Аят 4

وَآتُواْ النَّسَاء صَدُقَاتِهِنَّ نِحْلَةً فَإِن طِبْنَ لَكُمْ عَن شَيْءٍ مِّنْهُ نَفْساً فَكُلُوهُ هَنِيئاً مَّرِيئاً .4

4. И давайте женам их дар. Если же они соблаговолят чем-нибудь из этого для вас, то питайтесь этим на здоровье и благополучие.

 

1. Шейх Кулейни привёл от Саида ибн Йасара:

Я сказал Имаму Садыку (А): «Да буду я твоей жертвой! Женщина дала своему мужу часть своего имущества, чтобы он использовал его в деле, и сказала: “Расходуй его, и если с тобой что-то случится, то это имущество для тебя является дозволенным и благим. А если раньше того со мной что-то случится, то оно также является для тебя дозволенным и благимˮ».

Со мной находился человек, который просил задать этот вопрос Имаму (А). Имам (А) показал на него и сказал: «О такой-то! Если ты знаешь, что она отдала это тебе между тобой, ею и Аллахом, то это для тебя является дозволенным и благим», — три раза. А потом сказал: «Аллах говорит в Своей Книге: “Если же они соблаговолят чем-нибудь из этого для вас, то питайтесь этим на здоровье и благополучиеˮ».

(«Кафи», том 5, С. 136).

 

2. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Муж не должен возвращать то, что он подарил жене, и жена не должна возвращать то, что подарила мужу, — независимо от того, находится это в данный момент в его или её руках или нет. Разве Аллах не говорит: «Вам не дозволено удерживать что-либо из дарованного» (2: 229) и не говорит: «Если же они соблаговолят чем-нибудь из этого для вас, то питайтесь этим на здоровье и благополучие»? Это касается как брачного дара, так и подарка.

(«Кафи», том 7, С. 30).

 

3. Айаши привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

К повелителю верующих Али (А) пришёл человек и сказал: «О повелитель верующих! У меня болит в животе!» Он сказал: «У тебя есть жена?» Он сказал: «Да». Повелитель верующих (А) сказал: «Попроси у неё подарить тебе что-то, чем она будет довольна, а потом купи на это мёд. Затем смешай его с водой, идущей с небес (то есть дождевой водой), и выпей это. Ибо Аллах говорит: “Мы ниспослали с неба благословенную водуˮ (50: 9), и говорит: “Затем из чрева пчел исходит питье разных оттенков, которое дарит людям исцелениеˮ (16: 69), и говорит: “Если же они соблаговолят чем-нибудь из этого для вас, то питайтесь этим на здоровье и благополучиеˮ. После этого ты получишь исцеление, если угодно Аллаху». Тот сделал это и получил исцеление.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 244).

 

4. Он также привёл от Самаа ибн Мехрана:

Я спросил у Имама Садыка (А) о значении слов: «Если же они соблаговолят чем-нибудь из этого для вас, то питайтесь этим на здоровье и благополучие». Он сказал: «Он имел этим в виду то имущество женщины, которое есть у неё».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 245).

 

Аят 5

وَلاَ تُؤْتُواْ السُّفَهَاء أَمْوَالَكُمُ الَّتِي جَعَلَ اللّهُ لَكُمْ قِيَاماً وَارْزُقُوهُمْ فِيهَا وَاكْسُوهُمْ وَقُولُواْ لَهُمْ قَوْلاً مَّعْرُوفاً .5

5. Не отдавайте глупым имущества, которое Аллах сделал опорой для вас. Кормите их из него, одевайте и ведите с ними добрые речи.

 

1. Али ибн Ибрахим Кумми привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«Не отдавайте глупым имущества»: «глупым» — то есть женщинам и детям. Если мужчина увидит, что его жена — глупая и расточительная, или что его ребёнок — глупый и расточительный, то он не должен давать им управление своим имуществом, которое Аллах сделал для него опорой и средством для жизни. Он сказал: «Кормите их из него, одевайте и ведите с ними добрые речи».

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 139).

 

2. Он также привёл от Абу Басира, что Имам Садык (А) сказал:

Посланник Аллаха (С) сказал: «Не верьте словам того, кто пьёт вино (алкоголь), не выдавайте за него замуж ваших дочерей, не навещайте его, когда он заболеет, не приходите к нему на похороны, когда он умрёт, и не давайте ему что-либо в доверенность. Если кто-то даст ему что-то в доверенность, то как будто сам погубил это, и после этого он не имеет перед Аллахом права требовать это. Ибо Аллах говорит: “Не отдавайте глупым имуществаˮ — и какой же глупый хуже того, кто пьёт вино?»

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 139).

 

3. Шейх Кулейни привёл от Имама Садыка (А):

Посланник Аллаха (С) сказал: «Кто пьёт вино после того, как Аллах запретил его через меня, — тому не давайте своих дочерей замуж, если он посватается, не верьте его словам, когда он говорит, не принимайте его заступничества, когда он заступается, и не давайте ему что-то в доверенность. Если кто-то дал ему что-то в доверенность, а он истратил это или потерял — то тот, кто дал ему это, не имеет права перед Аллахом требовать это».

(«Кафи», том 6, С. 397).

 

4. Он также привёл от Хаммада ибн Исы от Хариза:

У Исмаила, сына Имама Садыка (А), были динары, и он хотел отдать их одному человеку из числа Курайшитов, чтобы тот купил на них ему товар в Йемене. Он пришёл посоветоваться со своим отцом (А), и Имам (А) сказал ему: «Знаешь ли ты, что он пьёт вино?» Исмаил сказал: «Так говорят люди». Имам (А) сказал: «Не делай этого, сын мой!»

Однако Исмаил не послушал его и отдал тому человеку динары. Тот истратил их и не вернул ему ничего. В этот год Имам Садык (А) совершал хадж, и Исмаил тоже совершил его. Он совершал обход вокруг Каабы и говорил: «О Аллах, верни мне эти деньги!» Тогда Имам Садык (А) дотронулся до него рукой сзади и сказал: «О мой сын, клянусь Аллахом, нет у тебя перед Аллахом права на это, и Он не вернёт тебе это! Ты знал, что он пьёт вино, и всё равно доверился ему!»

Исмаил сказал: «О мой отец! Я не видел, как он пьёт вино, я лишь слышал, как люди говорят об этом!» Имам (А) сказал: «О сын мой! Аллах говорит в Своей Книге: “Он верует в Аллаха и верит верующимˮ (9: 61), то есть доверяет Аллаху и доверяет верующим. Если верующие принесли перед тобой свидетельство, то верь им и не доверяй пьющему вино! Ибо Аллах говорит: “Не отдавайте глупым имуществаˮ — а какой же глупый хуже пьющего вино?! За пьющего вино нельзя выдавать дочерей замуж, его заступничество не принимается, когда он заступается, и имущество нельзя давать ему в доверенность. Тот, кто даст ему имущество в доверенность, не имеет права перед Аллахом жаловаться, если тот погубил его».

(«Кафи», том 5, С. 299).

 

5. Он также привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«Если я буду говорить вам что-то, то спросите меня: где это в Книге Аллаха?» А затем сказал: «Посланник Аллаха (С) запретил пустые разговоры, порчу имущества и многочисленные вопросы».

У него спросили: «Где это в Книге Аллаха?»

Он сказал: «В аятах: “Нет добра во многих из тайных бесед, — разве кто приказывает милостыню, или доброе дело, или примирение между людьмиˮ (4: 114); “Не отдавайте глупым имущества, которое Аллах сделал опорой для васˮ; “Не спрашивайте о вещах, которые огорчат вас, если откроются вамˮ (5: 101)».

(«Кафи», том 1, С. 48).

 

6. Айаши привёл от Йунуса ибн Йакуба:

Я спросил Имама Садыка (А) о значении слов Аллаха: «Не отдавайте глупым имущества». Он сказал: «Это — те, кому нельзя доверять».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 245).

 

7. Он также привёл от Ибрахима ибн Абдульхамида:

Я спросил у Имама Бакира (А) об аяте: «Не отдавайте глупым имущества». Он сказал: «Тот, кто пьёт опьяняющие напитки — глупый».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 246).

 

8. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«Не отдавайте глупым имущества» — таковы сироты. Не давайте им имущества, пока не убедитесь, что они повзрослели и стали разумными.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 246).

 

9. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«Не отдавайте глупым имущества» — не давайте его пьющим вино и женщинам.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 247).

 

10. Шейх Садук привёл от Имама Садыка (А) от его отцов (А), что повелитель верующих (А) сказал:

Не завещайте своё имущество женщинам, потому что Аллах говорит: «Не отдавайте глупым имущества».

Шейх Садук сказал: «Имеется в виду нежелательность завещания женщине своего имущества. Но если он всё же завещал своё имущество женщине, то его завещание должно быть выполнено».

(«Факих» Садука, том 4, С. 168).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.