Достоинства этой суры

1. Привёл шейх Садук от Имама Садыка (А): 

Каждый верующий, если он является нашим шиитом, должен читать в ночь  на пятницу суры «Собрание» и «Высочайший», а во время полуденного намаза (зухр) — суры «Собрание» и «Лицемеры». Если он сделает так, то его деяния будут подобны деяниям Посланника Аллаха (С), и его наградой от Аллаха станет Рай.

(«Савабу ль-амаль», С. 147).

 

2. В «Хавасу ль-куран» передано, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Кто прочитает эту суру — освободится от лицемерия и сомнения до Судного Дня. Если она будет прочитана для исцеления от прыщей — уничтожит их, а если она будет прочитана для излечения внутренних болей — успокоит их.

 

3. Посланник Аллаха (С) сказал:

Кто прочитает эту суру — освободится от многобожия и лицемерия в религии. Если она будет прочитана для исцеления от болезней или боли — Аллах исцелит их.

 

4. Имам Садык (А) сказал:

Кто прочитает эту суру для исцеления от глазной боли — Аллах уменьшит её и уничтожит, а кто прочитает её для исцеления от внутренних болезней — Аллах успокоит и излечит их, по силе Своей.

 

Аяты 1-3

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِِ

 

إِذَا جَاءكَ الْمُنَافِقُونَ قَالُوا نَشْهَدُ إِنَّكَ لَرَسُولُ اللَّهِ وَاللَّهُ يَعْلَمُ إِنَّكَ لَرَسُولُهُ وَاللَّهُ يَشْهَدُ إِنَّ الْمُنَافِقِينَ لَكَاذِبُونَ .1

 

اتَّخَذُوا أَيْمَانَهُمْ جُنَّةً فَصَدُّوا عَن سَبِيلِ اللَّهِ إِنَّهُمْ سَاء مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ .2

 

ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ آمَنُوا ثُمَّ كَفَرُوا فَطُبِعَ عَلَى قُلُوبِهِمْ فَهُمْ لَا يَفْقَهُونَ .3

 

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

1. Когда приходят к тебе лицемеры, они говорят: «Свидетельствуем, что ты — посланник Аллаха». Аллах знает, что ты — Его посланник, и Аллах свидетельствует, что лицемеры — лжецы.

2. Они обратили свои клятвы в щит и отклонились от пути Аллаха. Поистине, скверно то, что они делают!

 3. Это — за то, что они уверовали, потом стали неверными, и положена печать на их сердца, и они не разумеют.

  

1. Передал шейх Кулейни, что Имама Казыма (А) спросили об аяте «Это — за то, что они уверовали, потом стали неверными». Он сказал:

Аллах назвал тех, кто не последовал Посланнику Аллаха (С) в том, что он сказал о вилаяте его преемника, «лицемерами», и Он сделал тех, кто отрицал его преемство и имамат, подобными тем, кто отрицал Мухаммада (С). И Он ниспослал об этом: о Мухаммад, «когда приходят к тебе лицемеры» - лицемеры относительно вилаята твоего преемника - «они говорят: “Свидетельствуем, что ты - посланник Аллахаˮ. Аллах знает, что ты - Его посланник, и Аллах свидетельствует, что лицемеры» - относительно вилаята Али (А) - «лжецы. Они обратили свои клятвы в щит и отклонились от пути Аллаха» — и «путь Аллаха» — это преемник. «Поистине, скверно то, что они делают! Это — за то, что они уверовали» — в то, что ты — посланник, «потом стали неверными» — в вилаят твоего преемника, и Аллах поставил печать на их сердца, и они не понимают.

У него спросили: «Что значит: “Когда скажут им: ‛Придите, посланник Аллаха попросит вам прощения!’ˮ?»

Он сказал: «Когда им говорят: “Вернитесь к вилаяту Али (А), и тогда Пророк (С) попросит прощения за ваши грехиˮ, они  “кривят свои головыˮ. И Аллах сказал: “Ты видишь, как они отворачиваютсяˮ — от вилаята Али (А), “возвеличившисьˮ — над ним. А потом Аллах сказал о Своём знании относительно них: “Всё равно им, будешь ты просить им прощения или не будешь; никогда не простит им Аллах: ведь Аллах не руководит народом распутным!ˮ — то есть угнетателями преемников».

(«Кафи», том 1, С. 358).

 

2. Табарси передал, что Тавус Йамани спросил Имама Бакира (А):

«Расскажи мне о людях, которые произнесли свидетельство веры, но солгали?»

Он сказал: «Лицемеры, сказавшие посланнику Аллаха (С): “Свидетельствуем, что ты — посланник Аллахаˮ. И Аллах ниспослал: “Когда приходят к тебе лицемеры, они говорят: ‛Свидетельствуем, что ты — посланник Аллаха’. Аллах знает, что ты — Его посланник, и Аллах свидетельствует, что лицемеры — лжецыˮ».

(«Ихтиджадж», С. 329).

 

3. Али ибн Ибрахим Кумми пишет:

Эта сура была ниспослана во время похода Мурайсиа, и это был поход против Бани Мусталак на пятом году хиджры. Когда Посланник Аллаха (С) возвращался из него, он остановился около колодца, где было мало воды. Анас ибн Сайар, который был союзником ансаров, и Джахджах ибн Саид Гифари, слуга Умара ибн Хаттаба, подошли к колодцу, стали набирать воду и поспорили из-за вёдер. Ибн Сайар сказал: «Это моё ведро», а Джахджах сказал: «Это моё ведро». Тогда Джахджах ударил Ибн Сайара по лицу, так что у него потекла кровь, и Ибн Сайар стал звать членов племени Хазрадж, а Джахджах — курайшитов. Люди схватились за оружие, и была готова разгореться смута. Абдуллах ибн Убей услышал об этом и сказал: «Что это?» Ему сообщили о том, что случилось, и он пришёл в гнев и сказал: «Я был против этого пути! Я — самый униженный из арабов! Разве увижу я что-либо подобное и ничего не предприму?»

А потом он пошёл к своим людям и сказал: «Это — ваша вина! Вы поселили их в своих домах, помогали им своим имуществом и жертвовали за них своими жизнями, так что ваши жёны стали вдовами, а дети сиротами! А если бы вы выгнали их, другие стали бы заботиться о них». А потом он сказал: «Когда мы вернёмся в Медину, сильнейшие из нас выгонят слабейших!»

Зейд ибн Аркам присутствовал при этом, будучи в то время юношей, едва достигшим зрелости. Посланник Аллаха (С) сидел под тенью дерева, потому что было очень жаркое время суток, и с ним некоторые из мухаджиров и ансаров. Зейд поведал ему о том, что случилось, и что сказал Абдуллах ибн Убей. Посланник Аллаха (С) сказал: «Быть может, тебе это показалось, о юноша?» Он сказал: «Нет, клянусь Аллахом, не показалось!» Посланник Аллаха (С) спросил: «Быть может, ты в чём-то разгневался на него?» Он сказал: «Нет, клянусь Аллахом, не разгневался».

Тогда Посланник Аллаха (С) отправился туда, и люди услышали об этом и стали говорить: «Почему Посланник Аллаха (С) отправился в путь в такое жаркое время суток?». Саад ибн Убада догнал его и сказал: «Почему ты отправился в пути в такое время?» Он сказал: «Разве ты не слышал, что сказал ваш товарищ?» Тот сказал: «Какой же товарищ у нас, кроме тебя, о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Абдуллах ибн Убей сказал, что когда вернётся в Медину, сильнейшие изгонят слабейших». Саад сказал: «О Посланник Аллаха, ты и твои сподвижники — сильнейшие, а он и его товарищи — слабейшие».

Посланник Аллаха (С) ехал весь тот день, не разговаривая ни с кем. Род Хазраджа отправился к Абдуллаху ибн Убейю, порицая его, и тот поклялся, что никогда не говорил ничего подобного. Они сказали: «Тогда пойдём вместе к Посланнику Аллаха (С), чтобы попросить у него извинения». Но он отказался. Посланник Аллаха (С) двигался всю ночь и день, останавливаясь только на молитву. На следующий день он остановился, и его сподвижники легли на землю из-за сна, который их охватил. Тогда Абдуллах ибн Убей пришёл к нему и поклялся, что он не говорил такого, и что он свидетельствует, что нет бога, кроме Аллаха, а Мухаммад — посланник Аллаха, и что Зейд солгал на него. Посланник Аллаха (С) принял это от него. Тогда люди рода Хазраджа пошли к Зейду и принялись ругать его, говоря: «Ты солгал на Абдуллаха!»

Когда Посланник Аллаха (С) снова двинулся в пути, Зейд сравнялся с ним и сказал: «Ты знаешь, что я не солгал на Абдуллаха ибн Убейя». Не прошло много времени, как Посланника Аллаха (С) охватило то состояние, которое было с ним при ниспослании откровений, и он стал так тяжёл, что его верблюдица была готова погрузиться в песок от этой тяжести. А потом он взялся за Зейда и сказал: «О юноша, ты говорил правду, и твоё сердце чисто. Аллах ниспослал аяты о том, что ты сказал».

А потом он собрал своих сподвижников и прочитал им суру «Лицемеры»: «Когда приходят к тебе лицемеры, они говорят: “Свидетельствуем, что ты — посланник Аллахаˮ. Аллах знает, что ты — Его посланник, и Аллах свидетельствует, что лицемеры — лжецы. Они обратили свои клятвы в щит и отклонились от пути Аллаха. Поистине, скверно то, что они делают! Это — за то, что они уверовали, потом стали неверными, и положена печать на их сердца, и они не разумеют».

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 350).

Примечание переводчика: Этот хадис не противоречит тем, которые были приведёны перед ним. Как мы уже говорили, у каждого аята множество уровней, и на каждом уровне его понимание отличается. А потому внешним поводом для ниспослания данного аята могло быть поведение Абдуллаха ибн Убейя, но его внутренний смысл — вилаят Али ибн Аби Талиба (А). Хадисы по поводу нескольких уровней Корана см. в толковании суры «Собрание».

 

Аяты 4-5

وَإِذَا رَأَيْتَهُمْ تُعْجِبُكَ أَجْسَامُهُمْ وَإِن يَقُولُوا تَسْمَعْ لِقَوْلِهِمْ كَأَنَّهُمْ خُشُبٌ مُّسَنَّدَةٌ يَحْسَبُونَ كُلَّ صَيْحَةٍ عَلَيْهِمْ هُمُ الْعَدُوُّ فَاحْذَرْهُمْ قَاتَلَهُمُ اللَّهُ أَنَّى يُؤْفَكُونَ .4

وَإِذَا قِيلَ لَهُمْ تَعَالَوْا يَسْتَغْفِرْ لَكُمْ رَسُولُ اللَّهِ لَوَّوْا رُؤُوسَهُمْ وَرَأَيْتَهُمْ يَصُدُّونَ وَهُم مُّسْتَكْبِرُونَ .5

 

4. А когда ты их увидишь, тебя восхищают их тела. Когда они говорят, ты слушаешь их слова. Они подобны столбам приставленным. Они принимают всякий крик как обращённый против них. Они — враги, берегись же их! Пусть Аллах их поразит, до чего они обольщены!

5. Когда говорят им: «Придите, посланник Аллаха попросит вам прощения!» — они кривят свои головы, и ты видишь, как они отворачиваются, возвеличившись.

 

1. Али ибн Ибрахим Кумми привёл, что Имам Бакир (А) сказал о словах Аллаха: «они подобны столбам приставленным»:

То есть не слышат и не разумеют.

И он сказал о словах: «Они принимают всякий крик как обращённый против них»:

То есть всякий звук.

Также он сказал о словах: «Они — враги, берегись же их! Пусть Аллах их поразит, до чего они обольщены!»:

Когда Аллах описал их для Посланника (С) и разъяснил их зло для него и их родственников, те пришли к ним и сказали: «Вы опозорены, горе вам! Идите к Посланнику Аллаха, чтобы он попросил для вас прощения». Однако они отвернули свои головы и отказались от этого. И Аллах сказал: «Когда говорят им: “Придите, посланник Аллаха попросит вам прощения!ˮ — они кривят свои головы».

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 352).

 

Аят 6

سَوَاء عَلَيْهِمْ أَسْتَغْفَرْتَ لَهُمْ أَمْ لَمْ تَسْتَغْفِرْ لَهُمْ لَن يَغْفِرَ اللَّهُ لَهُمْ إِنَّ اللَّهَ لَا يَهْدِي الْقَوْمَ الْفَاسِقِينَ

6. Всё равно им, будешь ты просить им прощения или не будешь; никогда не простит им Аллах: ведь Аллах не руководит народом распутным!

 

1. Айаши приводит от Имама Резы (А):

Аллах сказал Мухаммаду (С): «Если ты попросишь для них прощения семьдесят раз, Аллах никогда не простит их» (9: 80). Тогда он попросил для них прощения сто раз, чтобы Аллах простил их. После этого Он ниспослал: «Всё равно им, будешь ты просить им прощения или не будешь; никогда не простит им Аллах». И ниспослал: «И никогда не молись ни об одном из них, кто умер, и не стой над его могилой» (9: 84). И он никогда не просил прощения ни для одного из них после этого и не стоял над их могилами.

(«Тафсир» Айаши, том 2, С. 106).

 

Аят 8

يَقُولُونَ لَئِن رَّجَعْنَا إِلَى الْمَدِينَةِ لَيُخْرِجَنَّ الْأَعَزُّ مِنْهَا الْأَذَلَّ وَلِلَّهِ الْعِزَّةُ وَلِرَسُولِهِ وَلِلْمُؤْمِنِينَ وَلَكِنَّ الْمُنَافِقِينَ لَا يَعْلَمُونَ

8. Они говорят: «Если мы вернемся в город, то сильнейший там изгонит слабейшего». У Аллаха величие, и у Его посланника, и у верующих, но лицемеры не знают!

 

1. Шейх Кулейни привёл от Имама Садыка (А):

Аллах вручил верующему все дела, но не вручил ему то, чтобы он был униженным. Разве ты не слышал слова Аллаха: «У Аллаха величие, и у Его посланника, и у верующих»? Верующий всегда величествен и никогда не бывает унижен.

А потом он сказал:

Поистине, верующий более величествен, чем горы. От горы отрывают камни железными ломами, но от веры верующего никто не в силах что-либо оторвать.

(«Кафи», том 5, С. 63).

 

2. От него же, что Имам Садык (А) сказал:

Аллах вручил верующему все дела, но не вручил ему то, чтобы он унижал себя. Разве ты не слышал слова Аллаха: «У Аллаха величие, и у Его посланника, и у верующих»? Верующий всегда величествен и никогда не бывает унижен: Аллах возвеличивает его через ислам и веру (иман).

(«Кафи», том 5, С. 63).

 

3. От него же, что Имам Садык (А) сказал:

Аллах вручил верующему все дела, кроме унижения самого себя.

(«Кафи», том 5, С. 63).

 

4. От него же, что Имам Садык (А) сказал:

«Не подобает верующему унижать себя».

У него спросили: «А через что он может унизить себя?»

Он сказал: «Вызываться на то, к чему он не способен».

(«Кафи», том 5, С. 63).

 

5. Мухаммад ибн Аббас привёл, что некто сказал Имаму Хасану (А):

«В тебе есть гордость».

Он сказал: «О нет, гордость принадлежит целиком Аллаху. Но во мне есть величие. Аллах сказал: “У Аллаха величие, и у Его посланника, и у верующихˮ».

(«Тавилу ль-аят», том 2, С. 695).

 

Аяты 10-11

وَأَنفِقُوا مِن مَّا رَزَقْنَاكُم مِّن قَبْلِ أَن يَأْتِيَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ فَيَقُولَ رَبِّ لَوْلَا أَخَّرْتَنِي إِلَى أَجَلٍ قَرِيبٍ فَأَصَّدَّقَ وَأَكُن مِّنَ الصَّالِحِينَ .10

وَلَن يُؤَخِّرَ اللَّهُ نَفْساً إِذَا جَاء أَجَلُهَا وَاللَّهُ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ .11

 

10. И расходуйте то, чем Мы вас наделили, раньше, чем к кому-нибудь из вас придет смерть, и тогда он скажет: «Господи, если бы Ты отсрочил мне до близкого срока, я стал бы давать милостыню и был бы праведным!»

11. Но никогда не отсрочит Аллах душе, когда к ней придёт её срок. Аллах сведущ в том, что вы делаете!

 

1. Шейх Садук привёл от Имама Садыка (А):

«Я стал бы давать милостыню» — из милостыни — «и был бы праведным!» — то есть совершал бы хадж.

(«Факих», том 2, С. 142).

 

2. Али ибн Ибрахим Кумми привёл, что Имам Бакир (А) сказал о словах Аллаха: «Но никогда не отсрочит Аллах душе, когда к ней придёт её срок»:

У Аллаха есть отложенные (маукуф) книги: Он приближает из них, что пожелает, и отдаляет, что пожелает. Когда наступает ночь могущества (лейлату ль-кадр), Аллах низводит в неё всякую вещь, что будет до следующей подобной ночи, и таково Его слово: «Но никогда не отсрочит Аллах душе, когда к ней придёт её срок» — если Он низведёт его, и запишут его небесные писцы, и это — то, что не будет отсрочено.

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 352).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.