Глава из книги «Мунтаха ль-амаль» шейха Аббаса Кумми, перечисляющая имена истинных сподвижников Посланника Аллаха (С).

1. Салман Фарси (Салман Мухаммади)

Салман был тем, кого почтил Посланник Аллаха (С), сказав: «Салман – из нас, Ахль уль-Бейт»[1].

Также он сказал о его достоинствах: «Салман – море, которое нельзя вычерпать, сокровищница, которая не заканчивается. Салман – из нас, Ахль уль-Бейт. Ему дана мудрость и дано разъяснение»[2].

Повелитель верующих (А) сравнил его с мудрым Лукманом. А Имам Садык (А) сказал о нём: «Салман лучше Лукмана»[3]. Имам Бакир (А) сказал: «Салман из числа отмеченных Аллахом».

Из риваятов также следовало, что Салман знал величайшее имя Аллаха, что с ним говорили ангелы и что вера (иман) состоит из десяти ступеней, и Салман был на десятой. Он обладал знанием сокровенного и судеб, вкусил райские плоды, будучи ещё в этом ближнем мире, и Рай тосковал по нему. Аллах и Его Посланник (С) любили его.

Также передано, что Аллах велел Пророку (С) любить четырёх, и Салман – один из них. Были ниспосланы аяты, восхваляющие его. Всегда, когда Джабраил нисходил к Пророку (С), он велел ему передать приветствие Салману и научить его знаниям сокровенного, судеб и бедствий. У него были ночи, когда он оставался один с Посланником Аллаха (С) и повелителем верующих (А), и они обучали его сокровенным знаниям Аллаха и сокровищницам Его знания, которые не мог вынести никто. Имам Садык (А) сказал: «Салман постиг знания первых и последних, и он море – которое не может быть исчерпано, и он – из нас, Ахль уль-Бейт»[4].

Салман с самой юности искал религию истину. Он обучался у учёных различных религий, таких как иудеи и христиане, терпя все трудности, которые он встречал на этом пути. Его десять раз продавали в рабство. Наконец, он достиг до господина всех творений Мухаммада (С), который купил его у некоторых иудеев. И так он достиг такой высоты и почести, что Пророк (С) сказал о нём: «Салман – из нас, Ахль уль-Бейт».

Шейх Туси передал в «Амали» от Мансура ибн Базраджа, что он сказал Имаму Садыку (А): «Как много ты говоришь о Салмане Фарси!» Он сказал: «Не говори: Салман Фарси, но говори: Салман Мухаммади! Знаешь ли ты, почему я много говорю о нём?» Он сказал: «Нет». Имам Садык (А) сказал: «Из-за трёх его качеств. Первое: он поставил повелитель верующих Али (А) выше самого себя. Второе: его любовь к бедным и предпочтение их над богатыми. И третье: его любовь к знанию и знающим. Поистине, Салман был праведным рабом, ханифом, мусульманином. И не был он из многобожников»[5].

Также передано от Судейра Сейрафи, что Имам Бакир (А) сказал: «Однажды Салман сидел с группой Курайшитов в мечети. Они стали хвалиться своим происхождением и родством. Умар ибн Хаттаб сказал Салману: “Теперь ты скажи, каково твоё происхождение?” Он сказал: “Я – Салман, сын раба Аллаха. Я был заблудшим, и Аллах повёл меня по прямому пути через Мухаммада. Я был бедным, и Он обогатил меня через Мухаммада. Я был рабом, и Он освободил меня через Мухаммада. Вот моё происхождение и вот мои родственные связи, о Умар!”»[6].

Передано, что однажды Абу Зарр пришёл к Салману, и он варил еду в котле. Пока они говорили, котёл неожиданно упал на землю и опрокинулся. Однако еда, которая была в нём, не упала на землю. Абу Зарр удивился этому. Они продолжили говорить, и котёл опять упал на землю и перевернулся. Однако еда снова не оказалась на земле.

Абу Зарр в удивлении ушёл от Салмана. В дверях он встретил повелителя верующих (А). Он сказал: «О Абу Зарр! Почему ты ушёл и почему ты в раздумьях?» Абу Зарр рассказал ему то, что увидел от Салмана. Повелитель верующих (А) сказал: «О Абу Зарр! Если бы Салман рассказал тебе о том, что он знает, ты бы сказал: “Да помилует Аллах того, кто убьёт Салмана!” О Абу Зарр! Поистине, Салман – врата Аллаха на земле. Кто знает его – верующий, а кто отверг его – неверный. Салман – из нас, Ахль уль-Бейт»[7].

Хадисов о достоинствах Салмана очень много. Он умер в Мадаине на 36-м году хиджры, и повелитель верующих Али (А) переместился к нему из Медины в ночь его смерти чудесным образом, совершил его гусль, облёк в саван, совершил над ним намаз и похоронил[8].

И передано, что он когда он подошёл к его телу и убрал покров с его лица, Салман улыбнулся. Повелитель верующих (А) сказал: «Мир тебе, о Абу Абдиллях! Когда встретишь Посланника Аллаха (С), скажи ему, что постигло его брата и его семейство!» И передатчик говорит, что когда повелитель верующих (А) совершал над ним намаз, от него был слышен громкий такбир, и с ним были два человека: один из них — его брат Джафар, другой Хизр, и с каждым из них – семьдесят рядов ангелов, и в каждом ряду – тысяча тысяч ангелов[9].

Затем в ту же ночь повелитель верующих (А) вернулся в Медину. На месте могилы Салмана в настоящее время большой Храм, и люди посещают его со всех мест.

 

2. Абу Зарр, Джундуб ибн Джунада

Он происходил из племени Гифар и был третьим принявшим Ислам (или, согласно другому мнению, четвёртым или пятым). После принятия Ислама он вернулся к своему племени и не присутствовал при Бадре, Ухуде и Хандаке[10]. Затем он пришёл к Посланнику Аллаха (С) и оставался вместе с ним. Его положение очень высоко, и Посланник Аллаха (С) сказал много о его достоинствах, называя его «правдивым этой уммы» и «похожим на Ису ибн Марьям в аскетизме». Из числа его слов об Абу Зарре – известный хадис: «Не покрывали небеса и не носила земля человека более правдивого, чем Абу Зарр»[11].

Алламе Маджлиси пишет в книге «Эйну ль-хайат»: «Из достоверных хадисов следует, что, помимо Непорочных (А), из сподвижников не было никого выше Салмана Фарси, Абу Зарра и Микдада. И также можно сделать вывод, что Салман выше Абу Зарра, а Абу Зарр выше Микдада».

От Имама Казыма (А) передано: «Когда наступит Судный День, призовёт призывающий: “Где апостолы Мухаммада ибн Абдуллаха, Посланника Аллаха, которые не нарушили завет, взятый с них, и умерли на нём?” И тогда встанут Салман, Абу Зарр и Микдад».

Повелитель верующих (А) сказал: «Этот человек объял такие знания, которые недоступны другим людям. А затем он завязал их в узел и скрыл их»[12].

Шейх Садук передал, что Имам Садык (А) сказал: «Однажды Абу Зарр пришёл к Посланнику Аллаха (С), когда у него был Джабраил в образе Дахия Кальби. Увидев их, Абу Зарр хотел удалиться, чтобы не прерывать их разговор. Джабраил сказал: “О Мухаммад! Абу Зарр пришёл к нам, но не поздоровался с нами, а если бы поздоровался, мы ответили бы ему. О Мухаммад! Он него есть мольба, которую слышат на небесах. Я спрошу о нём, когда вознесусь на небеса”.

Когда Джабраил вознёсся, Абу Зарр пришёл к Пророку (С). Посланник Аллаха (С) сказал: “О Абу Зарр! Что помешало тебе поздороваться с нами, когда ты прошёл мимо нас?” Абу Зарр ответил: “О Посланник Аллаха! Я думал, это Дахия Кальба, с которым ты хотел поговорить наедине”. Пророк (С) сказал: “Это был Джабраил, который сказал, что если бы ты поздоровался с нами, то мы ответили бы тебе. И он сказал, что у тебя есть мольба, которая известна на небесах”. Он сказал: “Да, о Посланник Аллаха. Я говорю: о Аллах, я прошу у Тебя веры в тебя, убеждённости в Твоём Пророке, защиты от всякого бедствия, и благодарности за благополучие, и отсутствия нужды в злых людях”»[13].

Имам Бакир (А) сказал: «Абу Зарр, да помилует его Аллах, плакал от страха перед Аллахом, пока его глаза не начинали болеть. Ему сказали: “О Абу Зарр! Попроси Аллаха, чтобы Он исцелил твои глаза!” Он сказал: “Я занят другим, тем, что больше этого”. У него спросили: “Что же это?” Он сказал: “Две великие вещи – Рай и Ад”».

Шейх Садук привёл от Абдуллаха ибн Аббаса, что Пророк (С) в один из дней был в мечети Куба, и с ним некоторые из его сподвижников. Он сказал: «Тот, кто первым войдёт сюда – из числа обитателей Рая». Тогда некоторые из них стали вставать и уходить, чтобы затем войти и оказаться теми, кто будет из числа обитателей Рая. Но Пророк (С) сказал оставшимся с ним: «Сейчас они будут заходить один за другим. Однако лишь тот, кто сообщит мне о месяце азар – из числа обитателей Рая».

Когда они снова вошли в мечеть, и в их числе Абу Зарр, он спросил у них: «Какой сейчас месяц из числа римских месяцев?» Абу Зарр сказал: «Закончился месяц азар, о Посланник Аллаха». Он сказал: «Я знаю это, однако я желал показать, что ты являешься обитателем Рая. И как же ты не будешь обитателем Рая, если после меня ты окажешься изгнан из моего города и святыни из-за любви к моему Ахль уль-Бейт? Ты будешь жить в одиночестве и умрёшь в одиночестве, и группа из людей Ирака заслужит счастье омыть тебя и похоронить тебя. Они – мои друзья в вечном Раю, который обещан богобоязненным»[14].

Абу Зарр во время правления Умара управлял в Шаме, а когда к власти пришёл Усман, тот поставил Муавию в Шаме вместо Абу Зарра. Муавия принялся строить себе дворцы и заниматься делами этого ближнего мира. Тогда Абу Зарр стал порицать и увещевать его, а также призывать к правлению истинного халифа – Али ибн Аби Талиба (А). В результате многие из людей Шама склонились к шиизму. А потому известно, что шиизм в Шаме и Ливане распространился благодаря Абу Зарру.

Тогда Муавия написал Усману: «Если у тебя есть нужда в людям, которыми я правлю, то отзови к себе Абу Зарра, ибо он настраивает людей против нас».

Усман ответил ему: «Когда это письмо дойдёт до тебя, то посади его на худшее из животных, приставь к нему худших стражей и отправь ко мне, чтобы он забыл и поминать о тебе и обо мне».

Тогда он посадил его на верблюда без седла и велел гнать его день и ночь к Усману. Абу Зарр же был высоким и худым, и его волосы уже поседели от старости. Во время этого пути его ноги истёрлись о спину верблюда настолько, что мясо стало отходить с них. В таком состоянии он встретился с Усманом. Он снова стал возражать против его действий и прочитал этот аят: «В тот День, когда в огне Геенны будет это разожжено и будут заклеймены этим их лбы, и бока, и хребты! Это — то, что вы накапливали для самих себя. Вкусите же то, что вы накапливали!» (9: 35), — имея в виду Усмана и предостерегая его от наказания Аллаха.

Однако Усман не стал слушать то, к чему он призывал его, но это лишь усилило его неподчинение и гордыню. Он распорядился отправить Абу Зарра в ссылку вместе с его семьёй в Рабаза, которая была худшей местностью. Но он не ограничился только этим и запретил людям сидеть с ним и разговаривать с ним. Он также запретил кому-либо сопровождать его, когда он выйдет из Медины. Однако повелитель верующих (А), Хасан (А) и Хусейн (А) не послушались его, но сопровождали его при его выезде, а также Акыль, Аммар ибн Ясир и другие. Марван ибн Хакам, который был поставлен Усманом, чтобы изгнать Абу Зарра из Медины, пытался возразить им и преградить им дорогу.

Марван сказал, обращаясь к Хасану (А): «Почему вы пришли сюда, нарушив приказ повелителя верующих? Он запретил всем разговаривать с ним. Если ты не знаешь этого, то теперь знай!»

Тогда повелитель верующих (А) ударил своей плетью его верховое животное между ушей и сказал: «Уйди прочь, да прогонит тебя Аллах в Огонь!» Марван в гневе вернулся к Усману и сообщил ему о том, что произошло. Когда Усман встретился с повелителем верующих (А), он сказал ему, что Марван пожаловался на него. Повелитель верующих (А) сказал: «У дверей моё верховое животное: пусть идёт и ударит его между ушей в качестве расплаты!»[15]

Итак, Абу Зарр отправился в ссылку в Рабаза. Его сын Зарр умер от тягот. У него было несколько овец, за счёт которых он поддерживал жизнь своей семьи. Однако они заболели и умерли. Затем умерла его жена. Остался только он один и его дочь.

Его дочь сказала: «Нас постиг голод, и мы не ели три дня. Мой отец сказал мне: “О моя дочь! Выйдем в пустыню: быть может, мы найдём какие-то растения, которые можно есть”. Мы вышли туда, но не нашли ничего. Тогда мой отец собрал камни и положил свою голову на них. Я посмотрела на него и увидела, что его глаза вращаются, и он находится при смерти. Я заплакала и сказала: “О мой отец! Что же мне делать с тобой, тогда как я одна?!” Он сказал: “О моя дочь! Не бойся, ибо к тебе придут люди Ирака, которые похоронят меня. Об этом мне сказал любимый мною Посланник Аллаха (С) во время похода Табук. Когда я умру, покрой моей одеждой моё лицо, а затем сядь на дороге в Ирак. Когда увидишь всадников, пойди к ним и скажи им: ʻЭто – Абу Зарр, сподвижник Посланника Аллаха (С). Он умерʼ”.

Когда он увидел ангела смерти, сказал: “Приветствие долгожданному гостю, который пришёл во время нужды! Не преуспеет тот, кто испытывает сожаление (по этой земной жизни). О Аллах! Забери меня как можно быстрее к Себе, ибо Ты знаешь, что я люблю встречу с Тобой, и я никогда не ненавидел смерть!”

Когда он умер, я покрыла его лицо и села на дороге в Ирак. Тогда я увидела приближающихся людей. Я сказала им: “О люди! Это – Абу Зарр, сподвижник Посланника Аллаха (С). Он умер”.

Тогда они спустились со своих животных и подошли к нему, плача. Они сделали ему гусль, облачили в саван, прочитали над ним намаз и похоронили. Среди них был Малик Аштар»[16].

Это было на 31-м или 32-м году хиджры.

 

3. Микдад ибн Асвад

Его имя – Микдад ибн Амру Бахрани. Поскольку Асвад ибн Абду-йагус усыновил его, он стал известен как Микдад ибн Асвад.

Он рано принял Ислам и был одним из самых приближенных к Посланнику Аллаха (С) людей, а также одним из четырёх столпов (сподвижников, не отступивших от веры и после смерти Пророка (С) оставшихся верными Имаму Али).

Его женой была Зубаа бинт Зубейр ибн Абдуль-Мутталиб, то есть племянница Посланника Аллаха (С). Он участвовал во всех его битвах, и он – один из тех, по кому тосковал Рай.

Хадисов о его достоинствах очень много. Ограничимся упоминанием следующего хадиса, который привёл Кишши от Имама Бакира (А): «После смерти Пророка (С) все люди вышли из религии, кроме троих – Салман, Абу Зарр и Микдад». Передатчик спросил: «А Аммар?» Имам (А) сказал: «Он отошёл, а потом вернулся». А затем он сказал: «Если желаешь кого-то, кто не сомневался и не отступал, то это Микдад»[17].

В другом риваяте сказано: «Его сердце было как кусок железа»[18].

Имам Садык (А) также сказал о нём: «Положение Микдада ибн Асвада в этой умме – как положение (буквы) алиф в Коране: ничто не соединяется с ней»[19].

Микдад умер в 33-м году по хиджре в Джурфе, местности неподалёку от Медины. Его похоронили на кладбище Баки.

Удивительно, что его сын Маабад, при всём величии и праведности своего отца, участвовал в битве Джамаль на стороне Айши, где и был убит. Когда повелитель верующих (А) проходил мимо тел убитых, он увидел Маабада и сказал: «Да помилует Аллах его отца! Если бы он был жив, он (то есть его сын) был бы на лучшем мнении, чем то, на чём он был убит». Аммар ибн Ясир, который тоже был там, сказал: «Хвала Аллаху, Который убил Маабада! Клянусь Аллахом, я не страшусь убийства того, кто отступил от истины, пусть даже это будет сын такого отца!» Повелитель верующих (А) сказал: «Да помилует тебя Аллах и наградит благом!»

 

4. Биляль ибн Риях

Он был муэззином Посланника Аллаха (С). Его мать – Джумана, его кунья – Абу Абдиллях или Абу Амру. Он рано принял Ислам и присутствовал при Бадре, Ухуде и Хандаке, как и в других битвах Посланника Аллаха (С).

Передано, что Биляль произносил арабскую букву «шин» как «син» (звук «ш» как «с»), и в другом риваяте сказано: «“Син” Биляля – “шин” возле Аллаха»[20].

От Имама Садыка (А) передано, что он сказал: «Да помилует Аллах Биляля! Ибо он любил нас, Ахль уль-Бейт и был праведным рабом. Он говорил: “Я не буду читать азан ни для кого (из узурпаторов халифата) после Посланника Аллаха (С)”. И с тех пор они убрали из азана слова “хайя аля хайриль амаль” (“Спешите к лучшему из дел”, то есть к вилаяту Ахль уль-Бейт)»[21].

Биляль также слагал стихи о Посланнике Аллаха (С) на эфиопском языке.

Биляль умер от чумы в Шаме, на 18-м или 20-м году хиджры и похоронен в Баб Сагир там же. Его могила является известным зияратом.

 

5. Джабир ибн Абдуллах Ансари

Славный сахаб, из числа участников битвы при Бадре. Он был тем, кто передал салям (приветствие) от Посланника Аллаха (С) его потомку Имаму Бакиру (А), и он был первым, кто совершил зиярат Имама Хусейна (А) в день Арбаин. Он также являлся тем, кто прочитал небесный свиток от Аллаха, ниспосланный Имамам, который хранился у Фатимы (А).

В «Кашму ль-гумма» передано, что Имам Саджад (А) и его сын Имам Бакир (А) встретились с Джабиром, и Имам Бакир (А) был тогда ребёнком. Имам Саджад (А) сказал ему: «Поцелуй его голову». Имам Бакир (А) подошёл и поцеловал его голову. А Джабир тогда уже ослеп от старости. Он сказал: «Кто это?» Имам Саджад (А) ответил: «Это мой сын Мухаммад». Тогда Джабир обнял его и сказал: «О Мухаммад! Посланник Аллаха Мухаммад (С) передал тебе салям!»[22]

В «Ихтисасе» передано, что Джабир попросил Имама Бакира (А) его заступничества в Судный День, и он обещал ему это[23].

Джабир присутствовал во многих походах Посланника Аллаха (С) и был при Сиффине вместе с повелителем верующих (А). Он не оставлял любовь к повелителю верующих (А) и подчинение ему и призывал людей к этому. Он посещал разные места Медины и присутствовал на собраниях людей, говоря: «Али – лучший из людей, а кто отрицает это – впал в неверие»[24].

И он говорил: «О собрание сподвижников! Воспитывайте ваших детей на любви к Али (А)! Кто отвергает любовь к нему – посмотрите на его мать, что она сделала (то есть родила его незаконно)»[25].

Джабир умер на 78-м году хиджры, будучи слепым от старости. Ему было тогда более чем 90 лет. Он стал последним из сподвижников, умерших в Медине.

Его отец также был из числа избранных людей. Он присутствовал при Бадре и погиб при Ухуде. Он был похоронен в одной могиле с мужем своей сестры Амру ибн Джамухом. Впоследствии Муавия велел раскопать могилы мучеников Ухуда под предлогом необходимости проложить там воду, и история об этом известна.

 

6. Хузейфа ибн Йаман

Был из числа великих сподвижников Посланника Аллаха (С) и приближённых к повелителю верующих (А). Относится к числу семерых, прочитавших намаз над Фатимой (А). Со своим отцом и братом Сафваном присутствовал при Ухуде рядом с Посланником Аллаха (С). Когда мусульмане бросились бежать, один из них убил его отца, подумав, что это – один из многобожников.

Посланник Аллаха (С) посвятил Хузейфу в свои секреты и назвал ему имена лицемеров. Во время правления Умара Хузейфа был наместником над Мадаином, а затем он сместил его и назначил Салмана. Когда Салман умер, Хузейфа опять встал над Мадаином. Когда власть перешла к истинному халифу Али ибн Аби Талибу (А), он оставил Хузейфу над Мадаином. После его выхода на битву Джамаль Хузейфа пытался предотвратить зло людей верблюда, но умер и был похоронен там же в Мадаин.

Абу Хамза Сумали передал, что Хузейфа сказал в завещании своему сыну, когда умирал: «О мой сын! Будь отчаявшимся в том, что находится в руках людей, ибо в этом – богатство и сила. Не проси у людей, ибо в этом состоит нужда и нищета. И пусть твой сегодняшний день будет лучше, чем вчерашний. Пусть будет каждый твой намаз как будто последним намазом. И не совершай дел, за которые тебе потом придётся просить извинения»[26].

После смерти Посланника Аллаха (С) Хузейфа жил в Куфе и умер в Мадаин (в Ираке), через сорок дней после своей присяги повелителю верующих (А). Перед смертью он также завещал своим сыновьям Сафвану и Саиду присягнуть повелителю верующих (А). Они участвовали в битве Сиффин и погибли там.

 

7. Абу Айюб Ансари

Его имя – Халид ибн Зейд. Он был из числа великих сахабов, присутствовал при Бадре и других битвах. Сразу после хиджры из Мекки в Медину Посланник Аллаха (С) остановился в его доме, и он и его мать оказали ему наилучший приём. В ночь свадьбы Посланника Аллаха (С) с Сафией Абу Айюб взял свою оружие и встал на страже у шатра Посланника Аллаха (С). Пророк (С) сказал: «О Аллах, сохрани Абу Айюба, как он хранил своего Пророка!»

В войнах Джамаль, Сиффин и Нахраван он был вместе с повелителем верующих (А).

Ибн Асим Куфи передал в книге «Футух», что во время битвы Сиффин Абу Айюб вышел из рядов войска Имама (А) и призвал армию Муавии к поединку. Однако никто не ответил ему. Он продолжал призывать, но все равно ему никто не ответил. Тогда он ударил плетью своего коня и устремился прямо внутрь вражеского войска. Люди расступились, и он достиг до шатра Муавии. Увидев его, Муавия выбежал наружу с другой стороны шатра. Люди стали сражаться с ним, но он ранил некоторых из них. После этого он вернулся. Тогда Муавия пришёл обратно с пожелтевшим лицом и стал упрекать своих людей: «Как человек из войска Абу Тураба смог расстроить ваши ряды и добраться до моего шатра, и вы не остановили его?» Человек из числа людей Шама по имени Мутараффи ибн Мансур сказал: «О Муавия! Позволь мне сделать то же самое, так чтобы мы напали на их войско, и если я доберусь до шатра Али, я убью или раню его!»

Затем он устремился на своём коне к войску Имама (А). Увидев его, Абу Айюб поскакал ему навстречу и ударил его мечом по шее, и меч вышел с другой стороны. Однако сила удара была такой, что голова осталась на месте. Когда же конь остановился, голова упала в одну сторону, а тело в другую. И все удивились этому удару.

Во время правления Муавии Абу Айюб вышел для битвы с римлянами (византийцами). Но когда достиг их земель, заболел. Он велел похоронить его там, где войско мусульман встретится с войском неверующих. А потому он был похоронен рядом со стенами Константинополя (сегодняшний Стамбул), и там располагается место его зиярата.

Передано, что после окончания битвы римляне хотели уничтожить его могилу, однако в это время пошёл очень сильный дождь, напоминающий им о гневе Господа в связи с этим. Тогда они оставили свой замысел.

Посланник Аллаха (С) также сказал о месте захоронения Абу Айюба: «Праведный человек из числа моих сподвижников будет похоронен около Константинополя».

 

8. Халид ибн Саид ибн Ас

Он – Халид ибн Саид ибн Ас ибн Умейя ибн Абдушамс ибн Абд-Манаф ибн Кусей. Он был из числа Омейядов, но при этом следовал вилаяту Али ибн Аби Талиба (А).

Причиной его обращения в Ислам было то, что он увидел во сне разожжённый огонь и своего отца, который хотел бросить его в этот огонь. Тут он увидел Посланника Аллаха (С), который устремился к нему и спас его от огня. Когда он проснулся, принял Ислам. Он был другом Джафара ибн Аби Талиба и совершил с ним хиджру в Эфиопию. Он присутствовал при взятии Мекки и при Хунейне.

После смерти Посланника Аллаха (С) он не присягал Абу Бакру. Он был в числе двенадцати тех, кто возражал Абу Бакру в связи с узурпацией им халифата в пятницу в мечети, и он тогда стоял у минбара. История об этом приведена в «Ихтиджадж» и «Хисаль». Приведено также, что два брата Халида – Абан и Умар – также отказались присягнуть Абу Бакру и последовали за Ахль уль-Бейт (А).

 

9. Хузейма ибн Сабит Ансари

Его прозвищем было «Зи шахадатейн» (Обладатель двух свидетельств), потому что Посланник Аллаха (С) сказал, что одно его свидетельство равняется двум. Он присутствовал при Бадре и других битвах. Затем был на стороне повелителя верующих (А).

Шейх Бахаи привёл в «Камиль», что Хузейма ибн Сабит и Абу Хейсам Ансари были тверды в помощи повелителю верующих (А) в битве Сиффин. Они отступили от него после смерти Посланника Аллаха (С), однако затем покаялись и осознали неправильность своих действий.

При Сиффине, когда погиб Аммар ибн Ясир, Хузейма обнажил свой меч, бросился на врагов и также погиб, да будет доволен им Аллах!

И передано, что повелитель верующих (А) сказал в речи, которую произнёс в последнюю неделю своей жизни: «Где те два брата, которые встали на путь и ушли на истине? Где Аммар, и где Ибн Тейхан, где Зу шахадатейн, и где подобные им из их братьев, которые ушли друг за другом навстречу смерти, а их головы были отосланы тиранам?» Затем он взял своей рукой за свою бороду и заплакал. И сказал: «Я плачу по моим братьям, которые читали Коран и понимали его»[27].

 

10. Зейд ибн Хариса

Он попал в плен во время джахилийи и был куплен Хаззамом ибн Аджалем на рынке Акказ возле Мекки. Затем Хадиджа подарила его Посланнику Аллаха (С). Когда его отец Хариса узнал об этом, он пришёл к Посланнику Аллаха (С), желая вернуть своего сына. Пророк (С) предложил ему выбор: уйти со своим отцом или остаться с ним. Он сказал: «Я не предпочту Посланнику Аллаха никого». Его отец сказал: «О сын мой! Ты предпочитаешь рабство свободе и огорчаешь своего отца?» Он ответил: «Я видел от Посланника Аллаха то, из-за чего не могу предпочесть ему никого».

Когда Посланник Аллаха (С) услышал это, отправился с ним к Каабе и сказал перед теми, кто был там: «Я беру вас в свидетели, что Зейд – мой сын». После этого Зейд был известен как Зейд ибн Мухаммад. Так было до тех пор, пока не были ниспосланы аяты: «Называйте их по их отцам, это — более справедливо у Аллаха» (33: 5). Тогда его снова стали называть Зейд ибн Хариса, как говорится в аяте: «Мухаммад не был отцом кого-либо из ваших мужчин» (33: 40). Этот аят указывает именно на данное обстоятельство, а не на то, что он не является отцом Хасана (А) и Хусейна (А), ибо они названы его сыновьями в аяте Мубахиля.

Куньей Зейда было Абу Усама, ибо его сын – Усама ибн Зейд. Сам Зейд погиб пр Муʼта, где погиб также Джафар ибн Аби Талиб.

 

11. Саад ибн Убада

Он – Саад ибн Убада ибн Дулейм ибн Хариса Хазраджи Ансари. Он являлся предводителем ансаров и приближённым к Посланнику Аллаха (С). Присутствовал при Акабе и при Бадре. У него было знамя Посланника Аллаха (С) в день завоевания Мекки. Он был благородным человеком, как и его предки, сильным и щедрым. Во времена его деда Дулейма каждый день раздавался призыв возле его дома: «Кто желает мяса и еды – пусть заходит к Дулейму». После Дулейма его сын Убада следовал той же традиции, а потом его сын Саад. А сын Саада Кейс даже затмил его.

Дулейм и Убада каждый год отправляли в Мекку десять верблюдов в жертву идолу Манафу. Когда Саад и Кейс приняли Ислам, они стали отсылать их для Каабы. Передано, что Сабит ибн Кейс сказал Посланнику Аллаха (С): «О Посланник Аллаха! Бану Маадд во время джахилийи были нашими предводителями в щедрости». Он сказал: «Люди – рудники, подобные рудникам золота и серебра. Лучшие из них при джахилийи – лучшие в Исламе, если они обретут в нём знания»[28].

Саад присутствовал при Сакифе, когда его принесли туда на носилках, потому что он был болен. Бану Хазрадж хотели присягнуть ему, однако присяга уже совершилась Абу Бакру. И когда люди устремились со всех сторон, чтобы присягнуть Абу Бакру, они почти затоптали Саада (который был на носилках). Его люди сказали: «Не затопчите Саада!» Умар сказал: «Убейте Саада! Да убьёт его Аллах!». Тогда его сын Кейс ибн Саад, который был очень сильным, схватил Умара за бороду и сказал: «Клянусь Аллахом, о чёрный сын Суххак, трус на поле сражения, бегущий со всех битв, но храбрый, когда чувствуешь себя в безопасности! Если хоть один волос упадёт с головы моего отца, ты не уйдешь отсюда целым!»

Абу Бакр сказал: «Спокойствие, о Умар, спокойствие! Дружелюбность лучше».

Саад сказал: «О черный сын Суххак! Если бы я мог встать со своих носилок, ты услышал бы от меня рёв, подобный рёву льва, и ты и твои товарищи убежали бы от него к своим племенам, среди которых вы были ничтожны и униженны!»

А потом он сказал племени Хазрадж: «Унесите меня из этого места смуты!» И они унесли его в его дом. Когда же все принесли присягу, Абу Бакр послал за ним, чтобы тот тоже принёс её. Но он сказал: «Нет, клянусь Аллахом, я не принесу её, пока не выпущу в вас все свои стрелы, не обагрю вашей кровью мои копья и не перестану бить вас своим мечом, пока рука держит его! Клянусь Аллахом, даже если все люди и джинны объединятся против меня, я не принесу вам присягу!»

Когда весть об этом дошла до Умара, тот сказал: «Он должен принести присягу!»

Башир ибн Саад сказал: «Он со своим упрямством никогда не принесёт присягу, пока не будет убит. А он не будет убит, чтобы вместе с ним не были убиты все племена Аус и Хазрадж. А потому оставьте его, он не нанесёт большого вреда!»

И Саад никогда не молился за ними, а если бы нашёл соратников, то обнажил бы против них меч. Он оставался на этом, пока не умер Абу Бакр, а когда пришёл к власти Умар, Саад стал страшиться его козней и переселился в Шам. Он умер в местечке по имени «Хуран» во время правления Умара и не присягнул никому.

Причиной его смерти стало то, что кто-то выстрелил в него из лука ночью. Были распространены слухи, что его убили джинны, а также говорили, что его убил Мухаммад ибн Салама Ансари. В этом подозревали также Мугиру ибн Шуабу и Халида ибн Валида[29].

 

12. Абу Дуджана

Его имя – Саммак ибн Харша ибн Лавазин. Был из числа великих сахабов, известен своей храбростью. В битве с лжепророком Мусейлимой, когда войско врагов заперлось за крепкими стенами в саду, известном как «сад Рахмана», а впоследствии – как «сад смерти», он предложил мусульманам: «Положите меня на щит, а потом поднимите его вверх своими копьями и перекиньте меня на ту сторону стены, чтобы я открыл вам ворота».

Его сердце было подобно сердцу льва. Мусульмане сделали это, и он вместе с Бараа ибн Маликом открыл им ворота. Оба они погибли в этой битве. Согласно другим сведениям, Абу Дуджана остался жив и погиб при Сиффине, где он сражался на стороне повелителя верующих (А).

Шейх Муфид передал в «Иршаде» от Муфаззаля ибн Умара, что Имам Садык (А) сказал: «Вместе с Каимом выйдут позади Куфы двадцать семь человек, и в их числе – Салман, Абу Зарр, Абу Дуджана Ансари, Микдад и Малик Аштар. Затем они будут возле него помощниками и правителями»[30].

 

13. Абдуллах ибн Масʻуд

Был из числа рано принявших Ислам. Среди сподвижников был известен знаниями о чтении Корана.

Учёные шиизма сказали, что он склонялся к врагам повелителя верующих Али (А) и много общался с ними. Учёные «ахлу сунна» сильно прославляют его и утверждают, что он был самым знающим из числа сподвижников о Коране.

Ибн Масʻуд был тем, кто отрезал голову Абу Джахля при Бадре. Он присутствовал при похоронах Абу Зарра и был среди тех, кто возражал против халифата Абу Бакра.

 

14. Аммар ибн Ясир

Его кунья – Абу Йакзан. Был из числа великих сподвижников Посланника Аллаха (С). Совершил хиджру в Эфиопию. Он также присутствовал при Бадре и других битвах. Он принял Ислам вместе со своим отцом Ясиром, матерью Сумейей и братом Абдуллахом в начале призыва Посланника Аллаха (С). После этого Курайшиты стали мучать их наихудшим образом. Посланник Аллаха (С) проходил мимо них, когда их мучали, и говорил: «Терпение, о семейство Ясира! Ибо вам обещан Рай». И он говорил: «О Аллах! Прости род Ясира!»

Схватив Ясира, его жену, сыновей Аммара и Абдуллаха, а также Биляля, Хаббаба и Сухейба, многобожники одели на них доспехи из железа и оставили под палящим солнцем. А сами стали смотреть, как солнце и железо сжигает их тела. Они говорили им: «Если хотите, чтобы вас освободили, отрекитесь от Мухаммада и ругайте его!» Тогда они совершили такыйю. После чего их отпустили, и их родственники унесли их.

В итоге многобожники Курайша убили Ясира и Сумейю, и они оба стали мучениками на пути Ислама. Мать Аммара Сумейя была достойной и благородной женщиной. Она стала мученицей после того, как Абу Джахль обругал и унизил её, а потом ударил копьём, которое вошло ей в живот. Она стала первой из женщин, достигших мученичества на пути Ислама.

Передано, что Аммар сказал Посланнику Аллаха (С): «О Посланник Аллаха! Мучения моей матери достигли предела». Он сказал: «Терпение, о Абу Йакзан! О Аллах, не подвергай никого из семейства Ясира мучениям в Огне!»

Что касается самого Аммара, то передано, что многобожники бросали его в огонь, и Посланник Аллаха (С) сказал: «О огонь! Будь прохладой и миром для Аммара, как ты был прохладой и миром для Ибрахима!» И огонь не причинил ему вреда.

При строительстве мечети Пророка (С) Аммар переносил в два раза больше кирпичей, чем другие: один за себя, а другой за Посланника Аллаха (С). Пророк (С) протёр по его голове и лицу и сказал: «Аммара убьёт группа нечестивцев. Он будет призывать их к Раю, а они будут призывать его к Огню».

Также Посланник Аллаха (С) сказал о нём: «Аммар с истиной, а истина с Аммаром. Аммар – кусок кожи между моих глаз (то есть очень дорогой для меня человек). Его убьёт группа нечестивцев».

Он также сказал: «Аммар наполнен верой (иманом) с головы до ног».

Аммар погиб при Сиффине, девятого числа месяца сафар, на 37-м году хиджры. Повелитель верующих (А) прочитал над ним намаз и похоронил его своими руками. Ему был тогда 91 год.

Передано, что в тот день, когда он погиб, Аммар поднял голову к небу и сказал: «О Аллах, если бы я знал, что Твоё довольство вызовет то, чтобы я бросился в воду и утонул в ней, то я сделал бы это!» Затем он сказал: «О Аллах, если бы знал, что Твоё довольство вызовет то, чтобы я пронзил свой живот этим мечом, то я сделал бы это! Однако я не знаю такого дела, которым Ты более доволен, чем сражение с этими людьми».

Когда он закончил своё обращение к Аллаху, сказал своим товарищам: «Во время Посланника Аллаха (С) мы сражались с врагами и многобожниками, которые воевали с нами под теми же самыми знамёнами, под которыми стоит сейчас войско Муавии. А потому и сейчас мы должны сражаться с обладателями этих знамён. Вы знаете, что я буду убит сегодня и перейду из этого бренного мира в мир вечности. Знайте, что повелитель верующих – мой вождь, и Аллах рассудит между лучшими и худшими Своими творениями».

Когда он закончил говорить это, устремился на своём коне в сторону врагов и стал сражаться с ними, говоря:

«Сегодня я встречу того, кого люблю –

Мухаммада и его партию».

И вышла против него группа людей Шама со слепыми сердцами. Человек по имени Абу Адия ударил его в бок. После этого он, усталый и израненный, вернулся к войску мусульман и попросил воды. Его слуга по имени Рашд дал ему сосуд с молоком. Увидев это, он сказал: «Сказал правду Посланник Аллаха (С)!» Когда его спросили, что это значит, он ответил: «Посланник Аллаха (С) сказал мне, что последней моей едой в этом мире будет молоко». Он выпил молоко, а после этого его чистая душа вышла из тела. Повелитель верующих (А) подошёл к нему, положил его голову себе на колени и сказал:

«О смерть, которой никому не избежать,

Дай мне покой, ибо ты взяла всех моих друзей!

Как будто ты видишь всех, кого я люблю,

И сразу же забираешь их с собой».

Затем он сказал: «Аллаху мы принадлежим, и к Нему вернёмся! Тот, кто не печалится о смерти Аммара, не является мусульманином! О Аллах, прости Аммара в этот час, когда его спрашивают два ангела! Не было с Посланником Аллаха (С) троих, чтобы Аммар не был четвёртым с ними, и не было четверых, чтобы Аммар не был пятым. Аммар заслужил Рай не один, а много раз. Благословенна для него смерть, ибо сады Эдена для него вечное обиталище. Он был с истиной, и истина была с ним, как сказал Посланник Аллаха (С): “Истина с Аммаром, где бы он ни был”».

А затем он сказал: «О Аллах, прокляни убийц Аммара, подвергни их мучениям и облеки их в Огонь!»

После этого он прочитал намаз над ним и похоронил его своими руками.

 

15. Малик ибн Нувейра

Про его внешность говорили, что он подобен царям. Был известен своей храбростью, красноречием и правдивостью. Относился к сподвижникам Посланника Аллаха (С) и сподвижникам повелителя верующих (А).

Передано, что однажды к Посланнику Аллаха (С) вошли вожди племени Тамим, среди которых – Малик ибн Нувейра. Он сказал: «О Посланник Аллаха! Научи меня тому, что есть вера (иман)!»

Посланник Аллаха (С) ответил: «Вера состоит в том, чтобы свидетельствовать, что нет бога, кроме Аллаха, и что я – Посланник Аллаха, и совершать пять намазов, поститься в месяц рамадан, давать закят, совершать хадж к Дому и подчиняться этому моему преемнику», — и он указал на Али (А)[31].

Также он завещал ему не проливать кровь, не воровать и не предавать, не пить вино, не пожирать имущество сироты, верить в положения шариата, дозволять дозволенное, запрещать запрещённое, судить справедливо между сильным и слабым, знатным и незнатным.

И он перечислил ему другие положения шариата, после чего Малик сказал: «Я обучился вере, клянусь Господом Каабы!»

После того, как он ушёл, Посланник Аллаха (С) сказал: «Кто хочет взглянуть на человека Рая, пусть взглянет на этого человека».

Когда Посланник Аллаха (С) умер, Малик приехал в Медину, чтобы увидеть его преемника. Был день пятницы, и он увидел Абу Бакра, выступающего с минбара. Он не сдержался и сказал: «Что же случилось с преемником Посланника Аллаха (С), которому он велел нам подчиняться?» Люди сказали ему: «О бедуин! За это время произошло много событий». Малик сказал: «Нет, но вы решились на предательство Аллаха и Его Посланника!»

Затем он сказал Абу Бакру: «Как посмел ты взобраться на минбар Посланника Аллаха (С), тогда как его преемник сидит тут?» Абу Бакр сказал: «Выведите этого бедуина, который мочится на свою одежду, из мечети Посланника Аллаха!» Тогда к нему устремились Кунфуз и Халид ибн Валид и вывели его.

Он сел на верблюда, посылая благословения Посланнику Аллаха (С), и говоря:

«Мы подчинялись Посланнику Аллаха, пока он был среди нас.

О люди! Какое же дело тут у Абу Бакра?»

Как шииты, так и «ахлу сунна» передали, что Малика ибн Нувейру убил Халид ибн Валид по приказанию Абу Бакра, без какой-либо вины или греха с его стороны. Он сварил его голову, положив под котёл, и изнасиловал его жену в ту же самую ночь. Также он убил других мужчин его племени, взял в плен женщин и увёл их в Медину.

 

[1] «Бихар», том 17, С. 170.

[2] «Ихтисас» Муфида, С. 341.

[3] «Бихар», том 108, С. 346.

[4] «Бихар», том 22, С. 319.

[5] «Амали» Туси, С. 147.

[6] Там же.

[7] «Бихар», том 22, С. 373.

[8] «Бихар», том 22, С. 368.

[9] «Манакиб», том 2, С. 302.

[10] Согласно другому мнению, он участвовал в этих битвах.

[11] «Манакиб», том 2, С. 148.

[12] Из-за того, что не было способных понести эти знания.

[13] «Хисаль» Садука, том 1, С. 39.

[14] «Маани ахбар» Садука, С. 204.

[15] «Бихар», том 22, С. 428.

[16] «Бихар», том 22, С. 428; «Тафсир Кумми», том 1, С. 295.

[17] «Ихтийар маарифати риджаль» Кишши, том 1, С. 51.

[18] «Ихтисас» Муфида, С. 11.

[19] «Дараджату рафиа», С. 362.

[20] «Дараджату рафиа», С. 362.

[21] «Ихтисас» Муфида, С. 73.

[22] «Кашфу ль-гумма», том 2, С. 330.

[23] «Ихтисас» Муфида, С. 62.

[24] «Бихар», том 3, С. 5.

[25] «Бихар», том 38, С. 7.

[26] «Амали» Туси, С. 401.

[27] «Нахдж уль-балага», том 2, С. 109.

[28] «Бихар», том 64, С. 121.

[29] “Ихтиджадж» Табарси, том 1, С. 159.

[30] «Иршад» Муфида, С. 365.

[31] «Бихар», том 30, С. 342.

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.