Карл Густав Юнг назвал предание о Граале «величайшим мифом европейского Средневековья». Цикл сказаний о Граале имел огромное влияние на культуру и литературу Средних веков. Тема святого Грааля появилась на Западе в 12 столетии и быстро заполнила культурный горизонт той эпохи десятками произведений – от поэмы Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» до «Смерти Артура» сэра Томаса Мэлари. С наступлением Нового времени литература продолжала разрастаться – вплоть до нашей эпохи, когда один за другим возникают как новые исследования, так и полуфантастические книги, вроде «Кода да Винчи».
Дата внезапного распространения граалевского цикла по Европе – 12 век – точно указывает на то, что эта легенда попала на Запад с Востока, являясь продуктом Крестовых походов. 12 столетие – время основания и расцвета ордена тамплиеров, имевшего несомненные и тесные контакты с шиитскими иерархиями. К середине 12 столетия тамплиерский орден превратился в самую богатую и влиятельную организацию христианского мира, за исключением папства. 60 % текста романа Вольфрама фон Эшенбаха занимают события, происходящие на Востоке.
Центральный образ цикла, Грааль, описывается по-разному. У Кретьена де Труа (2-я пол. 12 в.) Грааль — это ослепительно сверкающий сосуд. У Роберта де Борона это святой сосуд, куда была собрана кровь Христа при распятии; он был спрятан и сохранен учеником Иисуса Иосифом из Аримафеи. В «Парцифале» Эшенбаха (нач. 13 в.) Грааль – уже не сосуд, а лучезарный камень, ниспосланный ангелами с небес: «То, что окормляет рыцарей Храма Грааля, исходит от драгоценного камня, который в своей сущности – сама чистота». Группа ангелов принесла этот камень на землю; он является средоточием небесного разума, чудес и глубочайших тайн. В других версиях легенды в виде Грааля фигурируют также чаша, блюдо, меч, копье, стол, сокрытая книга, отрубленная голова и т.д.
Упоминания Грааля явно овеяны исламским ореолом. У Крестьена де Труа дама, несущая Грааль на зеленом бархате (зеленый — цвет Ислама и Дома Пророка), «одета в аравийские шелка» и зовется Репанс де Шой («не знающая гнева»). «Природа Грааля такова, что тот, кто о нем заботится, должен быть человеком совершенной чистоты и воздерживаться от всякой вероломной мысли». У Эшенбаха Грааль носит имя «lapsit exillis»: искаженное lapis ex caelis – «камень с небес» или lapsit ex caelis – «упавший с небес». В его символике также фигурирует зеленый цвет:
«И перед залом потрясенным
возник на бархате зеленом
светлейших радостей исток,
он же и корень, и росток,
райский дар, преизбыток земного блаженства,
воплощенье совершенства,
вожделеннейший камень Грааль...» (гл. 5).
В поэме Эшенбаха Грааль также носит название Темплезин и явно имеет отношение к тамплиерам – «восточным рыцарям». Юный Парцифаль, отправившись на поиски замка, называемого Горой спасения, по пути встречает своего дядю, мудрого старца Тревризента. Тревризент утверждает, что о Святом Граале стало известно из книги, изданной в испанском городе Толедо и написанной на странном варварском языке. «Варварский язык» — это арабский, на котором говорили населявшие Испанию мавры.
Замок Грааля у Эшенбаха показан в виде огромного Храма, построенного как отражение всего тварного космоса. В Исламе Храм Каабы также имеет глубокое космологическое значение, потому что он основан на именах славословия Господу. Согласно хадису от шестого Имама Садыка (А), Кааба имеет четыре стороны, потому что Ислам стоит на четырех словах: «пречист Аллах; хвала Аллаху; нет бога, кроме Аллаха; Аллах превыше всего».
Мы упомянули это потому, что у Вольфрама фон Эшенбаха Грааль предстает в виде мистического светящегося камня, упавшего с небес. Этот камень имеет явное сходство со знаменитым Черным камнем Каабы, сошедшим на землю вместе с Адамом, который сделал его краеугольным камнем центрального Храма Единобожия — модели Небесной Каабы. Черный камень символизирует Завет человека с Богом. Имам Али (А) говорит: «“Первым камнем” иудеи называют камень, находящийся в Иерусалиме, но и это не так. Первый камень – это Хаджар уль–Асвад («черный камень»), который Адам принес из Рая и положил в рукн (отверстие в стене Каабы), а люди трогали этот камень. Он был белее снега, но почернел от грехов человеческих».
Умар, целуя Черный камень, сказал: «Я знаю, что ты обычный камень и от тебя никакой пользы и никакого вреда, но я видел, как тебя целует Пророк (С), и поэтому делаю то же самое, а иначе я никогда бы не стал целовать тебя». Имам Али (А) сказал ему: «От этого камня есть и вред, и польза». «Как?» — удивился Умар. Имам (А) отвечал ему: «Когда дети Адама поклялись в верности Аллаху, Всемогущий запечатал эту клятву, и Черный камень поглотил ее. В Судный День Черный камень будет свидетельствовать о верности или неверности детей Адама своим клятвам. Поэтому, когда мы касаемся его, читаем молитву “О Аллах! Я уверовал в Тебя, в Твою Книгу, и я верен клятве”».
Смысл обрядов паломничества (хаджа), таким образом, состоит в возврате к потерянному духовному миру и позабытому Завету.
Разгадка Грааля состоит в том, что он есть отнюдь не физический предмет, а духовный полюс. Грааль, осененный восточным ореолом, – это сакральный центр, инициатическая чаша приобщения к мудрости и разуму творения. И это то, что находит параллели с Шиизмом, где Граалем является Ахль уль-Бейт (А), Дом Пророка. Грааль есть священный духовный полюс, возвышающий тех, кто приобщается к нему.
В связи чаши Грааля с династией подлинных королей, преемников Иисуса, прослеживается влияние тематики королей Ислама, рода Пророка – потомков Али и Фатимы (А), наделенных священной властью и преемством (халифат), но несправедливо угнетенных и забытых, чей эпос составляет основу Шиизма. Мы увидели, что в передаче Вольфрама фон Эшенбаха легенда о Граале была рассказана на арабском языке и пришла с Востока. Как отмечает Корбен, рыцарская иерархия Грааля скрыта от взоров совершенно так же, как сокрыт двенадцатый Имам с его друзьями, – он должен прийти в конце времен, чтобы «наполнить землю справедливостью и правосудием так же, как до того она была наполнена насилием и угнетением». Сокрытое рыцарство Грааля находится в связи с эзотерическими световыми иерархиями шиитов, во главе которых стоит Сокрытый Имам как сакральный Полюс мира. «Доблестные рыцари живут в замке Монсальват, где охраняют Грааль. Это тамплиеры, которые часто уезжают в далекие края на поиски приключений. Каков бы ни был исход их битв, слава или унижение, они принимают его с открытым сердцем, как искупление их грехов... Всё, что они имеют, приходит к ним от драгоценного камня, сущность которого – чистота...»
История о том, что Грааль есть кубок, в который стекала кровь Иисуса (А), связывает этот архетип с идеей крови, преемственности, священной династии, равно как и с мистерией мученичества, угнетения и попрания прав. Не случайно в одной из версий легенды в виде Грааля выступает отрубленная голова (вспоминается отрубленная голова Имама Хусейна).Согласно шиитскому Исламу, Дом Пророка – это тот краеугольный камень, который был положен в основу творения. Слова «Sangraal» или «Sangreal», использованные в ранних произведениях о Граале, можно понимать как «Sang Raal» или «Sang Real», что означает «священную кровь». Сакральный камень содержит в себе кровь какого-то рода; окруженный сонмом невидимых хранителей, он передает эту сияющую субстанцию через века, покуда не наступит час...
Амин Рамин
Добавить комментарий