Аят 3

حُرِّمَتْ عَلَيْكُمُ الْمَيْتَةُ وَالْدَّمُ وَلَحْمُ الْخِنْزِيرِ وَمَا أُهِلَّ لِغَيْرِ اللّهِ بِهِ وَالْمُنْخَنِقَةُ وَالْمَوْقُوذَةُ وَالْمُتَرَدِّيَةُ وَالنَّطِيحَةُ وَمَا أَكَلَ السَّبُعُ إِلاَّ مَا ذَكَّيْتُمْ وَمَا ذُبِحَ عَلَى النُّصُبِ وَأَن تَسْتَقْسِمُواْ بِالأَزْلاَمِ ذَلِكُمْ فِسْقٌ الْيَوْمَ يَئِسَ الَّذِينَ كَفَرُواْ مِن دِينِكُمْ فَلاَ تَخْشَوْهُمْ وَاخْشَوْنِ الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الإِسْلاَمَ دِيناً فَمَنِ اضْطُرَّ فِي مَخْمَصَةٍ غَيْرَ مُتَجَانِفٍ لِّإِثْمٍ فَإِنَّ اللّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ .3

3. Запрещена вам мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, что заколото с призыванием не Аллаха, и удавленина, и (животное) павшее, и убитое при падении, и забоданное, и то, что ел дикий зверь, — кроме того, что убито по обряду, — и то, что заколото на жертвенниках, и (запрещено) чтобы вы делили по стрелам. Это — нечестие. Сегодня те, которые не веровали, отчаялись в вашей религии; не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я довёл до совершенства для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас исламом как религией. Кто же вынужден в голоде, не склоняясь в греху, — то ведь Аллах — Прощающий, Милостивый!

 

1. Шейх Туси привёл от Абдульазыма Хасани:

Я спросил у Имама Джавада (А) о том, что заколото не с призыванием Аллаха. Он сказал: «Это то, что заколото для идола или дерева (которому поклоняются). Аллах запретил это, как запретил мертвечину, кровь и мясо свиньи, “кто же вынужден, не будучи нечестивцем и преступником, — нет греха на томˮ (2: 174), если он съест мертвечину».

Я спросил: «О сын Посланника Аллаха! Когда мертвечина становится дозволенной для того, кто вынужден съесть её?»

Он сказал: «Передал мне мой отец от его отцов (А), что Посланника Аллаха (С) спросили об этом: “О Посланник Аллаха! Нас охватил голод: когда нам дозволено есть мертвечину?ˮ Он сказал: “Если у вас нет даже плохой еды, и вам нечем ужинать, и вы не хотите вырывать с корнями свои посевы, то можете сделать этоˮ».

Я сказал ему: «О сын Посланника Аллаха! А в чём значение Его слов: “Кто же вынужден, не будучи нечестивцем и преступникомˮ?» Он сказал: «“Нечестивецˮ — вор, а “преступникˮ — тот, кто охотится для развлечения, а не для того, чтобы прокормить свою семью. Они не должны есть мертвечину, если вынуждены. Она запретна для них в вынужденном состоянии, так же как запретна в обычном состоянии. И они не могут не поститься или читать сокращённый намаз в путешествии».

Я спросил: «А что означают слова: “И удавленина, и (животное) павшее, и убитое при падении, и забоданное, и то, что ел дикий зверь, — кроме того, что убито по обрядуˮ?»

Он сказал: «“Удавленинаˮ — животное, умершее от удушья в результате сдавливания горла. “Павшееˮ — животное, которое заболело, и болезнь убила его. “Убитое при паденииˮ — животное, упавшее с высокого места на низкое, либо сорвавшееся со скалы, либо упавшее в колодец и умершее. “Забоданноеˮ — то, которое забодало до смерти другое животное. “То, что ел дикий зверьˮ — животное, убитое диким зверем. “То, что заколото на жертвенникахˮ — животное, убитое в жертву идолу или камню. Кроме тех, с которых дано очищение, и они очищены».

Я спросил: «А что означают слова: “И (запрещено) чтобы вы делили по стреламˮ?»

Он сказал: «При джахилийи десять человек покупали верблюда, а потом делили его между собой с помощью гадательных стрел. Семь из этих стрел имели наконечники, а три не имели. Семь стрел с наконечниками носили такие имена: Фазз, Тавам, Нафис, Хильс, Мусбиль, Муалла и Ракиб. Три стрелы без наконечников назывались Сафих, Минах и Вагд. Они бросали между собой жребий на этих стрелах, и тот, кому выпадала стрела без наконечников, должен был платить одну треть стоимости верблюда. Так они продолжали бросать жребий, пока не выпадали все три стрелы без наконечника, и те три человека оплачивали стоимость верблюда и закалывали его. Ели этого верблюда те семеро, на долю которых выпали стрелы с наконечниками. Трое же, заплатившие за верблюда, не могли есть его. Когда пришёл Ислам, Аллах запретил это. И сказал Он: “И (запрещено) чтобы вы делили по стрелам. Это — нечестиеˮ — то есть запрещено».

(«Тахзиб», том 9, С. 83).

 

2. Айаши привёл от Мухаммада ибн Абдуллаха:

У Имама Садыка (А) спросили: Почему Аллах запретил мертвечину, кровь и мясо свиньи?»

Он сказал: «Аллах запретил или разрешил что-то не потому, что Он ненавидит то, что запретил, и любит то, что разрешил. Однако Он сотворил творение и знал, на чём стоят их тела, и в чём польза для них, и разрешил и дозволил то, что разрешил и дозволил, для их пользы. И Он знал, в чём их вред, и запретил для них это, кроме как в тех случаях, когда они будут вынуждены, и тогда Он велел им использовать это только по мере надобности, и не больше.

Однако что касается мертвечины, то тот, кто ест её, — слабеет и вянет телом, утрачивается его сила, прерывается его потомство, и не умирает он иначе как внезапно. Поедание же крови вызывает болезнь бешенства, жестокость сердца, малость доброты и милосердия, и поедающий кровь не защищён от того, чтобы убить даже собственных детей и родителей, и его друзья и спутники не находятся в безопасности от него. Что же касается свиньи, то Аллах превратил один народ в подобие свиней, обезьян и медведей, а потом запретил есть мясо этих животных, чтобы не получали пользу от них, и не прекратилось Его наказание. Что же касается вина, то его запретность проистекает от его действия (опьянения) и разврата, который оно вызывает».

Потом он сказал: «Пьющий вино подобен тому, кто поклоняется идолам. Его тело начинает дрожать, уходит его свет, исчезает его мужество, и он не защищён от совершения запретного, такого как пролитие крови и прелюбодеяние, и даже от того, чтобы совокупиться с женщиной, которая запретна для него (как мать или сестра), не понимая, что делает. И так вино ведёт пьющего его ко всякому злу».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 319).

 

3. Али ибн Ибрахим привёл:

«Сегодня те, которые не веровали, отчаялись в вашей религии; не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я довёл до совершенства для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас исламом как религией» — это было ниспослано, когда было объявлено о вилаяте Али (в день Гадир).

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 170). 

 

4. Айаши привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«Сегодня те, которые не веровали, отчаялись в вашей религии; не бойтесь же их, а бойтесь Меня» — в день, когда выйдет Каим (А), отчаются Омейяды, и они — «те, которые не веровали». Они отчаются в роде Мухаммада (в победе над родом Мухаммада).

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 321).

 

5. Али ибн Ибрахим привёл:

Последнее обязательное положение религии, которое ниспослал Аллах — это вилаят, и Он не ниспосылал после него других обязательных положений. «Сегодня Я довёл до совершенства для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас исламом как религией» — этот аят был ниспослал в Джухфа (местность неподалёку от Гадира), и Аллах не ниспосылал после этого обязательных положений религии.

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 170). 

 

6. Шейх Садук привёл от Абдульазиза ибн Муслима:

Мы были в Мерве вместе с Али ибн Мусой Резой (А) и собрались в соборной мечети в пятницу, и люди стали говорить об имамате и множестве разногласий относительно этого вопроса. Я подошёл к нашему господину Али ибн Мусе (А) и рассказал ему о том, что говорят люди.

Он улыбнулся и сказал: «О Абдульазиз! Люди утратили знание и стали обманутыми в своей религии. Аллах, велик Он и свят, не забрал Своего Пророка (С) из этого мира, не завершив для него религию. Он ниспослал ему Коран, в котором есть объяснение всякой вещи: там разъяснены халяль и харам, наказания и законы и всё, в чем нуждаются люди — полностью. И сказал Он, велик Он и свят: “Мы ничего не упустили в Книгеˮ (6: 38).

И Он ниспослал после Прощального хаджа: “Сегодня Я довёл до совершенства для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас исламом как религиейˮ.

А потому имамат есть совершенство и завершение религии. Посланник Аллаха (С) умер лишь после того, как разъяснил своей умме все положения религии и сделал ясным для них путь их, и оставил их на намерении истины, и назначил среди них Али (А) знамением и Имамом. И он не оставил какую-либо вещь, в которой нуждалась бы его умма, иначе как разъяснив её. Тот, кто думает, будто Аллах не довёл до совершенства Свою религию, отверг Книгу Аллаха, а кто отверг Книгу Аллаха Великого – тот стал неверным (кафир). Знают ли они истинное положение имамата и его величие, чтобы они могли избирать себе Имама?!»

(«Уйун ахбар ар-реза», том 1, С. 195).

 

7. Табарси привёл от Абу Саида Худри:

Когда был ниспослан этот аят, Посланник Аллаха (С) сказал: «Хвала Аллаху за доведение религии до совершенства, завершение милости и довольство Моего Господа моим посланничеством и вилаятом Али ибн Аби Талиба (А) после меня!» И он сказал: «Кому я повелитель — тому и Али повелитель. О Аллах, будь другом того, кто дружит с ним, враждуй с тем, кто враждует с ним, помоги тому, кто помогает ему, и унизь того, кто пытается его унизить!»

(«Маджму байан», том 3, С. 274).

 

8. Табарси привёл от Имама Бакира (А) и Имама Садыка (А):

Этот аят был ниспослан после того, как Пророк (С) назначил Али (А) предводителем людей в день Гадир-Хум, когда он возвращался из Прощального хаджа. Это было последним обязательным предписанием религии, после которого не было ниспослано другое обязательное предписание.

(«Маджму байан», том 3, С. 274).

 

9. Шейх Туси привёл, что повелитель верующих (А) сказал:

Мне даны семь вещей, которые не были даны никому до меня, кроме Пророка (С): мне открыты пути, даровано знание судеб, бедствий и происхождений, и окончательное решение. Я взглянул на малакут, с дозволения моего Господа, и не скрылось от меня то, что было до меня и что будет после. И через мой вилаят Аллах довёл до совершенства религию для этой уммы, и завершил для них Свою милость, и удовлетворился для них исламом.

(«Амали», том 1, С. 208).

 

10. Он также привёл, что Имам Хасан (А) сказал:

Когда Аллах предписал вам обязанности (в религии), Он сделал так не из-за того, что нуждается в этом, а из-за Своей милости, дабы отделить скверного от благого и испытать то, что скрыто в их сердцах, чтобы тем самым они соревновались друг с другом в стремлении к Его милости, и их места в Раю были различными. И Он предписал для вас хадж, умру, намаз, выплату закята, пост и вилаят и установил для вас врата, через которые открываются обязанности, как ключи к Его пути. Если бы не Мухаммад (С) и преемники из числа его потомков (А), то вы были бы потерянными, как животные, и не могли бы отличить одну обязанность (в религии) от другой. Разве входят в селение, кроме как через ворота? И когда Аллах наделил его установлением его преемников, Он сказал: «Сегодня Я довёл до совершенства для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас исламом как религией», и Он предписал для вас права преемников и велел вам соблюдать их, дабы вам было дозволено то, что есть у вас из жён, имущества, еды и питья, и Он дал бы вам через это познать благодать и богатство, дабы узнать, кто из вас подчиняется Ему втайне.

И сказал Он: «Скажи: “Я не прошу у вас за это награды, кроме любви к близкимˮ» (42: 23). Знайте же, что кто скупится — скупится во вред себе. Аллах — богатый, а вы бедны и нуждаетесь в Нём. Аллах увидит ваши деяния, и Его Посланник, и верующие, а потом вы будете возвращены к Знающему скрытое и явное, и Он поведает вам о том, что вы совершали. И благой исход принадлежит богобоязненным, а вражда — угнетателям.

Я слышал, как мой дед Посланник Аллаха (С) сказал: «Я сотворён из света Аллаха, мой Ахль уль-Бейт сотворён из моего света, а любящие их сотворены из их света. Прочие же люди в Огне».

(«Амали», том 2, С. 268).

 

11. Он также привёл от Абдуррахмана ибн Самура:

Я сказал: «О Посланник Аллаха! Укажи мне на путь спасения».

Он сказал: «О Ибн Самура! Когда люди и мнения разойдутся, держись за Али ибн Аби Талиба, ибо он — Имам моей уммы и мой халиф над вами после меня. Он — Фаррук, который различает между истиной и ложью. Он отвечает тем, кто спрашивает его, и наставляет тех, кто просит наставления. Кто ищет истину у него — найдёт её, кто прибегает к нему — обретёт у него убежище, кто ухватится за него — спасётся, кто руководствуется им — встанет на прямой путь.

О Ибн Самура! Защищён тот, кто ищет защиты у него и подчиняется ему, и погиб тот, кто отверг его и враждовал с ним. О Ибн Самура! Поистине, Али — от меня, и его дух — от моего духа, его глина — от моей глины. Он — мой брат, а я — его брат. Он — муж моей дочери Фатимы, госпожи женщин всех миров из первых и последних. От него — два Имама моей уммы и два повелителя юношей Рая — Хасан и Хусейн, и девять из числа потомков Хусейна, девятый из которых — Каим моей уммы, который наполнит землю справедливостью и правосудием, как она была переполнена насилием и угнетением.

(«Роузату ль-ваизин», С. 113).

 

12. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«Завершение милости» — это вхождение в Рай.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 322).

 

13. Сулейм ибн Кейс привёл, что повелитель верующих (А) взошёл на минбар посреди своего войска. И в числе того, что он сказал, было:

Заклинаю вас Аллахом! Знаете ли вы, что когда был ниспослан аят: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас» (4: 59), и аят: «Ваш вали (руководитель) — Аллах, Посланник и те, которые уверовали, которые совершают намаз и дают закят, будучи в состоянии поясного поклона» (5: 55), у Посланника Аллаха (С) спросили: «Это касается кого-то из верующих, или их всех?»

Тогда Аллах велел Своему Пророку (С) рассказать им о тех, кто являются обладателями власти, и разъяснить им этот вопрос подробно, как он сделал это с намазом, постом, закятом и хаджем.

И Посланник Аллаха (С) сделал меня преемником в день Гадир-Хум и сказал: «Аллах велел донести до вас весть о том, от чего сжимается моя грудь, из опасения, что люди сочтут эти мои слова ложью. Но Аллах велел мне донести это до вас, а иначе Он накажет меня».

Он велел прочитать призыв к коллективной молитве и прочитал с ними полуденный намаз, а потом сказал: «О люди! Аллах — мой господин, а я — господин верующих, и я ближе к ним, чем они сами. Кому я повелитель — тому и Али повелитель. О Аллах, будь другом того, кто дружит с ним, враждуй с тем, кто враждует с ним, помоги тому, кто помогает ему, и унизь того, кто пытается его унизить!»

Салман сказал: «О Посланник Аллаха! Каковы эти повелители?» Он сказал: «Их руководство — как моё руководство. Кому я ближе, чем он сам себе — тому и Али ближе, чем он сам себе». И тогда Аллах ниспослал этот аят: «Сегодня Я довёл до совершенства для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас исламом как религией».

(«Книга Сулейма ибн Кейса», С. 170).

 

14. Саад ибн Абдуллах Кумми привёл от Абу Усамы Зейда Шаххама:

Я был у Имама Садыка (А), и у него находился человек из числа мугейритов (гулатской секты), который спрашивал его о Сунне. Он сказал: «Нет ни одной вещи, в которой нуждались бы потомки Адама и относительно которой не было бы сунны (решения) от Аллаха и Посланника (С). А если бы это не было так, то Аллах не возвёл бы довод над ними».

Тот человек спросил: «Через что Аллах возвёл довод?»

Он сказал: «Через Его слова: “Сегодня Я довёл до совершенства для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас исламом как религиейˮ. Если бы обязанности и сунны не были завершены и доведены до совершенства, Он не возвёл бы довод над ними».

(«Мухтасар басаиру дараджат», С. 66).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.