Аят 21
يَا أَيُّهَا النَّاسُ اعْبُدُواْ رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُمْ وَالَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ .21
21. О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, который сотворил вас и тех, кто был до вас, — может быть, вы будете богобоязненны! —
1. Имам Аскари передал, что Имам Саджад (А) сказал:
«О люди!» — то есть потомки Адама — «поклоняйтесь вашему Господу» — подчиняйтесь вашему Господу относительно Его повеления, чтобы вы веровали в то, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его раб и посланник, и что его семейство — лучшее из семейств пророков, и что Али — лучший из его семейства, и что его верующие сподвижники — лучшие из сподвижников пророков. «Который сотворил вас» — Который сотворил вас из капли воды презренной, и поместил её в надёжное место, до известного срока, и определил это, и Он — лучший из определяющих. «Поклоняйтесь вашему Господу, который сотворил вас и тех, кто был до вас» — и тех, кто был до вас, из различных видов людей. «Может быть, вы будете богобоязненны» — здесь есть два смысла. Первый: сотворил тех, кто был до вас, — может быть, вы все будете богобоязненны. И таково слово Аллаха: «Мы сотворили людей и джиннов только для того, чтобы они поклонялись» (51: 56). И второй смысл: поклоняйтесь вашему Господу — быть может, вы будете избавлены Огня. И «быть может» тут означает обязательность (для Аллаха), ибо Он щедрее и милостивее того, чтобы обещать что-то рабам, а потом нарушать это обещание. Разве ты не видишь, как отвратительно то, что кто-то из людей обещает другому: «Служи мне — может быть, это принесёт тебе пользу». И он служит ему, а потом тот обманывает его и не даёт ему никакой пользы от этой службы. Однако Аллах милостивый и щедрый во всех Своих действиях и далёк от мерзости в Своих действиях.
(«Тафсир» Имама Аскари, С. 139).
Аят 22
الَّذِي جَعَلَ لَكُمُ الأَرْضَ فِرَاشاً وَالسَّمَاء بِنَاء وَأَنزَلَ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً فَأَخْرَجَ بِهِ مِنَ الثَّمَرَاتِ رِزْقاً لَّكُمْ فَلاَ تَجْعَلُواْ لِلّهِ أَندَاداً وَأَنتُمْ تَعْلَمُونَ .22
22. Который сделал для вас землю ковром, а небо — кровлей, и низвёл с неба воду, и вывел ею плоды пропитанием для вас. Не предавайте же Аллаху сотоварищей, в то время как вы знаете!
1. Шейх Садук привёл, что передал Али ибн Мухаммад ибн Сайар от своих отцов от Имама Хасана ибн Али Аскари (А) от его отцов (А) от Мухаммада ибн Али Бакира (А):
От Имама Али ибн Хусейна Саджада (А) относительно слов Аллаха, велик Он и свят: «Который сделал землю для вас ковром», что он сказал: «Он сделал землю подходящей для вашего склада, согласной с вашими телами. Он не сделал ее жаркой, так что она сжигала бы вас; не сделал ее холодной, чтобы вы замерзали на ней; не установил на ней ни сильных ветров, чтобы они уносили ваше имущество, ни скверного запаха, чтобы он причинял вам страдания; ни мягкости почв, подобных воде, чтобы вы тонули в них; ни их излишней твердости, чтобы вы не могли строить домов или хоронить ваших мертвых. Однако Он – велик Он и свят! – сделал ее (почву) достаточно твердой, чтобы вы могли извлекать из нее пользу и пребывать на ней, так что ваши тела и строения стояли бы на ней твердо, и установил в ней многое из того, благодаря чему вы имеете дома, могилы и другое, полезное для вас.
Так Он сделал землю для вас ковром. И дальше Он говорит, велик Он и свят: “а небо (сделал) кровлей”, то есть – сделал его над вами хранимым сводом, по которому движутся солнце, луна и звезды для пользы вашей. А потом Он говорит, велик Он и свят: “и низвел с неба воду”, то есть дождь, который Он спустил сверху, дабы он оросил вершины ваших гор, и ваши нагорья, и равнины, и овраги. И потом он сделал его (дождь) мелким, и крупным, и ливнем, и моросящим, дабы он пропитал ваши земли. И Он не сделал этот дождь проливающимся на вас единым потоком, так что он испортил бы ваши земли, деревья, поля и плоды. И потом сказал Он, велик Он и свят: “и вывел ею (водой дождя) плоды пропитанием для вас. Не предавайте же Аллаху сотоварищей!..”, то есть: не предавайте Ему подобных или схожих из числа идолов, которые не разумеют, не слышат, не видят и не способны ни к чему. “...В то время как вы знаете” – то есть знаете, что они не способны ни к чему из этих славных благ, которыми наделил вас Господь ваш, велик Он и свят!»
(«Таухид» Садука, С. 403).
Аяты 23-25
وَإِن كُنتُمْ فِي رَيْبٍ مِّمَّا نَزَّلْنَا عَلَى عَبْدِنَا فَأْتُواْ بِسُورَةٍ مِّن مِّثْلِهِ وَادْعُواْ شُهَدَاءكُم مِّن دُونِ اللّهِ إِنْ كُنْتُمْ صَادِقِينَ .23
فَإِن لَّمْ تَفْعَلُواْ وَلَن تَفْعَلُواْ فَاتَّقُواْ النَّارَ الَّتِي وَقُودُهَا النَّاسُ وَالْحِجَارَةُ أُعِدَّتْ لِلْكَافِرِينَ .24
وَبَشِّرِ الَّذِين آمَنُواْ وَعَمِلُواْ الصَّالِحَاتِ أَنَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الأَنْهَارُ كُلَّمَا رُزِقُواْ مِنْهَا مِن ثَمَرَةٍ رِّزْقاً قَالُواْ هَـذَا الَّذِي رُزِقْنَا مِن قَبْلُ وَأُتُواْ بِهِ مُتَشَابِهاً وَلَهُمْ فِيهَا أَزْوَاجٌ مُّطَهَّرَةٌ وَهُمْ فِيهَا خَالِدُونَ .25
23. Если же вы сомневаетесь в том, что Мы ниспослали Нашему рабу, то приведите одну подобную суру и призовите своих свидетелей, помимо Аллаха, если вы говорите правду!
24. Если же вы этого не сделаете – а ведь вы никогда этого не сделаете, – то побойтесь Огня, растопкой которого являются люди и камни. Он уготован неверующим.
25. Обрадуй тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, тем, что им уготованы Райские сады, в которых текут реки! Всякий раз, когда им будут подавать плоды для пропитания, они будут говорить: «Это уже было даровано нам прежде». Но им будут давать нечто похожее. У них там будут очищенные супруги, и они пребудут там вечно.
1. Имам Аскари (А) сказал:
После того как Аллах привёл примеры для неверующих, отрицающих пророчество Мухаммада (С), и лицемеров, насибитов, отрицающих то, что сказал Мухаммад (С) о своём брате Али (А), Он сказал: «Если же вы сомневаетесь в том, что Мы ниспослали Нашему рабу» — так что вы отрицаете, что Мухаммад — Посланник Аллаха, и отрицаете те знамения, которыми Я наделил его — такие как облако, которое набрасывало на него тень во время его поездок, или то, что его приветствовали горы, камни и деревья, или его защищённость от тех, кто хотел убить его, или то, как два дерева подошли друг к другу, чтобы он сел позади них, а потом вернулись на своё место, или то, что после его призыва и молитвы дерево подошло к нему, склоняясь перед ним.
«То приведите» — о собрание курайшитов, иудеев и насибитов, которые выдают себя за мусульман, тогда как не имеют никакого отношения к Исламу, и о собрание арабов, владеющих красноречием: «одну подобную суру» — подобную тем сурам, которые читает вам Мухаммад (С), нигде ни у кого не учившийся, не общавшийся ни с одним учёным. Он был среди вас сорок лет, пока не пришёл с Книгой, в которой содержится знание первых и последних. Так вот, если вы сомневаетесь в этих аятах, то приведите такого же человека, который обратился бы к вам с такими же словами, чтобы было ясно, что он — лжец, как вы это утверждаете. Ибо всё, что пришло не от Аллаха, обязательно найдёт себе подобное среди прочего творения Аллаха. Итак, если вы, о собрание читающих писания из числа иудеев и христиан, в сомнении о том, с чем пришёл Мухаммад (С), и в его назначении своего брата (А) преемником после себя, даже после тех чудес, которые он явил вам — как, например, то, что с ним говорило отравленное мясо, и разговаривал волк, или то, что Аллах отстранил от него отравление ядом, который положили иудеи ему в пищу, и вернул их зло к ним самим и истребил их, или то, что он превращал малое число пищи в большое, — если вы в сомнении обо всем этом, то «приведите одну подобную суру» — из Торы, Евангелия, Псалмов, свитков Ибрахима и четырнадцати книг. Однако вы не найдёте в прочих книгах Аллаха суру, подобную сурам Корана. Так как же слова Мухаммада, которые он сам выдумал, могут быть лучше слов Аллаха во всех Его книгах, о собрание иудеев и христиан?
А потом Он сказал: «и призовите своих свидетелей, помимо Аллаха» — приведите ваших идолов, которым вы поклоняетесь, о многобожники, и приведите ваших шайтанов, о иудеи и христиане, и приведите ваших сотоварищей из числа нечестивцев, о лицемеры из числа мусульман, ненавидящие род Мухаммада (С), а также любых других помощников, которых вы желаете, — «если вы говорите правду» — относительно того, что Мухаммад (С) выдумал Коран, и того, что он от самого себя превознёс Али (А) над всей уммой и вручил ему правление после себя, а не по решению Мудрейшего из мудрых.
Затем Он сказал: «Если же вы этого не сделаете» — то есть если вы не придёте с доводом от Господа миров — «а ведь вы никогда этого не сделаете» — то есть никогда не сможете сделать — «то побойтесь Огня, растопкой которого являются люди и камни»: его хворост — люди и камни. Он разгорится и будет мучать своих обитателей — «он уготован неверующим» — обвиняющим во лжи слова Аллаха и Его Пророка (С), враждующим с его преемником и наследником.
(«Тафсир» Имама Аскари, С. 151).
2. Имам Аскари (А) привёл, что Имам Али (А) сказал:
О собрание наших шиитов! Страшитесь Аллаха и бойтесь того, чтобы стать хворостом для Огня! Даже если вы не были неверующими в Аллаха, вы можете заслужить Ад через угнетение в отношении своих верующих братьев. Нет такого верующего, который причинил бы угнетение своему верующему брату, соучаствующему с ним в принятии нашего руководства, чтобы Аллах не приковал его оковами в Огне, избавиться от которых он сможет только через наше заступничество. А мы не будем заступаться пред Аллахом, не заступившись за него сначала перед тем его верующим братом, которому он причинил угнетение. Если тот простит его, мы заступимся за него, а если нет, то долгим станет его пребывание в Огне.
(«Тафсир» Имама Аскари, С. 204).
3. Имам Аскари (А) привёл, что Имам Саджад (А) сказал:
О собрание наших шиитов! Все вы войдёте в Рай, рано или поздно. Соревнуйтесь же друг с другом за степени в Раю и знайте, что самые высокие степени и самые прекрасные дворцы будут принадлежать тем из вас, кто лучше всех отвечает своим верующим братьям (в их нуждах и трудностях) и помогает беднякам из их числа. Поистине, Аллах только из-за одного благого слова, сказанного своему бедному верующему брату, приблизит вас к Раю больше чем на путь в сто тысяч лет, даже если бы вы должны были мучаться в Огне. Так не считайте же малым милость и помощь по отношению к вашим братьям, ибо ничто не принесёт вам такой пользы, как это!
(«Тафсир» Имама Аскари, С. 204).
4. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:
«Если же вы сомневаетесь в том, что Мы ниспослали Нашему рабу» — об Али (А) — «то приведите одну подобную суру».
(«Кафи», том 1, С. 345).
5. Шейх Садук привел, что Имам Садык (А) сказал:
«У них там будут очищенные супруги» — очищенные супруги, у которых не бывает месячных и из которых не выходит скверна (моча или кал).
(«Факих», том 1, С. 50).
Аяты 26-27
إِنَّ اللَّهَ لاَ يَسْتَحْيِي أَن يَضْرِبَ مَثَلاً مَّا بَعُوضَةً فَمَا فَوْقَهَا فَأَمَّا الَّذِينَ آمَنُواْ فَيَعْلَمُونَ أَنَّهُ الْحَقُّ مِن رَّبِّهِمْ وَأَمَّا الَّذِينَ كَفَرُواْ فَيَقُولُونَ مَاذَا أَرَادَ اللَّهُ بِهَـذَا مَثَلاً يُضِلُّ بِهِ كَثِيراً وَيَهْدِي بِهِ كَثِيراً وَمَا يُضِلُّ بِهِ إِلاَّ الْفَاسِقِينَ .26
الَّذِينَ يَنقُضُونَ عَهْدَ اللَّهِ مِن بَعْدِ مِيثَاقِهِ وَيَقْطَعُونَ مَا أَمَرَ اللَّهُ بِهِ أَن يُوصَلَ وَيُفْسِدُونَ فِي الأَرْضِ أُولَـئِكَ هُمُ الْخَاسِرُونَ .27
26. Поистине, Аллах не смущается приводить притчей комара и то, что больше этого. А те, которые уверовали, знают, что это — истина от их Господа. Те же, которые неверные, говорят: «Что желает Аллах этой притчей?» Он вводит этим в заблуждение многих и ведет прямым путем многих. Но сбивает Он этим только распутных,
27. тех, которые нарушают завет Аллаха после его закрепления и разделяют то, что Аллах повелел соединять, и творят нечестие на земле. Это — те, которые окажутся в убытке.
1. Али ибн Ибрахим Кумми привёл, что Имам Садык (А) сказал:
«Поистине, Аллах не смущается приводить притчей комара и то, что больше этого» — этот пример Аллах привёл для повелителя верующих Али ибн Аби Талиба (А). «Комар» — это повелитель верующих (А), а «то, что больше этого» — Посланник Аллаха (С). И довод на это — слова Аллаха: «А те, которые уверовали, знают, что это — истина от их Господа», то есть повелитель верующих (А), о руководстве которого Посланник Аллаха (С) взял с них завет. «Те же, которые неверные, говорят: “Что желает Аллах этой притчей?ˮ Он вводит этим в заблуждение многих и ведет прямым путем многих». И Аллах ответил им: «Но сбивает Он этим только распутных, тех, которые нарушают завет Аллаха» — завет об Али (А) — «и разделяют то, что Аллах повелел соединять» — то есть соединять связи с повелителем верующих (А) и Имамами (А) — «и творят нечестие на земле. Это — те, которые окажутся в убытке».
(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 47).
Примечание переводчика: Алламе Маджлиси пишет в «Бихаре»: «Аллах привёл это сравнение, чтобы никто не подумал, будто им (Имаму Али и Посланнику Аллаха) принадлежит что-то по сравнению с величием Господа, или что они являются сотоварищами Аллаху в Его сущности или сифатах, или что они едины с Ним. А потому Аллах сказал, что, несмотря на то, что они — высшее творение Аллаха, по сравнению с величием Аллаха они — как комар или подобное ему» («Бихар», том 23, С. 393).
2. Имам Аскари (А) привёл, что Имам Бакир (А) сказал:
Аллах сказал: «О люди! Приводится притча — прислушайтесь же к ней» (22: 73). И Он упомянул муху, сказав: «Поистине, те, кого вы призываете помимо Аллаха, никогда не создадут и мухи, хотя бы собрались вместе для этого» (22: 73). И когда Он сказал: «Те, которые взяли себе помимо Аллаха помощников, подобны пауку, который устроил себе дом, а ведь слабейший из домов, конечно, дом паука, если бы они знали» (29: 41), и в этой же суре привёл в притчу того, кто зажёг огонь, — и тогда сказали неверующие и насибиты: «Что это за притчи, которые он приводит?», — желая тем самым порочить Посланника Аллаха (С). И Аллах сказал: о Мухаммад, «Аллах не смущается приводить притчей» — ради истины, которую Он таким образом разъясняет Своим верующим рабам — «комара» — в притчу — «и то, что больше этого» — муху: Он приводит это в притчу, если знает, что в этом есть польза для Его верующих рабов. «А те, которые уверовали» — в Аллаха и вилаят Мухаммада (С), Али (А) и их пречистого семейства (А), подчинились их словам, не противились им, не пытались раскрыть их тайны и не разглашали то, что поняли от них, иначе как с их разрешения, — «знают, что это» — приведённая Аллахом притча — «истина от их Господа».
«Те же, которые неверные» — в Мухаммада (С) и Али (А), через оставление того, что было им велено, — «говорят: “Что желает Аллах этой притчей? Он вводит этим в заблуждение многих и ведет прямым путем многихˮ» — неверующие говорили: «Он вводит этим в заблуждение многих и ведет прямым путем многих, а потому нет никакого смысла в таких притчах. Ибо если одни встанут посредством их на прямой путь, то другие собьются с него». И Аллах ответил им, сказав: «Но сбивает Он этим только распутных» — причиняющих вред самим себе через оставление размышления и следование за тем, что противоречит повелению Аллаха. А потом Он описал этих нечестивцев, вышедших из религии Аллаха и подчинения Ему: «тех, которые нарушают завет Аллаха» — завет, взятый с них о господстве (рубубия) Аллаха, пророчестве Мухаммада (С), имамате Али (А) и любви к их шиитам — «после его закрепления» — утверждения — «и разделяют то, что Аллах повелел соединять» — соединять и поддерживать отношения с родственниками. Лучшие же из родственников — родственники Мухаммада (С), и их права через Мухаммада (С) выше, чем права отца и матери, и поддержание связей с ними — выше всего, а разрывание связей с ними — хуже всего. «И творят нечестие на земле» — через отказ от того, что повелел Аллах относительно имамата, и через признание имамами тех, от кого Аллах велел отвращаться. «Это — те, которые окажутся в убытке» — они принесли убыток самим себе и своим семьям, устремившись к Огню и вечным страданиям.
И у Имама Бакира (А) спросили: «Вот говорят, что комар — это Али (А), а то, что выше этого, — Мухаммад (С)». Он сказал:
Они слышали нечто, но не поняли, что это означает. В один из дней Посланник Аллаха (С) и Али (А) сидели вместе и услышали, что кто-то говорит: «Как желал Аллах и желал Мухаммад», «как желал Аллах и желал Али». Тогда Посланник Аллаха (С) сказал: «Не ставьте Мухаммада и Али рядом с Аллахом! Но говорите: “Как желал Аллах, а потом желал Мухаммадˮ, “Как желал Аллах, а потом желал Алиˮ. Поистине, желание (воля) Аллаха преобладает, и ничто не сравнится с нею! И Мухаммад, Посланник Аллаха, по отношению к Аллаху и силе Аллаха — как муха, а Али по отношению к Аллаху и силе Аллаха — как комар. Однако же милость Аллаха к Мухаммаду и Али и их достоинства, данные Аллахом, не сравнятся с Его милостью ко всем остальным творениям и достоинствами всех остальных творений».
(«Тафсир» Имама Аскари, С. 95-96).
3. Абу Али Табарси привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Аллах привёл в притчу комара, потому что, несмотря на его малые размеры, Аллах сотворил в нём то же самое, что сотворил в слоне, хотя тот больше и имеет другие части тела, которых нет у комара. Тем самым Аллах хотел сообщить верующим о тонкости и удивительности Своего творения.
(«Маджму байан», том 1, С. 135).
Аят 28
كَيْفَ تَكْفُرُونَ بِاللَّهِ وَكُنتُمْ أَمْوَاتاً فَأَحْيَاكُمْ ثُمَّ يُمِيتُكُمْ ثُمَّ يُحْيِيكُمْ ثُمَّ إِلَيْهِ تُرْجَعُونَ .28
28. Как вы не веруете в Аллаха? Вы были мертвыми, и Он оживил вас, потом Он умертвит вас, потом оживит, потом к Нему вы будете возвращены.
1. Имам Аскари (А) сказал:
Посланник Аллаха (С) сказал неверующим из числа курайшитов и иудеев: «Как вы не веруете в Аллаха?», Который указал вам на прямой путь и отвратил вас, если вы подчинитесь Ему, от пути гибели. «Вы были мертвыми» — в чреслах ваших отцов и утробах ваших матерей — «и Он оживил вас» — вывел вас живыми — «потом Он умертвит вас» — в этом мире, и вы будете положены в могилы — «потом оживит» — в могилах (то есть в барзахе), и будут там наслаждаться те, кто веровал в пророчество Мухаммада (С) и вилаят Али (А), и будут мучаться остальные — «потом к Нему вы будете возвращены» — в будущем мире, после того как снова умрёте в ваших могилах, а потом будете оживлены для Сбора в Судный День и возвращены к тому, что было вам обещано относительно награды за подчинение или наказания за ослушание.
(«Тафсир» Имама Аскари, С. 210).
2. Али ибн Ибрахим Кумми привёл:
«Как вы не веруете в Аллаха? Вы были мертвыми» — то есть мёртвым семенем и сгустком, и Он дал вам дух. «И Он оживил вас, потом Он умертвит вас, потом оживит, потом к Нему вы будете возвращены» — в Судный День.
(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 48).
Аят 29
هُوَ الَّذِي خَلَقَ لَكُم مَّا فِي الأَرْضِ جَمِيعاً ثُمَّ اسْتَوَى إِلَى السَّمَاء فَسَوَّاهُنَّ سَبْعَ سَمَاوَاتٍ وَهُوَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ .29
29. Он — Тот, Который сотворил вам всё, что на земле, потом обратился к небу и построил его из семи небес. Он обо всякой вещи знающ!
1. Шейх Садук передал, что повелитель верующих Али (А) сказал об этом аяте:
Он — Тот, Который сотворил вам всё, что на земле, чтобы вы размышляли над этим, направлялись к Его довольству и спасли себя от мучений в Огне. «Потом обратился к небу» — начал создавать его и устраивать его — «и построил его из семи небес. Он обо всякой вещи знающ» — Он по Своему знанию обо всякой вещи знал то, что принесёт вам пользу, а потому сотворил всё на земле к вашей пользе, о потомки Адама!
(«Уйун ахбар ар-реза», том 2, С. 15).
2. Шейх Кулейни передал, что Имам Бакир (А) сказал:
Аллах сотворил Рай прежде, чем сотворил Ад, и сотворил подчинение прежде, чем сотворил непослушание, и сотворил милость прежде, чем сотворил гнев, и сотворил добро прежде, чем сотворил зло, и сотворил землю прежде неба, и сотворил жизнь прежде смерти, и сотворил солнце прежде луны, и сотворил свет прежде тьмы.
(«Кафи», том 8, С. 145).
Добавить комментарий