Глава из книги «Мунтаха ль-амаль» шейха Аббаса Кумми. В этой главе перечисляются самые известные сподвижники и шииты Имама Али (А) вместе с их краткой биографией.

1. Асбаг ибн Нубата

Был из числа арабских богатырей и приближённых сподвижников повелителя верующих (А). Был знающим, поклоняющимся, преданным.

Передано в книге Кишши от Абу Джаруда: «Я спросил Асбага ибн Нубату: “Каким было положение этого человека (то есть Имама Али) среди вас?” Он сказал: “Наши мечи были на наших плечах, и на кого он указывал нам – того мы рубили ими”».

В «Мизане» Захаби приведено, что учёные «ахлу сунна» рассматривают Асбага ибн Нубату как шиита, а потому не принимают хадисы от него.

 

2. Увейс Карани

Был из числа лучших табиинов и апостолов повелителя верующих (А). Лев Йемена и солнце Карана. Был из числа тех ста, которые поклялись повелителю верующих (А) при Сиффине пожертвовать кровь своего сердца ради него.

Передано, что Посланник Аллаха (С) сказал своим сподвижникам: «Возрадуйтесь человеку из числа моей уммы, имя которого – Увейс Карани. Он будет заступаться за людей по числу племён Мазар и Рабиа».

В другом хадисе он сказал, что Увейс войдёт в Рай.

В третьем хадисе он говорит: «Райский аромат доносится со стороны Карана. О, какова моя тоска по тебе, Увейс Карани! Кто встретит его – пусть передаст ему приветствие от меня».

Он называл его «покой от Милостивого» и говорил: «Я чувствую покой от Милостивого со стороны Йемена»[1].

Передано, что Увейс пас верблюдов и кормил на доход от этого свою мать. Однажды он попросил у неё разрешения отправиться в Медину, чтобы увидеть Посланника Аллаха (С). Она разрешила ему на том условии, что он не останется там больше чем на половину дня. Он отправился в Медину, но когда достиг её, Посланника Аллаха (С) не было дома. Тогда Увейс был вынужден вернуться в Йемен, так и не увидев Посланника (С). Когда Посланник Аллаха (С) вернулся, он сказал: «Что это за свет, который побывал в моём доме?» Ему ответили: «Это погонщик верблюдов, которого зовут Увейс». Он сказал: «Он оставил нам этот свет в подарок и ушёл».

Передано, что когда Умар увидел Увейса, тот был в одной грубой накидке из верблюжьей шерсти. Умар, желая показать свой аскетизм, сказал: «Есть ли кто-то, кто купит у меня этот халифат за одну краюху хлеба?» Увейс сказал: «Разве какой-то разумный довольствуется такой торговлей? Если ты говоришь правду, то оставь его и передай тому, кто его желает». Умар сказал: «Помолись за меня». Увейс сказал: «Я каждый день молюсь за верующих мужчин и женщин, и если ты принадлежишь к их числу, то моя мольба коснётся тебя, а если нет, то я не буду тратить мои молитвы на тебя»[2].

И передано, что Увейс в некоторые из ночей говорил: «Сегодня – ночь поясного поклона (руку)». И он совершал в эту ночь поясной поклон до утра. А в другую ночь он говорил: «Сегодня – ночь земного поклона (саджды)». И он совершал в эту ночь земной поклон до утра. У него спросили: «Почему ты так утруждаешь себя?» Он сказал: «Разве между вечностью и вечностью не будет одна ночь, которую я проведу в одной саджде?»[3]

 

3. Харис ибн Абдуллах Аувар Хамдани

Был из числа сподвижников повелителя верующих (А). От него передают хадисы также «ахлу сунна». Захаби упоминает его как великого табиина. При этом он приводит от Ибн Хайана: «Он был чрезмерным в своём шиизме».

Приведено в книге Кишши, что Харис пришёл однажды ночью к повелителю верующих (А), и он спросил его: «Что привело тебя ко мне?» Тот ответил: «Клянусь Аллахом, любовь к тебе». Повелитель верующих (А) сказал: «Знай, о Харис, что не умрёт любящий нас, кроме как увидев нас при смерти, надеясь на милость Аллаха. И не умрёт наш враг, кроме как увидев нас при смерти, утопая при этом в отчаянии и стыде»[4].

Харис был тем, кто видел повелителя верующих (А) с Хизром (А) в Нахиля, когда на них спустился поднос с небес, из которого они поели. Хизр (А) бросил косточки, а повелитель верующих (А) собрал их в руку. Харис сказал ему: «Не дашь ли мне несколько из них?» Он дал ему их, и он посадил их, и из них выросли пальмы, подобных которым не было.

 

4. Худжр ибн Ади Кинди Куфи

Был из числа избранных сподвижников повелителя верующих (А). Его поклонение и аскетизм были известны среди арабов. Он исполнял каждый день по тысячу ракятов. Он также был из числа лучших сахабов, даже при малости своего возраста в то время. Худжр сражался рядом с повелителем верующих (А) при Сиффине и Нахраване.

Худжр со своими сподвижниками был убит по приказу Муавии и незаконнорожденного Зияда. Сподвижниками Худжра, убитыми вместе с ним, были: Шарик ибн Шаддад Хазрами, Сейф ибн Шибль Шейбани, Кабиса ибн Зубиа Абаси, Мухриз ибн Шихаб Минкари, Кудам ибн Хайан Анзи, Абдуррахман ибн Хассан Анзи. Их могилы расположены рядом с могилой Худжра в Азра возле Дамаска.

Мусульмане были очень опечалены убийством Худжра и его сподвижников и порицали из-за этого Муавию.

Передано, что Муавия пришёл к Айше, и она сказала ему: «Почему ты убил Худжра и его сподвижников?» Он сказал: «О мать верующих! Я видел в их убийстве пользу для уммы, а в их жизни вред для уммы, а потому нет греха в том, что я убил их». Она сказала: «Я слышала, как Посланник Аллаха (С) сказал: “После меня будут убиты люди в Азра. Аллах и обитатели небес будут гневаться из-за их убийства”»[5].

 

5. Рушейд Хаджари

Был из числа ухватившихся за прочную вервь Аллаха, из числа приближённых сподвижников повелителя верующих (А).

Передал шейх Кишши, что однажды Мейсам Таммар, который был из числа великих сподвижников повелителя верующих (А) и хранителей его тайн, был на собрании Бану Асад, и к нему подошёл Хабиб ибн Музахир, который затем стал одним из мучеников Кербелы. Они стали говорить между собой, и Хабиб сказал: «Как будто я вижу, как человек с залысиной, могучий телом, продающий дыни и финики, будет распят со вспоротым животом из-за любви к Ахль уль-Бейт своего Пророка (С)», — имея в виду Мейсама.

Мейсам сказал ему: «Как будто я вижу, как человек со смуглым лицом, волосы которого расплетены надвое, выйдет для помощи сыну дочери своего Пророка (С) и будет убит, а его голову принесут в Куфу», — имея в виду Хабиба.

Когда они разошлись, люди, которые были там и слышали их слова, сказали: «Мы не видели никого более лживого, чем эти двое». Эти люди ещё не разошлись, как к ним пришёл Рушейд Хаджари, который также был из числа хранителей тайн повелителя верующих (А) и спросил о своих друзьях Мейсаме и Хабибе. Ему сказали: «Они ушли после того, как поговорили», — и передали ему их слова. Он сказал: «Да помилует Аллах Мейсама! Он забыл сказать: “И за его голову заплатят сто динаров”».

Затем он ушёл, и они сказали: «Этот ещё более лживый, чем те двое».

Но не прошло много времени, как они увидели Мейсама распятым у ворот Амру ибн Хариса, а Хабиб был убит вместе с Хусейном (А) при Кербеле, и его голову носили по улицам Куфы[6].

Также шейх Кишши передал, что в один из дней повелитель верующих (А) вышел вместе со своими сподвижниками в пальмовый сад, сел под пальмой и велел собрать с неё финики. Затем он съел их со своими сподвижниками, и Рушейд сказал: «Как прекрасны эти финики, о повелитель верующих!» Имам (А) сказал: «Ты будешь распят на стволе этой пальмы, о Рушейд!»

И Рушейд постоянно приходил к этой пальме и поливал её. Однажды он пришёл и увидел, как её отрубили сверху, и остался только её ствол. Он сказал: «Приблизился мой срок!»

И не прошло несколько дней, как Ибн Зиял отправил людей за ним. Ибн Зияд сказал ему: «Расскажи мне что-то из лжи твоего Имама!» Рушейд сказал: «Я не лжец, и он не был лжецом. Он сообщил мне, что мои руки, ноги и язык будут отрезаны». Ибн Зияд сказал: «Отрежьте ему руки и ноги, а язык оставьте, чтобы ложь его Имама стала очевидной!» Когда ему отрезали руки и ноги и распяли на пальме, до Ибн Зияда достигли вести, что он рассказывает людям, собравшимся вокруг, удивительные вещи об Али (А). Тогда он велел отрезать и его язык.

Шейх Туси передал от Абу Хассана Аджали, что он встретился с рабыней Аллаха, дочерью Рушейда Хаджари и сказал ей: «Сообщи мне то, что ты слышала от своего отца». Она сказала, что слышала от него, как он передал, что повелитель верующих (А) сказал ему: «О Рушейд! Каким будет твоё терпение, когда рождённый от прелюбодеяния велит отрезать твои руки, ноги и язык?» Он сказал: «О повелитель верующих! И моим уделом будет Рай?» Он ответил: «Да, и ты – вместе со мной, как в ближнем мире, так и в будущем». И его дочь сказала: «Клянусь Аллахом, не прошло несколько дней с того времени, как он рассказал мне это, — и проклятый Ибн Зияд велел ему отречься от повелителя верующих (А). Он отказался сделать это. Тот сказал ему: “Что он сообщил тебе о твоей смерти?” Мой отец ответил: “Он сообщил мне, что ты призовёшь меня отречься от него, и я откажусь. И тогда ты велишь отрезать мне руки, ноги и язык”. Ибн Зияд сказал: “Клянусь Аллахом, я сделаю его слова ложью! Отрежьте ему только руки и ноги, а язык оставьте!”

Когда ему отрезали руки и ноги, я спросила у него: “Больно ли тебе от того, что с тобой сделали?” Он ответил: “Нет, я не чувствую боли, кроме того, что чувствуют люди при давке”. И когда вокруг него собрались соседи и знакомые и стали оплакивать его, он сказал: “Оставьте плач и принесите письменные принадлежности, дабы я сказал вам то, что будет до Судного Дня”. И он стал говорить, а они записывали. И когда вести об этом достигли незаконнорожденного, он сказал: “Его повелитель не солгал. Идите и отрежьте ему язык”. Они сделали это, и он умер в ту ночь».

Повелитель верующих (А) называл его «Рушейд Балайа». Он обучил его знанию бедствий и событий, и было много людей, которым он говорил: «Ты умрёшь так-то и так-то», «с тобой будет то-то», — и происходило то, о чём он говорил.

В «Бихаре» приведено из «Ихтисаса», что когда незаконнорожденный Зияд искал Рушейда, тот скрывался от него. В один из дней он пришёл в дом Абу Арака, который сидел там со своими друзьями. Абу Арака был одним из шиитов Куфы. Он испугался того, что Рушейд пришёл к нему, и сказал: «О Рушейд! Придя ко мне, ты сделал сиротами моих детей, ибо тебя ищут!» Рушейд сказал: «Никто не видел, как я зашёл сюда». Абу Арака сказал: «Ты смеешься надо мной?» Он спрятал его в комнатах и запер дверь, а затем вышел к своим друзьям и сказал: «Мне кажется, я видел, как человек сейчас зашёл сюда и прошёл мимо нас. Вы видели его?» Они сказали: «Мы ничего не видели».

Однако Абу Арака не успокоился и из-за страха решил сам пойти к Зияду и послушать, что там говорят. Если бы они обвинили его, что он прячет Рушейда, то он сам выдал бы его им. Поговорив с Зиядом, он понял, что тот ничего не знает.

Вдруг он увидел, как Рушейд приближается к ним и входит во дворец Зияда. Он подумал, что погиб, и схватился за голову руками. Рушейд же в это время спустился со своего мула и подошёл к Зияду. Увидев его, Зияд поздоровался с ним, обнял его и стал спрашивать о делах. Когда он ушёл, Ибн Арака спросил Зияда: «Кто этот шейх?» Тот ответил: «Это наш брат из Шама, который навестил нас».

Когда он вернулся к себе домой, увидел Рушейда запертым там же, где он его оставил. Он сказал: «Если у тебя есть всё это знание, то делай, что пожелаешь, и приходи ко мне, когда хочешь!»[7]

 

6. Зейд ибн Саухан Абди

Был из числа приближённых сподвижников повелителя верующих (А) и достиг мученичества при битве Джамаль.

Шейх Кишши передал, что когда Зейд упал со своего коня в битве Джамаль, повелитель верующих (А) подошёл к нему и сказал: «О Зейд! Ты был малым запасами (из этой дуньи), большим припасами (для будущего мира)».

Зейд поднял голову к нему и сказал: «Да наградит тебя Аллах лучшей наградой, о повелитель верующих! Я не знаю тебя иначе как сведущим об Аллахе. Клянусь Аллахом, я сражался рядом с тобой против твоих врагов не из-за невежества, но когда я услышал от Умм Салама хадис Гадир и то, что там произошло относительно тебя, я понял, какое наказание понесёт тот, кто оставил тебя. И я не захотел оставить тебя, ибо тогда Аллах оставил бы меня»[8].

Зейд был из числа глав табиинов и аскетов. Передано, что когда Айша достигла Басры, она написала ему: «От Айши, жены Пророка, к её сыну Зейду ибн Саухану. Когда тебя достигнет это моё письмо, то сядь в своем доме и отстрани людей от помощи Али ибн Аби Талибу, покуда не дойдёт до тебя другой мой приказ».

Он ответил ей: «Ты велишь нам не то, что было нам велено, и ты оставила то, что было тебе велено»[9].

Мечеть Зейда – одна из известных мечетей в Куфе. Известно его дуа, которое он читал в ночном намазе, и я привёл его в «Мафатихе».

Посланник Аллаха (С) сказал ему: «Твоя рука прежде тебя отправится в Рай». И его рука была отрублена в битве Нахаванд.

 

7. Сулейман ибн Сурад Хузаи

Его имя при джахилийи было Йасар, и Посланник Аллаха (С) назвал его Сулейманом. Он выбрал Куфу местом для своего жительства и построил в Хузаа дом себе. Он был главой своего племени.

Сулейман ибн Сурад присутствовал при Сиффине вместе с повелителем верующих (А). После смерти Муавии он был тем, кто собрал шиитов в своём доме, и они написали Хусейну (А) письмо, приглашая его в Куфу. Однако Сулейман не присутствовал при Кербеле вместе с ним.

Он сожалел из-за этого величайшим сожалением, совершил покаяние и решил посвятить остаток своей жизни мести за убитых при Кербеле. А потому на 65-м году хиджры он поднял восстание вместе с Мусейибом ибн Наджба, Абдуллахом ибн Саадом, Абдуллахом ибн Вали, Руфаа ибн Шаддадом и другими шиитами Куфы. Их стали называть «таввабинами» («кающимися»). Они стали убивать тех, кто участвовал в убийстве Хусейна (А), и направились за местью Омейядам в сторону Шама.

Они встретились с войском Омейядов при Эйн Варда – местечке в Джазира. Войско Шама состояло из тридцати тысяч человек, и его возглавляли Ибн Зияд, Хусайн ибн Нумейр и Шархабиль ибн Зиль Килаа. Между ними состоялась кровавая битва, и Сулейман ибн Сурад был убит стрелой, которую выпустил Хусайн ибн Нумейр. Затем был убит Мусейиб. Увидев это, шииты обнажили свои мечи как один человек и решили сражаться до конца. В это время к ним прибыла помощь из Басры в составе пятиста человек. И они утвердились в битве, повторяя: «О Господь наш, прости нам, ибо мы покаялись». Тогда Абдуллах ибн Саад был убит, но были убиты и предводители шиитов. А остальные разбежались по своим землям.

И в длинном хадисе от Муфаззаля о Раджаате говорится о будущем раджаате Сулеймана.

 

8. Сахль ибн Хунейф Ансари

Брат Усмана ибн Хунейфа. Он присутствовал при Бадре и Ухуде, проявив при Ухуде храбрость и стойкость.

Сахль ибн Хунейф также присутствовал при Сиффине с повелителем верующих (А) и умер при возврате из Сиффина.

Повелитель верующих (А) сказал: «Если бы горы полюбили меня, то они рассыпались бы на части»[10]. И это – из-за тех бедствий и испытаний, которым подвергаются любящие его в этом мире.

После его смерти повелитель верующих (А) облёк его в саван и прочитал над ним двадцать пять такбиров, сказав: «Если бы я прочитал над ним семьдесят такбиров, то он был бы достоин этого»[11].

 

9. Саасаа ибн Саухан Абди

Был из числа великих сподвижников повелителя верующих (А) вместе со своим братом Зейдом ибн Сауханом. Передано от Имама Садыка (А), что среди сподвижников повелителя верующих (А) не было никого, кто знал бы лучше право имамата повелителя верующих (А), чем Саасаа[12].

Саасаа принял Ислам ещё во время Посланника Аллаха (С), однако по той или иной причине не видел его. Он был из числа предводителей племени Абдукейс, известным своим красноречием, верующим, набожным, праведным.

Передал шейх Кишши, что однажды Саасаа заболел, и повелитель верующих (А) навестил его. Тогда он почувствовал от него гордость этим и сказал: «О Саасаа! Пусть твоя душа не увлечётся гордостью! Будь униженным пред Аллахом!» Саасаа сказал: «Я знаю, что Аллах почтил меня через тебя, по Его щедрости и милости»[13].

Передано, что когда Муавия прибыл в Куфу, он пожелал встретиться с теми людьми, о которых Имам Хасан (А) взял с него гарантию безопасности. Увидев среди них Саасаа, он сказал: «Клянусь Аллахом, я не хотел бы видеть тебя в числе тех, кому я обещал безопасность!» Саасаа ответил: «Клянусь Аллахом, я не хотел бы видеть тебя в числе тех, кого я вынужден приветствовать как халифа мусульман!»

Затем он поприветствовал его как халифа. Муавия сказал: «Если ты был правдив в своих словах, то поднимись на минбар и прокляни Али!»

Тогда Саасаа поднялся на минбар, восхвалил Аллаха, благословил Пророка (С) и сказал: «О люди! Я пришёл от человека, чьё зло выходит вперёд, а добро отстаёт. Он велит вам проклинать Али ибн Аби Талиба: так прокляните его, да проклянёт его Аллах!» И все сказали: «Амин».

Затем он вернулся к Муавии. Муавия сказал: «Клянусь Аллахом, своим проклятием ты не желал ничего иного, как проклятия мне! Вернись в мечеть и прокляни Али явно!»

Он вернулся и сказал: «Муавия велит мне проклинать Али ибн Аби Талиба, а я проклинаю того, кто проклинает Али ибн Аби Талиба». И все сказали: «Амин».

Когда Муавия узнал об этом, понял, что он не будет проклинать Али (А) и велел изгнать его из Куфы[14].

 

10. Абу Асвад Дували

Был из числа поэтов Ислама и сподвижников повелителя верующих (А). Присутствовал при Сиффине. Он был тем, кто заложил основы арабской грамматики (нахв), взяв их у повелителя верующих (А). Он также поставил точки над арабскими буквами Корана во времена Зияда.

Однажды Муавия послал ему сладостей. У него была дочь пяти или шести лет, которая съела некоторые из них. Абу Асвад сказал ей: «О моя дочь! Муавия отправил нам эти сладости, желая тем самым отвратить нас с пути вилаята повелителя верующих Али (А)». Она сказала: «Да обезобразит Аллах его лицо! Горе тому, кто отправил их и съел их!» А затем она постаралась сделать так, чтобы её стошнило, дабы в её желудке не остались эти сладости.

Абу Асвад умер от чумы на 69-м году хиджры в Басре в возрасте 85 лет.

 

11. Абдуллах ибн Аби Тальха

Из числа лучших сподвижников повелителя верующих (А). Он был тем, за кого Посланник Аллаха (С) прочитал дуа, когда он ещё не родился. Его мать – Умм Анас ибн Малик, которая была из числа лучших женщин ансаров. Когда Посланник Аллаха (С) совершил хиджру в Медину, женщины встречали его, даря ему подарки. Она же дала ему своего сына Анаса, сказав: «Я не владею ничем, кроме этого, о Посланник Аллаха! Возьми этого моего сына, чтобы он был тебе слугой!» Он принял её подарок, и Анас ибн Малик стал его слугой.

После Малика, отца Анаса, его мать вышла замуж за Абу Тальху, который был из числа лучших ансаров, выстаивавших молитвы ночью, постящихся днём. У него были поля, где он работал днём. Аллах даровал им ребёнка, который был больным. Когда Абу Тальха приходил с работы ночью, он спрашивал о нём. В один из дней ребёнок умер. Когда Абу Тальха пришёл и спросил о нём, его мать ответила: «Он успокоился и заснул». Абу Тальха обрадовался и сблизился со своей женой этой ночью.

Наутро она сказала ему: «Что ты скажешь о людях, которые взяли у других что-то взаймы, а когда наступило время вернуть это, стали плакать по этому?» Он сказал: «Эти люди сумасшедшие». Она сказала: «Тогда постарайся не быть похожим на них. Твой ребёнок умер. Он был тем, кого Аллах дал тебе взаймы. Иди же и похорони его!»

Когда Абу Тальха рассказал это Посланнику Аллаха (С), он удивился этой женщине и помолился за неё и её мужа этими словами: «О Аллах, благослови их этой ночью!» И той ночью Умм Анас забеременела Абдуллахом.

Когда его мать родила его, она запеленала ребёнка и отдала его Анасу, чтобы он показал его Посланнику Аллаха (С). Посланник Аллаха (С) взял его на руки и прочитал дуа за него. И он стал из числа лучших потомков ансаров.

 

12. Абдуллах ибн Будейл ибн Варака Хузаи

Абдуллах и его отец приняли Ислам прежде завоевания Мекки. Он присутствовал при Хунейне, Таифе и Табуке. Обладал величием и высоким положением. Он достиг шахадата при Сиффине вместе со своим братом Абдуррахманом.

При Сиффине он устремился на врагов с двумя мечами, так что расколол их ряды и достиг Муавии. Тогда они стали кидать в него заточенными камнями. Он сказал им: «Горе вам! Вы кидаете в меня камнями, когда не можете ничего сделать мечами?!» Но они продолжали кидать в него камнями, пока не убили.

Муавия подошёл к нему вместе с Абдуллахом ибн Амиром и хотел отдать приказ надругаться над его телом. Ибн Амир сказал: «Это не произойдёт, пока я жив!» Тогда Муавия оставил его.

 

13. Абдуллах ибн Джафар Тайар

Он был первым рождённым среди мусульман в Эфиопии. Вернулся в Медину после хиджры Пророка (С) вместе со своим отцом Джафаром ибн Аби Талибом, братом Имама Али (А).

Когда его отец Джафар Тайар погиб, Посланник Аллаха (С) пришёл к ним, и Абдуллах сказал: «Я помню, как Посланник Аллаха (С) пришёл к моей матери, оплакивая моего отца. Я смотрел на него, в то время как он гладил мою голову и голову моего брата, и из его глаз текли слёзы, так что его борода стала мокрой. И он сказал: “О Аллах, вот Джафар прибыл к Тебе: умножь его награду и сделай его преемниками его потомков самым лучшим образом!” Затем через три дня он снова пришёл к моей матери и сказал: “Не печалься, ибо я – их попечитель в ближнем мире и в будущем”»[15].

Абдуллах вырос сильным, богобоязненным, щедрым, терпеливым, скромным. Его щедрость достигала такой степени, что его называли «морем щедрости» (бахру ль-джуд). Когда некоторые упрекали его за его щедрость, он сказал: «Я был так щедр, что люди привыкли к дарам, и я боюсь, что если я прекращу свои дары для них, то Аллах прекратит Свои дары для меня»[16].

Передал Ибн Шахр-Ашуб, что Посланник Аллаха (С) проходил в один из дней мимо Абдуллаха ибн Джафара, который был ребёнком и играл в песке, строя из него дом. Посланник Аллаха (С) спросил его: «Зачем ты строишь его?» Он сказал: «Чтобы продать». Посланник Аллаха (С) сказал: «А что ты купишь на его стоимость?» Он ответил: «Куплю финики и съем». Тогда Посланник Аллаха (С) поднял руки и сказал: «О Аллах, благослови его в его торговле!»

Абдуллах затем говорил: «Что бы я ни купил или продал – получал благословение и прибыль в этом»[17].

И Аллах даровал ему столько имущества, что это вошло в пословицу, как вошла в пословицу и его щедрость, так что люди Медины, когда брали что-то в долг, говорили: «Верну его, когда Абдуллах ибн Джафар будет раздавать свои дары».

В «Муруджу захаб» передано, что когда у Абдуллаха ибн Джафара закончились средства, он пришёл в мечеть в пятницу и попросил у Аллаха смерти сказав: «О Аллах, Ты приучил меня к щедрости, а людей приучил к моим дарам. Если Ты желаешь отнять у меня имущество в этом мире, то не оставляй меня в нём больше!» И не прошло недели, как он умер.

Передано, что Абдуллах ибн Джафар умер в Медине на 80-м году хиджры и похоронен в Баки. Согласно другому сообщению, он умер в Абва на 90-м году хиджры и похоронен там.

После него осталось двадцать сыновей и, согласно другим сведениям, двадцать четыре. Из числа его сыновей – Мухаммад и Аун, которые погибли рядом с Хусейном (А) при Кербеле.

 

14. Абдуллах ибн Хаббаб ибн Арт

Когда хариджиты двигались к Нахравану, они проходили через место, где находились пальмы и вода. Абдуллах, увидев их, положил Коран на свою шею, и с ним была его жена и дети. Его жена в то время была беременной.

Они сказали ему: «Что ты скажешь об Али после судейства?»

Он ответил: «Али больше всех знает об Аллахе и является самым богобоязненным в религии».

Они сказали: «Этот Коран, который ты держишь на шее, велит нам убить тебя!» Они схватили его, погнали к реке, уложили там на землю и отрезали ему голову, как режут голову барану, и его кровь стекла в воду.

А затем он схватили его жену и вспороли ей живот, а также убили некоторых женщин, которые были с ними.

И передано, что в этой же пальмовой роще один из них взял финик, который упал на землю, и хотел его съесть, но другие закричали, чтобы он не делал этого (потому что грех есть чужое имущество). Другой из них хотел заколоть свинью, которая была там, но они сказали ему: «Это означает творить нечестие на земле!»

 

15. Усман ибн Хунейф

Брат Сахля ибн Хунейфа. Он был в числе первых, обратившихся к повелителю верующих (А), и был в числе его наместников над Басрой. Однажды его пригласили на трапезу, где присутствовали богачи Куфы, а бедняки сидели отдельно от них за завесой. Узнав об этом, повелитель верующих (А) написал ему: «О Ибн Хунейф, дошло до меня, что человек из числа юношей Басры пригласил тебя на гулянье и ты поспешил туда, прельщенный яркими красками и предложенными тебе чашами. Не думал я, что ты разделяешь трапезу людей, отвращающих бедняков и приглашающих богачей»[18].

Усман ибн Хунейф был тем, кого арестовали Тальха и Зубейр в Басре, убив многих из его людей. Они избивали его и вырвали ему бороду, а потом выгнали из Басры.

После войны Джамаль повелитель верующих (А) назначил Абдуллаха ибн Аббаса наместником над Басрой. Затем Усман жил в Куфе.

 

16. Удей ибн Хатам Таи

Был из числа любящих повелителя верующих (А). Участвовал в его битвах. Он принял Ислам на десятом году хиджры.

История его принятия Ислама состояла в следующем. Войско мусульман напало на Джабалу Тей и разрушили капище, которое находилось там, и разрушило их идолов. Удей, который был главой своего племени, бежал в Шам, а его сестра попала в плен. Её привели в Медину вместе с другими пленными. Увидев Посланника Аллаха (С), она сказала: «О Посланник Аллаха! Мой отец погиб, а мой брат пропал: так отпусти меня!»

Тогда он отпустил её и сказал ей, что когда мимо Медины будет проходить караван, следующий в её края, он отправит её с ними. Но она сказала, что желает отправиться к своему брату в Шам. Он дал ей припасы и отправил в Шам.

Когда она прибыла в Шам, встретила брата и рассказала ему свою историю. И сказала: «Я думаю, что нет успеха в этом и будущем мире, кроме как с Мухаммадом. А потому тебе лучше отправиться к нему и не медлить».

Тогда Удей собрался в дорогу и поспешил к Посланнику Аллаха (С). Он пришёл к нему на его собрание и сообщил ему о себе. Посланник Аллаха (С) хотел поговорить с ним, но тут к нему подошла старуха и стала рассказывать ему о своих нуждах. Удей сказал сам себе: «Не в обычаях царей и правителей, чтобы они оставляли свои дела ради старой женщины. Но это относится к обычаям пророков».

Вернувшись, Посланник Аллаха (С) оказал Удейю почести и щедрость. Он сам принёс ему подушку, чтобы подложить её под спину, но Удей сел на землю.

Таким было его благородное поведение, даже с неверующими.

В итоге Удей принял Ислам. Затем он жил в Куфе и присутствовал при Джамале, Сиффине и Нахраване вместе с повелителем верующих (А). Его глаз был поражён и стал слепым при Джамале. Он умер на 68-м году по хиджре в Куфе.

Во время правления Муавии тот сказал ему: «О Удей! Где твои сыновья? Почему я не вижу их с тобой?» Он ответил: «Они погибли, сражаясь за повелителя верующих (А)». Муавия сказал: «Али не был справедлив к тебе: твои дети погибли, а его остались живы». Удей ответил: «Я был несправедлив к Али: он погиб, а я жив».

Муавия сказал: «Знай, что из крови Усмана ещё осталась капля, которая не будет стёрта кроме как через смерть знатного человека из Йемена». Удей ответил: «Клянусь Господом тех сердец, которые наполнены ненавистью к тебе, что они ещё остаются в нашей груди, и что те мечи, которыми мы сражались с тобой, ещё на наших плечах. Знай, что быть с перерезанным горлом и умереть для нас лучше, чем слушать скверные речи об Али (А)! И обнажить меч, о Муавия, значит обнажить другой меч против него».

Муавия увидел, что для него лучше сдержать свой гнев, и прекратил этот разговор. Он также велел своим людям записать слова Удейя, ибо они были наполнены мудростью и пониманием.

 

17. Акыль ибн Аби Талиб

Брат повелителя верующих Али (А). Его кунья – Абу Язид. Передано, что он был младше своего брата Талиба на десять лет, Джафар был младше Акыля на десять лет, а повелитель верующих (А) был младше Джафара на десять лет.

Передано, что среди арабов не было кого-то более знающего о родословных арабов, чем Акыль. И он был известен быстротой своих ответов и красноречием.

Однажды он был у Муавии. Муавия спросил: «Расскажи мне, о Абу Язид, о моём войске и войске твоего брата, ведь ты видел оба!»

Акыль сказал: «Я видел войско моего брата, и его дни и ночи были как дни и ночи Посланника Аллаха (С). Я не видел никого, кроме молящихся, и не слышал никого, кроме читающих Коран. И я прошёл по твоему войску и не увидел никого, кроме лицемеров из числа тех, от кого убежала верблюдица Посланника Аллаха (С) в ночь Акаба».

Затем он спросил: «Кто рядом с тобой, о Муавия?» Он сказал: «Это Амру ибн Ас». Акыль сказал: «Это — тот самый, на отцовство которого претендовали шесть человек, и в итоге его отцом стал считаться погонщик верблюдов (Ас ибн Ваиль)».

Потом он спросил: «А кто этот другой?» Муавия сказал: «Заххак ибн Кейс». Он сказал: «Его отец был хорош в предоставлении в найм козлов».

Затем спросил: «А кто третий?» Муавия сказал: «Абу Муса Ашари». Акыль сказал: «Это сын воровки».

Тогда Муавия спросил: «А что ты скажешь обо мне?» Акыль ответил: «Не спрашивай меня об этом». Муавия сказал: «Ты должен сказать это». Акыль ответил: «Знаешь ли ты Хаммаму?» Муавия спросил: «Кто это?» Акыль сказал: «Я сообщил тебе». А затем ушёл.

Тогда Муавия отправил за знатоком родословных арабов и спросил у него: «Кто такая Хаммама?» Тот сказал: «Ты гарантируешь мне безопасность?» Муавия сказал: «Да». Тот ответил: «Хаммама – твоя бабушка, мать Абу Суфьяна. Она была блудницей при джахилийи и выставляла флажки у своих дверей»[19].

Однажды Муавия сказал Амру ибн Асу: «Вот Акыль: сейчас я посмеюсь над ним». Он подошёл к нему и сказал: «Добро пожаловать, о племянник Абу Лахаба!» Акыль ответил: «И тебе добро пожаловать, о племянник несущей хворост![20]». Муавия сказал: «Что ты думаешь о своём дяде Абу Лахабе?» Акыль ответил: «Когда войдёшь в Огонь, посмотри налево: увидишь его вместе с твоей тётей, несущей хворост».

Акыль умер на 50-м году хиджры в возрасте 96 лет.

 

18. Амру ибн Хамик Хузаи

Праведный раб, из числа апостолов врат знания Пророка (С), достиг высокого положения возле повелителя верующих (А). Присутствовал на всех его битвах – при Джамале, Сиффине и Нахраване.

После повелителя верующих (А) он жил в Куфе, и вместе с Худжром ибн Ади пытался воспрепятствовать тому, чтобы повелителя верующих (А) ругали по приказу Омейядов. Когда наместником Куфы стал незаконнорожденный Зияд, который арестовал Худжра, он бежал в Моусель и спрятался там в пещере. Затем его нашли люди Зияда и отрезали ему голову. Зияд отправил его голову Муавии, и тот велел воздеть её на пику. Это была первая голова, с которой ходили по улицам после Ислама.

Имам Хусейн (А) упоминает его в письме к Муавии, где он перечисляет его преступления: «Разве ты не убил Амру ибн Хамика, сподвижника Посланника Аллаха (С) – праведного раба, который посвятил себя поклонению, так что его тело иссохло, а цвет его кожи пожелтел? Ты убил его после того, как дал ему безопасность»[21].

Раванди и Ибн Шахр-Ашуб передали, что однажды, когда Амру ибн Хамик дал воды Посланнику Аллаха (С), он прочитал дуа за него, чтобы он остался молодым. И он жил восемьдесят лет, и при этом ни один белый волос не появился на его голове[22].

 

19. Канбар, слуга повелителя верующих (А)

Был его особым и приближённым слугой. Есть множество упоминаний о нём в хадисах.

Известен ответ Канбара, когда у него спросили, кто его господин. Он ответил: «Мой господин – тот, кто бил двумя мечами, ударял двумя копьям, молился на две киблы...»

Кишши передал, что он был убит Хаджжаджем Сакафи[23].

Передано, что когда его привели к Хаджжаджу, тот спросил: «Что ты делал, когда был слугой Али?» Канбар ответил: «Готовил ему воду для омовения». – «А что говорил Али, когда заканчивал совершение омовения?» — «Он читал этот аят: “Когда они забыли то, о чем им напоминали, Мы открыли пред ними ворота всего. А когда они радовались тому, что им было даровано, Мы внезапно схватили их, и вот, они — в отчаянии. И усечен был последний из тех людей, которые были неправедны. Хвала Аллаху, Господу миров!” (6: 44-45)». Хаджжадж сказал: «Как будто он имел в виду нас в тавиле этого аята?» Канбар сказал: «Да». Хаджжадж сказал: «Что ты скажешь, если я велю отрубить тебе голову?» Канбар ответил: «Скажу, что тогда я буду счастливым, а ты будешь несчастным»[24].

И он велел отрубить ему голову.

 

20. Кумейл ибн Зияд

Был из числа приближённых сподвижников повелителя верующих (А), посвящённым в тайны повелителя верующих (А). Его именем названо известное дуа, которое желательно читать каждую ночь пятницы и в середине шаабана. От него также передан известный хадис, когда повелитель верующих (А) взял его за руку в пустыне и сказал: «О Кумейл! Поистине, сердца – это сосуды, и лучшие из них – самые вместительные. Так сохрани то, что я скажу тебе. Люди бывают трех видов: один - ученый от Бога (то есть Имам), другой - обучающийся на пути спасения и последний - масса людей, тех, кто за всяким призывающим устремляется, по всякому ветру пускается, светом знания не просвещается и не хватается за прочный столп...»

Другой известный хадис – завещание повелителя верующих (А) Кумейлу: «О Кумейл, направь свою семью на стяжание благородных достоинств, чтобы вышли они в ночи исполнить нужды спящих, и, клянусь Слышащим все голоса, нет того, кто наполнит сердца других радостью, кому Аллах не даровал бы радость из милости, так что если придет к тому какая-то тягота, то выйдет она (радость) навстречу ей (тяготе), как вода в ручье, и изгонит ее, как изгоняют стадо диких верблюдов».

Кумейл одно время был наместником повелителя верующих (А). Затем он был убит по приказу Хаджжаджа ибн Йусуфа. Передано, что когда Хаджжадж стал наместником Ирака, он велел поймать Кумейла. Тогда Кумейл скрылся. Не в силах найти его, Хаджжадж велел отрезать средства для жизни от его семьи и племени. Тогда Кумейл сказал сам себе: «От моей жизни осталось немного, так что не подобает из-за этого лишать моих родственников средств к пропитанию». И он сам явился к Хаджжаджу. Тот сказал: «Я искал тебя, чтобы наказать». Кумейл ответил: «Делай, что хочешь, ибо от моей жизни все равно осталось немного. Скоро и я, и ты вернёмся к Аллаху. Мой повелитель (А) сообщил мне, что ты – мой убийца». Хаджжадж сказал: «Ты – из числа убийц Усмана», — и велел отрубить ему голову[25].

Это было на 83-году хиджры, и Кумейлу было тогда девяносто лет. Его могила располагается в Савия, что между Наджафом и Куфой.

 

21. Малик Аштар

Его имя – Малик ибн Харис Аштар Нахаи. Отточенный меч Аллаха, обращённый против Его врагов. Высокий своим положением, из числа приближённых сподвижников повелителя верующих (А). Его положение выше того, чтобы описывать его, и достаточно об этом слов Имама Али (А): «Да помилует Аллах Малика: он был по отношению ко мне как я по отношению к Посланнику Аллаха (С)»[26].

В 38-м году по хиджре он стал наместником повелителя верующих (А) над Египтом. Назначив его наместником, повелитель верующих (А) написал жителям Египта: «Я направляю вам раба из рабов Аллаха, что не спит во дни страха, не бежит от врага в минуты опасности, к нечестивцам беспощаднее, чем пламя нещадное, он — Малик ибн Харис, брат Мазхиджа. Слушайте его и подчиняйтесь повелениям его, в том, что соответствует истине. Поистине, он — меч из мечей Аллаха, чье острие не тупится и при ударе не промахнется: и если прикажет вам выступить, то выступайте, если прикажет стоять, то стойте»[27].

И повелитель верующих (А) написал ему известное длинное письмо, полное мудрости и тонких вещей, так что их не подсчитать. Это письмо может быть основным документом для правления любого наместника и правителя.

Передано, что когда известие о назначении Малика Аштара правителем Египта достигло Муавии, он велел правителю Ариша отравить его. Когда Малик прибыл в Ариш, тот спросил: «Какую еду он больше всего любит?» Ему сказали: «Мёд». Тогда он отравил некоторое количество мёда и доставил его в подарок Малику, хваля его достоинства и пользу. Малик отведал этого мёда и сразу же умер.

Также передано в других сообщениях, что он умер в Кальзаме и что его отравил Нафиа, слуга Усмана. Когда новость о смерти Малика достигла Муавии, он чрезвычайно обрадовался и сказал: «У Аллаха есть воинство из мёда!»[28].

Когда же эта новость достигла повелителя верующих (А), он сильно опечалился. А потом поднялся на минбар и сказал: «Аллаху мы принадлежим, и к Нему вернёмся! Хвала Аллаху, Господу миров! О Аллах, я ожидаю встретить его у Тебя. Его смерть – из числа величайших трагедий». А затем сказал: «Да помилует Аллах Малика! Он был верен своему завету, и исполнил договор, и встретил своего Господа. Мы обещали, что будем терпеть любое бедствие после бедствия смерти Посланника Аллаха (С), ибо это было из числа величайших бедствий».

Затем он спустился с минбара и отправился домой. К нему пришли люди из Нахаа и нашли в состоянии печали и горя по Малику. Он сказал: «О Малик! Кем был Малик! Если бы был он горой, то был бы мощной скалой, а если бы был камнем, то был бы прочной глыбой. Всадник его не догонит, и не достигнет вершины его птица! Клянусь Аллахом, твоя смерть ввергла в горе многих и обрадовала многих! По такому, как Малик, пусть плачут плачущие. Разве найдутся такие совершенные, как ты? И разве рожали женщины подобного Малику?»[29]

Малик Аштар, при его силе, был наделён такими качествами, как знание, мудрость, богобоязненность, храбрость и аскетизм.

В один из дней Малик ходил по рынку, как обычный человек, одевшись в очень скромную одежду, и в это время один из торговцев стал оскорбительно смеяться над ним и бросил в него отходами. Малик прошёл мимо и никак не отреагировал. Тому человеку сказали: «Разве ты не узнал того, над кем смеялся?» Он сказал: «Нет». Когда ему сообщили, кто это был, он огорчился и стал думать над тем, что Малик может сделать с ним, обладая такой огромной властью. Он немедленно стал разыскивать его. Ему сказали, что Малик в мечети. Он пошел в мечеть и стал приносить свои извинения. Малик сказал: «После того, что ты сделал, я пошел в мечеть и прочитал два ракята молитвы, дабы Аллах простил тебя»[30].

Посмотри же, какому поведению и ахляку научился Малик у повелителя верующих (А) – при том, что он был из числа предводителей его войска, и его храбрость была такова, что о ней слагали стихи!

Он был таков, что повелитель верующих (А) сказал о нём своим сподвижникам: «О, если бы среди вас было два таких, как он, или хотя бы один!»

 

22. Мухаммад ибн Аби Бакр

Из числа приближённых сподвижников повелителя верующих (А) и его апостолов. Он был как сын ему. Его мать — Асма бинт Умейс, которая была женой Джафара ибн Аби Талиба, а после него на ней женился Абу Бакр. Она родила ему Мухаммада во время Прощального хаджа. После Абу Бакра на ней женился повелитель верующих (А), и он воспитал Мухаммада на своих коленях, так что он не знал другого отца, помимо него. И повелитель верующих (А) сказал: «Мухаммад – мой сын из чресел Абу Бакра».

Мухаммад ибн Аби Бакр присутствовал при Джамале и Сиффине, а после Сиффина повелитель верующих (А) поставил его над Египтом. В 38-м году хиджры Муавия отправил Амру ибн Аса, Муавию ибн Худейджа и Абу Авара Салми с большим войском в Египет. Все они были из сподвижников Усмана. Они захватили Мухаммада ибн Аби Бакра в плен, а потом Муавия ибн Худейдж отрубил ему голову, в то время как он был жаждущим. Затем они сожгли его тело. Мухаммаду было тогда двадцать восемь лет.

После его убийства повелитель верующих (А) был сильно опечален и написал о нём Ибн Аббасу: «Вот, Египет был захвачен, а Мухаммад ибн Аби Бакр – да помилует его Аллах - пал смертью мученика, и перед ликом Аллаха мы почитаем его как праведного сына, работника добродетельного, как меч разящий, как опору защитную. Я призывал людей присоединиться к нему, призывал их поддержать его прежде, нежели произошло это событие, призывал их тайно и открыто, снова и снова, и среди них были те, кто явился подневольно, и были такие, кто отговорился лживыми отговорками, и те, кто отстранился от моего призыва. Я прошу Аллаха Всевышнего, чтобы Он даровал мне скорейшее избавление от них; и, клянусь Аллахом, если бы не мое стремление при встрече с врагом снискать смерть мученика и не приготовление души моей к неизбежной смерти, мне было бы милее не находиться с ними ни одного дня, не встречаться ни с одним из них никогда»[31].

Когда Ибн Аббаса достигла эта весть, он прибыл в Куфу, чтобы выразить соболезнования повелителю верующих (А).

И повелитель верующих (А) сказал: «У меня был воспитанник, которого я считал своим сыном. Он был предан мне, и поэтому мы скорбим, и у Аллаха – расчёт».

 

23. Мухаммад ибн Аби Хузейфа ибн Утба ибн Абдушамс

Он был сыном дяди Муавии, однако являлся сподвижником повелителя верующих (А), его помощником и шиитом. Оказался надолго заточён в тюрьму Муавии. Однажды Муавия велел вывести его на день из тюрьмы и сказал ему: «О Мухаммад! Когда же ты прозреешь и оставишь своего повелителя Али? Разве ты не знаешь, что Усман был убит угнетённым и что Айша, Тальха и Зубейр вышли, чтобы отомстить за его кровь, и что Али был тем, кто отправил убийц к нему? А мы сейчас мстим за его кровь».

Мухаммад сказал: «Ты знаешь, что я – самый близкий к тебе человек по родству и знаю больше всех о тебе. Ты говоришь, что мстишь за кровь Усмана, тогда как, клянусь Аллахом, я не знаю никого, кто виновен в крови Усмана, кроме тебя! Он поставил тебя над Шамом, и мухаджиры и ансары стали требовать у него устранить тебя, но он отказался. И тогда они убили его. Клянусь Аллахом, Айша, Тальха и Зубейр и были тем, кто побуждал к убийству Усмана, и их соучастниками в этом были Абдуррахман ибн Ауф, Ибн Масуд, Аммар и все ансары».

А затем он сказал ему: «Клянусь Аллахом, с тех пор, как я знал тебя при джахилийи, ты не изменился при Исламе, и Ислам не изменил тебя даже на немного. И доказательства этого очевидны. Ты порицаешь меня за любовь к Али, тогда как с Али вышли все молящиеся и постящиеся, все мухаджиры и ансары, а с тобой вышли сыновья лицемеров и рабов. Ты обманул их в их религии, а они обманули тебя в ближнем мире.

Клянусь Аллахом, о Муавия, не скрыто от тебя то, что ты совершил, и не скрыто от них то, что они совершили, когда вошли они под гнев Аллаха, подчинившись тебе! Клянусь Аллахом, я буду любить Али ради Аллаха и Его Посланника и буду ненавидеть тебя ради Аллаха и Его Посланника».

Тогда Муавия велел вернуть его в темницу, и он умер там[32].

Его отцом был Абу Хузейфа, который относился к числу сподвижников Посланника Аллаха (С) и присутствовал с ним при Бадре, где был убит его брат. Он погиб в битве при Йамама в сражении с лжецом Мусейлимой.

 

24. Мейсам Таммар

Был из числа самых приближённых сподвижников повелителя верующих (А) и его апостолов. Он обучался у него знаниям и был хранителем его тайн. И о его знаниях достаточно того, что он говорил Ибн Аббасу, который сам учился у повелителя верующих (А) тафсиру Корана и был сыном дяди Пророка (С): «О Ибн Аббас! Спрашивай меня о том, о чем пожелаешь из тафсира Корана, ибо я прочитал его танзиль повелителю верующих (А), и он обучил меня его тавилю». Ибн Аббас велел принести ему письменные принадлежности и записывал то, что говорил Мейсам[33].

Мейсам был известен своим аскетизмом и поклонением.

Передал Абу Халид Таммар: «Я был с Мейсамом Таммаром, плывя на корабле по Фурату в пятницу. Поднялся ветер, и Мейсам сказал: “Укрепите носы ваших кораблей, ибо этот ветер станет сильным. В этот час умер Муавия”. В следующую пятницу прибыл человек из Шама и сказал, что Муавия умер, и люди присягнули Язиду. Я спросил у него: “В какой день он умер?” Он ответил: “В пятницу”».

И мы уже приводили хадис о его сообщении Хабибу ибн Музахиру о его смерти.

Шейх Маджлиси передал от Кишши и Муфида, что Мейсам был рабом у женщины из племени Асад. Повелитель верующих (А) купил его и освободил. Он сказал: «Как твоё имя?» Он ответил: «Салим». Повелитель верующих (А) сказал: «Посланник Аллаха (С) сообщил мне, что твоё имя, которым назвал тебя твой отец, было Мейсам». Он сказал: «Да, клянусь Аллахом, таково моё имя». Повелитель верующих (А) сказал: «Вернись же к имени, которым назвал тебя Посланник Аллаха (С)». И он вернулся к имени Мейсам, а его куньей стало Абу Салим[34].

И повелитель верующих (А) сказал ему: «Ты будешь схвачен после меня, распят и проткнут копьём. На третий день кровь пойдёт из твоего рта и носа и обагрит твою бороду. Тебя распнут на воротах дома Амру ибн Хариса вместе с девятью другими. Иди же со мной, и я покажу тебе пальму, на стволе которой ты будешь распят», — и он показал её ему[35].

И в другом сообщении передано, что повелитель верующих (А) сказал ему: «Что будет с тобой, о Мейсам, когда тебя позовёт незаконнорожденный Убейдуллах ибн Зияд и велит тебе отречься от меня?» Он сказал: «Клянусь Аллахом, я не отрекусь от тебя!» Али (А) сказал: «Тогда, клянусь Аллахом, он убьёт тебя и распнёт тебя». Мейсам сказал: «Я вытерплю это, и это ради Аллаха ещё мало». Повелитель верующих (А) сказал: «О Мейсам! Тогда ты будешь со мной на моей степени».

После смерти повелителя верующих (А) Мейсам приходил к этой пальме, читал намаз возле неё и говорил: «Благословенная ты пальма; я создан для тебя, а ты предназначена для меня». И он приходил к Амру ибн Харису и говорил: «Когда я стану твоим соседом, будь мне хорошим соседом». Амру спрашивал: «Ты хочешь купить дом Ибн Масуда или дом Ибн Хакама?» Он не знал, о чём говорит Мейсам[36].

Когда незаконнорожденный Ибн Зияд решил убить Мейсама, он вызвал его к себе и сказал: «Ты Мейсам?» Он ответил: «Да». Присутствующие там сказали: «Он – из числа приближённых к Абу Турабу». Ибн Зияд сказал: «Он же неараб!» Потом он повернулся к Мейсаму и спросил: «Где твой Господь?» Он сказал: «Мой Господь – в засаде против каждого угнетателя, и ты – в числе угнетателей». Ибн Зияд сказал: «Ты смеешь говорить так, хотя ты не араб? Отрекись от Абу Тураба!» — «Я не знаю Абу Тураба». – «Отрекись от Али ибн Аби Талиба!» — «А если я не сделаю этого?» — «Тогда, клянусь Аллахом, я убью тебя!» — «Мой господин сказал мне, что ты убьёшь меня и распнёшь меня с девятью другими на двери дома Амру ибн Хариса». – «Я сделаю не так и раскрою его ложь!» — «Как же ты сделаешь не так, если он сообщил мне это от Посланника (С) от Джабраила от Аллаха? Я знаю место моего убийства и его расположение в Куфе, и знаю, что я буду первым в Исламе, кому в рот наденут конскую узду».

Тогда он был арестован. И вместе с ним был арестован Мухтар. Он сказал ему в тюрьме: «Ты избежишь смерти и выйдешь, требуя мести за кровь Хусейна, и ты убьёшь этого человека».

Когда Мухтара повели, чтобы убить его, прибыл гонец от Язида, который велел отпустить его. А Мейсама привели к дому Амру ибн Хариса и распяли там. Тогда Амру понял, что означали его слова. Будучи распятым, Мейсам говорил о достоинствах Али (А) и наследников Пророка (С), проклинал Омейядов и говорил о будущем упадке их власти. Ибн Зияду сказали: «Этот раб опозорил вас». Он сказал: «Воткните ему в рот узду!» И они сделали это.

Когда прошло три дня, к нему пришёл человек с копьём и сказал: «Клянусь Аллахом, я проткну тебя этим копьём, хотя я знаю, что ты постился днями и выстаивал молитвы ночами!» И он проткнул его живот копьём. И кровь полилась из его рта и носа на его бороду и грудь, и его дух покинул тело. Это было за десять дней до прихода Хусейна (А) в Ирак.

 

25. Хашим ибн Утба ибн Аби Ваккас

Его прозвище – Миркаль. Словом «иркаль» называют быстрый удар.  «Миркалем» его называли потому, что он наносил быстрые удары по своим врагам в битвах.

Он был сподвижником Посланника Аллаха (С) и принял Ислам после покорения Мекки. При Сиффине он сражался на стороне повелителя верующих (А), и сражался он наилучшим образом.

Когда был убит Усман, и люди принесли присягу повелителю верующих (А), новости достигли Куфы, и люди стали спрашивать у Абу Мусы Ашари, который был назначен наместником Куфы со стороны Усмана, почему он не приносит присягу. Абу Муса стал говорить, что ждёт прояснения дел. Тогда Хашим пришёл к Абу Мусе Ашари и сказал: «Чего ты ожидаешь? Ты ждёшь, что Усман вернётся к жизни? Присягни, о Абу Муса, лучшему из этой уммы!» Затем он протянул свою левую руку и положил на неё правую и сказал: «Это – для Али, а это – для меня. Я присягнул Али». А затем сказал:

«Я присягаю, не медля, Али

И не страшусь Абу Мусы Ашари:

Я присягаю ему и знаю, что вызову этим

Довольство Аллаха и Пророка».

Хашим достиг шахадата при Сиффине. После его смерти его знамя взял его сын, который стал сражаться с людьми Шама и тоже погиб. В некоторых источниках передано, что он погиб рядом с Хусейном (А) при Кербеле, однако это кажется далёким от истины, а Аллах знает лучше.

 

[1] «Бихар», том 42, С. 155.

[2] «Тараифу ль-макаль», том 2, С. 595.

[3] «Тараифу ль-макаль», том 2, С. 596.

[4] «Ихтийар маарифати риджаль», том 1, С. 299.

[5] «Гадир» Амини, том 11, С. 57; «Тарих» Ибн Асира, том 8, С. 55.

[6] «Ихтийар маарифати риджаль», том 1, С. 292.

[7] «Бихар», том 42, С. 140.

[8] «Ихтийар маарифати риджаль», том 1, С. 284.

[9] Там же.

[10] «Тухафу ль-укуль», С. 344.

[11] «Бихар», том 42, С. 159.

[12] «Хуласа» Алламе Хилли, С. 171.

[13] «Ихтийар маарифати риджаль», том 1, С. 284.

[14] «Ихтийар маарифати риджаль», том 1, С. 285.

[15] «Маджалису ль-муминин», том 1, С. 193; «Мустадрак васаиль», том 2, С. 359.

[16] «Маджалису ль-муминин», том 1, С. 193.

[17] «Манакиб», том 1, С. 84.

[18] «Нахдж уль-балага», письмо 45.

[19] «Бихар», том 42, С. 113.

[20] Женой Абу Лахаба была сестра Абу Суфьяна, тётя Муавии, которую Аллах назвал «несущей хворост» в Огне.

[21] «Бихар», том 44, С. 213.

[22] «Манакиб», том 1, С. 84.

[23] Наместник Омейядов, маньяк, лишённый даже зачатков человечности.

[24] «Ихтийар маарифату риджаль», том 1, С. 290.

[25] «Иршад» Муфида, С. 154.

[26] «Гадир» Амини, том 9, С. 40.

[27] «Нахдж уль-балага», письмо 38.

[28] «Бихар», том 33, С. 590.

[29] «Бихар», том 33, С. 592.

[30] «Бихар», том 42, С. 157.

[31] «Нахдж уль-балага», письмо 35.

[32] «Бихар», том 33, С. 244.

[33] «Бихар», том 42, С. 128.

[34] «Бихар», том 41, С. 243.

[35] «Бихар», том 42, С. 124.

[36] «Бихар», том 42, С. 124.

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.