О достоинствах этой суры

 

1. Шейх Садук привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Кто читал суру «Трапеза» каждый четверг — никогда не покроет свою веру угнетением и не будет приобщать сотоварищей своему Господу.

(«Савабу ль-амаль», С. 134).

 

2. Айаши привёл от Имама Бакира (А), что повелитель верующих Али (А) сказал:

Сура «Трапеза» была ниспослана за два или три месяца до смерти Пророка (С).

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 317).

 

3. Он также привёл, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Одни аяты Корана отменяли другие, и по повелению Посланника Аллаха (С) то, что было ниспослано позднее (и отменяло предыдущее), было тем, за что надо держаться. И из числа последнего, что было ниспослано — сура «Трапеза», которая отменила (некоторые аяты), ниспосланные прежде, а её аяты не были отменены никакими другими. Эта сура была ниспослана Пророку (С), когда он сидел на светлой мулице, и откровение стало настолько тяжёлым для неё, что она встала на месте, и её живот отвис книзу, и я видел, как её пупок прижался к земле. Посланник Аллаха (С) потерял сознание и положил руку на голову Шейбы ибн Вахаба Джумахи. А затем он пришёл в себя и прочитал нам суру «Трапеза». И он действовал по этой суре, и мы действовали по ней.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 317).

 

4. Посланник Аллаха (С) сказал:

Кто читает суру «Трапеза» — тому будут записаны десять благих дел и стёрты десять грехов. Он будет поднят на десять степеней, по числу всех иудеев и христиан.

(«Мисбах кафами», С. 582).

 

Аят 1

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ أَوْفُواْ بِالْعُقُودِ أُحِلَّتْ لَكُم بَهِيمَةُ الأَنْعَامِ إِلاَّ مَا يُتْلَى عَلَيْكُمْ غَيْرَ مُحِلِّي الصَّيْدِ وَأَنتُمْ حُرُمٌ إِنَّ اللّهَ يَحْكُمُ مَا يُرِيدُ .1

1. О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах. Дозволено вам всякое животное из скота, кроме того, о чём читается вам, без дозволения для вас охоты, когда вы в ихраме. Поистине, Аллах решает то, что захочет!

 

1. Айаши привёл, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Вместо «о вы, которые уверовали» в Торе говорится: «О вы, бедняки».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 318).

 

2. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Всякий раз, когда в Коране говорится «о вы, которые уверовали», главой их (верующих) является Али ибн Аби Талиб (или: под этими словами прежде всего подразумевается Али ибн Аби Талиб).

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 318).

 

3. Он также привёл от Ибн Аббаса:

Всякий раз, когда в Коране говорится «о вы, которые уверовали», Али ибн Аби Талиб является лучшим из них и повелителем их. Аллах порицает сподвижников Посланника Аллаха (С) во многих местах, но Али (А) Он упоминает только благом.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 318).

 

4. Ибн Шахр-Ашуб привёл, что Имам Реза (А) сказал:

Когда в Коране говорится «о вы, которые уверовали», это говорится о нас.

(«Манакиб», том 3, С. 53).

 

5. Али ибн Ибрахим привёл от Имама Бакира (А):

«О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах» — Посланник Аллах взял с них договор о халифате Али (А) в десяти местах. А затем Аллах ниспослал: «О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах», — которые взяты с вас о повелителе верующих (А).

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 168).

 

6. Шейх Туси привёл от Мухаммада ибн Муслима:

Я спросил у Имама Садыка (А) о словах Аллаха: «Дозволено вам всякое животное из скота» — ребёнок животного в животе матери, если у него есть шерсть или волосы, так же чист, как его мать (имеет хукм чистоты, если его мать имеет этот хукм).

(«Тахзиб», том 9, С. 58).

 

7. Айаши привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«Дозволено вам всякое животное из скота» — это то, что в животе матери, когда его мать подвергается убою (по правилам шариата).

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 318).

 

Аят 2

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تُحِلُّواْ شَعَآئِرَ اللّهِ وَلاَ الشَّهْرَ الْحَرَامَ وَلاَ الْهَدْيَ وَلاَ الْقَلآئِدَ وَلا آمِّينَ الْبَيْتَ الْحَرَامَ يَبْتَغُونَ فَضْلاً مِّن رَّبِّهِمْ وَرِضْوَاناً وَإِذَا حَلَلْتُمْ فَاصْطَادُواْ وَلاَ يَجْرِمَنَّكُمْ شَنَآنُ قَوْمٍ أَن صَدُّوكُمْ عَنِ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ أَن تَعْتَدُواْ وَتَعَاوَنُواْ عَلَى الْبرِّ وَالتَّقْوَى وَلاَ تَعَاوَنُواْ عَلَى الإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ وَاتَّقُواْ اللّهَ إِنَّ اللّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ .2

2. О вы, которые уверовали! Не нарушайте обрядов Аллаха, ни запретного месяца, ни жертвенных животных, ни животных в ожерельях, ни стремящихся к Дому запретному, которые ищут щедрости от их Господа и благоволения. А когда вы в состоянии дозволенности (от ихрама), то охотьтесь, и пусть не навлекает на вас греха ненависть к людям за то, что они отклонили вас от Запретной мечети, до того, что вы преступите. И помогайте одни другим в благочестии и богобоязненности, но не помогайте в грехе и вражде. И бойтесь Аллаха: поистине, Аллах силён в наказании!

 

1. Али ибн Ибрахим привёл:

Обряды — это ихрам, таваф, намаз в макаме Ибрахима, бег между Сафой и Марвой. И все установления хаджа — из числа обрядов. И из числа обрядов — то, что человек поит жертвенное животное, а потом метит его или надевает на него ожерелье, чтобы люди знали, что это жертва, дабы никто не покусился на него. Они названы «обрядами» (ша‘аир), так как устроены для того, чтобы люди достигли познания (аш‘ара) через них. И Его слова «ни запретного месяца» — имеют в виду месяц зуль-хиджа, который относится к запретным месяцам. Его слова «ни жертвенных животных» имеют в виду животных, которых ведут, когда облекутся в ихрам. Его слова «ни животных в ожерельях» имеют в виду тех, на которых вешают обувь, в которой читали намаз (то есть то, что одевали на ноги, когда читали намаз). Его слова «ни стремящихся к Дому запретному» имеют в виду совершающих хадж.

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 168).

 

2. Айаши привёл от Мусы ибн Бакра:

Зейд ибн Али пришёл к Имаму Бакиру (А) с письмами от людей Куфы, которые звали его к себе, чтобы он поднял восстание и воевал вместе с ними. Имам Бакир (А) сказал: «Поистине, Аллах, велик Он и свят, разрешил разрешённое и запретил запрещённое, и привёл притчи, и установил сунны. И Он не оставил знающего Имама в сомнении относительно того, что Он предписал, дабы Имам не исполнял чего-то и не сражался, прежде чем наступит время этого. Аллах сказал об охоте: “Не убивайте добычи, когда вы в ихрамеˮ (5: 95). Так что хуже: убийство добычи или человека, убивать которого запрещено? Он сделал для всего своё время и место. И сказал Он: “А когда вы в состоянии дозволенности (от ихрама), то охотьтесьˮ, и сказал: “Не нарушайте обрядов Аллаха, ни запретного месяцаˮ. Он установил известное число месяцев и сделал из них четыре запретными, и сказал: “Странствуйте же по земле четыре месяца и знайте, что вы не ослабите Аллахаˮ (9: 2)

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 319).

 

3. Али ибн Ибрахим привёл:

«И пусть не навлекает на вас греха ненависть к людям за то, что они отклонили вас от Запретной мечети, до того, что вы преступите» — то есть пусть вражда с Курайшитами, которые отклонили вас от Запретной мечети во время Худейбийского похода, не приводит вас к тому, чтобы вы преступили или угнетали их.

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 169).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.