Аят 104
وَلاَ تَهِنُواْ فِي ابْتِغَاء الْقَوْمِ إِن تَكُونُواْ تَأْلَمُونَ فَإِنَّهُمْ يَأْلَمُونَ كَمَا تَأْلَمونَ وَتَرْجُونَ مِنَ اللّهِ مَا لاَ يَرْجُونَ وَكَانَ اللّهُ عَلِيماً حَكِيماً .104
104. И не слабейте в поисках этих людей. Если вы страдаете, то и они страдают так, как вы страдаете, притом что вы надеетесь от Аллаха на то, на что они не надеются: ведь Аллах — Знающий, Мудрый!
Тафсир этого аята был приведён в 140-м аяте суры «Семейство Имрана».
Аяты 105-113
إِنَّا أَنزَلْنَا إِلَيْكَ الْكِتَابَ بِالْحَقِّ لِتَحْكُمَ بَيْنَ النَّاسِ بِمَا أَرَاكَ اللّهُ وَلاَ تَكُن لِّلْخَآئِنِينَ خَصِيماً .105
وَاسْتَغْفِرِ اللّهَ إِنَّ اللّهَ كَانَ غَفُوراً رَّحِيماً .106
وَلاَ تُجَادِلْ عَنِ الَّذِينَ يَخْتَانُونَ أَنفُسَهُمْ إِنَّ اللّهَ لاَ يُحِبُّ مَن كَانَ خَوَّاناً أَثِيماً .107
يَسْتَخْفُونَ مِنَ النَّاسِ وَلاَ يَسْتَخْفُونَ مِنَ اللّهِ وَهُوَ مَعَهُمْ إِذْ يُبَيِّتُونَ مَا لاَ يَرْضَى مِنَ الْقَوْلِ وَكَانَ اللّهُ بِمَا يَعْمَلُونَ مُحِيطاً .108
هَاأَنتُمْ هَـؤُلاء جَادَلْتُمْ عَنْهُمْ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا فَمَن يُجَادِلُ اللّهَ عَنْهُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَم مَّن يَكُونُ عَلَيْهِمْ وَكِيلاً .109
وَمَن يَعْمَلْ سُوءاً أَوْ يَظْلِمْ نَفْسَهُ ثُمَّ يَسْتَغْفِرِ اللّهَ يَجِدِ اللّهَ غَفُوراً رَّحِيماً .110
وَمَن يَكْسِبْ إِثْماً فَإِنَّمَا يَكْسِبُهُ عَلَى نَفْسِهِ وَكَانَ اللّهُ عَلِيماً حَكِيماً .111
وَمَن يَكْسِبْ خَطِيئَةً أَوْ إِثْماً ثُمَّ يَرْمِ بِهِ بَرِيئاً فَقَدِ احْتَمَلَ بُهْتَاناً وَإِثْماً مُّبِيناً .112
وَلَوْلاَ فَضْلُ اللّهِ عَلَيْكَ وَرَحْمَتُهُ لَهَمَّت طَّآئِفَةٌ مُّنْهُمْ أَن يُضِلُّوكَ وَمَا يُضِلُّونَ إِلاُّ أَنفُسَهُمْ وَمَا يَضُرُّونَكَ مِن شَيْءٍ وَأَنزَلَ اللّهُ عَلَيْكَ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ وَعَلَّمَكَ مَا لَمْ تَكُنْ تَعْلَمُ وَكَانَ فَضْلُ اللّهِ عَلَيْكَ عَظِيماً .113
105. Мы ниспослали тебе писание в истине, чтобы ты мог судить среди людей так, как показал тебе Аллах. Не будь же для изменников препирающимся
106. и проси у Аллаха прощения: ведь Аллах — Прощающий, Милостивый!
107. И не препирайся за тех, которые обманывают друг друга. Поистине, Аллах не любит тех, кто изменник, грешник!
108. Они скрываются от людей, но не скрываются от Аллаха. Он — с ними, когда ночью они замышляют неугодные Ему речи: Аллах объемлет то, что они делают!
109. Вот, вы препираетесь за них в ближней жизни, а кто будет препираться с Аллахом за них в День воскресения? Или кто будет за них поручителем?
110. И если кто сделает зло или обидит свою душу, а потом попросит у Аллаха прощения, то найдёт Аллаха прощающим, милостивым.
111. А кто приобретёт грех, тот приобретёт его против самого себя: поистине, Аллах — Знающий, Мудрый!
112. А кто приобретёт проступок или грех, а потом обвинит в нём невинного, тот берет на себя клевету и явный грех.
113. И если бы не щедрость Аллаха к тебе и не милость Его, то партия из них думала бы сбить тебя с пути. Но сбивают они с пути только самих себя и ни в чём не вредят тебе: ведь Аллах ниспослал тебе писание и мудрость и научил тебя тому, чего ты не знал. Щедрость Аллаха к тебе велика!
1. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:
О нет, клянусь Аллахом, Аллах не поручил Свою Книгу никому, кроме Посланника Аллаха (С) и Имамов (А). И сказал Он: «Мы ниспослали тебе писание в истине, чтобы ты мог судить среди людей так, как показал тебе Аллах» — и этот аят касается также преемников (то есть Имамов, мир им).
(«Кафи», том 1, С. 210).
2. Саад ибн Абдуллах привёл от Мусы ибн Ашьяма:
Я сказал Имаму Садыку (А): «Я хочу прийти к тебе, чтобы задать тебе вопросы». Он назначил мне время, и я пришёл к нему и спросил то, о чём желал. Он дал мне ответы, и тут кто-то постучал в дверь. Он сказал: «Тот человек хочет войти. Что ты скажешь?» Я сказал: «Да буду я твоей жертвой! Я уже спросил тебя о том, что хотел».
Он велел тому человеку войти. Тот вошёл и стал задавать ему вопросы, которые были точно такими же, какие задавал я. И он дал ему на них другие ответы, нежели те, которые давал мне. Тогда ко мне в душу закралось то, о чём знает только Аллах.
Тот человек вышел, и не прошло много времени, как вошёл другой, который стал задавать те же самые вопросы, и Имам (А) дал ему другие ответы, нежели те, которые давал мне и тому человеку. Моя печаль ещё больше увеличилась, так что я готов был впасть в неверие.
Человек вышел, и вошёл третий, который также стал задавать те же самые вопросы, и Имам (А) снова ответил ему иначе, чем мне и тем двум людям. Тогда мир стал тёмным для меня, и меня охватила глубокая печаль.
Когда Имам (А) взглянул на меня, он понял чувства, которые меня охватили. Он положил свою руку мне на плечо и сказал: «О Ибн Ашьям! Аллах даровал Сулейману ибн Давуду Своё царство и сказал: “Это — Наш дар: благодетельствуй или удерживай без расчета!ˮ (38: 39). И Аллах даровал Мухаммаду (С) дела Своей религии и сказал: “Чтобы ты мог судить среди людей так, как показал тебе Аллахˮ. И Аллах даровал нам то же самое, что даровал Мухаммаду (С)»[1].
(«Мухтасар басаиру дараджат», С. 92).
3. Шейх Кулейни привёл, что Имам Казым (А) сказал:
«Он — с ними, когда ночью они замышляют неугодные Ему речи» — Он имел в виду Абу Бакра, Умара и Абу Убейда ибн Джарраха.
(«Кафи», том 8, С. 334).
4. Посланник Аллаха (С) сказал:
Нет такого раба, который совершит грех, а потом возьмёт малое омовение (вузу) и попросит у Аллаха прощения за то, что совершил, — чтобы Аллах не простил его. Ибо Он говорит: «И если кто сделает зло или обидит свою душу, а потом попросит у Аллаха прощения, то найдёт Аллаха прощающим, милостивым».
(«Иршаду ль-кулуб», том 1, С. 42).
5. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Злословие (гейбат) состоит в том, что ты говоришь о своём брате то, что есть в нём, но что скрыл Аллах. А если ты скажешь о нём то, чего нет в нём, то это — то, о чём Аллах сказал: «Тот берет на себя клевету и явный грех».
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 301).
[1] Это не означает то, что Имам (А) давал противоречивые ответы. В действительности он давал одни и те же ответы, но в соответствии с уровнем разума и понимания каждого из тех, кто спрашивал.
Добавить комментарий