Предлагаем вашему вниманию перевод нескольких глав из книги «Макариму ль-ахляк», посвященных сунне одежды и обуви. Книга находится в процессе перевода и скоро будет представлена вам целиком. Переводчик — Амин Рамин.
Глава 1. Об украшении одежды
1. Имам Садык (А) сказал:
Когда Повелитель верующих Али (А) отправил Абдуллаха ибн Аббаса на разговор с хариджитами, он (то есть Ибн Аббас) одел свою лучшую одежду, надушился своими лучшими ароматами и выбрал лучшее верховое животное. Затем он отправился к ним для переговоров.
Увидев его в таком виде, хариджиты сказали: «О Ибн Аббас! В наших глазах ты считался лучшим из людей до того, как пришёл к нам, одетый в одежды тиранов, восседая на животном, подобном тем, на которых восседают тираны!».
Тогда Ибн Аббас прочитал против них этот аят: «Скажи: “Кто запретил украшения Аллаха, которые Он низвел для Своих рабов, и прелести из удела?ˮ» (7: 32). Затем он сказал: «Я одеваю лучшую одежду и украшаю себя, ибо Аллах – Красив, и Он любит красоту. Но она должна быть законной (не нарушающей положения шариата)».
2. От Исхака ибн Аммара:
Я спросил Имама (А) о богатом человеке, который покупает много одежды, включая джуббы[1] и рубашки, носит один костюм за другим, создает разные сочетания из своих костюмов и украшает себя ими — считается ли такой человек расточительным? Имам (А) ответил: «Аллах говорит: “Пусть тот, у кого есть изобилие, тратит из своего изобилия” (65: 7)».
3. От Имама Садыка (А) от его отца (А), что Повелитель верующих Али (А) сказал:
Умащение себя маслом выражает богатство, одежда отражает красоту, а хорошие манеры унижают врагов.
4. От Имама Садыка (А) от его отца (А):
Однажды Посланник Аллаха (С) собирался выйти из своего дома к человеку, который ждал его. В комнате он нашёл сосуд с водой, и он остановился возле него, поправляя свою бороду и смотрясь в него. Когда он вернулся, Айша сказала ему: «О Посланник Аллаха! Ты – господин потомков Адама и посланник Господа миров. И ты стоишь у сосуда, поправляя свою бороду и волосы на голове?!»
Он сказал: «О Айша! Поистине, Аллах любит, чтобы Его верующий раб выходил к своему брату, приготовившись и украсившись».
5. Имам Казым (А) сказал:
Украшение мужчиной себя для своей жены увеличивает её целомудрие.
Глава 2. О дорогой одежде
1. От Суфьяна Саури:
Я сказал Имаму Садыку (А): «Ты рассказываешь, что Али ибн Аби Талиб (А) носил грубую одежду, в то время как ты сам носишь одежду из Кухистана и Марва![2]». Он сказал: «Горе тебе! Али ибн Аби Талиб (А) жил в тяжкое время, а во времена богатства и благосостояния праведники должны больше наслаждаться этим (богатством и благосостоянием), чем другие».
2. От Хасана ибн Али, что Имам Реза (А) сказал:
Пророк Йусуф (А) надевал одежду из шёлка, украшенную золотом[3] и сидел на мягких диванах. Подобные вещи заслуживают порицания только тогда, когда им отдаётся предпочтение перед более необходимыми вещами.
3. Имам Али ибн Хусейн (А) летом носил две одежды, которые были куплены для него за пятьсот золотых монет. Зимой он также носил дорогую одежду. Однако следующим летом он продавал эту одежду за пятьдесят золотых монет и отдавал их в качестве милостыни.
4. Абдуллах ибн Синан передал от Имама Садыка (А):
Я был занят обходом Священной Каабы, когда почувствовал, как мужчина тянет меня за одежду со спины. Я повернулся к нему лицом и увидел, что это был Аббад Басри. Он сказал мне: «О Джафар ибн Мухаммад! Неужели ты носишь такую дорогую одежду, при этом находясь в таком родстве с Али (А)!»
Я сказал ему: «Горе тебе! Это — кухистанская одежда, которую я купил за одну-две золотые монеты. Али (А) жил в то время, когда было обычно носить то, что он носил. Если бы я носил такую одежду в наше время, люди сказали бы: “Он – такой же лицемер, как Аббад!”».
5. Повелитель верующих Али (А) сказал:
Вы должны одеваться для своих друзей, когда они навещают вас, так же, как вы одеваетесь для незнакомцев, которые хотели бы видеть вас в самом привлекательном виде.
6. от Аббаса ибн Хиляля Шами:
Я сказал Имаму Резе (А): «Да буду я твоей жертвой! Как любят люди тех, кто ест плохую пищу, одевает плохую одежду и показывают себя смиренными!»
Он сказал: «Разве ты не знаешь, что Йусуф (А) был пророком и сыном пророка, но он носил драгоценную одежду и присутствовал на собрании рода Фараона, судя там? Люди не нуждались в его одежде, но нуждались в его справедливости. И то, в чём люди нуждаются от Имама — правдивость, справедливость и верность обещаниям. Аллах не запретил ни пищу, ни питьё, которые являются разрешёнными. Он запретил лишь запретное, будь то в малом количестве или большом. И Аллах сказал: “Скажи: ‘Кто запретил украшения Аллаха, которые Он низвёл для Своих рабов, и блага из удела?’ˮ».
7. От Абу Хидаша Мухри:
Убейд, слуга Имама Резы (А), посетил нас в Басре и сказал: «Люди в Хорасане посетили Абу Хасана (Имама Резу, мир ему) и сказали ему: “Некоторые порицают тебя за ту одежду, которую ты носишь”. Он сказал: “Йусуф, сын Йакуба, был пророком и сыном пророка, но он носил одежду из шёлка, украшенную золотом, и присутствовал на собрании рода Фараона. И это нисколько не принижало его положение (как пророка). Такие действия заслуживают порицания только тогда, когда им отдаётся приоритет перед более необходимыми требованиями жизни. То, что требуется от Имама, — это судить справедливо, выполнять свои обещания и говорить только правду. Аллах запретил лишь запретное, будь это в большом или малом количестве, и разрешил разрешённое, будь это в большом или малом количестве».
8. От Мухаммада ибн Исы:
Имам (А) сказал: «Некоторые слабые люди из числа наших последователей считают, что я должен сидеть на грубых ковриках и носить грубую одежду. Однако образ жизни того времени, в котором я живу, этого не поддерживает».
Глава 3. О приобретении большого количества одежды
1. От Исхака ибн Аммара:
Я сказал Имаму Садыку (А): «Разрешено ли верующим иметь десять одежд?» Он сказал: «Да». Я спросил: «А двадцать?» Он сказал: «Да. И это не относится к расточительству (исраф). На самом деле расточительством будет одевать новую и красивую одежду там, где требуется старая[4]».
2. Абу Исхак передал тот же самый хадис от Имама Садыка (А), с той лишь разницей, что он спросил: «Разрешается ли верующему иметь сто одежд?» Имам (А) сказал: «Да».
3. От Исхака ибн Аммара:
Я спросил Имама Казыма (А): «Не будет ли расточительством иметь десять одежд?» Он сказал: «Нет. Это лучше для сохранности его одежд. Но расточительством будет одевать свои хорошие одежды в грязных местах».
Глава 4. Дуа при одевании одежды
1. От Муавии ибн Аммара:
Имам Садык (А) говорил следующее дуа при одевании одежды:
«О Аллах, сделай это одежду благословенной и удачной! О Аллах, надели меня в ней благодарностью за Твои блага, прекрасным поклонением Тебе и деяниями в подчинении Тебе! Хвала Аллаху, Который наделил меня тем, что закроет мой срам, так что я буду украшен этим среди людей!»
2. Имам Садык (А) сказал:
Тот, кто совершит следующие действия после покупки новой одежды, всегда будет жить в достатке, пока эта одежда не износится. Вот эти действия: прочти суру «Кадр» тридцать шесть раз. Когда дойдёшь до слов «нисходят в неё ангелы», немного плесни водой на новую одежду. Затем прочитай в этой одежде два ракята намаза, а после этого обратись к своему Господу с таким дуа:
«Хвала Аллаху, Который дарует мне удел, на который я могу украшать себя среди людей, закрывать свой срам и молиться в этом своему Господу!»
3. У Имама Бакира (А) спросили о том, что должен говорить человек, одевающий новую одежду. Он сказал, что он должен сказать следующее:
«Во имя Аллаха и через Аллаха! О Аллах, сделай это одеждой удачи, богобоязненности и благословения! О Аллах, даруй мне в этой одежде прекрасное поклонение, деяния по подчинению Тебе и благодарение Тебя за Твои милости! Хвала Аллаху, Который одел меня в то, чем я могу закрыть свой срам и украситься среди людей!»
4. В книге «Зухду амири ль-муминин» приведено от Салиха Азрака от его деда Мадана:
Я никогда не видел человека более аскетичного в ближнем мире, чем Али (А). Клянусь Аллахом, он никогда не носил две одежды из Кутвана[5], пока не умер. А ведь это были такие одежды, которые носили только самые бедные из людей!
5. От Али ибн Аби Рабиа:
Однажды я увидел на Али (А) простую одежду и сказал: «Что это?» Он сказал: «Что лучше, чем та одежда, которая может прикрыть срам и высушить пот?»
6. От Имама Садыка (А) от его отцов (А), что Повелитель верующих Али (А) сказал:
Кто довольствуется из ближнего мира необходимым – тому будет достаточно и малого. А кто не доволен из ближнего мира необходимым – тому не будет достаточно ничего.
7. От Абдуль-аля:
Я сказал Имаму Садыку (А): «Люди рассказывают, что у тебя много денег».
Он сказал: «Как это неприятно мне! Однажды Повелитель верующих (А) проходил мимо людей из числа Курайшитов, и на нём была порванная рубаха. Увидев его, они сказали: “Али обеднел!” Он услышал это и велел тому, кто отвечал за его милостыню, собирать финики и не отправлять их людям. Он также велел ему продать их, получив тем самым динары (серебряные монеты).
Тот человек сделал это и принёс деньги Имаму (А), который положил их на место фиников. Тогда он сказал тому человеку: “Когда я спрошу финики, ударь ногой по деньгам, как будто ты не видишь динаров, так чтобы они рассыпались”.
Затем Имам (А) позвал несколько Курайшитов. Когда они пришли, он попросил принести финики. Тот мужчина ударил ногой по корзине, и динары разлетелись. Они сказали: “Что это за деньги, о Абу ль-Хасан?” Он сказал: “Это – деньги того, у кого нет денег”.
Когда они ушли, он велел раздать эти деньги среди тех семейств, которым он раньше давал милостыню финиками, по стоимости тех фиников».
Затем Имам Садык (А) сказал: «Я не хочу, чтобы люди передавали (обо мне) что-то кроме этого».
Глава 5. О складывании и очищении одежды
1. От Исхака ибн Аммара, что Имам Садык (А) сказал:
Самое меньшее расточительство – это вылить остатки питья из чашки, носить хорошую одежду в грязных местах и выбрасывать косточки.
2. Имам Садык (А) сказал:
К расточительству относится носить хорошую одежду в грязных местах.
3. Имам Бакир (А) сказал:
Складывание одежды даёт ей отдых и продлевает срок её службы.
4. Имам Бакир (А) сказал:
Чистота одежд подавляет врага, умащение себя маслом отгоняет скверну, расчесывание волос на голове избавляет от болезней, а расчесывание бороды укрепляет зубы.
5. От Имама Бакира (А), что Повелитель верующих Али (А) сказал:
Стирка одежды избавляет от горя и печали. Это также сохраняет чистоту для намаза. Аллах сказал: «И одежды свои очищай» (74: 4), — то есть укорачивай (чтобы они не касались земли и не пачкались).
6. Посланник Аллаха (С) сказал:
Тот, у кого есть одежда, должен содержать её в чистоте.
7. Имам Бакир (А) сказал о значении аята «и одежды свои очищай» (74: 4): «Поднимай их и не позволяй им волочиться по земле»
8. Также Имам Бакир (А) сказал о значении этого аята: «То есть укорачивай свои одежды».
Глава 6. О различных видах одежды и её цветах
1. От Имама Садыка (А), что Повелитель верующих Али (А) сказал:
Одевайте одежду из хлопка, ибо это – одежда Посланника Аллаха (С), и он не одевал одежду из шерсти, кроме как по какой-то причине.
2. Также Повелитель верующих Али (А) сказал:
Аллах красив и любит красоту. И Он любит видеть следы Своей милости на Своих рабах.
3. Он также сказал:
Лён – одежда пророков.
4. От Джабира от Имама Бакира (А), что Посланник Аллаха (С) сказал:
Нет ничего лучше из вашей одежды, чем одежда белого цвета. Носите её и облекайте ваших мёртвых в саваны белого цвета.
5. От Сулеймана ибн Рашида от его отца:
Я видел Имама Казыма (А) в чёрной одежде и накидке синего цвета.
6. От Абу Забьяна Джанби:
Повелитель верующих Али (А) вышел к нам в Рахба (в Куфе), и на нём была черная шерстяная накидка.
7. От Хусейна ибн Мухтара:
Я спросил Имама Садыка (А): «Разрешено ли мужчинам входить в ихрам в чёрной одежде?»
Он сказал: «Нет. И не разрешено облекать мёртвых в саваны чёрного цвета».
8. От Абу Забьяна Джанби:
Мы были в Рахба, когда Повелитель верующих Али (А) вышел к нам в изаре (ткани, закрывающей нижнюю часть тела) жёлтого цвета, в чёрной накидке. На его ногах были сандалии, а в руке он держал короткую палку.
9. От Зурары:
Имам Бакир (А) совершал намаз над покойным ребенком их семейства, будучи одетым в жёлтую джуббу (верхняя одежда с широкими рукавами), жёлтую чалму и жёлтый халат.
10. Имам Садык (А) сказал:
Нет вещи лучшей для покрова Каабы, чем цельное полотно, окрашенное шафраном.
11. От Абдуллаха ибн Ата:
Я увидел Имама Бакира (А) в накидке насыщенного красного цвета, который откладывал отпечаток на его кожу. Я спросил его: «Что это?» Он сказал: «Это накидка моей жены».
12. От Хакама ибн Уйана:
Я увидел Имама Бакира (А) в накидке, которая была настолько сильно окрашена сафлором (вид шафрана), что её цвет был явно виден даже на его плече. Я посмотрел на накидку, и он сказал: «О Хакам! Что ты скажешь об этом?» Я сказал: «Мы порицаем нашу молодёжь, если они одевают такую одежду. Что мне сказать, если я вижу её на тебе?» Тогда Имам (А) прочитал этот аят Корана: «Скажи: “Кто запретил украшения Аллаха, которые Он низвел для Своих рабов, и прелести из удела?ˮ» (7: 32). А затем он сказал: «О Хакам! Я недавно женился».
13. Имам Бакир (А) сказал:
Ношение одежды ярко-красного цвета является нежелательным, кроме свадеб.
14. От Малика:
Я пришёл к Имаму Бакиру (А) и увидел его в накидке ярко-красного цвета. Я улыбнулся, войдя в нему. Он сказал: «Я знаю, почему ты улыбнулся. Ты улыбнулся из-за моей одежды. Моя новая жена из племени Бану Сакиф настояла на том, чтобы я надёл её. Однако я не совершаю намазы в одежде такого цвета, и вы не совершайте свои намазы в одежде ярко-красного цвета». Через некоторое время я снова посетил его и спросил о его жене из Бану Сакиф. «Я развёлся с ней», — ответил Имам (А). – «Когда я был наедине с ней, то обнаружил, что она отреклась от Али (А). Я не мог удержать её в качестве жены, если она отрекается от Али (А)».
15. От Хакама ибн Уйана:
Я видел Имама Бакира (А) в красном изаре. Я внимательно стал смотреть на него, и он сказал: «О Абу Мухаммад! В этом нет проблем». Затем он прочитал: «Скажи: “Кто запретил украшения Аллаха, которые Он низвел для Своих рабов, и прелести из удела?ˮ» (7: 32).
16. От Хасана Зайата:
Я видел Имама Бакира (А) в накидке розового цвета.
17. От Мухаммада ибн Али:
Я видел Имама Казыма (А) в одежде оранжевого цвета.
18. От Сулеймана ибн Рашида от его отца:
Я видел Имама Казыма (А) в накидке синего цвета.
19. От Абу Аля:
Я видел Имама Садыка (А) в зеленой накидке, когда он находился в состоянии ихрама.
20. От Абана ибн Таглиба:
В последний день месяца рамадан я посетил Имама Садыка (А), и он сказал мне: «О Абан! В последний день месяца рамадан к Посланнику Аллаха (С) сошёл Джабраил. Когда он поднялся на небеса, Посланник Аллаха (С) позвал Фатиму (А), которая сразу же ответила ему. Она пришла к нему в накидке, одну половину которой повязала вокруг тела, а другую половину накинула на голову.
Посланник Аллаха (С) сказал ей: “Позови своего мужа Али!ˮ Фатима (А) позвала его, и Посланник Аллаха (С) усадил его справа от себя. Затем он взял его руку и положил себе на колено. А Фатиму (А) он усадил слева от себя. Затем он взял её руку и положил её себе на колено.
После этого он сказал: “Не рассказать ли вам о том, что сказал мне Джабраил?ˮ Они сказали: “Да, о Посланник Аллаха!”
Он сказал: “Джабраил сообщил мне, что в День воскресения я буду с правой стороны Трона, и Аллах облечёт меня в два одеяния – одно зелёного, другое розового цвета. Ты, о Али, также будешь поставлен по правую сторону Трона, и Аллах облечёт тебя в два одеяния – одно зелёного, другое розового цвета. Ты, о Фатима, также будешь поставлена по правую сторону Трона, и Аллах облечёт тебя в два одеяния – одно зелёного, другое розового цвета”».
Я сказал (говорит передатчик): «Да буду я твоей жертвой! Люди не любят розовый цвет».
Имам Садык (А) сказал: «О Абан! Когда Аллах вознёс Мессию (то есть Иисуса, мир ему) на небо, Он вознёс его в райский сад, в котором семьдесят комнат, и облёк его в две одежды — одна зелёного, другая розового цвета».
Я сказал: «Да буду я твоей жертвой! Приведи мне что-то об этом из Корана!» Он сказал: «О Абан! Аллах говорит: “Когда небо расколется и станет розовым, как кожаˮ (55: 37)».
Глава 7. Об одежде из шёлка и изящной одежде
1. От Абдуллаха ибн Сулеймана, что Имам Садык (А) сказал:
Имам Али ибн Хусейн (А) с трудом переносил холод. Он купил одежду из шерсти, смешанной с шёлком, за тысячу пятьсот дирхамов. Когда наступала зима, он продавал эту одежду и отдавал ее цену в качестве милостыни. Однако он делал это только со своей одеждой из шерсти и шёлка, а с одеждой из других тканей он этого не делал.
2. От Кутейбы ибн Мухаммада:
Я сказал Имаму Садыку (А): «Мы носим одежду из шёлка, смешанного с шерстью, края которой вышиты чистым шелком. Это дозволено?»
Имам (А) ответил: «Нет возражений против ношения шёлковой одежды, если шёлк смешан с другими волокнами. Когда Имам Хусейн (А) принял мученическую смерть, на нём была одежда из смешанного шерстяного шёлка, края которой были вышиты чистым шёлком».
Затем я спросил: «Мы также носим одежду берберов, чья шерсть из мёртвых животных. Дозволено ли это?»
Имам (А) ответил: «В шерсти нет духа (она безжизненная). По этой причине её отрезают и продают, в то время как животное, с которого её срезали, остаётся живым».
3. От Мухаммада ибн Масада от Имама Садыка (А):
Мой отец (А) носил одежду из шёлка, смешанного с шерстью, стоимость которой было пятьсот дирхамов. Через год он отдал её в качестве милостыни.
4. От Имама Садыка (А) от его отца (А):
Однажды Усама ибн Зейд пришёл к Посланнику Аллаха (С), и на нём была одежда из шёлка. Пророк (С) сказал: «Это одежда тех, у кого нет доли (в будущей жизни)». Затем он велел ему разорвать её на куски и раздать женщинам в качестве материала для платков.
5. От Имама Садыка (А):
Не подобает мужчине носить одежду из шёлка и парчи. Однако в том, чтобы продавать их, нет проблемы.
6. Имам Садык (А) или Имам Казым (А) сказал:
Шелковую одежду и парчу разрешается носить только на войне, даже если на ней вышиты изображения.
7. От Умру или Умара ибн Наджа Сакуни:
К Повелителю верующих Али (А) подвели верховое животное. Когда он поставил ногу на стремя и собирался ехать, сказав: «Во имя Аллаха!», его рука соскользнула на луку седла. Он спросил: «Это сделано из шелка?» Ему сказали: «Да». Услышав этот ответ, он отказался ехать на этом животном.
8. От Давуда ибн Сирхана от Имама Садыка (А), что Повелитель верующих Али (А) сказал:
Посланник Аллаха (С) запретил мне – и я не говорю «вам» — одевать одежду «каси»[6], носить золотое кольцо, ездить на животных, сёдла которых покрыты красной тканью, и читать Коран в состоянии поясного поклона (руку‘).
Глава 8. О хвастовстве и скромности в одежде, об умеренности в одежде и о ношении грубой одежды
1. От Абдуллаха ибн Хиляля:
Имам Садык (А) велел мне купить ему изар (одежду, скрывающую нижнюю часть тела). Я сказал: «Я нашёл только широкий изар». Он сказал: «Отрежь лишнее и подшей его». Затем он сказал: «Мой отец (А) сказал: “То, что свисает ниже лодыжек – в Огнеˮ».
2. От Абу Исхака Сабии, что Пророк (С) сказал:
Пусть ваша набедренная повязка (изар) доходит до середины голеней или до лодыжек. Остерегайтесь удлинения ваших одежд, потому что это признак тщеславия, а Аллах не любит тщеславия.
3. Он также сказал:
Удлинение бывает в изаре, рубахе и чалме.
4. Он также сказал:
Кто удлинит свою одежду из тщеславия, на того Аллах не взглянет в День Воскресения.
5. В книге «Зухду амири ль-муминин» приведено, что Абу Матар сказал:
Однажды Имам Али (А) проходил мимо меня, когда меня сопровождал мой двоюродный брат. Он ударил меня посохом или жезлом, который держал в руке, и сказал: «Укороти свое платье и изар, чтобы земля не поедала их края!».
Мой двоюродный брат сказал: «Кто ударил моего двоюродного брата?» Али (А) сказал: «Я сказал ему укоротить свое платье и изар, чтобы земля не поедала их края!». Затем он сказал Канбару (своему слуге): «Почему бы тебе не защищать меня так же, как тот человек защищает своего двоюродного брата?»
6. От Джабира от Имама Бакира (А), что Посланник Аллаха (С) сказал:
Запах Рая можно почувствовать на расстоянии тысячи лет. Но тот, кто из гордости волочит свою одежду, никогда не почувствует этого запаха. Воистину, гордость принадлежит только Аллаху, Господу миров.
7. Имам Садык (А) сказал:
Аллах ненавидит тех, кто делает свою одежду длинной из высокомерия, и тех, кто продаёт товары посредством (многочисленных) клятв.
8. От Имама Садыка (А) от его отца (А), что Посланник Аллаха (С) сказал:
Аллах не заговорит с тремя группами людей и не очистит их, и им – мучительное наказание: удлиняющие свои одежды из высокомерия, тот, кто продаёт свои товары посредством их ложного расхваливания, и тот, кто внешне встречает тебя, излучая свет из своей груди, тогда как его сердце переполнено злобой.
9. От Имама Садыка (А) от его отца (А), что Посланник Аллаха (С) сказал:
Если люди моей уммы будут оставаться глухими к бедным и просящим, отпустят себе длинные волосы и станут ходить по земле горделиво, то мой Господь клянётся Своим величием, что Он заставит их бояться друг друга.
10. От Имама Садыка (А) от его отцов (А), что Посланник Аллаха (С) сказал:
Кто ходит по земле горделиво – земля проклинает его из-под его ног.
11. От Башира Наббаля:
Мы были в мечети с Имамом Бакиром (А), когда мимо нас прошёл чёрный человек, который имел на себе две одежды – штаны и накидку – и шёл горделивой походкой. Имам Бакир (А) сказал мне: «Он высокомерен». Я сказал: «Да буду я твоей жертвой! Он нищий». Имам (А) сказал: «Он высокомерен».
12. В своём наставлении Абу Зарру Посланник Аллаха (С) сказал:
«О Абу Зарр! Большинство обитателей Огня высокомерные». У него спросили: «О Посланник Аллаха! Кто-то может спастись от высокомерия?»
Он сказал: «Да. Это – тот, кто одевает шерстяную одежду, ездит на осле, доит коз и сидит с бедняками. О Абу Зарр! Тот, кто сам несёт то, что купил на рынках, свободен от высокомерия. О Абу Зарр! Кто из гордости удлиняет свою одежду, на того не взглянет Всевышний Аллах в День Воскресения. О Абу Зарр! Набедренная повязка верующих должна доходить до середины ног, хотя не является предосудительным, если они натянут ее до лодыжек. Однако то, что длиннее этого – в Огне. О Абу Зарр! Кто поднимает края своей одежды, чинит свою обувь своими руками и пачкает своё лицо в пыли (в земном поклоне), тот свободен от высокомерия. Ведите себя смиренно, когда носите красивую одежду!»
13. От Имама Садыка (А):
Однажды Имам Али ибн Хусейн (Имам Саджад, мир ему) вышел в красивой одежде, но быстро вернулся домой и сказал своей служанке: «Принеси мне мою старую или обычную одежду! Когда я ходил в этой одежде, чувствовал, будто я не Али ибн Хусейн». И всякий раз, когда Имам (А) шёл, он шёл очень смиренно, так что его левая сторона не опережала правую, как будто на его голове были птицы.
14. Он также сказал:
Тело, одетое в мягкую одежду, может вести себя высокомерно.
15. Имам Бакир (А) сказал:
Ваш повелитель (то есть Имам Али, мир ему) покупал две рубахи из Сунбулана, а затем просил своего слугу выбрать одну из них по своему усмотрению, а другую оставлял себе. Если она оказывалась длиннее его пальцев, он отрезал её.
16. От Зурары, что Имам Бакир (А) сказал:
В Ираке Повелитель верующих Али (А) купил грубую рубашку Сунбулани за четыре дирхама. Он отрезал часть её рукавов, которая превышала его пальцы. Рубашка доходила до середины его голени. Надев её, он восхвалил и поблагодарил Аллаха.
Имам Бакир (А) сказал: «Показать ли вам ту рубаху?»
«Да», — сказали мы.
Тогда он попросил своих слуг принести эту рубаху. Её рукава были длиной в три пяди и остальная часть — три пяди. Итак, длина рубахи была шесть пядей.
17. В книге «Зухду амири ль-муминин» приведено от Асбага ибн Нубаты:
Мы (то есть слуга Канбар и я) вышли с Имамом Али (А) на рынок. Сначала мы подошли к продавцам фиников, которым Имам (А) сказал: «Не ставьте корзины с финиками одну на другую». Затем он вместе с нами направился к мясникам, которым сказал: «Не украшайте мясо».
После этого он сказал своему слуге Канбару: «Ты можешь выбрать себе одну из двух одежд». Канбар выбрал одну стоимостью в четыре дирхама, а Имам (А) взял другую, более дешёвую. Надев её в первый раз, он сказал: «Вся хвала Аллаху, Который одел меня в то, с помощью чего я могу прикрыть свои интимные места и украсить себя среди Его творений!»
Затем Имам (А) пришёл в Большую мечеть и сел на место, где была земля, покрытая мелкими камнями. Отец молодого человека, который продал ему одежду, пришёл принести извинения Имаму (А), сказав: «Мой сын не узнал тебя! Он получил от тебя эти две серебряные монеты. Возьми их назад!» Имам (А) сказал: «Нет, я никогда не сделаю этого! Мы поторговались друг с другом по поводу цены, а потом оба согласились».
18. От Абу Масада:
Я увидел Имама Али (А) выходящим из правительственного центра (в Куфе). Я подошёл и поприветствовал его. Он положил свою руку на мою, и мы вместе пошли к дому Фурата, у которого Имам (А) купил грубую шерстяную рубаху за три или четыре дирхама. Он надел её, и рукава едва прикрывали его руки.
19. От Вашика:
Я видел Имама Алла (а) в изаре, верхний край которого доходил до пупка, а нижний — до середины голеней. Он держал в руке жезл, когда ходил по рынкам и кричал: «Страшитесь Аллаха и меряйте полной мерой!», — как будто он был учителем детей.
20. От Имама Садыка (А):
Али (А) пришёл к Бани Диван в Куфе и за динар купил три одежды: (длинную) рубаху до пяток (то есть несколько не доходящую до пяток), штаны до середины голеней и накидку, что спереди была до груди, а снизу до ягодиц. А потом поднял руки к небу и благодарил Аллаха за это, пока не вошёл к себе в дом. А затем сказал: «Это та одежда, которую подобает одевать мусульманам».
И Имам Садык (А) сказал: «Но они не могут надевать её сегодня. А если бы мы сделали это, нас называли бы сумасшедшими и сказали бы, что мы лицемеры. Аллах говорит: “И одежды свои очищай!ˮ — то есть поднимай (укорачивай), так чтобы они не волочились по земле. Когда придёт наш Каим, он будет в этой одежде».
21. От Маджма:
Однажды Имам Али (А) вынул свой меч и сказал: «Кто возьмет мой меч в залог? Если бы у меня была рубаха, я бы никогда не заложил свой меч!». И он заложил свой меч за три дирхама, на которые купил грубую шерстяную рубаху, рукава которой доходили до середины его рук, а длина рубахи была до середины голеней.
22. От Ашаса Абри от его отца:
Однажды в пятницу я увидел Имама Али (А), совершающего гусль в реке Фурат, а затем покупающего рубаху за три дирхама. После этого он возглавил пятничную молитву с людьми в этой рубахе, воротник которой ещё не был полностью сшит.
23. Имам Садык (А) сказал:
«Когда достигнете долины Мекки, оденьте старые или грубые одежды. Ибо если долины Мекки достигнет тот, в чьём сердце нет ничего от высокомерия – Аллах простит его».
Абдуллах ибн Убей Йафур сказал: «Каков наименьший предел гордости?» Имам Садык (А) сказал: «Наименьший предел гордости – это одеть прекрасные одежды и жаждать того, чтобы люди видели тебя в них». Затем Имам (А) прочитал этот аят: «Ведь человек для самого себя наблюдатель» (75: 14).
24. От Ибн Синана, что Имам Садык (А) сказал:
У моего отца (А) были две грубых одежды, в которых он обычно совершал намазы. Когда он хотел попросить у Аллаха что-то, он также одевал их и просил у Аллаха это.
25. От Тальхи ибн Зейда, что Имам Садык (А) сказал:
Повелитель верующих Али (А) произносил проповедь перед людьми, будучи одетым в грубую одежду из хлопка, заплатанную куском шерстяной ткани. Когда его спросили об этом, он сказал: «Такие одежды помогают сердцу чувствовать покорность и служат примером для истинно верующих».
26. Когда Абдуллах ибн Аббас, который был губернатором Басры во время правления Имама Али (А), вернулся из Басры в Куфу с небольшими деньгами, он нашёл Повелителя верующих (А) на рыночной площади, кричащего: «О люди! Отныне того, кого мы найдем продающим сома, угря или рыбу, которая умирает под водой, а потом всплывает на поверхность, мы будем бить этим жезлом!». Его жезл назывался ас-Сибтия.
Ответив на приветствие Абдуллаха ибн Аббаса, Имам (А) спросил его: «О сын Аббаса! Что ты сделал с деньгами?» Абдуллах ответил: «Вот они, о Повелитель верующих!»
Когда Абдуллах ибн Аббас передал ему деньги, Имам (А) попросил его подойти к нему поближе, а затем тепло поприветствовал его. Через некоторое время пришел человек с мечом Имама Али (А) и предложил его на продажу за семь дирхамов. Повелитель верующих (А) сказал: «Если бы у меня в казне мусульман была бы стоимость хотя бы палочки для чистки зубов, я бы не выставил её на продажу». Он продал меч и купил себе рубаху за четыре дирхама. Он дал два дирхама в качестве милостыни и пригласил Абдуллаха ибн Аббаса на три дня с одним дирхамом.
27. От Фазля ибн Касира:
Я видел Имама Садыка (А) в рваном заплатанном платье и с любопытством стал смотреть на него. Заметив это, он сказал: «Что с тобой? Посмотри в эту книгу!» Я заглянул в книгу, которая была перед ним, и прочитал: «У кого нет рваной одежды, у того не будет новой».
28. Согласно другому хадису, Имама Садыка (А) спросили о залатанной рваной одежде, которую он носил. Он ответил: «Такая одежда помогает сердцу быть более смиренным, смиряет душу (нафс) и служит примером для истинно верующих».
29. От Муавии ибн Вахба:
Я сказал Имаму Садыку (А): «Бывает так, что человек был богат всю свою жизнь и носил лучшую одежду, но подвергся разорению и стал бедным. Однако он не желает, чтобы враги радовались его несчастью, поэтому он из последних сил покупает себе дорогую одежду, чтобы выглядеть как прежде. Дозволено ли это для него?»
В ответ Имам (А) прочитал этот аят Корана: «Пусть расходует состоятельный из своего достатка; а у кого доля его размерена, пусть расходует из того, что дал ему Аллах» (65: 7). Затем он добавил: «Человек должен тратить в соответствии с тем, что у него есть».
30. От Мухаммада ибн Касира:
Я увидел, как Имам Садык (А) носит шерстяную джуббу (одежды с короткими рукавами) между двумя грубыми рубахами. Я сказал: «Что это?» Он сказал: «Я видел, как мой отец (А) носил такую одежду. Всякий раз, когда мы хотим совершить намаз, мы обычно надеваем самую грубую одежду».
31. От Муаммара ибн Халлада, что Имам Реза (А) сказал:
Клянусь Аллахом, если бы я взял на себя это дело (правление), то стал бы есть самую простую пищу после вкусной еды, которую я ел, носить грубую одежду после мягкой одежды и уставать от труда, после лёгкости, которую испытывал.
32. В наставлении Абу Зарру Посланник Аллаха (С) сказал:
О Абу Зарр! Я ношу жесткую одежду, сижу на земле, облизываю свои пальцы (после еды), езжу на осле без седла и усаживаю кого-то позади себя. И тот, кто отступит от моей Сунны – не от меня. О Абу Зарр! Одевай грубую и плотную одежду, чтобы гордыня не нашла к тебе дороги!
33. В «Амали» Садука приведено, что Посланник Аллаха (С) сказал:
До своей смерти я не оставлю пять вещей: принятие пищи с рабами сидя на земле, езда на осле, доение козы своими собственными руками, ношение одежды из шерсти и приветствование детей, дабы это стало сунной после меня.
34. В «Фирдаусу ль-ахбар» приведено, что Пророк (С) сказал:
Носите шерстяную одежду и не наедайтесь досыта, ибо это является частью пророчества.
35. Он также сказал:
Носите шерстяную одежду и укоротите её, и оставайтесь наполовину сытыми – войдёте в царство небес.
36. В «Махасин» приведено:
Имаму Садыку (А) сообщили, что монах описал шерстяную одежду как одежду несчастий. Имам (А) сказал: «Есть ли несчастье более ужасное, чем то, которое поражает религию человека?»
37. В «Фирдаусу ль-ахбар» приведено, что Пророк (С) сказал:
Носите шерстяную одежду — почувствуете сладкий аромат веры (имана). Ешьте меньше еды – и будете известны в будущей жизни. Воистину, взгляд на шерсть порождает размышление, размышление порождает мудрость, а мудрость течёт внутри вас, как кровь.
Глава 9. О нежелательности ношения странной одежды. О закрывании лица
1. Имам Садык (А) сказал:
Унижением для человека является носить странную одежду[7] и ездить на странных верховых животных.
2. Он также сказал:
Аллах ненавидит тех, кто носит странную одежду.
3. Аббад ибн Касир Басри пришёл к Имаму Садыку (А) в странной одежде. Имам (А) сказал: «Что это за одежда, Аббад?»
Он ответил: «О Абу Абдиллях! Ты порицаешь эту одежду?»
Имам (А) сказал: «Да. Посланник Аллаха (С) сказал: “Кто будет носить странную одежду в этой ближней жизни, того Аллах облечёт в одежду унижения в День Воскресенияˮ».
Аббад спросил: «Кто рассказал тебе это?»
Имам Садык (А) сказал: «О Аббад! Ты обвиняешь меня во лжи? Клянусь Аллахом, мне передал это мой отец (А) от его отцов (А) от Посланника Аллаха (С)».
4. Имам Казым (А) сказал:
Нет ничего более ненавистного для Аллаха, чем странная одежда.
5. Всякий раз, когда Имам (А) покупал новую одежду, он сначала окунал её в воду и только тогда надевал её.
6. От Абдуллаха ибн Ваззаха:
Я видел, как Имам Казым (А) сидел позади Каабы, закрыв себе лицо (накидкой).
7. Имам Садык (А) сказал:
Закрывание лица в ночное время вызывает подозрения.
8. От Имама Садыка (А), что Повелитель верующих Али (С) сказал:
Закрывание лица (ношение маски) ночью вызывает подозрение, а днём – унижение.
9. Сообщается, что Имам Садык (А) сказал мужчине, который подпоясывался набедренной повязкой поверх рубахи: «Не делай так! Это признак тщеславия»[8].
10. От Имама Садыка (А), что Посланник Аллаха (С) сказал:
Я предостерегаю людей моей уммы от обматывания верхних частей тела набедренными повязками.
11. От Имама Садыка (А), что Посланник Аллаха (С) сказал:
Я запрещаю людям моей уммы распускать набедренные повязки, носить длинные рубахи без штанов и открывать свои ноги (демонстрировать ноги).
12. От Джабира ибн Абдуллаха Ансари:
Посланник Аллаха (С) зашёл к Фатиме (А), когда она молола муку, и на ней была накидка из верблюжьей шерсти. Посланник Аллаха (С) заплакал и сказал: «О Фатима! Стремись быстрее от горечи этой мира к благам мира будущего!». И тогда Аллах ниспослал: «Ведь последнее для тебя — лучше, чем первое. Ведь даст тебе твой Господь, и ты будешь доволен» (93: 4-5).
13. От Аби Аббада:
Имам Реза (А) сидел на соломенной подстилке летом и на грубой ткани зимой. Он носил грубую одежду, за исключением тех случаев, когда посещал людей, и тогда он одевал красивую одежду.
14. От Самаа ибн Михрана:
У Имама Садыка (А) или Имама Казыма (А) спросили о человеке, одежда которого была настолько длинной, что волочилась за ним. Он сказал: «Я ненавижу мужчин, которые подражают женщинам в одежде».
15. От Имама Садыка (А) от его отцов (А), что Посланник Аллаха (С) сказал:
Посланник Аллаха (С) запретил мужчинам подражать женщинам в их одежде и предостерегал женщин от ношения мужской одежды.
16. Посланник Аллаха (С) сказал:
Лучшие из вашей молодежи — это те, кто подражает вашим старикам, а худшие из ваших стариков — это те, кто подражает молодежи.
17. От Йунуса ибн Йакуба:
Я пришёл к Имаму Садыку (А), который был болен. Он сидел в шатре без окон и покрывал своё тело жёлтой накидкой. Перед ним стоял сосуд для окрашивания хной. На нем была джубба (одежда с широкими рукавами) из шерсти, смешанной с шёлком, не слишком грубая и не слишком мягкая. Он был покрыт одеялом из лисьего меха, поверх которого был йеменский чехол.
Я сказал: «Да буду я твоей жертвой! Что ты скажешь о лисьем мехе?»
Он сказал: «Он же на мне».
18. От Самаа ибн Михрана:
У Имама Садыка (А) или Казыма (А) спросили об употреблении в пищу мяса и ношении одежды из шкур диких животных. Он ответил: «Что касается мяса зверей и хищных птиц, то нельзя их есть. Что касается их шкур, то их разрешается использовать в качестве сёдел, на которых вы сидите во время езды. Однако не надевайте одежду из таких шкур во время совершения намаза».
19. От Абдуллаха ибн Синана, что Имам Садык (А) сказал:
Джубба из меха была подарена моему отцу из Ирака, но всякий раз, когда он хотел совершить намаз, он снимал её и откладывал в сторону.
20. Имама Резу (А) спросили о законности ношения одежды из шкур лисиц, белок и бобров. Он ответил: «Я видел моего отца (А) в одежде из беличьего меха; однако он предостерег меня от ношения одежды из меха лисиц и бобров».
Глава 10. О чалме и скуфье
1. От Сакуни от Имама Садыка (А), что Посланник Аллаха (С) сказал:
Чалма – корона арабов. Если они перестанут носить чалмы, Аллах лишит их величия.
2. Он также сказал:
Носите чалмы — и вы увеличите своё благородство.
3. От Абу Исхака:
Мой отец указал мне на Имама Али ибн Аби Талиба (А), который произносил речь, надев изар, рубаху и чалму.
4. Имам Казым (А) сказал:
«Тогда поможет вам Господь пятью тысячами ангелов отмеченных» (3: 125) — то есть имеющих чалмы. Посланник Аллаха (С) одел чалму и спустил её концы с груди и со спины. И Джабраил одел чалму и спустил её концы с груди и со спины.
5. От Муавии ибн Аммара, что Имам Садык (А) сказал:
В день завоевания Мекки Посланник Аллаха (С) вошел в Запретную мечеть в чёрной чалме и имея на себе оружие.
6. Посланник Аллаха (С) сказал:
Для ракята в чалме лучше, чем четыре ракята без чалмы.
7. Имам Бакир (А) сказал:
В день битвы при Бадре ангелы были одеты в белые чалмы, концы которых они спустили между своих плеч.
8. От Абдуллаха ибн Сулеймана от его отца:
Я был со своим отцом в мечети, когда вошёл Имам Али ибн Хусейн (Имам Саджад, мир ему). Он покрывал свою голову чёрной чалмой, два конца которой он спустил между своих плеч. Я спросил мужчину, сидевшего рядом со мной: «Кто этот человек?» Мужчина сказал: «Почему же ты не спрашивал меня ни о ком другом, входившем в эту мечеть, кроме этого человека?» Я сказал: «Я не видел, чтобы в эту мечеть входил кто-либо более красивый, чем он. Поэтому я спросил тебя о нём». Мужчина ответил: «Это — Али ибн Хусейн (А)».
9. От Имама Садыка (А) от его отца (А):
Когда Посланник Аллаха (С) облачил Имама Али (А) в чалму своими руками, он свесил её с лицевой стороны и укоротил с обратной стороны на четыре соединенных вместе пальца. Затем он сказал ему: «Отойди», — и он отошёл, «приблизься», — и он приблизился. И Пророк (С) сказал: «Таковы короны ангелов».
10. Имам Казым (А) сказал:
Что касается тех, кто отправился в путешествие, сложив концы своей чалмы под подбородком, то я гарантирую, что они не подвергнутся трём вещам: их не ограбят, они не утонут и не сгорят.
11. От Мухаммада ибн Али:
Я видел Имама Казыма (А) в скуфье[9] из материала шёлка, смешанного с шерстью, подбитой соболиным мехом.
12. Имам Садык (А) сказал:
Посланник Аллаха (с) надевал стеганую белую скуфью. На войнах он носил двуухую шапку.
13. От Имама Садыка (А) от его отца (А):
Посланник Аллаха (С) носил разные виды скуфий: йеменские, белые и стеганые. На войнах он носил двуухую шапку. Он также носил чалму, известную как Сахаб, и иногда носил бурнус.
Глава 11. О сандалиях и обуви
1. От Ясира, слуги Имама Резы (А):
Имам Реза (А) входил в места омовения в маленьких сандалиях.
2. От Абу Саббаха, что Имам Садык (А) сказал:
Когда Имам Али (А) собирался отправиться в путешествие, он начинал его в самый тёмный час ночи. Однажды ночью он собирался отправиться в путешествие и оделся для него. Затем он взял одну из своих сандалий и надел её. Когда он преклонил колени, чтобы надеть вторую сандалию, с неба приземлилась птица и унесла сандалию. Имам (А) хотел забрать у птицы сандалию, но она улетела. Когда птица наконец бросила её, в ней оказалась змея.
3. Имам Бакир (А) сказал:
Ношение сандалий обостряет зрение.
4. От Абу Джаруда:
Я посетил Имама Садыка (А) в красных туфлях. Он сказал мне: «Разве ты не знаешь, что красные туфли носят тираны, белые туфли носят цари, а чёрные – это наша сунна и сунна Хашимитов?».
Абу Джаруд также сказал: «Однажды я сопровождал Имама Садыка (А) до дороге в Мекку, и он был в красных туфлях. Я сказал: “О сын Посланника Аллаха! Ты говорил мне, что красные туфли носят тираныˮ. Имам (А) ответил: “В путешествии допустимо носить красные туфли, потому что они защищают от воды и грязи лучше, чем другие туфли. Однако если ты находишься в месте своего постоянного присутствия (то есть не в путешествии), то не носи ихˮ».
5. От Имама Садыка (А) от его отца (А), что Посланник Аллаха (С) сказал:
Тот, кто приобретает обувь, пусть приобретает лучшую из неё.
6. От Имама Садыка (А), что Повелитель верующих Али (А) сказал:
Хорошая обувь защищает тело и помогает в намазах и омовении.
7. От сапожника Саббаха:
Однажды Халаби пришел ко мне с обувью в руке и сказал: «Я хочу, чтобы ты сделал пару такой обуви, ибо это – обувь Посланника Аллаха (С)».
Я спросил: «Как эта обувь могли попасть в твои руки?»
Он сказал: «Однажды Имам Садык (А) сказал мне: “Показать ли тебе обувь Посланника Аллаха (С)?ˮ Я сказал: “Даˮ. Он достал эти сандалии и показал мне. Я попросил его подарить их мне, и он согласился и сказал: “Они твои!ˮ»
Я сделал для него (для Халаби) пару таких же сандалий. Также я сделал для наших товарищей такие же сандалии.
Абу Ахмад сказал: «Я видел эти сандалии. Они были красивыми и имели каблуки».
8. Имам Бакир (А) сказал:
Я не люблю людей, которые носят обувь без каблуков.
9. От Минхаля:
Я был с Имамом Садыком (А), в то время как на мне была пара обуви, которая была плоской с боков (не имела сужения посередине сбоку). Увидев мою обувь, Имам (А) сказал мне: «Эта обувь похожа на ту, которую носят иудеи». Затем он принес нож, посредством которого сузил мою обувь.
10. От Али Сабири:
Увидев меня в выровненной паре обуви, у которой не было сужения («талии») посередине, Имам Казым (А) сказал мне: «С каких пор ты принял иудаизм?»
11. Передано, что Имам Садык (А) называл нежелательным завязывание шнурков. Он даже взял у кого-то сандалии и развязал шнурки на них.
12. Имам Садык (А) сказал:
Первым, кто завязал шнурки своей обуви, был Иблис.
13. Имам Бакир (А) сказал:
К Сунне относится одевать сначала правую обувь, потом левую, а снимать сначала левую, а потом правую.
14. В книге «Наджату дуа» передано о том, что сандалии и обувь лучше одевать в сидячем положении и говорить при этом:
«Во имя Аллаха! О Аллах, благослови Мухаммада и род Мухаммада, укрепи мои ноги в ближней и будущей жизни и дай им твёрдо стоять на мосту Сират в тот День, когда с него будут соскальзывать ноги!»
И лучше снимать обувь в положении стоя, говоря при этом:
«Во имя Аллаха! Хвала Аллаху, Который наделил меня тем, чем я могу защитить свои ноги от вреда! О Аллах, утверди их на Твоём пути и не дай им соскользнуть с Твоего пути!»
15. От Посланника Аллаха (С):
Всевышний Аллах сказал: «О сыны Адама! Берите свои украшения у каждой мечети» (7: 31) — это указание на обувь и перстни.
16. От Имама Садыка (А), что Посланник Аллаха (С) сказал:
Снимайте свою обувь (когда сидите)! Это – прекрасная сунна и так лучше для ног.
17. Он также сказал:
Снимайте обувь во время приёма пищи, ибо это – прекрасная сунна и лучше для ног!
18. В «Тиббу ль-аимма» приведено, что Имам Садык (А) сказал:
Тот, кто носит жёлтую обувь, не износит её, пока не заработает себе имущество (деньги).
19. Имам Садык (А) сказал:
Тот, кто носит желтые туфли, будет жить в радости, пока не износит их.
20. От Ханнана ибн Садира:
Однажды я пришёл к Имаму Садыку (А) в сандалиях чёрного цвета. Он сказал: «Почему ты носишь чёрные сандалии? Разве ты не знаешь, что в них есть три качества?»
Я сказал: «Каковы они?»
Он сказал: «Они ослабляют зрение, делают слабым половой орган и вызывают горе. Кроме того, они относятся к одежде тиранов. Носи жёлтые сандалии, ибо в них также есть три качества».
Я сказал: «Каковы они?»
Он сказал: «Они усиливают зрение, укрепляют половой орган и избавляют от горя. Кроме того, они относятся к одежде пророков».
21. Имам Садык (А) сказал:
К сунне относится ношение чёрных туфель и жёлтых сандалий.
22. Он также сказал:
Ношение туфель усиливает зрение.
[1] Верхняя одежда с широкими рукавами.
[2] Города на севере Ирана, славившиеся в то время изготовлением самой дорогой одежды.
[3] Очевидно, это было дозволено в шариате Йусуфа (А).
[4] Например, на работе.
[5] Кутван – район в Куфе.
[6] Каси – одежда из льна и шёлка. Названа так по имени деревни «Кас» в Египте.
[7] То есть вычурную, необычную одежду, которая не принята в данной местности.
[8] Здесь это означает способ ношения одежды, когда она просовывается под правую подмышку, а остальная часть одежды перекидывается через левое плечо.
[9] Шапочка, одеваемая на голову. Одной из разновидностей такой шапочки является то, что называют «тюбетейкой».
Добавить комментарий