Достоинства этой суры

1. Шейх Кулейни передал, что Имам Бакир (А) сказал:

Кто читает суру «Могущество» громким голосом — будет как тот, кто обнажает меч на пути Аллаха. А тот, кто читает её тихим голосом — будет как тот, кто залит своей кровью на пути Аллаха. И кто прочитает её десять раз — тому будут прощены тысяча грехов.

(«Кафи», том 2, С. 454).

 

2. Шейх Садук привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Кто читает суру «Могущество» в обязательном намазе — воззовёт призывающий: «О раб Аллаха! Аллах простил тебе то, что было (из твоих грехов). Возобнови же свои (благие) дела!».

 

3. В «Хавасу ль-куран» приведено, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Кто читает эту суру — получит награду того, кто постился в месяц рамадан. Если же он прочитает её в ночь могущества — получит награду того, кто сражался на пути Аллаха. Если прочитать эту суру на дверь хранилища (кладовой) — Аллах защитит его (это хранилище) от всякого бедствия, пока хозяин не возьмёт из него обратно то, что в нём хранил.

 

4. Посланник Аллаха (С) сказал:

Кто читает эту суру — тому лучшее творение будет в Судный День другом и спутником. Человек, страдающий искривлением рта или лица, получит исцеление, если посмотрит на новый сосуд, на котором (или внутри которого) будет написана эта сура.

 

5. Имам Садык (А) сказал:

Тот, кто прочитает эту суру после намаза иша пятнадцать раз, будет под защитой Аллаха до следующей ночи. Тот, кто прочитает эту суру ночью семь раз, будет под защитой Аллаха до утра. Если прочитать её на то место, где хранятся золото, серебро или драгоценности, — Аллах защитит это место от всего, что может навредить ему. И если прочитать её на то место, где хранится урожай, — это также защитит его.

 

Аяты 1-5

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِِ

إِنَّا أَنزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةِ الْقَدْرِ .1

وَمَا أَدْرَاكَ مَا لَيْلَةُ الْقَدْرِ .2

لَيْلَةُ الْقَدْرِ خَيْرٌ مِّنْ أَلْفِ شَهْرٍ .3

تَنَزَّلُ الْمَلَائِكَةُ وَالرُّوحُ فِيهَا بِإِذْنِ رَبِّهِم مِّن كُلِّ أَمْرٍ .4

سَلَامٌ هِيَ حَتَّى مَطْلَعِ الْفَجْرِ .5

 

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

1. Поистине, Мы ниспослали его в ночь могущества!  

2. А что даст тебе знать, что такое ночь могущества?  

3. Ночь могущества лучше тысячи месяцев.  

4. Нисходят ангелы и дух в неё с дозволения их Господа для всяких повелений.  

5. Мир! Она — до восхода зари!

 

1. Саад ибн Абдуллах привёл от Абу Басира:

Я был с Имамом Садыком (А) и он упомянул нечто о рождении Имамов. А потом сказал: «В ночь могущества увеличивается дух (рух)». Я спросил: «Да буду я твоей жертвой! Разве дух — это не Джабраил?». Он сказал: «Джабраил — из числа ангелов, а дух — творение выше ангелов. Разве Аллах не сказал: “Нисходят ангелы и духˮ?».

(«Басаиру дараджат», С. 425).

 

2. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Мой отец (А) совершал таваф вокруг Каабы, когда к нему подошёл человек в чалме с закрытым лицом, который был отправлен к нему (от Господа). Он повёл его с собой в дом около Сафы, а потом послал за мной, и так нас стало трое. И он сказал: «Добро пожаловать, о сын Посланника Аллаха!». А потом положил свою руку на мою голову и сказал: «Да благословит тебя Аллах, о доверенный Аллаха после своих отцов! О Абу Джафар! Если хочешь, то сообщи мне, а если хочешь, я сообщу тебе. Если хочешь, то спроси меня, а если хочешь, я спрошу тебя. Если хочешь, поверь мне, а если хочешь, я поверю тебе». Он сказал: «Всё это (то есть для меня нет разницы)». Он сказал: «Тогда смотри, не скажи своим языком то, о чём думаешь иначе!». Мой отец (А) сказал: «Так делает только тот, в сердце которого есть два разных знания, одно из которых противоречит другому. Однако Аллах отверг то, чтобы у Него было знание, в котором имелись бы противоречия».

Он сказал: «Вот мой вопрос, и ты уже заговорил о нём. Поведай мне об этом знании, в котором нет противоречий: кто знает его?»

Мой отец (А) сказал: «Всё знание — у Аллаха, однако то, что должно быть для рабов от Него — у преемников».

Тогда тот человек сел прямо и сказал: «Этого я желал и за этим пришёл. Ты сказал, что знание, в котором нет противоречий, есть у преемников. Как же они знают его?»

Он сказал: «Так же, как Посланник Аллаха (С) знал его, кроме того, что они не видят то, что видел Посланник Аллаха (С), ибо он был пророком, а они — те, с кем разговаривают (ангелы). Он же вступал к Аллаху и слышал откровения, а они не слышат».

Тот человек сказал: «Ты изрёк истину, о сын Посланника Аллаха! Спрошу тебя о трудном вопросе. Скажи мне: почему это знание не проявляется так, как проявлялось у Посланника Аллаха (С)?».

Мой отец (А) улыбнулся и сказал: «Аллах запретил, чтобы Его знание сообщалось кому-то, кроме тех, чьё сердце Он испытал для веры. К примеру, Он велел Посланнику Аллаха (С) терпеть мучения, которые причиняли ему многобожники, и не вступать в сражение с ними, пока Он не повелит это. И сколько же он скрывал (своё послание), пока не был ниспослан аят: “Провозгласи то, что тебе велено, и отвернись от многобожниковˮ (15: 94)! Клянусь Аллахом, если бы он провозгласил (своё послание) прежде этого, то был бы в безопасности, однако он желал подчиняться и страшился непослушания, а потому удержался. И хотел бы я, чтобы очи твои узрели Махди этой уммы, когда ангелы с мечами рода Давуда будут меж небесами и землёй, мучая души мёртвых неверных и присоединяя к ним души подобных им из числа живых».

Тогда тот человек вынул меч и сказал: «Вот этот меч из тех мечей!».

И мой отец (А) сказал: «О да, клянусь Тем, Кто избрал Мухаммада посланником!».

Тогда тот человек снял покрывало со своего лица и сказал: «Я — Ильяс. Я спрашивал тебя об этом не потому, что не знал ответа, но но желал я, чтобы этот разговор был подкреплением для твоих сподвижников. Хочу сообщить тебе об аяте, который таков, что если твои шииты будут спорить посредством него, победят».

Мой отец (А) сказал: «Не сообщить ли мне тебе об этом аяте?»

Он сказал: «Да».

Он сказал: «Если наш шиит прочтёт противникам нашего руководства суру “Могуществоˮ и спросит: знал ли Посланник Аллаха (в течение своей жизни) что-то, чего не знал в эту ночь и что не принёс ему Джабраил в другое время? — они скажут: “Нетˮ. Тогда пусть он спросит у них: “Должен ли был он проявить всё, что знал?ˮ. Они скажут: “Нетˮ. Тогда пусть он спросит: “Тогда было ли противоречие в том знании Аллаха, которое проявил Посланник Аллаха (С)?ˮ Если они скажут: “Нетˮ, то пусть спросит их: “Тогда тот, кто судит по решению Аллаха, и в его решении есть противоречие — такое противоречит Посланнику Аллаха (С)?ˮ. Они скажут: “Даˮ, а если скажут: “Нетˮ, то впадут в противоречие своим первоначальным словам. И пусть скажет им: “Не знает его толкования никто, кроме Аллаха и твёрдых в знанияхˮ (3: 7). Если они спросят: “Кто такое твёрдые в знаниях?ˮ, скажи: “Те, кто не противоречат в своих знанияхˮ.

И если они скажут: «Откуда это (откуда такой вывод)?», пусть он скажет: «Донёс ли Посланник Аллаха (С) то, что было на него возложено?». Если они скажут: «Да», пусть он скажет: «Когда умер Посланник Аллаха (С), его преемник (халиф) имел то знание, в котором нет противоречия?». Если они скажут: «Нет», то пусть он скажет: «Преемник Посланника Аллаха (С) должен быть подтверждён им самим, но Посланник Аллаха (С) мог оставить после себя только того, кто судит его суждением и во всём подобен ему, кроме пророчества. А если Посланник Аллаха (С) не оставил того, кто является наследником его знания, то сбились бы с пути все будущие поколения от того, кто стал бы таким его преемником». А если они скажут ему: «Знание Посланника Аллаха (С) было из Корана», то пусть он скажет: «“Ха. Мим. Клянусь книгой ясной! Мы ниспослали его в ночь благословенную; поистине, Мы являемся увещателями! В течение неё разделяется всякое мудрое повеление по велению от Нас; Мы являемся посылающимиˮ (44: 1-5)». И если они скажут ему: «Аллах не отправляет (ангелов) ни к кому, кроме пророка», то пусть он скажет: «Это мудрое повеление, которое разделяется в течение неё, — от ангелов и духа, которые нисходят от неба к небу или от неба к земле?». Если они скажут: «От неба к небу», то ведь нет на небе никого, кто от повиновения переходил к непослушанию. А если они скажут: «От неба к земле», то пусть он скажет им: «Разве может для обитателей земли быть кто-то, кроме повелителя из числа их самих, к которому они будут обращаться?»

Если они скажут: «Халиф — их правитель», то пусть он скажет им: «Аллах — повелитель тех, которые уверовали: Он выводит их из мрака к свету. А те, которые неверны, друзья их — идолы; они выводят их от света к мраку. Это — обитатели Огня, они в нем вечно пребывают» (2: 257). Клянусь своей жизнью, нет повелителя (вали) на небесах и земле, кроме утверждённого (назначенного Аллахом), а тот, кто утверждён — не ошибается. И нет врага Аллаха, чтобы он не был унижен, а кто унижен — не имеет истины. Повеление должно низводиться с неба, чтобы руководствовались им обитатели земли. И точно так же должен быть повелитель (вали)».

Если они скажут: «Мы не знаем этого», то пусть он скажет им: «Говорите что хотите. Аллах отверг, чтобы после Мухаммада (С) Его рабы были оставлены без довода над ними».

Тогда Ильяс (А) сказал: «О сын Посланника Аллаха! Вот тут тёмные врата. Разве ты не видел, как они говорят: “Довод Аллаха — Коран?ˮ».

Мой отец (А) сказал: «Коран не разговаривает, чтобы повелевать или запрещать. Однако у Корана есть люди, которые повелевают и запрещают. Если людей постигнет такое событие, решения о котором не будет в Сунне и Коране, то Аллах отверг в Своём знании, чтобы такое случилось и не было для этого ни решения, ни избавителя».

(«Кафи», том 1, С. 188).

 

3. Он также передал, что Имам Садык (А) сказал:

Мой отец (А) был с некими людьми и улыбнулся, так что на его глазах стали заметны слёзы. А потом сказал: «Знаете ли вы, что заставило меня смеяться?». Они сказали: «Нет». Он сказал: «Ибн Аббас считал, что он — из числа тех, “которые сказали: ‘наш Господь — Аллах’, а потом утвердилисьˮ. Я сказал ему: “О Ибн Аббас, видел ли ты ангелов, которые сообщили бы тебе о своём вилаяте (руководстве) в ближнем и будущем мире и что ты защищен от страха и не будешь печален?ˮ. Он сказал: “Аллах говорит: ‘Поистине, верующие — братья’. Он имел в виду всю уммуˮ. Я засмеялся и сказал: “Скажи мне, есть ли в решении Аллаха противоречия?ˮ. Он сказал: “Нетˮ.

Я спросил: “Вот человек отрубил мечом пальцы другого человека. А потом он ушёл и пришёл другой, который отрубил ему кисть руки. Если бы ты был судьёй и к тебе привели его, каким бы было твоё решение?ˮ. Он сказал: “Я решил бы так, что тот, кто отрубил, должен выплатить штраф за руку, а того, у кого отрублена рука, я призвал бы установить с ним мирˮ. Я сказал: “В таком случае было бы противоречие в решении Аллаха, и ты опроверг бы своё первое слово. Однако Аллах отверг, чтобы среди Его творений исполнялись наказания, и не было бы этому объяснения. Ты должен отрубить ему кисть руки, а потом выплатить ему штраф за пальцы. Таково решение Аллаха в ночь, в которую Он низводит повеление. Если ты слышал это от Посланника Аллаха (С) и отверг, Аллах отправит тебя в Огонь — подобно тому, как ослепли твои глаза, когда ты отверг слова Али ибн Аби Талиба (А)ˮ. Он сказал: “Клянусь Аллахом, я ослеп только от ударов крыльев ангелов!ˮ. Я опять улыбнулся и оставил его в тот день из-за его глупости.

Потом я снова встретил его и сказал: “О Ибн Аббас! Ты не говорил так правдиво, как вчера! Али ибн Аби Талиб (А) сказал тебе: ‘Ночь могущества наступает каждый год, и в неё низводятся повеления на следующий год. И для этих повелений есть вали после Посланника Аллаха (то есть те руководители людей, на которые низводятся эти повеления)’. Ты спросил: ‘Кто они?’. Он сказал: ‘Я и одиннадцать Имамов из моего потомства, с которыми разговаривают ангелы’. Тогда ты сказал: ‘Я не думаю, что они разговаривают с кем-то, кроме Посланника Аллаха (С)’. Тогда явился пред тобою тот ангел, который разговаривал с ним (с Имамом Али), и сказал: ‘Ты солгал, о раб Аллаха! Я вижу то, о чем сказал тебе Али, а он не видит, но его сердце вмещает это и внимает его слух’. После этого он провёл по тебе своим крылом, и ты ослепˮ. Тогда Ибн Аббас сказал: “Аллаху принадлежит решение о том, в чём мы расходимсяˮ. Я сказал: “Разве ты видел, чтобы Аллах вынес два разных решения по одному делу?ˮ. Он сказал: “Нетˮ. Я сказал: “Вот тут ты и погиб и сгубил другихˮ».

(«Кафи», том 1, С. 191).

 

4. Он также передал, что Имам Бакир (А) сказал:

Аллах сказал о ночи могущества: «В течение неё разделяется всякое мудрое повеление» (44: 4). То есть в течение неё низводится всякое мудрое повеление. Мудрое не может быть противоречивым, но оно есть нечто единое. И тот, кто решает по тому, в чём нет противоречия, — его решение есть решение Аллаха, велик Он и свят. А тот, кто решает по тому, в чём есть противоречие, и считает, что его мнение верно, — его решение есть решение тагута. Поистине, каждый год низводится на повелителя дел в ночь могущества объяснение дел, где ему повелевается относительно него самого то-то и то-то, а относительно дел людей то-то и то-то. И вдобавок к этому, сообщается повелителю дел каждый год из знания Аллаха особое, скрытое, удивительное и хранимое, подобно тому как низводится на него в эту ночь.

А потом он прочитал этот аят: «Если бы всё то, что на земле из деревьев, стало перьями, а морю, кроме него, помогли бы еще семь морей, не иссякли бы слова Аллаха. Поистине, Аллах — Великий, Мудрый!» (31: 27).

(«Кафи», том 1, С. 192).

 

5. Он также привёл, что Имам Садык (А) передал, что Имам Саджад (А) сказал:

«Поистине, Мы ниспослали его в ночь могущества» — сказал правду Аллах, велик Он и свят! Он ниспослал Коран в ночь могущества. «А что даст тебе знать, что такое ночь могущества?» — Посланник Аллаха (С) сказал: «Не знаю». Аллах сказал: «Ночь могущества лучше тысячи месяцев» — тех месяцев, в которых нет этой ночи. И Он сказал Посланнику (С): «Знаешь ли ты, почему она лучше тысячи месяцев?». Он сказал: «Нет». Аллах сказал: «Потому что в неё нисходят ангелы и дух с дозволения их Господа для всяких повелений. И то, что дозволил Господь — этим Он доволен». «Мир! Она - до восхода зари» — Он сказал этим: «О Мухаммад, тебя приветствуют миром Мои ангелы и Мой дух с начала этой ночи до восхода зари».

(«Кафи», том 1, С. 193).

 

6. Он также привёл от Имама Садыка (А), что Имам Али (А) сказал:

Два моих врага (первый и второй узурпаторы) были возле Посланника Аллаха (С), когда он читал суру «Могущество», страшась Аллаха и плача. Тогда они сказали: «Как же ты любишь эту суру!» . Он сказал: «Это от того, что видят мои глаза и объемлет моё сердце, и что объемлет сердце его (то есть Али) после меня». Они сказали: «Что же ты видишь и что он видит?». Тогда он написал для них на земле: «Нисходят ангелы и дух в неё с дозволения их Господа для всяких повелений». А потом спросил: «Есть ли какие-то еще повеления, если Аллах сказал: “для всяких повеленийˮ?». Они сказали: «Нет». Он сказал: «Знаете ли вы, на кого они нисходят?». Они сказали: «На тебя, о Посланник Аллаха». Он сказал: «Да. Но будет ли ночь могущества после меня?». Они сказали: «Да». Он спросил: «Будут ли низводиться в неё повеления?». Они сказали: «Да». Он спросил: «На кого же?». Они сказали: «Не знаем». Тогда он провёл рукой по моей голове и сказал: «Если не знаете, то теперь знайте! Он — тот, кто после меня». И с тех пор эти двое узнавали ночь могущества по тому страху, который овладевал ими в эту ночь.

(«Кафи», том 1, С. 193).

 

7. Он также привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

О собрание шиитов! Спорьте с вашими противниками посредством суры «Могущество», и вы победите! Клянусь Аллахом, она — довод Аллаха Великого над творением после Посланника Аллаха (С), она — госпожа вашей религии, и она — предел нашего знания. О собрание шиитов! Спорьте с вашими противниками посредством суры «Дым», ибо она — для повелителей дел после Посланника Аллаха (С), и исключительно для них. О собрание шиитов! Аллах сказал: «Нет никакой общины, в которой не было бы увещателя» (35: 24).

У него спросили: «О Абу Джафар! Увещатель — это Мухаммад (С)?». Он сказал: «Ты сказал верно. Но разве не было у него посланников, которых он отправлял в те или иные земли? Разве не был его посланник подобен тому, как он сам был посланником от Аллаха?». Тот сказал: «Да». Он сказал: «И так же после смерти Мухаммада (С) у него был посланник, увещатель. А если ты скажешь: “Нетˮ, то это будет означать, что Посланник Аллаха (С) оставил тех, кто придёт после него из его уммы, без руководства». У него спросили: «А разве им не достаточно Корана?». Он сказал: «Нет, но необходим его толкователь». У него спросили: «А разве не истолковал его Посланник Аллаха (С)?». Он сказал: «Он истолковал его для одного человека и объяснил умме положение этого человека, и это — Али ибн Аби Талиб (А)».

У него спросили: «О Абу Джафар! Было ли это дело предназначенным только для избранных, так что не все могут понять и понести его?». Он сказал: «Аллах отверг любое поклонение Себе, кроме как в тайне, до наступления того срока, когда будет проявлена Его религия (то есть приход Имама Махди). Подобно тому как Посланник Аллаха (С) и Хадиджа (А) скрывали свою веру, пока Аллах не повелел объявить о ней». У него спросили: «Подобает ли обладателю этой религии скрываться?». Он сказал: «Разве Али ибн Аби Талиб (А) не скрывал свою веру, когда он принял её вместе с Посланником Аллаха (С), до того дня, когда проявилось его дело?». Он сказал: «Таково же и наше дело — пока не исполнится то, что предписано (выход Каима)».

(«Кафи», том 1, С. 193).

 

8. Он также привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«Аллах сотворил ночь могущества а начале сотворения ближнего мира и сотворил в ней первого пророка, который будет, и первого преемника, который будет. И Он решил, что в каждый год будет ночь, в которую низводится толкование дел до наступления следующего года. Тот, кто отвергает это, отрицает знание Аллаха. Ибо не приходят пророки, посланники и преемники, с которыми разговаривают ангелы, кроме как если с ними будет довод из того, что является к ним в эту ночь из доводов, с которыми приходит к ним Джабраил».

У него спросили: «А те, с которыми разговаривают (ангелы), — к ним приходит Джабраил или другие ангелы?». Он сказал: «Что касается пророков и посланников, то без сомнения. А что касается тех, кто кроме них, то должен быть на лице земли от первого дня её создания до её исчезновения довод, дабы Аллах ниспосылал в эту ночь повеления на тех, кому Ему угодно из числа Его рабов. Клянусь Аллахом, ангелы и дух нисходили в ночь могущества на Адама. И клянусь Аллахом, когда умер Адам, у него остался преемник. И к каждому, кто был после Адама из числа пророков, приходили повеления в эту ночь, а потом к преемнику после него. И клянусь Аллахом, каждый пророк от Адама (А) до Мухаммада (С) получал в эту ночь повеление сделать такого-то своим преемником.

Аллах сказал в Своей Книге о повелителях дел после Мухаммада (С): “Обещал Аллах тем из вас, которые уверовали и творили благие деяния, что Он оставит их халифами на земле, как оставил тех, кто был до них, и утвердит им их религию, которую избрал для них, и даст им взамен после их страха безопасность. Они будут поклоняться Мне, не присоединяя ко Мне ничего в сотоварищи. А кто после этого окажется неверным, те — распутникиˮ (24: 55). Этим самым Он говорит: “Я оставляю вас халифами для Моего знания, Моей религии и поклонения Мне после вашего пророка, так же как преемники Адама были сделаны халифами после него, пока не был отправлен пророк после негоˮ. “Они будут поклоняться Мне, не присоединяя ко Мне ничего в сотоварищиˮ — то есть будут поклоняться Мне через веру в том, что нет пророка после Мухаммада (С). А кто скажет что-то иное — “те — распутникиˮ. Он наделил наследников Мухаммада (С) знанием, и это — мы. Спрашивайте же нас, и если увидите, что мы говорим истину, поверьте в нас. Но вы не сделаете этого. Что касается нашего знания, то оно явно (проявленно), а что касается срока, в который будет явлена религия от нас, так что не останется между людьми противоречий, то это — срок, до наступления которого пройдёт много дней и ночей. А потом это явится, и будет дело единым. Клянусь Аллахом, решено уже, что между верующими не будет противоречий. А потому Аллах сделал его свидетелем над людьми, чтобы Мухаммад (С) свидетельствовал о нас, а мы свидетельствовали о наших шиитах, а наши шииты свидетельствовали о людях. Аллах отверг, чтобы в Его решении было противоречие, а между людьми Его знания — расхождение».

А потом Имам Бакир (А) сказал: «Превосходство того, кто верит в суру “Могуществоˮ и её тафсир, над другими подобно превосходству человека над животным. Через тех, кто верует в неё, Аллах в ближнем мире удаляет беды от тех, кто не верует в неё, подобно тому как Он удаляет их через тех, кто сражается, от тех, кто сидит дома. И я не знаю в наше время джихада, кроме хаджа, умры и поддержания отношений с соседями.

(«Кафи», том 1, С. 194).

 

9. Он также привёл, что человек сказал Имаму Бакиру (А):

«О сын Посланника Аллаха, не разгневаешься ли ты на меня, если я спрошу тебя о чем-то?». Он сказал: «Нет».

Человек сказал: «Ты говоришь, что в эту ночь нисходят ангелы и дух на преемников, приходя к ним с повелениями (делами), о которых не знал Посланник Аллаха (С)? Или ты говоришь, что они приходят к ним с повелениями, о которых знал Посланник Аллаха (С)? А я знаю, что когда Посланник Аллаха (С) умер, всё его знание перешло к Али (А)».

Имам (А) сказал: «Что мне в тебе и что тебе во мне? Кто послал тебя ко мне, о человек?».

Он сказал: «Судьба послала, чтобы я спросил тебя о религии».

Имам (А) сказал: «Тогда слушай и пойми, что я скажу. Когда Посланник Аллаха (С) был в мирадже, Аллах научил его знанию того, что было, и того, что будет. И многое из этого знание было общим, и тафсир (разъяснение) его приходил в ночь могущества. И так же Али ибн Аби Талиб (А): он знал всё знание в общем, и его тафсир приходил в ночь могущества, как и было с Посланником Аллаха (С)».

Тот человек спросил: «Разве в том общем знании уже не было тафсира?». Имам (А) сказал: «Да, но в ночь могущества приходило повеление от Аллаха к Пророку (С) и преемникам (А): “Делай так-то и так-тоˮ, в соответствии с тем, что они уже знали. Им велелось то, как поступать по этому знанию».

Тот человек сказал: «Объясни мне это».

Он сказал: «Посланник Аллаха (С) умер, зная обо всём знании и его тафсире (разъяснении)».

Тот человек сказал: «Тогда чем было то знание, что приходило ему в ночь могущества?»

Имам (А) сказал: «Повеление и облегчение из того, что он уже знал».

Тот человек сказал: «Значит, им не приходит в ночь могущества знание помимо того знания, которое они уже знали?»

Он сказал: «Это то, что им велено скрывать, и не знает разъяснение того, о чём ты спросил, никто, кроме Аллаха».

Тот человек спросил: «Знают ли преемники то, чего не знают пророки?»

Имам (А) сказал: «Нет. Как же преемник может знать то, чего не знает тот, преемником кого он стал?»

Тот человек спросил: «Можно ли сказать, что один из преемников знает то, чего не знает другой?»

Имам (А) сказал: «Нет. Когда умирает пророк, его знание находится в его преемнике. И в ночь могущества нисходят ангелы и дух с решением, по которому судят среди рабов».

Тот человек спросил: «Разве они не знали это решение прежде этого?»

Он сказал: «Да, они знали его, но они не могли утвердить что-либо из этого, пока не было сообщено им в ночь могущества, что они должны делать в будущий год».

Тот человек спросил: «Могу ли я это отвергнуть?»

Имам (А) сказал: «Кто отвергнет это — не из нас».

Тот человек спросил: «О Абу Джафар! Как мне знать, что ночь могущества бывает каждый год?»

Он сказал: «Когда наступит рамадан, читай в каждую ночь сто раз суру “Дымˮ, а когда наступит эта ночь — двадцать три раза, и ты сам увидишь подтверждение тому, о чём спросил».

(«Кафи», том 1, С. 195).

 

10. Он также передал, что Имам Бакир (А) сказал:

«Шайтанов, которых Аллах посылает на несчастных из людей заблуждения, больше, чем ангелов, которых Аллах посылает на Своего халифа, которого установил Он для справедливости и мудрости».

У него спросили: «Как шайтанов может быть больше, чем ангелов?»

Он сказал: «Как пожелал Аллах».

У него спросили: «Если бы я рассказал этот хадис шиитам, они бы отвергли его. Потому что ангелов больше, чем шайтанов».

Имам (А) сказал: «Ты сказал верно. Но пойми то, что я говорил. Не проходит дня и ночи, чтобы все джинны и шайтаны не посещали имамов заблуждения. А Имамов прямого пути посещает такое же число ангелов. Когда наступает ночь могущества, ангелы нисходят на повелителя дел, и Аллах создаёт — или же Имам (А) сказал «посылает» — такое же число шайтанов на повелителя заблуждения, и они внушают ему ложь и нечестие, так что когда он просыпается, говорит: «Я видел то-то и то-то». А если он спросит у повелителя дел, тот скажет ему: «Ты видел шайтанов, которые внушили тебе то-то и то-то», так что объяснит ему заблуждение, на котором тот стоит. Клянусь Аллахом, тот, кто верит в ночь могущества, знает, что она предназначена для нас, как сказал Посланник Аллаха (С) об Али (А) при приближении своей смерти: «Это — ваш повелитель после меня, и если вы последуете за ним, то встанете на прямой путь». Однако тот, кто не верит в ночь могущества, отрицает это. Однако тот, кто верит в ночь могущества, у того не будет правды, пока он не признает, что она — для нас. А тот, кто не скажет так — лжец. Аллах выше того, чтобы ниспосылать повеления в эту ночь вместе с ангелами и духом на неверующего, нечестивца.  А если он скажет, что они не нисходят ни на кого, то ведь может быть только так, что нечто нисходит на нечто другое, и никак иначе. А если они скажут — а они скажут, — что это не так, то заблудятся далеким заблуждением.

(«Кафи», том 1, С. 196).

 

11. Он также передал, что Имама Садыка (А) спросили о ночи могущества. Он сказал:

Ищите её в двадцать первую или двадцать третью ночь рамадана.

(«Кафи», том 4, С. 156).

 

12. Он также передал, что Абу Басир спросил у Имама Садыка (А):

«Да буду я твоей жертвой! В какую ночь искать то, что обещано?»

Он сказал: «В двадцать первую или двадцать третью ночь рамадана».

Он спросил: «А если я не в силах бодрствовать в эти ночи?»

Имам (А) сказал: «Как легко провести две ночи, прося то, что хочешь!»

Он спросил: «А если мы видим наступление этих ночей, но кто-то приходит из другой земли и говорит, что они наступили в другое время?»

Имам (А) сказал: «Как легко провести четыре ночи, прося то, что хочешь!»

Он спросил: «Да буду я твоей жертвой! Сулейман ибн Халид передал, что в девятнадцатую ночь записываются те, кто пойдёт в хадж в следующем году».

Имам (А) сказал: «О Абу Мухаммад! В ночь могущества записываются те, кто пойдёт в хадж, и записываются смерти, бедствия, пропитание и всё, что подобно этому, на следующий год. Просите же Аллаха в двадцать первую и двадцать третью ночи и читайте в каждую из них сто ракятов намаза, совершайте в них гусль (полное омовение) и бодрствуйте до утра».

Он спросил: «А если я не смогу совершить эти намазы стоя?»

Имам (А) сказал: «Тогда совершай их сидя».

Он спросил: «А если я не смогу и сидя?»

Имам (А) сказал: «Тогда совершай их лёжа. Нет проблемы, если ты немного поспишь в начале ночи. В месяц рамадан открываются врата небес, сковываются оковами шайтаны и принимаются деяния верующих. Как прекрасен месяц рамадан! Во время Посланника Аллаха (С) его называли “наделённый (благословениями)ˮ».

(«Кафи», том 4, С. 156).

 

13. Он также передал, что у Имама Бакира (А) или Садыка (А) спросили:

«Как узнать о том, что наступила ночь могущества?»

Он сказал: «Её признак в том, что её запах прекрасен. Если она придётся на холодное время года, то при её наступлении потеплеет. Если она придётся на жаркое время года, то при её наступлении станет прохладно».

И его спросили о самой ночи могущества. Он сказал: «В неё нисходят ангелы и писцы на ближние небеса и записывают то, что будет на следующий год и что постигнет рабов. И дела у Аллаха принадлежат Ему, и в них Его воля (машийа): он выводит вперёд из них то, что пожелает, и откладывает то, что пожелает. Он стирает и утверждает, и у Него — Мать писания».

(«Кафи», том 4, С. 157).

 

14. Он также привёл, что у Имама Садыка (А) спросили:

«Как ночь могущества может быть лучше тысячи месяцев?»

Он сказал: «Деяния в эту ночь лучше, чем деяния в течение тысячи месяцев, в которых нет этой ночи».

(«Кафи», том 4, С. 157).

 

15. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Тора была ниспослана через шесть ночей после начала месяца рамадан, Евангелие — через двенадцать ночей, Забур — через восемнадцать ночей. Коран же был ниспослан в ночь могущества.

(«Кафи», том 4, С. 157).

 

16. Он также привёл от Хумрана, что он спросил у Имама Бакира (А) о словах: «Мы ниспослали его в благословенную ночь» (44: 3). Он сказал:

Да, это ночь могущества, и она наступает каждый год в последние десять ночей месяца рамадан. И Коран был ниспослан не иначе как в ночь могущества. Аллах сказал: «В течение неё разделяется всякое мудрое повеление» (44: 4). В ночь могущества определяется всякая вещь, которая будет в будущий год, из добра и зла, подчинения и ослушания, рождения, сроков и пропитания. И то, что определено на этот год, — это обязательное (махтум), и у Аллаха есть в этом воля (машийа).

Он спросил: «Что означают слова Аллаха: “Ночь могущества лучше тысячи месяцевˮ?».

Имам (А) сказал: «Праведные дела в эту ночь, такие как намаз, закят и подобное этому, лучше праведных дел в течение тысячи месяцев, в которых нет этой ночи. Если бы Аллах не добавлял верующим, они не достигли бы этого, но Аллах добавляет им блага».

(«Кафи», том 4, С. 157).

 

17. Он также привёл, что некто сказал Имаму Садыку (А):

«Сообщи мне о ночи могущества: она была и будет каждый год?»

Он сказал: «Если бы исчезла ночь могущества, исчез бы Коран».

(«Кафи», том 4, С. 157).

 

18. Он также привёл от Исхака ибн Аммара:

Я слышал, как Имам Садык (А) говорил, а люди спрашивали его. И у него спросили: «Пропитание распределяется в ночь на середину шаабана?»

Он сказал: «Нет, клянусь Аллахом, но это не бывает кроме как в ночь на девятнадцатое, двадцать первое и двадцать третье рамадана. В ночь на девятнадцатое рамадана соединяются два дела, на двадцать первое рамадана разделяется всякое мудрое повеление, а на двадцать третье рамадана запечатывается то, что желал Аллах из этого. И такова ночь могущества, о которой Аллах сказал: “лучше тысячи месяцевˮ».

У него спросили: «Что значит “соединяются два делаˮ?».

Он сказал: «Аллах соединяет в ней то, что желал из ускорения, отсрочки, Своей воли и Своего определения».

У него спросили: «Что значит “запечатывается то, что желал Аллах из этогоˮ?».

Он сказал: «В двадцать первую ночь разделяется то, что соединилось (в девятнадцатую ночь), и у Аллаха есть в этом бада (изменение предопределённого). Когда же наступает двадцать третья ночь, Он запечатывает это, и оно становится обязательным (махтум), то есть таким, в котором нет у Него изменений».

(«Кафи», том 4, С. 158).

 

19. Он также передал, что Имам Садык (А) сказал:

Определение — в девятнадцатую ночь, подтверждение — в двадцать первую, а запечатывание — в двадцать третью.

(«Кафи», том 4, С. 159).

 

20. Он также передал, что Имам Садык (А) сказал:

Посланнику Аллаха (С) были показаны во сне Омейяды, поднявшиеся на его минбар после него и сбивающие людей с прямого пути. И он проснулся в печали, и пришёл Джабраил и сказал: «О Мухаммад! Почему я вижу тебя печальным?». Он сказал: «О Джабраил! В эту ночь я видел Омейядов, поднявшихся на мой минбар после меня и сбивающих людей с прямого пути». Он сказал: «Клянусь Тем, Кто отправил тебя пророком с истиной, я ничего не знаю об этом!». Затем он поднялся на небо и не прошло много времени, как он спустился с аятом: «Разве ты не видишь, что если бы Мы дали им пользоваться много лет, а затем пришло к ним то, что им было обещано, не избавило бы их то, что было дано в пользование?» (26: 205-207). И было ниспослано: «Поистине, Мы ниспослали его в ночь могущества. А что даст тебе знать, что такое ночь могущества? Ночь могущества лучше тысячи месяцев» — Аллах сделал для Своего Пророка (С) ночь могущества лучше, чем тысяча месяцев правления рода Омейядов.

(«Кафи», том 4, С. 159).

 

21. Он также передал, что Имам Садык (А) сказал:

Ночь могущество — начало и конец года.

(«Кафи», том 4, С. 160).

 

22. Мухаммад ибн Аббас передал, что Имам Садык (А) сказал:

«Ночь могущества лучше тысячи месяцев» — чем царство Омейядов. «Нисходят ангелы и дух в неё с дозволения их Господа» — на Мухаммада (С) и род Мухаммада (С) со всяким благим повелением.

(«Тавилу ль-аят», том 2, С. 820).

 

23. Он также передал, что Имам Садык (А) сказал:

Али ибн Аби Талиб (А) прочитал: «Поистине, Мы ниспослали его в ночь могущества», и возле него были Хасан и Хусейн (А). И Хусейн (А) сказал: «О мой отец! Как же красиво ты прочитал этот аят!». Он сказал ему: «О сын Посланника Аллаха и мой сын! Знай, что я знаю об этой суре то, чего ты не знаешь. Когда она была ниспослана, твой дед Посланник Аллаха (С) послал за мной и прочитал её мне. А потом положил свою руку на моё правое плечо и сказал: «О мой брат, преемник и повелитель над моей уммой после меня! О тот, кто будет сражаться с моими врагами до Судного Дня! Эта сура принадлежит тебе после меня и твоим детям после тебя. Джабраил, мой брат среди ангелов, рассказывал мне то, что случится в моей уммой в течение этого года, и он будет рассказывать это тебе. Эта сура — свет, сияющий в твоём сердце и сердцах преемников, пока не поднимется рассвет Каима».

(«Тавилу ль-аят», том 2, С. 820).

 

24. Шейх Кулейни передал, что Имам Садык (А) сказал в длинном хадисе о мирадже Пророка (С) и его намазе в мирадже:

А потом Аллах внушил ему в откровении: «Прочти, о Мухаммад, то, что касается твоего Господа: “Скажи: Он — Аллах Единый...ˮ — в первом ракяте». А потом Аллах внушил ему в откровении: «Прочти “поистине, Мы ниспослали его в ночь могуществаˮ, ибо это касается тебя и твоего Ахль уль-Бейт до Судного Дня».

(«Тавилу ль-аят», том 2, С. 817).

 

25. Шарафудди Наджафи передал, что Имам Садык (А) сказал:

«Лучше тысячи месяцев» — одна ночь имамата справедливого Имама лучше, чем тысяча месяцев правления Омейядов. «Нисходят ангелы и дух в неё с дозволения их Господа для всяких повелений» — то есть от их Господа на Мухаммада (С) и род Мухаммада (С).

(«Тавилу ль-аят», том 2, С. 817).

 

26. Он также передал от Хумрана:

Я спросил у Имама Садыка (А) о том, что разделяется в ночь могущества: это то же самое, что предопределяет Аллах в эту ночь? Он сказал: «Сила Аллаха не подлежит описанию. Но Он сказал: “В течение неё разделяется всякое мудрое повелениеˮ. Как же нечто может быть мудрым, кроме как разделяясь? Сила Аллах не подлежит описанию, ибо Он совершает что пожелает. Что же касается слов Аллаха “ночь могущества лучше тысячи месяцевˮ, то Он имел в виду Фатиму (А). “Нисходят ангелы и дух в неёˮ: “ангелыˮ тут — это верующие, которые владеют знанием рода Мухаммада (С), а “духˮ — это святой дух (руху ль-кудс), и это — Фатима (А). “Нисходят ангелы и дух в неё с дозволения их Господа для всяких повеленийˮ — для всяких благих повелений — “до восхода зариˮ — до прихода Каима (А)».

(«Тавилу ль-аят», том 2, С. 818).

 

27. Шейх Туси передал, что Имам Бакир (А) сказал:

Дом Али (А) и Фатимы (А) — из комнат Посланника Аллаха (С), и потолок их дома — Трон Господа миров, а пол уходит к Трону, мираджу откровения и ангелов, которые нисходят на них с откровениями утром и вечером, каждый час и каждое мгновение ока. И не прекращается это движение ангелов: волны из них опускаются и волны восходят вверх. Поистине, Аллах раскрыл для Ибрахима (А) небеса, так что он увидел Трон, и Аллах увеличил силу его взора. И так же Он увеличил силу взора Мухаммада, Фатимы, Али, Хасана и Хусейна (мир им), и они видели Трон, и не видели другого потолка для своих домов, кроме Трона. И вот, потолок их домов — Трон Милостивого, мираджи ангелов и дух — волна за волной, что не прерывается никогда. И нет такого дома Имамов, чтобы не было в нём мираджей ангелов, по слову Аллаха, велик Он и свят: «Нисходят ангелы и дух в неё с дозволения их Господа для всяких повелений».

(«Тавилу ль-аят», том 2, С. 818).

 

28. От Абу Зарра, что он спросил у Посланника Аллаха (С):

«О Посланник Аллаха, ночь могущества бывает только во время пророков, так что в неё на них низводятся повеления, а когда они уходят, её не бывает?»

Он сказал: «Нет, но она будет до Судного Дня».

(«Тавилу ль-аят», том 2, С. 819).

 

29. Али ибн Ибрахим Кумми привёл:

«Поистине, Мы ниспослали его в ночь могущества» — то есть Коран, который был ниспослан на Дом обитаемый (бейт маамур — то есть небесная Кааба) целиком, а на Посланника Аллаха (С) — в течение двадцати трёх лет. «А что даст тебе знать, что такое ночь могущества?» — и значение ночи могущества в том, что Аллах определяет в эту ночь сроки, пропитание и всё, что произойдёт (на следующий год) из смерти или жизни, урожая или засухи, блага или зла, как сказал Он: «В течение неё разделяется всякое мудрое повеление» — на следующий год. «Нисходят ангелы и дух в неё» — нисходят в неё ангелы и святой дух (руху ль-кудус) на Имама времени и вручают ему то, что записали из этих повелений. «Ночь могущества лучше тысячи месяцев» — Посланник Аллаха (С) увидел во сне обезьян, ползающих по его минбару, и это опечалило его. И Аллах ниспослал: «Поистине, Мы ниспослали его в ночь могущества! А что даст тебе знать, что такое ночь могущества? Ночь могущества лучше тысячи месяцев» — тысячи месяцев правления рода Омейядов, в которых не было бы ночи могущества. «Нисходят ангелы и дух в неё с дозволения их Господа для всяких повелений. Мир!» — это приветствие, которым приветствуется Имам до восхода зари.

У Имама Бакира (А) спросили: «Вы знаете, когда наступает ночь могущества?». Он сказал: «Как же нам не знать этого, если в ночь могущества ангелы совершают обход вокруг нас?».

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 432).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.