Продолжение цикла статей Амина Рамина «Таухид и история». Этот цикл представляет собой попытку осмыслить основные темы Таухида на языке и в терминах западной культурной традиции. Цикл будет интересен всем, кто хочет проложить мосты от западной культуры — к подлинному пречистому Таухиду Пророков и Имамов (мир им).
В данной статье речь пойдёт о выводах из манифестанционализма — той оптики, на которой построено язычество.
Иными будут последствия манифестанционализма — той оптики, в которой Бог «близок», проявлен, «рядом и везде». В то время как постулирование односторонней потусторонности Божества влечет отрыв от Него человека и «обезбожение» мира («вечное безмолвие бесконечных пространств»), то его антитезис – «посюсторонность Бога» — в случае своей абсолютизации приводит к язычеству и ширку. Если Бог везде – в этом камне, этом дереве, этом человеке, этом ангеле – то камень, дерево, человек, ангел сами превращаются в богов.
Мы можем выделить три формы язычества.
Первая – примитивный «народный» политеизм, состоящий в обожествлении объектов материального и ближайшего надматериального плана (фетишей, камней, могил, святых, духов и т. д.).
Вторая форма требует выхода в более тонкий созерцательный план: в данном случае подвергаются обожествлению уже всевозможные трансцендентные феномены, постигаемые в результате сверхчувственного опыта, – «силы», «астралы», «энергии», «боги».
Наконец, третью, высшую, наиболее утонченную форму язычества представляет собой пантеизм. Здесь уже обожествляется Всё – как Всеединство, как космическое Целое, как «Единое». С таким язычеством мы имеем дело в Индии, в Каббале, у неоплатоников, исихастов, Спинозы, Ибн Араби, Генона – по всему миру и в бесчисленном множестве вариаций. Одной из них является так называемый «вахдат уль-вуджуд» — приспособление языческой манифестанционалистской оптики к таухиду Ислама. В этом случае перед нами, пожалуй, наиболее опасное ответвление язычества, поскольку пантеизм легко маскируется под Единобожие и выдает себя за него, хотя не имеет с ним ничего общего. Пантеизм говорит: «Наш Бог, как и ваш, — Один. Этот Бог – Всё». Но мы отвечаем: «Наш Бог и ваш – абсолютно различны, ибо наш Бог – по ту сторону Всего. Ваше Всё – не что иное, как верховный идол, Идол идолов».
Эти три формы язычества исторически постоянно перетекали друг в друга и смешивались: то, что на уровне «великих посвященных» предстает в виде сублимированного монистического пантеизма, в проекции на «народную» плоскость принимает образ примитивного многобожия. Если Бог – это Всё, то получается, что Он вбирает в себя бесчисленное множество «богов» и «сил», которые могут затем подвергаться самостоятельному обожествлению.
Созерцательное язычество является «естественной религией», потому что люди обычно натуральным образом приходят к чему-то подобному, как только они оставляют Откровение Единобожия. Язычество «уже тут», для его проявления не надо прилагать каких-либо специальных усилий. Погружаясь «в себя», в свой имманентный опыт вне связи с Откровением, люди обнаруживают именно «язычество» — весь этот сонм «сил» и «энергий», «эонов» и «духов», «стихий» и «существ». Мы не говорим, что здесь перед нами пустая выдумка, которой не соответствует никакая реальность. Нет. Проблема лишь в том, что все эти аспекты «Большого Космоса» являются тварью, а не Творцом. К Творцу нет выхода через простое имманентное созерцание – только через Откровение Пророков и духовный праксис Имамов.
Бог имеет связь с творением. Он общается с миром через определенные каналы. Язычество есть попытка эти каналы перехватить и поставить их на место Бога. Как и односторонний трансцендентализм, оно, таким образом, представляет собой прежде всего «выход за грани», отколовшийся от Истины и исказивший ее.
Добавить комментарий