Аяты 137-141

وَأَوْرَثْنَا الْقَوْمَ الَّذِينَ كَانُواْ يُسْتَضْعَفُونَ مَشَارِقَ الأَرْضِ وَمَغَارِبَهَا الَّتِي بَارَكْنَا فِيهَا وَتَمَّتْ كَلِمَتُ رَبِّكَ الْحُسْنَى عَلَى بَنِي إِسْرَائِيلَ بِمَا صَبَرُواْ وَدَمَّرْنَا مَا كَانَ يَصْنَعُ فِرْعَوْنُ وَقَوْمُهُ وَمَا كَانُواْ يَعْرِشُونَ .137

وَجَاوَزْنَا بِبَنِي إِسْرَائِيلَ الْبَحْرَ فَأَتَوْاْ عَلَى قَوْمٍ يَعْكُفُونَ عَلَى أَصْنَامٍ لَّهُمْ قَالُواْ يَا مُوسَى اجْعَل لَّنَا إِلَـهاً كَمَا لَهُمْ آلِهَةٌ قَالَ إِنَّكُمْ قَوْمٌ تَجْهَلُونَ .138

إِنَّ هَـؤُلاء مُتَبَّرٌ مَّا هُمْ فِيهِ وَبَاطِلٌ مَّا كَانُواْ يَعْمَلُونَ .139

قَالَ أَغَيْرَ اللّهِ أَبْغِيكُمْ إِلَـهاً وَهُوَ فَضَّلَكُمْ عَلَى الْعَالَمِينَ .140

وَإِذْ أَنجَيْنَاكُم مِّنْ آلِ فِرْعَونَ يَسُومُونَكُمْ سُوَءَ الْعَذَابِ يُقَتِّلُونَ أَبْنَاءكُمْ وَيَسْتَحْيُونَ نِسَاءكُمْ وَفِي ذَلِكُم بَلاء مِّن رَّبِّكُمْ عَظِيمٌ .141

137. Ва авраснал кавмал лазиина каануу юстадАафууна машаарикал арди ва магхаари бахал латии бааракнаа фиихаа ва таммат калимату Раббикал хуснаа Аалаа Баниие ИсраааАиила бимаа сабаруу ва даммарнаа маа каана яснаАу ФирАавну ва кавмухуу ва маа каануу яАришуун

138. Ва джаавазнаа би Банниие ИсраааАиилал бахра фа атав Аалаа кавминй яАкуфууна Аалааа аснаамил лахум; каалуу яа МуусаджАал ланаа илаахан камаа лахум аалихах; каала иннакум кавмун таджхалуун

139. Иннаа хаааАулааи мутаббарум маа хум фиихи ва баатилум маа каануу яАмалуун

140. Каала а-гхаирал лаахи абгхиикум илааханв ва Хува фаддалакум Аалал Аааламиин

141. Ва из анджаинаакум мин Aали ФирАавна ясуумуу накум сууўал Аазааб, юкаттилууна абнаааАакум ва ястахёона нисаааАакум; ва фии зааликум балаааАум мир Раббикум Аазиим 

137. И дали Мы в наследие людям, которых считали слабыми, восток и запад земли, которую благословили. Исполнилось благое слово Господа твоего над сынами Исраиля за то, что они терпели! Погубили Мы то, что строил Фараон и его народ и что они воздвигали! 

138. И перевели Мы сынов Исраила через море, и пришли они к людям, которые чтут своих идолов. Они сказали: «О Муса! Сделай нам бога — такого бога, как у них». Он сказал: «Поистине, вы — люди невежественные! 

139. У этих погублено будет то, чего они держатся, и пусто то, что они совершали!»

140. Он сказал: «Неужели я буду искать для вас другого божества, кроме Аллаха, когда Он превознес вас над мирами?» 

141. И вот, спасли Мы вас от рода Фараона, которые возлагали на вас злое наказание, убивали ваших сынов и оставляли в живых ваших женщин. В этом — великое испытание от Господа вашего!

1. Али ибн Ибрахим привёл:

«И дали Мы в наследие людям, которых считали слабыми, восток и запад земли, которую благословили» — то есть Бану Исраиль, когда Аллах погубил Фараона, и они унаследовали землю и то, что принадлежало Фараону. «Исполнилось благое слово твоего Господа над сынами Исраиля за то, что они терпели» — то есть милость через Мусу (А) завершилась для них. «Погубили Мы то, что строил Фираун и его народ и что они воздвигали» — то есть постройки, террасы и дворцы.

«И перевели Мы сынов Исраила через море, и пришли они к людям, которые чтут своих идолов» — когда Аллах потопил Фараона и его сподвижников и перевёл Мусу (А) и его сподвижников через море, сподвижники Мусы (А) посмотрели на людей, которые чтили своих идолов, и сказали Мусе (А): «О Муса! Сделай нам бога — такого бога, как у них». Он ответил им: «Поистине, вы — люди невежественные».

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 241).

2. Ибн Шахр-Ашуб привёл:

Глава раввинов сказал Али (А): «Не прошло и тридцати лет со смерти вашего Пророка, как вы стали убивать друг друга». Он ответил ему: «Ваши ноги не успели обсохнуть от воды моря, как вы сказали Мусе (А): “Сделай нам бога — такого бога, как у нихˮ».

 («Манакиб», том 2, С. 46).

Аят 142

وَوَاعَدْنَا مُوسَى ثَلاَثِينَ لَيْلَةً وَأَتْمَمْنَاهَا بِعَشْرٍ فَتَمَّ مِيقَاتُ رَبِّهِ أَرْبَعِينَ لَيْلَةً وَقَالَ مُوسَى لأَخِيهِ هَارُونَ اخْلُفْنِي فِي قَوْمِي وَأَصْلِحْ وَلاَ تَتَّبِعْ سَبِيلَ الْمُفْسِدِينَ .142

142. Ва вааАаднаа Муусаа салаасиина лаилатанв ва ат мамнаахаа биАашрим фатамма миикаату Раббихии арбаАиина лаилах; ва каала Муусаа лиакхиихи Хааруунакх луфнии фии кавмии ва аслих ва лаа таттабиА сабиилал муфсидиин

142. И обещали Мы Мусе тридцать ночей и завершили их десятью. И свершился срок Господа твоего в сорок ночей. И сказал Муса своему брату Харуну: «Стань моим халифом в моем народе и устрой порядок и не следуй по пути распространяющих нечестие».

1. Табарси привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Муса (А) сказал своему народу: «Я приду к вам через тридцать дней», дабы не было для них в этом тяжести. И в этом не было нарушения обещания, потому что, если он опоздал к ним на сорок ночей, то ведь опоздал и на тридцать прежде этого.

(«Маджму байан», том 4, С. 349).

2. Айаши привёл от Фузейла ибн Йасара:

Я сказал Имаму Бакиру (А): «Да буду я твоей жертвой! Определи для нас время». Он сказал: «Поистине, знание Аллаха противоречит знанию определяющих время. Разве ты не слышал, как Аллах сказал: “И обещали Мы Мусе тридцать ночей и завершили их десятьюˮ. Муса (А) не знал об этих десяти ночах, и Бану Исраиль не знали. А когда он сказал им об этом, они обвинил его во лжи и нарушении обещания. Если вам скажут об этом, то говорите: «Аллах и Его Посланник сказали правду», и тогда вы получите две награды.

(«Тафсир Айаши», том 2, С. 29).

3. Он также привёл от Фузейла ибн Йасара, что Имам Бакир (А) сказал:

Когда Муса (А) вышел к своему Господу, Он обещал ему тридцать дней. А когда Аллах добавил к ним десять, его народ сказал: «Муса противоречит сам себе». И тогда они сделали то, что сделали.

(«Тафсир Айаши», том 2, С. 30).

Аяты 143-144

وَلَمَّا جَاء مُوسَى لِمِيقَاتِنَا وَكَلَّمَهُ رَبُّهُ قَالَ رَبِّ أَرِنِي أَنظُرْ إِلَيْكَ قَالَ لَن تَرَانِي وَلَـكِنِ انظُرْ إِلَى الْجَبَلِ فَإِنِ اسْتَقَرَّ مَكَانَهُ فَسَوْفَ تَرَانِي فَلَمَّا تَجَلَّى رَبُّهُ لِلْجَبَلِ جَعَلَهُ دَكّاً وَخَرَّ موسَى صَعِقاً فَلَمَّا أَفَاقَ قَالَ سُبْحَانَكَ تُبْتُ إِلَيْكَ وَأَنَاْ أَوَّلُ الْمُؤْمِنِينَ .143

قَالَ يَا مُوسَى إِنِّي اصْطَفَيْتُكَ عَلَى النَّاسِ بِرِسَالاَتِي وَبِكَلاَمِي فَخُذْ مَا آتَيْتُكَ وَكُن مِّنَ الشَّاكِرِينَ .144

143. Ва ламмаа джаааАа Мууса лимиикаатинаа ва калламахуу Раббухуу каала Рабби ариниие анзур илаик; каала лан тараании ва лаакининзур илал джабали фа инистакарра макаанахуу фасавфа тараании; фаламмаа таджаллаа Раббухуу лилджабали джаАалахуу дакканв ва кхарра Муусаа саАикаа; фаламмааа афаака каала Субхаанака тубту илаика ва ана аввалул муАминиин

144. Каала яа Муусааа иннис тафаитука Аалан нааси би Рисаалаатии ва би калаамии факхуз мааа аатаитука ва кум минаш шаакириин

143. И когда пришёл Муса к назначенному Нами сроку и беседовал с ним Господь, он сказал: «Господи! Дай мне посмотреть на Тебя». Он сказал: «Ты Меня не увидишь, но посмотри на гору; если она удержится на своем месте, то ты Меня увидишь». А когда открылся его Господь горе, Он обратил ее в прах, и пал Муса поражённым. Когда же он оправился, то сказал: «Хвала Тебя! Я обратился к Тебе, и я — первый уверовавший». 

144. Он сказал: «О Муса! Я избрал тебя пред людьми для Моих посланий и Моего слова. Бери же то, что Я дам тебе, и будь благодарным!»

1. Шейх Садук привёл от Али ибн Мухаммада ибн Джахма:

Имам Реза (А) был на собрании Мамуна. В числе того, что спросил его Мамун, было: «Разве пророки не являются непорочными от грехов?» Он сказал: «Да». Мамун сказал:

«Объясни же этот аят: “И когда пришёл Муса к назначенному Нами сроку и беседовал с ним Господь, он сказал: ‘Господи! Дай мне посмотреть на Тебя’. Он сказал: ‘Ты Меня не увидишь, но посмотри на гору; если она удержится на своем месте, то ты Меня увидишь’. А когда открылся его Господь горе, Он обратил ее в прах, и пал Муса пораженным. Когда же он оправился, то сказал: ‘Хвала Тебя! Я обратился к Тебе, и я — первый уверовавший’ˮ (7: 143). Как же возможно, чтобы Муса ибн Имран (А) не знал, что Аллаха нельзя видеть, и обратился к Нему с этой просьбой?!»

Имам Реза (А) сказал: «Муса ибн Имран (А) знал, что Аллах превыше того, чтобы Его видели взорами. Однако он, после того как Аллах говорил с ним и приблизил его к тайнам, вернулся к своему народу и сообщил им, что Аллах – велик Он и свят! – говорил с Ним, и приблизил его, и беседовал с ним. Они же сказали: “Мы не поверим тебе, пока не услышим речь Аллаха так же, как ты слышал ее”.

Те, кто были с ним из его народа, насчитывали семьсот человек. Он избрал из них семьдесят для встречи с их Господом и отправился с ними к горе Синаю и расположил их у подножия горы, сам же поднялся на гору и попросил у Аллаха – велик Он и свят! – чтобы Он поговорил с ним и дал им слышать Его речь. И Аллах – да вознесется Его поминание! – говорил с ним, и они слышали Его речь сверху и снизу, справа и слева, спереди и сзади, ибо Аллах проявил эту речь в дереве, и она распространялась от него так, что они слышали ее со всех сторон. Но они сказали: “Мы не поверим, что эта речь, которую мы слышали, от Аллаха, пока не увидим Самого Аллаха явно”. И когда они сказали такое страшное слово, и возгордились, и ослушались, Аллах – велик Он и свят! – наслал на них молнию, и она поразила их со всем их гнетом и несправедливостью, и умерли они. И сказал Муса (А): “О мой Господь! Что скажу я народу Израиля, когда вернусь к ним? Поистине, они скажут: ‘Вот, ты ушел с ними и убил их, потому что ты солгал нам о том, что Аллах говорил с тобой!‘”. И Аллах оживил их и отправил их с ним. Они же сказали: “Если ты попросишь у Аллаха, чтобы Он показал Себя тебе, чтобы ты увидел Его, Он исполнит твою просьбу. Потом ты сообщишь нам, какой Он, дабы мы познали Его истинным познанием”. Муса (А) же сказал: “О люди! Аллаха нельзя видеть взорами, и Он не имеет облика. Он познается через Его знамения (аят), и знают о Нем через Его проявления (‘аламат)”. Они же сказали: “Мы никогда не уверуем в тебя, покуда ты не спросишь Его (об этом)”.

И Муса (А) сказал: “Господи! Ты, поистине, слышал слова народа Израиля, и Ты лучше знаешь об их пользе”. И Аллах внушил Мусе (А) в откровении: “О Муса! Спроси Меня о том, что они требуют, и Я не призову тебя к ответу за их невежество (джахль)”. Тогда Муса (А) сказал: “Господи! Дай мне посмотреть на Тебя”. Он сказал: “Ты Меня не увидишь, но посмотри на гору; если она удержится на своем месте, — тогда как она сотрясется, — то ты Меня увидишь”. А когда его Господь проявил Себя горе, — знамением из Своих знамений, — Он обратил ее в прах, и пал Муса пораженным. Когда же он пришел в себя, то сказал: “Хвала Тебе! Я обратился к Тебеˮ — то есть вернулся к познанию Тебя после невежества моего народа, — “и я — первый уверовавший” – то есть первый уверовавший из них в то, что Тебя нельзя видеть».

(«Уйун ахбар ар-реза», том 1, С. 178).

2. Он также привёл от Хафса ибн Гияса:

Я спросил у Имама Садыка (А) об аяте: «А когда открылся его Господь горе, Он обратил ее в прах».

Он сказал: «Гора обрушилась в море и будет там, покуда не наступит Час».

(«Таухид», С. 120).

3. Он также привёл от Хишама:

Мы были у Имама Садыка (А), как вошли Муавия ибн Вахаб и Абдульмалик ибн Айан. Муавия ибн Вахаб сказал Имаму (А): «О сын Посланника Аллаха! Что ты скажешь о тех сообщениях, что Посланник Аллаха (С) видел Аллаха? В каком облике он Его видел? И что ты скажешь о хадисе, который они передают, что верующие увидят своего Господа в Раю? И в каком облике они Его увидят?»

Имам (А) улыбнулся и сказал: «О Муавия! Как же отвратительно то, что человек проживёт семьдесят или восемьдесят лет в царстве Аллаха, питаясь от Его милостей, и при этом не будет знать Аллаха истинным познанием?»

А затем он сказал: «О Муавия! Поистине, Мухаммад (С) не видел своего Господа взором глаз. Видение (кого-то или чего-то) бывает двух видов: видение сердца и видение глаз. Кто говорит, что он видел своего Господа видением сердца, тот прав, а кто говорит, что он видел Его видением глаз, тот солгал и стал неверующим в Аллаха и Его знамения. Как сказал Посланник Аллаха (С): “Кто уподобил Аллаха Его творениям, тот стал неверующим (кафиром)ˮ.

Мой отец передал от своего отца (А) от Хусейна ибн Али (А), что у повелителя верующих (А) спросили: “О брат Посланника Аллаха! Видел ли ты своего Господа?ˮ Он сказал: “Как же я буду поклоняться тому, кого не видел? Не видят его взглядом взоров глаза, но видят его постижением веры сердца. Всё, что видят глаза, является сотворённым, а у сотворённого должен быть Творец. Тем самым ты сделал Его сотворённым и преходящим, а кто уподобит Его творениям – тот придал Аллаху сотоварища. Горе вам! Разве вы не слышали слова Аллаха: ‘Не постигает Его взоры, а Он постигает взоры; Он — Проницательный, Сведущий’ (6: 103), ‘Ты Меня не увидишь, но посмотри на гору; если она удержится на своем месте, то ты Меня увидишь’. А когда открылся его Господь горе, Он обратил ее в прах’. Поистине, из Его света проявился на горе свет на размер того, что проходит через иголочное ушко, и от этого сотрялась земля, гора обратилась в прах, и Муса (А) пал поражённым, то есть мёртвым. Когда же он пришёл в себя, и Аллах вернул ему его дух, он сказал: ‘Пречист Ты! Я обратился к Тебе от тех слов, что Ты можешь быть виден. Я вернулся к своему познанию того, что взоры не постигают Тебя, и я – первый уверовавший и первый признающий то, что Ты видишь всё, а Сам не видим, и Ты – на высшем пределе’ˮ».

Затем Имам Садык (А) сказал: «Поистине, высшая и самая необходимая из обязанностей для человека – познание Господа и признание своего рабства перед Ним и поклонения Ему. Предел познания состоит в том, чтобы ты знал, что нет бога, кроме Аллаха, и нет Ему ни сходного, ни подобного, и чтобы ты знал, что Он – вечный, существующий и никогда не исчезнет. Он описывается без уподобления Его. “Нет ничего подобного Ему. Он — Слышащий, Видящийˮ (42: 11). А после этого – познание Посланника (С) и свидетельство о его пророчестве. Ближайшее познание Посланника (С) состоит в признании его пророчества и того, что его Книга, повеление и запрещение – от Аллаха.

А после этого – познание Имама, через качества и имя которого руководствуются в тягости и лёгкости. Самое ближайшее познание Имама состоит в том, что он подобен и равен Пророку во всём, кроме самого пророчества, и что он – его преемник, и что подчинение Имаму – это подчинение Аллаху и Посланнику Аллаха (С), и смирение перед всеми его повелениями, и возвращение к нему (всех вопросов и дел), и следование за его словами. А также то, что Имам после Посланника Аллаха (С) – Али ибн Аби Талиб, а после него – Хасан, а после него – Хусейн, а после него – Али ибн Хусейн, а после него – его сын Мухаммад ибн Али, а после него – его сын Джафар ибн Мухаммад, а после него – его сын Муса ибн Джафар, а после него – его сын Али ибн Муса, а после него – его сын Мухаммад ибн Али, а после его – его сын Али ибн Мухаммад, а после него – его сын Хасан ибн Али, а после него – Довод, сын Хасана».

Затем он сказал: «О Муавия! Я сделал тебе для этого основу – действуй же в соответствии с ней! Если же ты умрёшь на том, на чём ты был (относительно того, что Аллаха можно видеть), то твоё положение будет наихудшим. Так пусть же не собьют тебя с пути слова тех, кто утверждает, будто Аллаха можно видеть взором. Но они сказали и более удивительное, чем это! Разве они не приписали Адаму (А) порицаемое? Разве они не приписали Ибрахиму (А) то, что приписали? Разве они не приписали Давуду (А) убийство в истории с птицей? Разве они не приписали Йусуфу (А) то, что приписали в истории с Зулейхой? Разве они не приписали Мусе (А) то, что приписали? Разве они не приписали Посланнику Аллаха (С) то, что приписали в истории с Зейдом? Разве они не приписали Али ибн Аби Талибу (А) то, что приписали в истории с сатином? Они желали тем самым опорочить Ислам. Аллах сделал слепыми их взоры, как Он сделал слепыми их сердца. Пречист Аллах над этим великим возвышением!»

(«Кифаяту ль-асар», С. 256).

4. Он также привёл от Саада ибн Абдуллаха Кумми, что он спросил у повелителя времени Махди (А):

— О мой господин! Сообщи мне о причинах, по которым люди не могут выбирать Имама для себя.

— Праведного Имама или нечестивца?

— Праведного Имама.

— Разве не может быть так, что они изберут нечестивца? Ибо люди не знают, что кроется в сердце других людей.

— Это так.

— Это и есть причина. Но я приведу тебе довод, которым будет доволен твой разум. Сообщи мне о посланниках, которых избрал Аллах, ниспослал им писание и поддержал их откровением и непорочностью, так что они были руководителями народов, подобно Мусе (А) и Исе (А), —  – итак, сообщи мне, возможно ли было так, что они ошибались, выбрав вместо верующего лицемера и думая, что он верующий, при всём их знании и полноте разума?

— Нет.

— Но мы видим, что Муса (А), при всей полноте своего разума и совершенстве знания, выбрал из числа известных людей своего народа семьдесят человек для встречи со своим Господом, и он не сомневался в их вере и их искренности. Но оказалось, что он избрал лицемеров. Аллах сказал: «И избрал Муса из народа своего семьдесят человек для назначенного нами срока. А когда постигло их сотрясение, он сказал: “Господи! Если бы Ты желал, то погубил бы их раньше вместе со мной. Неужели Ты погубишь нас за то, что делали глупцы среди нас? Это — только Твое испытание, которым ты сбиваешь, кого хочешь, с прямого пути, и ведешь, кого хочешь. Ты —  – наш покровитель; прости же нам и помилуй нас: ведь Ты —  – лучший из прощающихˮ» (7:155), и сказал: «И вот вы сказали: “О Муса! Мы не поверим тебе, пока не увидим Аллаха открытоˮ. И вас поразила молния, пока вы смотрели» (2:55), и сказал: «Просили они уже Мусу о большем, чем это, и сказали: “Покажи нам Аллаха открыто!ˮ, и их поразила молния за их несправедливость» (4:153).

И вот, если мы видим, что даже выбор пророков падал на нечестивцев, а не на праведных, и они думали, что те являются праведными, а не нечестивцами, то отсюда мы понимаем, что выбор (Имама) может принадлежать только Тому, Кто ведает скрытое в сердцах. Так что говорить о выборе мухаджиров и ансаров, если даже выбор пророков падал на нечестивца вместо праведного!

(«Камалу дин», С. 415).

5. Привёл Мухаммад ибн Хасан Саффар, что Имам Садык (А) сказал:

Каррубины (херувимы) – народ из числа наших шиитов, из первого творения. Аллах поставил их позади Трона. Если бы хотя бы один луч из их света упал на обитателей земли, для них было бы достаточно. Поистине, когда Муса (А) спросил у своего Господа то, что спросил, Он повелел одному из каррубинов, и тот проявил свой свет на горе, и эта гора стала прахом».

(«Басаиру дараджат», С. 82).

6. Айаши привёл от Абу Басира от Имама Бакира (А) и Имама Садыка (А):

Муса (А) спросил своего Господа: «Господи! Дай мне посмотреть на Тебя». Он сказал: «Ты Меня не увидишь, но посмотри на гору; если она удержится на своем месте, то ты Меня увидишь».

Когда Муса (А) поднялся на гору, раскрылись врата небес и сошли ангелы толпами, и в их руках – палицы, на конце которых – свет. Они проходили мимо него толпа за толпой, говоря: «О сын Имрана! Стой крепко, ибо ты спросил о великом деле!» И Муса (А) стоял недолго, пока наш Господь не проявился и превратил гору в прах, и пал Муса (А) поражённым. Когда же Аллах вернул его дух, он пришёл в себя, сказав: «Хвала Тебя! Я обратился к Тебе, и я — первый уверовавший».

(«Тафсир Айаши», том 2, С. 30).

7. От Абу Басира, что Имам Садык (А) сказал:

Когда Муса ибн Имран (А) попросил у своего Господа дозволения взглянуть на Него, Аллах велел ангелам пройти перед ним группа за группой, с молнией, громом, ветром и вспышками. Всякий раз, когда перед ним проходила группа ангелов, дрожали его поджилки, и он поднимал голову и спрашивал: «Есть ли с вами мой Господь?» Ему отвечали: «Он придёт. Ты спросил о великом деле, о сын Имрана!»

(«Тафсир Айаши», том 2, С. 30).

8. Айаши привёл:

Огонь охватил Мусу (А), чтобы он не убежал от страха перед тем, что он увидел.

(«Тафсир Айаши», том 2, С. 31).

9. Али ибн Ибрахим привёл:

Аллах внушил в откровении Мусе (А): «Я низведу тебе Тору и скрижали к сорока дням, и это – месяц зуль каада и десять дней месяца зуль хиджа». Муса (А) сказал своим сподвижникам: «Аллах обещал мне ниспослать Тору и скрижали в течение тридцати дней». Аллах велел ему не говорить: «В течение сорока дней», дабы их груди не стеснились.

Муса (А) ушёл на встречу со своим Господом и оставил своим халифом над Бану Исраиль Харуна (А). Когда же прошло тридцать дней, и Муса (А) не вернулся, они впали в гнев и хотели убить Харуна (А). И сказали: «Муса обманул нас и убежал от нас!» И они взяли тельца и стали поклоняться ему.

Когда наступил десятый день зиль хиджа, Аллах ниспослал Мусе (А) скрижали и всё, в чём они нуждались из законов, сообщений, сунн и рассказов. Когда Аллах ниспослал ему Тору и говорил с ним, он сказал: «Господи! Дай мне посмотреть на Тебя». И Аллах внушил ему в откровении: «Ты Меня не увидишь», — то есть ты не сможешь это, — «но посмотри на гору; если она удержится на своем месте, то ты Меня увидишь».

И Аллах убрал завесу и взглянул на гору. Тогда гора обрушилась в море, так что останется там до наступления Часа. И снизошли ангелы, и раскрылись врата небес, и Аллах внушил ангелам: «Сделайте так, чтобы Муса не убежал!» Ангелы спустились, обступили Мусу (А) и сказали: «Стой крепко, о сын Имрана! Ибо ты спросил Аллаха о великом!»

Когда Муса (А) увидел, как гора обрушилась и как ангелы снизошли, упал на своё лицо и умер от страха перед Аллахом и ужаса того, что он увидел. Но Аллах вернул ему дух, и он поднял голову и пришёл к себя. Он сказал: «Хвала Тебя! Я обратился к Тебе, и я — первый уверовавший», то есть я – первый уверовавший в то, что Тебя нельзя увидеть. И Аллах сказал: «О Муса! Я избрал тебя пред людьми для Моих посланий и Моего слова. Бери же то, что Я дам тебе, и будь благодарным!» И Джабраил воззвал к нему: «О Муса! Я – твой брат Джабраил».

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 241).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.