Глава из книги «Мунтаха ль-Амаль» («Предел надежд. История Пророка и его Семейства») шейха Аббаса Кумми

Знай, что у Посланника Аллаха (С) были чудеса, которых не было у других пророков, и у него имелись чудеса, которые соединяли чудеса всех их вместе взятых.

Ибн Шахр-Ашуб упомянул, что число его чудес достигло четырёх тысяч четырёхсот сорока, и из них упомянуты только три тысячи[1].

При этом нрав, поведение и слова Посланника Аллаха (С) – всё это само по себе было чудом, особенно его сообщения о сокровенном (которые мы ещё упомянем). И до его рождения были его чудеса, и его рождение также отмечено чудесами.

Известно, что самым высоким, полным и пребывающим его чудом является славный Коран, создать подобный которому не были способны люди красноречия и литературы, и всякий, кто пытался соединить слова так, чтобы они напоминали Коран, терпел поражение и признавал своё бессилие, наподобие лжеца Мусейлимы, Асвада Анаси и других. Например, Мусейлима, пытаясь создать подобное суре «Рассеивающие», создал следующее: «Клянусь насаждающими насаждения, жнущими жатву, размалывающими муку, пекущими хлеб и едящими еду!»[2] И он сочинил такие строки в подражание суре «Каусар»: «Поистине, Мы даровали тебе громкий голос: молись же своему Господу и переселяйся. Тот, кто ругает тебя – он неверный»[3].

Асвад, пытаясь подражать суре «Созвездия», сочинил такое: «Клянусь небом, обладателем созвездий, и землёй, обладателем лугов, и женщинами, обладательницами половых органов, и конями, обладателями седел!»[4]

Нет никакого сравнения между словами Корана и этими жалкими строками, сочинители которых заявляли, что тоже получают откровение.

Тот, кто желает – хотя бы вкратце – ознакомиться с чудом Корана, может обратиться к 14-й главе второго тома книги «Хайату ль-кулуб» («Жизнь сердец») Алламе Маджлиси, да будем доволен им Аллах! В этой книге мы не будет заниматься этой темой, но упомянем другие его чудеса.

 

Часть первая.

Чудеса, связанные с небесными телами, такие как раскалывание месяца, возвращение солнца, тень от облака, вызывание дождя, нисхождение с неба скатерти с едой, и других. Ограничимся здесь упоминанием четырёх таких чудес:

1. Раскалывание месяца. Коран говорит об этом: «Приблизился час, и раскололся месяц! Но если они видят знамение, то отворачиваются и говорят: “Колдовство длительное!”» (54: 1-2). Большинство муфассиров из числа шиитов и людей массы сказали, что эти аяты были ниспосланы, когда Курайшиты потребовали от Пророка (С) чуда, и тогда он указал на месяц, и тот раскололся надвое, с дозволения Аллаха. В некоторых риваятах сказано, что это было ночью на 14-е число месяца зиль-хиджа.

2. Возвращение солнца. Передано от Асма бинт Умейс и от других, что Посланник Аллаха (С) отправил повелителя верующих Али (А) в битве Хунейн за неким делом. Пророк (С) прочитал намаз аср, а Али (А) не прочитал. Когда он вернулся, Пророк (С) положил голову ему на колени и заснул, и ему ниспосылалось откровение. Когда он проснулся, солнце было готово скрыться за горизонтом. Он сказал: «О Али! Ты прочитал намаз?» Тот сказал: «Нет». Пророк (С) сказал: «О Аллах! Верни для Али солнце!» И оно вернулось, так что снова наступило время намаза аср. Повелитель верующих (А) прочитал намаз, после чего солнце зашло[5].

3. Низведение дождя. Также передали шииты и люди массы, что когда арабы усилили свои мучения по отношению к Посланнику Аллаха (С), он сказал: «О Аллах! Низведи наказание на племя Музар и нашли на них засуху, подобную засухе Йусуфа!» После этого на них не шёл дождь в течение семи лет, и в Медине также их постигла засуха. Тогда они пришли к Посланнику Аллаха (С) и сказали: «О Посланник Аллаха! Наши земли засохли: помолись же Аллаху, чтобы Он открыл для нас небеса!»

Посланник Аллаха (С) поднялся на минбар и прочитал дуа для ниспослания им дождя и велел присутствующим сказать «амин». Не успел он закончить молитву, как пошёл дождь. И шёл он в течение недели, так что эти люди снова пришли к нему и сказали: «О Посланник Аллаха! Попроси у Аллаха, чтобы Он прекратил дождь, ибо мы готовы утонуть!» Тогда он указал на небо и сказал: «О Аллах! Ниспошли дождь на наши окрестности, а не на нас самих!» Тогда облака ушли из Медины и переместились в её окрестности, став подобными кольцу, а на саму Медину не упало ни капли. И он сказал: «О Аллах, если бы Абу Талиб был жив, возрадовались бы его очи!»

Тогда Али (А) сказал: «Быть может, ты имел в виду эти его строки, о Посланник Аллаха:

Через его лик идут дожди,

И он – прибежище сирот и вдов?»[6]

Он сказал: «Да»[7].

4. Низведение райских плодов. Передано от Умм Салама: однажды Фатима (А) пришла к Пророку (С) и принесла ему похлебку, которую сама приготовила. Он сказал: «Позови сына своего дяди!» Тогда он посадил Хасана и Хусейна (А) на свои колени, а Фатима и Али (А) сели перед ним и сзади него. Он сказал: «О Аллах, они – мой Ахль уль-Бейт: удали же от них скверну и очисти их полным очищением!»

Умм Салама сказала: «И я – из них?» Он ответил: «Ты – на благе, но ты не из них». Затем Джабраил принёс им поднос с гранатом и виноградом из Рая. Пророк (С) съел от них, и они прославляли Господа в его руках. Затем отведали от них Хасан и Хусейн (А), и они прославляли Господа в их руках. После этого отведали от них Фатима и Али (А), и они прославляли Господа в их руках. Затем к ним вошёл один из сподвижников, который тоже хотел вкусить от этих фруктов. Но Джабраил сказал: «Вкушает от них только Пророк, или потомок Пророка, или преемник Пророка»[8].

 

Часть вторая.

Чудеса, касающиеся минералов и растений, такие как приветствие камней и деревьев, движение деревьев по его приказу, прославление Аллаха камнями перед ним, голос корней дерева, превращение дерева в меч во время Бадра и Ухуда, погружение ног лошади в землю, когда за ним устремились в начале хиджры, и другие. Мы упомянем только некоторые из них:

1. Передали шииты и люди массы, что Посланник Аллаха (С) в Медине сначала обращался с проповедями, стоя на пне пальмы. Но люди сказали: «О Посланник Аллаха! Число твоих сподвижников увеличилось: позволь нам сделать для тебя минбар, чтобы ты поднимался на него, и все видели тебя!» Он разрешил им это.

Когда наступила пятница, он прошёл мимо того пня и поднялся на минбар. Тогда пень издал жалобный стон, подобный стону верблюдицы, потерявшей своего ребёнка. Когда Посланник Аллаха (С) услышал это, он спустился с минбара, прижал его к груди и провёл по нему рукой. Затем он поднялся на минбар и сказал: «О собрание мусульман! Стоны этого пня были по Посланнику Господа миров и разлуке с ним. Если бы я не обнял его и не провёл по нему рукой, то его стоны не умолкли бы до Судного Дня».

Это дерево стало известно как «Ханнана» («стонущее»), и оно оставалось, пока Омейяды не разрушили мечеть, чтобы отстроить её заново[9].

В другом риваяте передано, что он велел вырыть его и закопать под минбаром.

2. Приведено в «Нахдж уль-балага», что повелитель верующих (А) сказал в хутбе под названием «Касиа»: «Я был с ним, когда пришли к нему Курайшиты и сказали: “О Мухаммад, ты притязаешь на нечто великое, такое, на что не претендовали ни твои отцы, ни кто-либо из твоего семейства. Мы просим тебя об одной вещи, и если ты нам ответишь и покажешь нам её, то мы признаем, что ты — пророк и посланник, а если ты не сделаешь этого, то мы признаем, что ты — колдун и лжец”.

Он сказал: “О чем же вы просите?”. Они сказали: “Призови для нас это дерево, чтобы оно вырвало свои корни и предстало здесь перед тобой”. Он сказал: “Поистине, Аллах над всякой вещью властен. Если Аллах сделает это для вас, уверуете ли вы и засвидетельствуете ли истину?” Они сказали: “Да”. Он сказал: “Я покажу вам то, что вы требуете. Но я знаю, что вы не устремитесь к благу, и, поистине, среди вас есть такие, которые будут брошены в яму и которые образуют партии (против меня)”.

Затем он сказал: “О дерево, если ты веруешь в Аллаха и Последний День и знаешь, что я - Посланник Аллаха, то вырви свои корни и встань передо мной с дозволения Аллаха!”

И, клянусь Тем, Кто отправил его с истиной, оно вырвало корни свои и пришло, сильно гудя и хлопая, будто птица крыльями, и встало перед Посланником Аллаха (С), так что верхняя ветвь его обнимала Посланника Аллаха (С), а некоторые ветви достигали моего плеча, а я стоял справа от него. И когда увидел это люди, то сказали в превознесении и гордыне: “Прикажи ему, чтобы к тебе пришла половина, а другая половина осталась на месте!” Он велел ему это, и половина дерева обратилась к нему самым удивительным обращением и с ещё более сильным гудением, вплотную подойдя к Посланнику Аллаха (С).

Тогда они сказали в своём неверии и бунтарстве: “Прикажи этой половине, чтобы она вернулась к другой половине, как было”, и повелел Посланник Аллаха (С) и вернулась половина, и я сказал: “Нет Бога, кроме Аллаха, и я - первый из верующих в тебя, о Посланник Аллаха, и первый из тех, кто подтвердит, что дерево сделало то, что сделало, по повелению Аллаха и в подтверждение твоего проро­чества, во имя возвеличения твоего слова!”.

И сказали все те люди: “Нет же, он - колдун, лжец, и удивительное колдовство даётся ему с лёгкостью. Но кто поверит тебе в твоём деле, кроме подобного этому (то есть Али)?”»[10].

3. Ибн Шахр-Ашуб привёл, что Курайшиты сказали Нуфейлу ибн Амру, чтобы он не приближался к Мухаммаду (С) и затыкал свои уши, дабы не слышать Коран, потому что если он услышит его, то примет Ислам. Однако, как бы он ни затыкал уши, всё равно слышал Коран. Так он принял Ислам. Затем он сказал: «О Посланник Аллаха! Я – человек, который вынужден подчиняться другим. Попроси же Аллаха, чтобы Он дал мне знамение, которое будет мне помощью в их призыве к Исламу!» Он сказал: «О Аллах! Дай ему знамение!» И он вернулся, тогда как свет сиял от конца его плети, как от светильника[11].

 

Часть третья.

Это чудеса, связанные с животными, как, например, то, что заговорил бык рода Зарих и призвал людей к пророчеству Мухаммада (С), или то, что заговорили волк, верблюд, баран и другие животные, а также то, что с ним говорили малолетние дети. Ограничимся здесь упоминанием нескольких примеров:

1. Раванди передал от Умм Салама, что однажды Пророк (С) шёл по пустыне, и тут неожиданно раздался голос: «О Посланник Аллаха!» Он оглянулся, но никого не увидел. Тут раздался голос во второй раз. Он оглянулся и снова ничего не увидел. Когда голос раздался в третий раз, он увидел газель, которая сказала: «Бедуин поймал меня в капкан, тогда как у меня два ребёнка там у горы. Освободи меня, чтобы я пошла туда и дала им молока, а потом я вернусь». Он сказал: «Ты сделаешь так?» Она сказала: «Если я не сделаю, то пусть проклятие Аллаха будет на мне!» Тогда он освободил её, и она ушла и дала молока своим детям. Затем вернулась. Когда бедуин увидел это, сказал: «О Посланник Аллаха! Отпусти её навсегда!» Когда он отпустил её, она побежала, говоря: «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что ты – Посланник Аллаха»[12].

2. Передано от Имама Садыка (А): «В один из дней мимо Посланника Аллаха (С) прошёл верблюд. Он подошёл к нему и лёг перед ним. Умар сказал: “О Посланник Аллаха! Этот верблюд поклонился тебе? Если он поклонился тебе, то нам ещё более подобает сделать это!” Он сказал: «Нет, но поклоняйтесь Аллаху! Этот верблюд жалуется на своих хозяев и говорит: “Я всю жизнь работал на них, а теперь, когда я стал старым, больным и беспомощным, они хотят убить меня”. А если бы я велел поклониться кому-то, то велел бы жене поклониться своему мужу»[13].

Затем он велел отправить за хозяином верблюда и сказал ему: «Этот верблюд жалуется на тебя». Тот сказал: «Он говорит правду, мы пригласили гостей и хотели заколоть его». Пророк (С) сказал: «Не убивайте его». И они сделали так[14].

 

Часть четвёртая.

Чудеса, связанные с воскрешением мёртвых, исцелением больных, или чудеса, происходившие из его тела, такие как исцеление глаз Али (А) с помощью его слюны, протёртой по ним, оживление газели, мясо которой понравилось ему, оживление козлёнка, принадлежавшего человеку из числа ансаров, разговор Фатимы бинт Асад с ним из могилы, воскрешение им из мёртвых молодого человека из числа ансаров, мать которого была слепой старой женщиной, исцеление ран Сальма ибн Аква при Хейбаре, возвращение отрубленной руки Муаза ибн Афра и ноги Мухаммада ибн Мусаллимы или Абдуллаха Атика, возвращение глаза Кутады, накормление им нескольких тысяч человеком посредством нескольких фиников, напоение большого количества людей вместе с лошадьми и верблюдами посредством воды, которая текла с его пальцев, и другие подобные чудеса. Упомянем тут некоторые из них:

1. Раванди и Табарси привели, что однажды к Посланнику Аллаха (С) принесли больного ребёнка, который был лысым. Он провёл рукой по его голове, и на ней появились волосы, и ребёнок нашёл исцеление. Когда известие об этом достигло до людей Йемена, они привели к (лжепророку) Мусейлиме ребёнка. Тот провёл рукой по его голове, и ребёнок стал лысым, и его потомство тоже было лысым[15].

От Мусейлимы передано множество таких обратных «чудес». Например, однажды слюна из его рта упала в колодец, и вода в нём высохла. Воду, которой он совершал омовение, вылили на сад, и растения в нём засохли. Однажды к нему пришёл человек и сказал: «У меня есть два сына: прочитай дуа за них!» Он прочитал за них дуа. Когда этот человек пришёл домой, увидел, что одного сына убил волк, а другой упал в колодец. Еще один человек, у которого болели глаза, стал слепым, после того как Мусейлима провёл своей рукой по его глазам для его исцеления.

Однажды у него спросили: «Что ты скажешь по поводу этих обратных чудес?» Он сказал: «Так получается относительно тех, кто не верит в мою истину».

2. Сейид Муртаза и Ибн Шахр-Ашуб передали, что Набига Джаади сочинил для Посланника Аллаха (С) стихотворение (касыду). Когда он дошёл до этих строк:

«Достигла до небес наша щедрость,

А мы надеемся достичь ещё выше этого», —

Посланник Аллаха (С) сказал: «А что выше небес?» Он ответил: «Рай, о Посланник Аллаха». Посланник Аллаха (С) сказал: «Ты прав, да не сломает Аллах твои зубы!»[16]

Передатчик сказал: «Я видел старика, возраст которого достиг до ста тридцати лет, а его зубы были целыми, белыми и сияющими. Всё его тело было дряхлым, кроме зубов». И в другом риваяте: «Всякий раз, как выпадал один его зуб, на его месте вырастал другой»[17].

3. Передано, что Пророк (С) с группой своих сподвижников пришёл в дом Абу Хейсама ибн Тайхана. Тот сказал: «Добро пожаловать, о Посланник Аллаха! Как я хотел бы, чтобы ты пришёл ко мне, когда у меня было что-то! Но то, что у меня было, я раздал соседям». Посланник Аллаха (С) сказал: «Ты хорошо сделал. Джабраил столько увещал меня о соседях, что я даже думал, что он установит для них долю в наследстве».

После этого он посмотрел на пальму рядом с домом и сказал: «О Абу Хейсам! Дозволишь ли мне эту пальму?» Он ответил: «О Посланник Аллаха! Она засохла и уже давно не приносит плодов». Пророк (С) сказал: «О Али! Принеси мне воды». Он наполнил ею свой рот, а затем побрызгал на пальму. Тогда она снова стала цветущей и дала финики. Он сказал: «О Али! Это – из числа благ, за которые вы будете спрошены в Судный День»[18].

4. Раванди передал, что один из ансаров зарезал козлёнка и сказал своей жене: «Свари часть его, а другую часть пожарь: быть может, Посланник Аллаха (С) посетит нас сегодня, чтобы провести ифтар у нас». У этого ансара было два маленьких сына. Они увидели, как их отец зарезал козлёнка, и один из них сказал другому: «Иди сюда, и я зарежу тебя». Так, играя, он зарезал своего брата. Когда их мать увидела это, закричала, и тот, который сделал это, убежал и от страха умер.

Когда Посланник Аллаха (С) вошёл в их дом, Джабраил сказал: «О Посланник Аллаха! Оживи их детей!» Он прочитал дуа к Аллаху, и они ожили. После этого они жили ещё долго[19].

5. От Салмана передано, что когда Посланник Аллаха (С) переселился в Медину, он пришёл в дом Абу Айюба Ансари, и у него не было ничего, кроме одного козлёнка и одной меры зерна. Он зарезал козлёнка, сварил его, а из зерна сделал хлеб. Всё это он преподнёс Посланнику Аллаха (С). Посланник Аллаха (С) сказал: «Пусть скажут среди людей, чтобы каждый, кто желает пищи, приходил к дому Абу Айюба!»

Услышав об этом, народ пришёл к дому Абу Айюба толпами. Все они стали есть, насытились, и еды при этом хватило на всех. Тогда Пророк (С) велел собрать кости этого козлёнка и завернуть их в его шкуру. После этого он сказал: «Встань, с дозволения Аллаха!» — и козлёнок встал живым, а люди громко сказали шахадат Ислама[20].

6. Известное чудо, которое передали шииты и люди массы, состояло в том, что когда Посланник Аллаха (А) находился на пути из Мекки в Медину, совершая хиджру, он увидел шатёр Умм Маабад. С ним были Абу Бакр, Амир ибн Кухейра и Абдуллах ибн Урайкат (или Аркат). Он попросил у неё мяса или фиников, желая купить их. Однако у неё ничего не было. Она сказала: «Если бы у меня было что-то, я оказала бы вам гостеприимство».

В это время Посланник Аллаха (С) увидел овцу, привязанную возле её палатки. Он спросил: «Что это?» Она сказала: «Это овца, которая слишком слаба для того, чтобы пастись с остальными овцами». Он спросил: «Даёт ли она молоко?» Она сказала: «Она слишком слаба для этого». Он спросил: «Разрешишь ли мне подоить её?» Она сказала: «Да, если найдёшь молоко у неё».

Посланник Аллаха (С) подошёл к ней и сказал: «О Аллах, даруй Свою милость!» После этого молоко стало литься из её вымени. Он попросил принести сосуд для молока и наполнил его полностью. Он дал его тем, кто был с ним, так что они напились и стали сыты. Затем он выпил сам и сказал: «Тот, кто поит других, должен пить после них». Затем он надоил ещё такой же сосуд, они снова выпили, а оставшееся отдали хозяйке. Когда вернулся её муж, он спросил, откуда у неё молоко. Умм Маабад рассказала ему то, что видела. Он сказал: «Должно быть, это тот самый Пророк, который был ниспослан в Мекке»[21].

7. Кутада ибн Нуаман, который был дядей Абу Саида Худри по матери и присутствовал при Бадре и Ухуде, был ранен в глаз при Ухуде. Он пришёл к Посланнику Аллаха (С) и сказал: «У меня красивая жена, которую я люблю, и она любит меня, и со времени нашей свадьбы прошло лишь несколько дней. Я не хочу, чтобы она видела меня без глаза».

Тогда Посланник Аллаха (С) взял его глаз и вернул его на место. И сказал: «О Аллах, прибавь ему красоты!» И он стал ещё красивее, чем был. Потом бывало так, что второй глаз болел у него, но тот, который вернул Посланник Аллаха (С) – никогда.

 

Часть пятая.

Чудеса, связанные с устранением зла его врагов, такие как уничтожение насмешников, разрывание льва Утбы ибн Аби Лахаба, устранение зла Абу Джахля, Абу Лахаба, Умм Джамиль, Амира ибн Туфейла, Азьяда ибн Кейса, Муаммара ибн Язида, Назра ибн Хариса и поэта Зухейра, а также другие. Упомянем тут некоторые из них:

1. Али ибн Ибрахим привёл, что Пророк (С) молился возле Каабы, а Абу Джахль поклялся, что если увидит его молящимся, убьёт его. Увидев его возле Каабы, он взял камень, чтобы бросить им в него. Однако сколько бы он ни пытался это сделать, Аллах как будто привязывал его руку к его шее. Когда он вернулся к своим товарищам, камень упал из его руки.

Тогда один из его товарищей сказал: «Я пойду и убью его!» Однако не успел он приблизиться к нему, как в страхе вернулся обратно. И сказал: «Между мной и им встало некое огромное существо, ударявшее своим хвостом по земле, и я устрашился идти дальше!»[22]

2. В тафсире аята «ведь Мы, поистине, избавили тебя от насмешников» (15: 95) передано, что при начале пророчества первым, кто уверовал в него, был Али ибн Аби Талиб (А), а после него уверовала Хадиджа. Затем Абу Талиб и Джафар Тайар пришли к нему, когда он читал намаз, и Али (А) читал намаз возле него. Тогда Абу Талиб сказал Джафару: «И ты молись возле сына твоего дяди!» Тогда Джафар встал слева от Посланника Аллаха (С), и они продолжили намаз втроём.

И так молились пятеро: Посланник Аллаха (С), Али (А), Джафар, Зейд ибн Харис и Хадиджа. Так длилось три года, и Аллах ниспослал: «Рассеки же, как тебе приказано, и отвернись от многобожников! Ведь Мы, поистине, избавили тебя от насмешников» (15: 94-95).

И насмешников, издевавшихся над Посланником Аллаха (С), было пятеро: Валид ибн Мугира, Ас ибн Ваиль, Асвад ибн Харс, Асвад ибн Абд-Йагус и Харс ибн Аби Таляль Хузаи. Случилось так, что Аллах убил всех пятерых различным образом в один день.

Что касается Валида ибн Мугиры, то он проходил мимо места, где человек из племени Хуза стрелял из стрел, и одна из них попала ему в руку, пронзив вену, и он умер, говоря: «Убил меня Господь Мухаммада».

Что касается Аса ибн Ваиля Сахми, то он отошёл справить нужду, и камень подвернулся под его ногой, и он упал (с высоты), так что его тело превратилось в разорванные куски. И он умер, говоря: «Убил меня Господь Мухаммада».

Что касается Асвада ибн Абд-йагуса, то он вышел навстречу своему сыну и стал ждать его в тени дерева. И пришёл Джабраил, взял его за голову и стал бить ею о дерево. Тот принялся кричать слуге: «Спаси меня от этого человека!» Слуга ответил: «Я никого не вижу. Ты сам бьёшься головой о дерево». И он умер, говоря: «Убил меня Господь Мухаммада».

Что касается Асвада ибн Харса, то Пророк (С) взмолился против него, чтобы Аллах лишил его зрения, и его сын убил бы его. Так и произошло: к нему пришёл Джабраил с зелёным листом, протёр этим листом по его лицу — и он ослеп. А потом его убил его собственный сын.

Что касается Харса ибн Аби Таляля, то он вышел из дома во время сильной жары, и ему стало плохо, и его лицо почернело, как будто он эфиоп. Он пришёл к своим людям, говоря, что он Харс, но они не узнали его, пришли в гнев и убили. И он умер, говоря: «Убил меня Господь Мухаммада».

Всё это произошло в один день и один и тот же час. И это — потому, что они пришли к Пророку (С) и сказали: «О Мухаммад! Даём тебе время до вечера: если ты не откажешься от своих слов, мы убьём тебя». Пророк (С) закрыл двери в своём доме, будучи печальным. Тогда к нему пришёл Джабраил и сказал: «О Мухаммад! Аллах приветствует тебя и говорит тебе: “Рассеки же, как тебе приказано, и отвернись от многобожниковˮ (15: 94) — то есть: прояви своё дело для людей Мекки и призывай их к вере». Он ответил: «О Джабраил! Что мне делать с насмехающимися и их угрозой?» Он ответил: «Ведь Мы, поистине, избавили тебя от насмешников» (15: 95). Пророк (С) сказал: «Они только что были у меня». Джабраил сказал: «Ты уже избавлен от них»[23].

3. Раванди привёл от Ибн Масуда, что в один из дней Пророк (С) молился возле Каабы. В это время Абу Джахль и другие Курайшиты зарезали верблюда. Подойдя к Пророку (С), когда он совершал поклон, они бросили его потроха ему на спину. Подошла Фатима (А) и убрала их с него. Когда он закончил намаз, сказал: «О Аллах! На Тебе – наказание Курайшитов. О Аллах! На Тебе – наказание Абу Джахля, Утбы, Шейбы, Валида ибн Утбы, Умейи ибн Халафа и Укбы ибн Аби Муита!».

Абдуллах ибн Масуд сказал: «Я видел их убитыми в колодце Бадра»[24].

4. Раванди передал, что Посланник Аллаха (С) иногда в ночном намазе читал суру «Пусть пропадут обе руки Абу Лахаба». Умм Джамиле, жене Абу Лахаба и сестре Абу Суфьяна, передали, что Мухаммад (С) ругает тебя и твоего мужа. Она пришла в гнев и сказала: «Я найду его и скажу ему столько ругательств, сколько смогу!» Когда увидели, как она приближается к Посланнику Аллаха (С), сказали: «О Посланник Аллаха! Спрячься, ибо Умм Джамиль ищет тебя, и мы боимся, что она скажет тебе неприятное!» Он ответил: «Она не увидит меня». Когда она подошла туда, сказала: «Видели ли вы Мухаммада?» Они сказали: «Нет». И она ушла.

Имам Бакир (А) сказал: «Аллах поместил между ними жёлтые завесы. Она называла его “Музаммам” (то есть порицаемый), как и все Курайшиты. Пророк (С) сказал: “Аллах заставил их забыть моё имя, хотя они знают его. Они называют меня Музаммам (порицаемый), тогда как я – Мухаммад (хвалимый)”»[25].

5. Ибн Шахр-Ашуб передал, что когда многобожники Курайша вернулись из Бадра, Абу Лахаб спросил Абу Суфьяна о причинах их поражения. Он сказал: «Когда мы встретились с ними, то побежали, и они убивали нас и брали в плен, как хотели. И я видел людей в белом, восседавших на белых конях между небесами и землёй, и никто не мог им противостоять».

Абу Рафиа сказал Умм Фазль, жене Аббаса: «Это – ангелы». Абу Лахаб встал и ударил Абу Рафиа, повалив его на землю. Умм Фазль взяла опору шатра и ударила ей по голове Абу Лахаба, так что его голова треснула. Он жил после этого семь дней и умер от чумы. Три его сына оставили его и не стали хоронить, потому что Курайшиты боялись чумы. Затем его похоронили возле стен Мекки[26].

Алламе Маджлиси сказал: «Могила Абу Лахаба сейчас находится в начале дороги Амра, и всякий, кто проходит через неё, кидает в неё камнем, так что там образовался большой холм из камней»[27]. Подумай же, каким образом вражда с Аллахом и Посланником (С) унижает даже тех, чьё происхождение велико и благородно[28], и как подчинение им возвышает тех, кто не обладает таким происхождением!

 

Часть шестая.

Чудеса, связанные с его господством над джиннами и шайтанами и верой некоторых джиннов в него. Упомянем тут несколько таких чудес:

1. Али ибн Ибрахим привёл, что Посланник Аллаха (С) вышел из Мекки с Зейдом ибн Хариса в сторону рынка Аказ, чтобы призвать людей к Исламу. Но никто не ответил на его призыв. Тогда он вернулся в Мекку, пока не достиг места под названием Вади Маджанна. Там он встал на ночной намаз, читая Коран. Группа джиннов проходила мимо, и когда они услышали чтение Корана, одни из них сказали другим: «Послушайте!» Когда он закончил чтение, они вернулись к другим джиннам и сказали: «О народ наш! Мы слышали книгу, ниспосланную после Мусы, подтверждающую истинность того, что ниспослано до него; она ведет к истине и прямому пути. О народ наш! Отвечайте призывающему Аллаха и уверуйте в Него: Он простит вам ваши грехи и защити вас от наказания мучительного» (46: 30-31).

И они пришли к Посланнику Аллаха (С), приняли Ислам и уверовали, и Посланник Аллаха (С) обучил их законам Ислама. И Аллах ниспослал Своему Пророку (С) суру «Джинны», и Аллах передал их слова. Они приходили к Посланнику Аллаха (С) во всякое время, и он велел повелителю верующих (А) обучать их, и из них есть верующие, и есть неверующие, и насибиты, и иудеи, и христиане, и маджусы, и они (джинны) – потомки Джанна[29].

2. Передали Муфид, Табарси и другие, что когда Пророк (С) вышел против Бани Мусталак, он остановился в месте под названием долина Ваар. Когда наступила ночь, спустился Джабраил и сообщил, что группа из числа неверующих джиннов присутствует в этой долине, желая причинить вред твоим сподвижникам. Тогда он позвал повелителя верующих (А) и велел ему отправиться туда, где были эти джинны, дабы отвратить их зло посредством той силы, которую дал ему Аллах. Он также велел ста сподвижникам отправиться с ним и подчиняться тому, что он скажет.

Повелитель верующих (А) направился в эту долину. Когда он достиг её, сказал этим сподвижникам, чтобы они стояли на месте, пока он не велит им обратное. Сам же он пошёл вперёд, прибегая к помощи Аллаха против зла врагов и поминая прекрасные имена Аллаха. Когда он вошёл туда, поднялся сильный ветер, так что люди стали падать друг на друга, испытывая ужас. Повелитель верующих (А) закричал: «Я – Али ибн Аби Талиб, преемник Посланника Аллаха и сын его дяди! Стойте на месте, если сможете!»

И предстали перед ними фигуры, подобные чёрным горам, и в их руках – вспышки пламени. Они заполнили собой все окрестности долины. Повелитель верующих (А) двинулся вперёд и стал читать Коран, вынув свой меч и вращая им направо и налево. Когда он приблизился к ним, они стали подобны чёрному дыму, поднялись вверх и исчезли. Он сказал «Аллаху акбар» и вернулся к своим людям.

Один из них сказал: «Что ты видел, о повелитель верующих? Мы были готовы умереть от страха и боялись за тебя!»

Он ответил: «Когда они приблизились ко мне, я громко провозгласил имя Аллаха, так что они ослабели, и я устремился в их сторону, не боясь их, и если бы они остались в своих обликах, то погибли бы все».

Когда повелитель верующих (А) вернулся в Посланнику Аллаха (С) и известил его о том, что произошло, он обрадовался и прочитал дуа за него. А потом сказал: «Тебя опередили, о Али, те, кого ты устрашил! Они приняли Ислам, и я принял Ислам от них»[30].

3. Ибн Шахр-Ашуб передал от Тамима Дари: «Однажды я встретил ночь на одной из дорог в Шам. Когда я устроился на ночлег, сказал: “Я этой ночью – на этой долине”. Во время джахилийи правилом было то, что люди просили безопасности у джиннов. Вдруг я услышал голос из этой пустыни, который сказал: “Прибегай к Аллаху, ибо джинны никому не дают безопасности! Посланник Аллаха уже отправлен к вам, и мы молились за ним, и козни шайтанов удалены, и их побивают светочами. Отправляйся же к Мухаммаду, Посланнику Господа миров!”»[31]

4. Табарси и другие привели от Зухри, что когда умер Абу Талиб, усилились гонения на Посланника Аллаха (С), и он направился в Таиф, ожидая найти там убежище. Он встретил там трёх человек, который были братьями и относились к числу их руководителей – Абдулейл, Масуд и Хабиб. Он рассказал им о себе.

Тогда один из них сказал: «Пусть я стану ворующим покрывало Каабы, если Аллах отправил посланником такого, как ты!» Другой сказал: «Разве Аллах был неспособен отправить кого-то, кроме тебя?» Третий сказал: «Клянусь Аллахом, я никогда не буду никогда разговаривать с тобой!»

Так они издевались над ним. Когда люди увидели, как поступают их предводители с ним, собрались вместе, встали по двум сторонам дороги, где он проходил, и стали кидать камнями ему в ноги всякий раз, когда он поднимал или опускал их. Когда он ушёл от них, его ноги истекали кровью.

Он подошёл к одной из стен и укрылся в тени пальмы, что была там, будучи горестным и печальным. Там его увидели Утба ибн Рабиа и Шейба ибн Рабиа. Они отправили к нему слугу по имени Аддас, который был христианином из Нейнавы. Когда он подошёл к нему, Посланник Аллаха (С) спросил: «Откуда ты?» Он ответил: «Из Нейнавы». Он сказал: «Из города праведного раба Йунуса ибн Матта?» Тот спросил: «А откуда тебе знать о Йунусе ибн Матта?» Он ответил: «Я – Посланник Аллаха, и Аллах сообщил мне о нём».

Когда он рассказал ему то, что знал о Йунусе (А), Аддас упал в земном поклоне перед Аллахом, прославляя Посланника Аллаха (С) и целуя ему ноги, из которых текла кровь.

Увидев это, Утба и Шейба сказали ему: «Что ты делаешь? Ты упал в земной поклон перед Мухаммадом и целовал его ноги, но мы не видели, чтобы ты делал так по отношению к кому-либо из нас!» Он ответил: «Этот человек – праведник. Он рассказал мне многие вещи о пророке, которого Аллах отправил к нам и имя которого было Йунус ибн Матта».

Тогда они стали смеяться над ним и сказали: «Смотри, чтобы он не сбил тебя с пути твоего христианства, ибо этот человек – известный обманщик!»

После этого Посланник Аллаха (С) вернулся в Мекку.

И в другом сообщении: Посланнику Аллаха (С ) было велено увещевать джиннов и призывать их к Исламу. Аллах направил к нему группу из числа джиннов Нейнавы. Он сказал: «Ночью я буду читать Коран джиннам. Кто пойдёт со мной?» И пошёл с ним Абдуллах ибн Масуд.

Ибн Масуд сказал: «Мы вышли из Мекки и спустились в ущелье, имя которого был Худжун. Пророк (С) начертил для меня черту, велев мне не выходить за неё, пока он не вернётся ко мне. Затем он отошёл и открыл Коран. Тут его покрыло как будто множество теней, так что я не мог видеть его и слышать его голос. Затем они принялись расходиться, как расходятся в разные стороны облака, так что осталась только некоторая группа из них. Посланник Аллаха (С) оставался так до утра, а потом вернулся ко мне. И спросил: “Видел ли ты что-то?” Я сказал: “Да, я видел черные фигуры, завёрнутые в белые одежды”. Он сказал: “Это нусайбинские джинны”».

И в риваяте от Ибн Аббаса передано, что было семь нусайбинских джиннов, которых Посланник Аллаха (С) сделал посланниками к их народу. И передано также, что их было девять[32].

 

Часть седьмая.

Его чудеса, связанные с сообщениями о сокровенном.

В этой главе было бы достаточно привести то, что мы приведём потом относительно сообщений повелителя верующих (А) о сокровенном. Ибо то, что повелитель верующих (А) сообщил о сокровенном, он взял от Посланника Аллаха (С) и ниши[33] пророчества.

Шейх Бахаи сказал: «Все наши хадисы – кроме небольшого числа из них – восходят к двенадцати Имамам, а они восходят к Пророку (С), ибо их знания взяты у этой ниши»[34].

А потому здесь ограничимся упоминанием нескольких таких чудес:

1. Передано от Имама Садыка (А): «В день Бадра Пророк (С) взял у Аббаса динары, которые были у него. Он сказал: “О Посланник Аллаха! У меня нет ничего, кроме них!” Он сказал ему: “А где те динары, которые ты спрятал у Умм Фазль?” Аббас сказал: “Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что ты – Посланник Аллаха! Никто не видел, как я прятал их у неё!” И Аллах ниспослал: “О Пророк! Скажи тем, в руках которых пленные: ʻЕсли Аллах узнает про добро в ваших сердцах, Он дарует вам лучшее, чем то, что взято у вас, и простит вам: Аллах — Прощающий, Милосердный!ʼ” (8: 70)»[35].

2. Передали шейх Садук и Раванди от Ибн Аббаса, что в один из дней Абу Суфьян вошёл к Пророку (С) и сказал: «О Посланник Аллаха! Хочу спросить тебя об одной вещи». Пророк (С) сказал: «Если желаешь, могу сообщить тебе то, о чем ты хочешь спросить». Абу Суфьян сказал: «Сообщи». Он сказал: «Ты хочешь спросить меня о длине моей жизни». Абу Суфьян сказал: «Да, о Посланник Аллаха». Он сказал: «Я буду жить шестьдесят три года». Абу Суфьян сказал: «Свидетельствую, что ты правдив». Пророк (С) сказал: «Ты свидетельствуешь об этом своим языком, но не своим сердцем».

Ибн Аббас сказал: «Клянусь Аллахом, он был лицемером! Однажды, когда он уже ослеп, он был на собрании, где присутствовал Али (А), и тут муэззин провозгласил в азане: “Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха!” Абу Суфьян сказал: “Посмотрите, куда этот Хашимит поместил своё имя!” Али (А) сказал: “Да заставит Аллах плакать твои глаза, о Абу Суфьян! Аллах сделал так, как Он сказал: ʻИ Мы возвысили твоё поминаниеʼ (94: 4)”»[36].

3. Раванди привёл, что однажды к Посланнику Аллаха (С) пришёл человек, который сказал: «Я не ел два дня». Он сказал ему: «Иди на рынок». На следующий день он опять пришёл к нему и сказал: «О Посланник Аллаха! Я пошёл на рынок, но ничего не приобрёл и снова остался голодным». Он опять сказал ему: «Иди на рынок». Он пошёл туда, и мимо него проходила люди с товарами. Он купил их и продал дороже, выручив динар. Однако, придя к Посланнику Аллаха (С), он опять сказал: «Я ничего не приобрёл».

Посланник Аллаха (С) сказал: «А как же товар, который ты купил у такого-то и выручил столько-то?» Тот сказал: «Да, это было». Посланник Аллаха (С) сказал: «Почему же ты солгал?» Тот сказал: «Свидетельствую, что ты сказал правду! Я солгал для того, чтобы знать, узнаешь ты правду или нет». Пророк (С) сказал: «Ты сказал правду. Кто ищет пропитания – тому Аллах даст пропитание, а кто откроет для себя врата попрошайничества – тому Аллах откроет семьдесят врат бедности, которые ничто не закроет».

После этого того человека никогда не видели просящим[37].

4. Когда Джафар ибн Аби Талиб (брат Имама Али, мир ему) вернулся из Эфиопии, Посланник Аллаха (С) отправил его в Муʼта, которая была одной из деревень в Шаме, и от неё было недалеко до Иерусалима. Он отправил в войске вместе с ним Зейда ибн Хариса и Абдуллаха ибн Раваха. Это было на восьмом году хиджры. Цезарь Рима снарядил против них огромное войско.

Два войска встретились в узком месте. Джафар вышел впереди войска, как лев, и вынул свой меч из ножен, сказав: «Спуститесь со своих коней и сражайтесь пешими!» И это – потому, что войско неверующих было огромным, и он боялся, что мусульмане побегут, будучи на конях, тогда как пешими они не смогут убежать и будут вынуждены сражаться. Сам он спустился со своего коня, подрезал его поджилки и пошёл вперёд, неся знамя.

Битва разгорелась, и противник нападал со всех сторон. Они обступили Джафара кольцом и били его мечами и копьями. Когда они отрезали его правую руку, он взял знамя в левую. Когда они отрезали и левую, он прижал знамя оставшимися частями рук к своей груди. Увидев это, они обрушились на него, и он стал мучеником, и упало знамя. На его теле было пятьдесят ран. И в другом сообщении: на его теле были девяносто две раны от мечей и копей[38].

Джабир передал, что в тот день, когда между ними состоялась битва, Пророк (С) прочитал утренний намаз, а потом поднялся на минбар и сказал: «Ваши братья встретились с многобожниками в битве». Затем он стал говорить с нами, а потом сказал: «Убит Зейд ибн Хариса, и знамя упало». Затем он сказал: «Джафар взял знамя и вышел на битву с ним». Затем сказал: «Ему отрезали руку, и он взял знамя другой рукой». Потом сказал: «Ему отрезали другую руку, и он прижал знамя к груди». Затем сказал: «Убит Джафар, и его знамя упало».

Потом он сказал, что знамя взял Абдуллах ибн Равах и был убит. И сказал, что было убито столько-то мусульман и столько-то врагов. Затем он сказал, что знамя взял Халид ибн Валид и побежал, и мусульмане побежали вместе с ним.

Затем он пошёл в дом Джафара и позвал Абдуллаха ибн Джафара, его сына. Он усадил его на колени и погладил по голове. Его мать Асма ибн Умейс сказала: «О Посланник Аллаха! Ты так гладишь его по голове, словно он сирота». Он сказал: «Джафар стал мучеником сегодня», — и его глаза прослезились, — «и ему отрезали руки, прежде чем он умер. Аллах заменил его руки двумя крыльями из зелёного изумруда, и он сейчас летает на них в Раю среди ангелов, как пожелает»[39].

От Имам Садыка (А) передано, что Посланник Аллаха (С) сказал Фатиме (А): «Оплакивай сына своего дяди!»[40]

И он сказал: «По такому, как Джафар, пусть плачут плачущие!»[41]

Также он велел Фатиме (А) отнести еду Асме бинт Умейс и делать так три дня.

К другим подобным его чудесам относится сообщение о письме, которое написал Хатиб ибн Аби Бальтаа людям Мекки, предсказание Абу Зарру о тех бедствиях и испытаниях, которые он встретит, и что он будет жить один и умрёт один, и что его тело омоют и похоронят люди Ирака, и его сообщение о том, что одна из его жён будет восседать на верблюде, имеющем много шерсти, и что она выйдет с войной против его наследника, и собаки Хауʼаба будут лаять на неё.

Сюда же относятся и его слова Аммару: «Тебя убьёт группа тиранов, и последним твоим напитком в этом мире будет напиток из молока»[42], и его слова Фатиме (А): «Ты будешь первой из моего Ахль уль-Бейт, кто присоединится ко мне»[43], и его слова Али (А), сказанные им множество раз: «Твоя борода обагрится кровью твоей головы»[44], и повелитель верующих (А) постоянно ждал этого.

И сюда относятся другие его многочисленные сообщения о будущем убийстве Хусейна (А) и месте его смерти, и о том, что он погибнет от рук худших творений, и то, что он дал Умм Салама землю Кербелы и сказал, что она станет кровавой в день его убийства[45].

И сюда относятся его предсказания об убийстве Имама Резы (А) и о том, что он будет похоронен в Хорасане[46], и его слова Зубейру: «Ты будешь первым из арабов, кто нарушит присягу Али»[47], и его слова его дяде Аббасу: «Горе моему потомству от твоего потомства!»[48], и его сообщение о том, что термиты съедят договор, написанный Курайшитами, кроме имени Аллаха[49], и его предсказание о строительстве города Багдад[50], и предсказание о том, что власть Омейядов продлится тысячу месяцев[51] и что Муавия убьёт Хиджра ибн Ади и его товарищей, из угнетения к ним, и его предсказание о событиях Харра, и его предсказание, что Ибн Аббас и Зейд ибн Аркам станут слепыми, и его предсказание о смерти Наджаши, правителя Эфиопии, и его предсказание о том, что Абу Айюб Ансари будет похоронен у стен Константинополя[52], и другие.

Алламе Маджлиси говорит в «Хайату ль-кулуб» («Жизни сердец»), после перечисления его чудес: «И то, что мы перечислили, не составит даже одного из тысячи, и это – капля в море его чудес. Все его слова и действия были чудом. Если всякий разумный подумает, то увидит, что каждый его хадис и хадис его Ахль уль-Бейт, и каждое его слово, и каждое положение его шариата – чудо.

Разве какой-то разумный сможет утверждать, что обычному человеку без получения откровений от Господа возможно создать такой шариат, что действие по нему решит все проблемы человечества, удалит от него смуты и порчу? И это – такой шариат, который регулирует также отношения торговли, купли и продажи, сделки и наследство, жизнь родителей и детей, жены и мужа, и отношения между властвующими и подвластными, как и другие дела и отношения.

И он оставил нам примеры и правила такого благого поведения и нрава, которые намного превышают то, до чего могли додуматься мудрецы в течение тысяч лет.

И он разъяснил во время малого срока своего пророчества божественные истины, глубочайшие смыслы и постижения, которые таковы, что если все мудрецы продолжат размышлять над ними — хотя многие из них и были потеряны или искажены, — всё равно не смогут постигнуть даже одну тайну из ста тысяч этих тайн».

 

[1] «Манакиб», том 1, С. 125.

[2] «Иджазу куран» Бакалани, С. 157.

[3] «Макатибу расуль» Ахмади Майаниджи, том 2, С. 386.

[4] «Иджазу куран» Бакалани, С. 157.

[5] «Бихар», том 17, С. 359.

[6] Это строки из стихотворения Абу Талиба о Посланнике Аллаха (С).

[7] «Бихар», том 17, С. 230.

[8] «Бихар», том 17, С. 359.

[9] «Бихар», том 17, С. 365.

[10] «Нахдж уль-балага», хутба 192.

[11] «Манакиб», том 1, С. 118.

[12] «Кисасу ль-анбия» Раванди, С. 310.

[13] «Кисасу ль-анбия» Раванди, С. 287.

[14] «Ихтисас» Муфида, С. 296.

[15] «Бихар», том 18, С. 8.

[16] Устойчивое выражение в арабском языке того времени.

[17] «Бихар», том 18, С. 11.

[18] «Бихар», том 18, С. 42.

[19] «Бихар», том 18, С. 16.

[20] «Бихар», том 18, С. 20.

[21] «Аляму ль-вара», С. 320.

[22] «Тафсир Кумми», том 2, С. 212.

[23] «Ихтиджадж», том 1, С. 201.

[24] «Хараидж», том 1, С. 51; «Бихар», том 18, С. 57.

[25] «Бихар», том 18, С. 59.

[26] «Манакиб», том 1, С. 75.

[27] «Мустадрак сафинати бихар», том 9, С. 292.

[28] Абу Лахаб был дядей Пророка (С).

[29] «Тафсир Кумми», том 2, С. 299.

[30] «Ааляму ль-вара», С. 182.

[31] «Манакиб», том 1, С. 82.

[32] «Тафсир Байан», сура «Ахкаф»; «Бихар», том 18, С. 76.

[33] Мишкат. Указание на 35-й аят суры «Свет»: «Аллах — свет небес и земли. Его свет — как ниша; в ней светильник; светильник в стекле; стекло — точно жемчужная звезда».

[34] «Хаблу ль-матин» Бахаи, С. 6.

[35] «Курбу ль-иснад», С. 9.

[36] «Кисасу ль-анбия», С. 249.

[37] «Хараидж», том 1, С. 89.

[38] «Амали» Туси, С. 141.

[39] «Бихар», том 21, С. 53.

[40] «Бихар», том 21, С. 57.

[41] «Бихар», том 21, С. 63.

[42] «Бихар», том 18, С. 119.

[43] «Бихар», том 43, С. 307.

[44] «Васаилу шиа», том 2, С. 88.

[45] «Бихар», том 45, С. 222.

[46] «Раузату ль-ваизин», С. 234.

[47] «Бихар», том 18, С. 116.

[48] То есть от Аббасидов, которые будут убивать потомков Пророка (С) и Фатимы (А); «Бихар», том 18, С. 119.

[49] «Бихар», том 19, С. 16.

[50] «Мустадрак сафинату бихар», том 8, С. 44.

[51] Около 80 лет.

[52] «Бихар», том 18, С. 142.

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.