Достоинства этой суры
1. Шейх Садук привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Тот, кто читает суру «Мчащиеся» и является постоянным в её чтении, окажется воскрешен в Судный День рядом с повелителем верующих (А) и будет среди его спутников и друзей.
(«Савабу ль-амаль», С. 154).
2. В «Хавасу ль-куран» передано, что Посланник Аллаха (С) сказал:
Тот, кто читает эту суру, получит награду того, кто прочитал весь Коран. Тот, кто постоянно читает её, имея долг, — Аллах поможет ему вернуть этот долг и сделает это быстрым.
3. Посланник Аллаха (С) сказал:
Тот, кто читает эту суру в намазе иша — его награда будет равняться награде прочитавшего половину Корана. Тот, кто постоянно читает её, имея долг, — Аллах поможет ему вернуть этот долг и сделает это быстрым.
4. Имам Садык (А) сказал:
Тот, кто читает эту суру, будучи в страхе, — будет обезопашен от того, чего он боится. Если голодный или жаждущий прочитает эту суру — его голод или жажда утихнет. Тот, кто постоянно читает её, имея долг, — Аллах поможет ему вернуть этот долг.
Аяты 1-11
بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِِ
وَالْعَادِيَاتِ ضَبْحاً .1
فَالْمُورِيَاتِ قَدْحاً .2
فَالْمُغِيرَاتِ صُبْحاً .3
فَأَثَرْنَ بِهِ نَقْعاً .4
فَوَسَطْنَ بِهِ جَمْعاً .5
إِنَّ الْإِنسَانَ لِرَبِّهِ لَكَنُودٌ .6
وَإِنَّهُ عَلَى ذَلِكَ لَشَهِيدٌ .7
وَإِنَّهُ لِحُبِّ الْخَيْرِ لَشَدِيدٌ .8
أَفَلَا يَعْلَمُ إِذَا بُعْثِرَ مَا فِي الْقُبُورِ .9
وَحُصِّلَ مَا فِي الصُّدُورِ .10
إِنَّ رَبَّهُم بِهِمْ يَوْمَئِذٍ لَّخَبِيرٌ .11
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
1. Клянусь мчащимися, задыхаясь,
2. и выбивающими искры,
3. и нападающими на заре!
4. И они подняли там пыль
5. и ворвались там толпой.
6. Поистине, человек неблагодарен пред своим Господом,
7. и сам он в этом свидетель!
8. И, поистине, он тверд в любви к благу!
9. Разве он не знает, когда будет изведено то, что в могилах,
10. и будет обнаружено то, что в груди, —
11. поистине, Господь их в тот день о них осведомлен.
1. Али ибн Ибрахим Кумми передал, что Имам Садык (А) сказал:
«Клянусь мчащимися, задыхаясь, и выбивающими искры» — эти аяты были ниспосланы о людях безводной пустыни. Их было двенадцать тысяч всадников, и они поклялись, что они не отделятся друг от друга и не оставят друг друга, пока не умрут или же убьют Посланника Аллаха (С) и Али (А). Тогда Джабраил спустился и сообщил Посланнику Аллаха (С) о том, что они намереваются сделать, и велел ему послать против них Абу Бакра с четырьмя тысячами всадников из мухаджиров и ансаров. Тогда Посланник Аллаха (С) поднялся на минбар, воздал хвалу Аллаху и сказал: «О мухаджиры и ансары! Джабраил сообщил мне, что двенадцать тысяч всадников из людей безводной пустыни поклялись и условились, что ни один из них не оставит другого и не отстанет от другого, пока они не убьют меня и моего брата Али ибн Аби Талиба. И он велел мне, чтобы я послал против них Абу Бакра с четырьмя тысячами всадников. Так отправляйтесь же в путь, приготовьтесь против ваших врагов и поднимитесь против них во имя Аллаха в понедельник, если будет угодно Аллаху!»
И мусульмане стали готовиться к походу. Посланник Аллаха (С) велел Абу Бакру, когда он увидит их, сначала предложить им принять Ислам. И сказал: «А если они откажутся, то сражайся с ними, возьми в плен их семьи и сделай дозволенным их имущество». И Абу Бакр вышел вместе с мухаджирами и ансарами в наилучшем состоянии и строе, так что достиг до них. Тогда вышли из числа людей безводной пустыни сто человек, хорошо вооружённых, приблизились к ним и сказали: «Кто вы? Откуда и куда направляетесь? Пусть к нам выйдет ваш предводитель, чтобы мы могли поговорить с ним». Тогда вышел к ним Абу Бакр с группой мусульман и сказал: «Я — Абу Бакр, сподвижник Посланника Аллаха». Они сказали: «Почему ты пришёл к нам?». Он сказал: «Посланник Аллаха велел мне, чтобы я предложил вам Ислам, и если вы согласитесь, то вам — то, что есть у мусульман, а если откажитесь — то между нами война». Они сказали: «Клянёмся ал-Лат и Уззой, если бы не родственные связи между нами, мы убили бы вас так, что это вошло бы в притчу! Вернись же ты со своими людьми и радуйтесь тому, что остались целыми! Нам нужен только ваш предводитель и его брат Али ибн Аби Талиб».
Тогда Абу Бакр сказал тем, кто был с ним: «О люди! Их больше, чем вас, в несколько раз, и они могут сражаться лучше, чем вы! Давайте же вернёмся и сообщим Посланнику Аллаха о том, что произошло!». Они сказали: «О Абу Бакр! Ты нарушил приказ Посланника Аллаха! Побойся же Аллаха и сразись с теми людьми и не противоречь тому, что велел Посланник!». Он сказал: «Я знаю то, чего вы не знаете, и видел своими глазами то, чего вы не видели». И он повернул назад, и все остальные вместе с ним.
Когда Посланнику Аллаха (С) сообщили о том, что он совершил, он сказал: «О Абу Бакр! Ты нарушил мой приказ и ты, клянусь Аллахом, совершил неподчинение в том, что я тебе велел».
И он поднялся на минбар, воздал хвалу Аллаху и сказал: «О собрание мусульман! Вот я велел Абу Бакру выйти против людей безводной пустыни и предложить им Ислам и призвать их (к истине), и если они ответят, оставить их, а если откажутся, воевать с ними. Но когда вышли к нему сто человек из их числа и поговорили с ним, затряслись его поджилки от страха, и овладел им ужас, и он оставил моё слово и ослушался моего приказа. И вот, Джабраил пришёл от Аллаха с велением, чтобы я отправил Умара вместо него с четырьмя тысячами всадников. Так отправляйся же, о Умар, в путь, и не поступай так, как поступил твой товарищ! Ибо он ослушался Аллаха и ослушался меня!»
И тогда вышел Умар с теми же мухаджирами и ансарами, которые были с Абу Бакром, и подошёл близко к тем людям, так что он мог видеть их, а они могли видеть его. Тогда приблизились к нему сто человек из их числа и сказали ему подобное тому, что сказали Абу Бакру. И он повернул обратно, и его люди вместе с ним, и его сердце было готово разорваться от страха, когда он увидел численность этих людей и их готовность к войне. И когда он возвращался, убегая от них, Джабраил спустился к Посланнику Аллаха (С) и известил его о том, что сделал Умар. И Посланник Аллаха (С) поднялся на минбар, воздал хвалу Аллаху и сообщил мусульманам о том, что Умар убежал, и убежали те, кто были с ним, ослушавшись его приказа. И сказал Умару: «О Умар! Ты ослушался Аллаха над Его Троном и ослушался меня. Ты оставил моё слово и поступил по своему мнению. Да обезобразит Аллах твоё мнение!». А потом сказал: «Вот, Джабраил велит мне отправить Али с мусульманами и сообщает мне, что Аллах даст ему и тем, кто будет с ним, победу». И он позвал Али (А) и поручил ему командование над четырьмя тысячами всадников и сообщил ему, что Аллах дарует ему победу.
И вышел Али (А) вместе с мухаджирами и ансарами и пошёл с ними не так, как шли Абу Бакр и Умар, но так, что они испугались смерти верховых животных из-за скорости и спешки. Но он сказал им: «Не пугайтесь, ибо Посланник Аллаха (С) сообщил мне, что Аллах дарует победу мне и вам! Возрадуйтесь же, ибо вы — на благе и стремитесь к благу!». И тогда успокоились их души и сердца, и они продолжили этот путь, пока не сблизились с теми людьми, так что они увидели их. Тогда снова подошли к ним сто человек из их числа, вооружённых с головы до ног, и сказали: «Кто вы? И откуда пришли? И чего хотите?».
Повелитель верующих (А) сказал: «Я — Али ибн Аби Талиб, сын дяди Посланника, его брат и посланец к вам. Я призываю вас к свидетельству, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха. Если вы примете это, то станете такими же, как все мусульмане, и вам тогда — то же самое, что и для всех них». Они сказали: «Ты и есть тот, кто нам нужен. Мы услышали то, что ты сказал и отвергаем это. Постерегись же и будь готов к войне без пощады! Знай, что мы убьём тебя и твоих товарищей: завтра будет наша встреча, и на этом закончен наш разговор!»
И сказал им Али (А): «Горе вам! Пугаете меня вашей многочисленностью?! Я же прибегаю к помощи Аллаха, ангелов и мусульман против вас, и нет силы и мощи, кроме как у Аллаха, Высокого, Великого!»
Тогда они вернулись в свой стан, а Али (А) вернулся в свой стан. Ночью он велел мусульманам оседлать коней, потом прочитал с ними утренний намаз и напал на тех людей стремительно, так что они стали разбегаться. И их семьи были взяты в плен и захвачено имущество. И Джабраил спустился к Посланнику Аллаха и сообщил ему о победе Али (А) и мусульман, и поднялся он на минбар, воздал хвалу Аллаху и сообщил мусульманам о том, что произошло, и что не погиб из тех, кто был в походе, никто, кроме двух человек. И он вышел навстречу Али (А) со всеми жителями Медины, которые приняли Ислам, так что встретил его за три мили до Медины. И когда Али (А) увидел его идущим к себе навстречу, спустился с лошади, и спустился Пророк (С). И он поцеловал его в лоб, и все мусульмане встречали их и принимали добычу и пленных и то, чем наделил их Аллах от людей безводной пустыни.
И Имам Садык (А) сказал:
Мусульмане никогда не видели такой добычи, кроме как от Хейбара. И Аллах ниспослал: «Клянусь мчащимися, задыхаясь» — то есть лошадьми, мчащимися с воинами. И «задыхаясь» — то есть их крики (или храп лошадей) от уздечек и поводьев. «И выбивающими искры, и нападающими на заре!» — они напали на них на заре, как я и сказал. «И они подняли там пыль» — то есть лошади подняли пыль в пустыне. «Поистине, человек неблагодарен пред своим Господом» — то есть неверен — «и сам он в этом свидетель» — те двое (Абу Бакр и Умар), которые видели безводную пустыню, но страстно желали жить в этом ближнем мире. «Разве он не знает, когда будет изведено то, что в могилах, и будет обнаружено то, что в груди, — поистине, Господь их в тот день о них осведомлен» — эти аяты были ниспосланы об этих двух. Они таили в своих душах злые замыслы и поступали по ним, и Аллах сообщил об их замыслах и их деяниях. Такова история людей безводной пустыни и тафсир суры «Мчащиеся».
(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 435).
2. Мухаммад ибн Аббас привёл, что Имам Бакир (А) сказал:
Посланник Аллаха (С) выбрал среди людей навеса восемьдесят человек и отправил их к бану Сулейм, поставив над ними Абу Бакра. Он отправился к ним и встретился с ними рядом с Харра. Та местность была пустынной и полной камней, деревьев и склонов. Поэтому они потерпели поражение, и были убиты многие из тех, кто был с Абу Бакром. Когда он вернулся к Пророку (С), он отправил вместо него Умара ибн Хаттаба. Но бану Сулейм ждали его между камней и деревьев и, напав ночью, нанесли им такое поражение, что они бежали до берега моря. Когда Умар вернулся, Амру ибн Ас сказал: «О Посланник Аллаха! Пошли меня вместо него!». И он послал его, и тот тоже потерпел поражение, так что были убиты многие из тех, кто отправился с ним.
Тогда Посланник Аллаха (С) подождал несколько дней, проклиная их (Абу Бакра, Умара и Амру ибн Аса). А потом сказал Билялю: «Принеси мою одежду из Наджрана и накидку!». А потом позвал Али (А) и поручил дело ему, сказав: «Я отправляю того, кто всегда наступает и никогда не убегает. О Аллах, Ты знаешь, что я — Твой посланник: так защити его ради меня!». И он прочитал много молитв за него.
И сказал Имам Бакир (А):
Вот я как будто вижу Посланника Аллаха (С), как он провожает Али (А) у мечети Ахзаб, а Али (А) сидит на светлом коне, и Посланник (С) наставляет его. И он вышел из Медины и направился к Ираку, так что стали думать, будто он желает что-то другое. Однако он сделал так, что подошёл к этой пустынной долине с другой стороны, двигался ночью и скрывался днём, так что они незаметно подошли к бану Сулейм. Тогда он велел мусульманам накормить коней и расположить их на открытой местности. И сказал: «Не покидайте это место», а сам пошёл впереди них.
Когда Амру ибн Ас увидел, что он сделал, и проявились знамения победы, он сказал Абу Бакру: «Это — всего лишь юноша! Я лучше его знаю эту местность! Там — враг: если они нападут нас, то изрубят нас на куски. Поговори же с ним, чтобы он разрешил нам выйти из этой долины». Абу Бакр пошёл, говорил с ним, но Али (А) не ответил ему даже словом. Тогда Амру сказал Умару ибн Хаттабу: «Иди поговори ты с ним! Может быть, ты лучше Абу Бакра сумеешь убедить его». И пошёл к нему Умар, и он поступил с ним так же, как с Абу Бакром. Тогда Абу Бакр сказал: «Посланник Аллаха (С) велел нам слушаться его, поэтому останемся здесь».
Когда наступил рассвет, Али (А) напал на них и захватил их дома. И тогда Аллах ниспослал: «Клянусь мчащимися, задыхаясь, и выбивающими искры, и нападающими на заре! И они подняли там пыль и ворвались там толпой». Тогда Посланник Аллаха (С) в Медине вышел к людям и сказал: «Клянусь Аллахом, Али этим утром напал на них!». Потом он совершил намаз, в котором прочитал эту суру. На третий день Али (А) вернулся в Медину. Из числа тех людей было убито сто двадцать всадников и шестьсот двадцать человек попали в плен.
(«Тавилу ль-аят», том 2, С. 841).
3. Он также передал, что Имам Бакир (А) сказал:
«Клянусь мчащимися, задыхаясь» — кони, мчащиеся в битве — «и выбивающими искры» — искры из-под их копыт — «и нападающими на заре» — Али (А) напал на них утром. «И они подняли там пыль» — Али (А) и его сподвижники нанесли им такие раны, что они остались в своей крови — «и ворвались там толпой» — Али (А) и его сподвижники овладели их жилищами. «Поистине, человек неблагодарен пред своим Господом» -такой-то (первый или второй узурпатор) неблагодарен пред своим Господом — «и сам он в этом свидетель»: Аллах — свидетель над ними. «И, поистине, он тверд в любви к благу» — Али (А) твёрд в любви к благу.
(«Тавилу ль-аят», том 2, С. 843).
4. Ибн Урма передал, что Имам Садык (А) сказал:
«Поистине, человек неблагодарен пред своим Господом» — неблагодарен по отношению к вилаяту повелителя верующих (А).
(«Тавилу ль-аят», том 2, С. 843).
5. Шейх Туси передал, что Имам Садык (А) сказал:
«Клянусь мчащимися, задыхаясь» — Посланник Аллаха (С) отправил Умара ибн Хаттаба в Сарийа. И он вернулся с поражением, запугивая своих соратников, и они запугивали его. Тогда Пророк (С) сказал Али (А): «Ты — повелитель этих людей. Соберись ты и те, кого желаешь из мухаджиров и ансаров». И собрал его Посланник Аллаха (С) и сказал: «Скрывайся днём, иди ночью и наблюдай за дорогой». И Али (А) отправился, как велел ему Посланник Аллаха (С), и достиг их, и напал на них на заре. И Аллах ниспослал: «Клянусь мчащимися, задыхаясь» — до конца этой суры.
(«Амали» Туси, том 2, С. 21).
Добавить комментарий