Аяты 129-134
قَالُواْ أُوذِينَا مِن قَبْلِ أَن تَأْتِينَا وَمِن بَعْدِ مَا جِئْتَنَا قَالَ عَسَى رَبُّكُمْ أَن يُهْلِكَ عَدُوَّكُمْ وَيَسْتَخْلِفَكُمْ فِي الأَرْضِ فَيَنظُرَ كَيْفَ تَعْمَلُونَ .129
وَلَقَدْ أَخَذْنَا آلَ فِرْعَونَ بِالسِّنِينَ وَنَقْصٍ مِّن الثَّمَرَاتِ لَعَلَّهُمْ يَذَّكَّرُونَ .130
فَإِذَا جَاءتْهُمُ الْحَسَنَةُ قَالُواْ لَنَا هَـذِهِ وَإِن تُصِبْهُمْ سَيِّئَةٌ يَطَّيَّرُواْ بِمُوسَى وَمَن مَّعَهُ أَلا إِنَّمَا طَائِرُهُمْ عِندَ اللّهُ وَلَـكِنَّ أَكْثَرَهُمْ لاَ يَعْلَمُونَ .131
وَقَالُواْ مَهْمَا تَأْتِنَا بِهِ مِن آيَةٍ لِّتَسْحَرَنَا بِهَا فَمَا نَحْنُ لَكَ بِمُؤْمِنِينَ .132
فَأَرْسَلْنَا عَلَيْهِمُ الطُّوفَانَ وَالْجَرَادَ وَالْقُمَّلَ وَالضَّفَادِعَ وَالدَّمَ آيَاتٍ مُّفَصَّلاَتٍ فَاسْتَكْبَرُواْ وَكَانُواْ قَوْماً مُّجْرِمِينَ .133
وَلَمَّا وَقَعَ عَلَيْهِمُ الرِّجْزُ قَالُواْ يَا مُوسَى ادْعُ لَنَا رَبَّكَ بِمَا عَهِدَ عِندَكَ لَئِن كَشَفْتَ عَنَّا الرِّجْزَ لَنُؤْمِنَنَّ لَكَ وَلَنُرْسِلَنَّ مَعَكَ بَنِي إِسْرَائِيلَ .134
129. Каалуу уузиинаа мин кабли ан таАтиянаа ва мим баАди маа джиАтанаа; каала Аасаа Раббукум аи юхлика Аадуввакум ва ястакхли факум фил арди фаянзура каифа таАмалуун
130. Ва лакад акхазнааа Aала ФирАавна бис синиина ва наксим минас самараати лаАаллахум яззаккаруун
131. Фа изаа джаааАат хумул хасанату каалуу ланаа хаазихии ва ин тусибхум саийиАатунй яттаияруу би Муусаа ва мам маАах; алааа иннамаа таааАирухум Аиндал лаахи ва лаакинна аксарахум лаа яАламуун
132. Ва каалуу махмаа таатинаа бихии мин Aаятил литасАхаранаа бихаа фамаа нахну лака бимуАминиин
133. Фа арсалнаа Аалаихимут тууфаана валджараада валкум мала ваддафаадиАа ваддама Aаяатим муфассалаатин фастакбаруу ва каануу кавмам муджримиин
134. Ва ламмаа вакаАа Аалаихимур риджзу каалуу я Муусад-у ланаа раббака бимаа Аахида Аиндака лаАин кашафта Ааннар риджза лану Аминанна лака ва ланурсиланна маАака Бании ИсраааАиил
129. Они сказали: «Мы обижены и раньше, чем ты пришел к нам, и после того, как пришел». Он сказал: «Может быть, Господь ваш погубит вашего врага и сделает вас преемниками на земле и посмотрит, как вы поступаете!»
130. Мы уже поразили род Фараона тяжкими годами и уменьшением плодов, — быть может, они опомнятся!
131. Когда приходит к ним добро, они говорят: «Это – нам», — а когда постигнет их зло, они по птицам приписывают его Мусе и тем, кто с ним. О да! Птицы их — у Аллаха, но большая часть их не разумеет!
132. И говорят они: «Сколько бы ты ни приводил нам знамений, чтобы околдовать нас ими, мы тебе не поверим!»
133. И Мы наслали на них потоп, и саранчу, и насекомых, и жаб, и кровь, как знамения ясные. Но они превознеслись и стали людьми грешными.
134. А когда постигло их наказание, они сказали: «О Муса! Позови нам нашего Господа, как Он договорился с тобой. Если ты удалишь от нас наказание, мы уверуем в тебя и пошлём вместе с тобой сынов Исраиля».
1. Али ибн Ибрахим привёл:
Те, которые уверовали, сказали Мусе (А): «Мы обижены и раньше, чем ты пришёл» — через убийство наших детей – «и после того, как ты пришёл» — когда их схватил Фараон из-за их веры в Мусу (А). И Муса (А) сказал: «Может быть, Господь ваш погубит вашего врага и сделает вас преемниками на земле и посмотрит, как вы поступаете!» — то есть увидит, как вы поступаете.
Затем Аллах сказал: «Мы уже поразили род Фараона тяжкими годами и уменьшением плодов» — то есть годами засухи, когда Аллах ниспослал на них бурю, саранчу, вшей, жаб и кровь.
«Когда приходит к ним добро, они говорят: “Это – намˮ» — «добро» здесь означает здоровье, безопасность и широта в уделе. «А когда постигнет их зло» — «зло» здесь означает голод, страх и болезнь – «они по птицам приписывают его Мусе и тем, кто с ним» — то есть злословят о Мусе (А) и тех, кто с ним.
Затем Аллах сказал: «И говорят они: “Сколько бы ты ни приводил нам знамений, чтобы околдовать нас ими, мы тебе не поверим!ˮ И Мы наслали на них потоп, и саранчу, и насекомых, и жаб, и кровь, как знамения ясные. Но они превознеслись и стали людьми грешными». Когда уверовали колдуны и те, кто уверовали с ними из числа людей, Хаман сказал Фараону: «Вот люди уверовали в Мусу. Разыщи же тех, кто уверовал в него, и брось их в темницу!»
Тогда он бросил в темницу всех, кто уверовал в него из числа Бану Исраиль. Муса (А) пришёл к нему и сказал: «Оставь Бану Исраиль!». Однако он не сделал этого. Тогда Аллах послал на них в этот год бурю, и она разрушила их дома и жилища, так что им пришлось выйти в пустыню и разбить там шатры. Фараон сказал Мусе (А): «Помолись за нас своему Господу, чтобы Он избавил нас от бури, а я оставлю Бану Исраиль и твоих товарищей!» Однако Хаман сказал ему: «Если ты отпустишь Бану Исраиль, то Муса одержит верх над тобой, и ты потеряешь своё царство». Он послушался его и не стал освобождать их.
Тогда во второй год Аллах послал на них саранчу, и она поела все их насаждения и деревья. Фараон был сильно опечален этим и сказал Мусе (А): «Помолись за нас своему Господу, чтобы Он избавил нас от саранчи, а я оставлю Бану Исраиль и твоих товарищей!» Муса (А) обратился к своему Господу, и Он избавил их от саранчи. Однако Хаман продолжал внушать Фараону, и тот не исполнил своего обещания. Тогда на третий год Аллах наслал на них вшей (или тлю), и пропали их растения, и начался у них голод. Фараон сказал Мусе (А): «Если ты избавишь нас от этого, я отпущу Бану Исраиль». Муса (А) сделал это, но он снова не исполнил своего обещания.
После этого Аллах наслал на них жаб, так что они были даже в их еде и питье. Это вызвало в них большие страдания и печали. Они пришли к Мусе (А) и сказали: «Попроси за нас, чтобы от нас были убраны жабы! Мы уверовали в тебя и отправим с тобой Бану Исраиль». Муса (А) попросил своего Господа, и Он удалил это от них. Когда же они отказались отпустить Бану Исраиль, Аллах превратил для них Нил в кровь. Египтянин видел его как кровь, а исраилитянин видел его как воду. И когда исраилитянин пил из него, он был водой, а когда египтянин пил из него, он был кровью. Египтянин говорил исраилитянину: «Возьми воду себе в рот и вылей мне в рот». Но когда он лил это в рот египтянина, это становилось кровью. Они впали в отчаяние и сказали Мусе (А): «Если Аллах уберёт от нас кровь, мы отправим с тобой Бану Исраиль».
Когда же Аллах убрал от них кровь, они совершили предательство и снова не отпустили Бану Исраиль. Тогда Аллах отправил на них наказание, и это – снег, которого те не видели прежде, и они умерли от него. Они впали в отчаяние и сказали: «О Муса! Позови нам нашего Господа, как Он договорился с тобой. Если ты удалишь от нас наказание, мы уверуем в тебя и пошлём вместе с тобой сынов Исраиля».
Он попросил своего Господа, и Он удалил от них снег, и тогда они отпустили Бану Исраиль. Когда они отпустили их, те собрались возле Мусы (А), и он вышел из Египта. И собрались возле него те, кто убежали от Фараона. До Фараона достигло это, и Хаман сказал ему: «Я же говорил тебе, чтобы ты не отпускал Бану Исраиль! Вот они собрались вокруг него».
Фараон был разгневан, собрал войско по городам и отправился вслед за Мусой (А).
(«Тафсир Кумми», том 1, С. 239).
2. Табарси привёл о значении «наказания» (риджз), что это был красный снег. Они не видели этого прежде и умерли от этого.
(«Маджму байан», том 4, С. 343).
3. Айаши привел от Имама Резы (А):
«Если ты удалишь от нас наказание» — «наказание» — это снег. Хорасан – страна наказания.
(«Тафсир Айаши», том 2, С. 29).
4. Приведено в «Тафсире Имама Аскари» от Абу Йакуба, передатчика тафсира:
Я сказал Имаму (А): «Были ли у Посланника Аллаха (С) и повелителя верующих (А) знамения, подобные знамениям Мусы (А)?»
Он сказал:
Али (А) – душа (нафс) Посланника Аллаха (С), и знамения Посланника Аллаха (С) – знамения Али (А), а знамения Али (А) – знамения Посланника Аллаха (С). И нет такого знамения Мусы (А) или других пророков, чтобы Аллах не дал Мухаммаду (С) подобное этому или же больше этого.
Что касается посоха, который был у Мусы (А) и превращался в змея, который пожирал то, что делали колдуны, то у Мухаммада (С) было то, что лучше этого. Люди из числа иудеев пришли к нему, стали задавать ему вопросы и спорить с ним. О чём бы они ни спрашивали его – он давал им ответы, которые поражали их.
Они сказали ему: «О Мухаммад! Если ты – пророк, то яви нам нечто подобное посоху Мусы (А)».
Посланник Аллаха (С) сказал: «То, с чем я пришёл к вам, больше, чем посох Мусы (А), ибо это останется после меня до Судного Дня, вопреки всем врагам и противникам. Никто их них никогда не сможет противоречить хотя бы одной суре из него (Корана). Посох Мусы (А) исчез и не остался после него, дабы кто-то мог испытать его, как может быть испытан Коран. И я сейчас приведу вам то, что выше и чудеснее, чем посох Мусы (А)».
Они сказали: «Приведи же».
Он сказал: «Посох был в руке Мусы (А), и он бросал его. И сказали неверующие из числа египтян: “Муса хитрит и производит иллюзии со своим посохомˮ. Но Аллах сделает для Мухаммада сухое дерево змеем, так что его даже не коснётся его рука, и его не будет рядом. Когда вы вернётесь в свои дома и соберётесь для ночи, Аллах сделает опоры этих домов змеями, и их число – более ста столбов. Тогда умрут четверо из вас, а другие потеряют сознание. И придут к вам другие иудеи, и вы сообщите им о том, что вы видели, но они не поверят вам. Тогда эти змеи предстанут перед ними, как они предстали перед вами, и наполнят их взоры, и умрут одни из них, а другие будут потрясены. Большинство же из них потеряют сознание.
И Имам Аскари (А) сказал: «Клянусь Тем, Кто отправил его Пророком с истиной, все они засмеялись тогда вокруг Посланника Аллаха (С), не оказывая ему никакого уважения и почтения. Одни из них сказали другим: “Посмотрите, на что он претендует и что возомнил о себе!ˮ Посланник Аллаха (С) сказал им: “Как вы сейчас смеётесь, так скоро будете плакать. Вы будете поражены, увидев то, о чём я вам сейчас сказалˮ. Тот, кто увидит это и будет страшиться за себя, что умрёт, пусть скажет: “О Аллах, ради Мухаммада, которого Ты избрал, и Али, которым Ты доволен, и их друзей, укрепи меня перед тем, что я вижу!ˮ»
Затем он сказал:
Тогда они ушли и собрались в своих домах, где стали смеяться над Мухаммадом (С) и его словами. Тут они услышали движение со стороны крыш, и вот, столбы превратились в змей. Эти змеи направились на них, желая поглотить их. Тогда их постигло то, о чём сказал Посланник Аллаха (С). Четверо из них умерли, а другие потеряли сознание. Некоторые же испугались за самих себя, и тогда они прочитали ту молитву, о которой сказал им Посланник Аллаха (С), и их сердца укрепились. И они сказали: «На эту молитву есть ответ, и Мухаммад говорил правду. Если нам и трудно следовать за ним, то почему бы нам не читать эту мольбу, чтобы наши сердца размягчились?» И они стали читать это дуа, и Аллах открыл для них веру (иман) и сделал это благим в их сердцах, и сделал для них ненавистным неверие, и они уверовали в Аллаха и Его Посланника.
Когда же они проснулись на следующий день, пришли иудеи и увидели, как опоры стен снова вернулись на своё место, и тогда победило над ними их несчастье.
Что же касается чуда с рукой, то у Мухаммада (С) было то же самое и ещё больше этого. Он тысячи раз желал, чтобы Хасан (А) и Хусейн (А) пришли к нему. Он звали их издалека во мраке ночи: «О Абу Мухаммад! О Абу Абдуллах! Идите ко мне!» Он указывал им из-за двери своим пальцем, и они видели его издалека, как тот сиял для них сильнее, чем солнце и луна. И они приходили к нему, а палец становится таким же, как был.
Когда же он заканчивал общаться с ними, говорил: «Вернитесь к себе». И он показывал им пальцем, и это освещалось сильнее, чем солнце и луна, охватывая их светом, пока они не возвращались на свои места.
Что касается бури, которую Аллах наслал на египтян, то подобное этому Он наслал и на народ многобожников как знамение для Мухаммада (С). Человек из числа сподвижников Посланника Аллаха (С), которого звали Сабит ибн Аби Аклах, убил многобожника в одной из битв. Тогда жена этого многобожника поклялась, что выпьет вино из чаши, сделанной из черепа Сабита ибн Аби Аклаха. Когда с мусульманами при Ухуде случилось то, что случилось, и Посланник Аллаха (С) и его сподвижники были заняты похоронами убитых, эта женщина пришла к Абу Суфьяну и попросила его отправить человека вместе с её рабом к Сабиту ибн Аби Аклаху, который был убит, дабы отрезать ему голову. Он отправил двести человек из числа своих людей, чтобы они отрезали ему голову, но в это время поднялся ветер и дождь, так что они были поглощены, и не осталось следов ни от тела Сабита, ни от тех людей. Так Аллах воспрепятствовал этой неверующей совершить то, что она задумала, и это – больше, чем буря, данная в знамение Мусе (А).
Что же касается саранчи, то Аллах сделал большее с врагами Мухаммада (С). Он отправил на них саранчу, которая стала есть их, тогда как саранча Мусы (А) не ела египтян, но поедала их посевы. Посланник Аллаха (С) был в одной из своих поездок в Шам. Когда он выезжал оттуда и направлялся в Мекку, за ним отправились двести человек из числа иудеев, желавших его убийства, из-за страха того, что через него Аллах уничтожит власть и царство иудеев. Пока он был в караване, они не решались напасть на него. Однако, когда он шёл по нужде, то уходил в отдалённое место. В один из дней, когда он отдалился от каравана по нужде, они окружили его и занесли над ним свои мечи. Тогда Аллах отправил на них из-под его ног саранчу, которая стала поедать их. Тогда они оставили его и занялись самими собой.
Что касается вшей (тли), то Аллах также показал Свою силу над врагами Мухаммада (С) через насылание на них вшей. Когда Посланник Аллаха (С) переселился в Медину, рассказал своим сподвижникам в один из дней об испытании Аллаха для Его пророков и об их терпении мучений на пути Аллаха. И он сказал: «Между рукном и макамом (возле Каабы) – могилы семидесяти пророков, которые умерли от вреда вшей (или тли) и голода».
Об этом услышали некоторые лицемеры из числа иудеев и неверующие из числа Курайшитов, и они составили заговор о том, чтобы убить Мухаммада (С), дабы он не мог больше лгать. Их было двести человек, и они решили окружить его и напасть на него, когда он выйдет за пределы Медины.
В один из дней Посланник Аллаха (С) вышел из Медины, и эти люди последовали за ним. Тут один из них увидел на своей одежде и теле вшей, так что его тело стало чесаться. Он застыдился и отдалился от своих товарищей. Тут другой из многобожников также увидел то же самое на своём теле и тоже отдалился от других. И так каждый из них обнаружил на себе то же самое. И они вернулись. А затем увеличилось число вшей на них, так что ими наполнились их глотки и рты, и они не могли принимать пищу, и умерли все они в течение двух месяцев. Из них были те, кто умерли за пять дней, и те, кто умерли за десять дней, и те, кто умерли за большее число дней, но никто из них не прожил больше двух месяцев от этих вшей, голода и жажды. Так Аллах явил вшей над врагами Мухаммада (С) как знамение для него.
Что же касается жаб, то Аллах наслал подобное этому на врагов Мухаммада (С), когда они хотели убить его. Он убил их посредством крыс. Двести человек из числа неверующих арабов, иудеев и других собрались в Мекке во время хаджа и поклялись убить Мухаммада (С). Они отправились в Медину и остановились на одном из переходов, где был колодец или водоём. Эта вода была лучше, чем та, которая у них, и они наполнили ею свои мешки и ушли. Затем они достигли местности, полной крыс и жаб. Те проели дыры в их запасах и мешках, и вода вылилась на землю. Они стали страдать от жажды и вернулись в то место, где был колодец, однако крысы и жабы опередили их. Так они не смогли набрать воды, и погибли все они.
Что касается крови, то однажды Посланник Аллаха (С) делал хиджаму, и его кровь собрал Абу Саид Худри. Он сказал ему: «Скрой её». Однако тот ушёл и выпил эту кровь. Посланник Аллаха (С) сказал ему: «Что ты сделал? Разве я не сказал тебе скрыть её?» Абу Саид сказал: «Я скрыл её в недоступном месте». Посланник Аллаха (С) сказал: «Никогда не делай так больше! Знай, что Аллах запретил твою плоть и кровь для Огня, потому что она смешалась с моей плотью и кровью».
Лицемеры стали смеяться над этим, говоря: «Он думает, что Аллах избавил Худри от Огня, потому что его кровь смешалась с его кровью! Он – всего лишь лжец и обманщик. Нам же отвратительна его кровь». Посланник Аллаха (С) сказал: «Аллах подвергнет вас наказанию посредством крови и убьёт вас этим, хотя египтяне не умерли от их наказания кровью». И не прошло много времени, как кровь стала постоянно течь из их носов и зубов, так что их еда и питьё смешивались с кровью, и они ели её. Они пробыли в таком состоянии сорок дней, пока не умерли.
Что же касается годов засухи и малости плодов, то Посланник Аллаха (С) прочитал дуа против племени Музар, сказав: «О Аллах, покарай племя Музар и пошли на них годы, подобные годам Йусуфа!» Тогда Аллах наслал на них засуху и голод. Они покупали себе еду со всех сторон, однако она не успевала достигнуть до их домов, как портилась. Их имущество уходило, и в их пище не было блага для них. Их постиг великий голод, так что стали есть мёртвых собак. Они сжигали кости мёртвых и ели их и даже вскрывали могилы, доставали из них мертвецов и ели их. И бывало так, что мать съедала своего ребёнка.
Тогда главари Курайша пришли к Мухаммаду (С) и сказали: «О Мухаммад! Ты враждуешь с мужчинами, но в чём вина женщин, детей и животных?» Посланник Аллаха (С) сказал: «Вы подвергнуты наказанию за ваши дела, однако ваши дети и животные не отвечают за ваши дела. Аллах возместит им за это в ближнем мире и в будущем, когда пожелает. Он заменит им то, что они испытали, лучшим». Затем он простил племя Музар, сказав: «О Аллах, избавь их!» Тогда вернулось к ним благополучие и посевы. И таково слово Аллаха, когда Он перечисляет их блага: «Пусть же они поклоняются Господу этого Дома, Который накормил их после голода и обезопасил после страха» (106: 3-4).
(«Тафсир Имама Аскари», С. 410).
Добавить комментарий