Часть третья. 

О событиях после Кербелы

Книга «Лухуф аля катла т-туфуф» («Скорби по убитым в Кербеле») для краткости называется просто «Лухуф». Данная работа является важнейшей классической книгой шиитской традиции, повествующей о трагедии Кербелы. В третьей и последней части книги рассказывается о событиях, которые последовали за сражением Кербелы. Первую часть можно прочитать тут.  Вторая часть - здесь.

Переводчик — Амин Рамин.

 

  1. Головы погибших отправляют в Куфу

Передано, что в этот же день Ашуры Умар ибн Саад отправил отрезанную голову Хусейна (А) к Убейдуллаху ибн Зияду. Также он велел отрезать головы остальных погибших из числа его сподвижников и членов семейства и отнести их к нему же.

Сам Умар ибн Саад остался в день Ашуры и до обеда следующего дня в Кербеле, а потом двинулся в Куфу вместе с теми, кто остался в живых из семейства Хусейна (А), посадив женщин с неприкрытыми лицами на верблюдов без сёдел. Они, наследие лучшего из пророков (С), были уведены в плен, подобно неверным из числа турок или римлян.

Как сказал поэт:

«Они благословляют Пророка из рода Хашим

И воюют с его потомками – как странно!»

Другой поэт сказал:

«Умма, убившая Хусейн, надеется

На заступничество его деда в Судный День!»

Передано, что враги несли на копьях семьдесят восемь голов сподвижников Хусейна (А). Племена, принимавшие участие в сражении, разделили их между собой, чтобы тем самым приблизиться к Убейдуллаху ибн Зияду и Язиду ибн Муавии (да проклянёт их Аллах!).

Племя Кинда несло тринадцать голов.

Племя Хавазин во главе с Шимром – двенадцать голов.

Племя Тамим – семнадцать голов.

Племя Асад – шестнадцать голов.

Племя Мазхадж – семь голов.

Остальные принесли в Куфу тринадцать голов.

  1. Вступление пленных в Куфу

Когда Умар ибн Саад ушёл из Кербелы, туда пришли члены племени Асад, прочитали намаз над пречистыми телами и похоронили их в том самом месте, которое сейчас известно.

Когда Ибн Саад вступил с пленными пророческого рода в Куфу, жители собрались, чтобы посмотреть на них.

Передачик говорит, что одна из куфийских женщин закричала с крыши: «Из какого вы племени и рода?»

И они ответили: «Мы из рода Мухаммада (С)».

Тогда эта женщина спустилась с крыши, зашла в свой дом и вынесла им одежду, покрывала и чадру, чтобы они могли закрыть себя.

Из мужчин с женщинами были Али ибн Хусейн (Имам Саджад), которого поразила болезнь, и Хасан ибн Хасан Мусанна, который сражался за своего дядю и Имама (А) и получил множество ударов мечами и копьями, однако выжил и был взят в плен.

В книге «Масабих» передано, что Хасан ибн Хасан Мусанна убил перед своим дядей Хусейном (А) семнадцать человек, и на его теле было восемнадцать ран, от которых он потерял сознание и упал с лошади. Его дядя со стороны матери Асма ибн Хариджа взял его и отнес в Куфу, где вылечил и после этого доставил в Медину.

С ними также были Зейд и Амру – сыновья Имама Хасана (А).

Когда люди Куфы увидели пленных, стали плакать и причитать.

Имам Саджад (А) сказал: «Вы плачете и причитаете по нам? Кто же тогда убил нас?»

  1. Речь Зейнаб (А)

Башир ибн Хузейм Асади говорит: «Я смотрел на Зейнаб дочь Али (А) в тот день и, клянусь Аллахом, я не видел женщины более красноречивой, чем она! Она говорила так, как будто слова Али (А) слетали с её языка».

Она сделала людям знак рукой, чтобы они замолчали, и от этого души ушли в пятки, и умолкли даже бубенчики на верблюдах. И тогда она начала говорить:

«Хвала Аллаху и благословение моему деду Мухаммаду и его пречистому семейству!

О, люди Куфы! О, люди измены и предательства! Плачете ли вы? Пусть никогда не высохнут ваши слёзы и не утихнут стоны! Вы подобны женщине, что развязала пряжу после того как сплела её! Вы сделали свою веру пристанищем своего предательства меж собой. Есть ли среди вас кто-либо, помимо хвастунов, развратников, злоумышленников и льстецов пред врагами? Вы подобны сорным травам на руинах и серебру на могилах: мерзко то, что приготовили вы для самих себя – над вами гнев Аллаха и вечные страдания Ада! Вы плачете и стенаете? Так плачьте же много и смейтесь мало! Вы навлекли на себя срам и бесчестие, которые не смоете никогда! Как смоете вы убийство внука Пророка (С), кладезя посланничества и господина юношей Рая, вашего оплота и прибежища? Велика ваша ноша! Да погубит вас Аллах и удалит от вас Свою милость! Предало вас ваше усердие, отсохли руки ваши и сделка принесла убыток: вас объял гнев Аллаха и поразили унижения!

Горе вам, жители Куфы! Знаете ли вы, что разорвали часть тела Посланника Аллаха (С)? Знаете ли вы, какие драгоценности его выставили напоказ? Знаете ли вы, какую кровь его вы пролили, каких женщин вы ограбили? Чёрно и грязно то, с чем вы пришли, велико преступление, сотворённое вами, как велики небеса и земля! Удивились ли вы, что небо проливало дождь из крови?  Наказание будущего мира хуже, и не будем вам помощи! Отсрочка, данная Аллахом, не уменьшит вашей ноши, и спешка не замедлит её, и отмщение не устрашится бегущего. “Поистине, Господь ваш – в засаде”».

И передатчик сказал: «Клянусь Аллахом, я видел людей в тот день потрясёнными, плачущими, положившими свои руки в свои рты (от плача). Я видел возле себя старика, чья борода промокла от слёз, и он говорил: “Да будут вашей жертвой мои отец и мать! Ваши  старцы – лучшие старцы, ваши юноши – лучшие юноши, ваши женщины – лучшие женщины, ваше потомство – лучшее потомство, которых никогда не постигнет унижение!”».

  1. Речь Фатимы Сугры (А), дочери Имама Хусейна (А)

Зейд ибн Муса ибн Джафар передает от своего отца Имама Казыма (А), что Фатима Сугра (А) сказала при входе в Куфу:

«Хвала Аллаху по числу камней и песчинок и величине того, что между Троном и сырой землёй! Я прославляю Его, верую в Него, на Него полагаюсь и свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, Единого, без сотоварищей, и что Мухаммад – Его раб и посланник, и что его потомки были обезглавлены на берегу Фурата без отмщения. О Аллах, я прибегаю к Тебе, чтобы не сказать ложь на Тебя или отвергнуть Твой завет о преемнике Пророка (С) Али ибн Аби Талибе (А), лишённом своего права, убитом безо всякого греха, как вчера были убиты его дети, и те, кто называют себя мусульманами, не защитили его ни при жизни, ни при смерти. Да поразит их головы погибель! Так что Ты забрал его к Себе на высокое место – не постигнет его возле Тебя порицание порицающего или упрёк упрекающего. Ты повёл его к Исламу, о Аллах, когда он был маленьким, и прославил его степень, когда он стал взрослым. Он не прекращал призывать к Тебе и Твоему посланнику (С), пока Ты не забрал его – аскетичного в ближнем мире, не жаждущим его, устремившимся к миру будущему, сражающегося на Твоём пути. Ты удовлетворился им, избрал его и направил его по прямому пути!

О, люди Куфы! О, люди коварства, предательства и гордыни! Поистине, Аллах испытал нас, Ахль уль-Бейт, через вас, а вас испытал через нас. Он сделал наши бедствия благом и сделал Своё знание и понимание его находящимся у нас. Мы – хранители Его знания, сосуды его понимания и мудрости и доводы Его над Его землёй и рабами. Аллах наделил нас Своими благами и возвысил через Своего Пророка (С) над множеством из тех, кого сотворил, ясным возвышением. Вы же обвинили нас во лжи, назвали нас неверными и посчитали наше убийство дозволенным, а наше имущество – своей добычей. Точно так же вы убили нашего деда (А) вчера, и мечи ваши обагрены нашей кровью, Ахль уль-Бейт. Ваши глаза и сердца радуются лжи на Аллаха и хитростям, что вы замыслили, но Аллах – Лучший из хитрецов!

Вы не успокоитесь только на том, что удалось вам пролить из нашей крови и разграбить из нашего имущества, ибо описаны в Книге наши возвышенные горести и великие печали, прежде чем они случились: “Ничто не постигает из событий на земле или в ваших душах, без того чтобы его не было в Писании раньше, чем Мы создадим это. Поистине, это для Аллаха легко! — чтобы вы не печалились о том, что вас миновало, и не радовались тому, что к вам пришло” (57: 22-23).

Гибель вам! Ждите же теперь проклятия и кары! Сойдёт на вас месть с небес капля за каплей и поразит вас мучениями, и некоторые из вас вкусят жестокость других, а в Судный День вы будете ввержены в вечные страдания за то, что угнетали нас, и проклятие Аллаха над угнетателями!

Горе вам! Знаете ли вы, с какими руками выступили против нас? С какими душами стали воевать с нами? Какими ногами выступили на битву с нами? Клянусь Аллахом, ваши сердца ожесточились, ваши печени затвердели, и печать на ваших сердцах, на вашем слухе и глазах. Совратил вас шайтан, и набросил покрывало на ваши взоры, и вы не найдёте пути.

Гибель же вам, о люди Куфы! Знаете ли вы, какую кровь Посланника Аллаха (С) пролили, и какое мщение от него вас ожидает за то, что вы предали его брата Али ибн Аби Талиба (А) и его сыновей (А) и семейство пречистое и избранное? И вы еще гордитесь этим и говорите:

“Мы убили Али и сыновей Али

Острыми мечами и копьями

И пленили их женщин, как берут в плен неверных,

И сражались с ними, как только могли!”

Проклятие на твою голову, убийца! Ты гордишься тем, что убил людей, от которых Аллах удалил всякую скверну и очистил их полным очищением?! Проглоти свой гнев и усядься на место! Для каждого человека – то, что он приобрёл из своих грехов, и то, что преподнесли ему собственные руки! Завидуете ли нам за то, чем наделил нас Аллах?!

И в чём наш грех, есди судьба возволновала наше море, а твоё море спокойно, и не колеблет его волна?

Такова милость Аллаха – даёт Он её, кому пожелает, и Аллах – Обладатель великой милости. “Кому Аллах не устроил света, тому нет света” (24: 40)».

Передано, что когда речь Фатимы (А) дошла до этого места, люди стали громко плакать и сказали: «Довольно, о дочь благих и пречистых! Ты сожгла наши сердца и перерезала наши шеи!»

И тогда она перестала говорить.

  1. Речь Умм Кульсум (сестры Имама Хусейна)

Передано, что дочь повелителя верующих (А) Умм Кульсум, находясь за паланкином, произнесла в тот день следующую речь, и слова её перемежались рыданиями:

«Горе вам, о люди Куфы! Вы убили Хусейна (А), ограбили его имущество, увели в плен его женщин, а теперь оплакиваете его? Гибель вам! Знаете ли вы, что совершили? Какую ношу понесли на своих спинах? Какую кровь пролили? Каких женщин взяли в плен? Какое семейство ограбили? Вы убили лучших людей после Пророка (С), и милость удалилась из ваших сердец. Но партия Аллаха – они одержавшие победу, а партия шайтана – они побеждённые».

Передатчик говорит: «И люди стали плакать и рыдать, а женщины расплели свои волосы, посыпая их землёй, и били себя по лицам. Мужчины тоже плакали так, что их бороды стали мокрыми от слёз, и не было дня, более полного плачем, чем этот день».

  1. Речь Имама Саджада (А)

Потом Имам Саджад (А) сделал людям знак, чтобы они замолчали, и они замолчали. И он встал, восхвалил Аллаха, благословил Посланника (С) и его род, а потом сказал:

«О люди! Тот, кто знает меня, знает меня, а тот, кто не знает – я расскажу ему о себе. Я – Али ибн Хусейн ибн Али ибн Аби Талиб. Я – сын того, чью святость нарушили, чьё место отняли, чьё имущество разграбили, чьё семейство увели в плен.

Я – сын того, кого обезглавили на берегу Фурата без отмщения и расплаты. Я – сын того, кто был убит терпеливым, и этой почести довольно для нас.

О люди! Во имя Аллаха, знаете ли вы, что вы написали письма моему отцу (А), а потом предали его, принесли ему присягу, а потом сражались с ним? Горе же вам от того, что вы навлекли на самих себя! Какими глазами взглянете вы на Посланник Аллаха (С), когда он скажет вам: “Вы убили моё семейство, разрушили мою святость, и вы – не из моей уммы”?»

Передатчик говорит: «Тогда поднялись громкие голоса со всех сторон, и они стали говорить друг другу: “Погибли вы, и не знаете этого!”»

Имам (А) продолжил говорить: «Да помилует Аллах человека, принявшего моё увещевание и сохранившего мой завет на пути Аллаха, Его Посланника и людей его Дома. Ибо для нас в Посланнике Аллаха (С) – прекрасный пример».

И тогда они сказали: «Все мы, о сын Посланника Аллаха, слушаем и повинуемся, и сохраним наш завет с тобой, и будем усердствовать на твоём пути: так приказывай же нам, да помилует тебя Аллах! Мы враждуем с теми, кто враждует с тобой, и в мире с тем, кто в мире с тобой. Мы готовы отомстить Язиду и тем, кто угнетал вас».

Он сказал: «О нет! О, лжецы, о, коварные предатели! Вы хотите поступить со мною так же, как поступили с моим отцом? О нет, клянусь моим Господом! Ибо раны кровоточат: мой отец был убит вчера, и члены его семейства вместе с ним. Еще не забыты бедствия Посланника Аллаха (С), моего отца (А) и сыновей моего отца: их горечь не прошла на моём языке, их желчь – в моей гортани, и спазмы от них сжимают мне грудь. Я хочу от вас одного: будьте не с нами и не против нас».

Потом он прочитал следующие строки:

«Не удивляйтесь тому, что Хусейн был убит, ибо его отец

был лучше и выше его, но тоже убит.

Так не радуйтесь, о люди Куфы, бедствиям Хусейна,

которые выше и больше бедствий всяких.

За смерть убитого на берегу Фурата отплатит Тот,

Кто сотворил огонь Геены».

А потом он сказал: «Мы довольны от вас и тем, что вы не будете день за нас и день против нас».

  1. Вход во дворец Ибн Зияда

Ибн Зияд воссел в своём дворце, принимая народ. Голову Хусейна (А) внесли и положили перед ним, а потом ввели женщин Хусейна (А) и детей его семейства. Зейнаб (А) присела в углу. Он спросил: «Кто она?» Ему сказали: «Зейнаб, дочь Али (А)».

Он подошёл к ней и сказал: «Хвала Аллаху, Который опозорил вас и сделал явной вашу ложь!»

Она ответила: «Бывает опозорен нечестивец и лжёт грешник, а мы не из их числа».

Ибн Зияд сказал: «Разве ты не видела, что Аллах сделал с твоим братом и людьми твоего семейства?»

Она сказала: «Я не видела ничего, кроме красоты. То были люди, которым предписано мученичество, и они достигли своего назначения. Аллах обязательно соберёт тебя рядом с ними для расчёта, и ты приведёшь свои доводы, и они приведут свои доводы, и тогда ты увидишь, кому принадлежит истина. Потеряла тебя твоя мать, о Ибн Марджана!»

Передатчик говорит: «Тогда Ибн Зияд разозлился и как будто хотел отдать приказ убить её».

Однако Умар ибн Хурейс сказал ему: «Это женщина, а женщин не наказывают за их слова».

Ибн Зияд сказал ей: «Аллах исцелил моё сердце от твоего тирана Хусейна и непокорных бунтовщиков из твоего семейства».

Зейнаб сказала: «Клянусь своей жизнью, ты убил наших старцев и отрезал мою отрасль и корень! Если в этом твоё исцеление, то ты исцелился».

Ибн Зияд сказал: «Она смела и, клянусь жизнью, её отец тоже был смел и красноречив!»

Она сказала: «О, Ибн Зияд, зачем женщине смелость?»

Затем Ибн Зияд повернулся к Али ибн Хусейну Саджаду (А) и спросил: «Кто он?»

Ему ответили: «Али ибн Хусейн».

Он сказал: «Разве Аллах не убил Али ибн Хусейна?»

Имам Саджад (А) сказал: «У меня был брат по имени Али ибн Хусейн: его убили люди».

Ибн Зияд сказал: «Нет, Аллах убил его!»

Имам (А) сказал: «Аллах приемлет души в момент их смерти, а ту, которая не умерла, во сне» (39: 42).

Ибн Зияд сказал: «У тебя есть смелость отвечать мне? Возьмите его и отрежьте ему голову!»

Зейнаб услышала это и сказала: «О, Ибн Зияд, ты решил не оставить никого из нас? Если хочешь убить его, то убей и меня!»

Имам Саджад (А) сказал: «О тётя, не говори, пока я разговариваю с ним!»

Потом он подошёл к нему и сказал: «Смертью ли пугаешь меня, Ибн Зияд? Разве ты не знаешь, что насильственная смерть для нас – обычное дело, и наше достоинство – в мученичестве?»

Тогда Ибн Зияд велел схватить его и людей его семейства и запереть в одном из домов рядом с главной мечетью.

Зейнаб (А) сказала: «Пусть ни одна из арабских женщин не приходит к нам, кроме рабынь и служанок, потому что они взяты в плен так же, как взяты в плен мы».

Потом Ибн Зияд распорядился пройти с головой Хусейна (А) по улицам Куфы.

  1. Мужество Абдуллаха ибн Афифа Азади

Передано, что затем Ибн Зияд поднялся на минбар, восхвалил Аллаха и сказал: «Хвала Аллаху, Который дал победу истине и людям истины, помог повелителю верующих Язиду и его шиитам и убил лжеца сына лжеца!»

Не успел он сказать еще что-то, как поднялся Абдуллах ибн Афиф Азади, который был из лучших и наиболее благочестивых шиитов: свой правый глаз он потерял во время битвы при Сиффине, свой левый глаз – во время битвы Джамаль, и всегда находился в главной мечети Куфы, молясь в ней до ночи. И сказал он: «О, Ибн Марджана! Поистине, лжец сын лжеца – это ты и твой отец, а также тот, кто назначил тебя наместником Куфы, и его отец! О, враги Аллаха! Вы убиваете сыновей пророков и потом говорите такие слова на минбарах верующих?!»

Ибн Зияд разозлился и сказал: «Кто это там говорит?»

Абдуллах сказал: «Я говорю, о враг Аллаха! Ты убил пречистое потомство Пророка (С), о котором Аллах сказал, что удалил от него всякую скверну, и думаешь, что ты в Исламе? Горе тебе! Где же сыновья мухаджиров и ансаров, чтобы отомстить эту проклятому, сыну проклятого, которого проклял Посланник Господа миров?!»

Тогда злоба Ибн Зияда еще более усилилась, так что вены на его шее надулись от прилива крови, и он сказал: «Приведите его ко мне!» Его прислужники бросились со всех сторон, чтобы схватить Абдуллаха. Однако его родственники поднялись, освободили его и отвели домой.

Ибн Зияд сказал: «Идите в дом этого слепца, сердце которого Аллах ослепил так же, как ослепил его глаза, и приведите его ко мне!» Услышав об их приближении, люди рода Азади собрались возле его дома, и к ним присоединились также люди племени Йаман.

Когда известие об этом достигло Ибн Зияда, он собрал племя Музирр и отправил их сражаться с ними под руководством Мухаммада ибн Ашаса. Развязалось кровавая бойня, в которой было убито множество людей. В итоге приспешники Ибн Зияда сломали двери дома и ворвались внутрь. Дочь Абдуллаха закричала: «О, отец! Они зашли в дом!»

Он сказал: «Не бойся и дай мне мой меч!» Она дала ему меч, и он стал защищаться. С какой бы стороны они ни подходили к нему, не могли победить его, потому что дочь давала ему знать, откуда они подходят. Наконец, они напали на него со всех сторон, схватили его и отвели к Ибн Зияду.

Увидев его, тот сказал: «Хвала Аллаху, Который унизил тебя!»

Абдуллах ответил ему: «О, враг Аллаха! Чем же Аллах унизил меня? Клянусь Аллахом, если бы мои глаза просветлели, я сделал бы для тебя мир тёмным!»

Ибн Зияд сказал: «О, враг Аллаха! Что ты скажешь об Усмане ибн Аффане?»

Он сказал: «О, раб Бани Иладж! О, Ибн Марджана! Какое тебе дело до Усмана ибн Аффана? Аллах рассудит между ними и Усманом по правде! Лучше спроси меня о себе самом и твоём отце, о Язиде и его отце!»

Ибн Зияд сказал: «Я не спрошу тебя ни о чём, прежде чем ты вкусишь напиток смерти глоток за глотком».

Абдуллах сказал: «Хвала Аллаху, Господу миров! Я просил Аллаха, чтобы Он даровал мне мученическую гибель, еще раньше, чем твоя мать родила тебя, и я просил Его, чтобы Он наделил меня смертью от рук самого проклятого Своего создания и наиболее ненавистного Ему. После того как я потерял глаза, я отчаялся в исполнении своего желания. Теперь же хвалю Аллаха за то, что Он исполнил его после моего отчаяния, ответив на мою старую просьбу к Нему!»

Ибн Зияд сказал: «Отрубите ему голову!» И ему отрубили голову и распяли его тело в районе «Сабха».

Передатчик сказал, что после этого Ибн Зияд написал письмо Язиду, сообщая ему об убийстве Хусейна (А) и о том, что стало с его семейством. Он отослал такое же письмо и наместнику Медины Умару ибн Саиду ибн Асу, и тот поднялся на минбар и сообщил о том, что произошло. И поднялись крики и стоны рода Хашим, и они стали проводить траурные церемонии по Хусейну (А).

Зейнаб, дочь Акиля ибн Аби Талиба, плакала по Хусейну (А), говоря:

«Что скажете вы, когда спросит у вас Пророк,

Что сделали вы после него, являясь последней из общин,

С его семейством после его ухода?

Одних вы пленили, залили кровью других.

Это ли ваша награда мне, о которой я просил вас?

Моим наследием стало благо к моей родне».

Когда же наступила ночь, жители Медины услышали этот плач:

«О те, кто убили Хусейна, не познав его сана,

Возрадуйтесь унижению и страданиям!

Все обитатели небес молятся о вашем наказании:

Пророки, мученики и ангелы.

Поистине, вы прокляты языком сына Давуда,

Мусы и того, кто принёс Евангелие».

  1. Из Куфы в Шам (Сирию)

Когда известие об убийстве Хусейна (А) достигло Язида, он приказал Ибн Зияду отправить голову Хусейна (А) и головы его сподвижников, а также пленных, из Куфы в Сирию. Тот вызвал Мухаффара ибн Саалаба и поручил ему головы и пленных. Тот отправился в Сирию, обращаясь с ними как с пленёнными неверными, и лица женщин были открыты.

Передал Ибн Лахиа, что он был в хадже и совершал обход вокруг Дома Аллаха, как услышал, что человек рядом с ним говорит: «О Аллах, прости меня, хотя я не думаю, что Ты простишь меня!» Он сказал ему: «О, раб Аллаха! Побойся Аллаха и не говори так, потому что если бы твои грехи были как капли дождя, Аллах простил бы их!» Он сказал: «Пойдём со мной, чтобы я рассказал тебе свою историю».

Тот пошёл с ним, и этот человек сказал: «Знай, что я был в числе тех пятидесяти человек, которые отправились в Сирию с головой Хусейна (А). Когда наступала ночь, мы клали голову в сундук, а сами садились вокруг него и распивали вино. В одну из ночей мои товарищи напились пьяными, однако я не пил. Вдруг я услышал гром и увидел вспышку молнии, и вот, небесные врата распахнулись, и снизошли Адам, Нух, Ибрахим, Исмаил, Исхак и наш пророк Мухаммад (С), и с ними – Джабраил и некое творение из ангелов. Джабраил приблизился к сундуку, взял из него голову, прижал к себе и поцеловал, и все пророки сделали то же самое. И Посланник Аллаха (С) стал плакать над головой Хусейна (А), и все другие пророки утешали его.

И Джабраил сказал: “О, Мухаммад! Аллах, велик Он и свят, повелел мне подчиняться всему, что ты прикажешь о своей умме. Если ты захочешь, я сотрясу землю под ними и переверну её на них, как сделал с народом Лута”.

Посланник Аллаха (С) ответил: “Нет, о Джабраил! Они встретятся со мной возле моего Господа в Судный День”.

После этого я увидел, как ангельские воинства подошли к нам, чтобы убить нас. Я сказал: “Защити, защити, о Посланник Аллаха!”

Он сказал: “Прочь, Аллах никогда не простит тебя!”».

И я (то есть сейид Ибн Тавус, автор книги) видел в книге «Тазиль» Мухаммада Наджжара в продолжение этого хадиса: «Когда был убит Хусейн ибн Али (А) и его голову несли в Шам (Сирию), они остановились на ночлег, пили вино и передавали святую голову друг другу. Вдруг появилась рука и написала железным пером на стене: “Надеется ли умма, убившая Хусейна, на заступничество его деда в День Суда?” Когда они увидели руку, оставили голову и разбежались».

10. Вступление голов и женщин в Шам (Сирию)

Когда процессия с головами, женщинами и пленными мужчинами приблизилась к Дамаску, Умм Кульсум (сестра Имама Хусейна) подошла к Шимру и сказала: «Я хочу попросить у тебя нечто». Он сказал: «Что это?» Она сказала: «Когда мы войдём в этот город, то проведите нас через ворота, в которых мало людей, и скажи, чтобы головы несли подальше от нас. Нам горько, что люди много смотрят на нас, а мы в таком состоянии».

В ответ на эту просьбу он нарочно приказал воздеть головы на копья и нести их в середине процессии, из-за своей ненависти к роду Мухаммада (С) и неверия, а также провести женщин через самые многолюдные ворота Дамаска и поставить их у двери главной мечети, где обычно ставили пленников.

Передано, что один из табиинов, когда увидел голову Хусейна (А), спрятался на целый месяц, так что никто из его знакомых не видел его. Когда он снова вышел на люди, они спросили его, что произошло. Он сказал: «Разве вы не видели, какое бедствие они вызвали на нас?»

11. История одного сирийского шейха

Передано, что пожилой человек подошёл к женщинам и другим пленным пророческого рода и сказал: «Хвала Аллаху, Который убил вас, истребил вас, освободил землю от ваших мужчин и дал победу над вами повелителю верующих Язиду!»

Имам Саджад (А) сказал ему: «О шейх! Читал ли ты Коран?»

Он сказал: «Да».

— Знаешь ли ты этот аят: «Скажи: “Я не прошу у вас за это награды, кроме любви к близким”» (42: 23)?

— Да, я знаю его.

— Мы эти близкие, о шейх! Читал ли ты слова Аллаха о народе Исраиля: «Отдавайте родственникам их права» (17: 26)?

— Да.

— Мы эти близкие, о шейх!

— Читал ли ты этот аят: «И знайте, что если вы взяли что-либо в добычу, то Аллаху — пятая часть, и посланнику, и близким» (8: 41)?

— Да.

— Мы эти близкие, о шейх!

— Читал ли ты этот аят: «Аллах лишь желает удалить всякую скверну от  вас, Ахль уль-Бейт, и очистить вас полным очищением» (33: 33)?

— Да.

— Ахль уль-Бейт – это мы, и нас наделил Аллах аятом очищения, о шейх!

Передатчик сказал: «И тот шейх замолчал, раскаиваясь в том, что говорил».

А потом он спросил: «Поклянись Аллахом, что это вы!»

Имам Саджад (А) сказал: «Клянусь Аллахом, что это мы, нет в этом сомнения, клянусь истиной моего предка Посланника Аллаха (С)!»

Тогда тот шейх заплакал, сорвал с себя чалму и бросил на землю, а потом поднял голову к небу и сказал: «О Аллах, я отрекаюсь перед Тобой от врагов семейства Мухаммада (С) из числа джиннов и людей!»

А потом спросил: «Простит ли Аллах меня?»

Имам (А) сказал: «Да, если ты обратишься к Нему, Он простит тебя, и ты – с нами».

Тот сказал: «Я обращаюсь к нему с раскаянием».

Затем до Язида дошли вести о раскаянии этого шейха, и он велел арестовать и убить его.

12. Во дворце Язида

Затем пленных, связанных верёвками, ввели во дворец Язида. И когда они предстали перед ним в таком виде, Имам Саджад (А) сказал: «Во имя Аллаха, скажи мне, о Язид, каким был бы Посланник Аллаха (С), если бы он увидел нас в этом состоянии?»

Тогда Язид приказал снять с них верёвки.

Затем голову Хусейна (А) положили перед ним, а женщин посадили сзади, чтобы они не видели голову. Однако Имам Саджад (А) увидел её, и с тех пор никогда не ел вкусной пищи.

Когда же взгляд Зейнаб (А) упал на голову Хусейна (А), она разорвала ворот своей одежды и закричала печальным голосом, который заставил трепетать сердца: «О, Хусейн! О, возлюбленный Посланника Аллаха! О, сын Мекки и Мины! О, сын Фатимы Захры, госпожи женщин! О, сын дочери Мустафы!»

Передатчик сказал: «И заплакали, клянусь Аллахом, все, кто присутствовал там, а Язид (да проклянёт его Аллах!) молчал и ничего не мог сказать».

Затем другая женщина из рода хашимитов, которая жила во дворце Язида, начала плакать и кричать: «О, Хусейн! О, господин Ахль уль-Бейт! О, сын Мухаммада! О, весна вдов и сирот! О, убитый сыновьями блудниц!»

Передатчик сказал: «Она заставила плакать всех, кто слышал её».

Потом Язид, проклятие Аллаха над ним, велел принести ему трость и стал бить ею по зубам Хусейна (А). Тогда к нему подошёл Абу Бараза Аслами и сказал: «Горе тебе, о Язид! Бьёшь ли ты своей тростью по зубам Хусейна, сына Фатимы (А)? Я видел, как Посланник Аллаха (С) целовал его зубы и зубы его брата Хасана (А), говоря: “Вы – господа юношей Рая. Да убьёт Аллах тех, кто убьёт вас, проклянёт их и бросит в Огонь, и скверно это прибежище!”»

Язид пришёл в гнев и велел выгнать его из своего собрания. А потом он стал читать стихи Ибн Зубара:

«О, если бы мои предки, погибшие при Бадре,

Видели, как люди Хазраджа пришли в страх от наших мечей,

Чтобы они возрадовались и издали крики довольства,

Говоря: “О, Язид! Да не ослабнет твоя рука!”

Мы убили главных людей их рода (то есть рода Мухаммада)

И отомстили им за поражение при Бадре!

Ведь род хашимитов всего лишь стремился власти,

И не было ни откровения, ни вестей от Аллаха.

Я не был бы из потомков Хундифа,

Если бы не отомстил потомкам Ахмада!»

13. Речь Зейнаб (А)

Тогда встала Зейнаб, дочь Али ибн Аби Талиба (А), и сказала:

«Хвала Аллаху, Господу миров, и да благословит Аллах Своего посланника и его род! Истину сказал Аллах, говоря: “И конец тех, которые творили злое, оказался злом за то, что они объявили ложью знамения Аллаха и издевались над ними” (30: 10).

Возомнил ли ты, Язид, когда сделал для нас узкими землю и свод небесный и взял нас в плен, подобно рабам, что Аллах отдалил нас от Себя и приблизил тебя? С этим обольщением ты гордо поднял свой нос и взираешь по сторонам надменно и радостно, увидев этот ближний мир устроенным в твою пользу, а дела сложившимися так, как тебе нужно. Ты отнял наше царство и власть (Ахль уль-Бейт), но забыл слова Аллаха Великого: «И пусть никак не считают те, которые не веровали, что то, что Мы даём им отсрочку, — во благо для них. Мы даём им отсрочку, дабы они увеличили свой грех, и для них — наказание унизительное!» (3: 178).

Справедливо ли, о потомок рабов, что ты держишь своих женщин и рабынь за завесой, но выставил на обозрение нас, дочерей Посланника Аллаха (С)? Ты скрыл их лица, но открыл наши, и враги водят нас из города в город, так что видят нас далёкие и близкие, знатные и низкие! И нет с нами попечителя из мужчин, и некому защитить нас. Как ждать блага от потомка пожирательницы печени, чья плоть произросла на крови шахидов! Как ждать промедления в ненависти к Ахль уль-Бейт от того, кто взирает на нас с гордыней и враждебностью?

И ты еще говоришь:

«О, если бы мои предки, погибшие при Бадре,

Видели, как люди Хазраджа пришли в страх от наших мечей,

Чтобы они возрадовались и издали крики довольства,

Говоря: “О, Язид! Да не ослабнет твоя рука!”»?

Если ты бьёшь своей тростью по зубам Хусейна (А), господина юношей Рая, то как тебе не говорить подобных слов? Ты разбередил нашу рану и хотел искоренить нашу отрасль через пролитие крови потомков Мухаммада (С) и светочей земли из потомков Абдульмутталиба. Теперь ты обращаешься к своим праотцам (владыкам многобожия и неверия), думая, что разговариваешь с ними. Уже очень скоро ты присоединишься к ним в пристанище вечных страданий и там возжелаешь, чтобы отнялись твои руки и онемели твои губы, дабы не смог ты сказать то, что сказал, и сделать то, что сделал.

О Аллах! Возьми наши права у врагов, отомсти за нас тем, кто угнетал нас, и пролей Свой гнев на тех, кто проливал нашу кровь! Клянусь Аллахом, о Язид, с нашим убийством ты разорвал свою собственную кожу и распорол свою плоть! Ты непременно предстанешь перед Посланником Аллаха (С), ответив за пролитие крови его потомков и разрушение святости его плоти и рода, — в День, когда будет собрано рассеянное и соединено раздробленное, в день, когда права будут возвращены владельцам прав, и «никогда не считайте тех, кто пали на пути Аллаха, мёртыми! Не мёртвые, а живые! Они у Господа своего получают удел» (3: 168).

Довольно тебе Аллаха как судьи, Мухаммада (С) как обвинителя и Джабраила как помощника для нас! Узнают те, кто наущали тебя и навязали тебя на шею мусульманам, какое зло сотворили, и кто из вас сквернее местом и слабее воинством! Хотя судьба и заставила меня разговаривать с тобой, я считаю тебя низким и скверным, презираю тебя и смеюсь на тобою, пусть из глаз моих льются слёзы и грудь горит от жара печали!

Как удивительно! Партия Аллаха убита руками партии шайтана! Ваши руки залиты нашей кровью, ваши рты насытились нашей плотью! Пречистые тела остались лежать в пустыне, так что кусают их дикие звери, а ты воссел на троне власти! Знай же, что как ты захватил нас, так же и утратишь власть над нами, и не найдёшь ничего, кроме того, что «уготовали твои руки раньше, ибо Аллах не обидчик для рабов» (22: 10). И Аллаху жалуемся, и на Него уповаем.

Хитри же, насколько можешь, и приложи всё своё усердие: клянусь Аллахом, ты не сотрёшь память о нас, не умертвишь наше Откровение, не достигнешь нашего положения и никогда не отмоешь от себя позор нашего угнетения! Твои мысли слепы, твои дни сочтены, твои помощники рассеяны — и вот, наступит День, когда воззовёт зовущий: «Проклятие Аллаха над угнетателями!»

Так хвала же Аллаху, Господу миров, Который отметил наше начало радостью и прощением, а конец наш — мученичеством и милостью! Мы просим Аллаха, чтобы он увеличил награду павшим, добавил им и улучшил для нас наместничество по их стопам, ибо Он — Милосердный, Любящий! И довольно для нас Аллаха, и прекрасен Он как помощник!»

После этого Язид провёл совет с людьми Шама и спросил их: «Что делать с пленными?» Они сказали, чтобы он убил их. Однако Нуман ибн Башир сказал: «Посмотри, как Посланник Аллаха (С) поступал с пленными, и так же поступи с ними».

14. Сириец и собрание Язида

Тогда один человек из людей Сирии взглянул на Фатиму, дочь Имама Хусейна (А) и сказал Язиду: «О, повелитель верующих! Подари мне её как рабыню!»

Фатима посмотрела на Зейнаб (А) и сказала: «О, тётя! Они осиротили меня, а теперь сделают рабыней?»

Зейнаб (А) сказала: «Нет, они не сделают этого!»

Тот сириец спросил у Язида: «Как зовут эту рабыню?»

Тот ответил: «Это Фатима, дочь Хусейна (А), а та – Зейнаб, дочь Али ибн Аби Талиба».

Сириец спросил: «Хусейн сын Фатимы, дочери Пророка (С), и Али ибн Аби Талиб?!»

Язид сказал: «Да».

Сириец сказал: «Да проклянёт тебя Аллах, о Язид! Ты убил потомство твоего Пророка (С), а живых захватил в плен? Клянусь Аллахом, я думал, что это пленные римляне (византийцы)!»

Язид сказал: «Клянусь Аллахом, я присоединю тебя к ним!»

И отдал приказ, и ему отрубили голову.

И передано, что потом Язид позвал проповедника и велел ему подняться на минбар и ругать Хусейна (А) и его отца (А). И тот сел на минбар и усердствовал в проклятиях повелителю верующих (А) и Хусейну шахиду (А) и в прославлении Муавии и Язида (да проклянет Аллах их обоих!).

Али ибн Хусейн Саджад (А) закричал ему: «Горе тебе, о проповедник! Ты купил довольство творения ценою гнева Творца и уселся на седалище из огня!»

Передано, что в тот день Язид обещал Али ибн Хусейну (А), что он исполнит три его просьбы. Потом он велел расположить Ахль уль-Бейт в таком месте, где они не были бы защищены от жары и холода, так что там потрескались их лица. И всё время, пока они оставались в Сирии, были заняты плачем по Хусейну (А).

15. Сон Сакины (А)

Сакина сказала, что на четвёртый день пребывания в Дамаске видела длинный сон, в конце которого было следующее:

«Я видела женщину, сидящую на паланкине, положив руку на свою голову. Я спросила: “Кто она?”

Мне было сказано: “Фатима, дочь Мухаммада (С), мать твоего отца (А)”.

Я сказала: “Клянусь Аллахом, я подойду к ней и расскажу, что сделали с нами”.

Я поспешила к ней, встала перед ней, заплакала и сказала: “О, мама! Клянусь Аллахом, нашу истину отвергли! Нас разбросали по лицу земли, нашу святость попрали, убили, клянусь Аллахом, Хусейна (А), нашего отца!”

Она сказала: “Не говори больше, о моя Сакина! Твои слова разрывают моё сердце и ранят мою душу. Это – рубаха твоего отца Хусейна (А), которая всегда будет со мной, пока я не встречу с нею моего Господа (на Судном Дне)”».

Ибн Лахия передал, что он встречался с главой иудейского синедриона, (который являлся потомком Давуда), и тот сказал: «Клянусь Господом, между мной и Давудом – семьдесят поколений, но все иудеи почитают и возвеличивают меня. Однако между вами и вашим Пророком (С) – одно поколение, и вы уже убили его потомков!»

16. Посол императора Византии (Рима) и его разговор с Язидом

Имам Саджад (А) сказал: «Когда голову Хусейна (А) принесли Язиду, он собрал людей и пил вино, и голова Хусейна (А) лежала перед ним. На этом собрании присутствовал посол Рима, который был из знатных людей своего народа.

Он спросил: “О, король арабов, чья это голова?”

Язид сказал: “Какое тебе дело до этой головы?”

Он сказал: “Когда я вернусь к своему императору, он будет спрашивать меня обо всём, что я видел, и я хотел бы рассказать ему историю этой головы и того, что случилось с её обладателем, дабы он возрадовался вместе с тобой”.

Язид сказал, да проклянёт его Аллах: “Это голова Хусейна, сына Али ибн Аби Талиба”.

Посол спросил: “А кто его мать?”

Язид сказал: “Фатима, дочь Посланника Аллаха (С)”.

И сказал этот христианин: “Горе тебе и твоей религии! Наша религия гораздо лучше вашей! Мой отец – из потомков Давуда, и между мною и Давудом – много поколений, однако же христиане почитают меня и берут землю, на которую ступала моя нога, в качестве благодати (табаррук). Вы же убили внука своего Пророка (С), тогда как со времени его смерти не прошло и одно поколение! Что это за религия, которой вы следуете?!”»

Потом он сказал Язиду: «Слышал ли ты о “церкви подковы”?»

Тот сказал: «Расскажи, а я послушаю».

Посол сказал: «Между Оманом и Китаем есть море, путь по которому занимает год. На этом море нет суши, кроме одного острова, окружённого со всех сторон водой, чья длина – восемьдесят фарсахов. Оттуда поставляются драгоценные камни в другие страны. Этот населённый остров находится в руках христиан, и никто не владеет им, кроме них. Там много церквей, самая большая из которых — “церковь подковы”. В притворе этой церкви хранится золотая шкатулка, в ней – подкова, и говорят, что это подкова того осла, на котором ехал Иисус (А). Вокруг этой шкатулки повешен драгоценный шёлк, и каждый год множество христиан приезжает туда, дабы совершить паломничество к этой святыне. Они целуют её и обращаются возле неё со своими просьбами к Богу. Таково их почитание одной лишь подковы, которая, как они верят, принадлежала тому ослу, на котором ехал Иисус (А). Вы же убили сына дочери своего Пророка (С)! Бог никогда не дарует вам блага в ваших делах и вашей религии!»

Язид сказал: «Убейте этого христианина, чтобы он не поучал меня в моей собственной стране!»

Христианин понял, что он хочет убить его и сказал: «Ты хочешь убить меня?»

Язид сказал: «Да».

Тот сказал: «Знай же, что вчера я видел во сне вашего Пророка (С), и он сказал мне: “О христианин! Ты – из обитателей Рая”. Я удивился его словам. Теперь я говорю: “Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха”».

И он взял голову Хусейна (А), прижал её к груди, поцеловал и заплакал, а потом был убит.

17. История Минхаля

Имам Саджад (А) вышел из дома, где их разместили в Дамаске, и отправился на рынок. Там ему встретился Минхаль ибн Амру. Тот спросил: «Как ты провёл день, о сын Посланника Аллаха?»

Имам (А) сказал: «Мы проводим наши дни, как народ Исраиля проводил их, когда находился в плену Фараона, который убивал их мужчин и оставлял в живых женщин.

О, Минхаль! Арабы гордятся над другими народами тем, что Мухаммад (С) – араб, а курайшиты гордятся над остальными арабами тем, что он – из их числа. Мы же, род Мухаммада (С), угнетены, убиваемы, изгоняемы. К Аллаху мы принадлежим, и к Нему возвращаемся – от того, как мы проводим наши дни, о Минхаль!»

Минхаль сказал:

«Ради Пророка (С) вы почитаете дерево его минбара,

Но попрали своими ногами его потомков, кровь и плоть!

Почему его потомки должны подчиняться вам и следовать,

Если ваша гордость -  в том, что вы подчиняетесь и следуете их прародителю (С)?»

И в один из дней Язид велел привести к себе Али ибн Хусейна Саджада (А) и Амру ибн Хасана (сын Имама Хасана), которому было одиннадцать лет.

Язид сказал ему: «Поборешься с этим?» — то есть с его сыном Халидом.

Амру сказал: «Нет, но дай мне нож и ему нож, и посмотрим, кто победит».

Язид сказал: «Колючий терновник узнают по шипам: разве змея рождает кого-то, кроме змеи?»

А потом сказал Имаму Саджаду: «Скажи три своих желания, которые я обещал тебе исполнить».

Он ответил: «Первое – чтобы ты показал мне лицо моего господина и отца Хусейна (А), чтобы я в последний раз взглянул на него и попрощался с ним. Второе – чтобы ты вернул нам то, что у нас отняли. Третье – если ты решил убить меня, то доставь тех женщин в Медину с надёжным сопровождением».

Язид сказал: «Что же до лица твоего отца, то ты не увидишь его никогда. Что же до твоего убийства, то я простил тебя. Что же до женщин, то отвози их в Медину сам. Что же касается отнятого у вас, то я возмещу вам стоимость этого в двойном размере».

Имам Саджад (А) сказал: «Оставь твоё имущество себе, нам оно не нужно. Я просил тебя вернуть награбленное у нас, потому что там прялка Фатимы (А), её чадра, её ожерелье и рубаха».

И Язид распорядился вернуть то, что он назвал, и добавил к этому двести динаров. Имам Саджад (А) взял их и раздал беднякам.

Потом Язид приказал вернуть пленных на их родину, в Медину.

Что же касается святой головы Хусейна (А), то передано, что она была возвращена в Кербелу и похоронена вместе с его телом. Существует также множество других риваятов по этому поводу.

18. Ахль уль-Бейт (А) в Кербеле

Передано, что когда семейство Хусейна (А) возвращалось из Дамаска в Медину, они достигли Ирака и сказали, чтобы их провели по пути, который лежал бы через Кербелу.

Когда они достигли поля битвы, увидели там Джабира ибн Абдуллаха Ансари[1], людей рода Хашим и мужчин семейства Пророка (С), которые прибыли для зиярата могилы Хусейна (А) и плакали и били себя в знак скорби по нему. Когда они собрались все вместе, провели траурное собрание по Хусейну (А), сжигающее сердца. Некоторые арабские женщины, жившие неподалёку от Кербелы, тоже присоединились к ним и несколько дней проводили в трауре и слезах.

Передано от Абу Хабаба Кальби, что ему рассказала группа строителей, что они проходили ночью из Джаббаны через Кербелу и услышали, как джинны плачут там по Хусейну (А), говоря:

«Посланник вытирал его лоб,

На его щеках – сияние,

Его отцы – лучшие из курайшитов,

Его дед – лучших из дедов».

19. Приближение к Медине

Затем родные Хусейна (А) отправились в Медину. Башир ибн Хазлям передаёт:

«Когда мы приблизились к Медине, Имам Саджад (А) велел спуститься с коней и разбить палатки. Затем он обратился ко мне: “О Башир, да помилует Аллах твоих отцов! Ты был поэтом: можешь ли сочинить какие-то стихи (про Хусейна)?”

Я сказал: “Да, я поэт”.

Он сказал: “Войди в Медину и дай весть о гибели Хусейна (А)!”

Я оседлал коня, поспешил в Медину и, когда достиг мечети Пророка (С), стал громко плакать, читая стихи:

“Вставайте с мест, о люди Ясриба:

Убит Хусейн, и слёзы льются рекою!

Тело его при Кербеле простёрто

И голову несут на копьях!”

А потом сказал: “Али ибн Хусейн (А) со своими дядями и сёстрами стоит возде вашего города. Я – его посланник к вам, чтобы известить вас, где он находится”.

И тогда все женщины устремились из своих домой, плача и ударяя себя по лицам. Я не видел плачущих людей больше, чем в этот день, и не видел дня, более горького для мусульман.

Я сказал: “Я – Башир ибн Хазлам; мой господин Али ибн Хусейн (А) отправил меня к вам. Он находится в таком-то месте близ Медины с семейством и женщинами Абу Абдилляха Хусейна (А)”.

Тогда они оставили меня и устремились из Медины туда, где он находился. Я также отправился туда на своей лошади и увидел, что все дороги и места заполнены людьми. Я слез с лошади и стал пробираться к его палатке, так что ноги мои наступали на ноги других людей из-за тесноты и давки. Али ибн Хусейн (А) вышел из палатки, держа в руке платок, которым он вытирал свои слёзы. Сзади него был слуга со стулом. Он поставил стул, и Али ибн Хусейн (А) сел на него, не переставая плакать. Народ закричал от плача, со всех сторон раздавались причитания женщин, и люди устремились к Али ибн Хусейну (А), выражая ему соболезнования, и всё это место наполнилось криками и стонами».

20. Речь Имама Саджада (А) возле Медины

Имам (А) сделал знак рукой, чтобы они замолчали. Когда установилась тишина, он сказал:

«Хвала Аллаху, Господу миров, Владыке Судного Дня, Творцу всех творений, Который отдалился и вознесся на небеса высшие, и приблизился и слышит шёпот тайный! Мы воздаём Ему хвалу за Его великие дела, поразительные свершения, боль уколов судьбы и славные бедствия и горести ужасные, страшные, премногие, тяжкие, бурные!

О, люди! Аллах – хвала Ему! – испытал нас великими бедствиями и тяжкими утратами в Исламе. Убиты Абу Абдиллях Хусейн (А) и его семейство, пленены его женщины и дети, и голову его носили по городам и весям! Это – горе, которому нет подобного горя!

О, люди! Кто из вас будет радоваться после его убийства? Какое сердце не станет скорбеть по нему, какие глаза не прольют слёзы или станут скупы на них? Ибо плакали по его убийству семь твердынь небесных, и волны морей, и опоры небес, и окрестности земель, и ветви деревьев, и рыбы во мраке морей, и ангелы приближённые, и все обитатели небес.

О, люди! Какое сердце не расколется от его убийства? Какая душа не зарыдает по нему? Какое ухо услышит про эту утрату, что постигла Ислам, и не станет глухим?

О, люди! Нас изгнали, рассеяли по лицу земли, отдалили от родины, как будто мы неверные племена, безо всякого греха и преступления! “Мы не слыхали про это в последней религии. Это не что иное, как новшество” (38: 7).

Клянусь Аллахом, если бы сам Пророк (С) выступил с ними для нашего убийства, как он выступил в завещании относительно нас, они не смогли бы сделать больше, чем сделали! К Аллаху мы принадлежим, и к Нему вернёмся – от горя, больше и сильнее, и страшнее, и ужаснее которого нет другого горя! У Аллаха найдём мы расчёт за то, что сделали с нами, и за бедствия, что постигли нас. Поистине, Он – Великий, Обладатель мщения!»

Передано, что тогда встал Саухан ибн Сасаа ибн Саухан, который был давно болен, и сказал: «О, сын Посланника Аллаха, простишь ли ты меня за то, что я не помог вам из-за того, что болен?» И он поблагодарил его, извинил его и попросил у Аллаха милости для его отцов.

21. Дома и жилища Медины

Затем Имам Саджад (А) вошёл в Медину со своим семейством и женщинами и стал посещать дома своих родственников, и все они рыдали по утрате своих мужчин и защитников и оплакивали их, как мать оплакивает своего ребёнка, и спрашивали его, как они погибли, и увеличивали свою скорбь, слушая рассказ о поле боя Кербелы.

Передано, что Имам Саджад (А) при всём своём терпении, которое никто не в силах даже описать, очень много плакал в этой беде и был в великой скорби.

От Имам Садыка (А) передано: «Имам Саджад (А) плакал по Хусейну (А) сорок лет, постясь днём и выстаивая молитвы ночью. Когда наступало время ифтара, и его слуга приходил к нему с едой и питьём, говоря: “Съешь, о мой господин!”, он говорил: “Убит сын Посланника Аллаха голодным! Убит сын Посланника Аллаха жаждущим!”. И он не переставал повторять это и плакать, пока его еда не становилась мокрой от его слёз, а питьё не смешивалось со слезами. И он продолжал так, пока не ушёл к Аллаху».

Слуга Имама Саджада (А) передал: «В один из дней он пошёл в пустыню. Я отправился по его следам и нашёл его положившим свой лоб на жёсткий камень. Я встал рядом и услышал стенания и плач. Затем я подсчитал, что он тысячу раз сказал: “Нет бога, кроме Аллаха, поистине, поистине; нет бога, кроме Аллаха, Которому поклоняются; нет бога, кроме Аллаха, в Которого верят”. Затем он поднял голову, и вот, всё лицо его и борода были мокрыми от слёз!

Я спросил его: “О, мой господин! Когда же прекратится твоя печаль и утихнут твои слёзы?”

Он сказал: “Горе тебе! Йакуб был пророком и сыном пророка и имел двенадцать сыновей. Но когда Аллах скрыл одного из них, его голова поседела от скорби, и спина его согнулась от печали, и зрение его пропало из-за плача, тогда как его сын был жив, не покинул ближний мир. Я же видел моего отца, брата и семнадцать человек из моего рода убитыми, простёртыми на земле: так как же прекратится моя печаль и утихнут мои слёзы?”»

Конец книги


[1] Джабир ибн Абдуллах Ансари – сподвижник Посланника Аллаха (С). Родился в 15 году до хиджры в Медине. Один из первых жителей Медины, принявших Ислам. Участвовал в большинстве битв Пророка (С). После смерти Посланника Аллаха (С) Джабир был шиитом Али (А), однако не смог принять участие в битве при Кербеле по причине того, что ослеп и не мог видеть. Он являлся тем самым человеком, которому Пророк (С) обещал долгую жизнь и то, что он увидит пятерых Имамов (А). Также он попросил его передать салям последнему из них. Джабир исполнил это и, увидев Имама Бакира (А) в юном возрасте, передал ему приветствие его предка Пророка (С). Из всех сподвижников Посланника Аллаха (С) Джабир ибн Абдуллах Ансари умер последним – это произошло между 70 и 80 годами хиджры. В шиитских книгах от него передан ряд важных хадисов, таких как «Гадир» и «Скрижаль Фатимы (А)».

3 комментария

  1. Наиль АбдуЛла

    بسم الله ا لرحمن ا لرحيم

    Спасибо за перевод книги. Ждем в полном варианте для скачивания. А также переводы других книг и 4 -х сборников хадисов от святого Пророка и пречистых Ахль аль Бейт-да будет мир с ними!

    Ответить
  2. Мухаммад

    Ассаламу алейкум. Сколько читаешь — постоянно текст о невыносимой муке, «сжигающее сердца», били себя от скорби, кто то посыпал себя песком и т. д. Разве чрезмерность в трауре разрешена? Разве самоистязание приемлемо? Слишком все преукрашено тут, наигранно. Похоже кто то сочинял нечто похожее на индийское кино, хотя хронология возможно была именно такая. Тут как можно трагичнее хотят представить историю, хотя не нужно, она и так ужасна.

    Ответить
    • Админ

      Ва алейкум ассалам! Увеличивайте свои познания относительно Имама Хусейна (А) и религии Ислам, и пусть вам поможет Аллах!

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.