Аяты 115-116
وَتَمَّتْ كَلِمَتُ رَبِّكَ صِدْقاً وَعَدْلاً لاَّ مُبَدِّلِ لِكَلِمَاتِهِ وَهُوَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ .115
وَإِن تُطِعْ أَكْثَرَ مَن فِي الأَرْضِ يُضِلُّوكَ عَن سَبِيلِ اللّهِ إِن يَتَّبِعُونَ إِلاَّ الظَّنَّ وَإِنْ هُمْ إِلاَّ يَخْرُصُونَ .116
115. И завершились слова Господа твоего по истине и справедливости. Нет изменяющего словам Его: ведь Он — Слышащий, Знающий!
116. И если ты послушаешься большинства тех, кто на земле, они сведут тебя с пути Аллаха. Они следуют только за предположением, и они только ложно измышляют!
1. Шейх Кулейни привёл от Абу Басира:
Мы совершали хадж вместе с Имамом Садыком (А) в тот год, когда родился его сын Муса (А). Когда мы спустились в Абва, он расстелил перед нами обед, и всегда, когда он давал еду своим сподвижникам, он давал лучшую еду.
Когда мы ели, пришёл посланец от Хумейды (жены Имама), который передал от неё: «Ты велел мне не смотреть на младенца, который родится, прежде тебя».
Имам (А) поднялся и ушёл вместе с посланцем. Когда он вернулся, его сподвижники спросили: «Да будем мы твоей жертвой! Что ты сделал?» Он сказал: «Да наградит её Аллах! Она родила мне сына, и он — лучший из того, что сотворил Аллах. Хумейда сообщила мне о том, о чём она думала, что я не знаю этого. Но я знал это лучше её».
Я сказал ему: «Да буду я твоей жертвой! О чём же она сообщила тебе?»
Он ответил: «Она сообщила мне, что, когда он родился, положил руки на землю, а голову поднял к небу. И я сказал ей, что это — из числа отличительных качеств Посланника Аллаха (С) и его преемников после него».
Я сказал: «Да буду я твоей жертвой! Что это за отличительные качества Посланника Аллаха (С) и его преемников после него?»
Он ответил: «Когда наступила ночь, когда должен быть зачат мой дед (то есть Имама Саджад, мир ему), к его отцу (то есть Имаму Хусейну, мир ему) пришёл ангел с чашей, в которой был напиток прозрачнее воды, мягче масла, слаще мёда, холоднее льда и белее молока. Он велел ему выпить его, а потом соединиться со своей женой, и он сделал это. Когда должен был быть зачат мой отец, к моему деду пришёл ангел и напоил его тем же напитком. Когда должен был быть зачат я, к моему отцу пришёл ангел и напоил его тем же. И когда должен был быть зачат мой сын, ко мне тоже пришёл ангел, как и к ним, и сделал то же, что сделал с ними. И я возрадовался и соединился с ней, и родился этот мой сын. Он — ваш повелитель после меня.
Поистине, семя Имама составлено из того, о чём я тебе сказал. И когда семя утвердится в матке в течение четырёх месяцев, и будет вдохнут в него дух, Аллах посылает ангела, имя которого — Хайаван, и он пишет на его правой руке: “И завершились слова Господа твоего по истине и справедливости. Нет изменяющего словам Его: ведь Он — Слышащий, Знающий!ˮ
А когда он выходит из живота матери, кладёт свои руки на землю и поднимает голову к небу. То, что он кладёт руки на землю, означает, что он принимает всё знание, которое Аллах ниспослал с небес на землю. А то, что он поднимает голову к небу, означает, что призывающий призывает к нему изнутри Трона от Господа величия с высшего горизонта, называя его имя и имя его отца и говоря: “О такой-то сын такого-то! Утвердись, ибо Я сотворил тебя для великой цели! Ты — Мой избранный из числа Моего творения, и место Моей тайны, и кладезь Моего знания, и Мой доверенный над Моим откровением, и Мой халиф на Моей земле. Я сделал обязательной Мою милостью для тебя и тех, кто подчиняется тебе, и даровал вам Мои райские сады, и сделал дозволенным соседство со Мной. И клянусь Своей славой и величием, Я подвергну тех, кто враждовал с тобой, тяжкому наказанию, пусть даже в этом ближнем мире Я и дарую ему удел из широкой Моей щедростиˮ.
И когда прекращается этот призыв, он отвечает, держа руки на земле и подняв голову к небу: “Свидетельствует Аллах, что нет бога, кроме Него, и ангелы, и обладающие знанием, которые стойки в справедливости: нет бога, кроме Него, Великого, Мудрого!ˮ (3: 18). И когда он говорит это, Аллах дарует ему знание первого и знание последнего и делает для него обязательным посещение его духом в ночь кадр».
Я сказал: «Да буду я твоей жертвой! Дух — это не Джабраил?»
Он сказал: «Дух выше Джабраила. Джабраил — из числа ангелов, а дух величественнее ангелов. Разве Аллах не говорит: “нисходят в неё ангелы и духˮ (97: 4)?»
(«Кафи», том 1, С. 316).
2. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Когда Аллах желает сотворить Имама, Он велит ангелу взять напиток из воды под Троном и дать выпить его отцу Имама. И из этого Он творит Имама. Он остаётся сорок дней в чреве матери, не слыша звук и речь, а потом слышит речь. А когда он рождается, Аллах отправляет ангела, который пишет у него на лбу: «И завершились слова Господа твоего по истине и справедливости. Нет изменяющего словам Его: ведь Он — Слышащий, Знающий!» Когда уходит предыдущий Имам, для него (следующего Имама) воздвигается колонна из света, и он видит посредством её деяния рабов. Через это Аллах возводит довод над Своими рабами.
(«Кафи», том 1, С. 317).
3. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Когда Аллах желает, чтобы от Имама родился другой Имам, ему приносят семь листов из Рая, и он съедает их, прежде чем соединиться со своей супругой. И когда он (Имам) оказывается в чреве матери, он слышит слова. Когда же она рожает его на свет, для него воздвигается колонна из света, что между небесами и землёй, посредством которой он видит то, что между Востоком и Западом. И на его руке пишется: «И завершились слова Господа твоего по истине и справедливости».
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 403).
4. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Когда Аллах желает забрать Имама и сотворить после него следующего Имама, Он низводит каплю из-под Трона на землю на плод, и Имам съедает этот плод, и Аллах творит из его семени следующего Имама. Оно переходит в чрево его матери и остаётся там сорок дней. А после сорока дней он начинает слышать голос. Когда проходит четыре месяца, на его руке пишется: «И завершились слова Господа твоего по истине и справедливости». Когда он рождается на свет, ему даруется мудрость, и он украшается терпением и праведностью и облекается в величие. Ему даётся светильник из света, через который он знает то, что в душах, и видит деяния рабов.
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 404).
5. Али ибн Ибрахим привёл:
«И если ты послушаешься большинства тех, кто на земле, они сведут тебя с пути Аллаха» — то есть отклонят тебя от Имама[1], о котором они расходятся. «Они следуют только за предположением, и они только ложно измышляют!» — то есть говорят без знания на основе выдумок и предположений.
(«Тафсир Кумми», том 1, С. 221).
[1] Внешне это обращение к Пророку (С), но на самом деле имеется в виду его умма, как и во многих других аятах.
Добавить комментарий