Аят 196
وَأَتِمُّواْ الْحَجَّ وَالْعُمْرَةَ لِلّهِ فَإِنْ أُحْصِرْتُمْ فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْيِ وَلاَ تَحْلِقُواْ رُؤُوسَكُمْ حَتَّى يَبْلُغَ الْهَدْيُ مَحِلَّهُ فَمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضاً أَوْ بِهِ أَذًى مِّن رَّأْسِهِ فَفِدْيَةٌ مِّن صِيَامٍ أَوْ صَدَقَةٍ أَوْ نُسُكٍ فَإِذَا أَمِنتُمْ فَمَن تَمَتَّعَ بِالْعُمْرَةِ إِلَى الْحَجِّ فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْيِ فَمَن لَّمْ يَجِدْ فَصِيَامُ ثَلاثَةِ أَيَّامٍ فِي الْحَجِّ وَسَبْعَةٍ إِذَا رَجَعْتُمْ تِلْكَ عَشَرَةٌ كَامِلَةٌ ذَلِكَ لِمَن لَّمْ يَكُنْ أَهْلُهُ حَاضِرِي الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ وَاتَّقُواْ اللّهَ وَاعْلَمُواْ أَنَّ اللّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ .196
196. Завершайте хадж и умру во имя Аллаха. Если вы будете задержаны, то принесите в жертву то, что сможете. Не брейте ваши головы, пока жертвенные животные не достигнут места заклания. А если кто из вас болен или из-за головы своей испытывает страдания, то он должен в качестве искупления поститься, или раздать милостыню, или принести жертву. Если же вы находитесь в безопасности, то всякий, кто совершает умру и прерываемый хадж, должен принести в жертву то, что сможет. Если же он не сможет сделать этого, то он должен поститься три дня во время хаджа и семь дней после его окончания – всего десять дней. Это — для тех, чья семья не живет в Запретной мечети. Бойтесь же Аллаха и знайте, что Аллах суров в наказании.
1. Шейх Садук привёл:
У Имама Садыка (А) спросили, почему хадж называется «хаджем». Он сказал: «Слово “хаджжаˮ значит “преуспелˮ».
(«Илалу шараи», том 2, С. 115).
2. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:
«Завершайте хадж и умру во имя Аллаха» — «завершение» означает выполнение того, что предписано в хадже и умре, и воздержание от того, что запрещено облачённому в ихрам.
(«Кафи», том 4, С. 264).
3. Шейх Туси привёл, что Имам Садык (А) сказал:
«Если вы будете задержаны, то принесите в жертву то, что сможете» — «задержанный» — это не больной, а тот, кого не пустили многобожники, как они не пустили Посланника Аллаха (С).
(«Тахзиб», том 5, С. 423).
4. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Когда Посланник Аллаха (С) совершил хадж Ислама, он вышёл за четыре дня до конца месяца зуль-каада, пока не дошёл до дерева[1] и совершил там намаз. Потом он сел на верблюда и достиг Байда[2] и там надел ихрам и начал хадж, ведя с собой сто баранов для жертвы. И все люди тоже облачились в ихрам, не имея намерения совершать умру и не зная, что такое мута хаджа[3]. Когда же Посланник Аллаха (С) вошёл в Мекку, он совершил таваф вокруг Дома, и люди совершили таваф вместе с ним, а потом прочитал два ракята намаза у Макама и дотронулся до Черного камня. А потом сказал: «Начните с того, с чего начал Аллах», — и отправился к Сафе и начал с неё, а потом семь раз совершил бег между Сафой и Марвой. Закончив бег, он обратился к ним и велел им снять ихрам и сделать то, что они совершили, умрой. И было это тем, что повелел Аллах. И они сняли ихрам. Посланник Аллаха (С) сказал: «Если бы я знал о приказе Аллаха (соединить хадж и умру), то поступил бы, как велел вам». Он не мог снять ихрам, потому что с ним была жертва (бараны для жертвы). Аллах сказал: «Не брейте ваши головы, пока жертвенные животные не достигнут места заклания».
Тогда встал Сурака ибн Малик ибн Джушам Канани и сказал: «О Посланник Аллаха! Мы узнали религию, как будто только что родились. То, что ты нам велел, только для этого года, или навсегда?» Он сказал: «Навсегда». Тогда встал человек (то есть Умар) и сказал: «О Посланник Аллаха! Ты хочешь, чтобы мы совершали хадж, тогда как с концов (наших половых органов) капает сперма?!» Посланник Аллаха (С) сказал ему: «Ты никогда не уверуешь в этот аят».
И Али (А) вернулся из Йемена, совершил хадж и увидел Фатиму (А), которая сняла ихрам, и почувствовал от неё приятный аромат, и отправился к Посланнику Аллаха (С), чтобы узнать положение об этом (хадже мута). Посланник Аллаха (С) сказал: «О Али! Что ты принёс в качестве жертвы?» Он сказал: «То же самое, что и Посланник Аллаха». Тогда Пророк (С) сказал: «Не снимай ихрам», — и сделал его соучастником в своей жертве, и дал ему тридцать семь (баранов), а Посланник Аллаха (С) принёс в жертву шестьдесят три (барана), заколов их своей рукой, а потом велел сварить их мясо и съел немного от него и выпил от их бульона. И сказал: «Мы съели от них всех, и хадж мута лучше, чем хадж карин и хадж без умры».
У Имама (А) спросили: «Посланник Аллаха (С) одел ихрам днём или ночью?» Он сказал: «Днём». У него спросили: «В каком часу дня?» Он сказал: «После полуденного намаза (зухр)».
(«Кафи», том 4, С. 247).
5. Шейх Туси привёл от Йакуба ибн Шуейба:
Я спросил у Имама Садыка (А) о словах Аллаха: «Завершайте хадж и умру во имя Аллаха» — может ли человек перейти от умры к хаджу вместо одной умры?
Он сказал: «Так и велел поступить Посланник Аллаха (С) своим сподвижникам».
(«Тахзиб», том 5, С. 433).
6. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Посланник Аллаха (С) проходил мимо Кааба ибн Уджра, который находился в ихраме, и его тело было полно вшей. Посланник Аллаха (С) спросил: «Эти вши причиняют тебе страдания?» Он сказал: «Да». И тогда Аллах ниспослал: «А если кто из вас болен или из-за головы своей испытывает страдания, то он должен в качестве искупления поститься, или раздать милостыню, или принести жертву». И Посланник Аллаха (С) велел ему обрить голову и в качестве искупления за выход из ихрама и поститься три дня, или накормить шесть бедняков, дав каждому бедняку по два мудда пищи (около двух килограмм), или принести в жертву барана.
(«Кафи», том 4, С. 358).
7. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:
«Завершайте хадж и умру во имя Аллаха»: хадж — это все обряды, а умра — это то, что не выходит за пределы Мекки.
(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 106).
8. Халаби передал, что Имам Садык (А) сказал:
«Если вы будете задержаны, то принесите в жертву то, что сможете» — он может принести в жертву барана или верблюда, но жертва коровы лучше.
(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 107).
9. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Жители Сарифа, Марра[4] и Мекки не могут совершать хаджа таматту, по слову Аллаха: «Это — для тех, чья семья не живет в Запретной мечети».
(«Кафи», том 4, С. 299).
10. Шейх Туси привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Умра вошла в хадж до Судного Дня, ибо Аллах сказал: «Всякий, кто совершает умру и прерываемый хадж, должен принести в жертву то, что сможет». А потому всякий должен совершать хадж таматту, ибо Аллах сказал об этом в Своей Книге, и такой была Сунна Посланника (С).
(«Тахзиб», том 5, С. 25).
Аят 197
الْحَجُّ أَشْهُرٌ مَّعْلُومَاتٌ فَمَن فَرَضَ فِيهِنَّ الْحَجَّ فَلاَ رَفَثَ وَلاَ فُسُوقَ وَلاَ جِدَالَ فِي الْحَجِّ وَمَا تَفْعَلُواْ مِنْ خَيْرٍ يَعْلَمْهُ اللّهُ وَتَزَوَّدُواْ فَإِنَّ خَيْرَ الزَّادِ التَّقْوَى وَاتَّقُونِ يَا أُوْلِي الأَلْبَابِ .197
197. Хадж — известные месяцы, и кто обязался в них на хадж, то нет приближения (к женщине), и распутства, и препирательства во время хаджа, а что вы сделаете хорошего, то знает Аллах. И запасайтесь, ибо лучший из запасов — благочестие. И бойтесь Меня, обладатели разума!
1. Шейх Кулейни привёл, что Имам Бакир (А) сказал:
«Хадж — известные месяцы» — шавваль, зуль-каада и зуль-хиджа. Никто не может совершать хадж в другие месяцы.
(«Кафи», том 4, С. 289).
2. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:
«Хадж — известные месяцы, и кто обязался в них на хадж» — обязательство состоит в тальбие, иш‘аре и таклиде[5]. Тот, кто совершит это, — тот обязался на хадж. И обязаться на хадж можно только в эти месяцы, о которых сказал Аллах: «Хадж — известные месяцы», и это — шавваль, зуль-каада и зуль-хиджа.
3. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:
«Хадж — известные месяцы, и кто обязался в них на хадж, то нет приближения (к женщине), и распутства, и препирательства во время хаджа» — Аллах наложил на людей обязательства и взял на Себя обязательства. Что же касается тех обязательств, которые Он наложил на людей, то это: «Хадж — известные месяцы, и кто обязался в них на хадж, то нет приближения (к женщине), и распутства, и препирательства во время хаджа». Что же касается тех обязательств, которые Он взял на Себя, то это: «Кто поторопится в два дня, нет греха на том, а кто замедлит, то нет греха на том; это — для того, кто богобоязнен» (2: 103). То есть он возвращается, и нет греха на нём.
У него спросили: «А кто в хадже совершит распутство — к тому применяется наказание?»
Он сказал: «Аллах не установил для него наказания. Он просит прощения у Аллаха и говорит “лаббейкˮ».
У него спросили: «А тот, кто совершает препирательство?»
Он сказал: «Если препирательство состоялось больше двух раз, то тот, кто прав, должен принести жертву, а тот, кто неправ, должен принести в жертву корову».
(«Кафи», том 4, С. 337).
4. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Когда ты облачился в ихрам, то страшись Аллаха, много поминай Аллаха и мало говори, кроме как о благе. К завершению хаджа и умры относится то, чтобы человек хранил свой язык, кроме как от благих разговоров, как сказал Аллах: «Кто обязался в них на хадж, то нет приближения (к женщине), и распутства, и препирательства во время хаджа». «Приближение» — это совокупление, «распутство» — это ложь и брань (ругательство), «препирательство» — это слова человека: «Да, клянусь Аллахом; нет, клянусь Аллахом». Знай, что если человек в состоянии ихрама три раза подряд поклянется Аллахом на одном месте, то он будет являться тем, кто препирается. Тогда он должен принести жертву и отдать её в качестве милостыни. И стерегитесь также споров о том, кто из вас выше (происхождением или достоинствами), и соблюдайте богобоязненность, которая избавит вас от неподчинения Аллаху! Ибо Аллах говорит: «Потом пусть они покончат со своею неопрятностью и полностью выполнят свои обеты и пусть обойдут кругом древнего дома» (22: 29). К «неопрятности» относятся разговоры на мерзкие темы в состоянии ихрама. Если же войдёшь в Мекку, совершишь обход вокруг Дома и станешь говорить на благие темы, то это станет искуплением для тебя (за те мерзкие разговоры).
У него спросили: «А если человек клянётся своей жизнью?» Он сказал: «Это не относится к препирательству. Препирательство — это слова “да, клянусь Аллахом; нет, клянусь Аллахомˮ».
(«Кафи», том 4, С. 337).
[1] Место примерно в шести милях от Медины.
[2] Бесплодная пустынная местность недалеко от Мекки.
[3] «Мутой хаджа» называют хадж таматту. Суть этого хаджа в том, что человек с намерением «хадж таматту» надевает ихрам, идёт к Каабе и делает таваф, а после бега между Сафой и Марвой прерывает процедуру хаджа и снимает одежду паломника. Затем он в той же поездке снова одевает ихрам в Мекке, идёт к Арафату и Машару и завершает обряды хаджа. Получается, что он выполнил вместе хадж и умру. Именно таким был хадж Посланника Аллаха (С).
Слово «мута», означающее «удовольствие», применяется к этому виду хаджа, потому что в промежутке между двумя ихрамами для паломника становятся дозволенными те удовольствия, которые запрещены для находящегося в ихраме (это не имеет отношения к «никяху мута», то есть временному браку).
Первые три узурпатора халифата, желая возродить обряды джахилии, боролись с мутой хаджа, потому что арабы джахилии считали соединение хаджа и умры одним из самых тяжких преступлений. Оскорбительное высказывание Умара о Посланнике Аллаха (С) по данному поводу приведено в этом же хадисе ниже (оно присутствует также в источниках «ахлу сунна»). Однако Ислам разрешил это. Имам Али (А) выступил против их запрета – и действительно, данный запрет не удалось отстоять даже для «ахлу сунна», и сейчас они тоже признают муту хаджа вместе с шиитами.
[4] Сариф — место в шесть милях от Мекки. Марр — место вблизи Мекки.
[5] Хадж бывает трёх видов — хадж таматту, хадж ифрад и хадж киран. Хадж таматту совершают те, чьё место жительства находится более чем в 16 фарсахах (около 88 км) от Мекки. Хадж ифрад или хадж киран совершают те, кто живёт ближе этого расстояния по отношению к Мекке. Ихрам в хадже таматту и хадже ифрад совершается с тальбией (словами «лаббейк»), а в хадже киран как с тальбией, так и с иш‘аром (нанесением знаков на жертвенное животное) и таклидом (подвешиванием чего-то на шею жертвенного животного).
Добавить комментарий