Когда Мамун собрал для диспута с Али ибн Мусой Резой (А) богословов ислама и иных религий – иудеев, христиан, зороастрийцев, сабиев и других, — и не поднимался ни один из них, не получив ответ, который был для него как проглоченный камень, — тогда встал Али ибн Мухаммад ибн Джахм и сказал: «О, сын Посланника Аллаха! Утверждаешь ли ты, что пророки были непорочными?» Он ответил: «Да». Тогда он спросил: «Что скажешь ты о словах Аллаха, велик Он и свят: “И ослушался Адам Господа своего и сбился с пути” (20: 121), и о словах Его: “...и Йунуса, когда он ушел в гневе и думал, что Мы не справимся с ним” (21: 87), и о словах Его о Йусуфе: “И возжелала она его, а он возжелал ее” (12: 24), и о словах Его о Давуде: “И подумал Давуд, что Мы только испытывали его, и просил прощения у Господа своего, и пал с поклоном, и вернулся” (38: 24), и о словах Его о пророке Мухаммаде, да благословит Аллах его и род его: “И ты скрывал в своей душе то, что обнаруживал Аллах, и боялся людей, а между тем Аллаха следует больше бояться” (33: 37)?»
И сказал Имам Реза (А): «Горе тебе, о Али! Страшись Аллаха и не приписывай пророкам мерзости! Не толкуй Книгу Аллаха по своему усмотрению! Ибо Аллах сказал, велик Он и свят: “Не знает его толкования никто, кроме Аллаха и твердых в знаниях” (3: 7).
Что же касается Его слов об Адаме: “И ослушался Адам Господа своего и сбился с пути” (20: 121), то Аллах, велик Он и свят, сотворил Адама Своим доводом на Своей земле и Своим халифом в Своих странах и не сотворил его для райского сада (джаннат). И ослушание Адама было в райском саду, а не на земле, тогда как его непорочность обязательна на земле, дабы завершились определения дела Аллаха. Когда же он был отправлен на землю и сделан доводом и халифом, обрел непорочность, по слову Аллаха, велик Он и свят: “Поистине, Аллах избрал Адама и Нуха и род Ибрахима и род Имрана над мирами” (3: 33).
Что же до слов Его, велик Он и свят: “...и Йунуса, когда он ушел в гневе и думал, что Мы не справимся с ним (буквально – не определим над ним)” (21: 87), то “думал” здесь имеет значение “убедился” – что Аллах не обделит его пропитанием никогда. Разве ты не слышал слова Аллаха, велик Он и свят: “когда Он испытает его и определит ему пропитание” (89: 16) – то есть обделит его пропитанием.
То есть значение этого аята: Йунус убедился, что Аллах не обделит его пропитанием.
И если бы он думал, что Аллах не может справиться с ним, то стал бы неверным.
Что же до слов Его, велик Он и свят, о Йусуфе: “И возжелала она его, а он возжелал ее” (12: 24), то она (Зулейха) возжелала греха, он же возжелал убить ее, если бы она принудила его к греху. И Аллах отвратил от него ее убийство и мерзость, и таково слово Его, велик Он и свят: “Так Мы отвратили от него зло и мерзость” (12: 24) – то есть убийство и прелюбодеяние.
Что же касается Давуда, мир ему, — то что говорят ваши единомышленники о нем?»
Али ибн Мухаммад ибн Джахм ответил: «Они говорят, что Давуд молился в мехрабе, когда перед ним предстал Иблис в облике прекраснейшей птицы. Тогда Давуд прервал свою молитву, чтобы схватить эту птицу. Птица вылетела во двор, и Давуд устремился за ней. Она взлетела на крышу, и он полез туда, дабы поймать ее. Тогда птица спустилась во двор Урьи ибн Ханнана. Давуд наблюдал за ней, и взор его упал на жену Урьи ибн Ханнана, которая совершала полное омовение, и он влюбился в нее. В это время Урья находился в военном походе. Давуд написал письмо начальнику войска, чтобы он поставил Урью впереди священного ковчега.
То есть в самом опасном месте. Священным ковчегом у народа Исраиля назывался ларец, в котором хранились реликвии Мусы (А) — скрижали завета и атрибуты пророчества. Во время битв этот ларец несли перед войском. В Коране также содержится упоминание этого ларца: «Знамением его царствия станет то, что к вам явится ковчег с миром от вашего Господа. В нем будет то, что осталось после семьи Мусы и семьи Харуна» (2: 148). В настоящее время этот ковчег находится у Имама времени (А).
Он поставил его, и Урья победил многобожников. Давуду стало тяжко от этого, и он снова написал, чтобы его поставили перед ковчегом, и тогда он был убит, и Давуд женился на его жене».
Эта история взята «суннитами» у иудеев. Вот как говорится об этом в Библии: «Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина. Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею. Когда же она очистилась от нечистоты своей, возвратилась в дом свой. Женщина эта сделалась беременною и послала известить Давида, говоря: я беременна. И послал Давид сказать Иоаву: пришли ко мне Урию Хеттеянина. И послал Иоав Урию к Давиду. И пришел к нему Урия, и расспросил его Давид о положении Иоава и о положении народа, и о ходе войны... Поутру Давид написал письмо к Иоаву и послал его с Уриею. В письме он написал так: поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер. Посему, когда Иоав осаждал город, то поставил он Урию на таком месте, о котором знал, что там храбрые люди. И вышли люди из города и сразились с Иоавом, и пало несколько из народа, из слуг Давидовых; был убит также и Урия Хеттеянин. И послал Иоав донести Давиду о всем ходе сражения... И услышала жена Урии, что умер Урия, муж ее, и плакала по муже своем. Когда кончилось время плача, Давид послал, и взял ее в дом свой, и она сделалась его женою и родила ему сына. И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа» («Вторая книга царств», глава 11).
Тогда Имам Реза (А) ударил ладонью по своему лбу и сказал: «Аллаху мы принадлежим, и к Нему возвращаемся! Они приписали пророку Аллаха пренебрежение к молитве, так что он оставил ее и побежал за птицей, а потом мерзость, а потом убийство!»
Тот спросил: «О, сын Посланника Аллаха! Так в чем же был грех Давуда?»
Имам (А) сказал: «Горе тебе! Поистине, Давуд только лишь подумал, что Аллах не создал творение, более знающего, чем он. И Аллах, велик Он и свят, отправил к нему двух ангелов, и они предстали перед ним в мехрабе и сказали: “Один из нас злоумыслил на другого. Рассуди нас по истине, и не нарушай, и веди нас на верную дорогу. Вот это — брат мой , у него 99 овец, а у меня одна овца. И сказал он: «Поручи мне ее!» — и победил меня в речи” (38: 22-23).
И тогда Давуд, мир ему, поспешил и вынес решение в пользу истца и сказал: “Он обидел тебя, прося твою овцу к своим” (38: 24), и не спросил он у истца доказательства его слов, и не спросил у ответчика: “Что ты скажешь?” Эта ошибка была ошибкой в порядке судебного решения, а не такой, какую вы приписываете ему, (говоря, что он совершал грехи). Разве не слышали вы, что Аллах говорит: “О Давуд, Мы сделали тебя наместником на земле, суди же среди людей по истине и не следуй за страстью” (38: 26)».
То есть ошибка Давуда (А) не состояла в самом вынесенном решении: оно было верным. Есть хадис, что Давуд (А) видел решение относительно преступлений людей написанным на их лбах. Поэтому он не ошибся, но, увидев через знание сокровенное правильное решение, он забыл про формальные процедуры судебного процесса: спросить доказательства у истца и ответчика.
Он спросил: «О сын Посланника Аллаха! Что же произошло между ним и Урьей?»
Имам Реза (А) ответил: «Во времена Давуда женщина не могла больше выйти замуж, если муж ее умер или был убит. И первым, кому Аллах дозволил жениться на женщине после того, как муж ее был убит, являлся Давуд. И он женился на жене Урьи после того, как муж ее был убит и закончился срок ее выжидания (идда) после него. И это – то, чем были недовольны люди относительно этой истории с Урьей».
Что же касается Мухаммада, да благословит Аллах его и его род, и слов Аллаха “ты скрывал в своей душе то, что обнаруживал Аллах, и боялся людей, а между тем Аллаха следует больше бояться” (33: 37), то Аллах поведал Своему Пророку (С) имена его жен в ближнем мире и мире будущем, и что они – матери верующих. И одной из них была Зейнаб дочь Джахша, которая в то время была женой Зейда ибн Хариса (то есть что Посланник Аллаха возьмет ее в жены после Зейда). И он скрыл ее имя и не сообщил его (людям), чтобы не сказали лицемеры: “Он назвал своей женой и матерью верующих замужнюю женщину!” И он страшился этих слов лицемеров. И сказал Аллах, велик Он и свят: “...и боялся людей, а между тем Аллаха следует больше бояться” – то есть в твоей душе. И Аллах не соединял браком никого из Своего творения, кроме Евы и Адама — и Зейнаб и Мухаммада (С), по слову Его: «Когда же Зайд удовлетворил свое желание по отношению к ней, Мы женили тебя на ней, чтобы для верующих не было стеснения с женами их приемышей, когда они удовлетворят свои желания. Дело Аллаха свершается!» (33: 37), — и Фатиму с Али (А)».
И тогда заплакал Али ибн Мухаммад ибн Джахм и сказал: «О, сын Посланника Аллаха! Я раскаиваюсь перед Аллахом и обещаю не говори о Его пророках что-либо, кроме того, о чем говорите вы!»
«Уйун ахбари Реза» (Избранные хадисы Имама Резы) шейха Садука, том 1, С. 388-396.
Другой разговор Имама Резы (А) с Мамуном по поводу непорочности Пророков (А)
От Али ибн Мухаммада ибн Джахма, что Мамун спросил Али ибн Мусу Резу (А): «О, сын Посланника Аллаха, утверждаешь ли ты, что Пророки были непорочны?» Он сказал: «Да».
Тот сказал: «Тогда сообщи мне о словах Аллаха об Ибрахиме: “И когда опустилась над ним ночь, он увидел звезду и сказал: ‘Это — мой Господь‘” (6: 76)».
Имам Реза (А) сказал: «Ибрахим противостоял трем группам: одна поклонялась звездам, другая луне, а третья – солнцу. Аят относится к тому времени, когда Ибрахим вышел из подвала, в котором скрывался. Когда же опустилась над ним ночь, он увидел звезду и сказал: “Это – мой Господь”, в виде отрицания и вопрошания. Когда же звезда закатилась, он сказал: “Не люблю я закатывающихся”, ибо закатывание – из качеств преходящего, а не вечного. Когда же он увидел восходящую луну, то сказал: “Это – мой Господь”, в виде отрицания и вопрошания. Когда же она закатилась, он сказал: “Если Господь мой не наставит меня на прямой путь, то окажусь я среди заблудших” (6: 77). И потом “он увидел восходящее солнце и воскликнул: ‘Вот мой Господь! Он больше‘” (6: 78), чем звезды и луна – в виде отрицания и вопрошания, а не в виде сообщения и утверждения. И когда закатилось солнце, он сказал трем группам из поклонявшихся звездам, луне и солнцу: “О, народ мой! Воистину, я не причастен к тому, чему вы поклоняетесь наряду с Аллахом. О да! Истинно уверовав, обратился я лицом к Тому, кто сотворил небеса и землю. И я не принадлежу к многобожникам!” (6: 78-79).
Воистину, тем, что говорил Ибрахим (А), он всего лишь желал разъяснить им ложность их верований и доказать, что поклонение не принадлежит обладающим качествами звезды, луны или солнца, но принадлежит оно только Тому, Кто сотворил их и сотворил небеса и землю. И то, что он прояснил таким образом для них, было внушено ему Аллахом и даровано Им, велик Он и свят. Как сказал Он: “Таковы Наши доводы, которыми Мы поддержали Ибрахима в его спорах со своим народом” (6: 83)».
И Мамун сказал: «Поразительно, о сын Посланника Аллаха!» И сказал: «Объясни же этот аят: “И когда пришел Муса к назначенному Нами сроку и беседовал с ним Господь, он сказал: ’Господи! Дай мне посмотреть на Тебя’.
Он сказал: ’Ты Меня не увидишь, но посмотри на гору; если она удержится на своем месте, то ты Меня увидишь’. А когда его Господь проявил Себя горе, Он обратил ее в прах, и пал Муса пораженным. Когда же он пришел в себя, то сказал: ’Хвала Тебя! Я обратился к Тебе, и я — первый уверовавший’” (7: 143). Как же возможно, чтобы Муса ибн Имран (А) не знал, что Аллаха нельзя видеть, и обратился к Нему с этой просьбой?!»
Имам Реза (А) сказал: «Муса ибн Имран (А) знал, что Аллах превыше того, чтобы Его видели взорами. Однако он, после того как Аллах говорил с ним и приблизил его к тайнам, вернулся к своему народу и сообщил им, что Аллах – велик Он и свят! – говорил с Ним, и приблизил его, и беседовал с ним. Они же сказали: “Мы не поверим тебе, пока не услышим речь Аллаха так же, как ты слышал ее”.
Те, кто были с ним из его народа, насчитывали семьсот человек. Он избрал из них семьдесят для встречи с их Господом и отправился с ними к горе Синаю и расположил их у подножия горы, сам же поднялся на гору и попросил у Аллаха – велик Он и свят! – чтобы Он поговорил с ним и дал им слышать Его речь. И Аллах – да вознесется Его поминание! – говорил с ним, и они слышали Его речь сверху и снизу, справа и слева, спереди и сзади, ибо Аллах проявил эту речь в дереве, и она распространялась от него так, что они слышали ее со всех сторон. Но они сказали: “Мы не поверим, что эта речь, которую мы слышали, от Аллаха, пока не увидим Самого Аллаха явно”. И когда они сказали такое страшное слово, и возгордились, и ослушались, Аллах – велик Он и свят! – наслал на них молнию, и она поразила их со всем их гнетом и несправедливостью, и умерли они. И сказал Муса (А): “О, мой Господь! Что я скажу народу Израиля, когда вернусь к ним? Поистине, они скажут: ‘Вот, ты ушел с ними и убил их, потому что ты солгал нам о том, что Аллах говорил с тобой‘”. И Аллах оживил их и отправил их с ним. Они же сказали: “Если ты попросишь у Аллаха, чтобы Он показал Себя тебе, чтобы ты увидел Его, Он исполнит твою просьбу. Потом ты сообщишь нам, какой Он, дабы мы познали Его истинным познанием”. Муса (А) же сказал: “О, народ! Аллаха нельзя видеть взорами, и Он не имеет облика. Он познается через Его знамения (аят), и знают о Нем через Его проявления (‘аламат)”. Они же сказали: “Мы никогда не уверуем в тебя, покуда ты не спросишь Его (об этом)”.
И Муса (А) сказал: “Господи! Ты, поистине, слышал слова народа Израиля, и Ты лучше знаешь об их пользе”. И Аллах внушил Мусе (А) в откровении: “О, Муса! Спроси Меня о том, что они требуют, и Я не призову тебя к ответу за их невежество (джахль)”. Тогда Муса (А) сказал: “Господи! Дай мне посмотреть на Тебя”. Он сказал: “Ты Меня не увидишь, но посмотри на гору; если она удержится на своем месте, — тогда как она сотрясется, — то ты Меня увидишь”. А когда его Господь проявил Себя горе, — знамением из Своих знамений, — Он обратил ее в прах, и пал Муса пораженным. Когда же он пришел в себя, то сказал: “Хвала Тебя! Я обратился к Тебе, — то есть вернулся к познанию Тебя после невежества моего народа, — и я — первый уверовавший” – то есть первый уверовавший из них в то, что Тебя нельзя видеть».
И Мамун сказал: «Поразительно, о Абу Хасан! Но что скажешь ты об аяте, ниспосланном по поводу Ибрахима (А), что он сказал: “Господи! Покажи мне, как Ты оживляешь мертвых” Он сказал: “Разве ты не уверовал?” Тот сказал: “Да! Но чтобы сердце мое успокоилось” (2: 260)?».
Имам (А) сказал: «Поистине, Аллах внушил Ибрахиму (А) в откровении: “Я изберу Себе среди Моих рабов друга, который, если спросит Меня об оживлении мертвых, — Я отвечу ему”. И в душе Ибрахима (А) появилась надежда, что он этот друг. И он сказал: “Господи! Покажи мне, как Ты оживляешь мертвых”. Он сказал: “Разве ты не уверовал?” Тот сказал: “Да! Но чтобы сердце мое успокоилось”» — то есть успокоилось и уверилось, что я – этот друг. И Аллах сказал тогда: “Возьми же четырех птиц, собери их к себе, потом помести на каждой горе по части их, а потом позови их: они явятся к тебе стремительно, и знай, что Аллах Велик, Мудр!” (2: 260). И Ибрахим (А) взял орла, утку, павлина и петуха и разделил их на мелкие куски, а потом положил эти куски на четырех горах из тех, что были вокруг него – а всего их было десять; клювы же их держал между своих пальцев. Потом он позвал их по именам и положил возле себя зерна и воду. И вот, эти части взлетели и стали собираться друг к другу, пока не образовали тела, и каждое тело соединилось со своей головой. Ибрахим (А) выпустил из рук их клювы. Они взлетели, потом сели и стали пить воду и клевать зерна. И сказали: “О, Пророк Аллаха! Ты оживил нас, да оживит тебя Аллах!” Он сказал: “Аллах оживляет и умерщвляет, и Он властен надо всякой вещью”».
Мамун сказал: «Да наградит тебя Аллах, о Абу Хасан! Поведай же мне об аяте: “И ударил его кулаком Муса и покончил с ним. Он сказал: ’Это — деяния сатаны, ведь он — враг, сбивающий с пути, явный’” (28: 15)!»
Имам Реза (А) сказал: «Муса (А) пришёл в один из городов Фараона, и они не знали об его приходе, и было это после заката солнца. “И вошел он в город в минуту небрежения обитателей и нашел там двух людей, которые бились: этот из его партии, а этот — из врагов” (28: 15). И Муса (А) покончил с врагом по решению Аллаха, ударив его кулаком, и тот умер. Муса сказал: “Это – деяния сатаны”, то есть та схватка, которая произошла между этими двумя людьми, а не то, что сделал Муса (А)».
Мамун сказал: «Каково же тогда значение слов Мусы (А): “О, мой Господь, я совершил несправедливость по отношению к самому себе: прости же меня!” (28: 16)?»
Имам (А) сказал: «Эти слова означают, что своим приходом в город он поставил самого себя в такое положение, в котором не должен был бы оказываться. “Прости же меня (гфир ли)” – это означает: “укрой меня от врагов”[4], дабы они не взяли верх надо мною и не убили меня. “И Он укрыл (гафара) его. Он – Прощающий, Милостивый”.
Глагол «гафара» в арабском языке имеет несколько значений. Одно из них – «прощать», другое – «укрывать», «скрывать». Среди производных от этого слова есть такие слова, как «мигфар» («шлем, укрывающий голову») и «гафир» — «сторож», «укрывающий». Таким образом, когда Муса (А) использовал данный глагол в повелительном наклонении (игфир), то он просил у Аллаха скрыть его, а не простить, как обычно переводят.
И Муса (А) сказал: “Господи, за то, что Ты облагодетельствовал меня” (28: 17) – то есть наделил меня такой силой, что я могу убить человека одним ударом кулака, — “я никогда не буду пособником грешников”, – но буду усердствовать на Твоём пути с этой силой, дабы Ты был доволен.
И вот, “наутро он оказался в городе, со страхом, присматривающимся. Вдруг тот, который звал его на помощь вчера, опять кричит к нему. Муса сказал ему: ‘Ты — заблудший явно!‘” (28: 18), то есть: ты вчера дрался с одним, а сегодня снова дерёшься с другим! И он сказал: “Сейчас я проучу тебя!” – и хотел ударить его, и тот сказал: “О Муса, не хочешь ли ты убить меня, как убил душу вчера? Ты хочешь быть только тираном на земле, но не хочешь быть из добродеющих” (28: 19)».
Мамун сказал: «Да наградит тебя Аллах лучшей наградой! Каково же значение слов Мусы (А) к Фараону: “Я совершил это (то есть убийство), и я из числа заблудившихся” (26: 20)?»
Имам (А) сказал: «Когда Муса (А) пришёл к Фараону, тот сказал: “Ты совершил твоё деяние, которое совершил, и ты — неблагодарный” (26: 19) – то есть неблагодарный по отношению ко мне. И Муса (А) сказал: “Я совершил это, и я из числа заблудившихся” – то есть я был заблудившимся с пути, попав в один из твоих городов, в который не хотел попадать. “И убежал я от вас, когда убоялся, и даровал мне Господь мой мудрость и сделал меня из числа посланников” (26: 21).
Аллах также сказал Своему пророку Мухаммаду (С): “Разве не нашел Он тебя сиротой — и приютил?” (93: 6) – то есть нашёл тебя одиноким и склонил к тебе сердца людей, — “и нашёл тебя заблудившимся” – то есть у твоего народа, — “и повёл по пути” – то есть наставил их к пути познания тебя, — “и нашёл тебя бедняком и обогатил” – обогатил тем, что сделал его молитвы принимающимися у Себя».
Мамун сказал: «Да благословит тебя Аллах, о сын Посланника Аллаха! Сообщи же мне о словах Аллаха: “А когда посланники отчаивались и думали, что их сочли лжецами, к ним приходила Наша помощь” (12: 110)».
Имам Реза (А) сказал: «“А когда посланники отчаивались” – то есть отчаивались в своём народе, и их народ думал, что их уже сочли лжецами, тогда “к ним приходила Наша помощь”».
Мамун сказал: «Расскажи же мне о словах Аллаха: “...Чтобы Аллах простил тебе (или скрыл) то, что предшествовало из твоих грехов, и что последовало” (48: 2)».
Имам Реза (А) сказал: «Для многобожников Мекки не было никого более грешного, чем Посланник Аллаха (С), потому что они поклонялись помимо Аллаха 360-ти идолам. Когда же он пришёл к ним, призывая их к чистоте веры, для них было это тяжко и удивительно, и они говорили: “Мы сделаем наших богов одним Богом? Поистине, это нечто странное! И удалились знатнейшие из них, говоря: ‘Ступайте и терпите за ваших богов! Поистине, это — то, что от нас желают. Мы не слыхали про это в последней религии. Это не что иное, как выдумка‘” (32: 5-7).
Когда же Аллах, велик Он и свят, даровал Своему Пророку (С) победу над Меккой, он сказал ему: О Мухаммад! “Мы даровали тебе очевидную победу, чтобы Аллах простил тебе (или скрыл) то, что предшествовало из твоих грехов, и что последовало” (48: 1-2) – то есть с точки зрения многобожников Мекки, из-за его призыва к единобожию. Ибо одни из них приняли Ислам, а другие ушли из Мекки, и те, кто остались, не могли больше отрицать единобожие, когда он призывал к нему. И так его грех, по их пониманию, был прощён (или скрыт — гафара), из-за его победы над ними».
Как уже отмечалось, глагол «гафара» в арабском языке имеет несколько значений. Одно из них – «прощать», другое – «укрывать», «скрывать».
Мамун сказал: «Удивительно, о Абу Хасан! Сообщи же о словах Аллаха: “Да простит тебе Аллах! Почему ты дозволил им прежде, чем выяснились пред тобой те, которые говорили правду, и ты узнал лжецов?” (9: 43)».
Имам Реза (А) сказал: «Аллах обратился с этими словами к Своему Пророку (С), на самом деле имея при этом в виду его умму. И таковыми же являются слова Аллаха: “Если ты предашь сотоварищей Аллаху, то пусто окажется твое дело, и будешь ты из числа потерпевших убыток” (39: 65), и слова Его: “И если бы Мы тебя не подкрепили, — ты был близок склониться к ним хотя бы немного” (17: 74)».
«Уйун ахбари Реза» (Избранные хадисы Имама Резы) шейха Садука, том 1, С. 396-418.
Имама Хади (А) спросили о словах Аллаха: «А если ты в сомнении о том, что было ниспослано тебе, то спроси тех, кто читал Книгу прежде тебя». Они сказали: «Если тот, к кому обращается тут Аллах, — Пророк (С), то, значит, он сомневался в том, что было ниспослано ему? А если это — не Пророк (С), то откровение ниспосылалось кому-то кроме него?»
Имам (А) ответил: «Аллах обратился тут к Посланнику Аллаха (С), и он не сомневался в том, что ниспосылалось ему. Однако невежды говорили: “Почему нам не ниспослан пророк из числа ангелов? Он ничем не отличается от нас: ест, пьёт и ходит по рынкамˮ. И Аллах ниспослал: “Спроси тех, кто читал Книгу прежде тебяˮ — то есть спроси в присутствии этих невежд: “Отправлял ли Аллах посланников, которые не едят, не пьют и не ходят по рынкам?ˮ, и для тебя в них пример. И Аллах сказал лишь: “Если ты в сомненииˮ — а он не был в сомнении, но Аллах сказал так, чтобы обратиться к ним (с призывом поразмыслить). Так же как сказал Он: “Кто же будет препираться с тобой об этом после того, как пришло к тебе знание, то скажи: «Приходите, призовем наших сынов и ваших сынов, наших женщин и ваших женщин, и нас самих и вас самих, с потом воззовем и направим проклятие Аллаха на лжецов!»ˮ . А если бы Он сказал: “Придите, воззовём и направим проклятие Аллаха на вас!ˮ, они не пришли бы на взаимное проклятье. Аллах знал, что Пророк (С) донесёт послание от Него, и что он не является лжецом. И так же Пророк (С) знал, что Аллах правдив во всём, что сказал, однако он любил обратиться с призывом поразмыслить».
(«Илалу шараи», том 1, С. 129).
Переводчик: Амин Рамин
Благодарю за статьи!
Сердце видет Ваше усердие и преданность делу. Обычно читая работы образованных шиитов,встречаешь отпечатки,безолаберность и самопонуждение, что на уровне интуиции, свидетельствует о самодовольстве и тщеты .
Но законы МАКАМАН СУЙАН обрекает на афронт таких прозелитов.
Столкнувшись же с Вашими работами, моё сердце без слов говорит:<>
Большое спасибо за оценку, брат! Да наградит тебя Аллах!
Абсолютно с Вами согласен!
Ма ша Аллах ,братья молодцы,да вознаградит вас Аллах за это
Алейкума салам! Скажите, пожалуйста, а что значат аяты:
17:86-87
И если бы пожелали Мы, непременно отняли бы то, что внушили в откровении тебе, затем не нашёл бы ты для себя в этом против Нас защитника,
не будь милости от Господа твоего. Поистине, благость Его была [всегда]к тебе велика!
Пророк(С) разве не знал все, почему было такое замечание в его адрес? Или это адресовано не Посланнику(С)?
Благодарю вас!
Ва алейкум ассалам! Все подобные аяты обращены через Пророка (С) — к его умме.