Имам Саджад (А) сказал: «Аллах, велик Он и свят, сотворил сердца и тела пророков из глины Алийина, и сотворил сердца верующих из этой глины, а их тела сотворил из того, что кроме этого. И он сотворил сердца и тела неверующих (кафиров) из глины Сиджжина. И он смешал эти две глины, так что от верующего рождается кафир, и от кафира рождается верующий. И отсюда верующий иногда совершает зло, и отсюда кафир иногда совершает добро. И сердца верующих стремятся к тому, из чего они были сотворены, а сердца кафиров стремятся к тому, из чего они были сотворены» («Кафи», том 2, С. 2).
Аллах не сотворил ничего, существующего самого по себе, по своей сущности, но всякая сотворённая вещь является составной, и всё, что существует, состоит из бытия и сущности. Аллах создал для всякой вещи бытие, находясь при этом выше бытия, и из восприятия этого бытия возникла сущность каждой вещи.
Это бытие является производным замысла Аллаха (машийа), который есть действие Аллаха. Все создания Аллаха в мире творения были равны в отношении свободы и выбора, и Он рассеял их перед Своей милостью и справедливостью, которые есть Трон Аллаха, и сказал им: «Разве Я не ваш Господь?», и Мухаммад – не ваш Пророк, а Али – не ваш Имам? Они сказали: «Да, мы свидетельствуем» (7: 172).
И из них были те, кто сказал это языком и сердцем, веря в это, и Аллах сотворил их во втором творении из глины покорности, то есть глины Алийина, как сказано в хадисе, и глина тут – материя творения, а не «глина» в буквальном смысле. И среди них были те, кто сказал «да», при этом отрицая это в своём сердце, и Аллах сотворил их во втором творении из глины непокорности, то есть Сиджжина. И среди них были те, кто сказал «да», колеблясь, и Аллах сотворил их из глины барзаха, то есть из смеси двух глин.
Это — мир первого испытания, в котором были мы все, но сейчас не помним его (так же, как человек не помнит, что он делал в животе матери). Он называется «миром зарр» («миром частиц»), или «миром завета». Судя по всему, то, что в аяте Корана описывается как ответ «да», являлось испытанием и отдельной жизнью со своими законами, длившейся тысячи лет.
Первое творение можно сравнить с деревом, из которого можно произвести как дверь, так и стену, или с пером, которым можно написать как священное имя, так и ругательство. Об этом говорится в суре «Человек»: «Разве не прошёл над человеком срок из времени, когда он не был вещью поминаемой? Мы ведь создали человека из капли, смеси, испытывая его, и сделали его слышащим, видящим. Мы ведь повели его по пути либо благодарным, либо неверным» (76: 1-3). Имам Бакир (А) говорит: «Он был вещью, но не был поминаемым» (Тафсир «Бурхан», том 9, С. 175). И Аллах говорит: «Разве человек не видит, что Мы сотворили его прежде, и он не был вещью?» (19: 67). Имам Бакир (А) сказал: «Он был вещью определённой, но не был вещью сформированной» («Маджму байан», том 10, С. 212).
И тех, кто подчинился, Он сформировал во втором творении в Алийине, то есть в области выше Рая, и это – земля вилаята, замешанная на воде любви Фатимы (А). Как говорит Имам Садык (А): «Аллах создал верующих из Своего света и погрузил их в Свою милость» («Басаиру дараджат», С. 79).
Тех же, кто отказался подчиниться, Он сотворил из глины непокорности по образу животных, насекомых и шайтанов, из земли греха и тирании, замешанной на кипящей воде, откуда произрастает древо Заккум. Поэтому тот, кто принёс свидетельство языком и сердцем, получил внешний и внутренний облик человека, но тот, кто принёс его только языком, получил лишь внешний облик человека, так как он лишь внешне засвидетельствовал единобожие. Внутренняя же его сущность – шайтан, то есть облик неподчинения. И если он иногда совершает хорошие дела, то только внешне, из-за своего человеческого облика, а не внутренне, то есть сердцем.
Слова Имама (А) «сердца верующих стремятся к тому, из чего они были сотворены, а сердца кафиров стремятся к тому, из чего они были сотворены» означают, что сердца верующих сотворены из глины их Имамов, и когда глина смешалась, то это относилось к глине тела, а к глине сердца. Сердца верующих не смешаны с сердцами неверующих. Поэтому если верующий совершает зло, его сердце внутренне противится этому, сожалея о том, что он сделал и ненавидя содеянное, – даже если он по каким-то причинам пытается внушить себе обратное. Как маятник, это сердце всё равно вернётся к своему исходному положению.
Если перед таким человеком упомянуть имена Непорочных Имамов (мир им), он невольно устремится к ним с любовью и пониманием, даже если родился в обществе неверных и раньше никогда ничего не слышал о них. Коран говорит: «Сделай сердца людей склоняющимися к ним» (14: 37) – в молитве Ибрахима (А) о своём потомстве, «поселённом у священного Дома», то есть об Ахль уль-Бейт Мухаммада (С).
И наоборот, если неверующий делает некоторые добрые дела и совершает подчинение Аллаху в ближнем мире, то внутренне он ненавидит это, потому что это не относится к его сущности и отвратительно ей. Благие дела не являются плодами того дерева, из которого он сотворён. Когда же он совершает зло и неподчинение, то его сердце внутренне радуется и успокаивается. Если при нём упоминают Пророков и Имамов (мир им), он злится, а когда говорят о врагах Аллаха, чувствует себя комфортно. Как сказал Аллах: «А когда вспоминают Аллаха единым, ужасаются сердца тех, которые не веруют в последнюю жизнь. А когда вспоминают тех, кто помимо Него, — вот они радуются» (39: 45).
В другом хадисе Имам Садык (А) сказал (передано в «Кафи»): «Когда Аллах захотел сотворить Адама, послал Джабраила в первый час пятницы...».
Под «первым часом пятницы» тут надо понимать начало последних стадий миров, потому что Аллах, как говорится в хадисе, создал миллион миров и миллион Адамов, и мы в последнем из них. День пятницы – это день, когда закончились стадии бытия, начавшиеся с первого дня («воскресенье»), и это был белый свет, являющийся первым творением Трона (о светах Трона см. подробнее здесь). Второй день («понедельник») – зелёный свет, и жёлтый свет – между двумя днями; третий день («вторник») – красный свет, четвёртый день («среда») – формирование «праха» в «великой бездне» (умк акбар), пятый день («чертверг») – день подобий и образов (мисаль), и шестой день («пятница») – день формирования тел (джисм). И таковы шесть дней, в которые Аллах создал небеса и землю: «И сотворили Мы небеса, и землю, и то, что между ними, в шесть дней, и Нас не коснулась усталость» (50: 38). И наш отец Адам был первым, кто пришёл к завершённому бытию, и это было в первый час шестого дня (пятницы).
«...И он (Джабраил) зачерпнул своей правой рукой, и достала рука его от седьмого неба до ближних небес. И так он взял почву со всех небес. А другой своей рукой он зачерпнул от седьмой высшей земли до седьмой низшей земли...»
Таким образом, человек есть иерархически устроенное существо, включающее в себя всю структуру космоса, от верха до низа. От подножия Престола взято сердце, от высшего неба – разум, далее – представление и так далее, до земли, откуда было взято его физическое тело. Именно поэтому своим сердцем человек способен созерцать ряд образов, небесных прототипов вещей, называемых «идеями». Из всех существ, обитающих на земле, только человек способен в своем сознании составить абстрактную картину мира – галерею умных сущностей, отвлеченных от их конкретных физических носителей. Животное может каждый день наблюдать деревья, но оно никогда не сформирует абстрактную идею дерева, сущностную форму дерева, значимую для всех деревьев, какие только могут встретиться в конкретном опыте. Каждое дерево всякий раз дано ему в его конкретном бытии, как центр притяжения или отталкивания. Это не говоря уже о более высоких и отвлеченных идеях, как «страдание», «любовь», «добро», «красота» и т.д. Ни в каком внешнем опыте невозможно найти эти сущностные формы: они обретаются только внутри нас самих, восходя к галерее «умных сущностей», прототипов всех тварных вещей, существующих в Престоле, откуда взято наше сердце как высший орган мысли.
«...И Аллах, велик Он и свят, повелел Своему Слову, и взял первую пригорошню Джабраила Своей правой десницей, и взял его вторую пригорошню Своей левой десницей, и расколол эту глину на две части и сказал той, которая была в Его правой деснице: “Из тебя – посланники, пророки, преемники, правдивые, верующие и счастливые”, и сказал той, которая была в Его левой деснице: “Из тебя – тираны, многобожники, неверующие и тагуты”».
И «повелел Своему Слову (калимат)» означает слово «будь» (кун, كُنْ), как сказано в Коране: «Когда Он решит какое-то дело, говорит ему: “Будь” — и оно бывает» (19: 35). И буква «ка» в этом слове (в слове кун, «будь») указывает на слово (калимат), от которого содрогается величайшая бездна (умк акбар), как сказано в «Дуа Симат». И буква «нун» указывает на первый письменный прибор, как указано в суре «Письменная трость»: «Нун. Клянусь письменной тростью и тем, что пишут» (68: 1). Как говорит Имам Садык (А): «Нун — ангел, который ведет к письменной трости, которая есть ангел. И письменная трость ведет к скрижали, и она — ангел. Хранимая скрижаль ведет к Исрафилю, Исрафиль ведет к Микаилу, Микаил ведет к Джабраилу, а Джабраил ведет к пророкам и посланникам» («Маани ль-ахбар», С. 23, хадис 1). И между «ка» и «нун» сокращённый «вав», и это – вода, из которой Аллах сотворил «всякую вещь живую». И «слово», как пришло в хадисах, — это мир повеления (аламу ль-амр), и это – замысел Аллаха (машийа).
В хадисе говорится, что Аллах взял Своей правой десницей первую пригорошню Джабраила, взятую с семи небес и первой земли. Правая десница здесь, разумеется, не «рука», потому что у Аллаха нет частей тела, а символ милости (рахмат) и Вали (мир ему), то есть повелителя верующих (А), как он сам сказал о себе: «Я – десница Аллаха сильная». И из этой высокой глины, включающей в себя все космические уровни, были созданы верующие, признавшие Аллаха, нубувват и вилаят в мире зарр.
Затем Он взял своей левой десницей, то есть десницей Справедливости, мерзкую глину, отобранную с низших земель и сотворил из неё тех, кто отверг завет с ним в мире зарр, – «тиранов, многобожников, неверующих и тагутов».
Таким образом, слова «расколол эту глину на две части» означают распределение людей на две категории, в соответствии с их отношением к первому испытанию в мире зарр, тогда как до этого они были чем-то единым. Того, кто подчинился, Он создал в облике послушания, а того, кто ослушался, Он создал в облике непокорности, как было описано выше.
«...А потом эти две глины смешались друг с другом, и таково слово Аллаха: “Поистине, Аллах раскалывает зерно и семя” (6: 95), и “зерно” – это глина верующего, к которой Аллах привязал Свою любовь, а “семя” – это глина неверующего, которая удалена от всякого блага».
И из-за этого смешения глин, то есть материалов творения, неверующие имеют те же способности, что и верующие, и похожи на них внешне, и могут совершать добро, так же как и верующие могут совершать зло. Именно поэтому в обители ближнего мира бывает так трудно отличить одного от другого. Такое смешение, как уже было сказано, связано с тем, что внешне все люди сказали «да» в ответ на вопрос о рубубийи (господстве Аллаха), а потому все они получили высокий человеческий облик, хотя их сущность, невидимая глазами, принципиально отличается.
Если вам понравился этот материал, то помогите в создании новых — поддержите проект! Сделать это можно здесь: https://arsh313.com/donate/ Каждый рубль, перечисленный вами — это ещё один шаг к победе Истины.
[…] выбор и ответ в мире зарр, о котором мы уже писали здесь и здесь, ибо основа происходящего с нами в дунье – это […]
[…]Вера и неверие вытекают из ответа человека в мире зарр, когда Аллах разбросал творения перед Собой и спросил: «Разве Я не ваш Господь? Разве Мухаммад не ваш Пророк? Разве Али не ваш Имам?» — и те, кто ответил «Да» словом и сердцем, были сотворены в образе человека, который сам по себе есть облик подчинения и веры. Те же, кто ответил «Да» словом, но отверг сердцем, – Он сотворил их во внешнем облике подчинения (то есть людьми) и во внутреннем облике непокорности и неверия (то есть шайтанами). Подробнее об этом смотрите в нашей статье о сотворении человека и мире зарр. […]
Слова «сердца верующих стремятся к тому, из чего они были сотворены, а сердца кафиров стремятся к тому, из чего они были сотворены» и вообще вся статья наводят на мысль, что правы сунниты в том, что зло и добро от Аллаха. Что одних Аллах создает муминами, а других кафирами. Правильно ли я понял статью или я ошибаюсь?
Если можете ответьте пожалуйста на мой вопрос выше.
Конечно, зло и добро от Аллаха, а при чем тут сунниты?
«Сердца верующих стремятся к тому, из чего они были сотворены, а сердца кафиров стремятся к тому, из чего они были сотворены» — то есть сотворены в соответствии с их собственным выбором в мире зарр.