Аяты 94-99

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ إِذَا ضَرَبْتُمْ فِي سَبِيلِ اللّهِ فَتَبَيَّنُواْ وَلاَ تَقُولُواْ لِمَنْ أَلْقَى إِلَيْكُمُ السَّلاَمَ لَسْتَ مُؤْمِناً تَبْتَغُونَ عَرَضَ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا فَعِندَ اللّهِ مَغَانِمُ كَثِيرَةٌ كَذَلِكَ كُنتُم مِّن قَبْلُ فَمَنَّ اللّهُ عَلَيْكُمْ فَتَبَيَّنُواْ إِنَّ اللّهَ كَانَ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيراً .94

لاَّ يَسْتَوِي الْقَاعِدُونَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ غَيْرُ أُوْلِي الضَّرَرِ وَالْمُجَاهِدُونَ فِي سَبِيلِ اللّهِ بِأَمْوَالِهِمْ وَأَنفُسِهِمْ فَضَّلَ اللّهُ الْمُجَاهِدِينَ بِأَمْوَالِهِمْ وَأَنفُسِهِمْ عَلَى الْقَاعِدِينَ دَرَجَةً وَكُـلاًّ وَعَدَ اللّهُ الْحُسْنَى وَفَضَّلَ اللّهُ الْمُجَاهِدِينَ عَلَى الْقَاعِدِينَ أَجْراً عَظِيماً .95

دَرَجَاتٍ مِّنْهُ وَمَغْفِرَةً وَرَحْمَةً وَكَانَ اللّهُ غَفُوراً رَّحِيماً .96

إِنَّ الَّذِينَ تَوَفَّاهُمُ الْمَلآئِكَةُ ظَالِمِي أَنْفُسِهِمْ قَالُواْ فِيمَ كُنتُمْ قَالُواْ كُنَّا مُسْتَضْعَفِينَ فِي الأَرْضِ قَالْوَاْ أَلَمْ تَكُنْ أَرْضُ اللّهِ وَاسِعَةً فَتُهَاجِرُواْ فِيهَا فَأُوْلَـئِكَ مَأْوَاهُمْ جَهَنَّمُ وَسَاءتْ مَصِيراً .97

إِلاَّ الْمُسْتَضْعَفِينَ مِنَ الرِّجَالِ وَالنِّسَاء وَالْوِلْدَانِ لاَ يَسْتَطِيعُونَ حِيلَةً وَلاَ يَهْتَدُونَ سَبِيلاً .98

فَأُوْلَـئِكَ عَسَى اللّهُ أَن يَعْفُوَ عَنْهُمْ وَكَانَ اللّهُ عَفُوّاً غَفُوراً .99

94. О вы, которые уверовали! Когда отправляетесь по пути Аллаха, то различайте и не говорите тому, кто предложит вам мир: «Ты не верующий», — домогаясь случайностей жизни ближней. Ведь у Аллаха — обильная добыча. Таковы были вы раньше, но Аллах оказал вам милость. Различайте же: поистине, Аллах сведущ в том, что вы делаете!

95. Не равняются сидящие из верующих, не испытывающие вреда, и усердствующие на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Дал Аллах преимущество усердствующим своим имуществом и своими душами перед сидящими на степень. Всем обещал Аллах благо, а усердствующим Аллах дал преимущество перед сидящим в великой награде,

96. в степенях у Него, и прощение, и милости. Поистине, Аллах — Прощающий, Милосердный!

97. Тем, кого упокоят ангелы причинившими несправедливость самим себе, они скажут: «В каком положении вы были?» И скажут они: «Мы были ослабленными на земле». Они скажут: «Разве не была земля Аллаха обширной, чтобы вам переселиться в ней?» У этих убежище — Геенна, и скверно это пристанище! — 

98. кроме ослабленных мужчин, женщин и детей, которые не могут ухитриться и не находят прямого пути.

99. Этим, может быть, простит Аллах: ведь Аллах — Извиняющий, Прощающий!

 

1. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Не говорите тем, кто предложит вам мир: «Ты не верующий».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 294).

 

2. Али ибн Ибрахим привёл:

Это было ниспослано, когда Посланник Аллаха (С) возвращался из Хейбара. Он отправил Усаму ибн Зейда со всадниками к селениям иудеев около Фадака, дабы они призвали их к Исламу. Человек из числа иудеев по имени Мирдас ибн Нахик собрал свою семью и имущество и отправился близко к горам и оттуда принялся кричать: «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха!» Когда Усама приблизился к ним, он напал на него и убил. Вернувшись, он сообщил об этом Посланнику Аллаха (С).

Посланник Аллаха (С) сказал: «Ты убил человека, который свидетельствовал, что нет бога, кроме Аллаха, и я — Посланник Аллаха?»

Усама ответил: «О Посланник Аллаха! Он сказал это, чтобы избежать смерти!»

Посланник Аллаха (С) сказал: «Ты не сорвал завесу с его сердца и не знал, что он думает в своей душе».

Усама после этого поклялся, что не убьёт никого, кто свидетельствует, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — Посланник Аллаха. И он отступил от повелителя верующих (А) в его битвах и не сражался рядом с ним. Аллах ниспослал об этом: «Не говорите тому, кто предложит вам мир: “Ты не верующийˮ, — домогаясь случайностей жизни ближней. Ведь у Аллаха — обильная добыча. Таковы были вы раньше, но Аллах оказал вам милость. Различайте же: поистине, Аллах сведущ в том, что вы делаете!»

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 156).

 

3. Али ибн Ибрахим привёл:

«Тем, кого упокоят ангелы причинившими несправедливость самим себе» — это ниспослано о тех, кто покинул повелителя верующих (А) и не сражался рядом с ним. Ангелы сказали им при их смерти: «“В каком положении вы были?ˮ И скажут они: “Мы были ослабленными на землеˮ» — то есть не знали, с кем истина. И Аллах сказал: «Разве не была земля Аллаха обширной, чтобы вам переселиться в ней?» — то есть разве религия Аллаха и Книга Аллаха не были обширными, чтобы вы посмотрели на них и поняли их? — «У этих убежище — Геенна, и скверно это пристанище! — кроме слабых мужчин, женщин и детей, которые не могут ухитриться и не находят прямого пути».

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 156).

 

4. Шейх Кулейни привёл от Хамзы ибн Тайара:

Имам Садык (А) сказал мне: «Люди делятся на шесть групп». Я спросил: «Разрешить ли ты мне записать их?» Он сказал: «Да». Я сказал: «Что мне написать?» Он сказал: «Напиши: люди, которым обещан Рай и Ад, и напиши: “Есть и другие, что сознались в своих грехах: они смешивали дело доброе и другое — плохоеˮ (9: 102)».

Я спросил: «Кто они?» Он сказал: «Вахши был из их числа».

Потом он сказал: «И напиши: “Есть и другие, которым отсрочено до приказа Аллаха: либо Он накажет их, либо обратится к нимˮ (9: 106)».

Затем он сказал: «И напиши: “Кроме ослабленных мужчин, женщин и детей, которые не могут ухитриться и не находят прямого путиˮ, — то есть не находят пути для неверия (куфр) и не находят пути к вере (иман) — «этим, может быть, простит Аллах».

Затем он сказал: «И напиши: “люди преградˮ (7: 48)».

Я спросил: «Кто эти люди преград?»

Он сказал: «Люди, чьи добрые и злые дела одинаковы. Если Он введёт их в Огонь, то за их грехи, а если введёт их в Рай, то по Своей милости».

(«Кафи», том 2, С. 281).

 

5. Он также привёл от Зурары:

Я спросил у Имама Бакира (А) об ослабленных (мустаз‘афин). Он сказал: «Это те, которые не находят пути для неверия (куфр) и не находят пути к вере (иман). Они не могут стать неверными и не могут уверовать. Из их числа — дети и те из числа мужчин и женщин, кто подобны по разуму детям. Письменная трость убрана от них».

(«Кафи», том 2, С. 297).

 

6. Он также привёл от Умара ибн Абана:

Я спросил у Имама Садыка (А) об ослабленных (мустаз‘афин). Он сказал: «Это люди вилаята». Я спросил: «Какого вилаята?» Он сказал: «Это не люди вилаята в религии, но люди вилаята в заключении браков, сделках и наследстве. Они не верующие и не неверные, и из них есть те, дело которых возвращается к Аллаху».

(«Кафи», том 2, С. 297).

 

7. Он также привёл от Исмаила Джуфи:

Я спросил у Имама Бакира (А) о религии, о которой рабы не могут оставаться в неведении. Он сказал: «Религия широка, однако хариджиты сделали её тесной для себя из-за своего невежества».

Я сказал: «Да буду я твоей жертвой! Рассказать тебе о религии, на которой я стою?»

Он сказал: «Да».

Я сказал: «Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его раб и Посланник, и верую в то, что пришло от Аллаха. Я дружу с вами и отрекаюсь от ваших врагов и тех, кто замышляет против вас, и тех, кто отбирает ваши права».

Он сказал: «Клянусь Аллахом, ты не находишься в неведении о чём-то! Это, клянусь Аллахом, то, на чём мы стоим».

Я спросил: «Являются ли мусульманами те, кто не признаёт это дело?»

Он сказал: «Нет, кроме ослабленных (мустаз‘афин)».

Я спросил: «Кто это?»

Он сказал: «Женщины и дети». А потом сказал: «Видел ли ты Умм Айман? Я свидетельствую, что она из числа обитателей Рая, хотя она и не знала то, на чём вы стоите».

(«Кафи», том 2, С. 298).

 

8. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Кто знает о разногласиях людей — тот не является ослабленным (мустаз‘аф)[1].

(«Кафи», том 2, С. 298).

 

9. Он также привёл от Джамиля ибн Дарраджа:

Я сказал Имаму Садыку (А): «Я иногда упоминаю ослабленных (мустаз‘афин) и говорю: мы и они на одной степени в Раю».

Он сказал: «Аллах не сделает этого с вами никогда».

(«Кафи», том 2, С. 298).

 

10. Шейх Садук привёл от Абдульгаффара Джази:

Имам Садык (А) сказал, что ослабленные (мустаз‘афин) состоят из различных групп, которые противоречат друг другу, и кто из людей киблы не является насибитом — тот ослабленный (мустаз‘аф).

(«Маани ль-ахбар», С. 200).

 

11. Он также привёл от Мукаррама Джаммаля:

Я спросил у Имама Садыка (А) о словах Аллаха: «Кроме ослабленных мужчин, женщин и детей, которые не могут ухитриться и не находят прямого пути».

Он сказал: «Они не могут ухитриться стать насибитами и не находят прямого пути истины, чтобы встать на него. Они могут войти в Рай за свои благие деяния и из-за отстранения от запрещённого, совершать которое запретил Аллах, однако они не получат степени благочестивых».

(«Маани ль-ахбар», С. 201).

 

12. Он также привёл от Сулеймана ибн Халида:

Я спросил у Имама Садыка (А): «Кроме ослабленных мужчин, женщин и детей, которые не могут ухитриться и не находят прямого пути».

Он сказал: «О Сулейман! Среди этих ослабленных есть те, кто сильнее тебя (то есть являются взрослыми, разумными людьми). Ослабленные — это люди, которые постятся и молятся, хранят свои животы и половые органы от запретного и не считают, что истина находится среди тех, кто кроме нас. Они ухватились за ветви древа: “этим, может быть, простит Аллахˮ, если они ухватились за эти ветви, пусть даже они не ведают. Если Он простит их, то по Своей милости, а если ввергнет их в наказание, то из-за их заблуждения о том, что Он дал им познать».

(«Маани ль-ахбар», С. 202).

 

13. Он также привёл от Сулеймана ибн Халида:

Я спросил у Имама Садыка (А) об ослабленных. Он сказал: «Это женщина, сидящая в своём доме, или служанка, которой ты говоришь: “Молись!ˮ — и она молится, не зная ничего, кроме того что ты ей скажешь, или невольник, который также не знает ничего, кроме того что ты скажешь ему, или старик, близкий к смерти, или малолетний ребёнок. Это — ослабленные. Однако мужчина, который является сильным, способными к спору, который покупает и продаёт (на рынках), так что никто не может обмануть его там — разве его можно назвать ослабленным? О нет! И нет ему никакой чести».

(«Маани ль-ахбар», С. 203).

 

14. Шейх Кулейни привёл от Зурары, что тот спросил у Имама Бакира (А):

«Что скажешь ты о браке людей? Я достиг того возраста, который ты видишь, но ещё не женился».

Имам (А) спросил: «А что удерживает тебя от этого?»

Зурара сказал: «Ничего, кроме того что я боюсь, что их брак не будет дозволенным (халяль) для меня. Что ты скажешь?»

Он сказал: «Что же ты делаешь, будучи молодым? Терпишь?»

Он ответил: «Беру рабынь».

Имам (А) сказал: «Теперь скажи, почему ты считаешь рабынь дозволенными для себя?»

Зурара сказал: «Рабыня не как свободная: если у меня будет сомнение о ней, продам её или отстранюсь от неё».

Имам (А) сказал: «Так почему ты считаешь их дозволенными для себя?»

Зурара не мог найти ответ и спросил: «Как же ты видишь? Мне жениться?»

Он сказал: «Неважно, что ты сделаешь».

Зурара сказал: «Твои слова “неважно, что ты сделаешьˮ можно понимать двояко, так что ты говоришь: неважно, чтобы ты грешил без того, чтобы я велел тебе. Что же ты велишь мне? Жениться мне по твоему решению?»

Имам (А) сказал: «Посланник Аллаха (С) женился, а жёны Нуха и Лута совершили то, что совершили, хотя они были под двумя праведными рабами Аллаха».

Зурара сказал: «Посланник Аллаха (С) в этом не таков, как я. Та женщина (Айша) была под его властью, признавала его решение и его религию».

Имам (А) сказал: «Разве ты не видишь то, что сказал Аллах о предательстве: “и обе они (жена Нуха и жена Лута) предали ихˮ (66: 10). Это не означает ничего другого, кроме блуда. И Посланник Аллаха (С) женил такого-то».

Зурара сказал: «Что же ты велишь мне?»

Имам (А) сказал: «Если ты сделаешь это, то выбери себе бальху из женщин».

Он спросил: «Что значит “бальхаˮ?»

Имам (А) сказал: «Закрытая хиджабом и целомудренная».

Зурара спросил: «Если будет она на религии Салима ибн Аби Хафсы?»

Он сказал: «Нет».

Он спросил: «Если будет она на религии Рабиа Рай?»

Он сказал: «Нет. Но пусть будет свободной, не насибиткой, и не знающей то, что вы знаете».

Зурара спросил: «Разве может быть что-то другое, чтобы была она или верующей (мумина), или неверной (кафира)?»

Он сказал: «Пусть держит пост, молится, страшится Аллаха и не знает о вашем деле».

Зурара сказал: «Аллах сказал: “Среди вас есть неверующий, и среди вас есть верующийˮ. Как же человек может быть не неверующим и не верующим?».

Имам (А) сказал: «О Зурара! Слово Аллаха вернее твоих слов. Разве ты не видел, как Аллах говорит: “Они смешали дело доброе и другое — плохое, — может быть, Аллах обратится к нимˮ (9: 102). Почему Он сказал: “может бытьˮ?»

Зурара сказал: «Они либо верующие, либо неверные».

Имам (А) сказал: «Что ты скажешь об аяте: “Кроме ослабленных мужчин, женщин и детей, которые не могут ухитриться и не находят прямого путиˮ — то есть прямого пути к вере (иман)?»

Он сказал: «Они либо верующие, либо неверные».

Имам (А) сказал: «Клянусь Аллахом, они не верующие (мумин) и не неверные (кафир)».

А потом он подошёл к Зураре и сказал: «Что ты скажешь о людях на возвышенностях (а‘раф)?»

Зурара сказал: «Они либо верующие, либо неверные. Если они войдут в Рай, то они верующие, а если они войдут в Ад, то они неверные».

Имам (А) сказал: «Клянусь Аллахом, они не верующие и не неверные. Если бы они были верующими, то вошли бы в Рай, как войдут в него верующие. А если бы они были неверными, то вошли бы в Огонь, как войдут в него неверные. Однако они — люди, чьё добро и зло равно и чьи деяния ущербны, и они и есть таковы, как сказал Аллах».

Зурара спросил: «Они — люди Рая или Огня?»

Имам (А) сказал: «Я оставлю их там, где оставил Аллах».

Зурара спросил: «Ты отсрочишь им?»

Он сказал: «Да, отсрочу им, как отсрочил Аллах. Если Он пожелает, введёт их в Рай по милости Своей, а если пожелает, то ввергнет в Ад за их грехи, и Он не поступит с ними несправедливо».

Зурара спросил: «Войдёт ли в Ад кто-то, кроме неверных (кафиров)?»

Имам (А) сказал: «Нет, если только не пожелает Аллах. Я говорю лишь то, что желает Аллах, а ты не говоришь то, что желает Аллах. Однако когда ты станешь старше, откажешься от этого (мнения), и узлы развяжутся для тебя».

(«Кафи», том 2, С. 290).

 

[1] То есть знает о том, что шииты говорят так, а их оппоненты говорят иначе.

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.