1. Географическое расположение
Кербела — очень древний город, известный со времен Вавилона. Она была одним из поселений Тасу ан-нахрейн на реке Балакубас (Евфрат). Здесь находился христианской храм.
Кербела больше всего известна тем, что здесь произошло исключительное событие истории — трагедия убийства Имама Хусейна (А). Это случилось 10 мухаррама 61-го года по хиджре.
Кербела располагается в 105 км к юго-западу от столицы Ирака Багдада. Её координаты — 32.61 градус северной широты и 44.08 градус восточной долготы. Кербела расположена с края пустынного запада реки Евфрат, слева от канала Хусейна. С запада и севера от неё находится провинция Аль-Анбар, с юга — Наджаф, с востока — Вавилон и несколько районов Багдада. Климат влажный, очень жаркий летом и мягкий осенью. Эта земля орошается каналам с Евфрата.Со всех сторон город окружают пальмовые рощи и фруктовые деревья.
2. Этимология названия
Некоторые современные исследователи утверждают, что слово «Кербела» в древне-вавилонском языка означало «близкий к Богу». Другие возводят этимологию этого названия к вавилонскому выражению «кор бабель», то есть «древние вавилонские города», которые включают в себя Нейнаву, Гадирию, Кербелу, Акер-Бабиль, Нававу и Херр, который сегодня по-арабски называется «Хаир». «Хаир» означает «препятствие для проникновения воды». Эта местность была названа так во время аббасидского халифа Мутаваккиля, который велел направить воду Евфрата на Кербелу, чтобы затопить её. Однако в местности «Хаир» вода остановилась и не пошла дальше.
Третья версия возводит происхождение этого названия к двум ассирийским словам — «карб», что означает «святилище», и «ала», что означает «Бог».
Четвертая теория говорит, что «Кербела» происходит от персидского «кар бало» — «высокая работа», «высокое дело».
Другие версии утверждают, что это название происходит от арабского «курба» — «печаль», или из соединения двух арабских слов — «карб» («тоска», «печаль») и «бала» («бедствие», «горе»).
В современном арабском языке Кербелу также часто называют «ат-Таф» («берег», «земля»).
3. История Кербелы
На рисунке: План битвы в день Ашуры
Современная история Кербелы начинается с прибытия Имама Хусейна (А) в месяце мухаррам 61-го года по хиджре, после того как войска Омейядов преградили ему дорогу в Куфу. В день Ашуры, то есть десятого мухаррама, он мученически погиб здесь вместе со своими сподвижниками и членами семейства.
Спустя века после его убийства это место развилось в один из важнейших исламских центров, куда приходят миллионы людей с целью паломничестве к могиле Имама Хусейна (А) и оживления памяти о его мученической смерти.
4. Этапы истории Кербелы
На фото: Храм Имама Хусейна (А) и город Кербела в 1918 году по х.л.
— Современная история Кербелы началась 12-го мухаррама 61-го года по хиджре (680 по х.л.), когда крестьяне из племени Бани Асад пришли сюда из окрестных селений, чтобы похоронить тела мучеников.
— 247 год по хиджре (861 по х.л.): халиф Мунтасир из династии Аббасидов восстановил могилу Имама Хусейна (А) и построил вокруг неё дома. Это произошло после правления его отца, халифа Мутаваккиля, который нанес огромный ущерб Кербеле, приказав полностью разрушить священную могилу и все постройки вокруг неё.
— 372 год по хиджре (982 по х.л.): возведение первого Храма вокруг могилы.
- 412 год по хиджре (1021 по х.л.): министр Хасан ибн Аль-Фазиль построил второй Храм вокруг священной могилы, который включал четыре железные двери.
— 941 год по хиджре (1534 по х.л.): иранский шах Исмаил Сефеви посетил Кербелу и велел обновить постройки и провести канал.
— 953 год по хиджре (1546 по х.л.): Сулейман аль-Кануни обновил Храм Хусейна (А) и Храм Аббаса (А).
— 19-е столетие: индийский король Авада посетил Кербелу после ваххабитского нападения, случившегося в 1216 году по хиджре (1801 по х.л.). Он возвёл большую защитную стену вокруг города, новые рынки и красивые дома, которые подарил жителям, пострадавшим от атаки ваххабитов.
— 1217 год по хиджре (1802 по х.л.): сейид Табатабаи построил еще одну стену вокруг города, а также шесть кварталов, относящихся к Храму; каждый квартал имел свое имя.
На фото: Храм Имама Хусейна (А) и город Кербела в 1932 году
— 1276 год по хиджре (1860 по х.л.): установка в Кербеле телеграфных линий, обеспечивающих связь со всем миром.
— 1285 год по хиджре (1868 по х.л.): при правлении османского реформатора Мидхат-паши были построены новые правительственные здания и рынки.
— 1332 год по хиджре (1914 по х.л.): были построены современные правительственные здания и кварталы.
5. История священного Храма Имама Хусейна (А)
1. Мученичество Имама Хусейна (А) в Кербеле 10-го мухаррама 60-го года по хиджре (680 по х.л.).
На рисунке: Примерный вид могилы Имама Хусейна (А) во время Мухтара
2. Мухтар ас-Сакафи построил над могилой Имама Хусейна (А) постройку, имевшую купол. Две входные двери были добавлены в 65-м году хиджры.
3. Крыша над Храмом была построена при правлении Абу Аббаса Сафаха из династии Аббасидов 132 году по хиджре (749 по х.л.).
4. Крыша была разрушена при правлении Абу Джафара Мансура в 146 году по хиджре.
5. Крыша была восстановлена при правлении аббасидского халифа Аль-Махди в 158 году по хиджре (774 по х.л.).
6. Во время правления Харуна ар-Рашида мечеть была полностью разрушена, а дерево, которое росло возле могилы Имама Хусейна (А), срублено, в 171 году по хиджре (787 по х.л.).
7. В 236 году по хиджре (850 по х.л.) халиф Мутаваккиль снова приказал разрушить могилу, мечеть и все постройки около неё, а также перекопать землю Кербелы.
На рисунке: Примерный вид могилы Имама Хусейна (А) во время Мунтасира
8. В 247 году по хиджре (861 по х.л.) халиф Мунтасир восстановил Храм. Тогда же многие шииты стали селиться в Кербеле.
9. Строение Мунтасира было разрушено и снова восстановлено в 273 году по хиджре (886 по х.л.) правителем Табаристана Мухаммадом ибн Мухаммадом ибн Зейдом.
10. Ад-Дави аль-Алави построил купол для Храма. Также в 280 году по хиджре (893 по х.л.) были построены крыша и стены.
11. Буидский правитель Иззу-дауля построил богатый купол и могилу из слоновой кости. Он также вел обширные строительные работы в самой Кербеле. В то же время Умран ибн Шахин построил мечеть, примыкающую к святыне (367 год по хиджре — 977 по х.л.)
12. В 407 году по хиджре (1016 по х.л.) визирь Хасан ибн Фазль восстановил святыню после того, как она была повреждена пожаром.
13. Сельджукский султан Малик-шах посетил святыню и реставрировал внешние стены в 479 году по хиджре (1086 по х.л.).
14. Могила была реставрирована аббасидским халифом Насиру-дином в 620 году по хиджре (1223 по х.л.).
На рисунке: Примерный вид Храмов Имама Хусейна (А) и Аббаса (А) после Буидов
15. Султан Увейс ибн Хасан восстановил купол и стены Храма в 767 году по хиджре (1365 по х.л.).
16. Сефевидский шах Исмаил построил новую гробницу и украсил Храм в 914 году по хиджре (1508 по х.л.). Он также пожертвовал великолепную серебряную решетку для гробницы (зарих).
17. Али-паша, губернатор Багдада, обновил купол в 983 году по хиджре (1575 по х.л.).
18. Сефевидский шах Аббас Великий обновил купол и гробницу в 1032 году по хиджре (1622 по х.л.).
19. Османский султан Мурад IV произвёл побелку внешней части купола в 1048 году по хиджре (1638 по х.л.).
20. Жена иранского правителя Надир-шаха дала распоряжение об обновлении всего комплекса в Кербеле и пожертвовала деньги на это в 1135 году по хиджре (1722 по х.л.).
21. Надир-шах посетил Кербелу и пожертвовал множество драгоценностей Храму в 1155 году по хиджре (1742 по х.л.).
22. Шах Мухаммад Каджар покрыл купол чистым золотом в 1211 году по хиджре (1796 по х.л.).
23. Ваххабиты напали на Кербелу, разрушили Храм и разграбили гробницу в 1801 году по х.л.
24. После разрушения Храма жители Кербелы написали письмо иранскому правителю Фатх-Али Шаху, ища его помощи в восстановлении святыни. В ответ он велел восстановить Храм и заново покрыть купол золотом в 1227 году по хиджре (1811 по х.л.).
25. Реставрация завершилась в 1232 году по хиджре (1816 по х.л.).
26. Насиру-дин Шах из династии Каджаров обновил структуру Храма и расширил его двор в 1283 году по хиджре (1866 по х.л.).
На фото: Храм Имама Хусейна (А) в 1907 году по х.л.
27. Столбы двора были отремонтированы в 1351 году по хиджре (1932 по х.л.).
28. Тахир Сейфу-ддин отремонтировал серебряные плиты Храма в 1358 году по хиджре (1939 по х.л.).
29. Он же отремонтировал западный минарет в 1360 году по хиджре (1941 по х.л.).
На фото: вход в Храм Имама Хусейна (А) — начало 20-го века.
На фото: могила Имама Хусейна (А) в 1935 году.
30. Некоторые дома, прилегавшие к святыне, а также религиозные школы и минарет, известный как «Абид», были разрушены под предлогом открытия улицы «Аль-Хаир» в 1367 году по хиджре (1947 по х.л.).
31. Великий каллиграф Сабри аль-Хилали вписал суру «Человек» в святилища Имама Хусейна (А) и Аббаса (А) и начал работать над восточной частью гробницы Имама Хусейна (А), которая позже была присоединена к двору. При этом он использовал драгоценную кладку камней из Кашана (1370 год по хиджре — 1950 по х.л.).
32. Купол был реконструирован и инкрустирован золотыми плитками в 1371-м году по хиджре (1950 по х.л.).
33. Были обновлены декоративные зеркала святыни. Драгоценный мрамор доставлен из Исфахана, чтобы покрыть стены обеих святынь (1373 год по хиджре — 1953 по х.л.).
На фото: Храм Имама Хусейна (А) в 1950-м году.
На фото: Храм Имама Хусейна (А) в 50-е годы 20-го века.
34. Из Ирана были доставлены мраморные колонны. Для их установки использовался строительный кран (1388 год по хиджре — 1968 по х.л.).
35. Железные столбы были соединены с подземными арками, чтобы укрепить основы мраморных колонн (1390 год по хиджре — 1970 по х.л.).
36. Начал действовать план по модернизации комплекса. Он включал в себе создание золотых балконов на мраморных столбах (1394 год по хиджре — 1974 по х.л.).
37. С западной стороны от гробницы Имама Хусейна (А) были построены библиотека и музей (1395 год по хиджре — 1975 по х.л.).
На фото: Храм Имама Хусейна (А) в 1990-м году.
38. Постройки, связанные с внешними стенами святыни, такие как дома, магазины и гостиницы, были разрушены. Вокруг была построена большая наружная стена с балконами и комнатами (1400 год по хиджре — 1980 по х.л.).
39. После падения режима Саддама был создан Комитет проектов и контроля, который занялся обслуживанием паломников, развитием святыни и обеспечением безопасности (1424 год по хиджре — 2003 по х.л.).
40. Был создан Комитет по медиа, который состоит из различных ведомств, в том числе аудио- и визуального отделов, которые хранят все аудио — и видео-материалы, касающиеся святыни, протоколируют различные мероприятия, связанные со святыней, а также контролируют работу телевизионных и интернет-каналов, связанных с ней. (1424 год по хиджре — 2003 по х.л.).
41. На западной стене были открыты два зала: культурная и интернет-секция. Секция публикаций, которая выпускает ежемесячный журнал, ежемесячную газету и руководства для посетителей, была основана в 1425 году по хиджре — 2004 по х.л.
42. Была создана первая в своем роде система видео- и интернет-трансляции из священного Храма (1426 год по хиджре — 2005 по х.л.).
43. Был начат проект по строительству второго этажа площадью 4000 кв. м, в том числе зал для торжественных мероприятий, проведения конференций, музея, а также учебных залов (1426 год по хиджре — 2005 по х.л.).
44. Через два года после падения режима Саддама был запущен проект по покрытию двух минаретов позолочеными плитками (1426 год по хиджре — 2005 по х.л.).
На фото: Священная могила Имама Хусейна (А) сегодня
Священный Храм Имама Хусейна (А) сегодня
6. Этапы строительства Храма Имама Хусейна (А)
Строительство и усовершенствование Храма Имама Хусейна (А) продолжаются уже почти 14 столетий. История Храма восходит к захоронению тел мучеников со стороны бани Асад вскоре после битвы при Кербеле. Как они сообщили, сын Хусейна (А) Имам Саджад (А) также присутствовал на этой церемонии, перенесясь на неё чудесным образом.
В 65-м году по хиджре, когда Мухтар Сакафи пришёл к власти в Куфе под лозунгами мести за кровь Хусейна (А), он велел возвести над его могилой купольную постройку из кирпича и гипса.
Первый Храм
Аббасидский халиф Мамун по политическим причинам пытался привлечь потомков Фатимы (А) и Али (А) на свою сторону. Для этого он вынудил восьмого Имама Резу (А) принять престолонаследие. В 193 году хиджры он велел построить Храм на месте могилы Имама Хусейна (А) и разрешил свободно посещать её. Позднее, при правлении халифа Мутаваккиля, этот Храм был уничтожен, а земля Кербелы перекопана.
Второй Храм
В 247 году хиджры халиф Мунтасир стал очередным халифом Аббасидской династии. Он хорошо относился к потомкам Али (А) и велел восстановить Храм Имама Хусейна (А). В это время множество людей посещало святыню и селилось там.
Третий Храм
9-го числа месяца зиль-хиджа в 273 году хиджры купол Храма над могилой Имама Хусейна (А) неожиданно обрушился, и многие паломники погибли или получили ранения. Это стало причиной возведения третьего Храма.
Четвёртый Храм
Тайа ибн Мутиа, который во время халифата Аббасидов правил Багдадом, велел построить портик между могилами Гарави и Хаири, сегодня известный как портик сейида Ибрахима аль-Муджаба.
Пятый Храм
Во время правления Буидов в святыне вспыхнул пожар, который сжег купол и двор. Хасан ибн Муфаззаль построил новый Храм в 412 году хиджры и окружил его высокой стеной, которую упоминает Ибн Идрис в «Сараир». В 588 году Ибн Сахлян обновил внешние стены для придания им долговечности.
Шестой Храм
Султан Хусейн Сагир, управлявший Ираком, построил Храм с куполом и портиками, в его форме, сохранившейся вплоть до настоящего времени. Эта работа началась в 767 году по хиджре и продолжалась 19 лет. Данное строение на протяжении истории подвергалось разрушениям и ремонтам, однако сама архитектурная форма сохранялась. Сильным разрушениям весь комплекс подвергся в 1991 году по х.л. при подавлении народного восстания против тирана Саддама. Большое количество людей погибло.
На фото: купол Храма Имама Хусейна (А) после обстрела войсками Саддама
Солдаты Саддама подходят к гробнице Имама Хусейна (А)
Разрушения Храма после обстрела
Седьмой Храм
В 1424 году по хиджре — 2003 по х.л. высший религиозный авторитет Наджафа учредил комиссию по административному управлению священным комплексом Кербелы (сейид Табатабаи, шейх аль-Кербелаи и сейид аль-Сафи). Шейх аль-Кербелаи, являющийся управляющим Храмом Имама Хусейна (А), добавил к внешней стене Храма второй этаж, построил позолоченные минареты, обновил ворота и установил новую ограду могилы (зарих).
7. Священные места в Кербеле
Священный Храм Аббаса (А)
На фото: Храм Аббаса (А) в начале 20-го века.
Другое фото Храма Аббаса в начале 20-го века
Первая конструкция — 65 год хиджры, когда Мухтар ас-Сакафи построил первую постройку над могилой Аббаса (А), сделанную из кирпича и глины. В 201 году хиджры Имам Реза (А) велел своим последователям расширить святыню.
Вторая конструкция — 407 год хиджры. Хасан Сахлян Рахмарази добавил новые внешние стены.
Третья конструкция — 859 год хиджры. Губернатор Шираза заказал реставрацию святынь Кербелы после нападения на город.
Четвертая конструкция — 1044 год хиджры. Шах Аббас Сафави украшает купол храма драгоценными плитками из Кашана.
Пятая конструкция — 1183 год хиджры. Надир-шах, правитель Персии, перестроил главный вход Храма Аббаса (А).
Шестая конструкция — 1406 год хиджры. Была возведена новая внешняя стена.
Седьмая конструкция — 1416 год хиджры. Министерство вакфов позолотило северную сторону передних минаретов.
Восьмая конструкция — 1428 хиджры. Под руководством Инженерно-технического отдела департамента управления святого Храма была произведена отделка внешних стен и возведён потолок.
Абуль-Фазль Аббас (А), сын Имам Али (А), являлся одной из величайших фигур в истории Ислама. Он олицетворяет собой истинное братство и самопожертвование. Во время битвы при Кербеле он отдал свои руки и свою жизнь для защиты своего брата Имама Хусейна ибн Али и ради защиты тех ценностей истинного Ислама и идеалов Ахль уль-Бейт (А), которые тиран Язид хотел уничтожить.
На фото: Священный Храм Аббаса сегодня
На фото: Священная могила Аббаса сегодня
Гробница Хурра ибн Язида ар-Рияхи
Хурр ибн Язид ар-Рияхи был одним из предводителей войска Убейдуллаха ибн Зияда (наместника Куфы, отправленного убить Имама Хусейна). Хурр был известен своей храбростью и силой. Ибн Зияд отправил его, чтобы он перекрыл отряду Имама Хусейна (А) дорогу в Куфу. Поначалу Хурр не думал, что они собираются убить Имама (А). Когда же Имам (А) был окружен при Кербеле, он понял это и тогда перешёл на его сторону, прося у него прощения. В день Ашуры он погиб, защищая его. Увидев его мертвое тело, Имам Хусейн (А) сказал: «Твоя мать была права, назвав тебя Хурром (“хуррˮ значит “свободныйˮ). Ты — свободный (хурр) в ближнем мире и в будущем». Гробница Хурра находится в пяти километрах от Кербелы.
Гробница Хабиба ибн Музахира
Одним из сподвижников Имама Хусейна (А) был Хабиб ибн Музахир аль-Асади, которому было тогда 75 лет. Он погиб вместе с другими в день Ашуры. Его могила сейчас находится внутри священного Храма Имама Хусейна (А), в 10 метрах от могилы самого Имама (А).
Место мученической гибели Али Акбара
Али Акбар — старший сын Имама Хусейна (А), также ставший мучеником в день Ашуры. Место его мученической гибели находится примерно в 200 метрах от Храма его отца (А). Это место отмечено узкой молитвенной комнатой, содержащей небольшую решётку и символы, относящиеся к Ахль уль-Бейт (А).
Гробница Ибрахима аль-Муджаба
В северной стороне святилища Имама Хусейна (А), в одном из коридоров можно видеть могилу с позолоченным окном. Тут похоронен сейид Ибрахим аль-Муджаб, сын Мухаммада аль-Абида, сына седьмого Имама Мусы ибн Джафара Казыма (А).
Могила мучеников Кербелы
Рядом с могилой Имама Хусейна (А) находится коллективная могила всех мучеников, погибших вместе с ним в день Ашуры. Сегодня эта могила располагается за серебряной решёткой, над которой написаны их имена.
Место (макам) Имама Махди (А)
На берегу реки к югу от святыни Имама Хусейна (А) располагается место, которое было отмечено посещением Имама Махди (А). Сегодня над ним возведена мечеть.
Первая конструкция: на этом месте была построена камера, изготовленная из глиняного кирпича.
Вторая конструкция: в 1327 году по хидже — 1924 по х.л. место было реконструировано сейидом Джафаром.
Третья конструкция: в 1378 году хиджры место было реконструировано хаджи Хамзой Халилем, как упоминает сейид Сальман Туама в своей книге «Кербела фи ззакира».
Четвёртая конструкция: в 1391 году хиджры хадж Мухсен Хамид аль-Вазни отремонтировал это место.
Пятая конструкция: святое место было разрушено режимом Саддама и восстановлено хаджи Аббасом Бахиром сразу же после этого. Сегодня купол мечети покрыт драгоценным мрамором с вписанным в него аятом Курси.
Место убийства младенца Али Асгара
Это место расположено сегодня в узком переулке и включает в себя небольшую решетку, отмечающую место убийства. Это место, известное как «макам Али Асгар», также посещается теми, кто совершает зиярат Кербелы. На этом месте стоял Имам Хусейн (А), держа в своих руках своего младенца Али Асгара и прося армию Умара ибн Саада дать ему хотя бы немного воды. В ответ на это стрелок врагов Хармала выстрелил в него из лука стрелой с тремя наконечниками и пронзил горло младенца от артерии до артерии, и тот умер прямо на руках у отца (А).
Лагерь Имама Хусейна (А)
На фото: место лагеря Имама Хусейна (А) в 1909 году
На фото: место лагеря Имама Хусейна (А) сегодня
На фото: место лагеря Имама Хусейна (А) внутри
Одно из благословенных исторических мест Кербелы — место, где располагался лагерь Хусейна (А), который он разбил по прибытию в Кербелу. Убив Имама (А), войско Умара ибн Саада немедленно обрушилось на его лагерь, сжигая шатры, убивая и топча конями оставшихся там женщин и детей. В настоящее время над местом лагеря находятся два больших сине-зелёных купола с одиннадцатью малых куполов вокруг них.
Аль-кантара аль-байза (Белый мост)
Двигаясь вдоль реки, проходящей через Кербелу, в 5 км к востоку от святого Храма Имама Хусейна (А) посетитель может видеть два сине-зеленых минарета на фоне садов Кербелы. Между ними находится то, что носит имя «Аль-кантара аль-байза» (Белый мост). Его цвет символизирует мир, с которым паломники прибывают в Кербелу. В 37-м году по хиджре Имам Али (А), направляясь на битву Сиффин, остановился здесь, чтобы помолиться и подумать над грядущей битвой Ашуры, которая состоится тут. Место, где он стоял, и получило название «аль-кантара аль-байза». Оно рассматривается как одно из самых знаменательных мест, связанных с Имамом Али (А).
Холм Зейнаб (телле зейнабия)
Холм Зейнаб (телле зейнабия) является тем местом, с которого святая Зейнаб (А), сестра Имама Хусейна (А), наблюдала за битвой в день Ашуры и стала свидетельницей убийства своего брата (А). Этот небольшой холм находится в десяти метрах к западу от Храма Имама Хусейна (А). В настоящее время над ним возведено здание с куполом.
Первая конструкция была возведена здесь в 1339 году по хиджре. Она содержала бронзовую решетку, отмечающую место, где стояла Зейнаб (А), и несколько канделябров. Вторая реконструкция произошла в 1400 году по хиджре, когда хадж Аббас аль-Вакиль расширил конструкцию. В 2004 году по х.л. администрация святого Храма Имама Хусейна (А) полностью отремонтировала строение, добавила новые мраморные интерьеры, а также решетку из чистого серебра.
Место льва Физзы
Физза была служанкой Зейнаб (А), дочери Имама Али (А). А еще прежде этого она была служанкой Фатимы Захры (А). Место, о котором идёт речь, сегодня расположено в узком переулке в районе «Баб Багдад». Он состоит из небольшого помещения с решёткой, которая символизирует то место, с которого Физза призвала льва, чтобы он охранял тело Хусейна (А). К решётке добавлен небольшой купол.
Источник Имама Али (А)
В районе Айн аль-Тамур, расположенном к югу от Кербелы, посетитель встречает множество древних объектов, включая источник Имама Али (А), в пяти километрах от города. В 37 году по хиджре, направляясь на битву Сиффин, Имам Али (А) встретил старого христианского монаха и спросил его, где находится источник воды. «Тут нет воды», — сказал монах. Тогда Имам Али (А) велел своим сподвижникам копать там, где он укажет. Они стали копать и наткнулись на большой камень, который не могли удалить. Имам (А) подошёл и легко поднял его. Из-под камня потекла чистая вода, утолившая жажду присутствующих. Монах указал на хранимое им предсказание о том, что в этом месте преемник Пророка (С) чудесным образом откроет источник воды, и обратился в Ислам после этого.
Сегодня это место представляет собой небольшой бассейн под крутым скалистым холмом, откуда вода стекает вниз. Над источником возведена постройка с куполом.
Место встречи Имама Хусейна (А) и Умара ибн Саада
Умар ибн Саад был человеком, который непосредственно командовал войском, противостоявшим Имаму Хусейну (А) и его сподвижникам в день Ашуры. На этом месте Имам Хусейн (А) и Умар ибн Саад столкнулись лицом к лицу в день Ашуры. Имам (А) посоветовал ему отвести свою армию и просить прощения у Бога, но тот не сделал этого.
Могила Ауна ибн Абдуллаха
В десяти километрах к северу от Храма Имама Хусейна (А) находится могила Ауна, сына госпожи Зейнаб (А). Аун ибн Абдуллаха ибн Джафар был одним из сподвижников Имама Хусейна (А) при Кербеле. Если идти из Кербелы по направлению к Багдаду, можно увидеть синий купол могилы этого славного племянника господина мучеников (А). Над могилой находится строение с куполом, на котором написаны аяты священного Корана и сура «Человек».
Место Имама Садыка (А)
Около реки Алькама, к северу от Храма Имама Хусейна (А), расположено строение с куполом, покрытым кашанской плиткой. Это — место, где Имам Садык (А) совершил омовение перед посещением могилы своего предка Хусейна (А).
Первая конструкция на этом месте относится к 970 году хиджры, вторая — к 1422 году хиджры.
Левая рука Аббаса (А)
В пятидесяти метрах от «Бабу ль-кибла» (одного из входов в Храм Аббаса) расположено место, где враги отрубили его левую руку в день Ашуры. Сегодня это место обозначено синим куполом с решеткой. Это то самое место, где его левая рука упала на землю.
Правая рука Аббаса (А)
Это — место, где правая рука Аббаса (А) упала на землю, будучи отрубленной врагами. В день Ашуры, когда погибли все сподвижники Хусейна (А), его сводный брат Аббас (А) попросил у него разрешения пробиться к реке, чтобы принести немного воды умирающим от жажды женщинам и детям. Он прорвался к реке через гущу врагов, набрал полный курдюк воды и стал с боем прорываться обратно по направлению к стану Хусейна (А). Один из врагов, прятавшийся за пальмой, неожиданно напал на него и отрубил ему руку. Потом другой с помощью такой же хитрости отрубил ему другую руку.
Место, где правая рука Аббаса (А) упала на землю, отмечено сегодня куполом. Оно находится к северо-востоку от его Храма.
Как раз то, что нужно. Я знаю, что
вместе мы сможем прийти к правильному ответу.