О достоинствах этой суры

1. Али ибн Ибрахим Кумми привёл, что Имам Реза (А) сказал:

Сура «Скот» была ниспослана целиком за один раз. Её принесли семьдесят тысяч ангелов, восхваляющих своего Господа. И кто прочитает её — они будут восхвалять его до Судного Дня.

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 201).

 

2. Шейх Кулейни привёл:

Сура «Скот» была ниспослана целиком за один раз. Её принесли семьдесят тысяч ангелов, низведя на Мухаммада (С) и восхваляя и возвеличивая её. В ней — имя Аллаха в семидесяти местах. Если бы люди знали, что скрыто в её чтении, никогда не оставляли бы её.

(«Кафи», том 2, С. 455).

 

3. Приведено в «Мисбах» Кафами, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Кто прочитает эту суру от начала до слова «приобретаете» (то есть до конца 3-го аята) — над тем Аллах поставит сорок тысяч ангелов, которые запишут ему то, что подобно их поклонению до Судного Дня.

 

4. Передано, что Имам Садык (А) сказал:

Кто напишет эту суру мускусом и шафраном, а потом выпьет в течение шести дней, следующих друг за другом, — тому будут даны многие блага, и он будет защищён от болезней и боли.

 

 

Аят 1

الْحَمْدُ لِلّهِ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ وَجَعَلَ الظُّلُمَاتِ وَالنُّورَ ثُمَّ الَّذِينَ كَفَرُواْ بِرَبِّهِم يَعْدِلُونَ .1

1. Хвала Аллаху, Который сотворил небеса и землю, устроил мраки и свет! А потом те, которые не веруют, приравнивают к своему Господу.

 

1. Имам Аскари (А) привёл, что повелитель верующих Али (А) сказал:

«Хвала Аллаху, Который сотворил небеса и землю, устроил мраки и свет! А потом те, которые не веруют, приравнивают к своему Господу» — в этом аяте опровержение трёх групп. Слова «Хвала Аллаху, Который сотворил небеса и землю» — опровержение для фаталистов (или материалистов, дахрия), которые говорят: «Нет изменений в вещах, и они вечны».

А потом Он сказал: «устроил мрак и свет» — это опровержение дуалистов, которые говорят: «Мрак и свет — это два начала (мироздания)».

Затем Он сказал: «А потом те, которые не веруют, приравнивают к своему Господу» — это опровержение многобожников из числа арабов, которые говорили: «Наши истуканы — это боги». И затем Аллах ниспослал: «Скажи: Он — Аллах единый...» (то есть суру «Ихляс»), и это было опровержением всем, кто считал, что у Аллаха есть равные Ему, или есть противоположность Ему».

И Посланник Аллаха (С) сказал своим сподвижникам: «Говорите: “Только Тебе мы поклоняемсяˮ (1: 5) — то есть поклоняемся Тебе Единому и не говорим, как сказали дахриты: “Нет изменений в вещах, и они вечныˮ, и не говорим, как сказали дуалисты: “Мрак и свет — это два начала (мироздания)ˮ, и не говорим, как сказали многобожники из числа арабов: “Наши истуканы — богиˮ. Мы не приобщаем к Нему ничего и не взываем к другому богу, помимо Него, как говорят эти неверующие. И мы не говорим, как иудеи и христиане, что у Него есть сын, и превыше Он всего этого!»

(«Тафсир Имама Аскари», С. 542).

 

2. Шейх Кулейни передал, что Имам Бакир (А) сказал:

Аллах сотворил Рай прежде, чем сотворил Ад, и сотворил подчинение прежде, чем сотворил непослушание, и сотворил милость прежде, чем сотворил гнев, и сотворил добро прежде, чем сотворил зло, и сотворил землю прежде неба, и сотворил жизнь прежде смерти, и сотворил солнце прежде луны, и сотворил свет прежде тьмы.

(«Кафи», том 8, С. 145).

 

3. Айаши привёл, что Имам Казым (А) сказал:

«А потом те, которые не веруют, приравнивают к своему Господу» — считают одинаковыми мраки и свет, угнетение и справедливость.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 384).

 

 

Аят 2

هُوَ الَّذِي خَلَقَكُم مِّن طِينٍ ثُمَّ قَضَى أَجَلاً وَأَجَلٌ مُّسمًّى عِندَهُ ثُمَّ أَنتُمْ تَمْتَرُونَ .2

2. Он — Тот, Кто сотворил вас из глины, потом установил срок, и срок назначен у Него. А затем вы сомневаетесь!

 

1. Али ибн Ибрахим привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Установленный срок — это предопределённый срок, который Аллах установил и определил (навсегда). А назначенный срок — это срок, в котором есть бада (возможность изменения): Он приближает в этом то, что пожелает, и отдаляет то, что пожелает. А установленный срок — то, в чём нет приближения и отдаления.

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 201).

 

2. Он также привёл:

Каждый пророк, которого отправлял Аллах, запрещал вино, утверждал бада (изменение предопределения), говорил о том, что Аллах совершает то, что пожелает, и оставлял в своём наследстве ладан.

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 201).

 

3. Шейх Кулейни привёл от Хумрана:

Я спросил Имама Бакира (А) о словах Аллаха: «потом установил срок, и срок назначен у Него».

Он сказал: «Это два срока — один предопределённый (махтум), другой остановленный (или зависящий от условий — маукуф)».

(«Кафи», том 1, С. 114).

 

4. Шейх Нумани привёл от Хумрана:

Я спросил у Имама Бакира (А) о словах Аллаха: «потом установил срок, и срок назначен у Него».

Он сказал: «Это два срока — один предопределённый (махтум), другой зависимый (от условий — маукуф)».

Я спросил: «Что такое предопределённый?»

Он сказал: «Тот, в которому Аллаха есть замысел (или воля — машийя)».

Я сказал: «Я надеюсь, что Суфьяни из числа зависимого (маукуф)».

Он сказал: «Нет, клянусь Аллахом, он — из числа предопределённого».

(«Гейба», С. 203).

 

5. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«Потом установил срок, и срок назначен у Него» — тот срок, который помимо установленного, — зависимый (маукуф): Он приближает из него то, что пожелает, и отсрочивает то, что пожелает. Что касается установленного срока, то это то, что низводится из желаемого Им в ночь кадр до следующей ночи. И таково слово Аллаха: «У всякого народа — свой предел; и когда придёт их предел, то они не замедлят ни на час и не ускорят» (7: 34).

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 384).

 

6. Он также привёл от Хумрана, что Имам Бакир (А) сказал:

«Потом установил срок, и срок назначен у Него» — назначенный срок — тот, который Он назначил для ангела смерти в эту ночь. И таково слово Аллаха: «когда придёт их предел, то они не замедлят ни на час и не ускорят» (7: 34)». И это — то, что Он назначает для ангела смерти в ночь кадр. Что касается другого, то у Него в нём — замысел (или воля — машийя): если хочет — отдаляет, а если хочет — приближает.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 384).

 

7. Он также привёл от Хумрана, что Имам Бакир (А) сказал:

Что касается срока, который не назначен у Него, то это срок зависящий (от условий — маукуф): приближает из него, что пожелает, и отдаляет, что пожелает. Что же касается назначенного срока, то он назначается в ночь кадр.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 385).

 

8. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«Потом установил срок, и срок назначен у Него». Первый срок — то, что Он дал знать ангелам, посланникам и пророкам. А срок, назначенный у Него, — то, что Аллах скрыл от всех творений.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 385).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.