Аят 81

وَإِذْ أَخَذَ اللّهُ مِيثَاقَ النَّبِيِّيْنَ لَمَا آتَيْتُكُم مِّن كِتَابٍ وَحِكْمَةٍ ثُمَّ جَاءكُمْ رَسُولٌ مُّصَدِّقٌ لِّمَا مَعَكُمْ لَتُؤْمِنُنَّ بِهِ وَلَتَنصُرُنَّهُ قَالَ أَأَقْرَرْتُمْ وَأَخَذْتُمْ عَلَى ذَلِكُمْ إِصْرِي قَالُواْ أَقْرَرْنَا قَالَ فَاشْهَدُواْ وَأَنَاْ مَعَكُم مِّنَ الشَّاهِدِينَ .81

81. И вот взял Аллах завет с пророков: «Вот то, что Я дарую вам из писания и мудрости, а потом придет к вам посланник, подтверждающий истинность того, что с вами. Вы обязательно уверуете в него и будете помогать ему». Он сказал: «Подтверждаете ли вы и принимаете ли на том условии Мою ношу?» Они сказали: «Мы подтверждаем». Он сказал: «Засвидетельствуйте же, и Я буду с вами из свидетелей».

 

1. Али ибн Ибрахим привёл:

Аллах взял завет относительно Своего Пророка (С) со всех пророков, что они будут веровать в него, помогать ему и сообщать своим общинам о нём.

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 114).

 

2. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Каждый из пророков вернётся в этот ближний мир, чтобы помочь повелителю верующих Али (то есть вернётся при Раджаате), и таково слово Аллаха: «Вы обязательно уверуете в него» — то есть в Посланника Аллаха (С) — «и будете помогать ему» — то есть повелителю верующих (А). И Он сказал им в мире зарр: «Подтверждаете ли вы и принимаете ли на том условии Мою ношу?» — то есть Мой завет. «Они сказали: “Мы подтверждаемˮ» Тогда «Он сказал» — то есть Аллах сказал ангелам: «Засвидетельствуйте же, и Я буду с вами из свидетелей». Об этом же говорит аят в суре «Сонмы»: «Вот взяли Мы с пророков завет — и с тебя, и с Нуха, и Ибрахима, и Мусы, и Исы, сына Марьям, и взяли с них суровый завет» (33: 7), и в суре «Возвышенности»: «И вот, Господь твой извлек из сынов Адама, из спин их, их потомство и заставил их засвидетельствовать о самих себе: “Разве Я не ваш Господь?ˮ Они сказали: “Да, мы свидетельствуемˮ. Чтобы вы не сказали в день воскресения: “Мы были небрежны к этомуˮ» (7: 172).

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 114).

 

3. От Фейза ибн Аби Шейба, что Имам Садык (А) сказал:

«И вот взял Аллах завет с пророков: “Вот то, что Я дарую вам из писания и мудрости, а потом придет к вам посланник, подтверждающий истинность того, что с вами. Вы обязательно уверуете в него и будете помогать емуˮ» — они обязательно уверуют в Посланника Аллаха (С) и будут помогать повелителю верующих Али (А). Каждый из пророков вернётся в этот ближний мир, чтобы сражаться вместе с повелителем верующих Али (то есть вернётся при Раджаате).

(«Мухтасар басаиру дараджат», С. 25).

 

4. От Абу Хамзы Сумали от Имама Бакира (А), что повелитель верующих Али (А) сказал:

Поистине, Аллах единый, единственный, утвердился в единственности, а потом изрёк слово, и стало оно светом, а потом Он сотворил из этого света Мухаммада и сотворил меня и мое потомство. А потом Он изрёк слово, и оно стало духом, и Аллах поместил его в этот свет и поместил его в наши тела. И мы — дух Аллаха, и Его слова, и через нас Он возвел довод над всем творением. Мы пребывали в зеленой тени, когда не было ни солнца, ни луны, ни ночи, ни дня, ни глаза, что видел бы это; поклонялись Ему, святили и прославляли его, прежде чем Он сотворил другое творение.

А затем Он взял завет с пророков о том, что они будут веровать в нас и помогать нам, и таково Его слово: «И вот взял Аллах завет с пророков: “Вот то, что Я дарую вам из писания и мудрости, а потом придет к вам посланник, подтверждающий истинность того, что с вами. Вы обязательно уверуете в него и будете помогать емуˮ» — то есть будете веровать в Мухаммада (С) и помогать его преемнику. Они уверовали в Мухаммада (С), но не помогали его преемнику. Но они помогут ему, все из них!

И, поистине, Аллах взял с меня завет вместе с заветом Мухаммада (С), что мы будем помогать друг другу. И я помогал Мухаммаду (С), сражался вместе с ним, убивал его врагов и тем самым исполнил то, что обещал Аллаху в завете. Но не помогал мне никто из пророков и посланников, ибо Аллах забрал их к Себе, но они помогут мне (в будущем, то есть при Раджаате).

(«Мухтасар басаиру дараджат, С. 32).

 

5. От Фараджа ибн Аби Шейба, что Имам Садык (А) сказал:

«И вот взял Аллах завет с пророков: “Вот то, что Я дарую вам из писания и мудрости, а потом придет к вам посланник, подтверждающий истинность того, что с вами. Вы обязательно уверуете в него и будете помогать емуˮ» — то есть уверуют в Посланника Аллаха (С) и будут помогать его преемнику повелителю верующих (А). Аллах не отправлял пророка или посланника, не взяв с него завет о пророчестве Мухаммада (С) и имамате Али (А).

(«Тавилу ль-аят», том 1, С. 116).

 

6. Айаши привёл от Букейра от Имама Бакира (А):

Поистине, Аллах взял с наших шиитов завет о нашем вилаяте, когда они были частицами (зарр) — в день, когда Он взял завет с частиц (зарр) о Своём господстве (рубубийя) и пророчестве Мухаммада (С). И Аллах представил Мухаммаду (С) пречистых Имамов, и они были тенями. И Он сотворил их из глины, из которой был сотворён Адам. И Он сотворил духи наших шиитов за две тысячи лет прежде их тел, и представил его (вилаят) им, и Посланник Аллаха (С) представил им Али (А). Мы знаем их (наших шиитов) по образу речи.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 204).

 

7. От Зурары:

Я спросил у Имама Бакира (А): «Когда Аллах взял завет с частицами (зарр) в чреслах Адама и представил их пред Собой, то видели ли они Его?»

Он сказал: «Да, о Зурара, и они были частицами (зарр) перед Ним, и Он взял с них завет о Своем господстве (рубубийя) и пророчестве Мухаммада (С). А потом Он определил для них удел (ризк) и заставил их забыть видение Себя, но при этом вложил в их сердца познание Себя. И вот, Аллах обязательно выведет в этот ближнего мир каждого, с кого он взял завет (в мире зарр). И кто отвергнет то, что было взято с него относительно завета Мухаммаду (С) — тому не принесёт пользы завет с его Господом в том мире. А кто не станет отвергать завет с Мухаммадом (С), тому принесёт пользу завет с его Господом».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 204).

 

Примечание переводчика:

«Видение» здесь означает не лицезрение сущности Бога (то есть Бога Самого по Себе), а лицезрение следов Его действия и тварного замысла, Его машийи. Имам Хусейн (А) говорит в «Дуа Арафат»: «Ослепли глаза, которые не видят Тебя» - это значит: «не видят Твоего действия во всех вещах», а не «Твоей сущности».

Бог проявляет Себя не Своей сущностью, а через Свои действия. Но тот, кто проявлен через действия, более явен, чем сами действия. Так же как человек, проявленный через сидение, более явен, чем само сидение, хотя ты и не можешь постигнуть его иначе, как через это сидение. А потому ты говоришь: «О сидящий!» Однако если ты сконцентрируешься на самом сидении, то сидящий будет скрыт от тебя. И точно так же — когда ты сконцентрируешься на творении, от тебя станет скрыт Творец. Однако как только ты начнешь смотреть не на действие, а на Того, Кто явлен через действие, Он станет для тебя очевиднее всех вещей.

Итак, значение видения Бога — это видение Его аятов, знамений и следов Его действия. Например, в хадисе от Имама Резы (А) говорится, что тот, кто увидит Мухаммада (С) на его высоком положении в будущем мире — тот увидит Аллаха. Это означает, что по величию, великолепию и власти этого положения мы поймем величие, великолепие и власть Самого Аллаха. А потому видение этого положения будет видением Аллаха. И точно так же: «Кто посетил могилу Хусейна — как будто посетил Аллаха на Его Троне». Это означает, что могила Хусейна (А) является таким великим знамением Всевышнего, что её посещение подобно посещению Самого Всевышнего.

 

8. От Фейза ибн Аби Шейбы, что Имам Садык (А) сказал:

«И вот взял Аллах завет с пророков: “Вот то, что Я дарую вам из писания и мудрости, а потом придет к вам посланник, подтверждающий истинность того, что с вами. Вы обязательно уверуете в него и будете помогать емуˮ» — обязательно уверуете в Посланника Аллаха (С) и будете помогать повелителю верующих (А). Каждый из пророков вернётся в этот ближний мир, чтобы сражаться вместе с повелителем верующих (А).

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 204).

 

9. От Салама ибн Мустанира, что Имам Садык (А) сказал:

«Они называют себя именем, которым Аллах не назвал никого, кроме Али ибн Аби Талиба (то есть амир аль-муминин, “повелитель верующихˮ). До сих пор еще не пришло толкование (тавиль) этого».

Я сказал: «Да буду я твоей жертвой! Когда же придёт толкование этого?»

Он сказал: «Когда оно придёт, Аллах соберёт перед ним пророков и верующих, так что они станут помогать ему. И таково слово Аллаха: “И вот взял Аллах завет с пророков: ‘Вот то, что Я дарую вам из писания и мудрости, а потом придет к вам посланник, подтверждающий истинность того, что с вами. Вы обязательно уверуете в него и будете помогать ему’. Он сказал: ‘Подтверждаете ли вы и принимаете ли на том условии Мою ношу?’ Они сказали: ‘Мы подтверждаем’. Он сказал: ‘Засвидетельствуйте же, и Я буду с вами из свидетелей’ˮ. В тот день Посланник Аллаха (С) вручит знамя Али ибн Аби Талибу (А), и повелитель верующих (А) будет повелителем всех творений. Все творения встанут под его знамя, и он будет их повелителем. Таково толкование этого».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 205).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.