Аяты 83-91
أَفَغَيْرَ دِينِ اللّهِ يَبْغُونَ وَلَهُ أَسْلَمَ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ طَوْعاً وَكَرْهاً وَإِلَيْهِ يُرْجَعُونَ .83
قُلْ آمَنَّا بِاللّهِ وَمَا أُنزِلَ عَلَيْنَا وَمَا أُنزِلَ عَلَى إِبْرَاهِيمَ وَإِسْمَاعِيلَ وَإِسْحَاقَ وَيَعْقُوبَ وَالأَسْبَاطِ وَمَا أُوتِيَ مُوسَى وَعِيسَى وَالنَّبِيُّونَ مِن رَّبِّهِمْ لاَ نُفَرِّقُ بَيْنَ أَحَدٍ مِّنْهُمْ وَنَحْنُ لَهُ مُسْلِمُونَ .84
وَمَن يَبْتَغِ غَيْرَ الإِسْلاَمِ دِيناً فَلَن يُقْبَلَ مِنْهُ وَهُوَ فِي الآخِرَةِ مِنَ الْخَاسِرِينَ .85
كَيْفَ يَهْدِي اللّهُ قَوْماً كَفَرُواْ بَعْدَ إِيمَانِهِمْ وَشَهِدُواْ أَنَّ الرَّسُولَ حَقٌّ وَجَاءهُمُ الْبَيِّنَاتُ وَاللّهُ لاَ يَهْدِي الْقَوْمَ الظَّالِمِينَ .86
أُوْلَـئِكَ جَزَآؤُهُمْ أَنَّ عَلَيْهِمْ لَعْنَةَ اللّهِ وَالْمَلآئِكَةِ وَالنَّاسِ أَجْمَعِينَ .87
خَالِدِينَ فِيهَا لاَ يُخَفَّفُ عَنْهُمُ الْعَذَابُ وَلاَ هُمْ يُنظَرُونَ .88
إِلاَّ الَّذِينَ تَابُواْ مِن بَعْدِ ذَلِكَ وَأَصْلَحُواْ فَإِنَّ الله غَفُورٌ رَّحِيمٌ .89
إِنَّ الَّذِينَ كَفَرُواْ بَعْدَ إِيمَانِهِمْ ثُمَّ ازْدَادُواْ كُفْراً لَّن تُقْبَلَ تَوْبَتُهُمْ وَأُوْلَـئِكَ هُمُ الضَّآلُّونَ .90
إِنَّ الَّذِينَ كَفَرُواْ وَمَاتُواْ وَهُمْ كُفَّارٌ فَلَن يُقْبَلَ مِنْ أَحَدِهِم مِّلْءُ الأرْضِ ذَهَباً وَلَوِ افْتَدَى بِهِ أُوْلَـئِكَ لَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ وَمَا لَهُم مِّن نَّاصِرِينَ .91
83. Неужели же они стремятся к религии другой, чем религия Аллаха, когда Ему предались те, что в небесах и на земле, добровольно и невольно, и к Нему вы будете возвращены?
84. Скажи: «Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку и Йакубу, и коленам, и в то, что было даровано Мусе, и Исе, и пророкам от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы предаемся».
85. Кто же ищет не ислама как религии, от того не будет принято, и он в последней жизни окажется в числе потерпевших убыток.
86. Как Аллах будет вести прямым путем людей, которые отрекались после того, как они уверовали и засвидетельствовали, что посланник — истина, и пришли к ним ясные знамения? Поистине, Аллах не ведет людей неправедных!
87. Этим воздаяние — в том, что на них — проклятие Аллаха, и ангелов, и всех людей.
88. Вечно пребывающими в нем они будут, — не будет облегчено им наказание, и не будет дано им отсрочки, —
89. кроме тех, которые обратились после этого и совершили благое. Поистине, Аллах — Прощающий, Милосердный!
90. Поистине, те, которые отреклись после того, как они уверовали, потом усилили неверие, — не будет принято их обращение. Поистине, они — заблудшие!
91. Поистине, те, которые не уверовали и умерли, будучи неверными, — не будет принята ни от кого из них даже земля, полная золотом, даже если бы он захотел выкупить себя этим. Для них — мучительное наказание, и нет им помощников!
1. Айаши привёл от Аммара ибн Аби Ахваса, что Имам Садык (А) сказал:
Аллах, велик Он и свят, в начале творения сотворил два моря — одно из них чистое и пресное, а другое горькое и солёное. Затем Он сотворил глину Адама из чистого, пресного моря, а потом дал течь этому морю над горьким, солёным морем и сделал его грязным и ровным (или зловонным). И Он сотворил Адама. Затем Он взял горсть из правой стороны Адама и рассеял это в чреслах Адама и сказал: «Они в Раю, и Я не буду спрошен». Затем Он взял горсть из левой стороны Адама и рассеял это в чреслах Адама и сказал: «Они в Огне, и Я не буду спрошен о том, что совершаю. Но у Меня для них возможна бада (изменение предопределения), и они будут спрошены».
И когда люди левой стороны спрашивали Господа, будучи частицами (зарр), они сказали: «О Господь наш! Почему Ты сделал обязательным для нас Огонь, прежде чем возвёл над нами довод и испытал нас через посланников и узнал наше подчинение или ослушание? Ведь Ты — Мудрый, Справедливый».
Он сказал: «Я сообщу вам с доводом о подчинении и ослушании». И Он велел ангелу Огня, чтобы он разжёг его и протянул его к ним. И Он сказал им: «Войдите в Огонь, подчиняясь Мне!» Они сказали: «Мы не войдём в него, подчиняясь Тебе!» Он сказал: «Войдите в него, подчиняясь Мне, или Я введу вас в него, принудив вас!»
Они сказали: «Мы бежим к Тебе от него и спрашиваем Тебя о том, почему Ты сделал его обязательным для нас, и мы стали из числа людей левой стороны. Как же мы войдём в него добровольно? Начни с людей правой стороны: пусть они войдут в него первыми, чтобы мы и они были равны».
Тогда Аллах велел людям правой стороны, которые были частицами (зарр) перед Ним: «Войдите в Огонь, подчиняясь Мне!» И тогда они устремились вперёд, входя в него, и все они оказались в нём, и Аллах сделал его для них прохладой и миром.
Затем Он вывел их из него и провозгласил между людьми правой стороны и людьми левой стороны: «Разве Я не ваш Господь?» Люди правой стороны сказали: «Да, о наш Господь! Мы — Твоё творение и создание, верующее в Тебя, подчиняющееся Тебе». А люди левой стороны сказали: «Да, о наш Господь! Мы — Твоё творение и создание, принуждённое Тобой».
И таково слово Аллаха: «Ему предались те, что в небесах и на земле, добровольно и невольно, и к Нему вы будете возвращены», — таков их таухид.
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 205).
2. От Абайя Асади, что повелитель верующих Али (А) сказал:
«Ему предались те, что в небесах и на земле, добровольно и невольно, и к Нему вы будете возвращены» — было ли это?
Я сказал: «Да, о повелитель верующих».
Он сказал: «О нет, клянусь Тем, в Чьей руке моя душа! Пока не будет в безопасности каждая женщина и перестанут бояться змей и скорпионов (то есть во время прихода Имама Махди)».
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 206).
3. От Салиха ибн Мейсама:
Я спросил у Имама Бакира (А) об аяте: «Ему предались те, что в небесах и на земле, добровольно и невольно, и к Нему вы будете возвращены».
Он сказал: «Это — то время, о котором Али (А) говорит: “Я — самый близкий к этому аяту: ‘И поклялись они Аллахом, величайшей клятвой: не воскресит Аллах того, кто умер. Да, по обещанию от Него истинному, но большая часть людей не ведает, — чтобы разъяснить им то, в чем они разногласят, и чтобы узнали те, которые неверны, что они были лжецами’ (16: 38-39)ˮ».
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 206).
4. От Рафаа ибн Мусы, что Имам Садык (А) сказал:
«Ему предались те, что в небесах и на земле, добровольно и невольно» — когда придёт Каим, не останется на земле места, где не провозглашали бы свидетельство, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — Посланник Аллаха.
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 206).
5. От Ибн Букейра:
Я просил у Имама Казыма (А) об аяте: «Ему предались те, что в небесах и на земле, добровольно и невольно».
Он сказал: «Этот аят ниспослан о Каиме. Он выйдет к иудеям, христианам, сабиям, атеистам, вероотступникам и неверующим с Востока и Запада земли и предложит им Ислам. И кто примет его добровольно — он велит ему совершать молитву, давать закят и совершать то, что должны совершать мусульмане. А кто не примет — он убьёт его, так что не останется на Востоке и Западе никого, кто не считал бы Аллаха единым».
Я сказал: «Да буду я твоей жертвой! Людей больше этого».
Он сказал: «Когда Аллах желает чего-то, делает большое малым, а малое — большим».
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 207).
6. Шейх Туси привёл от Имама Казыма (А):
Я был с нашим господином Имамом Садыком (А), когда к нему вошёл Ашджа Сальми. Он начал восхвалять его, но когда понял, что он болен, замолчал и сел. Имам Садык (А) сказал ему: «Не обращай внимания на нашу болезнь и скажи то, что хотел».
Тот прочел эти строки:
«Да облечёт тебя Аллах в здоровье,
во время сна и во время бодрствования,
да уйдёт из твоего тела болезнь,
также как от тебя ушло всякое унижение!»
Имам Садык (А) сказал слуге: «Сколько денег у тебя с собой?» Тот сказал: «Четыреста дирхамов». Он сказал: «Дай их Ашджа».
Ащджа взял их и благодарил его. Тогда Имам Садык (А) велел ему отдать их обратно. Ашджа спросил: «О мой господин! Ты даровал мне это и сделал меня ненуждающимся! Зачем же ты велел вернуть эти деньги?»
Он сказал: «Передал мой отец (А) от его отцов (А), что Посланник Аллаха (С) сказал: “Лучший дар — тот, который остаётсяˮ. А то, что я даровал тебе, не останется у тебя. Вот мой перстень. Если тебе предложат за него десять тысяч дирхамов, то продай его, а если нет, то пошли ко мне, и я дам тебе эту сумму».
Он сказал: «О мой господин! Ты обогатил меня. Я часто путешествую и бываю в опасных местах. Научи меня чему-то, благодаря чему я буду в безопасности».
Имам (А) сказал: «Если боишься чего-то, положи правую руку себе на голову и прочитай громким голосом этот аят: “Неужели же они стремятся к религии другой, чем религия Аллаха, когда Ему предались те, что в небесах и на земле, добровольно и невольно, и к Нему вы будете возвращены?ˮ»
И Ашджа сказал после этого: «Я был в пустыне, наполненной джиннами. И услышал голос, говорящий: “Схватите его!ˮ Тогда я прочитал этот аят. И тут услышал, как говорят: “Как мы схватим его, если он защитил себя благим аятом?ˮ».
(«Амали», том 1, С. 287).
7. Али ибн Ибрахим привёл:
«Неужели же они стремятся к религии другой, чем религия Аллаха» — то есть к другой религии, кроме этой. Я говорил вам, чтобы вы следовали за Мухаммадом (С) и его преемником (А). «Ему предались те, что в небесах и на земле, добровольно и невольно» — то есть из страха меча.
А потом Он велел Своему Пророку (С) подтвердить веру в пророков, посланников и писания: «Скажи» — о Мухаммад — «Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку и Йакубу, и коленам, и в то, что было даровано Мусе, и Исе, и пророкам от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы предаемся».
(«Тафсир Кумми», том 1, С. 115).
8. Айаши привёл от Ханнана ибн Судейра:
Я спросил у Имама Бакира (А): «Сыновья Йакуба были пророками?» Он сказал: «Нет, они были сыновьями пророков. Они не покинули ближний мир иначе как счастливыми: покаялись и вспомнили то, что совершили».
(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 81).
9. Али ибн Ибрахим привёл:
«Кто же ищет не ислама как религии, от того не будет принято» — это твёрдый аят. И Аллах сказал: «Те, которые нарушают завет Аллаха после его закрепления» (2: 27) — то есть завет относительно повелителя верующих Али (А). Но они стали неверующими после Посланника Аллаха (С).
А затем Аллах сказал: «Как Аллах будет вести прямым путем людей, которые отрекались после того, как они уверовали и засвидетельствовали, что посланник — истина, и пришли к ним ясные знамения? Поистине, Аллах не ведет людей неправедных!
Этим воздаяние — в том, что на них — проклятие Аллаха, и ангелов, и всех людей.
Вечно пребывающими в нем они будут, — не будет облегчено им наказание, и не будет дано им отсрочки, —
кроме тех, которые обратились после этого и совершили благое. Поистине, Аллах — Прощающий, Милосердный!
Поистине, те, которые отреклись после того, как они уверовали, потом усилили неверие, — не будет принято их обращение. Поистине, они — заблудшие!
Поистине, те, которые не уверовали и умерли, будучи неверными, — не будет принята ни от кого из них даже земля, полная золотом, даже если бы он захотел выкупить себя этим. Для них — мучительное наказание, и нет им помощников!» — все эти аяты ниспосланы о врагах рода Мухаммада (С).
(«Тафсир Кумми», том 1, С. 115).
Добавить комментарий