Повелитель верующих Али (А) сказал:

كل ما في الكتب المنزلة، فهو في القرآن ، و كل ما في القرآن فهو في الفاتحة، و كل ما في الفاتحة فهو في (بسم الله الرحمن الرحيم) و كل ما في (بسم الله الرحمن الرحيم) في الباء، و كل ما في الباء في النقطة، و أنا النقطة تحت الباء

«Все, что есть в ниспосланных книгах, содержится в Коране; всё, что есть в Коране, содержится в Фатихе; всё, что есть в Фатихе, содержится в „Бисмилляхи ррахмани ррахим“; всё, что есть в „Бисмилляхи ррахмани ррахим“, содержится в „ба“; всё, что в „ба“, содержится в точке, и я — точка под „ба“».

Некоторые ставят под сомнение достоверность этого прекрасного хадиса. Можно встретить утверждения, что он не имеет источника, выдуман гулатами, а также не может исходить от Имама Али (А) по той причине, что в его время арабские буквы писались без точек. 

В этой работе я хотел бы разобрать хадис о точке под «ба», а также затронуть важную тему достоверности хадисов.

1. ИСТОЧНИК ХАДИСА

С точки зрения источника, этот хадис приведён в книге «Машарику анвари йакын» («Сияния светочей убеждённости») Хафиза Раджаба Бурси, без какого-либо иснада. Автор книги, Хафиз Раджаб Бурси, был шиитом, но обвинялся в гулатстве и склонности к суфизму. Некоторые, как Алламе Маджлиси, считали его взгляды «редкими» и «странными». Другие выступали в его защиту, как, например, Алламе Амини. 

2. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЭТОТ ХАДИС ДОСТОВЕРНЫМ?

В данном случае мы можем выразить этот вопрос так: может ли этот хадис приводиться в качестве довода? Иными словами, можем ли мы полагаться на него, приводя в какой-то цепочке рассуждений, или следует полностью отбросить его?

С точки зрения той методологии, которой придерживаюсь я и которой следовали многие шиитские ученые («метод контекстов»), этот хадис может использоваться в качестве довода. «Метод контекстов» (караину ль-вусук) состоит в том, что при рассмотрении хадиса мы не полагаемся только на его иснад, но помещаем его в целую систему критериев (контекстов), причем иснад является всего лишь одним из таких «контекстов».  

Этот метод соответствует самой фитре любого разумного человека, поскольку, услышав какую-то новость и желая понять, соответствует ли она действительности, он полагается не только на цепочку передатчиков, но и на множество других контекстов, главный из которых — анализ самого содержания этой новости. 

Итак, самый первый контекст, в который мы должны поместить хабар (хадис) — это то, соответствует ли он аятам Корана и другим хадисам с точки зрения содержания. Иными словами: есть ли в других хадисах что-то, подтверждающее содержание данного хадиса, или нет? Если хадис является странным, необычным, противоречащим другим словам Ахль уль-Бейт (А), то мы должны отбросить его и не использовать в качестве довода, особенно если существуют другие контексты, также «ослабляющие» данный хабар. (И на всё это есть аргументы в самих словах Непорочных, но подробное изложение данной методологии потребовало бы много времени и местами, и тут мы не будем этим заниматься. Ин ша Аллах, когда-то посвящу этому отдельную работу).

Что касается рассматриваемого хадиса, то существуют ясные контексты из других хадисов, подтверждающие его с точки зрения содержания:

1. 

В «Манакиб» Ибн Шахр-Ашуба, том 2, С. 49, и в «Бихаре», том 40, С. 165, приведено, что Имам Али (А) сказал:

قَالَ عَلَيْهِ السَّلاَمُ: أَنَا اَلنُّقْطَةُ أَنَا اَلْخَطُّ أَنَا اَلْخَطُّ أَنَا اَلنُّقْطَةُ أَنَا اَلنُّقْطَةُ وَ اَلْخَطُّ

«Я — точка, я — линия, я — линия, я — точка, я — точка и линия».

Значение этих слов состоит в том, что реальность Али (А), которая есть Свет и первое творение Аллаха (это Свет, единый со Светом Мухаммада), выражена как «точка», из-за того, что она является началом и основой всех вещей (сотворённых Всевышним из этого Света), подобно тому как все линии и фигуры происходят из точки. Далее он говорит: «я — линия», потому что линия является совокупностью точек, то есть, иначе говоря, проявлением изначальной точки на плоскость множественности. Это так, потому что все творения были сотворены Всевышним Аллахом из этого изначального Света, который сам был Его первым творением. Итак, все последующие творения являются как бы распространением этой первоначальной Точки (Света Мухаммада и Али) на плоскости бытия. 

Затем он (мир ему) выражает то же самое в обратном порядке: «я — линия, я — точка», чтобы представить обратное движение от множественности творений — к центру бытия. И, наконец, Имам (А) представляет обе этих реальности — единства и множественности — вместе, говоря: «я — точка и линия».

Иначе говоря, выражением «я — точка» Повелитель верующих (А) представляет себя как первое выражение Таухида в творении Аллаха. Как говорит его потомок Имам Махди (А) в «Дуа месяца Раджаб»: «Ты сделал их (Мухаммада и его Семейство, Четырнадцать Непорочных, которые в своей основе есть один Свет) кладезями Твоих слов, и столпами Твоего таухида, и Твоими знамениями и стоянками, которым нет остановки, и во всяком месте познаёт Тебя по ним тот, кто познаёт Тебя. Нет разницы между Тобою и ими, кроме как в том, что они – Твои рабы и Твоё творение, и в Твоей длани их начало и их конец, их исход от Тебя и возврат их к Тебе. Они – помощники и свидетели, желающие и защитники, хранители и путеводители. Ты наполнил ими небеса Твои и землю, так что стало ясно, что нет бога, кроме Тебя».

Более подробное объяснение этих высших реалий вы найдёте в моих работах, таких как «Человек в Исламе», «Язык, буквы, имена» и «Тафсир». 

2. 

Имам Али (А) сказал:

العلم نقطة كثرها الجاهلون

«Знание — точка. Невежды сделали её множеством».

Это высказывание Повелителя верующих (А) является широко известным в исламском мире в целом, включая суннитов, в источниках которых оно также приведено. Из числа шиитских источников оно приведено в таких книгах, как: «Аввали лаали» Ибн Аби Джумхура Ахсаи, том 4, С. 129, «Хакаику ль-иман» Шахида Сани, С. 167. Существовали авторы, которые писали целые книги в виде шарха к этому хадису.

У данного хадиса может быть несколько значений. Самое глубокое из них состоит в том, что эта точка есть реальность Ахль уль-Бейт (А), то есть их Свет, вокруг которого вращаются творения (и символом этого вращения сделано вращение паломников в хадже вокруг Каабы, как вокруг центральной точки). 

Коран говорит: «Обучил Он Адама всем именам» (2: 31) — то есть обучил знанию этой точки, в которой скрыты и свёрнуты все имена. И выше этого знания нет никакого другого знания. Поэтому самое высшее и истинное знание есть знание этой Точки, в которой скрыто всё. Хадис говорит, что тот, кто отворачивается от этой Точки (реальности Ахль уль-Бейт) и занимает своё внимание множественностью вещей, тот является невеждой (джахилем), лишённым истинного знания.

Говоря обо всём этом иначе: первое, что сотворил Аллах, чтобы быть познанным — Абсолютное бытие, или Вилаят, или Первый Свет, или Величайшее Имя, или Точка под «ба» – Точка, которая есть исток любого языка и книги, так же как Коран начинается с «бисмилля», «бисмилля» начинается с «ба», а «ба» начинается с точки, «и я – эта точка», как говорит Имам Али (А).

3. 

Повелитель верующих (А) сказал:

لو شئت لأوقرت لكم ثمانين بعيرا من معنى الباء

«Если бы я пожелал, то наполнил бы груз восьмидесяти верблюдов значением буквы „ба“ (в бисмилля)».

(«Бурхан», том 1, С. 45).

Также передано от Ибн Аббаса:

أخذ بيدي الإمام علي ليلة فخرج بي إلى البقيع وقال: إقرأ يا بن عباس فقرأت بسم الله الرحمن الرحيم فتكلم في أسرار الباء إلى بزوغ الفجرة

Имам Али (А) взял меня за руку однажды ночью и вышел вместе со мной на кладбище Баки. Он сказал: «Читай, о Ибн Аббас!» Я прочитал: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!» И он стал говорить о тайнах буквы «ба» — и говорил об этом до наступления рассвета.

(«Мустадрак сафинату бихар», том 1, С. 269).

Итак, мы можем сделать вывод, что другие хадисы подтверждают разбираемый хадис с точки зрения смысла и матна. Значение всех этих хадисов сводится к тому, что реальность Али (как и реальность всех Ахль уль-Бейт) — это Ось мироздания. Слово «точка» означает некий центр, вокруг которого строится и вращается всё остальное, и это — не что иное, как Свет Ахль уль-Бейт (А).

А поскольку Коран соответствует всему мирозданию, и есть Книга написанная и есть Книга бытия, — постольку «Фатиха», также в краткой форме, содержит в себе всё мироздание. Есть аяты Корана – и есть аяты мироздания, есть «Фатиха» Корана — и есть «Фатиха» мироздания (и это Ахль уль-Бейт), есть буква «ба» в начале «Фатихи» — и есть «ба» в начале бытия, и Имам Али (А) говорит: «Я – точка под ба». Как Коран начинается с точки – так и всё мироздание начинается с точки, которая есть Первый Свет – Свет Ахль уль-Бейт (А).

В этом состоит значение разбираемого хадиса, и на это же содержание указывают смыслы сотен и тысяч других хадисов от Непорочных (А).

3. АМИН РАМИН ПРИВОДИТ СЛАБЫЕ ХАДИСЫ?

Итак, хотя этот хадис слаб с точки зрения своего источника и иснада (он не приведён в основных источниках шиитских хадисов, таких как «Кафи», книги шейха Садука и так далее), существуют другие контексты, которые позволяют усилить его и утверждать, что он может использоваться в качестве довода. 

Не всякий хадис без иснада должен быть отвергнут, и утверждать так — позиция, лишённая всякой научности. Происхождение многих хадисов от Непорочных (А) устанавливается через матн, то есть исходя из того факта, что никто не мог сказать слова с таким мудрым и красноречивым содержанием, помимо Непорочного (А). Многие из шиитских учёных делали хадисы достоверными только на данном основании, и эта вещь известна среди людей знания.

Цель приведения этого хадиса в моих работах — не извлечение из него обязательных для исполнения выводов (шариатских положений), а предоставление общей информации о положении и достоинствах Ахль уль-Бейт (А). Всё, что есть в этом хадисе, можно извлечь из других хадисов, число которых — сотни и сотни, и они представлены в основных и наиболее достоверных шиитских источниках, таких как «Кафи». Иснад хадиса имеет значение в вопросах фикха, то есть при выводе положений шариата, обязательных для исполнения, а когда хадис используется в общепринятых вопросах вероубеждения в качестве подтверждения, разъяснения темы или просто для украшения (табаррука), нет никакой нужды в иснаде. Если такой хадис имеет иснад — хорошо, а если нет — это ни на что не влияет. 

И в целом, люди, обвиняющие меня в том, что я «привожу слабые хадисы», тем самым с головой выдают своё невежество, а именно:

1) Неумение отличить одну область исламских знаний от другой. В своих работах я не даю практические фетвы, обязательные для исполнения. Мои работы вращаются вокруг вопросов вероубеждения, достоинств Ахль уль-Бейт и их истории, а во всех этих областях нет необходимости ссылаться только на достоверные с точки зрения иснада хадисы. 

2) Незнание того факта, что ценность хадиса определяется не только по его иснаду. Иснад — лишь один из «контекстов» (караин), в которые помещён хадис. Существуют также другие, не менее (но более) важные.

3) Даже в фикхе — области, предъявляющей самые высокие требования к достоверности хадисов — «слабые» с точки зрения иснада хадисы не отвергаются, а анализируются в соответствии с массой других критериев. Многие из них могут использоваться в качестве довода. Например, несколько «слабых» хадисов со сходным содержанием подкрепляют друг друга, составляя вместе один «сильный» хадис.

Также необходимо отметить, что Непорочные Имамы (А) настаивали на нежелательности отвержения их хадисов, дошёдших до нас, до тех пор, пока существует какая-то возможность их принятия.

4. НЕЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ ОТВЕРЖЕНИЯ ХАДИСОВ, ИСХОДЯ ИЗ СЛОВ ИМАМОВ (А)

В одном из своих писем Хусейну ибн Руху Имам Махди (А) проклял Абу Азакира. Ибн Рух спросил, что делать с его многочисленными книгами. Он ответил: خذوا بما رووا وذروا ما رأ وا – «Возьмите то, что они передали (от нас), и оставьте то, что они думают (то есть их собственные мнения)» (Гейба Туси, С. 254)

Имам Бакир (А) сказал:

ال تكذبوا بحديث أتاكم به مرجئ وال قدري وال حرور ي ينسبه إلينا فإنكم ال تدرون لعله شيء من الحق فيكذب هللا فوق عرشه

«Не считайте ложью хадис, с которым пришёл к вам мурджит, кадарит или хурури, возводя его к нам. Ибо вы не знаете: может быть, там содержится что-то из истины, и обвините во лжи Аллаха над Троном».

(«Махасин» Барки, глава «Таслим»).

Суфьян спросил Имама Садыка (А):

جعلت فداك؛ إن رجلاً يأتينا من قبلكم يعرف بالكذب فيحدث بالحديث فنستبشعه، فقال أبو عبد الله — عليه السلام -: يقول لك: إني قلت لليل إنه نهار، وللنهار إنه ليل، قال: لا، قال: فإن قال لك هذا إني قلته فلا تكذب به فإنك إنما تكذبني

«Да буду я твоей жертвой! Вот к нам приходит человек, который рассказывает (хадисы) от вашего имени, при том что он известен своей лживостью, и он рассказывает нам хадисы, и мы находим их непонятными».

Имам (А) сказал: «Разве он говорит вам, что я называю ночь днём, а день ночью?»

Он сказал: «Нет».

Имам (А) сказал: «Тогда если он говорит тебе, что я это сказал (то есть хадисы, которые он передаёт), то не обвиняй его во лжи, потому что в таком случае ты обвинишь меня во лжи».

(Басаиру дараджат, том 1, С. 77).

Смысл этих слов ясен: Непорочные Имамы (А) считали крайне нежелательным отвержение каких-либо их хадисов, если существует хотя бы небольшая возможность для их принятия. Разумеется, это не означает, что мы должны принимать всё без разбора: необходим поиск «золотой середины» в данном вопросе. Но в целом, те люди, которые отвергают хадисы Ахль уль-Бейт (А) направо и налево, аргументируя это их мнимой «слабостью», напрямую противоречат минхаджу Имамов (А), который они донесли до нас. Такая методика не имеет ничего общего с научностью и традицией Ахль уль-Бейт (А).

5. БУКВЫ ВО ВРЕМЯ ИМАМА АЛИ (А) ПИСАЛИСЬ БЕЗ ТОЧЕК?

Критики этого хадиса утверждают, что в то время свитки Корана писались куфическим шрифтом без точек под буквами.

Ответ на это:

Мнение о том, что первые свитки Корана писались без точек, было принято раньше и в настоящее время считается устаревшим и неверным. Существует множество свидетельств того, что первые свитки Корана имели точки.

Самые ранние свитки Корана, дошедшие до нас, написаны на кусках кожи. В некоторых из этих свитков отсутствуют точки под буквами, а в других они присутствуют. Но даже там, где не было точек под или над буквами, они заменялись специальными знаками, которые передавали смысл этих точек. Любой человек, знакомый хотя бы с основами арабскими языка, знает, что арабский текст было бы невозможно прочитать, если бы не наличие точек, которые отличают одни буквы от других. Кроме того, многие слова меняли бы свой смысл, и об их настоящем смысле нельзя было бы догадаться. Например, как отличить друг от друга слова جَرَّ» и «خَرَّ» , «حَرَّ , если бы они не имели точек?

Как ни странно, но, видимо, обычай писать свитки Корана вообще без точек относится к более поздней эпохе — 3-4 векам хиджры. Самые ранние рукописи, полностью лишенные точек, вероятно, относятся к 9-10-му веку от Р.Х. из Магриба. Видимо, писать Кораны совсем без точек было «модой» определенной эпохи. 

Также вероятно, что в первых свитках Корана некоторые точки писались, а некоторые нет. Есть несколько очень ранних рукописей, в которых буква «даль» отмечена точкой снизу. Иногда можно увидеть точки под «йа». Над «каф» и «фа» писалась одна точка.

Таким образом, можно сделать вывод, что в эпоху Имама Али (А) всё обстояло гораздо сложнее, чем это предполагается версией об отсутствии точек. Очевидно, наиболее верное мнение будет состоять в том, что в ту эпоху были известны точки под и над буквами, однако они писались ограниченно и не всегда. Иными словами, использование точек не было систематизировано и унифицировано, как сегодня. Однако они существовали и были известны арабам.

Также утверждается, что Коран, записанный самим Имамом Али (А), имел точки.

На следующих фото вы можете видеть самые ранние свитки Корана с точками:

 

Существует также ряд хадисов от Непорочных Имамов (А), подтверждающих наличие точек в письменности того времени. В шиитских источниках (например, «Манакиб», том 2, С. 48) передана известная «хутба без точек» от Имама Али (А), которая начинается так:

اَلْحَمْدُ لِلَّهِ أَهْلِ اَلْحَمْدِ وَ مَأْوَاهُ وَ لَهُ أَوْكَدُ اَلْحَمْدِ وَ أَحْلاَهُ وَ أَسْرَعُ اَلْحَمْدِ وَ أَسْرَاهُ وَ أَطْهَرُ اَلْحَمْدِ وَ أَسْمَاهُ وَ أَكْرَمُ اَلْحَمْدِ وَ أَوْلاَهُ إِلَى آخِرِهَا 

«Хвала Аллаху, Обладателю славы....»

Эта хутба считается одним из чудес Повелителя верующих (А), так как ни один обычный человек не способен спонтанно произнести проповедь, все буквы в которой были бы буквами без точек. Однако, если арабам не были известны точки как таковые, то в чём был смысл этой хутбы?

Другой хадис, подтверждающий наличие точек в то время, приведён в «Таухиде» Садука:

— حدثنا محمد بن بكران النقاش رحمه الله، بالكوفة، قال: حدثنا أحمد بن محمد الهمداني، قال: حدثنا علي بن الحسن بن علي بن فضال، عن أبيه، عن أبي الحسن علي بن موسى الرضا عليهما السلام، قال: إن أول ما خلق الله عز وجل ليعرف به خلقه الكتابة حروف المعجم وإن الرجل إذا ضرب على رأسه بعصا فزعم أنه لا يفصح ببعض الكلام فالحكم فيه أن يعرض عليه حروف المعجم، ثم يعطي الدية بقدر ما لم يفصح منها.

ولقد حدثني أبي، عن أبيه، عن جده، عن أمير المؤمنين عليهم السلام في (ا ب ت ث) أنه قال: الألف آلاء الله، والباء بهجة الله (والباقي وبديع السماوات والأرض).

والتاء تمام الأمر بقائم آل محمد صلى الله عليه وآله وسلم والثاء ثواب المؤمنين على أعمالهم الصالحة.

(ج ح خ) فالجيم جمال الله وجلال الله، والحاء حلم الله، (حي حق حليم) عن المذنبين، والخاء خمول ذكر أهل المعاصي عند الله عز وجل.

(د ذ) فالدال دين الله (الذي ارتضاه لعباده)، والذال من ذي الجلال والاكرام.

(ر ز) فالراء من الرؤوف الرحيم، والزاي زلازل يوم القيامة.

(س ش) فالسين سناء الله (وسرمديته)، والشين شاء الله ما شاء، وأراد ما أراد (وما تشاؤن إلا أن يشاء الله).

(ص ض) فالصاد من صادق الوعد في حمل الناس على الصراط، وحبس الظالمين عند المرصاد، والضاد ضل من خالف محمد وآل محمد.

(ط ظ) فالطاء طوبى للمؤمنين، وحسن مآب، والظاء ظن المؤمنين بالله خير وظن الكافرين به سواء.

(ع غ) فالعين من العالم، والغين من الغني الذي لا يجوز عليه الحاجة على الاطلاق.

(ف ق) فالفاء (فالق الحب والنوى، و) وفوج من أفواج النار، والقاف قرآن على الله جمعه وقرآنه

Имам Реза (А) сказал:

Первое, что сотворил Аллах, велик Он и свят, для того, чтобы Его рабы знали написание, были буквы с точками. И если человек получит удар палкой по голове, после чего не сможет правильно говорить, то решение относительно него такое, что ему представляются некоторые буквы с точками, и компенсация выплачивается ему в размере того, что он не сможет произнести.

И передал мне мой отец от его отца от его деда от повелителя верующих Али (мир им всем) о буквах «алеф», «ба», «та», «са», что он сказал:

«“Алеф” – это милости (алау) Аллаха, “ба” – великолепие (бахджат) Аллаха, “та” – завершение (тамаму) повеления через Возносящего (Каим) род Мухаммада (то есть Махди), “са” – награда (саваб) верующих за их праведные деяния....

Мы видим здесь две вещи: во-первых, Имам Реза (А) говорит, что буквы с точками были изначальным творением Аллаха, чтобы Его рабы знали написание. То есть, исходя из этого, они существовали вообще всегда, пока существует письмо. Во-вторых, тут устанавливается шариатское наказание в зависимости от способности человека различить буквы с точками. Если во время Имама Али (А) не было букв с точками, как осуществлялось это наказание? 

Даже если представить себе, что арабы во время Имама Али (А) не были знакомы с точками под буквами (что на самом деле не так), то в таком случае выражение «точка под ба» может иметь смысл не буквальной точки, а «сути» или «смысла» буквы «ба». То есть смысл этого хадиса в таком случае будет в следующем: «Суть Корана — Фатиха, суть Фатихи — бисмилля, суть бисмилля — ба, суть ба — точка, и я — эта точка». Таким образом, даже в этом случае хадис не теряет своего значения.

Наконец, в некоторых «опровержениях» нам встретился такой «аргумент»: «точкой под ба» называли себя некоторые суфии, поэтому данный хадис мог быть заимствован у них и приписан Имаму Али (А). В действительности этот «аргумент» не является доводом ни на что, ибо как раз суфизм заимствовал многие вещи у шиизма и Непорочных Имамов (А). Суфии присваивали себе их хадисы, их учение и их высказывания. Суфийское учение о вилаяте, футуввате, маарифате, Мухаммадовом Свете и так далее — всё это заимствования из шиизма, которые они подвергли искажениям и включили в контекст своих собственных учений. Таким образом, кто-то из суфиев мог взять этот известный хадис Имама Али (А) и приписать его себе — так же как враги Али (А) на заре Ислама приписывали самим себе его прозвища.

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.