Аяты 91-92

وَمَا قَدَرُواْ اللّهَ حَقَّ قَدْرِهِ إِذْ قَالُواْ مَا أَنزَلَ اللّهُ عَلَى بَشَرٍ مِّن شَيْءٍ قُلْ مَنْ أَنزَلَ الْكِتَابَ الَّذِي جَاء بِهِ مُوسَى نُوراً وَهُدًى لِّلنَّاسِ تَجْعَلُونَهُ قَرَاطِيسَ تُبْدُونَهَا وَتُخْفُونَ كَثِيراً وَعُلِّمْتُم مَّا لَمْ تَعْلَمُواْ أَنتُمْ وَلاَ آبَاؤُكُمْ قُلِ اللّهُ ثُمَّ ذَرْهُمْ فِي خَوْضِهِمْ يَلْعَبُونَ .91

وَهَـذَا كِتَابٌ أَنزَلْنَاهُ مُبَارَكٌ مُّصَدِّقُ الَّذِي بَيْنَ يَدَيْهِ وَلِتُنذِرَ أُمَّ الْقُرَى وَمَنْ حَوْلَهَا وَالَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِالآخِرَةِ يُؤْمِنُونَ بِهِ وَهُمْ عَلَى صَلاَتِهِمْ يُحَافِظُونَ .92

91. Не ценили они Аллаха должной ценой, когда говорили: «Ничего не низводил Аллах человеку». Скажи: «Кто низвёл Книгу, с которой пришёл Муса, как со светом и руководством для людей, которую вы сделали листами, открывая её и скрывая многое? Вы научены тому, чего не знали ни вы, ни ваши отцы». Скажи: «Аллах!» Потом оставь их забавляться в их пустых разговорах.

92. И это — Книга, которую Мы ниспослали тебе, благословенная, подтверждающая истинность того, что было ниспослано до неё, и чтобы ты увещал мать городов и тех, кто вокруг неё; и тех, которые веруют в последнюю жизнь, веруют в Него, и они соблюдают свою молитву.

 

1. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Аллах не может быть описан. И как же Он может быть описан, если Он сказал в Своей Книге: «Не ценили они Аллаха должной ценой»? Как бы Он ни был описан — Он будет выше этого.

(«Кафи», том 1, С. 80).

 

2. Шейх Садук привёл от Мухаммада ибн Исы ибн Убейда:

Я спросил Имама Аскари (А) о словах Аллаха: «Земля вся в Его пригоршне в день воскресения, и небеса скручены Его правой рукой» (39: 67).

Он сказал: «Таков упрек Аллаха – велик Он и свят! – тем, кто уподобляет Аллаха Его созданию. Разве ты не видишь, как Он сказал (перед этими словами): “Не ценили они Аллаха должной ценой”? И значение их слов: “Земля вся в Его пригоршне в день воскресения, и небеса скручены Его правой рукой” — как то, что Он сказал: “Не ценили они Аллаха должной ценой ” после того, как они сказали: “Ничего не низводил Аллах человеку” (6: 91). Затем Он очистил Себя от пригоршни и правой руки, говоря: “Пречист Он и превыше того, что они приписывают Ему в сотоварищи” (6: 91)».

(«Таухид», С. 160).

 

3. Али ибн Ибрахим привёл:

«Не ценили они Аллаха должной ценой» — они не оценили величия Аллаха, описывая Его через описание — «когда говорили: “Ничего не низводил Аллах человекуˮ» — это Курайшиты и иудеи. И Аллах опроверг их: «Скажи: “Кто низвёл Книгу, с которой пришёл Муса, как со светом и руководством для людей, которую вы сделали листами, открывая её» — то есть читая некоторые её части — «и скрывая многое» — из вестей о Посланнике Аллаха (С) — «Вы научены тому, чего не знали ни вы, ни ваши отцыˮ. Скажи: “Аллах!ˮ Потом оставь их забавляться в их пустых разговорах» — то есть в своей лжи, в которой они погрязли.

А потом Он сказал: «И это — Книга» — то есть Коран — «которую Мы ниспослали тебе, благословенная, подтверждающая истинность того, что было ниспослано до неё» — то есть Торы, Инджиля и Забура — «и чтобы ты увещал мать городов и тех, кто вокруг неё» — то есть Мекку. Она названа «матерью городов», потому что была первой землёй, сотворённой Аллахом.

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 216).

 

4. Айаши привёл от Али ибн Асбата:

Я спросил Имама Бакира (А): «Почему Пророк (С) был назван “уммиˮ?»[1] . Он сказал: «Потому что он связан с Меккой. И таково слово Аллаха: “Чтобы ты увещал мать городов и тех, кто вокруг неёˮ. Мать (умм) городов — это Мекка, а потом он назван “уммиˮ».

(«Тафсир Айаши», том 2, С. 34).

 

5. Шейх Садук привёл от Джафара ибн Мухаммада Сайрафи:

Я спросил Имама Бакира (А): «О сын Посланника Аллаха! Почему Посланник Аллаха (С) назван “уммиˮ?» Он спросил: «Что говорят люди?» Тот ответил: «Они думают, что он назван “уммиˮ, потому что не мог читать».

Имам (А) сказал: «Они солгали, да проклянет их Аллах! Аллах сказал в ясных аятах Книги: “Он послал среди простецов (или мекканцев) посланника из них; он читает им Его знамения, и очищает их, и обучает их писанию и мудрости, хотя раньше они были, конечно, в явном заблужденииˮ (62: 2). Так как же он обучал их тому, что сам не знал? Клянусь Аллахом, он умел читать и писать на семидесяти двух (или он сказал: семидесяти трёх) языках. А “уммиˮ он назван потому, что был из людей Мекки, а Мекка называется “умму ль-кураˮ (мать городов), и таково слово Аллаха: “Чтобы ты увещал мать городов и тех, кто вокруг неёˮ».

(«Илалу шараи», С. 151).

 

6. Айаши привёл от Абдуллаха ибн Синана:

Я спросил Имама Бакира (А) о словах Аллаха: «Скажи: “Кто низвёл Книгу, с которой пришёл Муса, как со светом и руководством для людей, которую вы сделали листами, открывая её и скрывая многое?ˮ»

Он сказал: «Они скрывали то, что желали, и открывали то, что желали».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 399).

 

[1] Слово «умми» происходит от слова «умм», то есть «мать». В арабском языке это слово может иметь два значения: 1. Человек, который в отношении грамотности таков, что как будто вышел из живота матери. Часто это слово в отношении Пророка (С) ложно переводят как «неграмотный». Тогда как он не был неграмотным — он лишь не учился грамоте ни у кого из людей, но Аллах обучил его. 2. Мекканский — так как Мекка названа «умму ль-кура», «мать городов».

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.