Достоинства этой суры
1. Шейх Садук привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Кто постоянно читает суру «Покрывающее» в обязательных или желательных намазах — Аллах покроет его Своей милостью в ближнем и будущем мире и дарует ему безопасность от Огня в Судный День.
(«Савабу ль-амаль», С. 152).
2. В «Хавасу ль-куран» приведено, что Посланник Аллаха (С) сказал:
Кто читает эту суру — Аллах рассчитает его лёгким расчётом. Кто читает эту суру на новорождённого, будь он человеком или нет, — она успокоит его, если он кричит и волнуется.
3. Имам Садык (А) сказал:
Если прочитать эту суру на больной зуб — его боль успокоится, с дозволения Аллаха. Если прочитать её на еду — она станет для него безопасной, и Аллах дарует ему здоровье.
Аяты 1-11
بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِِ
هَلْ أَتَاكَ حَدِيثُ الْغَاشِيَةِ .1
وُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ خَاشِعَةٌ .2
عَامِلَةٌ نَّاصِبَةٌ .3
تَصْلَى نَاراً حَامِيَةً .4
تُسْقَى مِنْ عَيْنٍ آنِيَةٍ .5
لَّيْسَ لَهُمْ طَعَامٌ إِلَّا مِن ضَرِيعٍ .6
لَا يُسْمِنُ وَلَا يُغْنِي مِن جُوعٍ .7
وُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ نَّاعِمَةٌ .8
لِسَعْيِهَا رَاضِيَةٌ .9
فِي جَنَّةٍ عَالِيَةٍ .10
لَّا تَسْمَعُ فِيهَا لَاغِيَةً .11
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
1. Дошел ли до тебя рассказ о покрывающем?
2. Лица в тот день униженные,
3. трудящиеся, устанавливающие,
4. горят в огне пылающем,
5. поят их из источника кипящего.
6. Нет у них пищи, кроме колючек,
7. что не насыщают и не избавляют от голода.
8. Лица в тот день благостные,
9. своим стремлением довольные,
10. в саду возвышенном.
11. Не услышишь ты в нем болтовни.
1. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:
«Дошел ли до тебя рассказ о покрывающем?» — покроет их Каим мечом. «Лица в тот день униженные» — покорные, не смогут они воспротивиться этому — «трудящиеся» — они труждались вопреки тому, что ниспослал Аллах — «устанавливающие» — они установили себе повелителей помимо повелителей от Аллаха — «горят в огне пылающем» — они будут гореть в огне войны во время Каима в ближнем мире и в огне Геенны в будущем мире.
(«Кафи», том 8, С. 50).
2. Он также передал, что Имам Садык (А) сказал:
Всякий насибит, даже если он поклонялся Аллаху и усердствовал, объемлется этим аятом: «трудящиеся, устанавливающие (насиба), горят в огне пылающем». И деяния всякого насибита — прах, сколько бы он ни усердствовал.
(«Кафи», том 8, С. 213).
Примечание переводчика: в этом аяте использовано слово «насиба», которое мы перевели как «устанавливающие». Буквально оно означает «насибитов».
3. Он также передал, что Имам Садык (А) сказал:
«Дошел ли до тебя рассказ о покрывающем?» — которые покрывают Имама (то есть скрывают истину о нём и заменяют его имамат руководством других людей). «Что не насыщают и не избавляют от голода» — не принесёт им пользы ни вхождение, ни сидение.
4. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Для насибита нет разницы, молился он или совершал прелюбодеяние, и о них ниспослан этот аят: «трудящиеся, устанавливающие (насиба), горят в огне пылающем».
(«Кафи», том 8, С. 160).
5. Али ибн Ибрахим Кумми привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Всякий, кто враждует с вами (шиитами), даже если он поклонялся Аллаху и усердствовал, объемлется этим аятом: «трудящиеся, устанавливающие (насиба), горят в огне пылающем».
(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 416).
6. Шейх Садук привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Однажды я и мой отец вошли в мечеть, где сидели его сподвижники между могилой и минбаром. Мы подошли к ним и поздоровались. Затем он сказал: «Клянусь Аллахом, я люблю ваш запах и люблю ваши души. А посему усердствуйте и будьте богобоязненными и знайте, что наше руководство (вилаят) не достигается иначе, кроме как через усердие и богобоязненность. Всякий, кто следует за кем-то, должен подражать ему в делах. Вы — шииты Аллаха. Вы — помощники Аллаха. Вы опережаете первых и последних в любви к нам в ближнем мире и опережаете в достижении Рая в мире будущем. Я обещаю вам Рай обещанием Аллаха и Его Пророка (С). Вы благи, и благи ваши женщины. Всякая верующая — райская гурия, и всякий верующий — правдивый".
Повелитель верующих (А) сказал Канбару: «Возрадуйтесь и возвестите о радостной вести! Ибо, клянусь Аллахом, Посланник Аллаха (С) умер в гневе на всех из своей уммы, кроме шиитов. У всякой вещи есть опора, и опорой религии являются шииты. У всякой вещи есть честь, и честью религии являются шииты. У всякой вещи есть господин, и господином собраний является собрание шиитов. У всякой вещи есть имам, и имамом земли является место, где живут шииты. У всякой вещи есть желание, и этот мир (дунья) желает, чтобы в нём жили шииты. Клянусь Аллахом, если бы вас не было на этой земле, то не смогли бы ваши противники наслаждаться тем, что у них есть. Но не будет им благой доли в следующей жизни. О всяком насибите, даже если он поклонялся Аллаху и усердствовал, ниспосланы эти аяты: «Трудящиеся, устанавливающие (насиба), горят в огне пылающем».
7. Сказал Шарафуддин Наджафи:
Достоверно передано от Ахль уль-Бейт (А), что аяты ««трудящиеся, устанавливающие (насиба), горят в огне пылающем» означают тех, кто устанавливает вражду с родом Мухаммада (насибитов), а аяты «лица в тот день благостные, своим стремлением довольные» означают шиитов рода Мухаммада (С).
8. Кишши передал от Имама Резы (А):
«Лица в тот день униженные, трудящиеся, устанавливающие, горят в огне пылающем» — эти аяты ниспосланы о насибитах и зейдитах. И вакифиты — из числа насибитов.
(«Риджаль» Кишши, С. 460).
9. Али ибн Ибрахим Кумми привёл:
«Дошел ли до тебя рассказ о покрывающем?» — то есть дошёл ли до тебя, о Мухаммад, рассказ о Судном Дне? И значение «покрывающего» в том, что он покроет людей. «Лица в тот день униженные, трудящиеся, устанавливающие (насиба)» — это ниспослано о насибитах, которые враждуют с религией Аллаха. Они молятся и постятся, но при этом устанавливают вражду с повелителем верующих (А). И таково слово Аллаха: «трудящиеся, устанавливающие (насиба)». Они трудятся (совершают деяния) и устанавливают вражду (с Ахль уль-Бейт), а потому Аллах не примет ни одного их деяния. «Горят» — их лица — «в огне пылающем, поят их из источника кипящего» — он стонет из-за силы своего жара. «Нет у них пищи, кроме колючек» — пота обитателей Геенны и того, что выходит из половых органов прелюбодеев — «что не насыщают и не избавляют от голода». А потом Аллах упомянул последователей повелителя верующих (А) и сказал: «Лица в тот день благостные, своим стремлением довольные» — Аллах будет доволен тем, к чему они стремились — «в саду возвышенном. Не услышишь ты в нем болтовни» — то есть вздорных речей и лжи.
(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 415).
Аяты 13-26
فِيهَا سُرُرٌ مَّرْفُوعَةٌ .13
وَأَكْوَابٌ مَّوْضُوعَةٌ .14
وَنَمَارِقُ مَصْفُوفَةٌ .15
وَزَرَابِيُّ مَبْثُوثَةٌ .16
أَفَلَا يَنظُرُونَ إِلَى الْإِبِلِ كَيْفَ خُلِقَتْ .17
وَإِلَى السَّمَاء كَيْفَ رُفِعَتْ .18
وَإِلَى الْجِبَالِ كَيْفَ نُصِبَتْ .19
وَإِلَى الْأَرْضِ كَيْفَ سُطِحَتْ .20
فَذَكِّرْ إِنَّمَا أَنتَ مُذَكِّرٌ .21
لَّسْتَ عَلَيْهِم بِمُصَيْطِرٍ .22
إِلَّا مَن تَوَلَّى وَكَفَرَ .23
فَيُعَذِّبُهُ اللَّهُ الْعَذَابَ الْأَكْبَرَ .24
إِنَّ إِلَيْنَا إِيَابَهُمْ .25
ثُمَّ إِنَّ عَلَيْنَا حِسَابَهُمْ .26
13. Там седалища воздвигнуты,
14. чаши поставлены,
15. подушки разложены
16. и ковры разостланы.
17. Разве они не посмотрят на верблюдов, как они созданы,
18. и на небо, как оно возвышено,
19. и на горы, как они водружены,
20. и на землю, как она распростерта?
21. Напоминай же, ведь ты — напоминающий!
22. И ты над ними — не властитель,
23. кроме тех, кто отвратился и впал в неверие.
24. Ведь их накажет Аллах величайшим наказанием!
25. К Нам их возврат,
26. а потом на Нас — их расчет.
1. Али ибн Ибрахим Кумми привёл:
«И ковры разостланы» — всё, что сотворил Аллах в Раю, имеет подобие в ближнем мире, кроме ковров (зараби). Ибо нельзя постигнуть, что это.
(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 415).
2. Он также привёл:
«И ты над ними — не властитель»: ты не их хранитель и не записывающий за ними.
(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 416).
3. Он также привёл, что Имам Бакир (А) сказал:
«Кроме тех, кто отвратился и впал в неверие» — то есть тот, кто не прислушивается к призыву и не верует в него и отвергает господство Аллаха и Его милости. «Ведь их накажет Аллах величайшим наказанием» — наказанием страшным, вечным, суровым.
(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 416).
4. Шейх Кулейни привёл от Джабира, что Имам Бакир (А) сказал:
О Джабир! Когда наступит Судный День, и Аллах воскресит первых и последних для окончательного решения, позовут Посланника Аллаха (С) и позовут повелителя верующих (А). И будет на Посланнике Аллаха (С) зелёное одеяние, от которого озарится всё, что между Востоком и Западом. И повелитель верующих (А) будет облачён в подобное же. И будет на Посланнике Аллаха (С) одеяние цветочного (или розового) цвета, от которого озарится всё, что между Востоком и Западом. И повелитель верующих (А) будет облачён в подобное же. И они взойдут на возвышение, и тогда призовут нас. И будет нам вручен расчёт людей. И мы, клянусь Аллахом, введём обитателей Рая в Рай, а обитателей Ада — в Ад. А затем призовут пророков, и они встанут двумя рядами у Трона Аллаха, пока не закончится расчёт людей. И когда обитатели Рая войдут в Рай, а обитатели Ада в Ад, Аллах Великий пошлёт Али (А), и он распределит их по их местам в Раю и поженит их, и на Али (А) их женитьба в Раю, по милости от Аллаха, которой Он наделил его. И он, клянусь Аллахом, введёт обитателей Ада в Ад, и он закроет за обитателями Рая его врата, когда они войдут в него. Ибо врата Рая — ему, и врата Ада — ему.
(«Кафи», том 8, С. 159).
5. Он также привёл от Самаа:
Я был с Имамом Казымом (А), когда люди совершали таваф глубокой ночью. И он сказал: «О Самаа! К нам — прибытие этого творения, и на нас — их расчёт. Все грехи, которые были между ними и Аллахом, — мы попросим у Аллаха оставить их нам, и Он ответит нам в этом. А то, что было между ними и другими людьми, — мы попросим у них дать это нам в дар, и они ответят нам в этом, и Аллах заменит это для них наградой».
(«Кафи», том 8, С. 162).
6. Шейх Садук привёл, что Посланник Аллаха (С) сказал:
Когда наступит Судный День, нам будет поручен расчёт наших шиитов. Если грех шиита будет в том, что между ним и Аллахом, мы решим для него в этом, и Аллах примет это от нас. А если его грех будет в том, что между ним и другими людьми, мы попросим у них дать нам это в дар, и они дадут нам это в дар. Если же его грех будет в том, что между ним и нами, то ведь мы ближе к тому, чтобы простить ему это.
(«Уйун ахбар реза», том 2, С. 62).
7. Мухаммад ибн Аббас привёл, что Имам Садык (А) сказал:
«Когда наступит Судный День, нам будет поручен расчёт наших шиитов. И если его грех был в том, что касалось Аллаха, мы попросим Аллаха, чтобы Он даровал это нам. И мы отдадим это ему. А если его грех был в том, что касалось других людей, то мы попросим Аллаха, чтобы Он даровал тем людям что-то взамен (того права, которое они имели в отношении этого шиита из-за его греха по отношению к ним). И мы отдадим это ему. А если грех был в том, что между ним и нами, то мы также отдадим это ему». А потом Имам Садык (А) прочитал: «К нам их возврат, а потом на нас — их расчет».
(«Тавилу ль-аят», том 2, С. 788).
8. Шейх Туси привёл от Мусы ибн Абдуллаха Нахаи:
Я сказал Имаму Хади (А): «О сын Посланника Аллаха! Научи меня совершенным и ясным словам, с помощью которых я смогу совершать зиярат любого из вас». И тогда он прочитал зиярат «Джамиа кабира».
И в числе слов этого зиярата: «Кто отвернулся от вас — тот вышел из религии, и тот, кто вместе с вами, достиг цели, и гибнет небрежный к вашим правам, и истина с вами, и в вас, и от вас, и к вам, и вы – её обладатели и источник, и с вами наследие пророчества, и к вам вернутся творения, и их расчет – на вас, и с вами – окончательное решение».
(«Тахзиб», том 6, С. 97).
9. Али ибн Ибрахим Кумми привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Всякую умму рассчитает Имам её времени, и Имамы узнают своих друзей и своих врагов по их знакам, и таково слово Аллаха: «И на возвышенностях — люди» — и это Имамы — «которые узнают всех по их знакам» (7: 46). Их друзья получат свои книги справа, пойдут через Сират и войдут в Рай без расчёта. Враги же их получат свои книги слева и войдут в Ад без расчёта. Когда же их друзья взглянут в свои книги, скажут своим братьям: «Вот! Прочтите мою книгу! Я верил в то, что мне предъявят счет» (69: 19-20).
(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 372).
Добавить комментарий