С матерями шиитских Имамов (А) связаны очень интересные и символические факты. Все Имамы (мир им) родились в Медине, кроме первого (рождённого в Каабе) и последнего (рождённого в Самарре). Матери большинства Имамов – Саджада, Казыма, Резы, Джавада, Хади, Аскари и Махди (мир им) – были рабынями неарабского происхождения, из числа знатных пленниц.
Вот краткие сведения о матерях Имамов (А):
1. Имам Али (А): его мать – Фатима бинт Асад. Она была второй женщиной после Хадиджи, принявшей Ислам, и вместе со своим мужем Абу Талибом оказывала Пророку (С) любую возможную помощь во время мекканских гонений. Также являлась первой женщиной, совершившей хиджру пешком.
2. Хасан и Хусейн (А): их мать — Фатима Захра (А), дочь Пророка (С), «госпожа женщин Рая».
3. Имам Саджад (А): его мать — Шахбану, пленная дочь последнего персидского царя Ездигерда III, взятая в жёны Имамом Хусейном (А).
Шейх Кулейни приводит: «Когда дочь Ездигерда привели к Умару ибн Хаттабу, девушки Медины собрались посмотреть на неё. Едва её ввели в мечеть, та наполнилась людьми. Умар посмотрел на неё, а она закрыла себя и произнесла: “Мои светлые дни стали тёмными”. Умар сказал: “Эта девушка оскорбила меня”, и подошёл к ней. Присутствующий рядом Имам Али (А) сказал ему: “Ты не имеешь права нанести ей вред. Предоставь ей выбор: пусть она сама выберет себе мужа из числа мусульман. А затем вычти её из его доли военных трофеев”. Умар дозволил ей выбирать. После этого девушка подошла к Имаму Хусейну (А). Имам Али (А) спросил её: “Как тебя зовут?” Она ответила: “Джаханшах”. Имам (А) сказал: “Шахбану”. Затем он обратился к Хусейну (А): “От этой девушки у тебя родится лучший человек на земле”. Затем она родила Али ибн Хусейна (Имама Саджада). Его называли сыном двух избранных, так как из арабов Аллах избрал хашимитов, а из неарабов – персов» (“Кафи”, том 1, С. 467).
Другой хадис от Имама Резы (А) из «Уйун ахбар реза» сообщает, что пленение Шахбану произошло при Усмане. Расхождения существуют также относительно даты её смерти. Некоторые источники говорят, что это произошло в начале правления Имама Али (А), другие – что она дожила до событий Ашуры и присутствовала при Кербеле.
4. Имам Бакир (А): его мать – Фатима, дочь Имама Хасана (А). Таким образом, Имам Бакир (А) был первым, в ком соединились линии двух Имамов и двух сыновей Фатимы (А) – Хасана и Хусейна (мир им). Вместе со своим сыном (А), которому было 4 года, Фатима бинт Хасан присутствовала при Кербеле. После трагедии Ашуры она попала в плен и видела, как её мужа Имама Саджада (А) вели закованного в цепи.
5. Имам Садык (А): его мать – Умм Фарва. Информация о том, что её прадедом был Абу Бакр, является сомнительной, о чём мы подробно писали тут.
6. Имам Казым (А): его мать – Хамида Магрибийа, родом из стран Магриба, взятая в плен девушка знатного берберского или андалузского происхождения.
7. Имам Реза (А): его мать – Наджма, после рождения сына взявшая себе имя «Тахира». Её купила Хамида, мать Имама Казыма (А), и выдала за своего сына по приказу Посланника Аллаха (С), увиденного ею во сне. Наджма также являлась пленницей знатного неарабского происхождения. Согласно одной из версий, она была родом из французского Марселя, о чём говорит и её прозвище: «Марсия» («Марси» — арабское название Марселя).
8. Имам Джавад (А): его мать – Сабика, которой Имам Реза (А) дал имя Хизран – из клана Марии Коптской, жены Посланника Аллаха (С). Была родом из Ноубы, христианской области Египта.
9. Имам Хади (А): его мать – Сумана Магрибийа. Происходила из знатного византийского рода, попала в плен и была выкуплена по указанию Имама Джавада (А).
Имам Хади (А) сказал о ней: «Она — знающая о моём положении, она — из обитательниц Рая. Не имеет путей к ней дьявол, и, поистине, Всевышний охраняет и оберегает ее. Она — из праведниц и среди правдивцев» («Мунтаха ль-амаль» шейха Кумми, С. 429).
10. Имам Аскари (А): его мать – Худейс, или Худейса. Из других её имён – Салиль, Харбия, Сусанн. Она пережила своего сына (А), павшего мученической гибелью от отравления. Согласно одной из версий, Худейс происходила из знатной византийской семьи, была захвачена в войнах аббасидского государства и привезена в Медину.
11. Имам Махди (А): его мать – византийская принцесса Нарджис, внучка византийского императора. Её род по женской линии восходил к апостолу Петру.
История её брака с Имамом Аскари (А) относится к чудесам имамата. Когда дед Нарджис пытался выдать её за сына своего брата, на торжественной церемонии сватовства, куда были приглашены триста священников и тысячи знатных лиц, упали все кресты. Помолвка была отменена. Затем Нарджис начала видеть сны, в которых Иисус (А), Мухаммад (С) и апостол Пётр, восседающие на возвышенностях из света, сочетали её браком с Хасаном Аскари (А). Потом Фатима Захра (А) и Мария (А) призвали её обратиться в Ислам. В одном из снов она получила приказ, смешавшись с войсками и челядью, тайно отправиться на границу, где в это время происходили мусульманско-византийские войны. Нарджис сделала это, и в случайной стычке была захвачена в плен мусульманским авангардом. Никем не узнанная, благородная пленница была переправлена в Багдад, где её уже ждал посыльный от Имама Хади (А) с письмом на греческом языке, собственноручно написанным десятым Имамом (А). Посыльный выкупил её у работорговцев и доставил в дом пророческого семейства, где был заключен её брак с Хасаном Аскари (А).
Уже вскоре она родила того, через кого Всевышний обещал всем пророкам и преемникам победу их религии. «Когда Повелитель времени родился из живота своей матери, он преклонил колени, поднял к небу два своих указательных пальцы и сказал: ‘Хвала Аллаху, Господу миров, и да благословит Аллах Мухаммада и его семейство! Угнетатели думали, что исчез Довод Аллаха. Если бы нам было позволено говорить, сомнения бы исчезли!‘”» (Шейх Садук. «Камалу ддин», С. 430).
Если мы посмотрим на исторические хроники, то увидим, что рождение Хасана Аскари (А) произошло в 232 году хиджры, и в это же самое время начались мусульманско-византийские войны. В «Камиль» Ибн Асира зафиксированы сражения в 240, 244, 245, 247, 248, 249 и 253 годах. В 248 году Балкаджур, военачальник аббасидской империи, сразился с армией Византии, в результате чего большая часть полководцев и знати Византии была захвачена в плен («Тарих аль-араб вар-рум», С. 225). В описании событий 249 года хиджры Ибн Асир сообщает: «Между мусульманскими войсками под предводительством Умара ибн Абдаллаха Акта’ и Джа’фара ибн Али Саифа и императорской армией произошло сражение, в котором участвовал сам император».
Если Нарджис в 248 году, смешавшись с челядью, попала в плен, то это совпадает с тринадцатым годом пребывания Имама Хади (А) в Самарре и шестнадцатым годом жизни Имама Хасана Аскари (А).
Интересный момент состоит в том, что императором Византии в то время был Василий I (годы правления – 244 – 264 гг. по хиджре, соотв. 866 – 886 по Х.Л.), являвшийся славянином по происхождению. В таком случае мать Повелителя дел (А) оказывается потомком апостола Петра по женской линии и славянкой – по мужской.
Важнейший вопрос состоит тут в следующем: почему Имамы (А) выбирали матерей своих преемников из числа пленниц (рабынь) иностранного происхождения? Эта традиция была несвойственна арабам того (да и нынешнего) времени, которые чуждались связей с «аджамами» (неарабами) и строго сохраняли национальную чистоту браков. В этом должен быть какой-то секрет, некий глубокий смысл. И заметим: то были не просто рабыни, а рабыни всегда благородного происхождения. В каждом случае выбор кандидатуры оказывался отмечен божественным предопределением: Имам указывал своему слуге или кому-то ещё на конкретного человека, у которого тот должен был выкупить рабыню, заранее предназначенную к миссии рождения следующего Имама. Шейх Садук приводит от Джабира в хадисе о скрижали Фатимы (А): «В этой скрижали были записаны имена всех Имамов (А) и имена их матерей».
Очевидно, разгадка должна быть в следующем: по материнской линии в поколениях Имамов накапливался генофонд человечества, так что последний из них – Повелитель эпохи и времени Махди (А) – объединяет в себе кровь всех народов, причём в виде самых лучших их представителей, потому что выбор неизбежно падал на женщин из благородных родов. Посмотрим на географию: персы, славяне, Европа, Византия, Африка, Египет... Таким образом, само происхождение Ведомого, который должен будет «наполнить землю справедливостью и правосудием после того как она была переполнена насилием и угнетением», — само его происхождение является «всечеловеческим» по материнской линии, оставаясь по линии отцовской строго авраамическим. Итак, от Последнего Имама ко всем народам идут тонкие сакральные нити, которые должны будут проявиться при его приходе. И наоборот, это бушующее море народов, стекающееся через своих избранных представительниц к фигуре Имама, есть подножье, субстанция, горизонтальное поле, оформленное вертикальным мужским лучом Дома Авраама и Дома Мухаммада, мир им.
И тогда тайна того, «почему именно рабыни?», становится для нас совершенно ясной. Если замысел состоял в том, чтобы из поколения в поколение объединить в женской линии Имамов все народы, то это невозможно было сделать, кроме как через браки с пленницами. Ибо браки со свободными немусульманскими женщинами из Византии, Европы, России, Северной Африки, к тому же из благородных родов, неизбежно были бы династическими браками, которые накладывали бы на Имамов ненужные издержки и обязательства, да и попросту не были бы возможными, учитывая то угнетение, которому они подвергались.
Если вам понравился этот материал, то помогите в создании новых — поддержите проект! Сделать это можно здесь: https://arsh313.com/donate/ Каждый рубль, перечисленный вами — это ещё один шаг к победе Истины.
Мир Вам и благословение Всевышнего! Очень интересный материал. Я отрывочно слышал об этом, но такой полной информации о 12 Имаме не читал. Пусть примет Аллах в этот Священный месяц Рамадан Ваши добрые дела, молитвы и пост. Мир Вам