Под «заступничеством» (шафаат – شفاعت) в Коране понимается посредничество святых и избранных Аллахом людей для приближения других рабов Божьих к милости и прощению Господа и спасения их от адского Огня.
Кто наделен правом шафаата? В том, что все Пророки и Пророк Ислама (ДБАР) наделены шафаатом, согласны и шииты, и «сунниты». Риваят от Имама Садыка (А) говорит, что ни один Пророк или Посланник не сможет заступаться, пока Аллах не даст ему разрешение, кроме Пророка Ислама (ДБАР), которому Аллах дал право шафаата прежде Воскрешения (Тафсир Аль-Мизан, том 1, С. 238).
О том, что правом шафаата обладают также Имамы из Ахль уль-Бейт (А), существует множество аятов Корана и хадисов. Например, Имам Садык (А) сказал об аяте: «И нет у нас застуников (шафиин) и друга искреннего» (Поэты, аят 100-102) – «Заступники (шафиин – те, кто делают шафаат) – это Имамы, а искренний друг – это верующие» (Бихар, том 8, С. 42).
Также есть большое количество риваятов о шафаате Фатимы (мир ей) и детей Фатимы (А), не являющихся Имамами (сейидов) и даже простых верующих. Так, Посланник Аллаха (ДБАР) сказал: «Не считайте незначительными бедняков из шиитов Али и семейства Али, ибо каждый из них сделает шафаат целому племени» (Бихар, том 8, С. 59; Микьяль уль-макарим, том 1, С. 454).
Также есть много риваятов о шафаате ученых Ислама и шахидов.
Имам Садык (А) сказал: «Когда настанет День Суда, Аллах изберет знающих и поклонявшихся и потом скажет знающим: “Остановитесь и заступитесь (сделайте шафаат) для людей”» (Бихар, том 8, С. 59).
Заступаться будут также те, кто делал зиярат к могиле Имама Хусейна (А). Имам Садык (А) сказал: «Посетившим могилу Имама Хусейна, мир ему, будет сказано: “Возьмите за руку того, кого пожелаете, и ведите его в Рай”» (Бихар, том 101, С. 27; Микьяль уль-макарим, том 1, С. 444-445).
Кроме того, шафаат будут делать ангелы, а также сам Коран.
Итак, правом шафаата наделены: Пророки (А), Пророк Ислама (ДБАР), Имамы (А), Фатима Захра (А), ее потомки (сейиды), ангелы, шахиды, ученые, верующие, паломники могилы Имама Хусейна (А) и Коран.
Теперь, когда установлены те, кто будет делать шафаат, возникает вопрос: как заслужить их шафаат?
Те дела, которые человек совершал в ближнем мире, в День Суда предстанут перед ним в зримой и воплощенной форме, в своей подлинной сущности. А также духовные отношения, которые существовали между людьми в этом мире, приобретут там зримый образ. Например, если кто-то на земле стал причиной того, что другой человек встал на прямой путь – это будет показано ему. И точно так же с теми, кто вводил людей в заблуждение. Фараон, который в ближнем мире был вождем заблудшим, окажется воскрешен как имам заблуждения, как имам Огня и причина попадания своего народа в Ад.
Таким образом, кто за кем следовал в этом мире – за тем он будет следовать и в мире будущем, и от него он получит шафаат.
И тем самым Посланник Аллаха (ДБАР) будет воскрешен как заступник (шафи) Али и Фатимы (А), Али и Фатима (А) – как заступники Хасана и Хусейна (А), Хасан и Хусейн (А) – как заступники всех остальных Имамов, и каждый Имамы – как заступник следующего Имама, и все они – как заступники своих учеников и шиитов. Так образуется цепочка, и даже ученые будут делать шафаат за своих учеников. На вершине же этой цепочки спасенных находится Посланник Аллаха, да будет мир над ним и родом его! Отсюда ясно, почему в риваятах пришло, что Имам Хусейн (А) сделает шафаат за очень многих людей и многих выведет в Рай – причина этого в том, что школа и община Имама Хусейна (А) является самой многочисленной из всех школ и общин, шедших по правильному пути.
Шафаат – это та же самая милость Аллаха, которая является одним из Его атрибутов. Ибо Аллах есть источник всего блага и всякого прощения, и когда это прощение Господа получает выражение посредством определенных людей, оно начинает называться «шафаатом».
Теперь разберем аяты Корана о шафаате.
Слово «шафаат» (شفاعت) с его производными употребляется в Коране около 30 раз.
Случаи, в которых оно используется, следующие:
1. В виде отрицания шафаата. Такой аят только один:
«О те, которые уверовали! Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, прежде чем придет день, когда не будет ни торговли, ни дружбы, ни заступничества» (сура Корова, аят 254).
То, что шафаат в этом аяте отрицается, тогда как во многих других он утверждается – это специфика Корана, которая касается также и других вопросов. Здесь имеется в виду недоступность шафаата для тех, кто надеется только на него и не выполняет в земной жизни того, что требует от них Коран.
Уже в следующем аяте, известном как «аят Курси», шафаат заново утверждается: «Кто заступится пред Ним, иначе как с Его позволения?» (сура Корова, аят 255).
Иначе говоря, в приведенном выше аяте, отрицается не шафаат как таковой, а ложный шафаат, ложная вера в шафаат – чтобы сразу вслед за этим восстановить истинный шафаат.
Коран часто поступает так же и с другими вопросами, например, в случае вилаята (покровительства). В одних аятах вилаят кого-то, кроме Аллаха, отрицается, в других — утверждается. Чтобы прийти к Истине, мы должны брать и анализировать аяты Корана по той или иной теме в их полноте и совокупности, потому что метод Корана в целом и состоит как раз в том, чтобы отвергать какое-то явление в его ложных сторонах (как, например, вилаят идолов, которых просили о заступничестве мушрики, или шафаат в том же значении) и тут же заново утверждать это же явление с его истинной, угодной Аллаху стороны.
2. Аяты, в которых шафаат отрицается в отношении иудеев, например:
«И бойтесь дня, когда душа ничем не возместит за другую душу, и не будет принято от нее заступничество, и не будет взят от нее равновес, и не будет им оказано помощи!» (сура Корова, аят 48).
Это связано с тем, что иудеи имели особую акыду относительно Дня Суда, согласно которой спасутся и попадут в Рай только они как «избранный народ». Иудеи говорили: «Мы рождены от Пророков, а потому в День Суда они сделают за нас шафаат». Но Коран решительно отвергает такую точку зрения, утверждая, что спасутся и удостоятся шафаата только те, кто веровал и творил добрые дела, а не те, кто принадлежит к некоему племени или народу.
3. Аяты, в которых шафаат отрицается в отношении неверующих:
«Неужели ждут они чего-либо, кроме толкования этого? В тот день, когда придет толкование его, скажут те, которые забыли его раньше: «Приходили посланники Господа нашего с истиной. Есть ли у нас заступники, которые заступятся за нас? Или мы будем возвращены и будем делать не то, что делали?» Они нанесли убыток самим себе, и исчезло от них то, что они измышляли!» (сура Преграды, аят 53).
4. Аяты, в которых шафаат отрицается в отношении тех идолов, которым поклонялись многобожники:
«…и Мы не видим с вами ваших заступников, о которых вы утверждали, что они для вас – товарищи» (Сура Скот, аят 94).
«И поклоняются они помимо Аллаха тому, что не вредит им и не помогает, и говорят: «Это — наши заступники у Аллаха». Скажи: «Разве вы сообщите Аллаху о чем-либо, чего Он не знает в небесах и на земле? Хвала Ему, и превыше Он того, что они Ему придают в соучастники!»» (сура Йунус, аят 18).
«Не будет у них из их сотоварищей заступников, и не будут они веровать в своих сотоварищей» (сура Рум, аят 13).
«Разве я стану брать себе помимо Него богов? Если пожелает Милосердный мне зла, ни от чего меня не избавит заступничество их, и не спасут они меня» (сура Йа Син, аят 23).
Большинство толкователей считают, что «заступники», которых будут призывать в день Суда неверующие – это те идолы, которым они поклонялись и в отношении которых они думали, будто те приблизят их к Аллаху. Но эти идолы не принесут им никакой пользы, и не заступятся за них.
Здесь мы снова встречаемся с той же ситуацией, что была рассмотрена нами в пункте 1 – Коран отрицает ложных заступников, чтобы затем установить заступников истинных (т.е. Пророка и его Ахль уль-Бейт). Точно так же как Коран отверг ложных вали («покровителей и помощников») и поставил вместо них вали («покровителей и помощников») истинных, то есть тех же Пророка и его Ахль уль-Бейт, мир им.
Поскольку же противники шиитов, прежде всего ваххабиты, не обращают никакого внимания на вторую, утверждающую группу аятов, они все валят в одну кучу, приходя к отрицанию как вилаята, так и шафаата. Они – те, кто не постиг Коран совершенно, выбрав из него только то, что им нравится и подходит под их суеверия и отбросив всё, что им не нравится и не согласуется с их ложной акыдой.
Перейдем же теперь к аятам, которые на расчищенном месте, которое осталось после отрицания ложного шафаата, заново утверждают шафаат ИСТИННЫЙ:
1. Аяты, которые относят источник шафаата только к Аллаху:
«Нет для них помимо Него покровителя и заступника, — может быть, они будут богобоязненны!» (Скот, аят 51).
«Напоминай при помощи него, что душа погибнет за то, что она приобрела. Нет у нее помощника, помимо Аллаха, или заступника!» (Скот, аят 70).
«Аллах — тот , который сотворил небеса и землю и то, что между ними, в шесть дней, потом утвердился на троне. Нет у вас помимо Него защитника и заступника» (Поклон, аят 4).
«Скажи: «Аллаху принадлежит заступничество полностью. Ему принадлежит власть над небесами и землей, потом к Нему вы будете возвращены»» (Толпы, аят 44).
2. Аяты, говорящие о том, что шафаат осуществляется не иначе как с позволения Аллаха:
«Нет заступника иначе, как после Его позволения» (Йунус, аят 3)
«Кто заступится пред Ним, иначе как с Его позволения?» (Корова, аят 255)
«Не получат они заступничества, кроме тех, кто взял с Милосердного договор (ахд)» (Марьям, аят 87).
В риваяте пришло, что Абу Басир спросил у Имама Садыка (А) о значении слова «договор» (ахд) в этом аяте. Сказал Имам Садык (А):ولایه امیرالمومنین و الائمه من بعده صلوات الله علیه و علیهم ، فهو العهد عند الله – «Тот, кто приближается к Аллаху через вилаят повелителя верующих и Имамов после него – это он обладатель такого договора пред Аллахом» (Нуру ссакалайн, том 3, С. 362).
«В тот день не поможет заступничество, кроме тех, кому позволит Милосердный и кому благоволит разрешить речь» (Та Ха, аят 109).
«Не поможет пред Ним заступничество, кроме тех, кому Он позволит» (Саба, аят 23).
3. Аяты, устанавливающие условия осуществления шафаата:
«И не могут те, когда вы призываете вместо Него, заступиться, кроме тех, кто свидетельствует об истине, и они знают» (Украшения, аят 86).
Свидетельство об истине означает свидетельство Единобожия, и, согласно этому аяту, правом шафаата обладают ангелы, Пророки и Имамы (А), потому что в другом аяте сказано:
«Свидетельствует Аллах, что нет божества, кроме Него, и ангелы, и обладающие знанием, которые стойки в справедливости: нет божества, кроме Него, великого, мудрого!» (Семейство Имрана, аят 18).
«Он ведает их прошлое и будущее. Они заступаются только за тех, кем Он доволен, а сами трепещут от страха перед Ним» (Пророки, аят 28).
«Никто не обретет права заступничества, кроме тех, у кого был завет (договор – ахд) с Аллахом» (Марьям, аят 87).
Как мы уже говорили, значение слова «завет» (договор – ахд) – это признание вилаята Али (А) и его потомков, как сказано — ولایه امیرالمومنین و الائمه من بعده صلوات الله علیه و علیهم ، فهو العهد عند الله, то есть: «Вилаят повелителя верующих и Имамов после него, мир им всем, — это завет с Аллахом» (Нуру ссакалайн, том 3, С. 361).
Это означает, что никто, кроме входящих в систему руководства (вилаята) Ахль уль-Бейт, не удостоится права заступничества в Судный День.
Наконец, еще один аят из этой группы:
«Сколько ангелов в небесах, заступничество которых ни от чего не избавит,
если только не после того, как дозволит Аллах тем, кому Он пожелает и соблаговолит!» (Звезда, аят 26-27).
Это означает, что тот, чьим вероубеждением и поведением Аллах не доволен, утратил право заступничества. В особенности это касается группы угнетателей (залимун), о которых отдельно сказано: «И нет у угнетателей ни друга, ни заступника» (Прощающий, аят 18).
По поводу последней группы аятов необходимо отдельно отметить, что они полностью разрушают суеверные вероубеждения ваххабитов, которые считают «мушриком» каждого, кто надеется на помощь и заступничество творений Аллаха в этом мире и в будущем. Согласно только что приведенным аятам, такое заступничество с позволения Аллаха возможно и необходимо. А значит, возможен и необходим тавассуль (посредничество) к тем, кому доверен шафаат, прежде всего Пророку (ДБАР) и Имамам его рода (А).
Религиозная неграмотность и темнота ваххабитов приводит их к тому, что они не в состоянии понять разницу между тем, кто поклоняется кому-то кроме Аллаха, чтобы тот приблизил его к Аллаху и заступился перед Ним (как это делали мушрики в Мекке) – и тем, кто поклоняется только Аллаху и, кроме Него, признает заступников, которые по Его воле способны сделать верующего ближе к Нему и смягчить ряд его грехов. При этом второй случай (а это и есть случай шиитов) состоит в том, что верующих не поклоняется своим заступникам перед Аллахом, а ЛЮБИТ их и через любовь к ним ищет приближения к Аллаху, как заповедано в аяте «маваддату филь курба» (любовь к близким Пророка):
«Скажи: “Я не прошу у вас награды, кроме как любви к близким”» (Совет, аят 23).
Эту разницу между ПОКЛОНЕНИЕМ Ахль уль-Бейт, которое является абсолютно запретным, и коранической ЛЮБОВЬЮ (мавадда) к ним, которая является обязательной для всех людей, ваххабиты не понимают и в силу своего невежества постоянно путают то и другое.
Смысл шафаата, как и тавассуля – вовсе не испрашивание помощи у кого-то кроме Аллаха, и не надежда на уничтожение грехов, и не попытка переложить ответственность за свои грехи на кого-то другого. Суть шафаата и тавассуля состоит в том, что они являются ШКОЛОЙ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ ВЕРУЮЩИХ, поднимающей их души к тем избранным людям, которые стоят выше их, являясь Пророкам и Имамами Единобожия.
Шафаат и тавассуль устанавливают духовную связь между обычным человеком и аулия Аллаха. А поскольку аулия установлены и поставлены на земле не кем иным, как Самим Аллахом, то шафаат и тавассуль являются связью с Самим Аллахом, чистой формой поклонения Ему.
Тот, кто надеется на заступничество Пророка и пречистых Имамов, не имеет никакого иного пути, кроме как становиться похожим на них, пропитывать их волей и их примером всю свою жизнь и все свои поступки.
Добавить комментарий