Аяты 83-90

وَتِلْكَ حُجَّتُنَا آتَيْنَاهَا إِبْرَاهِيمَ عَلَى قَوْمِهِ نَرْفَعُ دَرَجَاتٍ مَّن نَّشَاء إِنَّ رَبَّكَ حَكِيمٌ عَلِيمٌ .83

وَوَهَبْنَا لَهُ إِسْحَاقَ وَيَعْقُوبَ كُلاًّ هَدَيْنَا وَنُوحاً هَدَيْنَا مِن قَبْلُ وَمِن ذُرِّيَّتِهِ دَاوُودَ وَسُلَيْمَانَ وَأَيُّوبَ وَيُوسُفَ وَمُوسَى وَهَارُونَ وَكَذَلِكَ نَجْزِي الْمُحْسِنِينَ .84

وَزَكَرِيَّا وَيَحْيَى وَعِيسَى وَإِلْيَاسَ كُلٌّ مِّنَ الصَّالِحِينَ .85

وَإِسْمَاعِيلَ وَالْيَسَعَ وَيُونُسَ وَلُوطاً وَكُلاًّ فضَّلْنَا عَلَى الْعَالَمِينَ .86

وَمِنْ آبَائِهِمْ وَذُرِّيَّاتِهِمْ وَإِخْوَانِهِمْ وَاجْتَبَيْنَاهُمْ وَهَدَيْنَاهُمْ إِلَى صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ .87

ذَلِكَ هُدَى اللّهِ يَهْدِي بِهِ مَن يَشَاءُ مِنْ عِبَادِهِ وَلَوْ أَشْرَكُواْ لَحَبِطَ عَنْهُم مَّا كَانُواْ يَعْمَلُونَ .88

أُوْلَـئِكَ الَّذِينَ آتَيْنَاهُمُ الْكِتَابَ وَالْحُكْمَ وَالنُّبُوَّةَ فَإِن يَكْفُرْ بِهَا هَـؤُلاء فَقَدْ وَكَّلْنَا بِهَا قَوْماً لَّيْسُواْ بِهَا بِكَافِرِينَ .89

أُوْلَـئِكَ الَّذِينَ هَدَى اللّهُ فَبِهُدَاهُمُ اقْتَدِهْ قُل لاَّ أَسْأَلُكُمْ عَلَيْهِ أَجْراً إِنْ هُوَ إِلاَّ ذِكْرَى لِلْعَالَمِينَ .90

83. Это — Наш довод, которые Мы даровали Ибрахиму против его народа. Мы возвышаем степенями тех, кого желаем. Поистине, Господь твой — Мудрый, Знающий!

84. И даровали Мы ему Исхака и Йакуба; всех Мы вели прямым путём. И Нуха вели раньше, а из его потомства — Давуда, Сулеймана, и Айюба, и Йусуфа, и Мусу, и Харуна. Так воздаем Мы творящим добро!

85. И Закарию, и Йахью, и Ису, и Ильяса, — они все из праведных.

86. И Исмаила, и ал-Йасаа, и Йунуса, и Лута — всех Мы превознесли над мирами.

87. И из отцов их, и потомков их, и братьев их, — Мы избрали их и вели их прямым путём.

88. Это — путь Аллаха, которым Он ведет, кого желает, из Своих рабов. А если бы они придали бы Ему сотоварищей, то тщетным для них оказалось бы то, что они делали!

89. Это — те, кому Мы даровали книгу, и мудрость, и пророчество. Если не уверуют в него эти, то Мы поручили это людям, которые в это будут веровать.

90. Это — те, которых вёл Аллах, и их прямому пути следуй! Скажи: «Я не прошу у вас за это награды. Это — только напоминание для миров».

 

1. Шейх Кулейни привёл от Абу Джаруда, что Имам Бакир (А) сказал:

В один из дней Имам Бакир (А) сказал: «О Абу Джаруд! Что они говорят о Хасане и Хусейне (А)?»

Я сказал: «Они отрицают, что Хасан и Хусейн (А) являются сыновьями Посланника Аллаха (С)».

Он сказал: «А что вы привели против этого?»

Я сказал: «Слова Аллаха об Исе (А): “И даровали Мы ему Исхака и Йакуба; всех Мы вели прямым путем. И Нуха вели раньше, а из его потомства — Давуда, Сулеймана, и Айуба, и Йусуфа, и Мусу, и Харуна. Так воздаем Мы делающим добро! И Закарию, и Йахью, и Ису, и Ильяса, — они все из праведныхˮ[1], и слова Аллаха: “Кто же будет препираться с тобой об этом после того, как пришло к тебе знание, то скажи: ‘Приходите, призовём наших сыновей и ваших сыновей, наших женщин и ваших женщин, нас самих и вас самих’ˮ (3: 61)[2]».

Он сказал: «А что они ответили?»

Я сказал: «Они ответили, что дети от дочери не могу считаться потомством человека».

Имам (А) сказал: «Клянусь Аллахом, о Абу Джаруд, я приведу тебе аят Корана, который говорит, что Хасан и Хусейн (А) — потомство Пророка (С), и никто не сможет отвергнуть его, кроме неверного!»

Я сказал: «Да буду я твоей жертвой! Что это за аят?»

Он сказал: «Этот аят: “И запрещены вам ваши матери, и ваши дочери, и ваши сестры, и ваши тётки по отцу и матери, и дочери брата, и дочери сестры, и ваши матери, которые вас вскормили, и ваши сёстры по кормлению, и матери ваших жен, и ваши воспитанницы, которые под вашим покровительством от ваших жен, к которым вы уже вошли; а если вы еще не вошли к ним, то нет греха на вас; и жёны ваших сыновей, которые от ваших чреселˮ (4: 23). Так спроси их, о Абу Джаруд: разрешено ли для Посланника Аллаха (С) жениться на жёнах Хасана и Хусейна (после них)? Если они скажут: “Даˮ, то солгут, клянусь Аллахом, а если скажут: “Нетˮ, то тем самым станет ясно, что они — сыновья Посланника Аллаха (С), и они — его потомство, ибо их жёны запрещены для него из-за этого».

(«Кафи», том 8, С. 317).

 

2. Он также привёл от Абу Хамзы, что Имам Бакир (А) сказал:

Аллах сказал в Своей Книге: «И Нуха вели раньше, а из его потомства — Давуда, Сулеймана, и Айюба, и Йусуфа, и Мусу, и Харуна. Так воздаем Мы творящим добро! И Закарию, и Йахью, и Ису, и Ильяса, — они все из праведных. И Исмаила, и ал-Йасаа, и Йунуса, и Лута — всех Мы превознесли над мирами. И из отцов их, и потомков их, и братьев их, — Мы избрали их и вели их прямым путём»; «Это — те, кому Мы даровали книгу, и мудрость, и пророчество. Если не уверуют в него эти, то Мы поручили это людям, которые в это будут веровать» — Он поручил это лучшим из людей Дома (ахль уль-бейт) и лучшим из братьев (то есть Хасану и Хусейну) и потомков. И таково Его слово: если твоя умма не будет веровать в то, с чем ты был отправлен, то Мы поручили твоему Ахль уль-Бейт веру (иман), с которой ты был отправлен, и они никогда не будут неверующими в это. Я никогда не отниму веру (иман), с которой ты был отправлен, от твоего Ахль уль-Бейт после тебя, и они — знающие твоей уммы и повелители дел после тебя. Они выводят знание, в котором нет никакой лжи, греха, неправды или лицемерия.

(«Кафи», том 8, С. 119).

 

3. Ахмад ибн Мухаммад ибн Халид Барки привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Клянусь Аллахом, Аллах приписал Ису ибн Марьям (А) к Ибрахиму (то есть описал его происхождение от Ибрахима) в Коране через женщин. И сказал Он: «И даровали Мы ему Исхака и Йакуба; всех Мы вели прямым путем. И Нуха вели раньше, а из его потомства — Давуда, Сулеймана, и Айуба, и Йусуфа, и Мусу, и Харуна. Так воздаем Мы делающим добро! И Закарию, и Йахью, и Ису».

(«Махасин», С. 156).

 

4. Мухаммад ибн Ибрахим Нумани привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Для повелителя этого дела (то есть Имама Махди) сохранены его сподвижники. Даже если уйдут все люди, Аллах приведёт его сподвижников. Они — те, о ком Аллах сказал: «Если не уверуют в него эти, то Мы поручили это людям, которые в это будут веровать», и сказал: «О вы, которые уверовали! Если кто из вас отпадет от своей религии, то Аллах приведёт людей, которых Он любит и которые любят Его, смиренных перед верующими, великих над неверными, которые борются на пути Аллаха и не боятся порицающих» (5: 54).

(«Гейба», С. 215).

 

5. Айаши привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«И даровали Мы ему Исхака и Йакуба; всех Мы вели прямым путём» — чтобы оставить это среди людей его Дома (его ахль уль-бейт). — «И Нуха вели раньше» — чтобы оставить это среди людей его Дома (его ахль уль-бейт). И Он оставил это в потомстве пророков до Ибрахима и после Ибрахима (А).

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 397).

 

6. Он также привёл:

Человек пришёл к Имаму Садыку (А), и он сказал ему: «Я — из тех, о ком Аллах сказал: “Это — те, которых вёл Аллах, и их прямому пути следуй!ˮ Спрашивай же меня, о чём пожелаешь!»

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 398).

 

7. Он также привёл от Ибн Синана от Сулеймана ибн Харуна (от Имама):

Аллах сказал: если все обитатели небес и земли объединятся, чтобы переместить это дело (вилаят) с его места, на которое поставил его Аллах, они не смогут. И если все люди станут неверующими, то Он приведёт людей, которые будут людьми этого дела. Разве ты не слышал, как Аллах говорит: «О вы, которые уверовали! Если кто-то из вас отпадёт от своей религии, то Аллах приведет людей, которых Он любит и которые любят Его, смиренных перед верующими, великих над неверными, которые борются на пути Аллаха и не боятся порицающих» (5: 54), и говорит: «Если не уверуют в него эти, то Мы поручили это людям, которые в это будут веровать». Люди того аята — люди этого аята.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 398).

 

8. Али ибн Ибрахим привёл:

«Это — путь Аллаха, которым Он ведет, кого желает, из Своих рабов. А если бы они придали бы Ему сотоварищей» — то есть пророки, о которых говорилось в предыдущих аятах — «то тщетным для них оказалось бы то, что они делали».

А потом Он сказал: «Это — те, кому Мы даровали книгу, и мудрость, и пророчество. Если не уверуют в него эти» — то есть сподвижники (Пророка), Курайшиты и все, кто отверг присягу повелителю верующих Али (А) — «то Мы поручили это людям, которые в это будут веровать» — то есть шиитам повелителя верующих (А).

А затем Он сказал: «Скажи» — твоему народу — «Я не прошу у вас за это» — за моё пророчество и Коран — «награды. Это — только напоминание для миров».

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 216).

 

[1] Тут Иса (А) назвал потомком Нуха (А), хотя он рождён от него по женской линии — ведь у Исы (А), как известно, не было отца. Так же Хасан и Хусейн (А), хоть и рождены от Мухаммада (С) по женской линии, могут называться его «сыновьями».

[2] Этот аят ниспослан по поводу мубахиля (взаимного проклятья) Пророка (С) с христианами. На мубахиля он привёл Фатиму Захру («наши женщины»), Хасана и Хусейна («наши сыновья») и Али ибн Аби Талиба («нас самих»). Таким образом, Аллах в этом аяте называет Хасана и Хусейна (мир им) «сыновьями» Пророка (С).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.