Аят 251
فَهَزَمُوهُم بِإِذْنِ اللّهِ وَقَتَلَ دَاوُودُ جَالُوتَ وَآتَاهُ اللّهُ الْمُلْكَ وَالْحِكْمَةَ وَعَلَّمَهُ مِمَّا يَشَاءُ وَلَوْلاَ دَفْعُ اللّهِ النَّاسَ بَعْضَهُمْ بِبَعْضٍ لَّفَسَدَتِ الأَرْضُ وَلَـكِنَّ اللّهَ ذُو فَضْلٍ عَلَى الْعَالَمِينَ .251
251. И обратили они их в бегство с дозволения Аллаха, и убил Давуд Джалута. И даровал ему Аллах власть и мудрость, и научил тому, что Ему было угодно. И если бы не удерживание Аллахом людей друг от друга, то пришла бы в расстройство земля, но Аллах — Обладатель благости для миров!
1. Али ибн Ибрахим привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Аллах удаляет зло от тех наших шиитов, которые не совершают намаз, через тех, кто совершает намаз. А если бы они все оставили намаз, то погибли бы. И Аллах удаляет зло от тех наших шиитов, которые не дают закят, через тех, кто даёт закят. А если бы они все оставили закят, то погибли бы. И Аллах удаляет зло от тех наших шиитов, которые не совершают хадж, через тех, кто совершает хадж. А если бы они все оставили хадж, то погибли бы. И таково слово Аллаха: «И если бы не удерживание Аллахом людей друг от друга, то пришла бы в расстройство земля, но Аллах — Обладатель благости для миров!»
(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 91).
Аят 253
تِلْكَ الرُّسُلُ فَضَّلْنَا بَعْضَهُمْ عَلَى بَعْضٍ مِّنْهُم مَّن كَلَّمَ اللّهُ وَرَفَعَ بَعْضَهُمْ دَرَجَاتٍ وَآتَيْنَا عِيسَى ابْنَ مَرْيَمَ الْبَيِّنَاتِ وَأَيَّدْنَاهُ بِرُوحِ الْقُدُسِ وَلَوْ شَاء اللّهُ مَا اقْتَتَلَ الَّذِينَ مِن بَعْدِهِم مِّن بَعْدِ مَا جَاءتْهُمُ الْبَيِّنَاتُ وَلَـكِنِ اخْتَلَفُواْ فَمِنْهُم مَّنْ آمَنَ وَمِنْهُم مَّن كَفَرَ وَلَوْ شَاء اللّهُ مَا اقْتَتَلُواْ وَلَـكِنَّ اللّهَ يَفْعَلُ مَا يُرِيدُ .253
253. Таковы посланники! Одним мы дали преимущество перед другими. Их них были такие, с которыми говорил Аллах и вознес некоторых из них степенями. И Мы даровали Исе сыну Марьям ясные знамения и подкрепили его духом святым. И если бы Аллах захотел, то не сражались бы те, кто был после них, после того, как пришли к ним ясные знамения. Но разошлись они, и были среди них такие, что уверовали, и такие, что не верили. А если бы Аллах пожелал, то они не сражались бы, но Аллах совершает то, что пожелает.
1. Шейх Кулейни привёл от Асбага ибн Нубаты:
Один человек пришёл к повелителю верующих Али (А) и сказал: «О повелитель верующих! Вот люди думают, что человек не может быть верующим (мумин), когда он совершает прелюбодеяние, ворует, пьёт вино или занимается ростовщичеством. Однако для меня тяжело представить, что человек, подобно мне, совершает намаз и читает дуа, женится и наследует, но при этом выходит из веры посредством одного небольшого греха».
Повелитель верующих (А) сказал: «Ты прав. Я слышал, как Посланник Аллаха (С) сказал: “Аллах сотворил людей трёх видов и разделил их на три группы, и таково Его слово: ‘А люди правой стороны, — кто люди правой стороны? И люди левой стороны, — кто люди левой стороны? И опередившие — опередившие (56: 8-10). Что касается опередивших, то это — пророки и посланники. Аллах установил в них пять духов: святой дух, дух веры, дух страсти, дух силы и дух тела. Через святой дух они были отправлены с пророчеством и через него они познают вещи. Через дух веры они поклоняются Аллаху и не приобщают к Нему никого. Через дух силы они борются со своими врагами и добывают средства к жизни. Через дух страсти они чувствуют сладость еды и соединяются с дозволенными женщинами. А через дух тела они живут в этом мире. И они — те, кому прощено. Аллах сказал: ‘Таковы посланники! Одним мы дали преимущество перед другими. Их них были такие, с которыми говорил Аллах и вознес некоторых из них степенями. И Мы даровали Исе сыну Марьям ясные знамения и подкрепили его духом святым’. И Он сказал о них всех: ‘И поддержал их духом от Него’ (58: 22). Через это Он наделил их и возвысил над теми, кто кроме нихˮ».
(«Кафи», том 2, С. 214).
2. Шейх Муфид привёл от Асбага ибн Нубаты:
К Имаму Али (А) пришёл человек и сказал: «О повелитель верующих! У нас и тех людей, с которыми мы сражаемся, один пророк, один намаз и один хадж. Как же нам называть их?»
Он сказал: «Так, как назвал их Аллах в Своей Книге».
Тот сказал: «Я знаю всё, что есть в Книге Аллаха».
Имам Али (А) сказал: «Разве ты не слышал, как Аллах сказал: “Таковы посланники! Одним мы дали преимущество перед другими. Их них были такие, с которыми говорил Аллах и вознес некоторых из них степенями. И Мы даровали Исе сыну Марьям ясные знамения и подкрепили его духом святым. И если бы Аллах захотел, то не сражались бы те, кто был после них, после того, как пришли к ним ясные знамения. Но разошлись они, и были среди них такие, что уверовали, и такие, что не верилиˮ? Если произошло расхождение, то мы ближе к Аллаху, Посланнику (С), Книге и истине. Мы — те, что уверовали, а они — те, что не верили. Аллах желал, чтобы мы сражались с ними, Своим замыслом (машийя) и волей (ирада)».
(«Амали» Муфида, С. 101).
3. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Верующие различаются по степеням у Аллаха через увеличение своей веры (иман). Аллах говорит: «Таковы посланники! Одним мы дали преимущество перед другими. Их них были такие, с которыми говорил Аллах и вознес некоторых из них степенями», и говорит: «Взгляни, как Мы одним дали преимущества над другими, а ведь последняя жизнь — больше по степеням и больше по преимуществам» (17: 21), и говорит: «Они — степени у Аллаха» (3: 163). Таково поминание степеней веры и мест возле Аллаха.
(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 155).
4. Он также привёл от Асбага ибн Нубаты:
Я был рядом с повелителем верующих Али ибн Аби Талибом (А) в битве Джамаль, и пришёл человек, который встал перед ним и сказал: «О повелитель верующих! Эти люди прославляют Аллаха, и мы прославляем, они молятся, и мы молимся. Почему же мы сражаемся с ними?»
Повелитель верующих (А) сказал: «На основании этого аята: “Таковы посланники! Одним мы дали преимущество перед другими. Их них были такие, с которыми говорил Аллах и вознес некоторых из них степенями. И Мы даровали Исе сыну Марьям ясные знамения и подкрепили его духом святым. И если бы Аллах захотел, то не сражались бы те, кто был после нихˮ, — и мы — те, кто после них, — “после того, как пришли к ним ясные знамения. Но разошлись они, и были среди них такие, что уверовали, и такие, что не верили. А если бы Аллах пожелал, то они не сражались бы, но Аллах совершает то, что пожелаетˮ. Мы — те, что уверовали, а они — те, что не верили».
Тот человек сказал: «Они не уверовали, клянусь Господом Каабы!» Потом он сражался и был убит, да помилует его Аллах!
(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 155).
Добавить комментарий