В наше непростое время, когда многие испытывают проблемы и трудности, стала актуальной такая тема, как ризк. Поэтому в благословенный месяц Рамадан я хочу осветить данную тему и рассказать о её истинном понимании в религии Ислам и традиции Ахль уль-Бейт.

Прежде чем говорить про ризк, я хочу сказать несколько слов о том, «как всё устроено». Первая истина, из которой здесь надо исходить – это то, что наша судьба управляется не нами. Вроде бы для того, кто верит в Единого Бога и Писание, это должно быть очевидным. Но, тем не менее, полностью понять и принять это может быть нетривиальной задачей.

Вера в то, что мы отдельны и независимы, является иллюзией, созданной в нашем восприятии для определённых целей – а именно для испытания, ради которого, собственно, и сотворён этот мир. В действительности реальность, в которой мы живём, полностью управляется высшей разумной волей.

Большинство людей думают, что контролируют свою жизнь и точно знают, что происходит. Эта иллюзия является своего рода «естественной установкой», с которой они живут. Но если бы это было действительно так, если бы каждый мог стать кем ему вздумается, то тогда Бог и высшие силы имели бы над нами не больше власти, чем, например, человек, живущий по соседству. Иными словами – Творец не имел бы никакого контроля над творением, что является когнитивным диссонансом для того, кто вообще верит в Творца.

Многим людям кажется некомфортным думать, что не они сами управляют собой, а кто-то другой управляет ими. Чтобы избежать такого дискомфорта, лучше будет представлять это следующим образом.

В Замысле Творца присутствует кадар (судьба) каждого из нас. Она уже существует как некий план. Там нет прошлого, настоящего или будущего как отдельных частей. Там нет ни времени, ни пространства. Никакого дисбаланса между полюсами, никакого конфликта. На этом уровне известно, к каким результатам приводит каждое ваше действие, еще до того, как вы совершите это действие в пространстве и времени. Там ваша жизнь предстаёт как единое целое, где всё уравновешено со всем. Там в вас нет никакой дисгармонии, потому что миллиард дней уравновешивается миллиардом ночей. Миллиард печалей — миллиардом радостей. Всё измерено с полной точностью, всё сбалансировано.

Механизм, управляющий этим, является абсолютно совершенным – настолько совершенным, что мы не способны это себе представить и понять. Если бы кто-то увидел, как работает механизм божественной Воли и Предопределения, он умер бы в тот же самый момент от захватившей его волны абсолютной гармонии и счастья.

Но это видение в теоретическом плане (как признание) является первым шагом того человека, который называется «верующим» в Исламе. Иметь такое видение – это означает, по крайней мере, понимать, что когда мы говорим: «Бог знающ» или «мудр», то Бог знающ и мудр на самом деле настолько, что это просто сногсшибательно. Это вызывает трепет и лишает дара речи. И это приносит огромное облегчение — просто знать, что кто-то глупый не правит вселенной, что ваша личная безопасность и судьба находится в более чем надежных руках. С каждым из нас просто не может произойти чего-то глупого или случайного, такого никогда не будет, на это стоит запрет в законах творения.

Теперь, если каждый из нас будет рад переложить ответственность в каком-то деле на человека, который лучше его разбирается в этом деле (даже если от этого будет напрямую зависеть его жизнь, например, проведение хирургической операции под наркозом), то в чём проблема для того, чтобы переложить ответственность за всю нашу жизнь на Божественную Волю, которая несопоставимо более умна, чем всё, что мы только можем себе представить?

Итак, «мы» ничего не контролируем. Любой контроль — это иллюзия контроля. Единственная область, в которой человеку предоставлено то, что можно условно назвать «свободой» — это ният, то есть наше намерение. И по этим намерениям мы будем судимы и понесём ответственность. «Деяния – по нияту», как говорит хадис. Говоря об этом более лаконично: мы ничего не контролируем, кроме своих мыслей и намерений.

Учитывая всё вышесказанное, перейдём теперь к теме ризка.

Напомню, ризком в Исламе называется, в общем и целом, всё, что поддерживает жизнь. Не существует однозначного перевода этого слова на другие языки. Ризк можно передать как «удел», «пропитание» или «средства к жизни». Каждое из этих слов выражает только часть данного понятия. Поэтому лучше всего будет оставить его без перевода.

Итак, в отношении ризка существует такая иллюзия, согласно которой человеку кажется, будто он контролирует данную сферу своей жизни. Большинство из нас думают, что ризк получается нами самими, зависит от наших дел и усилий. Но это не так. Как и всё в нашей жизни, ризк распределяется не нами. Ризк уже предопределён для каждого из нас ещё прежде его появления на свет. И ничто из предопределённого не уйдёт от него и не будет уменьшено или увеличено.

«И нет ни одного животного на земле, пропитание которого не было бы у Аллаха» (11: 6), — говорит Коран.

Во 2-м томе «Кафи» приведено, что Посланник Аллаха (С) сказал: «Не умирает душа, чтобы её ризк не был доведён до конца». То есть весь ризк, предназначенный человеку от момента его рождения до момента его смерти, будет полностью отдан ему, и от этого не прибавится и не убавится даже на йоту.

В «Макариму ль-ахляк» приведено, что Посланник Аллаха (С) сказал: «Если бы потомок Адама стал убегать от ризка (который предназначен ему), как бежит от смерти, то всё равно его ризк настиг бы его».

Он также сказал: «Поистине, ризк настигает раба так же, как смерть настигает его».

Когда Имам Али (А) говорил подобные же вещи своим сподвижникам, один человек спросил у него: «Если перед человеком закроют двери его дома (и запрут его там), то откуда тогда придёт к нему ризк?» Он сказал: «Оттуда же, откуда к нему приходит смерть».

Что мы понимаем из этого? Мы понимаем то, что ризк не зависит от человека, как не зависят от него жизнь и смерть. Ведь наша смерть находится целиком вне нашего контроля. Никто из нас не знает, когда и как он умрёт. И когда это случится, он будет не в силах что-либо изменить или предпринять. Таков же и ризк. «Поистине, ризк настигает раба так же, как смерть настигает его». Аллах заранее предопределил для каждого его ризк, потому что сотворить человека, дать ему тело и разум — и при этом оставить его без ризка было бы зульмом, было бы угнетением, а Всевышний выше этого.

Но это не следует понимать в том смысле, что, если ризк заранее предопределён для меня, то остаётся лечь на диване, положить ногу на ногу и ничего не предпринимать. Нет, это не так. Предоставление себя ризку (таарруз ли ризк) – это ваджиб, это обязанность человека. Делать что-то, пытаясь заработать себе на жизнь – такая же обязанность, как, например, молитва или пост.

Посланник Аллаха (С) сказал: «Искать разрешённый ризк – обязанность каждого мусульманина, мужчины или женщины» («Бихар», том 103, С. 9).

Он также сказал: «Ищущий ризка для обеспечения своей семьи подобен сражающемуся на пути Аллаха» (Там же).

Имам Садык (А) говорит: «Ищите ризка, ибо он гарантирован тому, кто ищет его» («Иршад», том 1, С.  303).

Посланник Аллаха (С) сказал: «Несколько человек никогда не получат ответ на свои дуа… Один из них – тот, кто сидит дома и взывает: “О мой Господь, даруй мне ризк!” – но при этом не выходит из дома и не ищет ризка. Его Господь скажет ему: “О Мой раб! Разве Я не установил для тебя пути для поиска ризка и разве Я не дал тебе здоровое тело, чтобы ты искал его по земле?”» («Кафи», том 5, С. 67).  

Он также сказал: «Пусть то, что гарантировано тебе, не отвлечёт тебя от того, к чему ты обязан» («Бихар», том 77, С. 187).

То есть, пусть обещание ризка, который Аллах предопределил и гарантировал для тебя, не отвлечёт тебя от обязанности зарабатывать себе на жизнь. Это – твой религиозный долг, твой таклиф, который ты должен выполнять.

Имам Аскари (А) также говорит: «Пусть обещанный ризк не отвлечёт тебя от обязательных деяний» («Бихар», том 78, С. 374).

То есть ризк заранее предопределён для человека и дан ему Всевышним Аллахом. То единственное и малое, что зависит тут от человека (и что он обязан исполнить) – сделать шаг навстречу этому ризку. По-арабски это называется очень точно – таарруз ли рризк – «предоставление себя ризку». В русском языке нет такого выражения, и оно звучит на нём несколько искусственно, но именно оно наиболее точно передаёт суть дела, а потому мы будем использовать его. Пытаясь заработать на жизнь и предпринимая в этой области какие-то усилия, я не «зарабатываю ризк», а именно «предоставляю себя ему». То есть включаю себя в тот ризк, который уже предопределил для меня Всевышний. Ризк уже ждёт меня, и я лишь должен сделать шаг ему навстречу.

При этом «предоставление себя ризку» не обязательно означает занятие какой-то выгодной деятельностью с точки зрения прибыли. Совсем нет. Человек должен делать хотя бы что-то. Например, получать религиозные знания. Условно говоря, изучать «Кафи»… Изучение «Кафи» — тоже форма «предоставления себя ризку». Хотя это, конечно, не «работа» в общепринятом смысле. Изучение «Кафи» внешне не предполагает какого-то заработка. Но так лишь с точки зрения человека. С точки зрения Творца это может быть совсем по-другому. Аллах может направить к такому человеку какого-то богатого верующего, который скажет ему: «Ты посвятил себя изучению Кафи – и я жертвую тебе большую сумму денег, чтобы ты и дальше продолжал этим заниматься». Это и будет его ризк.

При одном условии – если изучение «Кафи» соответствует его задаткам и предназначению. Все люди очень разные, у каждого есть своё предназначение и своя сфера деятельности, которой он должен заниматься. Кто-то сотворён для того, чтобы быть учёным, кто-то для того, чтобы быть торговцем, другой для того, чтобы что-то делать своими руками. Каждый должен заниматься своим делом. Если человек начнёт заниматься «не своим делом», то это будет подобно тому, как если бы он вообще ничем не занимался.

То есть это не будет «предоставлением себя ризку». Здесь мы получим одну из форм «не-предоставления себя ризку». Другая форма того же самого – плохое исполнение своей работы. Например, человек занимается торговлей. Он купил груз зерна, чтобы выгодно его продать, и при этом разместил его в каком-то сыром амбаре, так что всё это зерно испортилось, и он ничего не заработал. В таком случае он не может жаловаться Аллаху и говорить: «О Аллах, почему ты лишил меня ризка?» Потому что Аллах дал ему разум, с помощью которого он понимает, что разместить зерно в таких условиях – значит испортить его. В данном случае то, что сделал этот человек, будет одной из форм «не-предоставления себя ризку», наряду с «ничего-неделанием» и занятием «не своим делом».

Итак – возвращаясь к примеру с «Кафи» — Аллах даст ризк тому, кто изучает «Кафи», но при условии, что изучение «Кафи» будет «его делом», тем, к чему он предназначен. Если человек предназначен, скажем, для торговли, но при этом он полностью оставил торговлю и занят только «Кафи», то это будет одной из форм «не-предоставления себя ризку». Конечно, хорошо, если изучать «Кафи» будут вообще все, но при условии, что они продолжат заниматься своей основной деятельностью, через которую им определён ризк.

И наоборот, если человек предназначен именно для того, чтобы изучать «Кафи», и это сделано для него каналом получения ризка, то занятие другими сферами деятельности не принесёт ему средств к жизни. Скажем, он решит заняться торговлей – и у него ничего не получится.

Итак, обязанность (таклиф) человека – это таарруз ли ризк, «предоставление себя ризку», то есть занятие какой-то деятельностью. Если он занят своим делом, то Аллах через это даст ему весь тот ризк, который ему предназначен, причем этот ризк будет приходить к нему свободно, естественно, без каких-либо сверхусилий.

Из вышесказанного вытекает следующее: поскольку ризк уже заранее предписан человеку, то никакие сверхусилия не принесут пользы и не увеличат его ризк. Это будет просто потерей времени. Скажем, человек открыл небольшой магазин и что-то там продаёт, имея с этого нормальный достаток. Но вот он стал мечтать о некой сверхприбыли. Он полагает, что, работая не 8 часов в сутки, а все 20, и при этом ещё набрав долгов, чтобы расширить свой магазин, он разбогатеет. Скорее всего, у него ничего не получится. В лучшем случае, время, которое он выделит «сверх» того, что необходимо для «предоставления себя ризку», будет потрачено впустую. Лучше бы он потратил его на семью, изучение религии или просто отдых.

Тот, кому суждено быть богатым – станет богатым без каких-либо чрезвычайных усилий. Он просто окажется в нужное время в нужном месте. И тот, кто поместил его туда – это, конечно же, не он сам (просто потому, что никто из нас не знает, какое время и место будет «нужным» — так же, как никто из нас не знает будущее). И наоборот, тот, кому суждено быть бедным – останется бедным, даже если станет лезть из кожи вон.

Посланник Аллаха (С) сказал: «Не заботьтесь о ризке завтрашнего дня, ибо каждый день приходит со своим ризком» («Бихар», том 77, С. 67).

Имам Садык (А) сказал: «Кто уделяет излишнее внимание ризку – тому будет записан грех (хатыа – можно переводить также как ошибку или проступок)» («Амали» Туси, том 1, С. 300).

Имам Казым (А) говорит: «Кто является разумным в отношении Аллаха – тому не подобает ждать с нетерпением Его ризка или обвинять Его в Его предопределении» («Бихар», том 78, С. 319).

Имам Садык (А) сказал: «Если ризк уже является распределённым (то есть предопределённым от Аллаха), то к чему алчность (то есть сильные и жадные старания — хирс) в приобретении его?» («Амали» Садука, С. 16).

Об этом переданы также стихотворные строки от Имама Али (А):

«Оставь стремление в этом мире,

И не усердствуй ради благ этой жизни,

Ибо ризк уже распределён,

И никакие усилия человека не помогут.

Бедняк – это всякий, кто стремится,

Богатый – всякий, кто доволен».

(«Джамиу ль-ахбар», С. 294).

Ризк уже предназначен, и никакие сверхусилия самого человека не приведут к его увеличению. Для того, чтобы человек получал ризк, который уже ждёт его от Аллаха, достаточно только малого – сделать шаг навстречу этому ризку. То есть заняться своим делом. Никакие чрезвычайные усилия не нужны, и Аллах – не угнетатель для рабов, чтобы делать условием получения ими ризка такие усилия, на которые они не способны. «Бедняк – это всякий, кто стремится» — то есть прилагает усилия сверх меры для завоевания ризка и благ этого мира – «богатый – всякий, кто доволен» — то есть довольствуется предопределением Всевышнего и тем ризком, который Он ему даёт.

Да, Всевышний может увеличить ризк человека, но это происходит не посредством того, что сам человек станет прилагать какие-то дополнительные усилия. Не бывает так, чтобы кто-то сказал: «Я увеличу свои усилия наполовину – и мой ризк тоже станет наполовину больше». Так это не работает. Но Аллах, если пожелает и когда пожелает, может увеличить ризк человека, причем это всегда происходит без каких-то особых усилий с его стороны. Каждый взрослый человек с жизненным опытом знает это. Увеличение ризка всегда происходит так, что на тебя что-то как будто «сваливается» со стороны, причем оттуда, откуда ты сам никак не ожидал. Это происходит очень естественно и просто, без каких-то особых усилий со стороны самого человека. (Помимо тех усилий, который он прилагает для «предоставления себя ризку»).

Имам Садык (А) сказал: «Аллах отверг то, чтобы давать ризк верующим, кроме как оттуда, откуда они не рассчитывают» («Кафи», том 5, С. 83).

Имам Али (А) сказал: «Знайте, что даже если хитрость раба слаба, а его старания (в приобретении ризка) ограниченны – он всё равно получит то, что предопределил для него Аллах. И если раб увеличит свою хитрость и свои старания – он не увеличит свой ризк сверх того, что предопределил для него Аллах» («Амали» Муфида, С. 207).

Итак, никакие сверхусилия (помимо и сверх общего «предоставления себя ризку») не увеличивают ризк. Что же увеличивает его? Естественно, это делает воля Аллаха, которая для нас непостижима. Что касается самого человека, то существуют способы увеличить свой ризк, но они лежат в совершенно другой плоскости. Это – такие вещи, как благой нрав, дуа, поддержание отношений с родственниками, садака, испрашивание прощения и тауба. В конце данной лекции я ещё расскажу об этом подробнее.

Быть может, кто-то скажет: «У богатых людей как раз обычно мало благого нрава». Ответ на это: во-первых, это может быть не так. Быть может, у них мало благого нрава в отношении тебя, но много благого нрава в отношении кого-то другого. Во-вторых, Аллах может сделать человека богатым для испытания его, чтобы еще больше наказать его. Такое тоже бывает. Богатство может быть наказанием. Как говорит Коран: «Пусть тебя не восхищают их богатство и их дети. Аллах хочет наказать их этим в ближней жизни; души их изойдут, и они будут неверующими» (9: 55).

Вообще, что касается богатых людей, то их пример, как правило, является подтверждением того, что никакие сверхусилия не могут привести к увеличению ризка. Среди самых богатых людей много таких, которые являются чрезвычайно глупыми. Известная американская поговорка: «Если ты такой умный, то почему ты такой бедный?» — верна с точностью до наоборот. Очень часто самое большое богатство Аллах даёт самым глупым людям. Этим Он показывает, что сами по себе стремления человека или его способности ничего не стоят, что всё решает лишь воля Творца. Единственное, что остается человеку в этом мире – это смирение и сабр. Никакие усилия, ум, образование сами по себе не приводят к богатству. И наоборот, самый глупый, необразованный, невежественный человек может быть очень богат. И это – не исключение, а практически правило. Аллах даёт богатство тому, кому пожелает. Если Он определил тебе, условно говоря, тысячу рублей в день как твой ризк – ты ничего не изменишь в этом, даже если расшибешься в лепешку.

Имам Садык (А) говорит: «Аллах увеличил ризк для глупых людей, чтобы разумные извлекли из этого выводы, поняв, что то, что есть в этой дунье, не приобретается через деяния или через хитрость» («Бихар», том 103, С. 34).

Также передано, что Аллах внушил в откровении одному из Своих пророков: «Знаешь ли ты, почему Я дарую ризк глупцам?» Он сказал: «Нет». Аллах сказал: «Чтобы умные поняли, что ризк не приобретается через ум».

Итак, ризк приобретается только по дарованию от Аллаха: он не приобретается ни через ум, ни через усилия, ни через хитрость.

Повторяю, из этого не надо делать ложные выводы в том смысле, что теперь следует оставить любую деятельность и лежать на диване. Таарруз ли-ризк (предоставление себя ризку) – ваджиб (обязанность)! Но какой этот ризк и сколько его – определяет только Аллах, а не какие-то ухищрения или планы человека.

Еще одна очень распространенная ошибка или, лучше сказать, «естественная установка», характерная для 99,9 процентов людей в отношении ризка: они думают, что, если они сберегут или сэкономят на чем-то, то добавят сэкономленное в общую сумму их ризка. Это опять-таки вытекает из самой общей ошибки: думать, что твой ризк зависит от тебя. Например, верующий отказывается от приобретения перстня, носить который, согласно нашим хадисам, является желательным (мустахаб). Он думает, что, сэкономив деньги на перстень, он потратит их на что-то другое. Но в действительности это не так. Аллах уменьшит его общий ризк на эту самую сумму. То есть человек говорит, например: «Я не куплю кольцо, а вместо этого куплю фрукты детям». Это неправильно. Потому что Аллах определил ризк и для его детей, и для кольца. Отказываясь от приобретения кольца, он всего лишь уменьшает свой ризк на величину этого самого кольца. Если он купит кольцо, то Аллах вернёт ему эти деньги в виде дополнительного ризка.

Приведем более понятный и распространённый пример. Сегодня люди часто отказываются от детей, обосновывая это тем, что у них мало ризка для их содержания. Человек обычно рассуждает так: «У меня есть определённый доход, скажем, 100 тысяч в месяц. Если у меня будет ребенок, то он станет съедать от него 50 тысяч, а потому я не смогу нормально жить». В действительности же дело обстоит так, что, если бы у него был ребенок, то Аллах увеличил бы его ризк на сумму содержания этого ребенка. То есть у него остались бы эти сто тысяч плюс еще дополнительный ризк, который дал бы ему Аллах на ребенка. Но, отказавшись от ребенка, он отказывается вместе с этим и от дополнительного ризка.

Об этом сказано в одном хадисе, который я процитирую по памяти. К Мусе (А) пришёл человек с просьбой обратиться к Аллаху, чтобы Он увеличил его ризк. Муса (А) обратился к своему Господу, и Он ответил ему: «О Муса! Я установил ризк для этого человека таким, каков он есть, и он не может быть изменён. Его ризк – это два динара в день». Муса (А) сообщил об этом тому человеку. Через какое-то время он снова пришёл к нему и сказал: «Твой Господь сообщил, что мой ризк не может быть больше, чем два динара в день. Но сейчас я зарабатываю двадцать динаров каждый день. Разве твой Господь ошибся или солгал?» Муса (А) снова обратился к своему Господу, и Он ответил ему: «Ризк этого человека неизменен – это два динара в день. Но за это время он женился, и оставшиеся 18 динаров – это ризк его жены, которую он должен содержать».

Повторю еще раз: с ризком всё обстоит совершенно иначе, чем кажется обычному человеку с точки зрения его узкого «Эго». Вообще сам ризк – это не что иное, как то, что человек тратит на себя. Именно траты человека – это и есть ризк. Если у человека имеется, скажем, миллиард долларов, который он держит в банке, то это не его ризк. Это – ризк банка. Его собственным ризком будет только то, что он снимет со счета и потратит на себя. Часто бывает так, что богатый человек умирает, ничего не потратив из своего богатства. В таком случае его богатство не было его ризком, и в действительности этот человек являлся бедным. Его деньги в банке были ризком кого-то другого, скажем, самого банка или его детей, которые получат его после его смерти и потратят на себя. Мы, люди, думаем, что миллиард долларов в банке – это ризк того человека, на чье имя они записаны. Но Аллах может и не сделать это его ризком. Для нас, да, это его собственность, но с точки зрения воли Аллаха это – собственность кого-то другого и не имеет отношения к ризку данного человека. Он может потратить из этой суммы лишь одну миллионную долю на самого себя и умереть с этим. Так было ему предписано. Аллах не сделал эту сумму его ризком.

Повторяю: ризк – это всегда не то, что думает человек. Ризк приходит и уходит не так, как мы планируем или рассчитываем.

Иногда бывает так, что Аллах сжимает ризк человека, закрывает ему пути, чтобы испытать его и посмотреть на его сабр. И если человек терпит и проходит испытание – Аллах неожиданно открывает ему пути, и он очень быстро становится состоятельным или даже богатым. И в целом, дело обстоит так, как говорит Коран: «А кто страшится Аллаха – Он сделает для него выход и даст ему ризк, откуда он и не знает» (65: 3).

Верующий в этом мире должен быть абсолютно спокоен, ибо он знает, что его жизнью управляет кто-то несопоставимо более умный, мудрый, добрый и сильный, чем он. Каждый вдох, которым мы дышим, каждая сумма, которую мы зарабатываем, каждый человек, с которым мы встречаемся, каждый кусок еды, который мы кладем себе в рот – всё это планируется, рассчитывается и управляется кем-то гораздо большим, чем мы. А потому вы не носитесь в этом мире туда-сюда, пытаясь что-то сделать в нём или изменить его. Вы просто ждёте и смотрите, как события меняются в вашу сторону – и решение любой проблемы приходит само собой, оттуда, откуда вы и не рассчитывали – аккуратно, спокойно и естественно. А потому верующий теряет страх и беспокойство. Чем больше он познаёт Того, Кто управляет всем, тем больше в нем растёт чувство комфорта, безопасности и гармонии.

Теперь, в заключение этой лекции, скажем вкратце о вещах, которых увеличивают ризк, согласно хадисам Ахль уль-Бейт (А):

1. Благой нрав. Имам Садык (А) сказал: «Благой нрав увеличивает ризк».

2. Хорошее отношение к своему семейству и поддержание отношений с родственниками. Имам Садык (А) сказал: «Кто хорошо поступает со своим семейством – его ризк будет увеличен».

3. Дуа за верующих. Имам Бакир (А) говорит: «Делай дуа за своих братьев, ибо это увеличивает твой ризк».

4. Милостыня (садака). Посланник Аллаха (С) сказал: «Давайте милостыню – и Аллах даст вам ризк». Имам Али (А) сказал: «Ищите ризк через садаку».

5. Испрашивание прощения у Аллаха (истигфар). Имам Садык (А) сказал: «Если ты считаешь свой ризк недостаточным, то много проси прощения у Аллаха (часто совершай истигфар). Ибо Аллах говорит в Своей Книге: Просите прощения у Господа вашего, ибо Он – прощающий. Он пошлет на вас небо дождем, и поддержит вас имуществом и детьми, и устроит для вас сады, и устроит для вас реки (71: 10-12)».

Посланник Аллаха (С) также сказал: «Кто много просит прощения у Аллаха – Аллах даст ему выход из всякой тяготы и изо всех трудностей и дарует ему ризк оттуда, откуда он не рассчитывает».

Испрашивание прощения у Аллаха осуществляется посредством слов «астагфиру ллах» или «астагфиру ллаха рабби ва атубу илей». При этом обязательным условием испрашивания прощения (истигфара) является то, чтобы раб искренне пообещал Аллаху никогда не возвращаться к грехам, которые совершал.

6. Чтение дуа. Существует множество дуа от Ахль уль-Бейт (А) для увеличения ризка. Некоторые приведены на сайте Arsh313.

7. Постоянное пребывание в состоянии омовения. Посланник Аллаха (С) сказал: «Постоянное пребывание в состоянии омовения делает постоянным твой ризк».

8. Верность аманату. Имам Али (А) сказал: «Исполнение аманата увеличивает ризк». Аманат – это всё, что доверено человеку. Под «исполнением аманата» надо понимать надёжность и честность во всех смыслах. Надёжный и честный торговец преуспеет в торговле, даже если во всех остальных отношениях он будет худшим творением Аллаха.

9. Женитьба, если человек не женат. Пришло в хадисах, что женитьба и семейная жизнь сами по себе увеличивают ризк человека.

10. Помощь и добрый совет своему брату в религии.

11. Честность и слово истины.

12. Воздержание от вещей, которые уменьшают ризк.

Теперь давайте вкратце перечислим вещи, уменьшающие ризк:

1. Исраф, то есть лишняя и бессмысленная трата того, что даровал Аллах. Имам Садык (А) сказал: «Исраф влечёт за собой бедность».

2. Табзир, то есть расточительство. Имам Садык (А) сказал: «Тому, кто правильно и экономно ведёт свои дела, гарантировано, что он никогда не станет бедным».

3. Совершение грехов. Имам Бакир (А) сказал: «Бывает так, что человек совершает грех – и ризк убирается от него».

4. Прелюбодеяние – из числа вещей, вызывающих бедность.

5. Ложные клятвы.

6. Алчность и жадное стремление к ризку: это не увеличивает, а уменьшает ризк.

7. Разрыв отношений с родственниками.

8. Лживость и привычка говорить ложь.

9. Прослушивание музыки – влечёт за собой бедность и отрезает человека от ризка.

7 комментариев

  1. Лейла

    Салам Алейкум,скажите пожалуйста если весь Ризк от Аллаха и раб сам не причастен к нему то входит ли в этот предопределенный ризк также и харамный заработок,если да? то, как это сходится с тем что всё хорошее от Аллаха а все зло от рабов. а если нет и это не Ризк от Аллаха то, как называется еда,одежда,имущество купленное на харамном заработке и доходе.Это Ризк от Шайтана или как? обьясните пожалуйста.

    Ответить
    • Админ

      Ва алейкум ассалам! Все от Аллаха, просто раб превращает тот ризк, который должен быть дозволенным — в запретный. Это вопрос предопределения и зла, подробнее об этом см. последнюю часть цикла «Таухид и ширк»: arsh313.com/tauhid-i-shir...-amina-ramina/#9

      Ответить
  2. eltakin

    салам алейкум, как на счет кражи, одним людьми у других. можете объяснить комбинацию ризга. потому что в хадисах есть, что например, украденное у кого-то кем-то, потом через покаления возвращается наслеником кем-то наследнику кого-то и необязательно добровольно.

    Ответить
    • Админ

      Ва алйекум ассалам. Такое может быть, но не факт, что наследник об этом узнает и поймет.

      По этому поводу есть такой хадис:

      Однажды Муса (А) проходил мимо горы и увидел на ней источник: он совершил ритуальное омовение, затем поднялся на вершину и начал молиться.

      В этот момент он заметил как некий всадник остановился у источника и испил воды. Всадник имел при себе мешочек золота, однако забыл его там и уехал.

      После его ухода к источнику подошёл пастух: увидев мешочек золота, тот взял его и удалился.

      Наконец, после этого взор Мусы (А) упал на утомлённого старика, нёсшего на себе связку дров. Старик положил дрова на землю и стал отдыхать.

      Всадник в поисках своего золота вернулся к источнику: не найдя мешочка, он подошёл к спящему старику и сказал: «Ты подобрал мой мешок с золотом, потому что кроме тебя здесь никого нет». Старик покачал головой: «Мне ничего не известно о твоём золоте». Всадник начал кричать на него, потом принялся избивать: убив старика, он сел на коня и ускакал.

      Увидев с вершины горы такую неправду, Муса (А) воззвал к Богу:

      «Господи! Где же справедливость?».

      И Господь ниспослал ему откровение:

      «Тот старик-дровосек когда-то давно убил отца всадника, и сегодня сын убитого отомстил за отца. Отец всадника был должен такую же сумму денег, как та, что находилась в мешочке, отцу пастуха, и сегодня пастух приобрёл то, что принадлежало его отцу. Итак, возмездие свершилось, и долги возвращены. Воистину, Я являюсь справедливым судьёй».

      «Бихар аль-анвар», том 64, с. 117—118

      Ответить
  3. Надир

    Салам Алейкум ! Спасибо за Ваш труд. У меня вопрос по «Прослушивание музыки – влечёт за собой бедность и отрезает человека от ризка.»

    Ведь даже фильм «Мухаммад Посланник Бога» тоже начинается с музыки.

    В целом понятно вред музыки, особенно попмузыки.

    Буду рад за ответ. Жду новых материалов с нетерпением.

    Ответить
  4. Магомед-Башир

    Ассалам алейкум. Это правда, что прослушивание музыки снижает ризк? Я первый раз об этом слышу 

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.