Аяты 145-146
وَكَتَبْنَا لَهُ فِي الأَلْوَاحِ مِن كُلِّ شَيْءٍ مَّوْعِظَةً وَتَفْصِيلاً لِّكُلِّ شَيْءٍ فَخُذْهَا بِقُوَّةٍ وَأْمُرْ قَوْمَكَ يَأْخُذُواْ بِأَحْسَنِهَا سَأُرِيكُمْ دَارَ الْفَاسِقِينَ .145
سَأَصْرِفُ عَنْ آيَاتِيَ الَّذِينَ يَتَكَبَّرُونَ فِي الأَرْضِ بِغَيْرِ الْحَقِّ وَإِن يَرَوْاْ كُلَّ آيَةٍ لاَّ يُؤْمِنُواْ بِهَا وَإِن يَرَوْاْ سَبِيلَ الرُّشْدِ لاَ يَتَّخِذُوهُ سَبِيلاً وَإِن يَرَوْاْ سَبِيلَ الْغَيِّ يَتَّخِذُوهُ سَبِيلاً ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ كَذَّبُواْ بِآيَاتِنَا وَكَانُواْ عَنْهَا غَافِلِينَ .146
145. Ва катабнаа лахуу фил алваахи минкулли шаиАим мавАизаанв ва тафсиилал ликулли шаиАин факхузхаа бикувватинв ваАмур кавмака яАкхузуу би ахсанихаа; саАууриикум даарал фаасикиин
146. Са асрифу Аан Aаяатиял лазиина ятакаббарууна фил арди бигхаирил хакк; ва инй-ярав кулла Aаятил лаа юАминуу бихаа ва инй-ярав сабиилар рушди лаа яттакхизууху сабииланв ва инй-ярав сабиилал гхаийи яттакхизууху сабиилаа; заалика би аннахум каззабуу би Aаяатинаа ва каануу Аанхаа гхаафилиин
145. И Мы написали для него на скрижалях о всякой вещи увещание и разъяснение для всякой вещи. Возьми же это с силой и прикажи твоему народу, чтобы они держались за лучшее в этом! Я покажу вам обиталище нечестивых!
146. Я отвращу от Моих знамений тех, которые превозносятся на земле без права! И если они увидят всякое знамение, то не поверят ему, а если увидят путь заблуждения, то возьмут его своей дорогой. Это — за то, что они считали ложью Наши знамения и были небрежны к ним.
1. Айаши привёл от Абу Хамзы, что Имам Садык (А) сказал:
Когда Аллах ниспослал скрижали Мусе (А), ниспослал в них разъяснение всякой вещи, которая была и будет до наступления Часа. Когда закончились дни Мусы (А), Аллах внушил ему, чтобы он оставил скрижали, которые были хризолитом из Рая, в горе по имени «Зина». Когда Муса (А) подошёл к этой горе, она расступилась перед ним, и он положил в неё скрижали, а затем она опять закрылась.
Они оставались там, пока Аллах не отправил Мухаммада (С). Караван из Йемена направился к нему, и когда они достигли этой горы, она расступилась, и перед ними предстали скрижали, как их туда положил Муса (А). Люди взяли эти скрижали, и когда они оказались в их руках, Аллах внушил их сердцам страх перед тем, чтобы глядеть на них. Когда они пришли к Мухаммаду (С), Аллах отправил Джабраила, и он сообщил ему о том, что произошло с этими людьми. Тогда они передали ему эти скрижали, и он сказал: «Мой Господь сообщил мне об этом. Это – скрижали». Они сказали: «Свидетельствуем, что ты – Посланник Аллаха».
И они отдали ему скрижали. Он взглянул на них и прочитал их, а они были написаны на еврейском языке. Затем он позвал повелителя верующих (А) и сказал: «Оставь их себе, ибо в них – знание первых и последних. Это – скрижали Мусы (А), и мой Господь велел мне дать их тебе». Он сказал: «О Посланник Аллаха! Я не могу прочитать их». Он сказал: «Джабраил велел тебе положить их под твою голову этой ночью. Утром ты проснёшься, умея читать их».
Тогда он положил их под свою голову, а когда проснулся, Аллах научил его всему, что было в этих скрижалях. Посланник Аллаха (С) велел ему переписать их. Он переписал их на кожу барана, и это и есть джафр, и в нём – знание первых и последних. Сейчас это находится у нас, и скрижали тоже у нас, и посох Мусы (А) у нас. Мы – наследники пророков.
(«Тафсир Айаши», том 2, С. 31).
2. Привел Мухаммад ибн Хасан Саффар от Имама Бакира (А):
К нему пришёл человек из Йемена. Он сказал: «О человек из Йемена! Знаешь ли ты ущелье там-то?» Он сказал: «Да». Имам (А) сказал: «Знаешь ли ты дерево в этом ущелье с таким-то описанием?» Он сказал: «Да». Имам (А) сказал: «Знаешь ли ты большой камень под этим деревом?» Он сказал: «Да». Имам (А) сказал: «Этот камень сохранил скрижали для Мухаммада (С)».
(«Басаиру дараджат», С. 144).
3. Али ибн Ибрахим привёл:
«И Мы написали для него на скрижалях о всякой вещи увещание и разъяснение для всякой вещи» — то есть для всякой вещи, которая сотворена. «Возьми же это с силой» — то есть с силой сердца — «и прикажи твоему народу, чтобы они держались за лучшее в этом» — то есть за лучшее, что есть в этом из законов.
(«Тафсир Кумми», том 1, С. 242).
4. Привел Мухаммад ибн Хасан Саффар от Абдуллаха ибн Валида Саммана:
Имам Бакир (А) сказал мне: «О Абдуллах! Что говорят наши шииты об Али (А), Мусе (А) и Исе (А)?» Я сказал: «Да буду я твоей жертвой! В каком смысле ты меня спрашиваешь?» Он сказал: «Я спрашиваю тебя об их знании, потому что в достоинстве они одинаковы». Я сказал: «Да буду я твоей жертвой! Что же мне сказать?»
Он сказал: «Али (А), клянусь Аллахом, более знающий, чем Муса (А) и Иса (А)! Разве они не говорят, что у него такие же знания, как и у Посланника Аллаха (С)?»
Я сказал: «Да».
Он сказал: «Так приведи им это. Аллах сказал о Мусе (А): “И Мы написали для него на скрижалях из всякой вещиˮ. Отсюда (то есть из слова “изˮ) мы понимаем, что Он не разъяснил для него все дела. Однако Мухаммаду (С) Аллах сказал: “И ниспослали Мы тебе Книгу для разъяснения всегоˮ (16: 89).
(«Басаиру дараджат», С. 222).
5. Али ибн Ибрахим привёл:
«Я покажу вам обиталище нечестивых» — то есть придёт к вам группа нечестивых, у которых будет власть и государство.
(«Тафсир Кумми», том 1, С. 242).
6. Айаши привёл от Мухаммада ибн Сабика:
Харун сказал Имаму Казыму (А): «Кому принадлежит эта обитель?» Он сказал: «Эта обитель принадлежит нечестивцам». И прочитал этот аят: «Я отвращу от Моих знамений тех, которые превозносятся на земле без права! И если они увидят всякое знамение, то не поверят ему, а если увидят путь заблуждения, то возьмут его своей дорогой. Это — за то, что они считали ложью Наши знамения и были небрежны к ним».
Харун сказал: «Чья же это обитель?» Он сказал: «Она – для наших шиитов радость, а для тех, кто помимо них – испытание». Харун сказал: «Почему же обладатель этой обители на возьмёт её?» Он сказал: «Она была взята от него возделанной и не вернётся к нему иначе как процветающей».
(«Тафсир Айаши», том 2, С. 32).
7. Али ибн Ибрахим привёл:
«Я отвращу от Моих знамений тех, которые превозносятся на земле без права» — то есть Я отвращу Коран от тех, которые превозносятся на земле без права. «И если они увидят всякое знамение, то не поверят ему, а если увидят путь заблуждения, то возьмут его своей дорогой» — если они видят веру, правдивость, верность и праведные деяния, не берут это своей дорогой. А если они видят ширк, прелюбодеяние и ослушание, то они хватаются за это и действуют в соответствии с этим.
(«Тафсир Кумми», том 1, С. 242).
Аяты 148-149
وَاتَّخَذَ قَوْمُ مُوسَى مِن بَعْدِهِ مِنْ حُلِيِّهِمْ عِجْلاً جَسَداً لَّهُ خُوَارٌ أَلَمْ يَرَوْاْ أَنَّهُ لاَ يُكَلِّمُهُمْ وَلاَ يَهْدِيهِمْ سَبِيلاً اتَّخَذُوهُ وَكَانُواْ ظَالِمِينَ .148
وَلَمَّا سُقِطَ فَي أَيْدِيهِمْ وَرَأَوْاْ أَنَّهُمْ قَدْ ضَلُّواْ قَالُواْ لَئِن لَّمْ يَرْحَمْنَا رَبُّنَا وَيَغْفِرْ لَنَا لَنَكُونَنَّ مِنَ الْخَاسِرِينَ .149
148. Ваттакхаза кавму Муусаа мим баАдихии мин хулиййихим Аиджлан джасадал лахуу кхуваар; алам ярав аннахуу лаа юкаллимухум ва лаа яхдиихим сабиилаа; иттакхазууху ва каануу заалимиин
149. Ва ламмаа сукита фиие аидиихим ва ра ав аннахум кад даллуу каалуу лаАил лам ярхамнаа Раббунаа ва ягхфир ланаа ланакуунанна минал кхаасириин
148. И народ Мусы после него устроил себе из своих украшений тельца формой, который мычал. Разве они не видели, что он не говорил с ними и не вёл их прямым путем? Они устроили его себе и были неправедны.
149. Когда же по их рукам был нанесен удар и они увидели, что заблудились, они сказали: «Если не помилует нас наш Господь и не простит нам, мы будем в числе оказавшихся в убытке!»
1. Айаши привёл от Мухаммада ибн Хамзы, что Имам Садык (А) сказал:
Когда Аллах сообщил Мусе (А), что его народ взял себе тельца, и он увидел это, его гнев стал сильным, и он бросил скрижали из своих рук. Слышащий какое-то сообщение не подобен тому, кто его видит.
(«Тафсир Айаши», том 2, С. 32).
2. Али ибн Ибрахим привёл:
«Когда же по их рукам был нанесен удар» — то есть когда пришёл Муса (А) и сжёг тельца – «и они увидели, что заблудились, они сказали: “Если не помилует нас наш Господь и не простит нам, мы будем в числе оказавшихся в убытке!ˮ»
(«Тафсир Кумми», том 1, С. 242).
Аят 150
وَلَمَّا رَجَعَ مُوسَى إِلَى قَوْمِهِ غَضْبَانَ أَسِفاً قَالَ بِئْسَمَا خَلَفْتُمُونِي مِن بَعْدِيَ أَعَجِلْتُمْ أَمْرَ رَبِّكُمْ وَأَلْقَى الألْوَاحَ وَأَخَذَ بِرَأْسِ أَخِيهِ يَجُرُّهُ إِلَيْهِ قَالَ ابْنَ أُمَّ إِنَّ الْقَوْمَ اسْتَضْعَفُونِي وَكَادُواْ يَقْتُلُونَنِي فَلاَ تُشْمِتْ بِيَ الأعْدَاء وَلاَ تَجْعَلْنِي مَعَ الْقَوْمِ الظَّالِمِينَ .150
150. Ва ламмаа раджаАа Муусааа илаа кавмихии гхадбаана асифан каала биАсамаа кхалафтумуунии мин баАдии Аа-Ааджилтум амра Раббикум ва алкал алвааха ва акхаза бираАси акхиихи яджуррухуу илаийх; каалаб на умма иннал кавмас тадАафуунии ва кадуу якту луунании; фалаа тушмит биял аАдааАа ва лаа таджАалнии маАал кавмиз заалимиин
150. И когда вернулся Муса к своему народу разгневанным и огорчённым, он сказал: «Плохо то, что вы совершили после меня! Разве вы ускоряете повеление вашего Господа?» И бросил он скрижали и схватил за голову своего брата, таща его к себе. Он сказал: «О сын моей матери! Люди ослабили меня и готовы были убить меня. Не срами же меня на потеху врагам и не помещай меня вместе с людьми неправедными!»
1. Табарси привёл, что Посланник Аллаха (С) сказал:
Да помилует Аллах моего брата Мусу! Он известил о том, что слышащий какое-то сообщение не подобен тому, кто его видит. Аллах сообщил ему о том, что совершил его народ, и он знал, что то, о чём сообщил ему Аллах – истина, однако при этом он держал в руках скрижали, которые были с ним. Но когда он вернулся к своему народу и увидел их, он разгневался и бросил скрижали из своих рук.
(«Маджму байан», том 4, С. 364).
2. Шейх Садук привёл от Ибн Масуда, что повелитель верующих Али (А) сказал:
Для меня в моём брате Харуне (А) был благой пример. Он сказал своему брату: «О сын моей матери! Люди ослабили меня и готовы были убить меня». Если вы скажете, что они не ослабили его и не собрались убить его, то станете неверующими (в Коран). А если вы скажете, что они ослабили его и были готовы убить его, и по этой причине он молчал и ничего им не сделал, то преемник тем самым оправдан (в своём молчании, которое он хранил после смерти Пророка).
(«Илалу шараи», том 1, С. 179).
3. Айаши привёл от Амру ибн Аби Микдама от его отца от его деда:
Самыми тяжёлыми для меня были два дня. Первый – день, когда умер Посланник Аллаха (С). Что касается второго, то это был день, когда я сидел под навесом (сакифой) Бани Саида справа от Абу Бакра, и люди присягали ему. Тогда Умар сказал ему: «Ты никогда не достигнет того, что желаешь, пока Али не присягнёт тебе. Отправь за ним, чтобы он пришёл и принёс тебе присягу! Ибо они – не более чем отребье».
Тогда он отправил к нему Кунфуза и сказал ему: «Скажи Али: ответь на призыв халифа Посланника Аллаха!» Кунфуз ушёл, и не прошло много времени, как он вернулся и сказал Абу Бакру: «Он сказал тебе: “Посланник Аллаха не оставил халифом никого, кроме меняˮ».
Умар сказал: «Вернись к нему и скажи: принеси присягу, ибо люди объединились на присяге ему! Мухаджиры и ансары присягнули ему, и Курайшиты тоже. Ты же – один из числа мусульман и должен сделать то же, что и остальные». Кунфуз ушёл, и не прошло много времени, как он вернулся и сказал Абу Бакру: «Он сказал тебе: “Посланник Аллаха велел мне не выходить из своего дома, покуда я не соберу Книгу Аллаха, ибо она записана на листьях пальм и лопатках верблюдовˮ». Умар сказал: «Тогда мы сами пойдём к нему!»
Тогда встали Абу Бакр, Умар, Усман, Халид ибн Валид, Мугира ибн Шуаба, Абу Убейда ибн Джаррах, Салим слуга Абу Хузейфы и Кунфуз, и мы встали вместе с ними. Когда мы достигли до их двери, Фатима (А) увидела их и закрыла дверь перед ними, будучи уверенной, что никто не войдёт в её дом иначе как с её разрешения.
Тогда Умар ударил по двери ногой и сломал её. И они вошли и вывели Али (А) связанным. И вышла Фатима (А) и сказала: «О Абу Бакр! Ты хочешь, чтобы я осталась вдовой без мужа? Клянусь Аллахом, если ты не оставишь его, я распущу свои волосы, разорву ворот своей одежды и приду к могиле моего отца, чтобы воззвать там против вас к моему Господу!»
Она взяла за руки Хасана (А) и Хусейна (А) и вышла к могиле своего отца (С). Али (А) сказал Салману: «Догони дочь Мухаммада, ибо я вижу, как задрожали окраины Медины! Клянусь Аллахом, если она распустит свои волосы, разорвёт ворот своей одежды у могилы своего отца и воззовёт к своему Господу, вся Медина провалится под землю вместе со своими обитателями!»
Салман догнал её и сказал: «О дочь Мухаммада! Поистине, Аллах отправил твоего отца как милость: вернись же!» Она сказала: «О Салман! Они хотят убить Али! И нет терпения для мучений Али: дай же мне прийти к могиле моего отца, распустить свои волосы, разорвать край своей одежды и воззвать к моему Господу!» Салман сказал: «Я боюсь, что Медина провалится под землю! Али отправил меня к тебе и велит тебе вернуться в свой дом». Она сказала: «Тогда я вернусь и буду терпеть. Я слушаюсь его и подчиняюсь ему».
Когда они вывели его из дома связанным, прошли с ним мимо могилы Пророка (С). Я слышал, как он сказал: «Люди ослабили меня и готовы были убить меня». Абу Бакр сидел под навесом Бани Саида, когда привели Али (А). Умар сказал ему: «Принеси присягу!». Али (А) сказал: «А если я не сделаю этого, тогда что?» Умар сказал: «Тогда я, клянусь Аллахом, отрублю тебе голову!» Али (А) сказал: «Тогда ты убьёшь раба Аллаха и брата Посланника Аллаха (С)». Умар сказал: «Что касается раба Аллаха, то да, а что касается брата Посланника Аллаха, то нет»[1]. И он сказал это три раза.
Весть об этом достигла до Аббаса ибн Абдуль-Мутталиба, и он пришёл в спешке. Я слышал, как он сказал: «Оставьте сына моего брата! Я обещаю вам, что он принесёт присягу!» Он подошёл, взял руку Али (А) и провёл ею по руке Абу Бакра. Затем они оставили его, тогда как он пребывал в гневе. И я слышал, как он говорил: «О Аллах, ты знаешь, что Твой Пророк (С) сказал мне: “Если ты найдёшь двадцать человек, то сражайся с нимиˮ. И таково Твоё слово в Твоей Книге: “Если будет среди вас двадцать терпеливых, то они победят две сотниˮ (8: 65)». И затем он сказал: «О Аллах, не нашлось двадцати!» И он сказал это три раза, а потом удалился.
(«Тафсир Айаши», том 2, С. 70).
[1] То есть он стал отрицать даже то, что Али (А) является братом Посланника Аллаха (С).
Добавить комментарий