1. ЧТО ТАКОЕ ТРЕТЬЯ ШАХАДА?
Третьей шахадой называется свидетельство «Али – Вали Аллаха». Исламское свидетельство веры вместе с третьей шахадой будет звучать так: Ашхаду ан ля иляха илля ллаху вахдаху ля шарика лаху ва ашхаду анна мухаммадан абдуху ва расулюх ва ашхаду анна алийян валию ллах – «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, Единого, без сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник, и свидетельствую, что Али – Вали Аллаха».
Таким образом, первая часть исламского свидетельства веры называется «первой шахадой» («свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, Единого, без сотоварищей»), вторая часть называется «второй шахадой» («свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник»), а третья часть называется «третьей шахадой» («свидетельствую, что Али – Вали Аллаха»).
Произносить третью шахаду можно в различных формах, каждая из которых выражает одно и то же содержание – свидетельство о руководстве Повелителя верующих Али (А). Приведём некоторые из них:
أشهد أنّ عليًا وَلِيُّ اللّه
Ашхаду анна алиян валию ллах – «Свидетельствую, что Али – Вали Аллаха»
أشهد أنّ أمير المؤمنين عليّاً وَلِيُّ اللّه
Ашхаду анна амира ль-муминина алийан валию ллах – «Свидетельствую, что Повелитель верующих Али – Вали Аллаха».
أشهد أنّ أمير المؤمنين عليّاً وأولاده المعصومين حُجَجُ اللّه
Ашхаду анна амира ль-муминина алийян ва аулядаху ль-маасумина худжаджу ллах – «Свидетельствую, что Повелитель верующих Али и его пречистые потомки – Доводы Аллаха».
2. ЦЕЛИ И ВЫВОДЫ ЭТОЙ РАБОТЫ
Эта работа преследует следующие цели:
1. Ответить на распространённый шубухат о том, что шииты ввели в азан и икамат нововведение в виде третьей шахады (слов «свидетельствую, что Али – Вали Аллаха»).
2. Точно определить место третьей шахады в азане, икамате и ташаххуде намаза.
Забегая вперед, сразу представим вывод наших исследований: третья шахада является мустахаббом (желательным деянием) везде, где вообще произносится исламское свидетельство веры. То есть, если ты скажешь: «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник», то ЖЕЛАТЕЛЬНО (но не обязательно!) добавить после этого «свидетельствую, что Али – Вали Аллаха».
Повторим, что это правило действует для всех случаев, где произносится исламская шахада: при принятии Ислама, в азане, в икамате, в ташаххуде намаза или просто при произнесении шахады (что само по себе является желательным деянием).
Это были выводы из данной работы, а теперь перейдём к разбору темы с изложением доводов, позволяющих сделать такой вывод.
3. ТРЕТЬЯ ШАХАДА В АЗАНЕ
Начнём с разбора азана. Шубухат о том, что ныне существующий шиизм внес какой-то бидаат в азан, имеет хождение не только среди противников шиизма, но и среди самих шиитов. Дело в том, что в хадисах Ахль уль-Бейт (А), говорящих о том, как читать азан, нет третьего шахадата. Давайте приведём несколько таких хадисов.
الحسين بن سعيد، عن النضر بن سويد، عن عبد الله بن سنان قال: سألت أبا عبد الله — عليه السلام — عن الأذان فقال: تقول الله أكبر، الله أكبر، أشهد أن لا إله إلا الله، أشهد أن لا إله الله، أشهد أن محمداً رسول الله صلى الله عليه وآله، وأشهد أن محمداً رسول الله صلى الله عليه وآله، حي على الصلاة، حي على الصلاة، حي على الفلاح، حي على الفلاح، حي على خير العمل، حي على خير العمل، الله أكبر، الله أكبر، لا إله إلا الله، لا إله إلا الله
От Абдуллаха ибн Синана:
Я спросил Имама Садыка (А) об азане. И он сказал: «Скажи:
Аллаху акбар! Аллаху акбар!
Ашхаду ан ля иляха иллях ллах! Ашхаду ан ля иляха иллях ллах!
Ашхаду анна мухаммадан расулю ллах! Ашхаду анна мухаммадан расулю ллах!
Хайя аля саля! Хайя аля саля!
Хайя аля ль-фалах! Хайя аля ль-фалах!
Хайя аля хейриль амаль! Хайя аля хейриль амаль!
Аллаху акбар! Аллаху акбар!
Ля иляха илля ллах! Ля иляха илля ллах!»
(«Истибсар» Туси, том 1, С. 305).
عن أحمد بن محمد، عن الحسين عن فضالة، عن سيف بن عميرة، عن أبي بكر الحضرمي، عن أبي عبد الله — عليه السلام — وكليب الأسدي عن أبي عبد الله — عليه السلام — أنه حكى لهما (الأذان والإقامة) فقال: الله أكبر، الله أكبر، الله أكبر، الله أكبر، أشهد أن لا إله إلا الله، أشهد أن لا إله إلا الله، أشهد أن محمداً رسول الله صلى الله عليه وآله، أشهد أن محمداً رسول الله صلى الله عليه وآله، حي على الصلاة، حي على الصلاة، حي على الفلاح، حي على الفلاح، حي على خير العمل، حي على خير العمل، الله أكبر، الله أكبر، لا إله إلا الله، والإقامة كذلك
От Абу Бакра Хазрами и Кулейба Асади от Имама Садыка (А), что он сказал им азан и икаму:
Аллаху акбар! Аллаху акбар!
Аллаху акбар! Аллаху акбар!
Ашхаду ан ля иляха иллях ллах! Ашхаду ан ля иляха иллях ллах!
Ашхаду анна мухаммадан расулю ллах! Ашхаду анна мухаммадан расулю ллах!
Хайя аля саля! Хайя аля саля!
Хайя аля ль-фалах! Хайя аля ль-фалах!
Хайя аля хейриль амаль! Хайя аля хейриль амаль!
Аллаху акбар! Аллаху акбар!
Ля иляха илля ллах! Ля иляха илля ллах!"
И такова же икама.
(«Васаилу шиа», том 4, С. 644).
И так далее... Я не буду приводить другие хадисы о формуле азана, потому что они точно такие же, как и эти два. Таких хадисов много (более десятка), и мы видим, что в них отсутствует третья шахада, то есть нет слов «ашхаду анна алиян валию ллах». Почему же шииты сегодня читают их? Разве это не бидаат?
Ответ: мы читаем их в качестве желательного (мустахабб) деяния, основываясь при этом не на своих желаниях, а на других хадисах Ахль уль-Бейт (А), говорящих о важности третьей шахады. Вот эти хадисы:
1.
لما خلق السماوات والأرض أمر مناديا فنادى أشهد أن لا إله إلا الله — ثلاثا - أشهد أن محمدا رسول الله — ثلاثا - أشهد أن عليا أمير المؤمنين حقا — ثلاثا
Имам Садык (А) сказал:
Когда Аллах сотворил небеса и землю, Он велел глашатаю, и тот провозгласил:
Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха — три раза.
Свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха — три раза.
Свидетельствую, что Али — Повелитель верующих поистине — три раза.
(«Кафи», том 1, С. 441).
То есть в мире зарр прозвучал божественный призыв ко всем творениям с тремя шахадами, и верующие засвидетельствовали его. Соответственно, в этом ближнем мире они должны свидетельствовать о том же, о чём свидетельствовали в мире зарр.
2.
إن الله عز وجل لما خلق العرش كتب عليه لا إله إلا الله، محمد رسول الله، علي أمير المؤمنين، ولما خلق الله عز وجل الماء كتب في مجراه:
لا إله إلا الله محمد رسول الله، علي أمير المؤمنين، ولما خلق الله عز وجل الكرسي كتب على قوائمه: لا إله إلا الله، محمد رسول الله، علي أمير المؤمنين، ولما خلق الله عز وجل اللوح كتب فيه: لا إله إلا الله محمد رسول الله، علي أمير المؤمنين، ولما خلق الله إسرافيل كتب على جبهته: لا إله إلا الله، محمد رسول الله، علي أمير المؤمنين ولما خلق الله جبرئيل كتب على جناحيه: لا إله إلا الله، محمد رسول الله، علي أمير المؤمنين، ولما خلق الله عز وجل السماوات كتب في أكتافها: لا إله إلا الله محمد رسول الله، علي أمير المؤمنين، ولما خلق الله عز وجل الأرضين كتب في أطباقها: لا إله إلا الله، محمد رسول الله، علي أمير المؤمنين، ولما خلق الله عز وجل
الجبال كتب في رؤسها: لا إله إلا الله، محمد رسول الله، علي أمير المؤمنين، ولما خلق الله عز وجل الشمس كتب عليها: لا إله إلا الله، محمد رسول الله، علي أمير المؤمنين ولما خلق الله عز وجل القمر كتب عليه: لا إله إلا الله، محمد رسول الله، علي أمير المؤمنين، وهو السواد الذي ترونه في القمر فإذا قال أحدكم لا إله إلا الله، محمد رسول الله فليقل علي أمير المؤمنين
Имам Садык (А) сказал:
«Поистине, когда Аллах, велик Он и свят, сотворил Трон, написал на нём: “Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Посланник Аллаха, Али — повелитель верующихˮ. Когда Аллах сотворил воду, написал на её течении: “Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Посланник Аллаха, Али — повелитель верующихˮ. Когда Аллах сотворил Престол, написал на его опорах: “Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Посланник Аллаха, Али — повелитель верующихˮ. Когда Аллах сотворил Скрижаль, написал на ней: “Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Посланник Аллаха, Али — повелитель верующихˮ...
А потому, когда кто-то из вас скажет: “Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Посланник Аллахаˮ, то после этого он должен сказать: “Али — повелитель верующихˮ».
(«Ихтиджадж», том 1, С. 231).
3.
قَالَ رَسُولُ اَللَّهِ صَلَّى اَللَّهُ عَلَيْهِ وَ آلِهِ : مَنْ قَالَ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اَللَّهُ فُتِحَتْ لَهُ أَبْوَابُ اَلسَّمَاءِ وَ مَنْ تَلاَهَا بِمُحَمَّدٍ رَسُولِ اَللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَ آلِهِ تَهَلَّلَ وَجْهُ اَلْحَقِّ سُبْحَانَهُ وَ تَعَالَى فَاسْتَبْشَرَ بِذَلِكَ وَ مَنْ تَلاَهَا بِعَلِيٍّ وَلِيِّ اَللَّهِ غَفَرَ اَللَّهُ لَهُ ذُنُوبَهُ وَ لَوْ كَانَتْ بِعَدَدِ اَلْمَطَرِ.
Посланник Аллаха (С) сказал:
Кто скажет «нет бога, кроме Аллаха», для того будут раскрыты врата небес. Кто добавит к этому «Мухаммад — Посланник Аллаха» — этим возрадуется лик Истины, велик Он, а кто добавит к этому «Али — вали Аллаха» — Аллах простит его грехи, даже если они были по числу капель дождя.
(«Фазаиль» Ибн Шазана, том 1, С. 93).
4.
Шейх Садук приводит в «Амали», что группа из арабов, персов, коптов и хабашитов предстала перед Посланника Аллаха (С), и он сказал им:
أ أقررتم بشهادة لا إله إلا الله و حده لا شريك له ، و ان محمداً عبده و رسوله ، و ان علي بن أبي طالب أمير المؤمنين و ولي الأمر بعدي ؟ " . قالوا : اللهم نعم ، فكرره ثلاثاً و هم يشهدون على ذلك
«Произнесли ли вы (или: поверили ли вы в) свидетельство, что нет бога, кроме Аллаха, Единого, без сотоварищей, и что Мухаммад — Его раб и посланник, и что Али ибн Аби Талиб — Повелитель верующих и обладатель (вали) дел после меня?» Они сказали: «Да». И он повторил это три раза, и они свидетельствовали это.
(«Амали» Садука, С. 465).
5.
В книге «Бишарату ль-Мустафа» приведён хадис кудси:
إني لا أقبل عمل عامل إلا بالإقرار بنبوتك وولاية علي، فمن قال: لا إله إلاّ الله محمد رسول الله وتمسّك بولاية علي دخل الجنة
Поистине, Я не приму деяний того, кто совершает деяния, иначе как через признание твоего пророчества и вилаята Али. И вот, кто скажет: «Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Посланник Аллаха» и ухватится за вилаят Али — войдёт в Рай.
(«Бишарату ль-мустафа», С. 38).
6.
В книге «Йакын» Ибн Тавуса приведено, что во время мираджа Посланник Аллаха (С) прочитал намаз с другими пророками, и Аллах велел ему спросить у них:
بم تشهدون؟
فالتفت إليهم وقال: (بم تشهدون؟
قالوا: نشهد أن لا إله إلا الله وحده لا شريك له، وأنك رسول الله، وأن علياً أمير المؤمنين وصيّك على ذلك، أخذت مواثيقنا لكما بالشهادة
«О чем вы свидетельствуете?» Они сказали: «Свидетельствуем, что нет бога, кроме Аллаха, Единого, без сотоварищей, и что ты — Посланник Аллаха, и что Али — Повелитель верующих и твой преемник над этим. Наш завет (в мире зарр) был взят с нас для вас двоих через эту шахаду».
(«Йакын» Ибн Тавуса, С. 66).
Таким образом, в этом хадисе шахадатом пророков (мир им) являются три шахады, и само их пророчество (о чем с них был взят завет) было дано им через три шахады.
Эта группа хадисов, хоть и не касается напрямую азана, указывает на необходимость дополнения двух шахадатов — третьим шахадатом. Выражая это иначе: две шахады не будут полными без третьей шахады. Третья шахада завершает первые две так же, как провозглашение вилаята Али (А) в день Гадир завершило религию, о чём Аллах сказал в словах, которые шииты читают и повторяют день и ночь: "Сегодня Я довёл до совершенства вашу религию (то есть через вилаят Али) и завершил для вас Свою милость" (5: 3).
Особенно обратим внимание на слова Имама Садыка (А) из длинного второго хадиса: "...А потому, когда кто-то из вас скажет: “Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Посланник Аллахаˮ, то после этого он должен сказать: “Али — повелитель верующихˮ». В оригинале хадиса стоит грамматическая формула долженствования «фаль-йакуль», то есть: «должен сказать», «пусть он скажет», «обязан сказать».
Из этого хадиса можно понять необходимость дополнения двух шахадатов — третьим. А поскольку содержание хадиса является общим, то есть не уточняет, где и когда именно надо произносить третий шахадат, то отсюда мы можем понять, что желательность его произношения является всеобщей. То есть: ВСЕГДА И В ЛЮБОЙ СИТУАЦИИ, когда вы произносите «ля иляха илля ллах, мухаммад расулю ллах», вы должны вслед за этим сказать: «алиюн амиру ль-муминин» («должны» долженствованием мустахабба, а не ваджиба). Соответственно, это касается азана, икамата, ташаххуда в намазе, произнесения шахады при принятии Ислама, и так далее — везде вы должны (как желательное действие) дополнить две шахады третьей.
Теперь, переходя к азану, отсюда мы можем вывести, что дополнение слов азана третьим шахадатом в качестве МУСТАХАББА (желательного действия), а не обязательной части азана, является оправданным и обоснованным.
4. ОТВЕТЫ НА ВОЗРАЖЕНИЯ
Теперь давайте рассмотрим различные возражения, которые можно выдвинуть на это, и ответим на них:
1. Существуют ясные хадисы от Имамов (А) о том, как читать азан, и в них нет упоминания третьего шахадата. Следовательно, мы не можем что-то привносить туда от себя, и всякое такое привнесение — бидаат.
Ответ на это:
Сами же Имамы (А) в хадисах, которые мы только что привели, указывают на необходимость дополнения двух шахадатов — третьим. Имам Садык (А) говорит: если ты сказал «свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Посланник Аллаха», то вслед за этим ты должен сказать: «Али — Повелитель верующих», то есть произнести третью шахаду. Поскольку в азане мы произносим два свидетельства, то мы должны дополнить их третьим, если мы следуем данным словам Имама Садыка (А). Но поскольку существуют хадисы от самих Ахль уль-Бейт (А), которые приводят слова азана без третьей шахады, мы считаем её не обязательной, а желательной частью азана, то есть такой, которая ДОПОЛНЯЕТ обязательную часть.
Определение бидаата состоит в том, что это — привнесение в религию чего-то, не имеющего в ней основы и довода. Третья шахада в азане не может считаться бидаатом, поскольку для неё существует основа, и есть доводы для её произнесения.
2. Почему вы, шииты, обвиняете Умара в том, что он ввёл в азан слова «намаз лучше сна» (то есть часть, которой в нём нет), если вы сами ввели в азан часть, которой в нём нет?
Ответ:
Умар ввёл эту часть от самого себя, просто потому, что ему так понравилось и захотелось. И тем не менее «ахлу сунна» считают это частью утреннего азана. Тогда как мы, во-первых, ввели третью шахаду в азан не потому, что нам так захотелось, а потому, что об этом говорят хадисы наших Имамов (А). Да и сама суть шиитской религии построена на том, что «Али — Вали Аллаха», то есть данная вещь навязана всей логикой веры.
А во-вторых, мы не считаем третью шахаду обязательной частью азана, и никто из шиитских ученых не сказал об этом. Слова «свидетельствую, что Али — Вали Аллаха» — это не обязательная часть азана, а мустахабб (желательная фраза), которую следует произносить после свидетельства о том, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — Посланник Аллаха, поскольку эта желательная часть дополняет их.
3. Шейх Садук пишет, что третий шахадат в азане придумали гулаты:
هذا هو الأذان الصحيح لا يزاد فيه ولا ينقص، والمفوّضة (لعنهم الله) قد وضعوا أخباراً وزادوا في الأذان: (محمّدٌ وآل محمّد خير البريّة) — مرتين — وفي بعض رواياتهم بعد أشهد أن محمداً رسول الله: (أشهد أن علياً أمير المؤمنين حقاً) — مرتين — ولا شك في أن علياً ولي الله وأنه أمير المؤمنين حقاً وأن محمداً وآله (صلوات الله عليهم) خير البريّة، ولكن ليس ذلك من أصل الأذان
«Это правильный азан, к нему нельзя ничего добавлять или убавлять. Муфаввиза (то есть те же самые гулаты), да проклянет их Аллах, сфабриковали хадисы и дважды добавили к азану „Мухаммад ва аали мухаммад хейруль барийя“ (Мухаммад и семья Мухаммада – лучшие из творений). В некоторых из их хадисов после слов „Ашхаду анна Мухаммадан Расулаллах“ (свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха) они дважды добавляют „Ашхаду анна Алийан валию ллах“ (свидетельствую, что Али — вали Аллаха). Среди них есть и другие, которые передают вместо этого, что надо говорить два раза „ашхаду анна Алиййан амиру ль-муминиин“ (свидетельствую, что Али – повелитель верующих). Нет никаких сомнений в том, что Али – вали Аллаха, и что он – истинный Повелитель верующих и что Мухаммад и его семья, мир им, — лучшие из творений. Однако этого нет в первоначальном азане».
(«Факих», том 1, С. 285).
Эти слова шейха Садука любят приводит те шииты, которые отрицают третий шахадат в азане.
Ответ на это:
Во-первых, слова шейха Садука, при всем уважении к этому великому ученому, — не слова Непорочного Имама (А). Это не хадис, а личное мнение самого Садука. Скорее всего, такие жесткие высказывания с его стороны были обусловлены обстоятельствами того времени, когда существовало множество гулатских сект, лже-представителей Имама и т.д. Необходимость борьбы с ними привела к необходимости «перегибать палку в противоположную сторону».
Во-вторых, у шейха Садука — да озарит Аллах его могилу! — были некоторые ошибочные мнения. Например, он считал обязательным (ваджиб) пятничный гусль и ежегодное совершение хаджа. Явно ошибочным было его мнение о том, что Пророк (С) мог ошибаться, и что шиит, не веряющий в ошибки Пророка (С), якобы находится на первой степени гулатства!
Во-третьих, шейх Садук тут сам говорит, что существовали хадисы об азане с третьей шахадой, однако он отказывается приводить их, аргументируя это тем, что такие хадисы выдуманы гулатами. Однако мы можем сказать: разве не было бы лучше, если бы он привёл их, раз они действительно существовали? По крайней мере, мы могли бы посмотреть на них и оценить их. Быть может, мнение о том, что они придуманы гулатами — лишь мнение самого Садука, и у нас сложилось бы другое мнение.
Например, среди ранних шиитских ученых были те, кто считали Муфаззаля ибн Умара гулатом и даже проклинали его, однако более достоверная точка зрения на Муфаззаля состоит в том, что он был приближённым сподвижником Имамов (А) и носителем их тайн, а некоторые гулатские вещи, которые приписывали ему исмаилиты и другие — клевета на него. Быть может, Садук, отнеся подобные хадисы об азане к «гулатам», совершил здесь подобную же ошибку.
В-четвертых, шейх Садук — да помилует его Аллах! — говорит тут о тех, кто считает третий шахадат обязательной частью азана, выдумав (по убеждению Садука) хадисы об этом. Однако мы не считаем третий шахадат обязательной частью азана и не выдумываем хадисы по данному поводу. Всё, что мы утверждаем (ссылаясь на другие хадисы Имамов, в том числе и те, которые приводит сам Садук) — это то, что третий шахадат является желательным в виде дополнения в двум шахадатам. А потому эти слова Садука не могут приводиться в качестве далиля против тех, кто разделяет такую точку зрения. Скорее это — далиль против тех, кто считает третью шахаду обязательной частью азана. И сами слова Садука: «Нет никаких сомнений в том, что Али – вали Аллаха, и что он – истинный Повелитель верующих и что Мухаммад и его семья, мир им, — лучшие из творений. Однако этого нет в первоначальном азане» — указывают на то, что он, возможно, придерживался точки зрения о желательности произнесения третьей шахады, хотя и не как обязательной части азана.
5. СЛОВА ШИИТСКИХ УЧЁНЫХ О ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ ТРЕТЬЕЙ ШАХАДЫ В АЗАНЕ
1. Шейх Туси — из числа самых ранних ученых шиизма, — хотя и не говорит о желательности третьей шахады, но и не обвиняет тех, кто читает её в азане. В «Мабсуте» он пишет:
فأما قول (أشهد أن علياً أمير المؤمنين وآل محمّد خير البرية) على ما ورد في شواذ الأخبار فليس بمعمول عليه في الأذان ولو فعله الإنسان لم يأثم به
«А что касается слов „свидетельствую, что Али — Повелитель верующих“ и слов „род Мухаммад — лучшее творение“, которые (произносят) на основе некоторых редких преданий, то их не следует читать в азане. Однако если человек читает их, его нельзя упрекать за это».
Необходимо отметить, что варианты рукописей книги «Мабсут» расходятся, и в некоторых вариантах отсутствует слово «лам», означающее «нельзя». То есть в этом варианте слова шейха Туси принимают обратное значение: «если человек читает их, его надо упрекать за это». Противники третьей шахады в азане приводят этот фрагмент из такого варианта. Однако, как мы сказали, существует другой вариант рукописи книги, на который ссылался Алламе Маджлиси (здесь), и он приводит эту цитату из шейха Туси как раз для подтверждения желательности третьей шахады в азане. В следующем пункте мы еще приведем этот фрагмент из Маджлиси с переводом.
Мы привели эту цитату из шейха Туси также для того, чтобы знали, что тут всё не так однозначно, как приводят противники третьей шахады, ссылаясь на него.
Вообще надо заметить, что, когда противники третьего шахадата в азане из числа шиитов приводят высказывания по этому поводу некоторых шиитских ученых, таких как Алламе Хилли, Шахид Авваль, Шахид Сани, Макаддас Ардабили, то во всех этих цитатах имеется в виду произнесение третьего шахадата КАК ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ АЗАНА.
Например, они приводят цитату из Аллама Хилли:
«И не разрешается говорить «Анна Алиййан Вали Уллах» и «Ааль Мухаммад Хайруль Бариййа», поскольку в шариате нет постановления на этот счет».
Или из Шахида Авваль:
«Не разрешается верить в законность свидетельства о вилаяте Али и о том, что
«Мухаммад ва аали хайруль барийя» в азане и икаме, даже если эти события
являются фактами».
Или из Шахида Сани:
«И добавление (к азану и икаме) слов «Алийан Валиуллах» и «Ааль Мухаммад
Хайруль Барийя» является бид'а, а рассказы об этом (3-е свидетельство) – мавду'
(сфабрикованные)».
Или слова Макаддаса Ардабили:
«Поскольку шииты порицают 2-го ('Умара) за добавление к азану того, что не было
во времена Пророка, им не следует подражать этому (добавляя третье
свидетельство)».
В действительности эти цитаты не относятся к теме, поскольку во всех из них имеется в виду произнесение третьей шахады в азане с ниятом обязательной части азана. Однако мы читаем третью шахаду не как обязательную часть, а как необходимое дополнение к двум шахадам и их завершение, что является желательным действием. Таким образом, все эти цитаты бьют мимо цели.
2. Алламе Маджлиси пишет в «Бихаре»:
لا يبعد كون الشهادة بالولاية من الأجزاء المستحبة للاذان، لشهادة الشيخ والعلامة والشهيد وغيرهم بورود الاخبار بها قال الشيخ في المبسوط فأما قول:
" أشهد أن عليا أمير المؤمنين، وآل محمد خير البرية " على ما ورد في شواذ الاخبار * فليس بمعمول عليه في الاذان، ولو فعله الانسان لم يأثم به، غير أنه ليس من فضيلة الاذان ولا كمال فصوله
ويؤيده ما رواه الشيخ أحمد بن أبي طالب الطبرسي — ره — في كتاب الاحتجاج عن القاسم بن معاوية قال: قلت لأبي عبد الله عليه السلام: هؤلاء يروون حديثا في معراجهم أنه لما اسرى برسول الله صلى الله عليه وآله رأى على العرش لا إله إلا الله محمد رسول الله، أبو بكر الصديق، فقال: سبحان الله غير واكل شئ حتى هذا؟ قلت: نعم، قال إن الله عز وجل لما خلق العرش كتب عليه لا إله إلا الله محمد رسول الله علي أمير المؤمنين، ثم ذكر عليه السلام كتابة ذلك على الماء والكرسي واللوح وجبهة إسرافيل وجناحي جبرئيل وأكناف السماوات والأرضين ورؤس الجبال والشمس والقمر، ثم قال عليه السلام: فإذا قال أحدكم لا إله إلا الله محمد رسول الله، فليقل: علي أمير المؤمنين، فيدل على استحباب ذلك عموما، والاذان من تلك المواضع، وقد مر أمثال ذلك في أبواب مناقبه عليه السلام ولو قاله المؤذن أو المقيم لا بقصد الجزئية، بل بقصد البركة، لم يكن آثما، فان القوم جوزوا الكلام في أثنائهما مطلقا، وهذا من أشرف الأدعية والأذكار.
"Не далеко от истины то, что свидетельство о Вилаяте Али (А) является одной из желательных частей азана, ввиду свидетельства шейха (Туси), Алламы и Шахида о том, что об этом пришли хадисы. Шейх Туси говорит в «Мабсуте»: «А что касается слов „свидетельствую, что Али — Повелитель верующих“ и слов „род Мухаммад — лучшее творение“, которые (произносят) на основе некоторых редких преданий, то их не следует читать в азане. Однако если человек читает их, его нельзя упрекать за это. Разве что это не относится к достоинству азана и завершенности его частей»...
И это также подтверждает то, что приводит шейх Ахмад ибн Аби Талиб Табарси в книге «Ихтиджадж» от Касима ибн Муавии (и далее шейх Маджлиси приводит длинный хадис, который мы приводили выше и где Имам Садык (А) говорит: «Когда кто-то из вас скажет: “Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Посланник Аллахаˮ, то после этого он должен сказать: “Али — повелитель верующихˮ)».
(«Бихар», том 81, С. 111-112).
Как видим, ход рассуждения Алламе Маджлиси тут такой же, как мы изложили выше, обосновывая желательность третьей шахады.
3. Шейх Йусуф Бахрани приводит эти слова шейха Маджлиси целиком в своей выдающейся работе по фикху «Хадаику назира», в главе, посвященной азану, и после приведения их пишет:
هو جيدّ
«Это — хорошо».
То есть он поддерживает эту точку зрения.
4. Сейид Бахруль-улум говорит в «Манзума» в части, посвященной азану:
وأكمل الشهادتيـــــن بالـــــــــتي قـــد اكمــــــل الدين بها في الملّة
«Я завершаю две шахады через то, чем была завершена религия (то есть через вилаят Али)».
Тут Сейид Бахруль-улум делает третью шахаду завершением для шахады о Таухиде и шахады о пророчестве Мухаммада (С) и обосновывает это тем, что Аллах завершил религию через вилаят Али (А).
5. Шейх Кашифу ль-Гита в книге «Кашфу ль-гита», отвергнув третью шахаду как обязательную часть азана, вслед за этим пишет:
ومن قصد ذكر أمير المؤمنين لإظهار شأنه، أو لمجرّد رجحانه لذاته، أو مع ذكر ربّ العالمين أو ذكر سيد المرسلين — كما روي ذلك فيه وفي باقي الأئمة الطاهرين — أثيب على ذلك
«А тот, кто упомянет Повелителя верующих (в азане) для того, чтобы показать его положение, или из-за того, что это лучше произносить само по себе, или с упоминанием Господа миров и господина посланников (С) — как это передано о нём и о прочих Имамах — тот получит за это награду».
6. Мирза Абу Касим Кумми пишет в книге «Китабу ганаим», С. 70, после приведения цитат из шейха Садука и шейха Туси (которые мы приводили выше):
ويظهر من هؤلاء الأعلام ورود الرواية بها، فلا يبعد القول برجحان الشهادة بالولاية، لا سيما مع المسامحة في أدلة السنن، ولكن بدون اعتقاد الجزئية
ومما يؤيّد ما ورد في الأخبار المطلقة: (متى ذكرتم محمداً (صلى الله عليه وآله) فاذكروا آله، ومتى قلتم: محمد رسول الله فقولوا: علي ولي الله) والأذان من جملة تلك الأخبار على ما رواه الطبرسي في (الاحتجاج)، وفي آخره: (إذا قال أحدكم: لا إله إلاّ الله محمد رسول الله فليقل: علي أمير المؤمنين
"Из слов этих ученых становится понятно, что были хадисы о ней (третьей шахаде в азане), а потому не будет далеким от истины мнение о желательности шахадата о вилаяте (то есть третьей шахады), особенно если обратить внимание на доводы из Сунны (он имеет в виду те хадисы, которые мы также приводили выше). Однако при этом не надо считать её (обязательной) частью азана.
И из того, что подтверждает это — то, что пришло в хадисах, говорящих о третьей шахаде вообще (то есть безотносительно к азану): когда вы упомянете Мухаммада (С), то также упомяните и его род, и когда вы скажете: «Мухаммад — посланник Аллаха», то скажите также: «Али — Вали Аллаха». А ведь азан тоже относится сюда (то есть к нему это тоже относится). И Табарси также привёл в «Ихтиджадж»: «Когда кто-то из вас скажет: “Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Посланник Аллахаˮ, то после этого он должен сказать: “Али — повелитель верующих“».
7. Шейх Нараки пишет в «Мустанад», том 1, С. 314:
أما القول بالتحريم فممّا لا وجه له، والأصل ينفيه، وعمومات الحث على الشهادة بها تردّه، وليس من كيفيتها (الأذان والإقامة) اشتراط التوالي وعدم الفصل بين فصولهما حتى يخالفهما الشهادة، كيف ولا يحرم الكلام اللغو بينهما فضلا عن الحق؟!! وتوهم الجاهل غير صالح لإثبات الحرمة، كما في سائر ما يتخلل بينهما من الدعاء، بل التقصير على الجاهل حيث لم يتعلّم بل وكذا التحريم مع اعتقاد المشروعيّة إذ لا يتصور اعتقاد إلاّ مع دليل، ومعه لا إثم، إذ لا تكليف فوق العلم، ولو سلّم تحقق الاعتقاد وحرمته فلا يوجب حرمة القول ولا يكون ذلك القول تشريعاً وبدعة كما حققناه في موضعه.
قال: وأما القول بكراهتها — أي: الشهادة بالولاية — فإن أريد بخصوصها فلا وجه لها أيضاً، وإن أريد من حيث دخولها في التكلم المنهي عنه في خلالهما فلا وجه له لولا المعارض، ولكن يعارضه عمومات الحث على الشهادة مطلقا، والأمر بها بعد ذكر التوحيد والرسالة بخصوصه كما في المقام ورواه في (الاحتجاج) عن الصادق (عليه السلام): (إذا قال أحدكم: لا إله إلاّ الله محمد رسول الله فليقل: علي أمير المؤمنين) بالعموم من وجه، فيبقى أصل الإباحة سليماً عن المزيل، بل الظاهر من شهادة الشيخ — الطوسي — والفاضل — العلاّمة — والشهيد كما صرّح به في البحار ورود الأخبار بها في الأذان بخصوصه أيضاً.
قال في المبسوط: فأمّا قول: أشهد أن علياً أمير المؤمنين — على ما ورد في شواذ الأخبار — فليس بمعمول عليه. وقال في النهاية قريباً من ذلك.
وعلى هذا.. فلا بعد في القول باستحبابها — الشهادة بالولاية — فيه، للتسامح في أدلته
«Что касается мнения о запрете (третьей шахады в азане), то оно не имеет под собой никаких оснований. Асль отвергает это, и общие призывы (в хадисах) к свидетельству (о третьей шахаде) отвергают его (это мнение), и к условиям азана и икамата не относится последовательность частей и отсутствие разделения между ними (то есть так чтобы ты не имел права произнести между ними свидетельство о третьей шахаде). Как же это может быть, если между частями азана и икамата можно произносить даже посторонние слова — так что же говорить о слове истины (то есть третьей шахаде)!...
А что касается мнения о том, что это (третья шахада в азане) является макрух (нежелательной), то если имеется в виду именно это, то под этим нет никаких оснований. Если считать её (третью шахаду) каким-то запрещенным разговором во время азана или икамата, то понятно, что это не так, но, напротив, общие хадисы побуждают к этому (произнесению третьей шахады) после свидетельства о таухиде и пророчестве. И в „Ихтиджадже“ приведено, что Имам Садык (А) сказал: „Когда кто-то из вас скажет: “Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Посланник Аллахаˮ, то после этого он должен сказать: “Али — повелитель верующих“. Но из свидетельства Шейха Туси, Фазиля, Алламы и Шахида, как сказано в „Бихаре“, следует, что существовали хадисы о том, что третью шахаду следует читать в азане.
На основе сказанного, не далеко от истины то, что это (третья шахада в азане) является желательной (мустахабб), в связи с тем, что это позволяют доводы».
8. Шейх Мухаммад Хасан, известный как «Сахибу Джавахир», пишет в книге «Наджату ль-ибад»:
يستحب الصلاة على محمّد وآله عند ذكر اسمه وإكمال الشهادتين بالشهادة لعلي بالولاية لله وإمرة المؤمنين في الأذان وغيره
«Желательно (мустахабб) говорить салават Мухаммаду и роду Мухаммада при упоминании его имени (то есть после упоминания его имени в азане говорить салават) и завершать две шахады через шахаду о том, что Али — Вали Аллаха и Повелитель верующих в азане и в других местах (то есть везде, где вообще читается шахадат)».
И под этой фетвой о желательности третьего шахадата в азане подписались все, кто написал шарх на «Наджату ль-ибад», включая таких факихов, как шейх Муртаза Ансари, сейид Мирза Ширази, сейид Мухаммад Казым Йазди.
Также в книге «Джавахир» он пишет:
لا بأس بذكر الشهادة بالولاية لا على سبيل الجزئية، عملاً بالخبر المزبور (هو خبر الاحتجاج) ولا يقدح مثله في الموالاة والترتيب بل الشهادة بالولاية كالصلاة على محمّد وآله عند سماع اسمه
«Нет проблемы в упоминании свидетельства вилаята (третьей шахады), в соответствии с хадисом из „Ихтиджадж“, и это не нарушает непрерывность и порядок (азана). Свидетельствовать о вилаяте — это все равно что произносить салават Мухаммаду и его Семейству при произнесении его имени (в азане)».
9. Шейх Ансари пишет в своём Рисале:
الشهادة بالولاية لعلي (عليه السلام) ليست جزءً من الأذان ولكن يستحب أن يؤتى بها بقصد الرجحان إما في نفسه أو ذكر الرسول
«Шахада о вилаяте Али (А) не является частью азана, однако желательно говорить её с намерением желательности, будь то ради неё самой (то есть она сама желательна), или после упоминания Посланника (С)».
10. Шейх Хаири пишет в «Захирату ль-маад»:
لا بأس بالشهادة لعلي بن أبي طالب بالولاية بقصد الاستحباب لا بقصد الجزئية
«Нет проблемы в том, чтобы говорить свидетельство о вилаяте Али ибн Аби Талиба с намерением желательности, а не как часть азана».
И так далее. По этой ссылке приведены имена 59 ученых, давших фетвы о желательности произнесения третьей шахады в азане. Также в этом состоит иджма и ныне живущих шиитских ученых.
6. ТРЕТЬЯ ШАХАДА В НАМАЗЕ
В намазе свидетельство веры является обязательным для произнесения в двух местах — в ташаххуде после второго ракята и в ташаххуде после последнего ракята.
По той же самой совокупности далилей, которые были приведены выше, мы можем сказать, что третья шахада во время ташаххуда намаза также является желательной (мустахабб). Ибо, как мы сказали, из общих хадисов о третьей шахаде следует, что всякий раз, когда мы произносим «нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Посланник Аллаха», мы должны дополнить это свидетельство словами «Али — Вали Аллаха». Это будет завершением исламской шахады, так же как Аллах завершил религию в день Гадир через вилаят Али (А). При этом такое завершение является желательным (мустахабб), а не обязательным (ваджиб).
Итак, третью шахаду можно произносить в ташаххуде намаза с ниятом желательности и украшения намаза. Однако такое произношение не может быть обязательным, поскольку хадисы Ахль уль-Бейт (А) утверждают, что двух шахадатов в намазе достаточно.
В вопросе о ташаххуде в намазе следует разделять обязательную и желательную части. Обязательная часть — это тот минимум, который вы должны произнести в ташаххуде, чтобы ваш намаз был принят. Хадисы от Имамов (А) говорят, что такой минимум — это две шахады.
Давайте приведём некоторые хадисы по данной теме из «Васаилу шиа»:
محمد بن الحسن بإسناده عن سعد بن عبد الله عن العباس بن معروف عن علي بن مهزيار عن حماد بن عيسى عن حريز بن عبد الله عن زرارة قال قلت لأبي جعفر (عليه السلام) ما يجزي من القول في التشهد في الركعتين الأولتين؟ قال أن تقول أشهد أن لا إله إلا الله وحده لا شريك له قلت فما يجزي من تشهد الركعتين الأخيرتين؟ فقال الشهادتان.
От Зурары:
Я сказал Имаму Бакиру (А): «Каких слов достаточно (какие слова являются минимумом) в качестве ташаххуда после первых двух ракятов?» Он сказал: «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, Единого, без сотоварищей». Я спросил: «А каких слов достаточно в качестве ташаххуда после двух последних ракятов?» Он сказал: «Два шахадата».
(Хадис 8272).
محمد بن يعقوب عن محمد بن يحيى عن أحمد بن محمد عن الحجال عن ثعلبة بن ميمون عن يحيى بن طلحة عن سورة بن كليب قال سألت أبا جعفر (عليه السلام) عن أدنى ما يجزئ من التشهد قال الشهادتان
От Сувара ибн Кулейба:
Я спросил Имама Бакира (А) о самом меньшем, что можно читать в ташаххуде. Он сказал: «Две шахады».
(Хадис 8277).
То есть минимальным ваджибом, который делает действительным ташаххуд в намазе, являются две шахады: «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха» и «свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник».
محمد بن الحسن بإسناده عن الحسين بن سعيد عن صفوان عن عبد الله بن بكير عن عبد الملك بن عمرو الأحول عن أبي عبد الله (عليه السلام) قال التشهد في الركعتين الأولتين الحمد لله أشهد أن لا إله إلا الله وحده لا شريك له وأشهد أن محمدا عبده ورسوله.
От Абдульмалика ибн Амру Ахваля, что Имам Садык (А) сказал:
Ташаххуд после первых двух ракятов: «Хвала Аллаху, свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, Единого, без сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник».
(Хадис 8264).
Итак, из слов Имамов (А) мы видим, что две шахады в намазе — это достаточная и обязательная часть ташаххуда. Если вы произнесли две шахады, то ваш намаз не имеет проблем, и он принят.
Однако существуют также желательные части ташаххуда, пришедшие от Имамов (А), и они могут быть очень длинными. В наших хадисах есть формулы ташаххуда намаза в пол-страницы длиной. Если верующий желает украсить свой намаз, он может выучить такую формулу и читать её в ташаххуде. Вот, например, одна из таких формул, приведённая в 1-м томе «Факиха» Садука от Имама Бакира (А) в хадисе от Зурары:
بسم الله وبالله والحمد لله والأسماء الحسنى كلها لله ، اشهد أن لا إله إلا الله وحده لا شريك له ، وأشهد أن محمدا عبده ورسوله ، أرسله بالهدى ودين الحق ليظهره على الدين كله ولو كره المشركون ، التحيات لله والصلوات الطيبات الطاهرات الزاكيات الناميات الغاديات الرائحات المباركات الحسنات لله ، ما طاب وطهر وزكى وخلص ونمى فلله وما خبث فلغيره ، أشهد أن لا إله إلا الله وحده لا شريك له وأشهد أن محمدا عبده ورسوله أرسله بالحق بشيرا ونذيرا بين يدي الساعة. وأشهد أن الجنة حق وأن النار حق ، وأن الساعة آتية لا ريب فيها ، وأن الله يبعث من في القبور ، وأشهد أن ربي نعم الرب وأن محمدا نعم الرسول أرسل ، وأشهد أن ما على الرسول إلا البلاغ المبين
«Во имя Аллаха, и через Аллаха, и хвала Аллаху, и все прекрасные имена принадлежат Аллаху! Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, Единого, без сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник. Он отправил его с прямым руководством и религией истины, чтобы поставить её выше всех религий, даже если это ненавистно многобожникам. Приветствия — Аллаху, и салаваты, благие, чистые, пречистые, праведные, приходящие и уходящие — Аллаху. Всё, что благо, чисто, пречисто и искренне — Аллаху, а всё что отвратительно — тому, что кроме Него. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, Единого, без сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник. Он отправил его с истиной благим вестником и увещателем перед наступлением Часа. И я свидетельствую, что Рай — истина, и что Ад — истина, и что Час придёт, и нет в нём сомнения, и что Аллах воскресит тех, кто в могилах. И свидетельствую, что мой Господь — лучший Господь и что Мухаммад — лучший посланник. И я свидетельствую, что на посланнике — только ясное донесение».
Всё это является формулой ташаххуда, в которой обязательной частью будет лишь та, которую я выделил красным цветом. Произнести остальное является желательным в целях украшения намаза. Существует также множество других формул ташаххуда в хадисах Имамов (А), которые мы не будем тут приводить в целях сокращения объема работы.
В данном случае нас будут интересовать формулы ташаххуда намаза, в которых присутствует свидетельство о вилаяте Али (А). Такие формулы также пришли в хадисах.
В книге «Фикх разави» от Имама Резы (А) приводится такой ташаххуд:
فإذا صليت الركعة الرابعة فقل في تشهدك :
بسم الله وبالله ، والحمد لله ، والأَسماء ، الحسنى كلها لله ، أشهد أن لاإله إلا الله وحده لا شريك له ، وأشهد أن محمداً عبده ورسوله ، أرسله بالحق بشيراً ونذيراً بين يدي الساعة ، التحيات لله ، والصلوات الطيبات الزاكيات ، الغاديات الرائحات ، التامات الناعمات ، المباركات الصالحات لله ، ما طاب وزكا ، وطهر ونما ، وخلص فللّه ، وما خبث فلغير الله.
أشهد أنك نعم الرب ، وأن محمداً نعم الرسول ، وأن علياً نعم المولى ، وأن الجنة حق ، والنار حق ، والموت حق ، والبعث حق ، وأن الساعة آتية لاريب فيها ، وأن الله يبعث من في القبور
الحمد لله الذي هدانا لهذا وما كنا لنهتدي لو لا أن هدانا الله
Когда ты прочитаешь четвертый ракят, то скажи в ташаххуде:
«Во имя Аллаха, и через Аллаха, и хвала Аллаху, и все прекрасные имена принадлежат Аллаху! Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, Единого, без сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник. Он отправил его с истиной благим вестником и увещателем перед наступлением Часа. Приветствия — Аллаху, и салаваты, благие, чистые, пречистые, праведные, приходящие и уходящие — Аллаху. Всё, что благо, чисто, пречисто и искренне — Аллаху, а всё что отвратительно — тому, что кроме Него. Свидетельствую, что Ты — лучший Господь, и что Мухаммад — лучший Посланник, и что Али — лучший Вали (руководитель, повелитель). И я свидетельствую, что Рай — истина, и что Ад — истина, и смерть — истина, и воскрешение — истина, и что Час придёт, и нет в нём сомнения, и что Аллах воскресит тех, кто в могилах. Хвала Аллаху, Который повёл нас к этому, и мы не встали бы на прямой путь, если бы Аллах не повёл нас!»
(«Фикх разави», С. 108).
Далее в этом же хадисе приводится длинная формула салавата, в которой перечисляются все Имамы (А) и приводятся их благие прозвища.
В «Мустадрак васаиль» шейха Нури, том 5, С. 7, привёден хадис от Абу Басира от Имама Садыка (А) с такой формулой ташаххуда:
أبي بصير عن أبي عبد الله الصادق عليه السلام: ”بسم الله وبالله والحمد لله وخير الأسماء كلها لله، أشهد أن لا إله إلاّ الله وحده لا شريك له، وأشهد أن محمداً عبده ورسوله، أرسله بالحق بشيراً ونذيراً بين يدي الساعة، وأشهد أن ربي نعم الربّ، وأنّ محمداً نعم الرسول، وأن علياً نعم الوصيّ ونعم الإمام،،
"Во имя Аллаха, и через Аллаха, и хвала Аллаху, и все прекрасные имена принадлежат Аллаху! Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, Единого, без сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник. Он отправил его с истиной благим вестником и увещателем перед наступлением Часа. Свидетельствую, что мой Господь — лучший Господь. и что Мухаммад — лучший Посланник, и что Али — лучший преемник и лучший Имам.
Итак, это были некоторые формулы ташаххуда от Имамов (А), в которых также упомянут третий шахадат. И хотя обязательной частью ташаххуда являются только две шахады, мы можем читать в намазе третий шахадат в целях завершения шахадата и украшения намаза.
7. ПОЧЕМУ НЕТ ОСНОВАНИЙ СЧИТАТЬ ТРЕТЬЮ ШАХАДУ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ (ВАДЖИБ)
Хадисы, которые мы привели в 3-й части работы в пользу желательности произнесения третьей шахады, сами по себе таковы, что, если бы не было других хадисов о самом порядке произнесения азана и ташаххуда в намазе, то из них мы могли бы сделать выводы об обязательности (вуджубе) третьей шахады.
Но тем не менее такой вывод сделать нельзя. Быть может, нам, последователям Али (А), хотелось бы, чтобы свидетельство о его Вилаяте было обязательной частью азана и ташаххуда, однако хадисы самих Непорочных Имамов (А) говорят о другом, и нам не следует забегать вперёд их. Существуют ясные хадисы от самих Непорочных (А) о том, как читать азан, икамат и ташаххуд в намазе, и в них не существует третьей шахады как обязательной части. Если Имамы (А) не сделали третью шахаду обязательной частью — значит, на то были веские причины, и им как обладателям шариата была виднее мудрость данного вопроса. Мы должны всего лишь следовать их словам, оставив свои желания и предпочтения. Посланник Аллаха (С) сказал: «Я оставляю вам две вещи — Книгу Аллаха и мой род: если вы ухватитесь за них, то никогда не собьётесь с пути. Не опережайте их и не отставайте от них. Не пытайтесь обучать их, ибо они более знающие, чем вы».
Для того, чтобы сделать что-то обязательным в шариате, необходимы ясные и непреложные доводы. Чтобы мы могли сказать, что третья шахада является обязательной (ваджиб) в азане, икамате и ташаххуде намаза, должны существовать хадисы от самих Непорочных (А), называющие третью шахаду обязательной частью азана, икамата и ташаххуда. Однако таких хадисов не существует.
Сторонники обязательности третьей шахады ссылаются на такыйю Имамов (А). Они утверждают, что дошедшие до нас хадисы об азане и ташаххуде — всё это хадисы такыйи. Такой аргумент не может быть принят, поскольку обязанность Имамов (А) состояла в том, чтобы донести до нас положения шариата. Утверждение о том, что ВСЕ их хадисы об азане и ташаххуде — это хадисы такыйи, ни на чём не основано. Более того: оно фактически является обвинением их в том, что они не донесли до нас истинный азан и истинный ташаххуд. Конечно, при некоторых обстоятельствах Имамы (А) совершали такыйю, но наряду с этим обязательно объясняли своим близким сподвижникам истину в соответствующем вопросе. Такыйя не помешала Имамам (А) донести истину даже по таким вопросам, как отречение от врагов Ахль уль-Бейт (узурпаторов халифата) и проклятия им — так что говорить о такой гораздо менее опасной теме, как третья шахада!
Утверждения о том, что третья шахада является обязательной, стали распространяться среди шиитов в последние 10 лет в связи с развитием интернета. Существуют несколько арабоязычных интернет-проповедников, которые вбросили эту тему в массы, и она нашла отклик среди некоторых братьев, чьи знания о шариате являются ограниченными. Эти модные веяния не обошли стороной и русскоязычное пространство. За тысячу лет до этого никто из шиитских ученых, сподвижников Имамов (А) или других деятелей шиизма не говорил об обязательности третьей шахады. Но те, кто пытаются сделать третью шахаду обязательной, сталкиваются с непреодолимыми противоречиями, которые мы сейчас разберём.
Первое и самое главное противоречие, которое тут возникает — это существование ясных и достоверных хадисов от самих Имамов (А) о том, что двух шахадатов в намазе достаточно. Мы привели эти хадисы в предыдущей части, и тут не будем повторяться. Если мы скажем, что третий шахадат — ваджиб (обязателен), то это фактически будет означать, что двух шахадатов как раз НЕдостаточно, что противоречит ясным повелениям Непорочных (А).
Вторая проблема: отсутствие хадисов, в которых Непорочные (А) призывали бы читать третью шахаду как ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ часть азана или ташаххуда. Да, существуют общие хадисы, указывающие на желательность чтения третьей шахады вообще, то есть таким образом, что если ты прочитал две шахады — скажи третью. Именно из них мы и выводим желательность произнесения третьей шахады как в азане, так и в намазе и вообще везде, где только произносится исламская шахада как таковая. Однако для того, чтобы сделать третью шахаду ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ частью азана или намаза, должны быть ясные хадисы от самих Непорочных (А), которые напрямую говорили бы об этом. То есть говорили бы в примерно такой форме: «Слова „Али — Вали Аллаха“ — это обязательная часть азана», или: «Читайте третью шахаду в ташаххуде своих намазов». Если бы существовали хадисы с подобным содержанием, мы могли бы сказать об обязательности третьей шахады, но поскольку их нет, мы не имеем права делать такие заявления.
Итак, если Имамы (А) не оставили нам хадисов об обязательности третьей шахады в азане и ташаххуде, значит, мы должны следовать за тем, что они оставили. Быть может, когда придёт Имам времени Махди (А), он сделает третий шахадат вместо желательного — обязательным, но мы не знаем этого. В данный момент мы должны держаться того, что есть у нас в руках, не опережать Имамов (А) и не отставать от них.
Необходимо отметить, что некоторые братья путают третий шахадат в вероубеждении и внешнее произнесение третьего шахадата в актах поклонения. Нет сомнения, что третий шахадат в вероубеждении — обязателен, и это и есть основа шиитской веры. Без убеждения в Вилаяте Али (а) у человека нет имана, и никакие из его деяний не принимаются. Однако то, о чём мы говорим здесь — это не вероубеждение, а внешние ахкамы актов поклонения, которые берутся исключительно из Корана и хадисов.
В заключение я хотел бы подчеркнуть, что данная работа написана с целью научного изучения темы и приближения к Аллаху и Ахль уль-Бейт (А). Эта тема не должна стать предметом для разделения. Если кто-то будет использовать данный материал для того, чтобы навязывать что-то или обвинять кого-то, то свидетельствую перед Аллахом, что я непричастен к этому. Также, если кого-то данный материал не убедил в том, что третий шахадат — мустахабб, и он считает, что его не должно быть в азане, то от этого такой брат не перестаёт быть нашим братом, и между шиитами не может существовать конфликтов на данной почве. То же самое касается тех, кто считает третий шахадат обязательным, и так далее. Никто не имеет права что-то навязывать другим в данной области или в чём-то обвинять их.
Итак, моей целью было только прояснение данной темы, тем более что существует множество братьев, которые давно просили меня сделать это. Я пытался изложить позицию, которая в настоящий момент представляется мне наиболее близкой к истине и словам Ахль уль-Бейт (А), а Аллах знает лучше.
ДОБАВЛЕНИЕ:
В интернете распространяется ложный перевод одного хадиса, который приводят под названием «третья шахада в Коране» (посредством этого пытаются доказать, что третья шахада в намазе обязательна).
Давайте посмотрим на этот хадис в оригинале:
سألته عن تفسير هذه الآية في قول الله (ولا تجهر بصلاتك ولا تخافت بها وابتغ بين ذلك سبيلا) قال: لا تجهر بولاية على فهو الصلاة، ولا بما أكرمته به حتى آمرك به، وذلك قوله: (ولا تجهر بصلاتك) واما قوله (ولا تخافت بها) فإنه يقول: ولا تكتم ذلك عليا يقول: أعلمه ما أكرمته به فاما قوله: (وابتغ بين ذلك سبيلا) يقول: تسئلني ان آذن ذلك أن تجهر بأمر على بولايته، فآذن له باظهار ذلك يوم غدير خم،
Теперь взглянем на неправильный перевод, распространяемый в интернете:
«Не совершай свой намаз громко и не совершай его шепотом, а выбери среднее между этим». (Коран — 17: 110). Джабир ибн Абдулла Ансари спросил Имам Мухаммад Бакира, мир ему, относительно этого аята Священного Корана. Имам Бакир, мир ему, ответил сказав: «Не говорите, вилаят Имама Али, мир ему, в намазе вслух. Но не прячьте его от Али, мир ему. Читайте его в среднем тоне пока, я не дам вам разрешение произнести (объявить об этом открыто). Это разрешение было дано в день Гадир Хум».
(«Тафсир Нур ас-Сакалейн», том 3, стр. 235; «Тафсир Аййаши»; «Тафсир Шаафи»; «Тафсир Аль-Бурхан»).
А теперь правильный перевод:
«Не совершай свой намаз громко и не совершай его шепотом, а выбери среднее между этим». (Коран — 17: 110). Джабир ибн Абдуллах Ансари спросил Имам Бакира, мир ему, относительно этого аята. Он сказал: "Значение этого: не говори громко о вилаяте Али, и он (то есть Али) — и есть намаз. И не говори громко о том, чем Я (Всевышний Аллах) наделил его, пока Я не велю тебе это. И таково слово Аллаха: "Не совершай свой намаз громко". А что касается Его слов: «и не совершай его шепотом», то это означает — не скрывай это от Али (А). То есть: научи его тому, чем Я наделил его. А что касается Его слов: «а выбери среднее между этим», то тем самым Аллах говорит: ты просишь Меня, чтобы Я разрешил тебе сказать громко о деле Али относительно его вилаята. И Он разрешил ему сказать об этом прямо в день Гадир-Хум.
Я выделил красным ключевые места, где переводчик исказил смысл хадиса. В действительности хадис говорит: он (Али, мир ему) — это и есть намаз. То есть внутреннее значение слова «молитва» (намаз, салят) в Коране — это Повелитель верующих Али (А). И об этом говорят также многие другие хадисы, например, слова самого Имама Али (А): «Я — намаз в Книге Аллаха». Речь идёт не о внешнем, а именно о внутреннем смысле соответствующих аятов, поскольку у каждого аята Корана множество смыслов — один под другим.
Итак, хадис даёт тавиль данного аята и говорит, что внутреннее значение слова «намаз» (молитва) в нём — это Али (А). Посмотрим же, сколько ошибок или сознательных искажений совершил переводчик в этом коротком отрывке!
Не говорите — он поставил глагол во множественном числе, чтобы создать видимость, будто Аллах тут обращается ко всем нам, читающим намаз. Тогда как в оригинале тут стоит единственное число: «Не говори», и это — обращение к Пророку (С).
вилаят Имама Али, мир ему, в намазе — откуда переводчик взял фразу "в намазе"? Оригинал говорит: «фа хува салят», то есть «и он — намаз». То есть Имам Али (А) и есть значение слова «намаз» в этом аяте. Словом «намаз» Всевышний Аллах намекает тут на Али (А). И когда Аллах говорит: «не совершай свой намаз громко», то имеется в виду: не провозглашай во всеуслышание вилаят Али (А). Это — обращение к Пророку (С) по поводу донесения вилаята Али (А).
Скорее всего, мы имеем тут дело с сознательным тадлисом со стороны переводчика. По сути, он вписал в хадис целое предложение, которого там нет, и тем самым полностью изменил его смысл, поскольку в этом хадисе нет ни слова о чтении третьего шахадата в намазе. Хадис говорит об объявлении вилаята Али (А) Пророком (С). Его смысл сводится к тому, что сначала он должен был делать это тихо и тайно, а потом (при Гадире) наступило время объявить это открыто.
Далее переводчик удалил из хадиса целое предложение: "И не говори громко о том, чем Я (Всевышний Аллах) наделил его, пока Я не велю тебе это".
Читайте его в среднем тоне пока, я не дам вам разрешение произнести — и снова спросим, откуда переводчик взял эту фразу?? В хадисе нет никакого «читайте» и нет никакого обращения к «вам».
Итак, мы видим, что переводчик в корне исказил смысл хадиса. По сути, он сделал из него вообще другой хадис, не имеющий никакого отношения к настоящему, однако этот ложный перевод уже несколько лет ходит по разным группам и чатам как якобы «доказательство обязательности третьей шахады в намазе». Предостерегаем верующих от того, чтобы доверять непроверенной информации. Необходимо обращаться за знаниями к людям знания и ученым, чтобы избежать попадания в ловушку невежества и заблуждения. Достоинства третьей шахады очевидны, но она не является обязательной в таких актах поклонения, как азан и намаз. Также для доказательств её достоинства нет нужды прибегать к выдуманным хадисам.
Салам Алейкум. Можете привести слова ташахуда с транскрипции
Ташаххуд:
«АШХАДУ АЛ-ЛЯЯ-ИЛЭХЭ ИЛЛЭ-Л-ЛАХУ УЭ АШХЭДУ ЛЯ ШЭРИКЭ ЛЯХУ, УЭ АШХЭДУ АННА МУХАММАДАН АБДУХУ УЭ РАСУЛУХУ. АЛЛАХУММА САЛЛИ АЛЯ МУХАММАДИН УЭ АЛИ МУХАММАД»
то есть что я должен в продолжении говорить?
Ва алейкум ассалам!
...Ва ашхаду анна алиян валию ллах.
скажите пожалуйста, а те шейхи которые критиковали третью шахаду в азане, откуда узнаётся что они критиковали её только как обязательную часть а не вообще в целом? ведь в этих их обсуждениях не говорится ничего про обязательнт- желательно. тем более другие слова азана что Мухаммад и его род лучшие из людей с того же хадиса от тех кого посчитал гулатами Садук, она не применяется ни в какой форме.
и ещё про это со своей позицией не привёл Садук, но почему этот же хадис не привёл и Кулайни?
В тех же самых их работах есть их высказывания, которые позволяют понять, что они были не против третьей шахады как желательной части. Я не стал приводить это, чтобы не заходить в мелкие детали и не делать работу слишком длинной. Более подробное обсуждение вы можете найти в этой книге на арабском языке:
Спасибо брат Амин за твои труды и терпения в деле донесения нам простым шиитам, истины от Ахли Бейт а.с. Пусть Аллах дарует тебе долгие годы жизни.