Аяты 92-93
وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ أَن يَقْتُلَ مُؤْمِناً إِلاَّ خَطَئاً وَمَن قَتَلَ مُؤْمِناً خَطَئاً فَتَحْرِيرُ رَقَبَةٍ مُّؤْمِنَةٍ وَدِيَةٌ مُّسَلَّمَةٌ إِلَى أَهْلِهِ إِلاَّ أَن يَصَّدَّقُواْ فَإِن كَانَ مِن قَوْمٍ عَدُوٍّ لَّكُمْ وَهُوَ مْؤْمِنٌ فَتَحْرِيرُ رَقَبَةٍ مُّؤْمِنَةٍ وَإِن كَانَ مِن قَوْمٍ بَيْنَكُمْ وَبَيْنَهُمْ مِّيثَاقٌ فَدِيَةٌ مُّسَلَّمَةٌ إِلَى أَهْلِهِ وَتَحْرِيرُ رَقَبَةٍ مُّؤْمِنَةً فَمَن لَّمْ يَجِدْ فَصِيَامُ شَهْرَيْنِ مُتَتَابِعَيْنِ تَوْبَةً مِّنَ اللّهِ وَكَانَ اللّهُ عَلِيماً حَكِيماً .92
وَمَن يَقْتُلْ مُؤْمِناً مُّتَعَمِّداً فَجَزَآؤُهُ جَهَنَّمُ خَالِداً فِيهَا وَغَضِبَ اللّهُ عَلَيْهِ وَلَعَنَهُ وَأَعَدَّ لَهُ عَذَاباً عَظِيماً .93
92. Не следует верующему убивать верующего, кроме ошибки. А кто убьет верующего по ошибке, то — освобождение верующего раба и штраф, вручаемый его семье, если они не раздадут её как милостыню. А если он из народа враждебного вам и верующий, то — освобождение верующего раба. А если он из народа, между которым и вами договор, то — штраф, вручаемый его семье, и освобождение верующего раба. Кто же не найдёт, то — пост двух месяцев последовательных как покаяние пред Аллахом. Поистине, Аллах — Знающий, Мудрый!
93. А если кто убьет верующего умышленно, то воздаянием ему — Геенна, для вечного пребывания там. Разгневался Аллах на него, и проклял его, и уготовал ему великое наказание!
1. Али ибн Ибрахим привёл:
«Не следует верующему убивать верующего, кроме ошибки» — то есть не следует убивать верующего ни намеренно, ни по ошибке. Слово «кроме» (илля) тут означает «нет», а не исключение.
(«Тафсир Кумми», том 1, С. 155).
2. Шейх Туси привёл от Халаби:
Имам Садык (А) сказал о словах Аллаха: «освобождение верующего раба» — то есть признающего (Ислам).
(«Тахзиб», том 8, С. 249).
3. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Преднамеренность состоит в том, что человек намеревается совершить это и совершил с помощью меча, камня, палки или чего-то ещё. Ошибка же состоит в том, что человек намеревается совершить что-то, а совершил нечто другое.
(«Кафи», том 7, С. 278).
4. Он также привёл от Аля ибн Фузейла:
Имам Садык (А) сказал об убийстве по ошибке: «Штраф за это — сто верблюдов, или тысяча овец, или десять тысяч дирхамов, или тысяча динаров, И из ста верблюдов двадцать пять должны быть в возрасте начала двух лет, двадцать пять — в возрасте начала трёх лет, двадцать пять — в возрасте начала четырёх лет и ещё двадцать пять — в возрасте начала пяти лет.
Штраф же за убийство по ошибке, которое похоже на преднамышленное убийство — то есть такое, при котором убийца ударил убитого одним или двумя ударами, не желая при этом его убийства, — состоит из трёх частей вместе. Первая часть — тридцать три верблюда в возрасте начала четырёх лет; вторая часть — тридцать три верблюда в возрасте начала пяти лет; третья часть — тридцать четыре верблюда в возрасте начала шести лет, и все они должны быть беременными или способными к беременности. Или это должно быть тысяча баранов.
За намеренное же убийство — возмездие за кровь, или достижение довольства преемника убитого».
(«Кафи», том 7, С. 282).
5. Он также привёл от Халаби, что Имам Садык (А) сказал:
Штраф (дийя за убийство по ошибке) — десять тысяч дирхамов или тысяча динаров». Джамиль также передал, что Имам Садык (А) сказал: «Штраф — сто верблюдов».
(«Кафи», том 7, С. 282).
6. Шейх Туси привёл:
У Имама Садыка (А) спросили: «Если мусульманина убили в земле многобожников другие мусульмане, а потом Имам узнал об этом?» Он сказал: «Он освобождает верующего раба. Об это сказал Аллах: “А если он из народа враждебного вам и верующий, то — освобождение верующего раба. А если он из народа, между которым и вами договор, то — штраф, вручаемый его семье, и освобождение верующего рабаˮ».
(«Тахзиб», том 10, С. 315).
7. Он также привёл от Самаа, что Имам Садык (А) сказал:
«А если кто убьет верующего умышленно, то воздаянием ему — Геенна, для вечного пребывания там» — то есть тот, кто убьёт верующего за его религию (или верующего, стоящего на его религии). Таково преднамеренное убийство, о котором сказал Аллах: «Разгневался Аллах на него, и проклял его, и уготовал ему великое наказание!».
Я сказал: «А если между одним человеком и другим возникнет что-то, и он ударит его мечом и убьёт его?»
Он сказал: «Это не является тем преднамеренным убийством, о котором сказал тут Аллах».
(«Тахзиб», том 10, С. 656).
8. Он также привёл от Ибн Букейра:
У Имама Садыка (А) спросили: «Если верующий убьёт верующего преднамеренно, возможно ли для него покаяние (тауба)?»
Он сказал: «Если его убийство было из-за его веры, то нет покаяния за это. Если же оно было из-за гнева или какого-то дела ближнего мира, то его покаяние будет состоять в возмездии ему за кровь. Если никто не будет знать о том, что это он убил его, то он должен прийти к преемникам убитого и признаться в убийстве. Если они простят его и не убьют, то он должен выплатить им штраф, освободить раба, поститься два месяца непрерывно и накормить шестьдесят бедняков с намерением покаяния перед Аллахом».
(«Тахзиб», том 10, С. 165).
9. Он также привёл от Абдуллаха ибн Синана, что Имам Садык (А) сказал:
Искуплением за убийство, если человек убил верующего преднамеренно, является то, что он предоставит себя в распоряжение преемников убитого. Если они убьют его, то он выполнит то, что обязан был выполнить, если он раскаивается в том, что совершил, и решил никогда не повторять это. Если же они простят его, то он должен освободить раба, поститься два месяца непрерывно, накормить шестьдесят бедняков, раскаяться в том, что совершил, решить никогда не возвращаться к этому и просить Аллаха о прощении навсегда. Если же он убил его по ошибке, то должен выплатить штраф его преемникам и освободить раба. А кто не найдёт — то пусть постится два месяца непрерывно, а если не сможет, то пусть накормить шестьдесят бедняков в размере один мудд[1] на каждого. И если ему простят штраф за убитого, то на нём лежит искупление, что между ним и Аллахом.
(«Тахзиб», том 8, С. 322).
10. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:
«Не следует верующему убивать верующего, кроме ошибки. А кто убьет верующего по ошибке, то — освобождение верующего раба и штраф, вручаемый его семье» — или освобождение верующего раба, что между ним и Аллахом, или выплата штрафа преемникам убитого. «А если он из народа враждебного вам» — если убитый сам был верующим, но из числа народа многобожников (то есть его родственники многобожники), с которым у вас нет мирного договора, — «и верующий, то — освобождение верующего раба» — между ним (убийцей) и Аллахом, и нет на нём штрафа. «А если он из народа, между которым и вами договор», и убитый был верующим, то на убийце — освобождение верующего раба, что между ним и Аллахом, и принятый штраф семье убитого.
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 289).
11. Айаши привёл, что Имам Бакир (А) или Имам Садык (А) сказал:
Возмездие имеет место за то, что совершается намеренно. А ощибка имеет место в том случае, если человек хотел одно, а получилось другое.
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 290).
12. Он также привёл от Абдуррахмана ибн Хаджаджа:
Я сказал Имаму Садыку (А): «Люди полагают, что умышленное убийство может быть только с помощью железа (железного оружия, такого как меч)».
Он сказал: «Ошибка имеет место тогда, когда человек желает одного, а совершает другое. Но всегда, когда человек желает совершить что-то (имеет целью что-то) и совершает это, имеет место предумышленность».
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 219).
13. Он также привёл от Фазля ибн Абдульмалика:
Я спросил Имама Садыка (А): «Если человек ударит другого, не делая убить его, а тот умрёт, то считается ли это убийством по ошибке, за которое необходимо выплатить штраф и принести искупление».
Он сказал: «Да».
Я спросли: «А если человек бросит что-то и попадёт в другого человека, и тот умрёт?»
Он сказал: «Это убийство по ошибке, в чем нет сомнения. На нём лежит штраф и искупление».
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 292).
14. От также привёл от Самаа:
Я спросил Имама Садыка (А) о словах Аллаха: «А если кто убьет верующего умышленно, то воздаянием ему — Геенна, для вечного пребывания там. Разгневался Аллах на него, и проклял его, и уготовал ему великое наказание».
Он сказал: «Это касается того, кто убьёт верующего на его религии (или верующего, который стоит с ним на одной религии)».
Я спросил: «А если человек придёт к другому с мечом и убьёт его по причине гнева или порока того человека, при том что тот будет на его религии?»
Он сказал: «Это не то, что имел в виду Аллах в этом аяте, однако тот человек подлежит возмездию за кровь или штрафу, если согласятся преемники убитого».
Я спросил: «Он должен принести покаяние?»
Он сказал: «Да, он должен освободить раба, поститься два месяца непрерывно, накормить шестьдесят бедняков и раскаяться перед Аллахом и быть смиренным перед ним. Надеюсь, что его покаяние будет принято».
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 293).
15. От также привёл от Самаа:
Я спросил Имама Садыка (А) о словах Аллаха: «А если кто убьет верующего умышленно, то воздаянием ему — Геенна, для вечного пребывания там. Разгневался Аллах на него, и проклял его, и уготовал ему великое наказание».
Он сказал: «Это касается того, кто убьёт верующего на его религии (или верующего, который стоит с ним на одной религии) умышленно».
Я спросил: «А если между одним человеком и другим случится спор, и тот ударит его мечом и убьёт?»
Он сказал: «Это не то умышленное убийство, о котором сказал Аллах».
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 294).
16. Он также привёл от Ибн Синана:
Я спросил Имама Садыка (А) о верующем, который убьёт другого верующего умышленно: возможно ли покаяние для него. Он сказал: «Если он убьёт его из-за его веры, то для него нет покаяния. Если же он убьёт его из-за гнева на него или из-за какого-то дела ближнего мира, то его покаянием будет то воздаяние за кровь, которое свершится над ним. Если никто не знает, что он убил его, то он должен пойти к преемникам убитого и признаться в убийстве. Если они простят его и не убьют, то он должен выплатить им штраф, освободить раба, поститься два месяца непрерывно и накормить шестьдесят бедняков в качестве покаяния перед Аллахом».
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 294).
[1] Мудд — примерно один литр.
Добавить комментарий