Аят 129

وَلَن تَسْتَطِيعُواْ أَن تَعْدِلُواْ بَيْنَ النِّسَاء وَلَوْ حَرَصْتُمْ فَلاَ تَمِيلُواْ كُلَّ الْمَيْلِ فَتَذَرُوهَا كَالْمُعَلَّقَةِ وَإِن تُصْلِحُواْ وَتَتَّقُواْ فَإِنَّ اللّهَ كَانَ غَفُوراً رَّحِيماً .129

129. И никогда вы не сможете быть одинаково справедливыми с жёнами, как бы ни хотели этого. Не наклоняйтесь же полностью к одной, оставляя другую словно висящей. Но если вы исправите положение и будете богобоязненны, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный.

 

1. Шейх Кулейни привёл:

Ибн Аби Ауджа[1] спросил у Хишама ибн Хакама: «Разве Аллах не мудр?» Он сказал: «О да, Он мудр».

Тот сказал: «Тогда скажи мне об аяте: “Женитесь на тех, что приятны вам, женщинах — и двух, и трех, и четырёх. А если боитесь, что не будете справедливы, то — на однойˮ (4: 3). Разве это не то, что Аллах сделал обязательным?»

Хишам сказал: «Да».

Ибн Аби Ауджа сказал: «Тогда сообщи мне об аяте: “И никогда вы не сможете быть одинаково справедливыми с жёнами, как бы ни хотели этого. Не наклоняйтесь же полностью к одной, оставляя другую словно висящейˮ. Какой мудрый будет говорить так?»

Хишам не смог ничего ответить отправился к Имаму Садыку (А) в Медину, чтобы спросить это у него. Имам Садык (А) сказал: «О Хишам! Ты пришёл не во время хаджа и не во время умры». Он сказал: «Да буду я твоей жертвой! Я пришёл за другим делом. Ибн Аби Ауджа задал мне вопрос, на который я не смог ответить».

Тогда он рассказал Имаму Садыку (А) о том, что спросил Ибн Аби Ауджа. Имам (А) сказал: «Что касается аята: “Женитесь на тех, что приятны вам, женщинах — и двух, и трех, и четырёх. А если боитесь, что не будете справедливы, то — на однойˮ, то тут речь идёт о выплате их содержания. А что касается аята: “И никогда вы не сможете быть одинаково справедливыми с жёнами, как бы ни хотели этого. Не наклоняйтесь же полностью к одной, оставляя другую словно висящейˮ, то тут речь идет о любви к ним».

Когда Хишам сказал это Ибн Аби Ауджа, и тот сказал: «Клянусь Аллахом, это пришло не от тебя».

(«Кафи», том 5, С. 362).

 

2. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«И никогда вы не сможете быть одинаково справедливыми с жёнами, как бы ни хотели этого» — в любви к ним.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 305).

 

Аят 130

وَإِن يَتَفَرَّقَا يُغْنِ اللّهُ كُلاًّ مِّن سَعَتِهِ وَكَانَ اللّهُ وَاسِعاً حَكِيماً .130

130. А если они оба расстанутся, то Аллах всякого обогатит от Своей полноты. Поистине, Аллах — Объемлющий, Мудрый!

 

1. Шейх Кулейни привёл от Асима ибн Хумейда:

Я был у Имама Садыка (А), когда к нему пришёл человек и стал жаловаться на свои проблемы. Он сказал: «Женись». Через некоторое время он опять пришёл к Имаму (А) и стал жаловаться на то, что его проблемы увеличились. Имам (А) сказал ему: «Разведись», — и он развёлся. После этого он снова пришёл к нему, и Имам (А) спросил о его делах. Он сказал: «Мои дела стали лучше». Имам (А) сказал: «Я велел тебе две вещи, о которых сказал Аллах. Он сказал: “И выдавайте в брак безбрачных среди вас и праведных рабов и рабынь ваших. Если они бедны, — обогатит их Аллах Своей щедростью. Аллах — Объемлющий, Знающий!ˮ (24: 32), и сказал: “А если они оба расстанутся, то Аллах всякого обогатит от Своей полнотыˮ».

(«Кафи», том 5, С. 331).

 

Аят 131

وَللّهِ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الأَرْضِ وَلَقَدْ وَصَّيْنَا الَّذِينَ أُوتُواْ الْكِتَابَ مِن قَبْلِكُمْ وَإِيَّاكُمْ أَنِ اتَّقُواْ اللّهَ وَإِن تَكْفُرُواْ فَإِنَّ لِلّهِ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الأَرْضِ وَكَانَ اللّهُ غَنِيّاً حَمِيداً .131

131. Аллаху принадлежит то, что в небесах, и то, что на земле. Мы заповедали тем, кому дарована книга до вас, и вам, чтобы вы боялись Аллаха. А если вы будете неверными, то ведь у Аллаха — то, что в небесах и что на земле. Аллах — Богатый, Славный!

 

1. Приведено в «Мисбаху шариат», что Имам Садык (А) сказал:

Лучший завет состоит в том, чтобы ты не забывал своего Господа, всегда поминал Его, не ослушивался Его, поклонялся Ему сидя и стоя, не был неблагодарным за Его милости, благодарил его постоянно и не выходил за пределы Его милости, величия и славы, ибо тогда впадёшь в заблуждение и погибнешь — (и делай это) даже если тебя охватили трудности и беды и сожгли огни испытаний. И знай, что бедствия и тяготы идут вместе с вечными благами и щедростью, а испытания наследуют довольство Аллаха и близость к Нему, пусть и после некоторого срока. Какое же благо принадлежит тому, кто знает это и наделён успехом для этого!

(«Мисбаху шариат», С. 162).

 

2. Там же приведено, что человек попросил совета у Посланника Аллаха (С), и он сказал ему:

«Никогда не гневайся, ибо в этом состоит раздор с твоим Господом».

Тот сказал: «Добавь мне».

Он сказал: «Совершай свои намазы так, как будто каждый из них является последним, ибо в этом состоит приближение к твоему Господу».

Тот сказал: «Добавь мне».

Он сказал: «Стесняйся (грехов) перед Аллахом так, как ты стесняешься своих праведных соседей, ибо в этом состоит увеличение уверенности. Аллах соединил то, что завещают друг другу первые и последние в одном качестве, и это — богобоязненность (таква). Аллах сказал: “Мы заповедали тем, кому дарована книга до вас, и вам, чтобы вы боялись Аллахаˮ. В этом состоит соединение всех праведных поклонений, и через это достигаются высшие степени и ближайшие ступени, и через это живёт живущий благой жизнью и вечной дружбой. Аллах сказал: “Воистину, богобоязненные пребудут в райских садах и среди рек, на седалище истины возле Всемогущего Властелинаˮ (54: 54-55)».

(«Мисбаху шариат», С. 162).

 

[1] Известный атеист того времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.