Аят 6

وَابْتَلُواْ الْيَتَامَى حَتَّىَ إِذَا بَلَغُواْ النِّكَاحَ فَإِنْ آنَسْتُم مِّنْهُمْ رُشْداً فَادْفَعُواْ إِلَيْهِمْ أَمْوَالَهُمْ وَلاَ تَأْكُلُوهَا إِسْرَافاً وَبِدَاراً أَن يَكْبَرُواْ وَمَن كَانَ غَنِيّاً فَلْيَسْتَعْفِفْ وَمَن كَانَ فَقِيراً فَلْيَأْكُلْ بِالْمَعْرُوفِ فَإِذَا دَفَعْتُمْ إِلَيْهِمْ أَمْوَالَهُمْ فَأَشْهِدُواْ عَلَيْهِمْ وَكَفَى بِاللّهِ حَسِيباً .6

6. И испытывайте сирот, а когда они дойдут до брачного возраста, то если заметите в них зрелость, отдавайте им их имущество; и не пожирайте его расточительно и торопливо, пока они не вырастут. А кто богат, пусть будет воздержан; а кто беден, пусть ест с достоинством. А когда вы отдаете им их имущество, то берите к ним свидетелей. И довольно Аллаха как подсчитывающего! 

 

1. Али ибн Ибрахим привёл:

Если у кого-то есть имущество сироты, то он не должен отдавать его ему, пока тот не достигнет возраста зрелости. А когда он достигнет зрелости и должен будет исполнять религиозные обязанности, и не будет расточителем, пьющим вино или прелюбодеем — тогда ему надо вернуть его имущество и взять для этого свидетелей.

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 139).

 

2. Шейх Садук привёл:

Имама Садыка (А) спросили об аяте: «Если заметите в них зрелость, отдавайте им их имущество». Он сказал: «Зрелость — сохранение имущества».

(«Факих», том 4, С. 164).

 

3. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал о тафсире этого аята:

Если увидите в них любовь к роду Мухаммада (С), то возвышайте их.

Шейх Садук сказал: «Этот хадис не противоречит тому, который был до него. Ибо имущество даётся ему, когда он достигнет зрелости — и это сохранение имущества. И так же, когда зрелость его постигается по принятию им истины».

(«Факих», том 4, С. 165).

 

4. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Сиротство сироты заканчивается с поллюциями (наступлением половой зрелости через семяизвержение во сне). А если у него наступили поллюции, но зрелость не наступила, или он будет глупым и слабым, то его опекун удерживает его имущество.

(«Факих», том 4, С. 163).

 

5. Он также привёл от Иса ибн Касима:

Я спросил у Имама Садыка (А), когда девушке-сироте надо отдать её имущество. Он сказал: «Когда ты будешь знать, что она не потеряет его и не испортит». Я спросил: «А если она выйдет замуж?» Он сказал: «Если она выйдет замуж, то опека над ней закончится».

Шейх Садук сказал: «Он имел в виду, что она достигнет девяти лет».

(«Факих», том 4, С. 164).

 

6. Шейх Кулейни привёл от Самаа, что Имам Садык (А) сказал:

«А кто беден, пусть ест с достоинством» — если кто-то обеспечивает в чём-то сирот, и он нуждается в чём-то, в то время как он берёт на себя их дела, то он может съесть что-то (из их имущества) по мере необходимости, но пусть не излишествует. Но если их дела не удовлетворяют его потребности, то он не должен брать что-то из их имущества.

(«Кафи», том 5, С. 129).

 

7. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«А кто беден, пусть ест с достоинством» — значение «с достоинством» — питание (то есть в меру питания и не больше). Он имел в виду того, кто распоряжается имуществом сироты, в том, что приносит им пользу.

(«Кафи», том 5, С. 130).

 

8. Шейх Туси привёл от Абдуллаха ибн Синана:

У Имама Садыка (А) спросили: «Может ли распоряжающийся имуществом сироты и совершающий покупки или продажи для них в том, что приносит им пользу, есть от их имущества?»

Он сказал: «Нет проблемы, если он ест от их имущества с достоинством. Аллах сказал: “И испытывайте сирот, а когда они дойдут до брачного возраста, то если заметите в них зрелость, отдавайте им их имущество; и не пожирайте его расточительно и торопливо, пока они не вырастут. А кто богат, пусть будет воздержан; а кто беден, пусть ест с достоинствомˮ — и это питание».

(«Тахзиб», том 9, С. 244).

 

9. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«А кто беден, пусть ест с достоинством» — имеется в виду тот, кто посвятил себя целиком делу сироты и не имеет других источников для пропитания. Нет проблемы, если он будет есть от его имущества с достоинством, если он при этом совершает то, что приносит пользу имуществу сироты. Но если имущество сироты будет небольшим, то он не должен есть от него.

(«Кафи», том 5, С. 130).

 

10. Айаши привёл от Мухаммада ибн Муслима:

Я спросил у Имама Садыка (А) о человеке, у которого есть животные, принадлежащие сыну его брата, который является сиротой: может ли он смешать этих животных со своими?

Имам (А) сказал: «Если он будет содержать и кормить их, то может доить их молоко, но пусть не доит слишком много, чтобы не нанести ущерба их детёнышам. Аллах говорит: “А кто богат, пусть будет воздержан; а кто беден, пусть ест с достоинствомˮ».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 247).

 

Аят 7

لِّلرِّجَالِ نَصيِبٌ مِّمَّا تَرَكَ الْوَالِدَانِ وَالأَقْرَبُونَ وَلِلنِّسَاء نَصِيبٌ مِّمَّا تَرَكَ الْوَالِدَانِ وَالأَقْرَبُونَ مِمَّا قَلَّ مِنْهُ أَوْ كَثُرَ نَصِيباً مَّفْرُوضاً .7

7. Мужчинам принадлежит доля из того, что оставили родители и ближайшие родственники, и женщинам принадлежит доля из того, что оставили родители и ближайшие родственники, будь его мало или много. Таков предписанный удел.

 

1. Али ибн Ибрахим привёл:

Этот аят отменён аятом: «Завещает вам Аллах относительно ваших детей: сыну — долю, подобную доле двух дочерей. А если они (дети) — женщины, числом больше двух, то им — две трети того, что он оставил, а если одна, то ей — половина. А родителям его, каждому из двух — одна шестая того, что он оставил, если у него есть ребенок. А если у него нет ребенка и ему наследуют его родители, то матери — одна треть. А если есть у него братья, то матери — одна шестая после завещанного, которой он завещает, или долга. Родители ваши или ваши сыновья — вы не знаете, кто из них ближе вам по пользе, как установлено Аллахом. Поистине, Аллах — Знающий, Мудрый» (4: 11).

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 140).

 

Аят 8

وَإِذَا حَضَرَ الْقِسْمَةَ أُوْلُواْ الْقُرْبَى وَالْيَتَامَى وَالْمَسَاكِينُ فَارْزُقُوهُم مِّنْهُ وَقُولُواْ لَهُمْ قَوْلاً مَّعْرُوفاً .8

8. А когда присутствуют при разделе родственники, сироты и бедняки, то наделяйте их из этого и говорите им слово благое.

 

1. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Этот аят отменён аятом об обязанностях (фараиз).

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 248).

 

2. Абу Али Табарси сказал:

Люди разошлись об этом аяте. Некоторые сказали, что он не отменён, и так передано от Имама Бакира (А).

(«Маджму байан», том 3, С. 23).

Слова сейида Хашима Бахрани, автора «Бурхана»: можно объединить риваяты об отмене этого аята и о том, что он не отменён. Риваяты об отмене можно свести к отмене обязательности наделения, а риваяты об отсутствии отмены свести к разрешённости или желательности наделения. Тогда между этими риваятами не будет противоречия.

 

Аяты 9-10

وَلْيَخْشَ الَّذِينَ لَوْ تَرَكُواْ مِنْ خَلْفِهِمْ ذُرِّيَّةً ضِعَافاً خَافُواْ عَلَيْهِمْ فَلْيَتَّقُوا اللّهَ وَلْيَقُولُواْ قَوْلاً سَدِيداً .9

إِنَّ الَّذِينَ يَأْكُلُونَ أَمْوَالَ الْيَتَامَى ظُلْماً إِنَّمَا يَأْكُلُونَ فِي بُطُونِهِمْ نَاراً وَسَيَصْلَوْنَ سَعِيراً .10

9. И пусть боятся те, которые, если бы оставляли позади себя слабое потомство, боялись бы за них. Пусть же они боятся Аллаха и говорят слово твёрдое!

10. Поистине, те, которые пожирают имущество сирот по несправедливости, пожирают в своем чреве огонь, и будут они гореть в пламени!

 

1. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Аллах оставил в имуществе сирот два наказания. Первое из них — Огонь, наказание будущего мира, а второе — наказание в ближнем мире, по слову Аллаха: «И пусть боятся те, которые, если бы оставляли позади себя слабое потомство, боялись бы за них» — то есть пусть они боятся, что с их потомством будет сделано то же самое, что они сделали с сиротами.

(«Кафи», том 5, С. 128).

 

2. Он также привёл от Аджлана Абу Салиха:

Я спросил у Имама Садыка (А) о том, кто поедает имущество сирот. Он сказал: «Он таков, как сказал Аллах: “Поистине, те, которые пожирают имущество сирот по несправедливости, пожирают в своем чреве огонь, и будут они гореть в пламени!ˮ» А затем он сказал, хотя я не задал ему вопрос об этом: «Кто будет опекать сироту, пока не закончится возраст его сиротства — для того Аллах сделал обязательным Рай, как Он сделал обязательным Огонь для тех, кто ест имущество сироты».

(«Кафи», том 5, С. 128).

 

3. Он также привёл от Ахмада ибн Мухаммада ибн Аби Насра:

Я спросил у Имама Казыма (А): «Если в руках человека есть имущество сироты, и он возьмёт из него то, в чём нуждается, намереваясь потом вернуть это?» Он сказал: «Не подобает ему есть из него, кроме как для пользы, и пусть не излишествует. А если он намеревается не возвращать его назад, то его положение таково, как сказал Аллах: “Поистине, те, которые пожирают имущество сирот по несправедливости, пожирают в своем чреве огонь, и будут они гореть в пламени!ˮ»

(«Кафи», том 5, С. 128).

 

4. Он также привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

О пожирающих имущество сирот было ниспослано: «Поистине, те, которые пожирают имущество сирот по несправедливости, пожирают в своем чреве огонь, и будут они гореть в пламени!» В День воскресения пожирающий имущество сироты придёт с пылающим животом, и из его рта будут выходить языки пламени. Тогда собранные там узнают, что он был пожирающим имущество сироты.

(«Кафи», том 5, С. 126).

 

5. Али ибн Ибрахим привёл, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Когда я был вознесён на небеса, увидел людей, которым кидали огонь в их рты, и он выходил через их задние проходы. Я спросил: «Кто они?» Джабраил сказал: «Те, кто пожирали имущество сирот, угнетая их».

 

6. Шейх Садук привёл, что Имам Реза (А) сказал:

Причина запрета пожирания имущества сироты — из-за многих вещей, вызывающих нечестие. Первая из них состоит в том, что если человек поедает имущество сироты из угнетения — он помогает в его убийстве, ибо сирота не может защитить самого себя и не может распоряжаться своими делами, и нет у него того, кто мог бы защитить его или распоряжаться его делами, как это делают родители. А потому тот, кто поедает его имущество — как будто убил его. И Аллах сказал: «И пусть боятся те, которые, если бы оставляли позади себя слабое потомство, боялись бы за них. Пусть же они боятся Аллаха и говорят слово твердое» (4: 9). Имам Садык (А) сказал: «Аллах приготовил для пожирающего имущество сироты два наказания — одно в ближнем мире и другое в будущем». И также в запрете на имущество сироты — пребывание сироты и защита потомства от того, чтобы их не постигло то же, что постигло сироту. Кроме того, сирота вырастет, и если его имущество было съедено, может начать мстить за это, что вызовет вражду и ненависть, в которой погибнут все.

(«Илалу шараи», С. 349).

 

7. Айаши привёл от Абдульаля:

Имам Садык (А) сказал: «Тот, кто совершил угнетение — над тем Аллах установит того, кто будет угнетать его, или же его потомство, или потомство его потомства». Я подумал: «Разве Аллах установит того, кто будет угнетать потомство или потомство потомства угнетателя?!» Тогда Имам (А) сказал мне, прежде чем я произнёс что-либо: «Аллах говорит: “И пусть боятся те, которые, если бы оставляли позади себя слабое потомство, боялись бы за них. Пусть же они боятся Аллаха и говорят слово твёрдое!ˮ».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 249).

 

8. Он также привёл от Мухаммада ибн Муслима:

Я спросил у Имама Садыка (А): «Сколько надо съесть от имущество сироты, чтобы наказанием за это стал Огонь?» Он сказал: «Два дирхама».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 249).

 

9. Он также привёл от Самаа:

Я спросил у Имама Садыка (А): «Примется ли покаяние того, кто поедал имущество сироты?» Он сказал: «Пусть он вернёт это его обладателю. Аллах говорит: “Поистине, те, которые пожирают имущество сирот по несправедливости, пожирают в своем чреве огонь, и будут они гореть в пламени!ˮ».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 250).

 

10. Он также привёл от Ахваля:

Я спросил у Имама Садыка (А): «Поедающий имущество сирот — тот, кто поедает его и не желает возвращать его?» Он сказал: «Да».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 251).

 

11. Он также привёл от Убейда ибн Зурары:

Я спросил у Имама Садыка (А) о больших грехах. Он сказал: «К ним относится поедание имущества сироты».

 («Тафсир Айаши», том 1, С. 251).

 

12. Он также привёл от Абу Басира:

Я спросил у Имама Бакира (А): «Что самое простое, что введёт человека в Огонь?» Он сказал: «Съесть от имущества сироты один дирхам. И мы (Ахль уль-Бейт) — сироты».

 («Тафсир Айаши», том 1, С. 251).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.