«Кафи», том 3, С. 415).

 

2. Шейх Садук привёл от Ибрахима ибн Исы Хаззаза, что он спросил у Имама Садыка (А) о словах Аллаха: «А когда окончена будет молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха». 

Он сказал: «Молитва в пятницу, а расхождение по земле — в субботу». А потом сказал: «Горе тому мусульманину, который не освобождает себя на пятницу ради дел своей религии, и он будет спрошен об этом».

(«Хисаль», С. 393).

 

3. От него же от Имама Садыка (А), что он сказал:

Суббота принадлежит нам, воскресенье — нашим шиитам, понедельник — Омейядам, вторник- их шиитам, среда — Аббасидам, четверг — их шиитам, а пятница — всем остальным людям. И не следует совершать путешествия в пятницу. Аллах сказал: «А когда окончена будет молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха» — то есть в субботу.

(«Уйун ахбар реза», том 2, С. 46).

 

4. Ахмад ибн Мухаммад ибн Халид Барки, что Имам Садык (А) сказал об аяте: «А когда окончена будет молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха»:

Молитва — в пятницу, а расхождение по земле — в субботу.

А потом он сказал: «Суббота — нам, а воскресенье — Омейядам».

(«Махасин», С. 347).

 

5. Али ибн Ибрахим Кумми передал от Имама Бакира (А), что он сказал о словах Аллаха: «О те, которые уверовали! Когда возглашено на молитву в день собрания, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю»:

«Устремляйтесь» — то есть «усердствуйте», а «усердствуйте» — значит готовьтесь для неё (молитвы), и сюда относится укорочение усов, подстригание волос под мышками, подстригание ногтей, гусль, одевание самой чистой одежды и умащение себя благовониями для пятницы. И таково «усердие», согласно слову Аллаха: «А кто желает последней жизни и усердствует для неё всем должным усердием, а сам верует, — это те, усердие которых будет отблагодарено» (17: 19).

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 349).

 

6. Шейх Кулейни передал, что у Имама Садыка (А) спросили:

«Почему пятница (джум’а) была названа “пятницейˮ?»

Он сказал: «Потому что Аллах собрал (джама’а) в ней творения для вилаята Мухаммада и его преемника в мире завета, и этот день был назван “днём собранияˮ (йауму ль-джуму’а) из-за собрания творений в нём».

(«Кафи», том 3, С. 415).

Примечание переводчика: в арабском языке слово джум’а (пятница) является однокоренным со словом джама’а (собирать).

«Мир завета» (мисак) — это мир зарр.

 

7. Шейх Туси приводит, что у Имама Садыка (А) спросили:

«Почему пятница (джум’а) была названа “пятницейˮ?»

Он сказал: «Потому что Аллах собрал (джама’а) в ней творения для вилаята Мухаммада и его Ахль уль-Бейт».

(«Амали» Туси, том 2, С. 299).

 

8. Шейх Муфид приводит, что Имам Бакир (А) сказал Джабиру Джуфи:

«Почему пятница (джум’а) была названа “пятницейˮ?»

Он сказал: «Сообщи мне об этом, да буду я твоей жертвой!»

Имам Бакир (А) сказал: «Не сообщить ли тебе о величайшем её толковании?»

Джабир сказал: «О да, пусть сделает меня Аллах твоею жертвой!»

Имам (А) сказал: «Потому что Аллах собрал (джама’а) в этот день первых и последних и всех, кого сотворил Аллах из джиннов и людей, и всякую вещь, которую сотворил Господь наш, и небеса, и земли, и моря, и Рай, и Ад, и всякую вещь, которую сотворил Аллах в мире завета (мисак). И Он взял с них завет о Своей божественности (рубубия), и о пророчестве Мухаммада (С), и о вилаяте Али (А). И в этот день Аллах сказал небесам и земле: “Приходите добровольно или невольно!ˮ Они сказали: “Мы приходим добровольноˮ (41: 11). И Аллах назвал тот день “собраниемˮ (джуму’а) из-за того, что в нём были собраны первые и последние.

И сказал Он, велик Он и свят: “О те, которые уверовали! Когда возглашено на молитву в день собранияˮ — в этот день ваш, в который Он собрал вас, и “молитваˮ — это повелитель верующих (А), и “молитваˮ тут означает вилаят, и это — великий вилаят (то есть великое значение вилаята).

И в этот день пророки и посланники, и ангелы, и всякая вещь, сотворённая Аллахом, и люди, и джинны, и небеса, и земли, и верующие сказали Аллаху “лаббейкˮ (“вот мы перед Тобойˮ).

Устремляйтесь к поминанию Аллахаˮ: “поминание Аллахаˮ — это повелитель верующих Али (А). “И оставьте торговлюˮ: то есть первого (Абу Бакра). “Этоˮ — то есть присяга повелителю верующих (А) и его вилаят, — “лучше для васˮ — то есть лучше, чем присяга первому и его вилаят, — “если вы знаете. А когда окончена будет молитваˮ — то есть присяга повелителю верующих (А), — “то расходитесь по землеˮ — под “землёйˮ Он имел в виду преемников, о подчинении которым Аллах повелел так же, как Он повелел о подчинении Посланнику (С) и повелителю верующих (А). И Аллах сказал о “землеˮ вместо называния их имён. “И ищите милости Аллахаˮ — ищите милости Аллаха в преемниках, — “и поминайте Аллаха часто, — может быть, вы будете счастливы!ˮ.

А затем Аллах обратился к Мухаммаду (С) и сказал: О Мухаммад! “А когда ониˮ — сомневающиеся и отрицающие — “увидели торговлюˮ — то есть первого — “или забавуˮ — то есть второго (Умара), — “то устремились к ним и оставили тебяˮ — вместе с Али, — “стоящим. Скажи:ˮ — о Мухаммад — “то, что у Аллахаˮ — то есть вилаят Али и преемников — “лучше, чем забава и торговляˮ — то есть присяга первому и второму, — “Аллах — Лучший из дающих уделˮ».

(«Ихтисас», С. 128).

 

9. Привёл Мухаммад ибн Аббас от Джабира ибн Абдуллаха:

В Медину вошёл торговый караван из Сирии, и люди Медины стали бить в барабаны, радоваться и веселиться. Пророк (С) же в это время читал пятничную проповедь в мечети, и люди, услышав это, вышли из мечети и оставили Посланника Аллаха (С) стоящим, и не осталось с ним в мечети никого, кроме двенадцати человек, среди которых был Али ибн Аби Талиб (А).

(«Та’вилу ль-аят», том 2, С. 693).

 

Примечание переводчика: Этот хадис не противоречит тому, который был приведён перед ним, поскольку у каждого аята множество уровней, и на каждом уровне его понимание отличается. А потому внешним поводом для ниспослания данного аята могло быть поведение мусульман в мечети во время пятничной проповеди Пророка (С), но его внутренний смысл — вилаят Али ибн Аби Талиба (А) и связанные с ним события.

Посланник Аллаха (С) сказал: «У Корана есть внешняя и внутренняя сторона. Его внешняя сторона — решение (хукм), его внутренняя сторона — знание. Его внешняя сторона прекрасна, его внутренняя сторона — глубока». («Кафи», том 2, С. 598).

Он также сказал: «У Корана есть внешность и внутренность — до семи (уровней) внутренности». («Иджазу ль-байан», С. 128). Этот хадис также передан со словом «семьдесят уровней внутренности».

Имам Бакир (А) сказал: «Внешность Корана — это те, по поводу которых были ниспосланы аяты, а внутренность Корана — это те, кто совершает их деяния, и их касается всё то, что было ниспослано о тех». («Маани ахбар» Садука, С. 259).

Имам Али (А) сказал: «Нет такого аята Корана, у которого не было бы четыре уровня — внешний, внутренний, положение и разъяснение. Внешний уровень — это чтение, внутренний — понимание, положение — это законы харама и халяля, а разъяснение — то, что Аллах хотел этим аятом от рабов». («Тафсир» Сафи, том 1, С. 31).

 

10. Привёл Мухаммад ибн Аббас, что Имам Садык (А) сказал об аяте:

«А когда они увидели торговлю или забаву, то устремились к ним и оставили тебя стоящим»:

Они ушли от него, кроме Али ибн Аби Талиба (А). И Аллах ниспослал: «Скажи: “То, что у Аллаха, лучше, чем забава и торговляˮ. Аллах — Лучший из дающий удел!»

(«Та’вилу ль-аят», том 2, С. 693).

 

11. Али ибн Ибрахим Кумми сказал об аяте: «А когда они увидели торговлю или забаву, то устремились к ним и оставили тебя стоящим»:

Посланник Аллаха (С) молился с людьми в день пятницы, когда в город вошёл торговый караван, бьющий в бубны и барабаны. И люди оставили молитву и ушли смотреть на них. Тогда Аллах ниспослал: «Скажи: “То, что у Аллаха, лучше, чем забава и торговляˮ. Аллах — Лучший из дающий удел!»

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 349).

 

12. Он же передал от Абу Басира, что у него спросили:

«Как должен имам читать проповедь в пятницу?»

Он сказал: «Стоя. Аллах ниспослал: “и оставили тебя стоящимˮ».

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 349).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.