В книге «Таухид» Садука передано (хадис 274):

Посланник Аллаха (ДБАР) сказал: «Поистине, у Аллаха девяносто девять имен, меньше, чем сто, на единицу: кто упомянет их – войдет в Рай. И они: Аллах, Бог (илях), Единственный (вахид), Единый (ахад), Самодостаточный (самад), Первый (авваль), Последний (ахар), Слышащий (сами‘), Видящий (басир), Сильный (кадир), Непреодолимый (кахир), Высокий (али), Высочайший (ааля), Непреходящий (баки), Созидатель (бади‘), Создатель (бари), Явный (захир), Скрытый (батин), Живой (хай), Мудрый (хаким), Знающий (алим), Мягкий (халим), Хранитель (хафиз), Истина (хакк), Подсчитывающий (хасиб), Хвалимый (хамид), Осведомленный (хафи), Господь (ар-рабб), Милостивый (рахман), Милосердный (рахим), Создающий (зари), Дарующий удел (раззак), Наблюдатель (ракиб), Добрый (рауф), Видящий (раи), Мир (салам), Подтверждающий (мумин), Блюститель (мухаймин), Могущественный (азиз), Могучий (джаббар), Гордый (мутакаббир), Господин (сейид), Пречистый (суббух), Свидетель (шахид), Правдивый (садик), Создатель (сани‘), Чистый (тахир), Справедливый (адль), Извиняющий (афв), Прощающий (гафур), Богатый (гани), Помощь (гийас), Творящий (фатир), Единственный (фард), Раскрывающий (фаттах), Разверзающий (фалик), Вечный (кадим), Владыка (малик), Святой (куддус), Сильный (кавви), Близкий (кариб), Вечносущий (кайум), Держащий (кабиз), Простирающий (басит), Исполняющий нужды (кази ль-хаджат), Славный (маджид), Покровитель (мауля), Дарующий (маннан), Объемлющий (мухит), Ясный (мубин), Хранящий (мукит), Формирующий (мусаввир), Щедрый (карим), Великий (кабир), Достаточный (кафи), Устраняющий зло (кашифу зурр), Единственный (витр), Свет (нур), Вседарящий (ваххаб), Помогающий (насир), Обширный (васи‘), Любящий (вадуд), Ведущий по пути (хади), Верный (вафи), Защитник (вакиль), Наследующий (варис), Честный (барр), Воскрешающий (ба‘ис), Обращающийся (тавваб), Славный (джалиль), Щедрый (джавад), Сведующий (хабир), Творец (халик), Лучший из помощников (хейру насирин), Судья (дайан), Благодарный (шакур), Великий (азым), Проницательный (латиф), Исцеляющий (шафи)».

 

Комментарий шейха Садука:

У Аллах есть девяносто девять имен, и кто перечислит их – войдет в Рай. Перечислить их – значит охватить их и понять их значение, а не пересчитать. И успех принадлежит Аллаху.

 

Аллах

Аллах – Тот, Кому надлежит поклоняться, и не достоин поклонения (ибадат) никто, помимо Него. И ты говоришь: «Он всегда был Богом» в том смысле, что поклонение принадлежит Ему. А потому, когда заблудились многобожники и стали думать, будто поклонение обязательно для идолов, они назвали их богинями, то есть теми, кому принадлежит поклонение. И говорится: основой слова «Аллах» является «алаху». Арабы говорят: «алиха р-раджулу» или «йа’лаху илейхи», то есть: «человек впал в смятение (или испугался)» и «за него страшно».

 

Единственный (Один), Единый (вахид, ахад)[1]

 

Значение «Единого» (ахад) в том, что Он единственен по Своей сущности, и у Него нет измерений, частей и органов тела, и относительно Него невозможен подсчет или множество. Ибо множество вещей само по себе является знамением (аят) Его единственности, через которое Он указал на Самого Себя. Говорится: «Аллах всегда был Единственным (вахид)». И второе значение этого в том, что Он Единственный, и нет Ему подобного, и никто не является соучастником Ему в Его единстве (вахданийа), потому что всякий, у кого есть подобие, в действительности не является единственным. И говорят: «Такой-то – единственный среди людей» в том значении, что ему нет равных в том или ином качестве. И Аллах – Единственный не в значении числа, ибо Он – велик Он и свят! – не подсчитывается как один среди равных ему тел. Однако Он – Единственный, и нет Ему равного.

И некоторые знающие сказали о Единственном и Едином: «Он Единый, потому что Он единственен, и Первый, и нет второго наряду с Ним». Потом же Он создал творения нуждающимися друг в друге. Слово «единственный» (вахид) является числом при подсчете, раньше которого нет ничего. Однако Аллах прежде любых чисел, и к «Единственному», как бы ты ни поворачивал это слово и ни пытался разделить его, не прибавляется ничего, и ничего не убавляется от него. Единица, умноженная на единицу, дает единицу, и ничего не добавляется к ней, и само выражение «единица» не изменилось. Итак, нет ничего прежде Него. А если нет ничего прежде Него, то Он и есть Тот, Кто произвел все вещи; а если Он есть Тот, Кто произвел все вещи, то Он и есть Тот, Кто их уничтожит; а если Он есть Тот, кто их уничтожит, то нет ничего после Него. Если же нет ничего прежде Него и после Него, то Он – Единственный от вечности. А посему говорят: «Единственный, Единый».

Однако слово «единый» (ахад) имеет особенность, не присущую слову «единственный» (вахид). Если ты говоришь: «Нет в доме ни одного (ни единственного, вахид)», то этим «одним», которого нет в доме, может быть домашнее животное, птица, зверь или человек. Однако если ты сказал: «Нет в доме ни единого (ахад)», то это применимо только к человеку – что человека нет в доме. И слово «единый» не может использоваться для умножения, подсчета или деления: оно не является числом. «Единый» (ахад) означает «внутренне единственный». Слово же «один» (вахид) применимо как число при подсчете или делении. Ты говоришь: «один» (вахид), «два», «три» и так далее. «Один» суть основа чисел; само же выходит за пределы числа. И ты говоришь: «Один умножить на два» или «на три» и так далее, и таково умножение, или говоришь: «Один есть половина двух» или «треть трех», и таково деление. Однако для слова «единый» (ахад) запрещены все эти операции, и ты не можешь сказать: «единый, два, три...», и не можешь сказать: «единый умножить на единого», или «один умножить на единого», или «единый – половина двух».

 

Самодостаточный (самад)[2]

 

Самад – значит «господин» (сейид). В этом значении можно сказать: «Он всегда был самад». Господина, которому подчиняются его люди, не выполняя дела без его приказа, называют «самад». Поэт говорит:

«Поднял я меч и сказал ему:

Бери его острым, о господин, самад

И у «самад» есть второе значение. Самад – тот, к кому стремятся и прибегают (масмуд илейхи) в своих просьбах[3]. В этом значении нельзя говорить об Аллахе: «Он всегда был самад», потому что здесь Он описал Себя – велик Он и свят! — одним из качеств действия (сифат фе‘али).

Еще одно значение «самад» — тот, у кого нет тела и нет пустот.

В главе о суре «Таухид» в этой книге приведены также другие значения слова «самад», и я не буду повторяться.

 

Первый и Последний (аввалу ва ахир)

 

Первый и Последний: это означает, что Он – Первый без начала и Последний без конца.

 

Слышащий (сами‘)

Первое значение этого: если есть слышимое, то для него должен быть некто слышащий.

Второе значение: то, что Он слышит мольбы (дуа), то есть отвечает на них. И Аллах – да возвеличится Его имя! – является Слышащий по Своей сущности.

 

Видящий (басир)

Одно из его значений: если есть видимое, то должен быть и видящий. Ты можешь сказать об Аллахе: «Он всегда был Видящим (басир)», но не можешь сказать о Нем: «Он всегда был смотрящим (мубсир)», потому что смотрящий нуждается в том, на что Он смотрит, и существование этого становится обязательным. Аллах же Видящий по Своей сущности. И то, что Мы описываем Его как «Слышащего, Видящего», не равнозначно с описанием Его как «Знающего». Но значение этого в том, что Он – Постигающий (мудрик). И таково качество (сифат) Живого, не имеющего недостатков.

 

Сильный, Неодолимый (кадир, кахир)[4]

Значение «Сильного, Неодолимого» в том, что все вещи не способны сопротивляться Ему и тому, что Он захотел осуществить в них. И сила Его простирается даже на то, чего не существует, и Он способен вызвать это к существованию. Аллах сказал о Себе, велик Он и свят: «...Владыка Судного Дня» (1: 4), а ведь Судный День еще не пришел. И говорится: «Он всегда был Неодолимым», то есть: все вещи не способны сопротивляться Ему и тому, что Он в них осуществляет. Он всегда был владеющим ими, даже когда их не было, как сказано: «Владыка Судного Дня», хотя Судного Дня еще и нет.

 

Высокий, Высочайший (али, ааля)

Высокий (али) имеет значение «неодолимый» (кахир), и Аллах – Высокий, Обладатель возвышенности и величия, что значит – Обладатель силы, преобладания и владения (вещами). Арабы говорят: «Царь возвысился вознесением (аля улувван)». «Высокое положение»: так говорят о всяком, у кого есть знатность и величие. Однако значение возвышения, восхождения и поднятия – как и опускания – неприменимо к Аллаху, велик Он и свят!

Второе значение этого – что Он превыше всех вещей и всякого подобия и того, что приписывают Ему невежды или думают о Нем заблудшие. Он – Высокий, Возвышенный над тем, что говорят несправедливые, великим возвышением.

Но «Высочайший» (ааля): его значение в том, что Он – Высокий, Неодолимый. В этом смысле Он сказал Мусе (А): «Не бойся, ведь ты высочайший (ты выше)» (20: 68), то есть: ты – неодолимый, побеждающий. А также сказал верующим, побуждая их к битве: «Не слабейте и не печальтесь, тогда как вы выше, если вы из верующих!» (3: 139), и сказал: «Фараон возвысился на земле» (28: 4), то есть: победил остальных и овладел ими. И поэт говорит в том же смысле:

«Когда мы возвысились над ними и победили их,

Оставили их лежать на корм орлам и змеям».

И второе значение «Высочайшего»: что Он превыше всякого подобия и уподобления, то есть – очищен от этого. Как сказан Он: «Превыше Он того, что приписывают Ему в сотоварищи!» (10: 18).

 

Непреходящий (баки)

Непреходящий (баки) – значит: сущий безо всяких событий, свершающихся над Ним, и без исчезновения. Непреходящесть является противоположностью исчезновения. И среди Его качеств (сифат) «Вечный» (даим) обладает тем же смыслом, что и «Непреходящий» — то есть Тот, Который не преходит и не исчезает.

 

Созидатель (бади‘)

Созидатель (бади‘) значит: Тот, Кто создает новое (мубдиу ль-бадаи‘) и дает бытие вещам безо всякого предшествующего примера и образца. От того же корня происходит слово «бид‘а» в значении чего-то нового и первого. И таково Его слово: «Скажи: “Я не новшество среди посланников”» (46: 9), то есть: я не первый посланник. И «бида‘атом» называют нововведение в религии.

 

 

Создатель (бари)

Создатель (бари) в значении: Он – Тот, Кто создал создания (бариу ль-барайа), то есть сотворил творения.

 

Щедрейший (акрам)

И значение его: Самый щедрый.

 

Явный (захир)

Значение «Явного» (захир) в том, что Он являет Свои знамения (аят) как свидетельства Своей силы, проявления Своей мудрости и разъяснения Своих доводов. Все творения не способны создать хотя бы малейшее и слабейшее из этих знамений, как сказал Он, велик Он и свят: «Поистине, те, кого вы призываете помимо Аллаха, никогда не создадут и мухи, хотя бы и собрались для этого вместе» (22: 73). А посему нет Его творения, которое не приносило бы свидетельства о Нем и Его единстве (вахданийа)  со всех сторон. Аллах отказался от описания Своей сущности, однако Он становится Явным через Свои знамения и свидетельства Своей силы; и Он скрыт по Своей сущности.

Второе значение этого состоит в том, что Он — Явный, Побеждающий, Сильный над всем, что пожелает[5]. И таково слово Его, велик Он и свят: «И они оказались победителями (захирин)» (61: 14).

 

Скрытый (батин)

Скрытый (батин) имеет то значение, что Он скрылся от постижения мыслями, и Он – Скрытый, Которого ничто не объемлет. Ибо Он – прежде всяких мыслей, и после них, и предшествовал всему познанному, так что оно не объемлет Его. Мысли обессилели, но не проникли в Его суть, и истощились взоры, но не постигли Его. Он – Скрытый всякого скрытого и тайный всякого тайного. Он скрылся по Своей сущности, но проявился и возвысился через Свои знамения. Он – Скрытый без какой-либо завесы и Явный безо всякого приближения.

И второе значение этого в том, что Он проницает скрытое любой вещи, ибо Он – Сведующий, Видящий то, что они скрывают от Него, и то, что они проявляют. Итак, значение «Скрытого» в том, что Аллах – велик Он и свят! – знает все тайны, а не в том, что Он скрылся в чем-то, или что-то скрывает Его в себе.

 

Живой (хай)

Значение «Живого» (хай) в том, что Он суть Действующий, Руководящий (фа‘аль мудаббир). Он – Живой по Своей сущности; смерть или исчезновение запретны для Него, и Он не нуждается в жизни, чтобы быть Живым через ее посредство.

 

Мудрый (хаким)

«Мудрый» (хаким) имеет тот смысл, что Он есть Знающий. «Мудрость» в языке означает «знание». И таково слово Его, велик Он и свят: «Он дарует мудрость, кому пожелает» (2: 269).

Второе же значение этого слова состоит в том, что Он — Твердый (мухкам), и все деяния Его тверды, совершенны, и порча не постигает их.

 

Знающий (алим)

Знающий в том значении, что Он – Знающий Сам по Себе. Он знает все тайны и проницает любое скрытое; ничто не утаится от Него, и не укроется от Него и вес пылинки. Он знал все вещи прежде их сотворения и знает их после сотворения – тайные и очевидные, скрытые и явные. И в том, что Его знание о вещах противоположно знанию творений, – доказательство того, что Он – велик Он и свят! – противоположен (бихилаф) творениям во всех их смыслах. Аллах – велик Он и свят! – является Знающим по Своей сущности. Под «знающим» также понимают того, чьи деяния совершенны и искусны. И об Аллахе не говорят: «Он знает вещи по Своему знанию», дабы не было установлено нечто вечное наряду с Ним. Но о Нем говорят: «Он по сущности Знающий», и так же говорят обо всех качествах (сифат) Его сущности.

 

Мягкий (халим)[6]

Мягкий в значении: Он – Мягкий по отношению к тем, кто ослушивается Его, и не спешит с их наказанием.

 

Хранитель (хафиз)

Хранитель – Тот, Кто сохраняет. Это слово используется в том значении, что Он хранит все вещи и удаляет от них бедствия. Он не описывается через «хранение» в значении «знания». Так же как мы лишь в переносном смысле описываемся через хранение Корана или знаний: в том значении, что если мы изучили их, то сохраняем.

 

Истина (хакк)

Он – Истина (хакк) в том значении, что Он всегда истинен (мухикк). Второе значение этого в том, что поклонение Аллаху есть истина, а поклонение всему, что помимо Аллаха, есть ложь. И таково слово Его, велик Он и свят: «Аллах есть Истина, а то, чему они поклоняются помимо Него, есть ложь» (22: 62). То есть: они (идолы) есть ложь, и они пропадут, и не владеют ни для кого ни наградой, ни наказанием.

 

Подсчитывающий (хасиб)

Подсчитывающий (хасиб) используется в том значении, что Он считает всякую вещь и знает о ней, и ни одна вещь не скроется от Него. Второе значение этого в том, что Он ведет счет для Своих рабов, подсчитывая их деяния и давая им воздаяние за них. Третье значение – что Он суть Достаточный (кафи). И таково Его слово: «Это будет воздаянием от твоего Господа и даром исчисленным» (78: 36) – то есть достаточным.

 

Хвалимый (хамид)

Хвалимый (хамид) – в значении «восхваляемый» (махмуд). Хвала есть противоложность ругательства и поношения. Когда ты доволен деяниями кого-то и рассказываешь об этом среди людей, говорят: «Он хвалит такого-то».

 

Осведомленный (хафи)

Осведомленный (хафи) имеет значение «знающий» (алим). И таково Его слово, велик Он и свят: «Они спрашивают тебя, как будто ты осведомлен (хафи) об этом» (7: 187) – то есть: спрашивают тебя о Часе, как будто бы знаешь, когда он наступит.

И второе значение этого – что Он Проницательный (латиф).

 

Господь (ар-рабб)

Господь (рабб) имеет значение «Владыки» (малик). Всякий, кто владеет какой-то вещью, называется ее господином (рабб)[7]. И таково слово Аллаха, велик Он и свят: «Возвращайся к своему господину (рабб)» (12: 50), то есть – к своему хозяину и повелителю. В войне Хунейн один сказал: «Для меня лучше, чтобы моим господином (рабб) стал курайшит, чем человек из племени Хавазин».

Однако о сотворенном не говорят: «ар-рабб» с определенным артиклем[8], потому что определенный артикль указывает на общность, универсальность. О творениях говорят только: «рабб чего-то» (господин чего-то), без определенного артикля.

 

Милостивый (рахман)

Милостивый (рахман) означает: «охватывающий милостью Своих рабов». Он объемлет их пропитанием и благами от Себя. И говорится: это – имя из имен Аллаха в Его Книгах, которым никто не называется, помимо Него. О человеке говорят: «милосердный» (рахиму ль-кальб), но не говорят о нем: «милостивый» (рахман). Ибо Милостивый способен к устранению бедствий, а милосердный (рахим) из Его создания на это не способен. И Аллах – велик Он и свят! – является Милостивым (рахман) по отношению ко всем мирам, а Милосердным (рахим) только по отношению к верующим (муминун).

 

Милосердный (рахим)

Это слово используется в том значении, что Он – Милосердный (рахим) по отношению к верующим (муминун). Он объемлет их Своим Милосердием (рахмат) при завершении их дел. Как сказал Он, велик Он и свят: «Он милосерден к верующим» (33: 43). «Милостивый» (рахман) и «Милосердный» (рахим) являются двумя именами, производными от слова «рахмат» (милость). Как сказал Аллах, велик Он и свят, Своему Посланнику (ДБАР): «Мы отправили тебя только как милость (рахмат) для миров» (21: 107), то есть: благом для них. И о Коране говорится, что он есть «верное руководство и милость» (худа ва рахмат). Однако милость не имеет значение «добросердечия» и «размягченности» (рикка), ибо это не присуще Господу.

 

Создающий (зари)

Создающий (зари) имеет значение «творец» (халик). Говорится: «Аллах создал творения (зараа ль-халька)».

 

Дарующий удел (разик)[9]

Дарующий удел (разик) используется в том значении, что Он – велик Он и свят! – дает пропитание (ризк) всем Своим рабам, как праведным из них, так и нечестивым.

 

Наблюдатель (ракиб)

Наблюдатель (ракиб) – в значении «хранитель» (хафиз). Это же слово используется в значении «стражник», «стоящий на страже».

 

Добрый (рауф)

Добрый (рауф) означает «милосердный» (рахим), а «доброта» (рафат) значит «милость» (рахмат).

 

Видящий (раи)

Видящий (раи) означает «знающий» (алим), а видение (руйа) – «знание» (ильм). И второе значение – что Он Смотрящий (мубсир), а значение видения (руйа) – взор. И в значении «Знающий» можно сказать, что Он всегда был «Видящим», но нельзя сказать это в значении «Смотрящий».

 

Мир (салам)

Он Мир (салам) в том значении, что от Него исходит мир, и всякое благополучие (саламат) также исходит от Него. Второе значение этого – что Он описывается через данное качество (сифат) ввиду Его благополучия и защищенности (саламат) от всего того, что имеется у творений из недостатков, ущерба, гибели, переноса, исчезновения и смерти. Он говорит, велик Он и свят: «Для них жилище мира (салам) у их Господа» (6: 127). И мир – это Он, Аллах, велик Он и свят, а Его жилище – это Рай. Можно называть Рай «миром», потому что всякий, кто входит в него, находится в мире от всего, что постигает обитателей земли, как то: болезнь, смерть, старость и так далее. Он есть обитель мира (безопасности) от исчезновения и недугов. И слово Его, велик Он и свят: «“Мир тебе” от владык правой руки» (56: 91), то есть: благополучие тебе от них. Благополучие (саламат) в языке означает также «здравость» и «безопасность». И таково слово Аллаха, велик Он и свят: «А когда к ним обращаются с речью невежды, говорят: “Мир”» (25: 63), то есть говорят с ними здраво и твердо.

 

Подтверждающий (мумин)

Подтверждающий (мумин) в значении: «Доверяющий» (мусаддик). В языке вера (иман) есть доверие (тасдик) чему-то. На это указывают Его слова о братьях Йусуфа (А): «Но ты не поверишь (мумин) нам, даже если бы мы и говорили правду» (12: 17). Верующий раб доверяет (мусаддик) единобожию Аллаха и Его знамениям. Аллах же Верующий, Доверяющий тому, что Он обещал и исполняет.

Второе значение этого – что Он есть Утверждающий (мухаккик), Который утвердил Свое единство (вахданийа) через Свои знамения (аят) в Своих творениях и ознакомил их со Своею истиной (хакикат) через то, что проявил из Своих признаков (‘аламат), и то, что прояснил из Своих разъяснений и чудес Своего руководства творением и тонкостей Своего определения.

И третье значение – что Он обезопасил их от несправедливости и угнетения. Имам Садык (А) сказал: «Творец называется Подтверждающим (мумин), потому что Он дает безопасность (йумин) от Своего наказания тем, кто подчинялся Ему, а раб называется верующим (мумин), потому что он ищет безопасности (йумин) у Аллаха – велик Он и свят! – и Аллах дает ему безопасность»[10]. А также сказал: «Верующий (мумин) – тот, чей сосед в безопасности (амина) от его уловок». И сказал: «Верующий – тот, от кого имущество и жизни мусульман в безопасности».

 

Блюститель (мухаймин)

Блюститель (мухаймин) означает «свидетель» (шахид). И Он таков, как сказал Он, велик Он и свят: «...и блюстителем над ним» (5: 48), то есть: свидетелем и смотрящим над ним.

Второе значение – что это слово является производным от «амин» (верный), которое является одним из имен Аллаха, велик Он и свят. И говорится, что «мухаймин» является одним из имен Аллаха в предшествующих Книгах.

 

Могущественный (азиз)[11]

Могущественный (азиз) имеет тот смысл, что нет такой вещи, на которую Он не был бы способен, и нет того, что Он пожелал бы, но не смог. И Он – Владеющий всеми вещами, Побеждающий, но Непобедимый. И слово Его: «Он победил (азза) меня в речи» (38: 23), то есть – одержал верх и стал сильнее.

Второе значение этого – что Он суть Владыка (малик), а о владыке говорят: «Он могущественный», как сказали братья Йусуфа о Йусуфе (А): «О, могущественный!» (12: 88), имея в виду: «О, владыка!»

 

Могучий (джаббар)

Могучий (джаббар) имеет значение: «Одолевающий, который не может быть одолен». Ему принадлежат величие и мощь (таджаббур ва джабарут)[12]. Арабы говорят о пальме, которую нельзя достать: «могучая» (джаббара). И о том, кого принудили к чему-то, говорят: «Я заставил (джабарту) его сделать то-то». Имам Садык (А) сказал: «Не принуждение (джабр) и не свобода (тафвиз), а то, что между ними», подразумевая под этим, что Аллах – велик Он и свят! – не принуждает рабов к совершению неподчинения Себе, но и не предоставляет им свободу в деле Своей религии, чтобы они говорили о ней по своему усмотрению. Однако Он – велик Он и свят! – установил пределы, и определил обязанности, и дал законы, и возложил обязательное, и указал на желательное, и завершил для них Свою религию. И нет свободы при пределах, обязанностях, законах, обязательном, желательном и завершении религии.

 

Гордый (мутакаббир)

Гордый (мутакаббир) взято из слова «величие» (кибрийа), то есть Он – Обладатель величия.

 

Господин (сейид)

Господин (сейид) имеет значение «владыки» (малик). О царе народа говорят, что он их господин. Пророк (ДБАР) сказал: «Али – господин (сейид) арабов». Айша спросила: «Разве не ты господин арабов?» Он сказал: «Я – господин потомков Адама, а Али – господин арабов». Она сказала: «А что значит “господин”?» Он сказал: «Тот, подчинение которому так же обязательно, как обязательно подчинение мне». Я привел этот хадис с иснадом в «Маани ль-ахбар», и отсюда следует, что значение господина – владыка, подчинение которому обязательно.

 

Пречистый (суббух)

Это имя образовано по форме «фу‘уль», и в языке арабов нет других слов, образованных по этой форме, кроме «суббух» и «куддус». И смысл их один и тот же («пречистый», «святой»). Значение слов «Пречист Аллах» (субхана ллахи) в том, что Он очищен от всего, что не подобает Ему.

 

Свидетель (шахид)

Свидетель (шахид) означает: Смотрящий за всяким местом через создание его и управление им, в том смысле, что всякое место находится под Его созданием и управлением, а не потому, что Он Сам находится в каком-то месте. Ибо Он – велик Он и свят! – был, и не было никакого места.

 

Правдивый         (садик)

Правдивый (садик) в значении: Он правдив в Своем обещании и не уменьшает награды тем, кто верен клятве.

 

Создатель (сани‘)

Создатель (сани‘) имеет тот смысл, что Он создал всё созданное и сотворил всё сотворенное. И это указывает на то, что Ему не подобна никакая вещь из Его творения. Ибо мы не найдем среди того, что видим, такого действия, которое было бы подобно тому, кто совершил это действие. Совершающие действия суть тела, а сами действия не являются телами. Аллах превыше того, чтобы быть подобным Своим действиям. Действия его – плоть, кровь, кости, волосы, нервы, артерии, органы, света, тьма, земля, небо, камни, деревья и всё остальное из видов творения; и всё это — Его действия и Его создания, велик Он и свят! И всё это – указания на Его единство (вахданийа), свидетели Его единственности и того, что Он противоположен (бихилаф) Своему творению, и того, что нет у Него подобия.

Некоторые мудрецы так сказали в описание цветка нарцисса:

«Глаза в своих веках в чащобах

Растут, и Владыка их прекрасно создал.

Стремятся ввысь кокетливыми взорами,

Как будто уголки их глаз есть золотые слитки,

На изумрудных стеблях извещая,

Что Аллаху нет подобного».

 

Чистый (тахир)

Он — Чистый (тахир) в том значении, что Он очищен от всякого подобия и сходства, и образа, и дуализма, и пределов, и исчезновения, и переноса, и всех значений творения – нет у Него ни длины, ни ширины, ни высоты, ни краёв, ни тяжести, ни легкости, ни твердости, ни мягкости, ни входа, ни выхода, ни соединения, ни разделения, ни вкуса, ни запаха, ни цвета, ни тела, ни жесткости, ни гладкости, ни холода, ни жара, ни движения, ни пребывания, ни скопления, ни рассеяния, ни нахождения в каком-то месте. Ибо всё это – преходящее, сотворенное, немощное, слабое со всех сторон, и всё это – указание на Того, Кто создал его: Могучего, Сильного, Чистого от значений всего перечисленного. Ничто не подобно Ему, но всё со всех сторон указывает на Того, Кто сотворил это и обязал указывать на Себя. Аллах превыше этого великим вознесением!

 

Справедливый (адль)

Справедливый (адль) – Судящий по справедливости и истине.

 

Извиняющий (афв)

Извиняющий (афв) – имя, производное от «извинения» (афв), и смысл его – «стирание» (махв). Говорят: «афа шай», когда это стерлось и исчезло, и «афаутуху», то есть – «я стер это». И Аллах говорит, велик Он и свят: «Аллах стер (афа) тебе то, что ты дозволил им» (9: 43).

 

Прощающий (гафур)

Прощающий (гафур) – имя, производное от «прощения» (магфират). И его основа в языке – скрытие и прикрывание. Говорят: «гафарту шай» — то есть: «покрыл что-то», или: «хаза агфару мин хаза», то есть – «это более скрыто, чем то». И «гафром» называют накидку, потому что она скрывает одежду, которая находится под ней. О защитном шлеме говорят: «мигфар», потому что он прикрывает голову. Таким образом, Прощающий (гафур) – это Тот, Кто по Своей милости скрывает грехи рабов.

 

Богатый (гани)

Богатый (гани) имеет то значение, что Он не нуждается ни в чем, помимо Себя, как не нуждается и ни в каких средствах и орудиях. Все вещи, помимо Аллаха, подобны друг другу в своей слабости и нужде: одни из них существуют лишь посредством других, и нет среди них таких, которые не нуждались бы друг в друге.

 

Помощь (гийас)

Помощь (гийас) в значении: «Оказывающий помощь» (мугис).

 

Творящий (фатир)

Творящий (фатир) в значении: «Творец» (халик). Он создал творение (фатара ль-хальк)[13], то есть – сотворил его и вывел из небытия.

 

Единственный (фард)

Единственный (фард) в значении: Он единственен в Своем господстве (рубубийа) и повелении (амр). И второе значение – что Он суть единственное бытие (мауджуд), и нет бытия наряду с Ним.

 

Раскрывающий (фаттах)

Раскрывающий (фаттах) имеет то значение, что Он есть Правитель (хаким). И таково слово Его, велик Он и свят: «Ты – лучший из раскрывающих» (7: 89), и слово Его: «Он – Раскрывающий, Знающий» (34: 26).

 

Разверзающий (фалик)

Разверзающий (фалик) производно от «разверзания» (фальк). И основа его – раскалывание. Говорится: «Я расколол (фалакту) орех, и он раскололся (инфалака)». И Аллах – велик Он и свят! – сотворил (фалака) все вещи, и разверзлось всё, что Он сотворил. Он сотворил (фалака) семя и зерно, и оно отделилось (инфалака) от растения. Он сотворил землю, и от нее отделилось все, что вышло из нее. Он сказал: «И (клянусь) землей, обладательницей раскалывания» (86: 12). Он расколол ее, и она раскололась. Он разверз тьму, и она отделилась от света. Он разверз небо, и от него отделился дождь. Он разверз море для Мусы (А), и оно разверзлось, и каждая часть его была как великая гора.

 

Вечный (кадим)

Вечный (кадим) – его значение в том, что Он предшествовал всем вещам. Однако Он – велик Он и свят! – суть Вечный по Своей сущности, без начала и конца, тогда как всем вещам есть начало и есть конец. И говорится: Вечный суть бытие (мауджуд), которое не исчезает и не преходит. И если слово «вечный» применяется к чему-то другому, кроме Аллаха, то лишь в переносном смысле, ибо все остальное преходяще, а не вечно.

 

Владыка (малик)

Владыка (малик) – Тот, Кто владеет царством. Он владеет всеми вещами. И царство Аллаха называют малакут.

 

Святой (куддус)

Святой (куддус) – его значение в том, что Он суть Чистый (тахир). И освящение (такдис) суть очищение. Таково Его слово, велик Он и свят, об ангелах: «А мы возносим хвалу Тебе и святим Тебя» (2: 30), то есть: говорим о Твоей пречистости. «Возносим хвалу Тебе» и «святим Тебя» имеет одно и то же значение, и ограда святости состоит в очищенности от скверны, которая есть в ближнем мире, недугов, страданий и прочего. И говорится, что Святой – из имен Аллаха в предшествующих Книгах[14].

 

Сильный (кави)

Значение слова «сильный» очевидно. Он – Сильный без чьей-либо помощи или поддержки.

 

Близкий (кариб)

Близкий (кариб) означает: «Отвечающий» (муджиб). Об этом говорит Его слово, велик Он и свят: «Я — близок, отвечаю призыву зовущего, когда он позовет Меня» (2: 186).

И второе значение: Он – Знающий о том, что нашептывают сердца; нет завесы между Ним и ими, и нет расстояния. И таково Его слово, велик Он и свят: «Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа; Мы ближе к нему, чем шейная артерия» (50: 16). Он – близок без соприкосновения и отделен от творения без пути и расстояния. Но Он при этой отделенности от них рядом с ними, и при этой противоположности им близок к ним. Таким же образом приближение к Нему не происходит при посредстве каких-либо путей или расстояний, но только через подчинение Ему и наилучшее поклонение. Ибо Аллах – велик Он и свят! – близок и рядом; близость же Его без верха и низа, потому что не знает расстояний. Ведь Он суть прежде всякого верха и низа, и не описывается Он через верх и низ.

 

Вечносущий (кайум)

Говорят: «кумту би шай», когда человек взял на себя что-то и занялся этим.

 

Держащий (кабиз)

Держащий (кабиз) – имя, производное от «схватывания», «держания» (кабз). У «держания» несколько смыслов. Одно из них: царство и владычество (мульк). Говорят: «фелану фи кабзи», то есть: «такой-то в моей власти». И таково слово Аллаха, велик Он и свят: «Земля вся в Его власти (кабза) в День воскресения» (39: 67). И это подобно Его слову, велик Он и свят: «Ему принадлежит власть (мульк) в тот День, как подуют в трубу» (6: 73), или Его слову: «И власть (амр) в тот День – Аллаху» (82: 19), или Его слову: «...Владыке (малик) Судного дня» (1: 4).

И другое значение этого слова – уничтожение чего-то. Так, о мертвом говорят, что его взял (кабаза) Аллах. И таково Его слово: «Затем Мы сделали солнце ее указателем. Потом Мы забираем (кабазна) ее (тень) к Себе медленным забиранием (кабз)» (25: 45-46). И сюда же относится Его слово, велик Он и свят: «Аллах удерживает (йакбизу) и щедро дает, и к Нему вы будете возвращены!» (2: 245). Он щедро дает милость Своим рабам и удерживает то, что пожелает, из благ Своих и Своей помощи.

«Держание» (кабз) также имеет значение «схватывания чего-то рукой», однако это не присуще Аллаху, велик Он и свят. Если бы то «удержание», которое упомянул Аллах, имело смысл «схватывания рукой», то Он не мог бы удерживать и щедро давать в одно и то же время. Аллах же в любое время забирает души и щедро дарует удел и делает то, что пожелает.

 

Простирающий (басит)

Простирающий (басит) имеет значение: «Дарующий блага», «Наделяющий». Он простирает над Своими рабами блага и дары и наделяет их милостями.

 

Исполняющий нужды (кази ль-хаджат)

«Исполняющий» (кази) – имя, производное от «каза». И значение «каза» от Аллаха имеет три значения. Первое – решение и принуждение. Говорят: «Судья решил (каза) о таком-то так-то», то есть – вынес о нем такое-то решение и принудил его к исполнению этого. И таково Его слово, велик Он и свят: «Твой Господь решил (каза), чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него» (17: 23). Второе значение этого – известие. И таково Его слово: «Мы постановили (казайна) для сынов Исраила в Писании» (17: 4), то есть: известили их об этом через их Пророка (А). Третье значение этого – исполнение. Таково Его слово, велик Он и свят: «И установил Он из них семь небес в два дня» (41: 12). Сюда же относятся слова людей: «Такой-то исполнил мои нужды», то есть: выполнил то, о чем я просил его.

 

Славный (маджид)

Славный (маджид) имеет значение: «Знатный», «Величественный». И таково слово Аллаха, велик Он и свят: «Это – славный Коран» (85: 21), то есть – знатный, величественный Коран. «Слава» в языке есть «приобретение почести». Второе значение этого слова в том, что Он есть Тот, Кого прославляют творения.

 

Покровитель (мауля)

Значение «Покровителя» (мауля) – «Помощник, помогающий верующим». Он взял на Себя помощь им против их врагов и взял на Себя их награду и их наделение. Опекуном (вали) ребенка называется тот, кто взял на себя улучшение его состояния, и Аллах – опекун (вали) верующих, их покровитель и помощник.

Также у «покровителя» есть другое значение: повелитель. И таково слово Посланника (ДБАР): «Кому я повелитель (мауля), тому и Али повелитель».

 

Дарующий (маннан)

Значение «Дарующего» (маннан) – Наделяющий, Дающий блага. И таково слово Аллаха, велик Он и свят: «Даруй (фамнун) или удерживай без расчета!» (38: 39), и слово Его: «И не даруй (ла тамнун), стремясь к большему!» (74: 6).

 

Объемлющий (мухит)

Объемляющий (мухит) в том значении, что Он объемлет все вещи и знает их. Тот, Кто охватил Своим знанием все вещи, и Его знание достигает до их пределов, тем самым объял их. И это – в переносном смысле, потому что в действительности бывает так, что большое тело объемлет тело малое, как дома объемлет тех, кто находится в нем, или городские стены объемлют город.

 

Ясный (мубин)

Ясный (мубин) имеет значение «Явный» (захир) и «Очевидный своей мудростью». Он называется так потому, что разъяснил  Свои знамения и проявления Своей силы.

 

Хранящий (мукит)

Хранящий (мукит) имеет значение: Хранитель (хафиз), Смотрящий.

 

Формирующий (мусаввир)

Формирующий (мусаввир) – имя, производное от «формирования» (тасвир). Он формирует облики в матках матерей, как желает, и Он – формирующий все формы (мусаввиру кулли суратин), и Он – Творец всего формирующего. Сам же Аллах – велик Он и свят! – не имеет ни облика, ни органов тела, ни пределов, ни измерений, и не постигается Он мыслями. Однако же Он постигается через Его знамения (аят) и доказывается через Его признаки (‘аламат) и доводы, и через них Он становится очевидным, и описывается Он через величие, славу, силу и великолепие, ибо нет подобного Ему среди Его творения, и нет Ему равного среди Его создания.

 

Щедрый (карим)[15]

Значение «Щедрого» (карим) – величественный. И таково слово Аллаха, велик Он и свят: «Это – щедрый Коран» (56: 77), и Его слово: «Вкушай, ведь ты — великий, щедрый!» (44: 49). И второе значение этого: что Он – Дарующий.

 

Великий (кабир)

Великий (кабир): Господин (сейид). О господине среди людей говорят: «Он великий среди них».

 

Достаточный (кафи)

Достаточный (кафи) – имя, производное от «достаточности» (кифайа). Для каждого, кто полагается на Аллаха, Его достаточно, и он не прибегает к другому.

 

Устраняющий зло (кашифу зурр)

«Устраняющий» (кашиф) значит «избавляющий». Он отвечает притесненному, когда тот взывает к Нему, и устраняет зло.

 

Единственный (ватр)

«Единственный» (ватр) значит «единичный». Обо всякой вещи, которая существует в единичном виде, говорят: «единственный».

 

Свет (нур)

Свет (нур) – его значение: Освещающий (мунир). И таково слово Его, велик Он и свят: «Аллах – свет небес и земли» (24: 35), то есть: Освещающий их, Повелевающий им и Ведущий их по пути. Они ведомы Им по пути их блага, как бывают ведомы светом и сиянием. И это – в переносном смысле, потому что свет есть сияние, но Аллах – велик Он и свят! – превыше такого великим вознесением. Ибо света сотворены и преходящи, а Тот, Кто сотворил их, вечен, и ничто не подобно Ему. Точно так же в переносном смысле говорят, что Коран есть свет, потому что люди руководствуются им в своей религии, как руководствуются светом, когда идут по дороге. И в этом же значение слов, что Пророк (ДБАР) есть освещающий.

 

Вседарящий (ваххаб)

Значение «Вседарящего» (ваххаб) понятно. Он дарует Своим рабам, что пожелает, и наделяет их тем, чем пожелает. И таково Его слово, велик Он и свят: «Он творит, что хочет; дарует, кому пожелает, женское поколение и дает, кому пожелает, мужское» (42: 49).

 

Помогающий (насир)

Помогающий (насир) – Оказывающий наилучшую помощь.

 

Обширный (васи‘)

Обширный (васи‘) в значении: Богатый (гани), и обширность (са‘т) значит «богатство» (гина). «Такой-то дает от своей обширности (са‘т)» — то есть: от своего богатства.

 

Любящий (вадуд)

Вадуд в значении «Любящий» и «Любимый».

 

Ведущий по пути (хади)

«Ведущий по пути» (хади) используется в том значении, что Он ведет рабов по пути Истины. И прямое руководство (худа) имеет три значения. Первое – указание всем рабам на их религию. Второе – вера (иман), и вера есть прямое руководство от Аллаха, велик Он и свят, как и милость от Него. Третье – спасение (наджат). Аллах разъяснил, что Он будет вести верующих после их смерти, и сказал: «А те, которые убиты на пути Аллаха, — никогда Он не собьет с пути их деяний: Он поведет их и сохранит в порядке их состояние» (47: 5). Прямое руководство (худа) после смерти означает не что иное, как награду и спасение. И таково же Его слово, велик Он и свят: «Поистине, те, которые уверовали и творили благое, — Господь их поведет их по их вере» (10: 9). Прямое руководство противоположно заблуждению, каковое есть воздаяние неверным (кафир). Аллах сказал, велик Он и свят: «Аллах сбивает с пути несправедливых» (14: 27), то есть: уничтожает их и карает. И таково же Его слово: «Он направит в заблуждение дела их» (47: 1), то есть: уничтожит и расстроит их дела за их неверие.

 

Верный (вафи)

Верный (вафи) в значении: верен Своему обещанию и их обещанию. И говорят: «Кад вафайта би ‘ахдика», то есть: «Ты остался верен своему обещанию и исполнил его».

 

Защитник (вакиль)

Защитник (вакиль) в значении: «Попечитель», то есть – Хранящий нас. И таково значение «вакиля» среди людей (доверенное лицо, сохраняющее имущество). Второе значение этого: Он есть Тот, на Кого полагаются и к Кому прибегают. И «таваккуль» имеет значение прибегания к Аллаху и полагания на Него.

 

Наследующий (варис)

Значение «Наследующего» (варис) в том, что всякий, кому Аллах вручил во владение что-то, умрет, и то, чем он владел, останется во владении Аллаха, велик Он и свят.

 

Честный (барр)

Честный (барр) в значении: «Правдивый» (садик). Говорят: «Садака фелану ва барра», то есть – «такой-то сказал правду и был честным».

 

Воскрешающий (ба‘ис)

Значение «Воскрешающего» (ба‘ис) в том, что Он воскресит тех, кто в могилах, и оживит их, и соберет для воздаяния и новой жизни.

 

Обращающийся (тавваб)

Обращающийся (тавваб) в том значении, что Он принимает покаяния (тауба) и прощает грехи, если раб обращается (таба) к Нему. Говорят: «таба Аллаху ‘алейхи», то есть: принял его покаяние.

 

Славный (джалиль)

Славный (джалиль) в значении: «Господин» (сейид). О господине людей говорят: «Он славный и великий среди них». Прославилась слава Аллаха (джалла джалалу Ллахи), и Он – Славный, Обладатель славы и щедрости. И говорят: «Такой-то прославился (джалла) в моих глазах», то есть: «стал великим».

 

Щедрый (джавад)

Щедрый (джавад) в значении: «Дарующий блага и щедроты» (мухсин ва мун‘им), и Он – Щедрый в благах и дарах.

 

Сведующий (хабир)

Сведующий (хабир) в значении: «Знающий» (алим). И «осведомленность» (хубр) в языке означает знание о чем-то. Говорят: «Я осведомлен о нем», то есть: «У меня есть знание о нем».

 

Творец (халик)

Он — Творец (халик) в том значении, что Он сотворил все творения. И основа этого слова в языке: измерение. Арабы говорят: «Я одержал верх, когда соразмерил (халакту)». Наши Имамы (А) сказали, что деяния человека сотворены, но творением упорядочения (хальк такдирин), а не бытийным творением (хальк таквинин). Когда Иса (А) творил из глины подобие птиц, он также творил их творением упорядочения, тогда как в действительности Творцом птиц является лишь Аллах, велик Он и свят.

 

Лучший из помощников (хейру насирин)

«Лучший из помощников» (хейру насирин), как и «Лучший из милующих», имеет то значение, что делающий благо (хейр), когда он делает это премного, называется «лучшим» (хейр) в переносном смысле.

 

Судья (дайан)

Он – Судья (дайан) в том смысле, что Он судит рабов и воздает им за их деяния. И «дин» означает «воздаяние» и «суд». Говорят: «Как ты судишь, так и будешь судим (кама тадину тудан)». Поэт говорит:

«О юноша, как ты судил, так и судим будешь в тот День:

Тот, кто посеял чеснок, не пожнет цветов благоухающих».

 

Благодарный (шакур)

Он — Благодарный (шакур) в том значении, что Он благодарит раба за его деяния. И это – в переносном смысле, потому что «благодарность» в языке означает «признательность за блага». Однако же Он и есть Тот, Кто дарует все блага. Но относительно дарования покорным награды за их покорность Он назвал Себя «Благодарным» в переносном смысле.

 

Великий (азым)

Великий (азым) имеет значение: «Господин» (сейид). Господином среди людей называют того, кто велик среди них. Второе значение этого – что Он описывается через величие (азамат) ввиду того, что Он обладает всеми вещами и Силен над ними. Третье значение – Он велик потому, что всё остальное перед Ним ничтожно и смиренно. Он – Великий властью и Великий достоинством. Четвертое значение – что Он есть Славный. Однако Его величие нельзя понимать в смысле огромности размеров: ширины, высоты, длины или веса, потому что эти слова относятся лишь в творению, и они суть знамения Его создания, но не относятся к Аллаху, велик Он и свят. Также в хадисе сказано: «Он назван Великим, потому что Он сотворил великое творение, и Он – Господь великого Трона и его Творец».

 

Проницательный (латиф)[16]

Он назван «Проницательным» (латиф), потому что Он добр к Своим рабам, благ к ним и наделяет их. Говорят: «Такой-то латиф к людям», то есть: добр с ними. И второе значение: что Он тонок и проницателен в Своем творении и управлении им. В хадисе сказано: «Он называется Проницательным, потому что Он Проницателен в Своем творении», так же как Он назван Великим из-за величия Его творения.

 

Исцеляющий (шафи)

Значение слова «исцеляющий (шафи)» понятно. Как сказал Аллах – велик Он и свят! – о Ибрахиме (А): «А когда я заболею, Он исцеляет меня» (26: 80). Итак, в целом Его прекрасные имена составляют девяносто девять.

 

Благословенный (табарак)

Но «Благословенный» (табарак)! Это слово происходит от «благословения, благодати» (баракат). И Он – велик Он и свят! – суть Обладатель благословения и благодати. Он совершает благодать, творит ее и наделяет ею Свои создания. Благословен Он и превыше того, чтобы иметь сына, супругу или сотоварища! И слова Аллах, велик Он и свят: «Благословен тот, Кто ниспослал Различение Своему рабу, дабы стал он для миров провозвестником» (25: 1) говорят, что Аллах, Который вечен, и Чьи блага не иссякают, и Чье поминание есть благодать для рабов, – Он Тот, Кто «ниспослал Различение Своему рабу, дабы стал он для миров провозвестником». Различение – это Коран. Он назван Различением, потому что через него Аллах – велик Он и свят! – проложил различение между истиной и ложью. Тот же раб, которому он ниспослан, — Мухаммад (ДБАР), и Он назвал его рабом, дабы люди не взяли его себе богом и не стали поклоняться ему. Здесь содержится отвержение тех, кто излишествует о нем (Мухаммаде, мир ему). Аллах разъяснил, что Он ниспослал ему это Различение, дабы он стал провозвестником для миров и донес до них угрозу о неподчинении Аллаху и мучительности Его воздаяния. «Миры» (‘аламун) же – это люди.

«Тот, Кому принадлежит царство небес и земли, и Он не брал Себе сына» — как говорят христиане, когда приписывают Ему сына, возводя ложь на Него и выходя за пределы единобожия. «И у Него нет сотоварища в Его царстве. Он сотворил всякую вещь и соразмерил ее мерой» — то есть сотворил всякую вещь так, как знал. Он не создал ничего из забавы, в небрежности или опрометчивости. Но Он создал все по Своему знанию о правильности этого и о том, что это сослужит пользу Его рабам в деле их религии, и что это справедливо по отношению к творениям. Ибо если бы Он не сотворил это так, как было описано, по Своему знанию, то в творениях были бы противоречия и несправедливость, и они вышли бы за пределы мудрости, гармонии и руководства в хаос и растройство – как это бывает в случае тех рабов, которые выходят за грани в своих деяниях и совершают то, меру чего не знают. Под этим не подразумевается то, что Аллах сотворил некую меру, по которой знает, что необходимо создавать далее. Ибо это бывает только в случае того, кто сам не знает меру того, что делает. Но Аллах – велик Он и свят! – всегда был Знающим обо всех вещах. Под словами «соразмерил ее мерой» подразумевается то, что Он сотворил всякую вещь по Своему знанию и той мере, которая есть в этом знании, дабы Его рабы знали степень Его дел, и их время, и их место. И эта мера от Аллаха есть Книга и известие, которое Он дал ангелам, дабы они знали это. И слово Аллаха не познается, кроме как по величине того, что Он сам открыл, дабы не вышли они за пределы правды в ложь, и из разумности в заблуждения, и из разъяснения в обман.


 

[1] Слово «вахид» можно перевести как «один» и как «единственный».

[2] Существует много вариантов перевода слова «самад» на русский язык: Самодостаточный, Крепкий, Прочный, Непоколебимый, Целостный, Вечный, Мощный и т.д. 

[3] Глагол «самада» означает «идти, направляться».

[4] «Кахир» означает «неодолимый», «побеждающий», «одолевающий», «принуждающий», «сильный».

[5] В арабском языке «явный» имеет также значение «побеждающего», «одерживающего верх». О том, кто победил кого-то, говорят: «Он стал явным над ним».

[6] «Халим» имеет значения «кроткий», «мягкий», «терпеливый».

[7] «Рабб» в арабском языке имеет значение «Господа» и «господина». В русском языке это два разных слова, причем первое используется исключительно для Бога.

[8] Если слово «рабб» используется в арабском языке с определенном артиклем (ар-рабб), то оно имеет тот же смысл, что и «Господь» в русском, то есть применимо только к Творцу, а не к творениям.

[9] Разик – «Дарующий удел», «Питающий», «Дающий пропитание (ризк)».

[10] В арабском языке «мумин» происходит от корня «амана», означающего «безопасность». Поэтому «мумин» может иметь значение «дающий безопасность» или «ищущий безопасность».

[11] Азиз также имеет значения «сильный», «мощный», «славный», «величественный», «ценный».

[12] Имя ангела «Джабраил» также происходит от этого корня.

[13] Как мы уже увидели, у Аллаха несколько имен, указывающих на Его качество Творца творения: халик, бари, бади, сани, зари. Каждое из этих слов имеет свою особенность и свой оттенок смысла. «Фатир» происходит от глагола «фатара», означающего «раскалывать», «разверзать». «Фатир» значит «Творящий» в значении «Разверзающего». Аллах говорит: «Таково естественное качество (фитра), с которой Аллах сотворил (фатара) людей» (30: 30), то есть буквально – «таково качество, на котором Аллах разверз людей». Упоминается также «мубди» («Начинающий», «Создатель») как имя Аллаха.

[14] Это имя часто встречается в Торе, в Ветхом Завете. Например: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его» («Книга пророка Исайи», 6: 1-3).

[15] «Карим» имеет несколько значений: щедрый, великодушный, благородный, дорогой, драгоценный.

[16] «Латиф» означает одновременно «проницательный», «приветливый», «любезный», «мягкий», «добрый», «изящный», «тонкий», «интересный», «прекрасный», «разрежённый». В целом «латиф» в арабском языке передает значение чего-то тонкого, а потому изящного, интересного, доброго, проницающего и т.д.

Один ответ

  1. ibn_rashid

    Ас Салам Алейкум уважаемый Автор статьи, Выражаем вам свою признательность. Очень Полезная статья. Да вознаградит Вас Всевышний Аллах за ваши труды и старания на пути Ислама.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.