Приведение хадисов из книг людей массы относительно имамата повелителя верующих Али (А) необходимо из соображений завершения довода и призыва к благому. Но между тем, учитывая наличие преданий, достигающих степени полной достоверности (мутаватир) о том, что в этой личности были собраны все условия, необходимые для имамата, потребность в таком приведении отпадает. Риваяты, приведённые в книгах людей массы, под именем «сахих» (достоверные), являются аргументом для них в соответствии с критериями достоверности, принятыми у них.
Следование Сунне Посланника (ДБАР) является необходимым с точки зрения разума ввиду его непорочности, а с точки зрения Книги ввиду того, что: «и что даровал вам посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь» (59:7).
Из Сунны прежде всего принимаются хадисы, относительно которых установлена их достоверность (сахих), и следование которым является обязательным, согласно приказу Бога. Приведем хадис, достоверность которого признана как людьми массы, так и людьми элиты. Он передан по различным цепочкам; мы приведём, как передал его Зейд ибн Аркам:
«Когда Посланник Аллаха (ДБАР) возвращался из Прощального хаджа и пришёл в местечко Гадир Хум, он велел людям собраться и сказал: „Скоро я буду призван и отвечу на призыв. Я оставляю среди вас две драгоценности (сакалейн), одна из них больше, чем другая: Книгу Аллаха и мой род. Смотрите же, как вы будете обращаться с ними после меня! Поистине, они не отделятся друг от друга, пока не присоединятся ко мне у райского источника“. Потом он сказал: „Поистине, Аллах — мой повелитель, а я — повелитель всех верующих“. Потом он поднял руку Али и сказал: „Кому я повелитель, тому и Али повелитель! О Аллах, дружи с тем, кто дружит с ним, и враждуй с тем, кто враждует с ним!“»¹.
Имамат над уммой был так важен для Посланника Аллаха (ДБАР), что он говорил о Коране и Ахль аль-Бейт (своём роде) не только при Прощальном хадже, но и находясь на пороге смерти, когда сподвижники собрались в его комнате. В ряде хадисов это его завещание упоминается как «я оставил вам две драгоценности»², в других — как «я оставляю среди вас двух наместников (халифов)»³, в третьих — «я оставляю среди вас две драгоценности»⁴. В одних хадисах говорится: «Они никогда не отделятся друг от друга»⁵, а в других — «не опережайте их, иначе погибнете, и не поучайте их, ибо они знают больше вас»⁶. Также этот хадис передан следующим образом: «Поистине, я оставляю среди вас две вещи (или два повеления): если вы будете следовать им, никогда не собьётесь с пути»⁷.
Поскольку разъяснение всех смыслов этого хадиса невозможно, остановимся только на нескольких моментах:
1. Предложение «я оставил среди вас...» говорит о том, что Коран и род Пророка являются его наследством, оставшимся от него среди уммы. Ибо отношение Пророка к умме подобно отношению отца к детям, духа к телу, смысла слова к его произношению, мозга к коже. Органы тела достаются каждому человеку от его отца; но духовные органы переданы ему от Пророка (ДБАР).
Слова «скоро я буду призван и отвечу на призыв» говорят о близкой смерти Пророка (ДБАР). Зная о ней, он оставляет наследство для своих духовных детей, и этим наследством для уммы являются две вещи: «Книга Аллаха и мой род (итрат)».
Книга являет собой отношение Аллаха к умме, а род — отношение Пророка (ДБАР) к умме. Разрыв связей с Книгой есть разрыв связей с Аллахом; разрыв же связей с родом есть разрыв связей с Пророком (ДБАР), а разрыв связей с Пророком есть разрыв связей с Аллахом.
Специфика этой связи такова, что добавленное получает здесь свое достоинство от того, к чему оно добавлено, и соединение Книги с Аллахом, а рода (итрат) — с Пророком, который есть первый человек миров, ясно освещает положение и величие Книги и рода. Ввиду особой важности данной темы Пророк (ДБАР) называет то и другое «двумя драгоценностями» (сакалейн), что указывает на исключительную ценность этих двух наследий Пророка.
Огромность духовного веса Корана выше постижения разума, ибо Коран есть проявление (таджалли) Творца для творения. Для понимания величия Корана достаточно прочитать эти аяты: «Йа Син. Клянусь мудрым Кораном!» (36:1—2); «Каф. Клянусь славным Кораном!» (50:1); «Поистине, это ведь Коран благородный в книге сокровенной. Прикасаются к нему только очищенные» (56:77—79); «Если бы Мы низвели этот Коран на гору, ты увидел бы ее смиренно расколовшейся от страха пред Аллахом. Таковы притчи, которые Мы приводим людям, — быть может, они поразмыслят!» (59:21).
Описание пророческого рода (итрат) теми же самыми словами, что и описание Корана, означает, что род в речи Пророка (ДБАР) равноценен Корану и является соучастником Откровения.
Равноценность пророческого рода (итрата) Корану, провозглашенная самим Пророком (ДБАР) — весами истины! — возможна только если род (итрат) является соучастником знания Книги в «разъяснении всех вещей» (16:89) и соучастником непорочности (исмат) Книги в том, что — «не приходит к ней ложь ни спереди, ни сзади» (41:42).
2. Предложение «они никогда не отделятся друг от друга» указывает на соединение пророческого рода и Корана друг с другом и отсутствие какого-либо разделения между ними. Ибо Коран — это Книга, ниспосланная для всех людей, при различии их способностей и их понимания: его выражения предназначены для массы, указания — для ученых, тонкости — для святых (аулия), а внутренние истины — для пророков. Все люди без исключения — от самого низкого из них, сделавшего своей целью лишь нужды тела, до самого высокого, находящего себе цель в поминании Аллаха, — должны извлекать пользу из Корана.
Эта Книга подобна лучам солнца: замерзший человек согревается от них, крестьянин вследствие их тепла ожидает всхода семян, ученый исследует их влияние на землю и растения, а знающий Божественные науки обретает при взоре на них напоминание о Творце и Управителе миров.
Такая Книга, которая раскрыла все вопросы человечества и разрешила его нужды в ближнем и будущем мирах, нуждается в Обучающем, который будет знать ее тайны. Ибо медицина не бывает без медика, наука — без ученого, а законы Книги — без того, кто исполнял бы эти законы. Ведь тогда не были бы исполнены слова «сегодня Я довёл до совершенства вашу религию» (5:3), и они не сочетались бы со словами: «Мы ниспослали тебе Книгу для разъяснения всякой вещи» (16:89). Невозможно, чтобы от Аллаха происходило что-то несовершенное и незаконченное. Именно по этой причине Его Посланник (ДБАР) сказал: «Они никогда не отделятся друг от друга».
3. Как мы видели, в другом риваяте сказано: «Поистине, я оставляю среди вас две вещи (или два повеления): если вы будете следовать им, никогда не собьетесь с пути».
Как мы уже говорили, особенность сотворения человека такова, что следование по прямому пути становится причиной его вечного счастья, а его следование по пути заблуждения — причиной вечного несчастья. Ибо человек есть экстракт всех форм бытия — земного, промежуточного (барзах), будущего, ангельского и малакут; он присоединен к миру творения и повеления (амр) и создан для пребывания, а не для исчезновения. Однако следование по прямому пути невозможно иначе, как через Божественное руководство посредством Откровения, которое суть свет во тьме: «Пришёл к вам от Аллаха свет и ясное писание» (5:15). Согласно закону соответствия, обучающий Книге также должен быть очищенным от ошибок и грехов. И поскольку человечество может избавиться от заблуждений лишь через следование этому руководству и этому защищенному от грехов руководителю, о них было сказано: «Если вы будете следовать им, никогда не собьётесь с пути».
4. Относительно предложения «не поучайте их, ибо они знают больше вас» будет достаточно указания на слова одного из самых фанатичных суннитских учёных: «И выяснилось для всех, что Аллах удалил всякую скверну от них и очистил их полным очищением»⁸. И далее говорит: «Самым достойным из их числа (из рода Пророка) для того, чтобы за ним следовали, является Али ибн Аби Талиб, который суть их имам и самый знающий из них, ввиду величия его знания и точности его суждений. Поэтому Абу Бакр сказал: „Али — из рода (итрат) Посланника Аллаха, то есть из тех, за кого Посланник Аллаха велел ухватиться“. И он описал его теми качествами, о которых мы упомянули, а также теми, о которых было сказано в день Гадир».
Если учесть то, что отличие Али (А) от всех других подчёркнуто аятом о полном очищении от грехов (33:33), и что Пророк (ДБАР) назвал его самым знающим из этой уммы, и Аллах также сказал: «Скажи: „Разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают?“. Поистине, вспоминают обладателей разума!» (39:9). «Тот ли, кто ведёт к истине, имеет более прав, чтобы за ним следовали, или тот, кто сам не ведёт, если его не будут вести? Что с вами, как вы рассуждаете?» (10:35), и при учёте слов Пророка (ДБАР): «Поистине, я оставляю среди вас две вещи: если вы будете следовать им, никогда не собьётесь с пути: Книга Аллаха и мой род» — при учёте этого становится понятно, что всей умме предписано следовать Али (А) со всей ясностью очевидного аргумента: «У Аллаха — очевидный аргумент» (6:149).
5. Посланник Аллаха (ДБАР) взял руку Али (А) и поднял её, тем самым желая после объявления о его власти наглядно продемонстрировать носителя этой самой власти, дабы уже ни у кого не осталось ни малейших сомнений: это — одна из двух драгоценностей, неотделимая от второй, то есть от Корана. И как Пророк (ДБАР) является повелителем всех верующих, так и Али (А) является их повелителем: «Ваш повелитель — только Аллах и Его посланник и те, которые уверовали, которые выполняют молитву и дают очищение, и они преклоняются» (5:55).
Как бы ясно ни свидетельствовали приведенные аргументы из разума, Книги и Сунны относительно общего и частного имамата, ради завершения довода можно упомянуть ещё некоторые достоверные хадисы относительно господина преемников и повелителя верующих Али (А):
Хадис первый
От Абу Зарра, что он сказал: «Посланник Аллаха (ДБАР) сказал: „Тот, кто подчиняется мне — подчиняется Аллаху, а кто противится мне — противится Аллаху. И вот, тот, кто подчиняется Али — подчиняется мне, а кто противится Али — противится мне“»⁹.
В этом хадисе, чья достоверность признана учёными людей массы, словами самого Посланника (ДБАР) — чья непорочность установлена в Коране, а также и путём разума, — говорится, что подчинение Али (А) есть подчинение Пророку (ДБАР), а подчинение Пророку (ДБАР) есть подчинение Аллаху.
Учитывая то, что подчинение или неподчинение относятся к повелению и запрещению чего-то, невозможно, чтобы подчинение или неподчинение Али (А) было подчинением или неподчинением Аллаху иначе как если бы воля Али (А) являлась проявлением воли Аллаха.
Тот, чья воля есть проявление воли Бога, по необходимости должен обладать непорочностью (исмат), так что его довольство и гнев являются довольством и гневом Бога. Пророк (ДБАР) говорит: «тот, кто...», а это означает: «всякий». То есть всякий, кто входит в круг подчинения Аллаху и Его Посланнику (ДБАР), обязан подчиняться Али (А). Если же он не подчинился ему, то тем самым он не подчинился Аллаху и Посланнику: «А кто противится Аллаху и посланнику, тот заблудился очевидным заблуждением» (33:36); «А кто не повинуется Аллаху и Его посланнику, для того — огонь геенны, в котором они будут вечно пребывать» (72:23), и всякий, кто подчиняется Али (А), тем самым подчиняется Аллаху и Посланнику: «А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, того Он введет в сады, где внизу текут реки, — вечно пребывать они будут там. Это — великий успех!» (4:13); «А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, тот получит великую прибыль» (33:71); «Кто повинуется Аллаху и посланнику, то они — вместе с теми из пророков, праведников, мучеников, благочестивых, кому Аллах оказал милость» (4:69).
Хадис второй
«Посланник Аллаха вышел на битву Табук (из Медины) и оставил там своим наместником (халифом) Али. Он сказал: «Ты оставляешь меня с детьми и женщинами?». Пророк (ДБАР) сказал: „Разве ты не доволен, что твое положение по отношению ко мне — как положение Харуна по отношению к Мусе, разве что после меня не будет пророка?“»¹⁰.
Люди массы сошлись на достоверности этого хадиса, например: «Относительно достоверности этого хадиса согласны имамы хадисоведов, как Бухари, Муслим, Абу Давуд, Тирмизи, Нисаи и Ибн Маджа. И все сошлись на его достоверности, и это стало иджмой среди учёных. Хаким Нейшабури сказал: „Этот хадис достигает степени мутаватир (абсолютно достоверный)“»¹¹.
Данный хадис устанавливает то, что всё касающееся положения Харуна по отношению к Мусе (А), касается также положения Али по отношению к Мухаммаду (ДБАР), кроме того, что Али (А) не является пророком.
В благородном Коране положение Харуна по отношению к Мусе (А) объясняется так: «И дай мне управителя (вазира) из моей семьи, Харуна, моего брата. Подкрепи им мою мощь и сделай его участником в моём деле» (20:29—32); «И сказал Муса своему брату Харуну: „Стань моим наместником (халифом) в моём народе и устрой порядок и не следуй по пути распространяющих нечестие“» (7:142).
Итак, положение Али (А) по отношению к Пророку (ДБАР) включает в себя шесть вещей:
1. Управительство (визарат). Словом «вазир» называют того, кто принимает на себя часть функций какого-то повелителя и помогает ему в его делах. На положение «визарата» относительно Али (А) указывается также в других хадисах людей массы¹².
2. Братство (ухувват): Харун и Муса (А) были единокровными братьми, а Посланник Аллаха (ДБАР) и Али (А) — двоюродными. Пророк (ДБАР) сделал это братство полным через договор братства, о чем есть много хадисов в суннитских и шиитских источниках. Ограничимся приведением только одного из них. Абдуллах ибн Умар говорит: «Когда Пророк (ДБАР) вошёл в Медину, он установил между сподвижниками договор братства. Али (А) пришёл с плачущими глазами и сказал: „О Посланник Аллаха! Ты сделал сподвижников братьями, а для меня не назначил брата!“. И он сказал: „О Али! Ты — мой брат в этом и будущем мирах“»¹³.
Данный договор братства делает ясным, что во время ниспослания аята «поистине, верующие — братья» (49:10) положение Али (А) было выше, чем положение кого-либо другого. Ибо Посланник Аллаха (ДБАР) установил братство между сподвижниками соответственно статусу каждого из них. Абу Бакра он сделал братом Умара, Усмана — братом Абдуррахмана, Абу Убейду — братом Саада ибн Мааза¹⁴, но Али (А) сделал братом для себя самого. Как же его положение не будет самым благородным среди детей Адама (А), если Посланник Аллаха (ДБАР) ясно сказал, что он — его брат в этом и будущем мирах?!
Это братство (ухувват) делает ясным, что между Али (А) и первым человеком миров (ДБАР) существовало подобие с точки зрения духа, знания, нрава и деяний: «У каждого — ступени по тому, что они делали» (6:132). Степени в ближнем и будущем мирах — по размеру усердия и старания человека: «И устроим Мы весы для Дня воскресения. Не будет обижена душа ни в чем» (21:47).
Господь знает лучше о том усердии, которое приложил Али ибн Аби Талиб (А) на Его пути, покуда не достиг обители бессмертия рядом с тем, о ком Аллах сказал: «Может быть, пошлёт тебе твой Господь хвалимое место!» (17:79).
Об этом месте и этой степени нельзя сказать большего, чем то, что сказал сам Пророк (ДБАР): «Ты — мой брат в ближнем мире и в будущем». И Али (А) подчёркивал это положение после упоминания своей степени раба Аллаха (абд ул-ллах): «Я — раб Аллаха и брат Его посланника»¹⁵. И в день совета он сказал: «Разве есть среди вас такой, кого Посланник Аллаха сделал бы своим братом, помимо меня?»¹⁶.
3. Величие положения. В другом хадисе говорится, что Посланник (ДБАР) попросил у Аллаха, чтобы Он поддержал его помощью Али (А), и Аллах ответил на его просьбу¹⁷.
Нет сомнения, что ответственность последнего пророчества является величайшей ответственностью, и никто не может понести её, кроме самого Последнего пророка (ДБАР).
Но после того, как на Посланника (ДБАР) со стороны Господа была возложена эта тяжелая ответственность, он попросил у своего Господа, чтобы Он дал ему подкрепление, силу и помощь от Али (А). И Аллах принял его просьбу, как принял просьбу Мусы (А): «Мы укрепим твою мышцу твоим братом» (28:35).
Эта просьба и этот ответ указывают на то, что выполнение задачи посланничества было бы невозможно, кроме как с помощью Али ибн Аби Талиба (А), который нёс мощь от Аллаха и говорил с мудростью от Аллаха.
Разве было бы разумным, чтобы после смерти Посланника (ДБАР) помощником и подкреплением для уммы стал кто-то кроме того, кто был помощником и подкреплением для самого Посланника (ДБАР)?!
4. Устроение порядка в делах.
«И сказал Муса своему брату Харуну: „Стань моим наместником (халифом) в моём народе и устрой порядок “» (7:142).
Как Харун (А) был халифом Мусы (А) и устроителем порядка в делах его уммы — точно так же и Али (А) в умме Мухаммада (ДБАР). Очевидно, что устроение порядка может быть возложено только на того, кто сам обладет полной праведностью.
5. Участие в делах. Как Харун (А) был участником в деле Мусы (А), так и Али ибн Аби Талиб (А) был участником в деле Мухаммада (ДБАР), лишь с той разницей, что он не был пророком.
Важнейшим делом Пророка (ДБАР) было обучение Книге, в которой разъяснена всякая вещь, и мудрости, пришедшей к нему от Всевышнего: «Он дарует мудрость, кому пожелает; а кому дарована мудрость, тому даровано обильное благо» (2:269); «Аллах ниспослал тебе писание и мудрость и научил тебя тому, чего ты не знал. Щедрость Аллаха к тебе велика!» (4:113).
Нет сомнения: то, что Аллах ниспослал Пророку (ДБАР) из Книги и мудрости, объемлет собою всё то, что было ниспослано предыдущим пророкам и посланникам. Но, кроме того, к этому было еще и добавлено нечто.
Другим делом Пророка (ДБАР) было разрешение расхождений и споров между людьми и судейство между ними: «Чтобы разъяснить им то, в чём они разногласят» (16:39); «Мы ниспослали тебе писание в истине, чтобы ты мог судить среди людей так, как показал тебе Аллах» (4:105).
Сан Пророка (ДБАР) таков, что он ближе к верующим, чем они сами к себе. А потому Али (А) суть участник в деле того, кто является повелителем дел в порядке бытия и закона (таквини ва ташрии).
6. Халифат. Как Харун (А) был халифом (преемником) Мусы (А) — точно так же и Али (А) являлся халифом Мухаммада (ДБАР).
Халифат — это преемство: тот, кто является халифом кого-то, заполняет собой его место во время его отсутствия. Халиф Печати пророков (ДБАР) не имеет никакого сравнения с халифами предыдущих пророков, ибо он — преемник того, под чьим знаменем стоят все они — от Адама до Иисуса. И как можно сравнить тень трона с тенью того, что находится ниже трона?
Да, Харун (А) был халифом Мусы (А), о положении которого Аллах сказал: «И возвали Мы к нему с правой стороны горы и приблизили его для тайной беседы» (19:52). Однако Али ибн Аби Талиб (А) — халиф того, о ком сказано: «Потом приблизился и спустился и был на расстоянии двух луков и даже ближе» (53:8—9).
В достоверном хадисе, переданном Абаном Ахмаром, Имам Садык (А) говорит: «О Абан, как могут люди отрицать слова повелителя верующих (А), сказавшего: „Если захочу, поднимусь на ноги и так ударю сына Абу Суфьяна в Сирии, что он упадёт со своего престола“, хотя они не отрицают, что Асиф, наследник Сулеймана, имел силу доставить Сулейману трон Балькис, прежде чем тот успевал моргнуть глазом?! Разве наш Пророк (ДБАР) не является лучшим из всех пророков, а его наследник — лучшим из всех наследников? Разве наследнику Печати пророков (ДБАР) не было дано то же, что дано наследнику Сулеймана? Аллах рассудит между нами и ими, отрицающими наши права и наши достоинства”»¹⁸.
А посему визарат Последнего пророка (ДБАР), помощь ему, участие в его делах, братство с ним, приведение в порядок дел уммы и халифат после него не идут в сравнение с теми же самыми качествами тех, кто был до Последнего пророка (ДБАР).
Всякий, кто подумает над хадисом «манзилат» и познает Книгу и Сунну, поймет, что любое разделение между Последним пророком (ДБАР) и его наместником (А) противоречит разуму, Книге и Сунне.
В хадисе от Бакира ибн Масмара, достоверность которого заверили суннитские учёные, говорится: «Я слышал от Амира ибн Саада, что Муавия сказал Сааду ибн Аби Ваккасу: „Что удержало тебя от того, чтобы обругать Абу Тураба (то есть Али)?“.
Он ответил: „Когда я вспоминаю три вещи, которые сказал о нем Посланник Аллаха, он становится мне дороже любого блага, и я не могу плохо говорить о нём“.
Муавия спросил: „О Абу Исхак! Что это за три вещи?“.
Абу Исхак сказал: „Я не могу ругать его всякое время, когда вспоминаю, как Посланнику Аллаха (ДБАР) было ниспослано откровение, и он взял за руки Али, двух его сыновей Хасана и Хусейна, а также Фатиму, и увлёк их с собой под накидку (киса), а потом сказал: «О, Аллах! Поистине, они — люди моего дома (Ахль аль-Бейт)»“.
И я не могу ругать его, пока вспоминаю, как Посланник Аллаха (ДБАР) оставил Али в Медине, уходя в поход на Табук. И Али сказал: «О Посланник Аллаха! Оставляешь ли ты меня среди детей и женщин?». Он сказал: «Разве ты не доволен тем, что твоё положение по отношению ко мне — как положение Харуна по отношению к Мусе, разве что после меня не будет пророка?».
И я не могу бранить его, пока помню битву Хейбар, когда Посланник Аллаха (ДБАР) вручил ему знамя и сказал: «Сейчас я вручу это знамя тому, кого любят Аллах и Его посланник, и Аллах дарует победу его руками». Тогда все мы стали оглядываться, чтобы увидеть, кого он имел в виду. Он спросил: «Где Али?». Ему ответили: «У него разболелись глаза». Он сказал: «Позовите его!». Его позвали, и тогда Посланник Аллаха (ДБАР) протёр своей слюной его глаза, и вручил ему знамя, и Аллах даровал мусульманам победу его руками”.
И передатчик сказал: „Клянусь Аллахом, пока Саад ибн Аби Ваккас был в Медине, Муавия ничего не говорил ему“»¹⁹.
Хаким Нейшабури пишет: «Этот хадис является достоверным (сахих) по критериям Бухари и Муслима»²⁰.
Бухари передает от Сахля ибн Саада, что он сказал: «Пророк (ДБАР) сказал в день Хейбара: „Завтра я вручу это знамя тому, посредством кого Аллах дарует победу. Он любит Аллаха и Его посланника, и Аллах и Его посланник любят его“. С вечера до утра все думали, кому Посланник (ДБАР) завтра вручит это знамя. Когда наступило утро, все пошли к Посланнику (ДБАР), и каждый полагал, что знамя достанется ему. Он сказал: „Где Али ибн Аби Талиб?“. Ему ответили: „У него разболелись глаза“. Он сказал: „Позовите его!“. Его позвали, и тогда Посланник Аллаха (ДБАР) протёр своей слюной его глаза и прочитал молитву, и его боль прошла, как будто её вообще не было. Он вручил ему знамя, и Али сказал: „О Посланник Аллаха, я буду сражаться с ними до тех пор, пока они не станут как мы (то есть пока не уверуют)“. Посланник Аллаха (ДБАР) сказал: „Продвигайся вперёд медленно и не торопись, пока не достигнешь их. После этого призови их к Исламу и извести им об истине Аллаха. Клянусь Аллахом, если Аллах наставит на прямой путь одного человека посредством тебя, для тебя это лучше, чем богатства мира“»²¹.
Слова Пророка (ДБАР) «Я вручу это знамя тому, посредством кого Аллах дарует победу. Он любит Аллаха и Его посланника, и Аллах и Его посланник любят его» ясно свидетельствуют, что среди его сподвижников больше не было никого, кто был бы описываем такими качествами, кроме Али (А). Если бы не было так, то определение Али (А) именно таким способом было бы неверным, и слова Пророка (ДБАР) оказались бы ложью, что недопустимо.
Это вручение знамени и победа мусульман посредством Али (А) сами по себе являются толкованием (тафсиром) хадиса «манзилат», который говорит, что посредством Али (А) Аллах укрепил Пророка (ДБАР) и даровал ему помощь через него.
Слова же Посланника «...посредством которого Аллах дарует победу» означают, что воля Аллаха исполняется через Али ибн Аби Талиба (А), как исполняется и через самого Посланника (ДБАР): «Не ты бросил, когда бросил, но Аллах бросил» (8:17). И сам Али (А) сказал: «Клянусь Аллахом, я вырвал дверь Хейбара не силой своего тела»²².
О да, тот, руками которого Аллах победил при Хейбаре, есть та самая «рука Аллаха»! Разве сила лучшего творения Аллаха, то есть Его Посланника (ДБАР), может быть поддержана иначе как рукой Аллаха?. «Поистине, в этом — напоминание тому, у кого есть сердце, кто преклонил слух и присутствует сам!» (50:37).
Хадис третий
Этот хадис передали как сунниты, так и шииты; мы же ограничимся тем, что приводят Хаким Нейшабури в «Мустадраке»²³ и Захаби в «Тальхисе»²⁴ от Бурейда Аслама:
«Я был вместе с Али в походе на Йаман и увидел от него то, что мне не понравилось. (Когда мы вернулись) я пришёл к Посланнику Аллаха (ДБАР) и пожаловался на Али. Я увидел, как цвет щёк Посланника Аллаха (ДБАР) изменился, и он сказал: „О, Бурейда! Разве я не ближе к верующим, чем они сами?“. Я ответил: „Да, о Посланник Аллаха!“. Он сказал: „Всякий, кому я повелитель (мауля), тому и Али повелитель (мауля)“».
То же самое Посланник Аллаха (ДБАР) сказал и при Гадире. Многие суннитские авторы утверждают, что слово «мауля» используется в обоих случаях в значении «друга», а не «повелителя».
Однако в «Тадж уль-урус» ниже слова «вали» (повелитель) написано: «Тот, кто распоряжается делами... И сюда относится хадис: „Тот, кому я повелитель (мауля), тому и Али повелитель“».
Ибн Асир в «Нихайа» под словом «вали» пишет: «И слова Умара, обращенные к Али: „Ты стал мауля всех верующих“ означают: „Ты стал повелителем (вали) всех верующих“».
Хадис «Гадир» передан в суннитских книгах по огромному числу санадов, так что он даже не нуждается в исследовании достоверности своего санада.
Сулейман ибн Ибрахим Кандузи Ханафи пишет в книге «Йанабиу ль-мавадда»: «В „Манакибе“ Табари, автора „Тариха“, хадис о Гадир Хум приведен по 75-ти санадам, и на эту тему написана книга под названием „Вилаят“. Также Абу Аббас Ахмад ибн Мухаммад ибн Саид ибн Укда написал книгу „Мувалат“, где передал этот хадис по 105-ти санадам»²⁵.
Указание этого хадиса на власть и халифат Али (А) после Пророка (ДБАР) является очевидным. И хотя слово «мауля» имеет множество значений, однако в контексте данного хадиса оно может означать только «повелителя дел». Упомянем несколько моментов такого контекста:
1. Перед этим объявлением Посланник Аллаха (ДБАР) сказал о своей близкой смерти и сделал распоряжение держаться за Книгу Аллаха и свой род, которые никогда не отделятся друг от друга. И сразу же после этого распоряжения он сказал, что Али (А) — мауля верующих в том значении, что «кому я мауля, тому и Али мауля». Ясно, что целью такого объявления было указание умме на того, за кого она должна ухватиться после смерти Пророка (ДБАР) наряду с Кораном, дабы обрести защиту от любого заблуждения.
2. Собрать такую огромную массу людей под палящим солнцем, заставить их стоять и ждать, построить себе минбар из седел верблюдов только для того, чтобы заявить, что Али — его друг, является абсурдным и неподобающим тому, кто имеет положение Печати пророков. Вся эта обстановка показывает, что целью Пророка (ДБАР) было объявление о чем-то жизненно важном, и этим может быть только указание на Распорядителя дел после себя.
3. Вахиди в книге «Асбабу ннузуль» передает от Абу Саида Хадари, что аят «О посланник! Передай, что низведено тебе от твоего Господа! А если ты этого не сделаешь, то ты не передашь Его послания. Аллах защитит тебя от людей» (5:67) был ниспослан в день Гадир Хум относительно Али ибн Аби Талиба (А)²⁶.
Отсюда становится ясным, что то, о чем аят повелевает донести Посланнику (ДБАР), имеет две стороны. Во-первых, эта весть наделена такой исключительной важностью, что если Посланник (ДБАР) не донесет ее, то он вообще не донесет своего посланничества. Во-вторых, Аллах является его защитником в донесении этой вести. Это означает, что в таком донесении для него таится опасность от козней лицемеров, которые ранее узнали от людей книги (иудеев), что власть религии Мухаммада (ДБАР) распространится на огромные территории, и присоединились к нему, дабы после его смерти овладеть этой властью. А это означает, что сообщение в день Гадир касалось именно власти, а не чего-то другого.
4. Хатиб Багдади передаёт от Абу Хурейры, что он сказал: «Для того, кто в восемнадцатый день месяца зуль-хиджа держит пост, будет записан пост шести месяцев. Этот день — день Гадир Хума, когда Пророк (ДБАР) поднял руку Али и сказал: „Разве я не являюсь вали верующих?“. Они сказали: „Да, о Посланник Аллаха!“. Он сказал: „Кому я мауля, тому и Али мауля“. После этого Умар ибн Хаттаб сказал: „Поздравляю, о сын Абу Талиба! Ты стал моим мауля и мауля всех верующих!“. Тогда Аллах ниспослал аят: „Сегодня я довёл до совершенства вашу религию“»²⁷.
Тот, посредством которого религия Ислам оказывается доведена до совершенства, и Аллах становится доволен ею, является исполнителем повелений Господа и обучающим этой религии.
5. Шабаланджи в «Нуру ль-абсар» говорит: «Имам Абу Исхак Салаби в своем тафсире передаёт, что у Суфьяна ибн Айина спросили о словах Аллаха: „Просящий просил мучений“ (70:1) — о ком ниспослан этот аят? Он сказал: „Ты спросил о том, о чём никто не спрашивал у меня до тебя. Мой отец передал от Джафара ибн Мухаммада от его отца, что после того как Посланник Аллаха (ДБАР) собрал народ в день Гадир Хум, взял руку Али и сказал: «Кому я мауля, тому и Али мауля», это известие распространилось среди людей. Харис ибн Нуаман услышал это, пришёл к Посланнику Аллаха (ДБАР) и сказал: «О Мухаммад! Ты требовал от нас, чтобы мы засвидетельствовали, что Аллах един и ты — Его посланник, и мы сделали это. Ты требовал, чтобы мы читали пять намазов, и мы согласились; требовал, чтобы мы давали закят, постились в месяц рамазан и совершали хадж — мы приняли. Но ты не удовлетворился этим, взял руку сына твоего дяди, чтобы возвысить его над нами, и сказал: кому я мауля, тому и Али мауля. Это от тебя или от Аллаха?». Посланник Аллаха (ДБАР) сказал: «Клянусь Тем, кроме Которого нет другого бога, это — от Аллаха!». Харис ибн Нуаман пошёл к своему коню и сказал: «О, Аллах! Если то, что говорит Мухаммад, правда, то пошли на нас камни с неба или мучительное наказание!». Не успел он дойти до своего коня, как Аллах послал на него камень с неба, который пробил его голову и вышел с другой стороны тела, и он упал замертво. После этого Аллах ниспослал аят: «Просящий просил мучений, что постигают неверных. Никто не в силах их отвергнуть — от Аллаха, Владыки ступеней» (70:1—3)”»²⁸.
Нет сомнений, что люди знали те достоинства Али ибн Аби Талиба (А), о которых их известил Посланник Аллаха (ДБАР). То, что стало новым для Хариса ибн Нуамана, и что вызвало кривотолки среди людей, было именно назначение Али (А) повелителем дел уммы — оно оказалось невыносимым для таких личностей. Значит, Посланник Аллаха (ДБАР) в своей проповеди в день Гадир имел в виду под словом «мауля» совсем не «друга», ибо в этом не было бы ничего необычного.
6. Ахмад ибн Ханбал в «Муснаде»²⁹, Фахр Рази в своем «Тафсире»³⁰, Хатиб Багдади в «Тарих багдад»³¹, а также другие авторы³² передали следующий хадис. Ограничимся приведением его в том варианте, в каком он есть в «Муснаде» Ахмада:
Передано от Бара ибн Азиба, что он сказал: «Мы были с Посланником Аллаха и достигли местечка Гадир Хум. Тогда прозвучал призыв к коллективному намазу, и для Посланника Аллаха (ДБАР) расчистили место между двух деревьев. Он прочитал полуденный намаз, а потом взял руку Али и сказал: „Разве вы не знаете, что я ближе к верующим, чем они сами?“. Они сказали: „О да!“. Он сказал: „Разве вы не знаете, что я ближе к каждому верующему, что он сам?“. Они сказали: „О да!“. Потом он взял руку Али и сказал: „Кому я мауля, тому и Али мауля! О Аллах, дружи с тем, кто дружит с ним, и враждуй с тем, кто с ним враждует!“. Умар потом увидел Али и сказал: „Поздравляю, о сын Абу Талиба! Ты стал мауля всех верующих мужчин и женщин!“».
Это поздравление Умара не может относиться к тому, что Али (А) стал «другом» всех верующих. Нет сомнения, что оно относится к иному, а именно — к тому, что Али (А) стал повелителем верующих мужчин и женщин.
7. Ряд суннитских авторов, таких как Ибн Хаджар Аскалани в «Исаба»³³ и Ибн Асир в «Усд уль-габа»³⁴ передал хадис, который Ибн Асир приводит так:
Абу Исхак сказал: «Али спросил у людей: „Кто из вас слышал, как Посланник Аллаха (ДБАР) сказал: «Кому я мауля, тому и Али мауля: о Аллах, дружи с тем, кто дружит с ним, и враждуй с тем, кто враждует с ним?»“ — и некоторые из них встали и принесли свидетельство, что слышали это от Посланника Аллаха (ДБАР). Но другие утаили это. И те, которые утаили это, (как будто они и не слышали.) ушли из мира слепыми, и их поразили другие напасти. Язид ибн Вадиа и Абдуррахман ибн Мадладж были из их числа».
Совершенно понятно, что Али (А) вспомнил этот хадис и заставил других засвидетельствовать его для установления своего халифата и распоряжения делами мусульман.
8. В самом тексте хадиса Посланник Аллаха (ДБАР) перед тем, как говорить об Али (А), сказал: «Аллах — мой мауля, а я — мауля всех верующих». Аллах же суть мауля Пророка (ДБАР) в том смысле, что никто не имеет над Пророком (ДБАР) власти (вилаята), кроме Него. И как Аллах является его повелителем в этом смысле, так и он является повелителем верующих. И ту же самую власть (вилаят), которую имеет над ними он, имеет и Али (А). Это делает ясным, что тут речь идет о распоряжении делами, а не о дружбе.
9. Перед тем, как говорить об Али (А), Пророк (ДБАР) призвал их засвидетельствовать то, что он ближе к ним, чем они сами к себе. И это — та самая близость, о которой Коран сказал: «Пророк ближе к верующим, чем они сами» (33:6). А потом Пророк (ДБАР) провозгласил: «Кому я мауля, тому и Али мауля». Предшествование слов о близости устраняет всякие сомнения в том, что под словом «мауля» понимается как раз эта самая близость, а значит, распоряжение делами верующих.
Хадис четвёртый
Данный хадис — слова Посланника Аллаха (ДБАР), обращённые к Али (А): «Я — от тебя, и ты — от меня»³⁵.
Это хадис привели Бухари и другие наиболее признанные учёные людей массы.
Нет сомнения, что совершенство мира бытия в разуме, знании, поклонении и покорности было избрано Самим Всевышним, и сущность творения человека заключается в этом самом разуме и покорности.
А посему совершенство человека состоит в достижении степени соединения с миром сокровенного (аламу ль-гейб) и освещении его разума светом откровения. А это и есть та самая степень пророчества (нубувват).
В свою очередь, совершенство степени пророчества состоит в отправлении (пророка) к творениям со стороны Господа для освещения их разумов светом Божественной мудрости. Эта степень называется «посланничеством» (рисалат).
Совершенство же степени посланничества состоит в достижении исполнения завета и договора: эта степень называется «улу ль-азм», и она была дана только некоторым пророкам, отправленным с новым Законом (шариатом).
Совершенство же этой степени состоит в положении «печати» (хатемийат), то есть отправления с вечным и неотменимым Законом. И эта степень есть завершение и предел человеческого совершенства. Обладатель данной степени суть «печать для тех, кто был прежде, и открывающий для тех, кто будет после» — хазрат Мухаммад, да будет мир над ним и родом его!
Али (А) находится на степени присоединения к нему, так что тот, о ком Аллах сказал: «И говорит он не по прихоти» (53:3), заявил о нём: «Али — от меня». «Али от меня» — это значит: он взят из его субстанции, они происходят от одного зерна и составляют священную душу, скрытую причину творения миров и установления Адама наместником (халифом) Аллаха.
И хазрат не удовлетворился только этим предложением, но продолжил: «И я — от Али». Он сказал это, чтобы раз и навсегда установить: цель пророчества Печати — то есть наставление человечества на прямой путь — не может быть исполнена иначе, как через Али и его непорочных потомков.
Как же халифат может быть отдан кому-то кроме того, о ком Пророк (ДБАР) сказал, что он — от Пророка, и Пророк — от него?!
Хадис пятый
Шииты и сунниты признали достоверность хадиса, что Посланник Аллаха (ДБАР) сказал: «Али — с Кораном, и Коран — с Али; они никогда не отделятся друг от друга, пока не присоединятся ко мне у райского источника»³⁶.
Тот, кто познал, что такое Коран, поймёт смысл этого хадиса. Укажем только на несколько моментов:
1. Среди божественных книг не существует более высокой, чем Коран: «Аллах ниспослал лучший рассказ — книгу с сходными, повторяемыми частями, от которой съеживается кожа тех, которые боятся своего Господа, затем смягчается их кожа и сердца к упоминанию Аллаха» (39:23); «Поистине, этот Коран ведёт к тому, что прямее» (17:9).
2. Аллах описал эту Книгу такими качествами, которые не могут постигнуть умы: «Да, это — Коран славный в скрижали хранимой!» (85:21—22); «Поистине, это ведь Коран благородный в книге сокровенной» (56: 77-78); «И Мы дали тебе семь повторяемых и великий Коран» (15:87); «Йа, Син. Клянусь мудрым Кораном» (36:1—2).
3. Аллах назвал Самого Себя тем, кто обучает Корану: «Милостивый. Обучил Корану» (55:1—2)
4. Он указал на то, что было проявлено в этой Книге из божественного джабарута (царства божественного могущества): «Если бы Мы низвели этот Коран на гору, ты бы увидел ее смиренно расколовшейся от страха пред Аллахом» (59:21).
5. Он указал на то, что Его скрытая сила проявлена в аятах этой Книги: «И если бы Кораном двигались горы, или рассекалась земля, или говорили бы мёртвые... Да, Аллаху принадлежит вся власть!» (13:31).
6. В этой Книге проявлены знание и мудрость Аллаха: «А ты ведь получаешь Коран от Мудрого, Знающего» (27:6); «И ниспослали Мы тебе Книгу для разъяснения всего, как прямой путь и милосердие» (16:89).
7. Аллах воздал хвалу Самому Себе за низведение этой Книги: «Хвала Аллаху, Который ниспослал Своему рабу книгу и не сделал в ней кривизны!» (18:1).
8. Посланник Аллаха (ДБАР) приказал ухватиться за эту Книгу: «Всякий раз, когда вас охватят смуты и волнения, обратитесь к Корану, ибо, поистине, Коран — заступник, чьё заступничество принимается, и обвиняющий, чьё свидетельство правдиво. Каждого, кто сделал его своим предводителем, он приведёт к Раю, и каждый, кто отбросил его за свои спины, попадёт в Огонь. Коран — ведущий, который ведёт по лучшей дороге, и книга, в которой разъяснение и довод, и раскрывающий истины, и отделяющий правду от лжи. Он — слово возвышенное, а не шутка или забава. У него есть внешняя и внутренняя сторона. Его внешность — закон, а его внутренность — знание. Его внешность наделена красотой и совершенством, а его внутренность — глубиной. За каждым его слоем скрывается другой слой, и чудеса его не знают подсчёта, и тайны его не могут быть постигнуты. В нём — светильники прямого пути и мудрости, аргументы и указания познания для того, кто желает понимать»³⁷.
О да, в Коране Аллах проявил Себя для Своего творения, и Тот, Кто ниспослал его, и тот, кому он был ниспослал, дали точную характеристику этой Книге.
Как же велико положение того, кого Печать пророков (ДБАР) поставил на один уровень с этой Книгой!
Он — вместе с внешностью Корана как с его Законом, и с внутренностью Корана как с его знанием; он — вместе с чудесами, которые не знают подсчета, и тайнами, которые не могут быть раскрыты! А посему также и всё, что было ниспослано предшествующим пророкам (А), находится у него.
Согласно хадисам, приведённым у шиитов и суннитов, Али есть «ухо внимающее»³⁸ в этом аяте: «Чтобы сделать это для вас напоминанием и чтобы могло этому внять ухо внимающее» (69:12).
И он — тот, кто сказал: «Спрашивайте меня! Клянусь Аллахом, вы не спросите меня о чём-то до Судного Дня, чтобы я не рассказал вам об этом! И спрашивайте меня о Книге Аллаха, ибо, клянусь Аллахом, вы не спросите меня о каком-то аяте, чтобы я не поведал вам, днём он был ниспослан или ночью!»³⁹.
Посланник Аллаха (ДБАР) сказал: «Али с Кораном», но не остановился на этом и добавил: «И Коран и Али». И это — то, что могут понять только обладатели разумения!
Вкратце, суть состоит в том, что среди пророков и посланников нет никого лучше Печати пророков (ДБАР), а поскольку «Али от него, а он от Али», то Али (А) суть одно целое с лучшим творением Аллаха.
Среди ниспосланных книг также нет книги лучше, чем Коран, а так как «Али с Кораном, и Коран с Али», то его сердце суть сокровищница всего того, что пришло со стороны Всевышнего: из руководства, света, книги и мудрости...
Разве после всего этого остается хотя бы доля сомнения, что он — наиболее достойный обладать халифатом Посланника Аллаха (ДБАР) и быть толкователем Корана?!
И разве остаются сомнения, что он — повелитель каждого, кто имеет веру в Аллаха, Который сказал: «А что даровал вам Посланник — берите» (59:7); «на Посланнике — только ясная передача» (24:54)?
Хадис шестой
Суннитские ученые согласились в признании достоверности данного хадиса. Вкратце, он говорит, что группа людей пришла к Ибн Аббасу и стала плохо отзываться о повелителе верующих Али (А). Ибн Аббас сказал: «Вы браните обладателя таких достоинств, которых нет ни у кого:
- В войне Хайбар Посланник Аллаха (ДБАР) сказал: „Сейчас я пошлю (во главе войска) того, кого Аллах никогда не сделает униженным. Он любит Аллаха и Его посланника, и Аллах и Его посланник любят его“. Потом он спросил: „Где Али?“. Али пришёл, и у него болели глаза. Излечив его глаза, Посланник Аллаха (ДБАР) вручил ему знамя.
- Посланник Аллаха (ДБАР) отправил кого-то донести до многобожников суру „Покаяние“, а потом послал вслед за ним Али (А), чтобы он исполнил это, и сказал: „Эту суру донесёт тот, кто от меня, и я — от него“.
- Посланник Аллаха (ДБАР) сказал: „Кто заключит со мной дружбу в ближнем мире и в будущем?“. Никто не отозвался. Тогда он сказал Али (А): „Ты — мой друг в ближнем и будущем мирах“.
- Али был первым после Хадиджи, кто принял Ислам.
- Посланник Аллаха (ДБАР) набросил свою накидку на четверых — Али, Фатиму, Хасана и Хусейна — и сказал: „Аллах желает лишь удалить от вас скверну, Ахль аль-Бейт (люди дома), и очистить вас полностью“ (33:33).
- Али был тем, кто согласился принести себя в жертву ради Посланника Аллаха (ДБАР), одел на себя его накидку и лёг спать в его постели, зная о том, что утром многобожники ворвутся в его дом, дабы убить его.
- Во время похода на Табук Посланник Аллаха (ДБАР) оставил Али своим наместником в Медине. Поскольку Али (А) заплакал, не желая расставаться с ним, он сказал: „Разве ты не доволен тем, что твоё положение по отношению ко мне — как положение Харуна по отношению к Мусе, разве что после меня не будет пророка? Поистине, не может быть так, чтобы я ушёл, а ты не остался моим преемником (халифом)“.
- Посланник Аллаха (ДБАР) сказал ему: „Ты — повелитель всех верующих мужчин и женщин после меня“.
- Посланник Аллаха (ДБАР) закрыл все двери, которые вели в его мечеть, кроме двери Али (А).
- Посланник Аллаха (ДБАР) сказал: „Кому я мауля, тому и Али мауля“»⁴⁰.
Учитывая то, что Пророк (ДБАР) вручил Али (А) знамя победы в присутствии всех сподвижников, и назвал только его любящим Аллаха и Его посланника и любимым ими, и отнял у других донесение вести Аллаха, передав его Али (А), ибо только он достоин донести эту весть — поскольку «он от меня, а я — от него», — и учитывая его разъяснение, что Али (А) должен остаться его преемником в его отсутствие, и его провозглашение совершенного вилаята (священного руководства) Али через слова «ты — повелитель всех верующих мужчин и женщин после меня» и «кому я мауля, тому и Али мауля» — учитывая всё это, остаётся ли хотя бы малейшее сомнение, что халифат должен был перейти к Али (А) сразу после смерти Пророка (ДБАР)?!
Это то, что можно было сказать вкратце, тогда как аяты и хадисы по данной теме не поддаются подсчёту.
Хаскани Ханафи — известный суннитский ученый 5-го века хиджры — передает, что у Али (А) было 70 достоинств и заслуг, которых не имелось ни у кого сподвижника, и не существовало ни одного достоинства или заслуги какого-либо другого сподвижника, чтобы это не было присуще Али (А)⁴¹.
Он же передаёт от Ибн Аббаса, что в Коране аят «те, которые уверовали и совершали благое» не встречается иначе как Али (А) был бы его достоинством, и из сподвижников Пророка (ДБАР) не было ни одного, кого Аллах не упрекнул бы, помимо Али (А)⁴².
Также он передаёт, что у Али (А) есть восемнадцать заслуг, которые таковы, что если бы у кого-то из этой уммы была одна такая заслуга, он обрёл бы спасение благодаря ей; двенадцать же этих заслуг присущи только ему одному из этой уммы⁴³.
Ибн Аби Хадид передаёт: «У нашего учителя Абу Хузейла спросили: „Положение Али выше или Абу Бакра?“. Он сказал: „Клянусь Аллахом, одна схватка Али с Амру в битве Хандак равняется всем деянием мухаджиров и ансаров: что же тогда говорить об Абу Бакре?!“»⁴⁴.
Ахмад Ханбал, имам ханбалитского мазхаба, говорит: «Ни одному из сподвижников Посланника Аллаха (ДБАР) не были присущи такие достоинства, как Али ибн Аби Талибу»⁴⁵.
Халиль ибн Ахмад говорит: «Достоинства всякого человека распространяются или через его друзей, или через его врагов. Что же касается Али, то друзья не распространяли его достоинства из страха, а враги — из зависти к нему. Но даже несмотря на это о нем известно столь многое!»⁴⁶.
Если бы не было трусости его друзей и зависти его врагов, и если бы мрак правления Омейядов и Аббасидов не скрыл солнце, какие лучи его достоинств засияли бы на горизонте!
Закончим эту главу двумя благородными аятами, ниспосланными по поводу хазрата Али (А):
- «Ваш покровитель — только Аллах и Его посланник и те, которые уверовали, которые выполняют молитву и дают закят, совершая поясной поклон» (5:55).
Суннитские ученые согласны, что этот аят ниспослан по поводу повелителя верующих Али (А). Ограничимся хадисом, приведённым Фахром Рази:
Абу Зарр сказал: «Я читал полуденный намаз вместе с Посланником Аллаха (ДБАР) в мечети. Тогда вошёл нищий и стал просить милостыню, но никто ничего не дал ему. Али (А) в это время совершал поясной поклон (руку). Пальцем, на котором был перстень, он сделал указательный знак, и этот нищий снял перстень с его пальца. Пророк (ДБАР) обратился к Аллаху и сказал: „О Аллах, мой брат Муса попросил у Тебя, говоря: «Господи! Раскрой мою грудь!», и Ты ответил ему, сказав: «Мы укрепим твою руку посредством твоего брата и одарим вас силой». О Аллах, я твой раб Мухаммад — раскрой же мою грудь, облегчи моё дело и установи для меня помощника из числа моих родственников — Али, и укрепи им мою силу“».
Абу Зарр сказал: «Клянусь Аллахом, не успели его слова закончиться, как снизошёл Джабраил и низвёл этот аят»⁴⁷.
Ниспослание аята после молитвы Посланника (ДБАР) есть ответ на эту молитву. Таким образом, всякий признак, которым был наделен Харун (А) по отношению к Мусе (А), был дан Али (А) по отношению к Мухаммаду (ДБАР).
Из этого аята — ввиду того, что там использован соединительный союз «и» — становится ясно, что для Али (А) был установлен тот же вилаят (власть), что и для Пророка (ДБАР).
Слово же «только» (иннама), указывающее на ограничение, говорит, что вилаят, установленный в этом аяте для Аллаха, Пророка и Али, ограничен этими тремя, и данный вилаят не может быть ничем иным, как распоряжением делами.
- «Кто же будет препираться с тобой об этом после того, как пришло к тебе знание, то скажи: „Приходите, призовём наших сыновей и ваших сыновей, наших женщин и ваших женщин, нас самих и вас самих, а потом помолимся и призовём проклятие Аллаха на лжецов!“» (3:61).
Призыв Посланника Аллаха (ДБАР) на взаимное проклятие относился к доказательствам его посланнической миссии, а отказ христиан был признанием ложности их убеждений и верности пути Мухаммада (ДБАР). Использование же слова «нас самих» (анфусана) является доказательством халифата Али (А) после Пророка (ДБАР), так как при существовании «его самого» (нафса), который суть продолжение бытия Пророка (ДБАР), невозможно представить себе какого-либо другого в роли его преемника. Ибо на чём сошлись люди хадиса и тафсира, состоит в том, что под «нашими сыновьями» подразумеваются Хасан и Хусейн (А), под «нашими женщинами» — Фатима Захра (А), а под «нами самими» — Али ибн Аби Талиб (А).
Приведём по этому поводу хадис из «Тафсира» Фахра Рази, который присутствует там в толкование данного аята: «Когда Посланник Аллаха (ДБАР) привед доводы для христиан Наджрана, но они настаивали на своём, он сказал: „Аллах ниспослал мне, что если вы не хотите принять доводы, то произведём взаимное проклятие“. Они ответили: „О Абу ль-Касам, нам надо посовещаться, а потом сказать тебе наше решение“. Когда они вернулись к своему наместнику, который являлся их главой, то изложили ему суть дела. Он сказал: „О собрание христиан! Вы убедились, что Мухаммад — пророк и посланник Божий, и что он привёл вам истинное слово об Иисусе сыне Марии. Никогда не бывало так, чтобы люди производили взаимное проклятие с Божьим пророком — и остались бы в живых. Если вы сделаете это, будете уничтожены. Если хотите настоять на своём и остаться в своей религии, то лучше распрощайтесь с ним и вернитесь в свои города“.
Посланник Аллаха (ДБАР) пришёл, держа Хусейна у груди, а Хасана — за руку; Фатима следовала позади него, а Али — позади Фатимы. И он сказал им: „Когда я прочитаю молитву, вы говорите «амин»“.
Епископ Наджрана сказал: „О собрание христиан! Я вижу лица, которые таковы, что если попросят у Господа, чтобы Он передвинул горы, то Он сделает это. Воздержитесь от взаимного проклятия, иначе погибнете, и на земле не останется ни одного христианина до Судного Дня!“. Тогда они отказались от взаимного проклятия и удовлетворились миром.
Посланник Аллаха (ДБАР) сказал: „Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, гибель была близка к людям Наджрана! Если бы они совершили взаимное проклятие, то превратились бы в обезьян и свиней, и огонь снизошёл бы на них, и не прошло бы года, как с лица земли исчезли бы все христиане“».
Хадис говорит, что когда Пророк (ДБАР) хотел выйти для взаимного проклятия, он взял Хасана (А) и увлёк его к себе под накидку, потом — Хусейна (А), а затем накрыл ею Фатиму (А) и Али (А) и сказал: «Аллах лишь желает удалить всякую скверну от вас, о люди дома (Ахль аль-Бейт), и очистить вас полным очищением» (33:33).
После этого Фахр Рази говорит: «И знай, что на достоверности этого хадиса сошлись все люди тафсира и хадиса»⁴⁸.
Укажем тут на два момента:
Во-первых, он собрал их под накидкой перед выходом и прочитал аят «Очищение» (татхир), чтобы установить: та молитва, которая сжигает врагов и устраняет естественный порядок причин и следствий, так что просьба, изложенная в ней, исполняется непосредственно по воле Аллаха, — такая молитва должна быть преподнесена Аллаху через эти души, пречистые от всякой скверны: «К Нему восходит доброе слово» (35:10). И та чистота, от которой неотъемлема воля Аллаха, воплотилась в этих людях.
Во-вторых, взаимное проклятие Посланника Аллаха (ДБАР) с христианами Наджрана содержало в себе просьбу отдалить их от Божественной милости. Та молитва, ответом на которую становится превращение людей в животных, земли — в огонь и исчезновение целой общины с лица земли, невозможна иначе, как через присоединение к повелению Того, Кто «если желает чего-то, лишь говорит этому: „Будь“ — и оно возникает» (36:82), и таково положение совершенного человека, довольство которого есть довольство Аллаха и гнев которого есть гнев Аллаха. И это — положение Печати пророков (ДБАР) и его преемников. Единственной женщиной, достигшей такого положения, была Фатима Захра (А), а это указывает на то, что дух (рух) всеобщего вилаята и имамата и величайшей непорочности находится в ней.
Хадис, достоверность которого также признали суннитские ученые, гласит, что Посланник Аллаха (ДБАР) сказал: «Фатима — часть меня, и кто вызвал её гнев, тот вызвал мой гнев»⁴⁹. Согласно же разуму, Книге и Сунне, гнев Посланника (ДБАР) есть гнев Аллаха. В другом хадисе так и говорится: «О Фатима, Аллах гневается твои гневом и доволен твоим довольством»⁵⁰.
Та, гневом которой гневается Аллах и довольством которой Он доволен безо всяких условий, по необходимости должна быть очищена от любых грехов и ошибок, а это и есть непорочность (исмат).
1. «Мустадрак», том 3, с. 109, а также: «Камаль уд-дин», с. 234 и другие источники.
2. «Муснад» Ахмада, том 3, с. 26; «Сунан» Нисаи, том 5, с. 45, номер 8148; «Сира» Ибн Касира, том 4, с. 416. В шиитских источниках: «Басаиру ддараджат», с. 434; «Камалу ддин», с. 236; «Манакиб», с. 156 и другие источники.
3. «Муснад» Ахмада, том 5, с. 181; «Фазаилу ссахаба» Ахмада ибн Ханбала, с. 1032; «Мусаннаф» Ибн Аби Шайбы, том 7, с. 418. В шиитских источниках: «Камалу ддин», с. 240; «Сааду ссууд», с. 228.
4. «Фазаилу ссахаба» Ахмада ибн Ханбала, том 1, с. 572, номер 968; «Муснад» Ахмада, том 4, с. 371; «Мустадрак», том 3, с. 148; «Муаджаму ль-кабир», том 5, с. 166. Шиитские источники: «Басаиру ддараджат», с. 432; «Дааиму ль-ислам», том 1, с. 28; «Амали» Садука, с. 500; «Камалу ддин», с. 234 и другие источники.
5. «Бидаяту ва ннихая», том 5, с. 228; «Табакату ль-кубра», том 2, с. 196; «Муснад» Аби Йали, том 2, с. 297; «Муснад» Ахмада, том 3, с. 14; «Сунан» Нисаи, том 5, с. 45. Шиитские источники: «Басаиру ддараджат», с. 433; «Кафи», том 2, с. 415; «Хисаль», с. 65; «Амали» Садука, с. 616; «Камалу ддин», с. 64; «Тафсир» Кумми, том 1, с. 172, «Тибьян», том 1, с. 3 и другие источники.
6. «Маджмау заваид», том 9, с. 164; «Саваику ль-мухрака», с. 150; «Дурру ль-мансур», том 2, с. 60. Шиитские источники: «Тафсир» Айаши, том 1, с. 4; «Тафсир» Кумми, том 1, с. 4; Тафсир «Фурату ль-куфа», с. 110; «Кафи», том 1, с. 209; «Амали» Садука, с. 616; «Иршад», том 1, с. 180.
7. «Мустадрак» Хакима, том 3, с. 110; «Джамиу ль-ахадис», том 3, с. 430, номер 9591; «Тарих демешк», том 42, с. 216. Шиитские источники: «Камалу ддин», с. 235; «Кифайату ль-асар», с. 265; «Манакиб амири ль-муминин», том 2, с. 105 и другие источники.
8. «Ас-саваиду ль-мухрака», с. 151.
9. «Мустадрак» Хакима, том 3, «книга познания сподвижников», с. 121; «Бихар уль-анвар», том 38, с. 129.
10. «Сахих» Бухари, книга похода на Табук, том 5, с. 129, хадис 2.
Упомянутый хадис (хадис манзилат) с небольшими расхождениями встречается во многих других книгах людей массы и людей элиты, например: «Сахих» Бухари, том 4, с. 208; «Сахих» Муслим, том 7, с. 120; «Сунан» Тирмизи, том 5, с. 302; «Сунан» Ибн Маджи, том 1, с. 45; «Мустадрак», том 3, с. 108; «Муснад» Ахмада, том 1, с. 170 и том 3, с. 32; «Кафи», том 8, с. 107; «Илалу шшараи», том 1, с. 66; «Уйун ахбари реза», том 2, с. 122 и другие источники.
11. «Кифаяту тталиб», с. 283.
12. «Тафсир кабир» Фахра Рази, том 12, с. 26; «Табакат» Ибн Саада, том 3, с. 23.
13. «Мустадрак» Хакима, том 3, с. 16, «Сунан» Тирмизи, том 5, с. 300, номер 3804; «Асаду ль-габа», том 4, с. 29; «Бидаяту ва нихая», том 7, с. 371; «Маджмау ззаваид», том 9, с. 112; «Фатх уль-бари», том 7, с. 211; «Тарих багдад», том 12, с. 263; «Канз уль-уммаль», том 13, с. 140; «Тарих демешк», том 42, с. 18 и другие источники.
14. «Мустадрак», том 3, с. 16; «Дурр уль-мансур», том 3, с. 205; «Амали» Туси, с. 587; «Манакиб», том 2, с. 185.
15. «Сунан» Ибн Маджи, том 1, с. 44; «Мустадрак», том 3, с. 112; «Муснаф» Ибн Аби Шейбы, том 7, с. 497; «Сунан» Нисаи, том 5, с. 107; «Шарх нахдж уль-балага» Ибн Аби Хадида, том 2, с. 287; «Канз уль-уммаль», том 11, с. 608; «Табакат уль-кубра», том 2, с. 23; «Тарих демешк», том 42, с. 59; «Мизан уль-иатидаль», том 1, с. 432; «Тарих» Табари, том 2, с. 56; «Бидаяту ва нихая», том 3, с. 36; «Уйун ахбари реза», том 2, с. 63; «Манакиб», том 1, с. 305; «Шарх уль-ахбар», том 1, с. 192; «Амали» Муфида, с. 6; «Амали» Туси, с. 626; «Маджма уль-байан», том 5, с. 113; «Хисаль», с. 402 и другие источники.
16. «Лисан уль-мизан», том 2, с. 157; «Ихтиджадж» Табарси, том 1, с. 197 и другие источники.
17. «Дурр уль-мансур», том 4, с. 295; «Тафсир уль-кабир», том 12, с. 26; «Шавахиду ттанзиль», том 1, с. 230; «Манакиб», том 1, с. 348; Тафсир «Фурату ль-куфа», с. 95 и 248; «Шарх уль-ахбар», том 1, с. 192; «Маджма уль-байан», том 3, с. 361.
18. «Аль-ихтисас», с. 212.
19. «Мустадрак» Хакима, том 3, с. 108; в более сокращенном виде приводится в «Сахихе» Муслима, том 7, с. 120; «Сунан» Тирмизи, том 5, с. 301 и других источниках.
20. «Мустадрак» Хакима, том 3, с. 109.
21. «Сахих» Бухари, том 5, с. 76 и том 4, с. 12. А также: «Сахих» Муслима, том 5, с. 195 и том 7, с. 120; «Сунан» Ибн Маджи, том 1, с. 45; «Сунан» Тирмизи, том 5, с. 302; «Сунан» Бейхаки, том 6, с. 362; «Маджмау ззаваид», том 6, с. 150; «Кафи», том 8, с. 351; «Илалу шшараи», том 1, с. 162; «Хисаль», с. 211; «Амали» Садука, с. 604; «Иршад», том 1, с. 64; «Ихтисас», с. 150 и другие источники.
22. «Шарх нахдж уль-балага» Ибн Аби Хадида, том 5, с. 7.
23. «Мустадрак» Хакима, том 3, с. 110.
24. «Тальхис» Захаби, том 3, с. 109.
25. «Йанабиу ль-мавадда», том 1, с. 113.
26. «Асбабу ннузуль», с. 135. А также: «Шавахиду ттанзиль», том 1, с. 249 и том 2, с. 391; «Дурр уль-мансур», том 2, с. 298; «Фатх уль-гадир», том 2, с. 60; «Тарих демешк», том 42, с. 237; «Йанабиу ль-мавадда», том 1, с. 359 и том 2, с. 248; «Рисалату ль-муртаза», том 3, с. 20; «Кафи», том 1, с. 289; «Амали» Садука, с. 435; «Кашфу ль-гита», том 1, с. 10; «Таухид», с. 256; «Манакиб», том 1, с. 140; «Шарх уль-ахбар», том 1, с. 104; «Иршад», том 1, с. 175; «Ихтиджадж», том 1, с. 70; «Тафсир Аби хамза сумали», с. 160; Тафсир Айаши, том 1, с. 328; Тафсир Кумми, том 1, с. 171; Тафсир «Фурату ль-куфа», с. 124 и другие источники.
27. «Тарих багдад», том 8, с. 284, а также: «Шавахиду ттанзиль», том 1, с. 200; «Тарих демешк», том 42, с. 233; «Бидаяту ва нихая», том 7, с. 386; «Йанабиу ль-мавадда», том 2, с. 249. В шиитских источниках: «Тараиф», с. 147; «Расаилу ль-муртаза», том 4, с. 131; «Иктисад», с. 220; «Амали» Садука, с. 50; Тафсир «Фурату ль-куфа», с. 516 и другие источники.
28. «Нуру ль-абсар», с. 87; а также: «Джамиу ахками ль-куран», том 18, с. 279; «Йанабиу ль-мавадда», том 2, с. 370; «Шавахиду ттанзиль», том 2, с. 381. Из шиитских источников: «Шарху ль-ахбар», том 1, с. 230; «Манакиб», том 3, с. 40; Тафсир «Фурату ль-куфа», с. 505; «Тараиф», с. 152 и другие источники.
29. «Муснад» Ахмада, том 4, с. 281.
30. «Тафсир уль-кабир», том 12, с. 49.
31. «Тарих багдад», том 8, с. 284.
32. «Захаиру ль-укба», с. 68; «Тарих демешк», том 42, с. 220; «Бидаяту ва нихая», том 7, с. 386; «Йанабиу ль-мавадда», том 1, с. 98. Шиитские источники: «Манакиб», том 1, с. 443 и том 2, с. 441; «Тараиф», с. 150; «Ихтияру маарифати рриджаль», том 1, с. 87 и другие источники.
33. «Исаба», том 4, с. 300.
34. «Усд уль-габа», том 3, с. 321. А также: «Муснад» Ахмада, том 1, с. 119; «Маджмау ззаваид», том 9, с. 105; «Сунан» Нисаи, том 5, с. 131; «Муснад» Аби Йали, том 1, с. 428.
35. «Сахих» Бухари, том 3, с. 168 и том 4, с. 208; «Муснад» Ахмада, том 1, с. 98 и 115 и том 5, с. 204; «Сунан» Нисаи, том 5, с. 127; «Сахих» Ибн Хаббана, том 11, с. 229; «Сунан кабра» Бейхаки, том 8, с. 5; «Маджмау ззаваид», том 9, с. 275; «Муснаф» Абдурраззака, том 11, с. 227; «Муснаф» Ибн Аби Шейбы, том 7, с. 499; «Канз уль-уммаль», том 5, с. 579; «Шавахиду ттанзиль», том 2, с. 143; «Тафсир» Ибн Касира, том 3, с. 475; «Тарих багдад», том 4, с. 264; «Тарих демешк», том 19, с. 362; «Бидаяту ва ннихая», том 4, с. 367. Шиитские источники: «Манакиб», с. 473; «Хисаль», с. 496; «Уйун ахбари реза», том 2, с. 58; «Амали» Садука, с. 66; «Камалу ддин», с. 261; «Кифаяту ль-аср», с. 158; «Шарху ль-ахбар», том 1, с. 93; «Иршад», том 1, с. 46 и другие источники.
36. «Мустадрак» Хакима, том 3, с. 126; «Муджаму сагир», том 1, с. 255; «Муаджаму аусат», том 5, с. 135; «Канз уль-уммаль», том 11, с. 603; «Фейз уль-кадир», том 4, с. 470; «Йанабиу ль-мавадда», том 1, с. 126. Шиитские источники: «Ихтиджадж», том 1, с. 216; «Тараиф», с. 103; «Кашфу ль-гамма», том 1, с. 148; «Амали» Туси, с. 460 и другие источники.
37. «Кафи», том 2, с. 599.
38. «Шарх нахдж уль-балага» Ибн Аби Хадида, том 7, с. 220; «Канз уль-уммаль», том 13, с. 135; «Джамиу ль-байан», том 29, с. 69; «Асбабу ннузуль», с. 296; «Шавахиду ттанзиль», том 2, с. 361; «Джамиу ахками ль-куран», том 18, с. 264; «Тафсир» Ибн Касира, том 4, с. 441; «Дурру ль-мансур», том 6, с. 260; «Тарих демешк», том 38, с. 349. Шиитские источники: «Басаиру ддараджат», с. 537; «Кафи», том 1, с. 423; «Уйун ахбари реза», том 2, с. 62; «Манакиб», том 1, с. 142; «Тафсир» Айаши, том 1, с. 14; Тафсир «Фурату ль-куфа», с. 499; «Тибьян», том 1, с. 98; «Маджмау ль-байан», том 10, с. 107 и другие источники.
39. «Фатху ль-бари», том 8, с. 459; «Канз уль-уммаль», том 2, с. 565; «Тафсир» Саалаби, том 1, с. 52; «Джамиу ахками ль-куран», том 1, с. 35; «Джарх ва таадиль», том 6, с. 192; «Тахзибу ль-камаль», том 20, с. 487; «Ансабу ль-ашраф», с. 99; «Йанабиу ль-мавадда», том 2, с. 173; «Табакат кубра», том 2, с. 338; «Тарих демешк», том 42, с. 398. Шиитские источники: «Манакиб», том 1, с. 46; «Кашфу ль-гумма», том 1, с. 117; «Саад ус-сууд», с. 284; «Тафсир» Айаши, том 2, с. 283 и другие источники.
40. «Мустадрак» Хакима, том 3, с. 132; «Муснад» Ахмада, том 1, с. 330; «Сунан кубра», том 5, с. 112; «Муаджаму ль-кабир», том 12, с. 77; «Фазаилу ссахаба» Хамада ибн Ханбала, том 2, с. 682. Шиитские источники: Тафсир «Фурату ль-куфа», с. 341; «Шарху ль-ахбар», том 2, с. 299; «Кашфу ль-гумма», том 1, с. 80.
41. «Шавахиду ттанзиль», том 1, с. 24.
42. «Шавахиду ттанзиль», том 1, с. 30.
43. «Шавахиду ттанзиль», том 1, с. 22.
44. «Шарх нахдж уль-балага», том 19, с. 60.
45. «Мустадрак», том 3, с. 107.
46. «Танкиху ль-макаль», том 1, с. 402.
47. «Тафсир кабир» Фахра Рази, том 12, с. 26.
48. «Тафсир кабир» Фахра Рази, том 8, с. 85.
49. «Сахих» Бухари, том 5, с. 29.
50. «Мустадрак» Хакима, том 3, с. 154; «Муаджаму ль-кабир», том 1, с. 108.
Вахид Хорасани, «Основы исламского вероубеждения»
Добавить комментарий