Повелитель верующих Али ибн Аби Талиб (А) назначил Мухаммада ибн Аби Бакра наместником Египта и написал ему письмо, велев прочитать это письмо народу Египта и следовать его содержанию. Это письмо было следующим:
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
От раба Аллаха повелителя верующих Али ибн Аби Талиба – людям Египта и Мухаммаду ибн Аби Бакру. Мир вам! Я воздаю хвалу Аллаху, кроме Которого нет иного бога!
Я заповедую вам богобоязненность перед Аллахом в том, о чём вы будете спрошены и к чему вы идёте. Ибо Аллах говорит: «Всякая душа — заложница того, что она приобрела» (74: 38), и говорит: «Аллах предостерегает вас от самого Себя, и к Аллаху — возвращение» (3: 28), и говорит: «И вот, Господом твоим клянусь, Мы спросим непременно их всех о том, что они совершали» (15: 92-93). И знайте, о рабы Аллаха, что Аллах спросит вас о малом и большом из того, что вы совершали. Если Он накажет, то мы более несправедливы, а если простит, то Он – Милостивейший из милостивых.
О, рабы Аллаха! Раб бывает ближе всего к прощению и милости, когда он совершает дела ради Аллаха, подчиняясь Ему, и совершает чистосердечное покаяние. Сохраняйте богобоязненность перед Аллахом! Ибо она объединяет все блага, и нет блага, кроме неё. Через неё достигается из блага ближнего и будущего мира то, что не достигается помимо неё. Аллах сказал: «И скажут богобоязненным: “Что ниспослал вам Господь?” Они скажут: “Благо!” Для тех, кто делал добро в этом мире, — добро. А жилище будущее — лучше, и прекрасно обиталище богобоязненных» (16: 30).
Знайте, о рабы Аллаха, что верующий стремится достигнуть трёх из этих наград: или блага в ближнем мире, и тогда Аллах даст ему награду в этом мире. Аллах сказал Ибрахиму (А): «И Мы дали ему его награду в мире, а в последней жизни он, конечно, из праведных» (29: 27). А кто действует ради Аллаха, тому Он даст награду в ближнем и будущем мире и дарует то, что он желает в них. Аллах сказал: «Скажи: “О рабы Мои, которые уверовали, страшитесь вашего Господа! Тем, которые творили в этой жизни благо, — благо, а земля Аллаха пространна. Поистине, будет дана полностью терпеливым награда без счета» (39: 10). Те, кому Аллах даровал в ближнем мире, не будут рассчитаны за это в мире будущем. Аллах сказал: «Тем, которые совершали благо, — благо и придача» (10: 26), и благо – это Рай, а придача – это ближний мир. Аллах удаляет всякое злое дело через благое дело. Он сказал: «Поистине, добрые деяния удаляют дурные! Это — напоминание для помнящих». Когда наступит Судный День, их благие дела будут подсчитаны, и Он дарует им за каждое благое дело десять благих дел – и до семи сотен подобных им. Аллах сказал: «В воздаяние от твоего Господа — дар, расчетом» (78: 36), и сказал: «Для них воздаяние двойное за то, что они делали; они в горницах безопасны» (34: 37). Стремитесь же к этому, да помилует вас Аллах, и действуйте для этого, и побуждайте к этому друг друга!
О, рабы Аллаха! Знайте, что богобоязненные обрели благо сегодня и завтра. Они стали соучастниками ближнего мира вместе с людьми этого мира, но люди этого мира не стали их соучастниками в будущем мире. Аллах дозволил им в ближнем мире то, что даровал им и чем наделил их. Он сказал: «Скажи: “Кто запретил украшения Аллаха, которые Он низвел для Своих рабов, и прелести из удела?” Скажи: “Это — только для тех, которые уверовали в ближней жизни в день воскресения”. Так разъясняем Мы знамения для людей, которые знают!» (7: 32). Они живут в ближнем мире наилучшим образом, едят наилучшим образом, пьют наилучшим образом то, что является благим, одеваются наилучшим образом, живут в лучших домах, женятся на лучших женщинах, и садятся на лучших верховых животных. Они используют наслаждения ближнего мира вместе с людьми этого ближнего мира, а завтра они – соседи Аллаха. Чего бы они ни желали – Он исполнит это, и их просьбы не будут отклонены, и не будет уменьшен их удел из наслаждений. К этому – о, рабы Аллаха! – пусть стремится тот, у кого есть разум, и действует ради этого, страшась Аллаха, и нет силы и мощи, кроме как у Аллаха!
О, рабы Аллаха! Если вы страшитесь Аллаха и соблюдаете права своего Пророка в отношении его Семейства, то вы поклоняетесь Ему лучшим образом, поминаете Его лучшим образом, благодарите Его лучшим образом, и усердствуете лучшим усердием – даже если есть те, кто дольше вас совершает намаз и больше постится. Однако вы более богобоязненны перед Аллахом и более искренни перед повелителями дел.
О, рабы Аллаха! Думайте о смерти и её агонии и подготовьтесь ко встрече с ней, ибо она поразит вас великим повелением – благом, рядом с которым не будет никакого зла, или злом, рядом с которым не будет никакого блага. Кто же ближе в Рай, чем тот, кто совершает деяния ради него (Рая)? И кто ближе к Аду, чем тот, кто совершает деяния ради него? Нет никого, чья душа отделилась бы от тела, чтобы он не знал, куда он направится – в Рай или в Ад, и чтобы он не знал, враг он Аллаху или друг. Если он будет другом Аллаху, для него раскроются врата Рая, будут простёрты перед ним его пути, и он увидит то, что Аллах приготовил для него в нём. Тогда он избавится от всяких забот и будут сложены с него любые тяжести. Если же он будет врагом Аллаха, то перед ним будут открыты врата Ада и простёрты его пути, и он увидит то, что Аллах приготовил для него в нём. Тогда он встретит всякое бедствие и оставит всякую радость. Всё это будет при смерти, и всё это человек увидит с полной очевидностью. Аллах сказал: «Тем, кого упокоют ангелы благими! Они говорят: “Мир вам! Войдите в рай за то, что вы совершали”» (16: 32), и сказал: «Тех, которых ангелы упокоют несправедливыми к самим себе. Они приносят покорность: “Мы не дали зла!” Да, поистине, Аллах знает, что вы совершали! Войдите же во врата Геенны, — для вечного пребывания там! Скверно пребывание возгордившихся!» (16: 28-29).
О, рабы Аллаха! Нет спасения от смерти. Приготовьтесь же к ней, прежде чем она придёт! Ибо вы – добыча смерти. Если вы будете стоять, она вас схватит, а если станете спасаться бегством, она вас догонит. Она ближе к вам, чем ваша собственная тень. Смерть привязана к вашим головам, а ближний мир развёрнут позади вас. А потому много поминайте смерть, когда душа подступает к вам со страстями! Достаточно смерти как предостерегающего! Посланник Аллаха (С) много советовал своим сподвижникам поминать смерть. Он говорил: «Много поминайте смерть, потому что это губит наслаждения и встаёт между тобой и страстями!»
О, рабы Аллаха! А после смерти для того, кто не был прощён, страшнее самой смерти — могила. Страшитесь же её тесноты, её мрака и одиночества! Поистине, могила говорит каждый день: «Я – дом одиночества, я – дом праха, я – дом страха, я – обитель червей и насекомых». Могила – сад из садов Рая или яма из ям Ада. Когда верующего раба хоронят, земля говорит ему: «Добро пожаловать! Ты был тем, чьё хождение по мне я любила. Когда я приму тебя, ты увидишь, каким будет моё обращение с тобой!» Тогда его взгляд расширится, насколько хватит его взора.
А если он был неверующим, то земля скажет ему: «Нет приветствия тебе сегодня! Я ненавидела, чтобы ты ходил по мне. Когда я приму тебя, ты увидишь, каким будет моё обращение с тобой!» И она сожмёт его так, что его ребра войдут друг в друга. Тяжкая жизнь, о которой Аллах предупредил Своего врага – это мучения в могиле. Он приставит к неверующему в могиле девяносто девять чудовищ, которые станут пожирать его плоть и ломать его кости. Они станут посещать его до наступления дня Воскрешения. Если бы хотя бы одно из них подуло на землю, на ней ничего не росло бы никогда.
О, рабы Аллаха! Ваши души слабы, а ваши тела нежны и тонки, так что они не смогут вынести этого. А потому, если вы не хотите, чтобы ваши тела и души претерпевали то, что они не могут вынести, то совершайте деяния согласно тому, что возлюбил Аллах, и оставьте те, что ненавистно Ему!
О, рабы Аллаха! То, что будет после Воскрешения, хуже того, что будет в могиле. В этот День станет седым молодой, опьянеет старый, и всякая кормящая убежит от того, что она кормит. Это – День тяготы и печали, День, зло которого разбегается. Ужас того Дня испугает даже ангелов, у которых нет грехов, и сотрясутся от него семь твердынь, горы и земля, и расколется небо, которое будет в тот день слабым. Горы, которые были тверды и крепки, станут пылью и прахом. И протрубят в Рог, и устрашатся все, кто на небесах и на земле, кроме тех, о ком пожелает Аллах. Так что же будет с тем, кто грешил своим слухом, взором, языком, руками, ногами, половыми органами и животом, если Аллах не простит его и не помилует в тот День?! Ибо он идёт и направляется к тому, что помимо Аллаха – к Огню, дно которого глубоко, жар силён, питьё – гной, наказание обновляется, а палицы – железо. Его наказание не проходит, его обитатели не умирают. Это – обитель, в которой нет милости, и крики его обитателей никто не слышит.
Знайте же, о рабы Аллаха, что при этом милость Аллаха объемлет всех Его рабов, и Рай, ширина которого равна ширине небес и земли, приготовлен для богобоязненных. В нём не будет зла никогда, его наслаждения не наскучивают, его собрания не расходятся. Его обитатели соседствуют с Милостивым, и меж ними ходят юноши с чашами из золота, в которых фрукты и благоуханные травы.
(«Амали» Туси, том 1, С. 24).
Добавить комментарий